Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ВУЛЬГАРНОГО МАТЕРИАЛИЗМА'

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ВУЛЬГАРНОГО МАТЕРИАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1130
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ / ПЬЕР КАБАНИС / КАРЛ ФОГТ / ЛЮДВИГ БЮХНЕР / ЯКОБ МОЛЕШОТТ / ИОСИФ ДИЦГЕН / ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС / ВЛАДИМИР ЛЕНИН / КАРЛ МАРКС / CONSCIOUSNESS / VULGAR MATERIALISM / PIERRE CABANIS / KARL VOGT / LUDWIG BUCHNER / JACOB MOLESHOTT / JOSEF DIETZGEN / FRIEDRICH ENGELS / VLADIMIR LENIN / KARL MARX

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кудрин С.К.

В статье дан обзор философии вульгарного материализма и определяется ее значение в истории западной философии. Показаны ее достоинства и недостатки в качестве одной из форм механистического материализма. Выделяются ее общие и особенные черты как самостоятельного философского течения. Рассмотрено понимание сознания в философии вульгарного материализма, показана его неоднозначность. Делается вывод о внесении корректив в его понимание. Указывается влияние вульгарного материализма на последующую философскую и научную мысль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF UNDERSTANDING THE CONSCIOUSNESS IN THE PHILOSOPHY OF VULGAR MATERIALISM

The article provides an overview of the philosophy of vulgar materialism and defines its significance in the history of Western philosophy. It showings its advantages and disadvantages as a form of mechanistic materialism. Its general and specific features are distinguished as an independent philosophical trend. The understanding of consciousness in the philosophy of vulgar materialism is considered, its ambiguity is shown. It is concluded that a correction in his understanding. The influence of vulgar materialism on the subsequent philosophical and scientific thought is indicated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ВУЛЬГАРНОГО МАТЕРИАЛИЗМА»

УДК 1(091): 16

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ВУЛЬГАРНОГО МАТЕРИАЛИЗМА

С.К. Кудрин

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье дан обзор философии вульгарного материализма и определяется ее значение в истории западной философии. Показаны ее достоинства и недостатки в качестве одной из форм механистического материализма. Выделяются ее общие и особенные черты как самостоятельного философского течения. Рассмотрено понимание сознания в философии вульгарного материализма, показана его неоднозначность. Делается вывод о внесении корректив в его понимание. Указывается влияние вульгарного материализма на последующую философскую и научную мысль.

Ключевые слова: сознание, вульгарный материализм, Пьер Кабанис, Карл Фогт, Людвиг Бюхнер, Якоб Молешотт, Иосиф Дицген, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин, Карл Маркс.

Вульгарный материализм (от латинского vulgaris - обыкновенный, простой) - течение в западной философии середины XIX в. Термин «вульгарный материализм» в философию был введен Фридрихом Энгельсом. Он называл так философию материализма, которой были присущи метафизика и механицизм в эпоху, когда уже сложились исторические условия для их преодоления [1]. Так, они отрицали диалектику как метод и теорию философии. Специалисты в области истории философии отмечают, что вульгарный материализм был реакцией на немецкий идеализм XVIII-XIX вв. и, вообще, на всякую натурфилософию [2].

К его представителям обычно относят Карла Фогта, Людвига Бюхнера, Якоба Молешотта. Непосредственным их предшественником считается француз Пьер Кабанис. Все они были по профессии врачами (они занимались непосредственно медициной, анатомией и физиологией), философия для них не была

© Кудрин С.К., 2018

профессиональным занятием, однако их занятия философией вытекали из их научной деятельности.

Обычно Фогта, Бюхнера и Молешотта относят к представителям немецкой нации, однако это ошибка, так как Молешотт не был немцем. Он имел голландское происхождение. Это достаточно распространенная ошибка, которая воспроизводится в некоторых советских историко-философских изданиях и отдельных учебных пособиях [3, 4].

Этих философов выделяют в отдельное течение благодаря общности их взглядов. В целом, они популяризировали достижения современного им естествознания (закон сохранения материи, закон сохранения энергии, дарвинизм, данные физиологии). В этом плане можно сказать, что они стояли на позициях естественнонаучного материализма, который также называют естественноисторическим материализмом, стихийным материализмом («...стихийное, несознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира, отражаемой нашим сознанием» [5, с. 367]) с некоторой спецификой. Термин «естественнонаучный материализм» был введен в конце XIX в. Джоном Тиндалем как обозначение преобладающей мировоззренческой установки, которой руководствуются в своих специфических исследованиях естествоиспытатели (в том числе и придерживающиеся идеалистических общефилософских взглядов). Отличие вульгарного материализма от естественнонаучного заключается в том, что к естественнонаучному материализму можно причислить и некоторых идеалистов общефилософского плана, что не может быть сделано по отношению к вульгарному материализму.

