О. А. Андриянова
ПРОБЛЕМА ПОЛОЖЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ НА ПЕРЕГОВОРАХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ВАТИКАНОМ
В 1878-1884 гг.
Работа представлена кафедрой теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент А. Ю. Павлов
2 2
В статье рассмотрены основные направления переговоров между Россией и Ватиканом в 18781884 гг., их результаты и влияние на положение римско-католической церкви в Российской империи. Статья основана на ранее не использованных материалах российских архивов.
Ключевые слова: Римско-католическая церковь, Ватикан, Россия, конец XIX в.
The basic aspects of negations between Russia and Vatican in 1878-1884 are shown in the article. The results and influence of the negotiations on the place of the Catholic Church in the Russian Empire are examined. The article is based on the material of the Russian archives that was not used previously.
Key words: the Catholic Church, Vatican, Russia, the end of the 19th century.
После трех разделов Польши подданными Российской империи стали несколько миллионов католиков, управление которыми требовало урегулирования отношений с Папским правительством. В результате переговоров между Россией и Ватиканом был подписан конкордат (3.09.1847), который установил определенные гарантии неизменности положения римско-католической церкви в России [6, с. 102]. В 1863 г. из-за восстания в Царстве Польском, которое было поддержано частью католического духовенства, отношения между Россией и Папским государством ухудшились, и указом от 22.11.1866 г. дипломатические отношения между обоими государствами официально были прекращены, в 1867 г. был отменен конкордат.
С избранием папы Льва XIII (20.02.1878) Римская Курия развернула активную дипломатическую деятельность, в частности предложила российскому правительству восстановить дипломатические отношения. Российская сторона также считала необходимым возобновить переговоры с Папским престолом. В феврале 1878 г. на совещании обсуждалась записка главы МВД о положении римско-католической церкви в России, где были обозначены основные вопросы, которые следовало обсудить на переговорах. Одну из главных целей в конфессиональной политике российское правительство видело в создании верноподданнического непольского римско-католического духовенства [4, л. 58]. В инструкции русскому посланнику в Риме князю Урусову было написано: «Цель правительства не скрывается, она состоит в том, чтобы семинарии воспитывали и подготовляли достойных и
образованных Р. К. священников, притом вполне русских и преданных своему отечеству помимо всякого расчета» [4, л. 96].
Переговоры начались в конце 1878 г. в Вене, когда папский нунций Якобини обратился к русскому посланнику Новикову с предложением о возобновлении официальных переговоров. Впоследствии Новикова сменил П. П. У бри, и специально для переговоров с Ватиканом был отправлен глава департамента иностранных исповеданий А. М. Мосолов. В феврале 1879 г. Якобини передал Новикову промеморию, где были изложены вопросы, которые предлагал обсудить Ватикан. Анализируя статьи папской промеморий, глава МВД отметил, что из всех вопросов, представленных Курией, российское правительство предполагало начать переговоры по следующим пунктам: восстановление иерархии, правильная организация Виленской и Минской епархий и удаление не признанных Римской Курией администратора и визита-торов. Еще один вопрос, который следовало обсудить, оставив преимущество за российской стороной, это вопрос об улучшении семинарий [5, л. 7]. При этом целый комплекс вопросов российская сторона предпочла оставить за пределами переговоров. Понимая заинтересованность Ватикана в укреплении дипломатических связей с Россией, российская сторона согласилась продолжить переговоры, но не спешить с заключением формальной сделки, так как «мы успели приобрести преимущества над противною стороной» [5, л. 2].
Почти год шел обмен мнениями. Центральным вопросом переговоров стал вопрос о восстановлении иерархии в римско-
католических приходах России во многом потому, что обе стороны были заинтересованы в его скорейшем разрешении [5, л. 76]. Вторым проблемным вопросом стал вопрос об упразднении Минской епархии. Российская сторона настаивала на ее упразднении в связи тем, что большая часть ее населения, будучи униатами, была присоединена к православию в 1839 г., поэтому она свое значение утратила [5, л. 67]. Обсуждался вопрос о каноническом утверждении Келец-кой епархии, чтобы таким образом отделить ее от Краковской, это предложение было высказано кардиналом и принято российской стороной [5, л. 73].
Переговоры завершились подписанием 19.10.1880 г. [1, л. 6] Венского прелиминарного договора, после чего переговоры были перенесены в Рим, где их продолжили А. М. Мосолов и представитель МИД Бутенев. Из 14 пунктов договора три пункта подлежали последующему обсуждению: вопросы о семинариях, об академии и о пересмотре «исключительных постановлений» [1, л. 12]. В соглашении оговаривались условия восстановления римско-католической иерархии на территории российской империи, получила церковную санкцию Келецкая епархия, Римская Курия согласилась на упразднение трех епископств, в том числе и Минского епископства [1, л. 13]. Российская сторона согласилась также на пересмотр так называемого 14-го пункта об «исключительных постановлениях» в обмен на некоторые уступки Курии в вопросе о восстановлении иерархии [1, л. 15]. Один из вопросов, который российская сторона собиралась вновь поднять в ходе переговоров, касался признания русского языка в дополнительном богослужении, запрещенного в 1877 г. распоряжением Римской Курии [5, л. 96].