Характерной чертой вульгарного материализма, помимо популяризации естественнонаучных знаний, являлся свойственный этому течению атеизм (они всячески разоблачали любое идеалистическое мировоззрение, в особенности религию).

Кроме того, они были идеалистами в понимании общества и истории. Энгельс утверждал, что вульгарному материализму свойственна претензия на применение естественнонаучных теорий к обществу и на реформирование социализма. Так, Людвиг Бюхнер пытался объяснить классовые различия, господство од-141

ного класса над другим природой наследственности, примыкая к социальному дарвинизму [6]. Социально-философские взгляды Карла Фогта были подробно проанализированы и подвергнуты критике Карлом Марксом в его работе «Господин Фогт» [7]. Все, без исключения, вульгарные материалисты были социал-дарвинистами в понимании общества и истории.

Помимо сходства с естественнонаучным материализмом, вульгарный материализм имеет сходство с позитивизмом в вопросе понимания роли философии (позитивизм появился примерно в то же время, что и вульгарный материализм). Ф. Энгельс отмечал, что вульгарный материализм отличается «бранью в адрес философии» [8, с. 159]. Вульгарный материализм не понимал необходимость философии как особого рода науки со своим собственным предметом исследования. Особенно упрощенными были гносеологические представления вульгарного материализма, ограниченные узким эмпиризмом, принижением роли научных абстракций и теоретического мышления вообще. Ф. Энгельс писал: «Бюхнер знает философию только как догматик, да и сам он является догматиком, принадлежащих к самым плоским последышам немецкого просветительства» [8, с. 159].

Интересная деталь: в России в 1860 гг. вульгарный материализм был крайне популярен (отдельные работы Фогта, Бюхнера и Молешотта переводил на русский язык и реферировал Д.И. Писарев - известный русский публицист и литературный критик, популяризатор научного мировоззрения) [9, 10, 11]. Однако и в России были те, кто подвергал критике работы вульгарных материалистов.

Критикой вульгарного материализма, помимо Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в России XIX в. занимались революционные демократы, например, Н.А. Добролюбов [2].

В истории философии течение вульгарного материализма занимает место в качестве одной из форм механистического материализма - исторически близкой к более совершенной форме материализма - диалектической. Однако это связано не только с этим, но и с подробностью разработки самой философской системы вульгарного материализма, которая была наиболее усовершенствованной формой механистического материализма.

Главной особенностью вульгарного материализма было понимание его представителями сознания. Они объясняли сознание в отрыве от социального, сводили его к биологическому, а именно к физиологическим процессам, происходящим в мозгу человека.

Так, например, известны следующие высказывания вульгарных материалистов: «Нет мысли без фосфора», «Мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь», «Человек есть то, что он ест». Помимо непосредственных представителей вульгарного материализма, так же понимал сознание и Иосиф Дицген, «рабочий самостоятельно, пришедший к диалектическому материализму, т.е. к философии Маркса» [12, с. 117].

Однако если бы в проблеме сознания в философском направлении вульгарного материализма все было так однозначно, она бы не была проблемой. Все известные на данный момент философские энциклопедии и словари, выходившие в печать в Советском союзе и Российской Федерации, не видят здесь никакой проблемы, считая этот вопрос решенным. В философском же словаре под редакцией А.А. Грицанова, изданном в Минске (республика Беларусь) говорится следующее: «Отмечая в дискуссии с Вагнером, что "мысли находятся в тех же отношениях к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам", Фогт имел в виду наличие связи органа и его продукта, о характере же последнего - духовном или вещественном - речь не идет. Бюхнер при этом подчеркивал: "Даже при самом беспристрастном рассуждении мы не в состоянии найти аналогии и действительного сходства между отделениями желчи и мочи и процессом, производящим мысль в мозгу. Моча и желчь осязаемые, весомые, видимые и, сверх того, отбрасываемые и отпадающие вещества, выделяемые телом, мысль же или мышление, напротив того, не отделение, не отпадающее вещество, а деятельность или отправление известным образом скомбинированных в мозге веществ или их соединений... Вследствие этого ум или мысль не сама материя. Мозг не вырабатывает никакого вещества, подобно печени и почкам, но производит лишь деятельность, являющуюся высшим плодом и расцветом всяческой земной организации". По мысли Бюхнера, в неудачном сравнении Фогта содержится правильная главная мысль: "Как не существует 143

желчи без печени, точно так же нет и мысли без мозга; психическая деятельность есть функция или отправление мозговой субстанции"» [13, с. 200].

Как видно из приведенного выше фрагмента, все совсем не так определенно, как это представляли классики марксизма и последовавшие за ними философы в истории философии. Бюх-нер не отождествляет сознание и материю, а Фогт, проводя аналогию между и мозгом и мысль, не указывает на характер этой связи. Таким образом, нельзя сказать, что они считали сознание материальным. При этом действительно вульгарные материалисты не понимали социальной природы сознания, они считали его производной мозговой активности.

Подробная и обстоятельная критика данного понимания сознания была дана уже в рамках диалектического материализма, еще полтора столетия назад. Но она актуальна и в наши дни, так как множество различных наук, которые находятся сейчас в мейнстриме, и нынешних направлений в философии материалистического плана именно так понимают природу сознания, как его понимали вульгарные материалисты.

В современной философии такое понимание сознания продолжает воспроизводиться с незначительными различиями (в конечном счете, они не улавливают социальную природу сознания) в различных видах материализма, таких как «научный материализм» и элиминативный материализм.

«Научный материализм» - одно из течений современной немарксистской философии. Представители «Н.м.» ограничивают свои изыскания в основном психофизической проблемой, подходя к ней в значительной мере в рамках терминологии естественнонаучного материализма, прибегая подчас к неореалистическим и позитивистским формулировкам [14, с. 358-359].

Элиминативный материализм - материалистическая позиция в философии сознания, согласно которой обыденное понимание сознания является ложным и некоторые ментальные состояния, в которые верят люди, не существуют. Некоторые элиминативи-сты считают, что для некоторых концепций, таких как вера или желание, не будет найдено нейробиологического базиса, поскольку они недостаточно точно определены. Они, в свою очередь, считают, что психологические концепции поведения и

опыта должны оцениваться по тому, насколько хорошо они редуцируются до биологического уровня [15].

Также это понимание сознания широко распространено в естественных науках, связанных с изучением деятельности головного мозга, таких как нейробиология, нейрофизиология и других.

Таким образом, можно сделать вывод, что понимание сознания в вульгарном материализме, как и во взглядах его дальнейших последователей, изрядно «обеднено» и требует серьезного пересмотра. Это, как уже отмечалось ранее, было сделано диалектическим материализмом в лице Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ленина и советско-российских философов ХХ-ХХ1 вв., что нельзя не учитывать, рассматривая проблему сознания в настоящих условиях.

Библиографический список

1. Вульгарный материализм // Новая философская энциклопедия: в

4 т. / науч. ред. В.С. Степина, А.А. Гусейнова, Г.Ю. Семигина. М.: Мысль, 2010. Т. 1. С. 462-463.

2. Таганский Т. Вульгарный материализм третьей четверти XIX века и современные механисты // Из истории философии XIX века. М.: Гос. соц.-эконом. изд-во, 1933. 424 с.

3. Ойзерман Т.И. Вульгарный материализм // Философская энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Ф.В. Константинов. М.: Сов. энциклопедия, 1960. Т. 1. С. 304-305.

4. Орлов В.В. Основы философии. Общая философия: уч. пособие. Пермь: Перм. ун-т, 2006. С. 127-128.

5. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч.: в 55 т. М.: Политиздат, 1968. Т. 18. 526 с.

6. Врожденное знание // Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 95

7. Маркс К. Господин Фогт. М.: Политиздат, 1938. 450 с.

8. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1953. 353 с.

9. Бюхнер Л. Сила и материя. СПб.: Вестник знания (В.В. Битнера), 1907. 266 с.

10. Фогт К. Физиологические письма. СПб.: Изд. С.И. Бакста 1863. 741 с.

11. Молешотт Я. Физиологические эскизы. М.: Изд-е В. Грачева и А. Черенина, 1865. 276 с.

12. Ленин В.И. К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена // Полн. собр. соч.: в 55 т. М.: Политиздат, 1973. Т. 23. С. 117-120.

13. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицанова. 3-е изд., исправл. Минск: Кн. дом. 2003. 1280 с.

14. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд. М.: Республика, 2001. 720 с.

15. Рамсей У. Элиминативный материализм // Стэнфордская энциклопедия философии (версия - лето 2013 года) / ред. Э.Н. Залта; пер. с англ. В.В. Васильева. URL: https://plato.stanford.edu/ (дата обращения: 04.10.2018).

PROBLEM OF UNDERSTANDING THE CONSCIOUSNESS IN THE PHILOSOPHY OF VULGAR MATERIALISM

S.K. Kudrin

Perm State University

The article provides an overview of the philosophy of vulgar materialism and defines its significance in the history of Western philosophy. It showings its advantages and disadvantages as a form of mechanistic materialism. Its general and specific features are distinguished as an independent philosophical trend. The understanding of consciousness in the philosophy of vulgar materialism is considered, its ambiguity is shown. It is concluded that a correction in his understanding. The influence of vulgar materialism on the subsequent philosophical and scientific thought is indicated.

Keywords: consciousness, vulgar materialism, Pierre Cabanis, Karl Vogt, Ludwig Büchner, Jacob Moleshott, Josef Dietzgen, Friedrich Engels, Vladimir Lenin, Karl Marx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.