В инструкции от 22.02.1881 г., адресованной российским представителям, отмечалось: «Мы желаем установить для римско-католического у нас исповедания такие нормальные условия, при которых мы могли бы рассчитывать на должное содействие
Римской Курии в случаях, указываемых необходимостью и взаимным интересом» [4, л. 2]. Наиболее острые споры развернулись вокруг вопросов о семинариях и «исключительных постановлениях». Российская сторона подчеркивала, что считает семинарии национальными русскими учреждениями, поэтому считала необходимым ввести в их программу обучения русский язык и русскую историю [2, л. 7]. По второму вопросу Россия согласилась отменить некоторые запреты: вопрос о разрешении епископам разъезжать по епархии с целью ревизии, с обязательным сообщением об этом генерал-губернатору, об отмене цензуры проповеди, о праве епископам самим увольнять неугодных прелатов в приходах [2, л. 5]. Соглашение между Римской Курией и Россией было подписано 24.12.1882 г., оно подтвердило почти все пункты венского договора об иерархии и управлении епископствами. Преподавание русского языка и русской истории в католических семинариях должно было быть усилено. Частично были отменены чрезвычайные меры против католических священников.
Несмотря на все заверения папы в своей благосклонности к императорскому пра-вительству, переговоры оказались сложны -ми. В мае 1882 г. министр внутренних дел Д. А. Толстой писал, что, когда три года назад переговоры только начались, «правительство могло рассчитывать на достижение благоприятного для него соглашения с Ватиканом относительно епископов, упраздненных епархий и семинарий и не имело опасений, что римско-католическое духовенство воспользуется такими снисхож-дениями во вред православию и русской народности в Западных губерниях и в Польше» [3, л. 16]. Но со временем «обнаружились явные признаки пробуждения польских притязаний, отразившейся на Р. К. духовенстве, и что последнее в местностях, населенных бывшими греко-униатами, напрягает все усилия для ослабления православия и вместе с тем русской народности» [3, л. 16]. К этому добавился и ряд вне-
шних факторов. В 1880 г. обер-прокурором Синода был назначен К. П. Победоносцев, а в 1881 г. министром внутренних дел России стал Н. П. Игнатьев. Отношение к переговорам изменилось. Как следствие кадровых перестановок, подал в отставку Мосолов, в Риме остался один Бутенев.
В Ватикане также усилились противники сближения с Россией. Особенно сильные позиции занимал граф Ледуховский, префект конгрегации «Пропаганды веры», пользовавшийся большим влиянием при папе. Кардинал отстаивал интересы Австро-Венгрии, которая предпочитала быть посредником между Россией и Ватиканом. Кроме того, при папском дворе выказыва-лось недовольство крайней неуступчивостью российского правительства, особенно по вопросу восстановления официальных дипломатических отношений. Нежелание Курии идти на уступки в вопросе русского языка в дополнительном богослужении, отказ российской стороны от подписания конкордата и затягивание с ответом о восстановлении дипломатических отношений привели к тому, что в 1884 г. переговоры были полностью прекращены.
Российское правительство прекрасно понимало необходимость совместной работы с Римской Курией для урегулирования вопросов, связанных с положением римско-католической церкви в России, и прежде всего в Царстве Польском. Главная задача, которую она ставила, «располячивание
костела», определила характер переговоров с Ватиканом. Со своей стороны Римская Курия была заинтересована в восстановлении дипломатических отношений для повышения своего международного престижа и привлечения внимания к проблеме «римского вопроса». Для императорского правительства католическая церковь была лишь частью государственного аппарата, через который она, в частности, пыталась решить национальные проблемы в Западном крае и Польше. С другой стороны, Римская Курия была заинтересована в сохранении традиционного положения римско-католической церкви и старалась сопротивляться любым попыткам российского правительства поставить церковь под контроль государства. Несмотря на то что обе стороны были разочарованы переговорами 1878-1884 гг., определенные результаты были достигнуты. Прежде всего была восстановлена церковная иерархия в римско-католических приходах западных губерний, российская сторона добилась канонического утверждения нового административного деления римско-католических территорий. Со своей стороны Курия добилась отмены «исключительных постановлений», установленных российским правительством после польского восстания 1863 г. Были определены основные направления переговоров между Россией и Ватиканом, которые возобновились спустя три года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АВПРИ. Ф. 190, Оп. 525. Д. 1390. 1880 г.
2. АВПРИ. Ф. 190. Оп. 525. Д. 1419. 1881 г.
3. АВПРИ. Ф. 190. Оп. 525. Д. 1388. 1857-1914 гг.
4. РГИА. Ф. 821. Оп. 138. Д. 2. 1878 г.
5. РГИА. Ф. 821. Оп. 138. Д. 7. 1880 г.
6. Серова О. В. Переговоры России со Священным Престолом о заключении конкордата 1847 года // Россия и Европа: дипломатия и культура. Вып. 3. М.: Наука, 2004.