Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЗАЦИИ СПОРТА И МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СВЕТЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ 2022 ГОДА'

ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЗАЦИИ СПОРТА И МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СВЕТЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ 2022 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
399
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ДОПИНГ / ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / РЕСТРИКЦИИ / СПОРТИВНЫЙ АРБИТРАЖ / ПЬЕР ДЕ КУБЕРТЕН / ОГРАНИЧЕНИЕ УЧАСТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Порошин Дмитрий Александрович

В статье рассмотрены актуальные аспекты политизации современного спорта на примере событийного ряда 2015-2022 гг., в течение которого против Российской Федерации были введены беспрецедентные по своему масштабу и интенсивности ограничения (санкции), препятствующие российским спортсменам участвовать в международных спортивных соревнованиях. Новый этап введённых ограничений против российских спортсменов оказался связан с началом проведения специальной военной операции на территории Украины. В процессе усиления политического давления на российских спортсменов и российские спортивные организации актуальной становится проблема проникновения политики в современный спорт и использования ограничений в области допуска к спортивным соревнованиям как инструменту геополитической борьбы. В связи с этим целесообразно рассмотреть пути нейтрализации данных негативных процессов и возвращению полноты участия российских спортсменов и российских спортивных организаций в международном олимпийском движении. Объектом исследования является совокупность международно-спортивных отношений, возникающих в сфере введения мер ограничительного характера (санкций) как средства политического воздействия на отдельные государства и спортивные организации. Предмет исследования - международно-спортивные санкции против России, направленные на ограничение участия российских спортсменов в международном спортивном движении. Методология исследования основывается на использовании ресурсов с использованием системного, структурно-функционального метода, общенаучной методологии (анализ, синтез, индуктивно-дедуктивный метод), принципа объективности. В рамках исследования сделан вывод о том, что единственным полноценным инструментом достижения цели снятия санкций со стороны международных спортивных организаций остается возможность судебно-правового противодействия данным санкциям. В свете событий 2022 г. актуализируется необходимость разработки системы приоритетов реализации политики российского государства в области снятия санкций в отношении российских спортсменов. В связи с этим возникает необходимость принятия руководящих документов, определяющих стратегию спортивной дипломатии страны. Данный вызов должен стать организующим импульсом, который позволит консолидировать усилия органов государства по достижению национальных интересов в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SPORTS AND THE INTERNATIONAL OLYMPIC MOVEMENT POLITICIZATION IN THE LIGHT OF THE ANTI-RUSSIAN SANCTIONS OF 2022

The article examines the current aspects of the modern sports politicization on the example of the 2015-2022 event series, during which unprecedented restrictions (sanctions) were imposed against the Russian Federation in terms of their scale and intensity, preventing Russian athletes from participating in international sports competitions. A new stage of the restrictions imposed against Russian athletes has turned out to be associated with the beginning of a special military operation on the territory of the Ukraine. The increasing political pressure on Russian athletes and Russian sports organizations raises the question of politics penetration into modern sports and the use of restrictions in the field of admission to sports competitions as an instrument of geopolitical struggle. In this regard, it is advisable to consider ways to neutralize these negative processes and return the full participation of Russian athletes and Russian sports organizations in the international Olympic movement. The object of the study is the totality of international sports relations arising in the sphere of the introduction of restrictive measures (sanctions) as a means of political influence on individual states and sports organizations. The subject of the study is international sports sanctions against Russia aimed at limiting the participation of Russian athletes in the international sports movement. The methodology of the research is based on the use of the resources of event analysis, content analysis, general scientific methodology (analysis, synthesis, inductive-deductive method), the principle of objectivity. The author concludes that the only full-fledged tool for achieving the goal of lifting sanctions by international sports organizations remains the possibility of judicial and legal counteraction to these sanctions. In the light of the events of 2022, the need to develop a system of priorities for the implementation of the policy of the Russian state in the field of lifting sanctions against Russian athletes is being actualized. In this regard, there is a need to adopt guiding documents defining the strategy of the country's sports diplomacy. This challenge should become an organizing impulse that will consolidate the efforts of state bodies to achieve national interests in this area.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЗАЦИИ СПОРТА И МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СВЕТЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ 2022 ГОДА»

Научная статья УДК 327

DOI: 10.21209/2227-9245-2023-29-1-179-185

Проблема политизации спорта и международного олимпийского движения в свете антироссийских санкций 2022 года

Дмитрий Александрович Порошин

Институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Орел, Россия dmitryporoshin032@gmail.com

Информация о статье

Поступила в редакцию

24.11.2022

Одобрена после рецензирования

27.02.2023

Принята к публикации 01.03.2023

Ключевые слова:

санкционная политика, спортивные организации, олимпийские игры, допинг, военная операция, рестрикции, спортивный арбитраж, Пьер де Кубертен, ограничение участия

В статье рассмотрены актуальные аспекты политизации современного спорта на примере событийного ряда 2015-2022 гг., в течение которого против Российской Федерации были введены беспрецедентные по своему масштабу и интенсивности ограничения (санкции), препятствующие российским спортсменам участвовать в международных спортивных соревнованиях. Новый этап введённых ограничений против российских спортсменов оказался связан с началом проведения специальной военной операции на территории Украины. В процессе усиления политического давления на российских спортсменов и российские спортивные организации актуальной становится проблема проникновения политики в современный спорт и использования ограничений в области допуска к спортивным соревнованиям как инструменту геополитической борьбы. В связи с этим целесообразно рассмотреть пути нейтрализации данных негативных процессов и возвращению полноты участия российских спортсменов и российских спортивных организаций в международном олимпийском движении. Объектом исследования является совокупность международно-спортивных отношений, возникающих в сфере введения мер ограничительного характера (санкций) как средства политического воздействия на отдельные государства и спортивные организации. Предмет исследования - международно-спортивные санкции против России, направленные на ограничение участия российских спортсменов в международном спортивном движении. Методология исследования основывается на использовании ресурсов с использованием системного, структурно-функционального метода, общенаучной методологии (анализ, синтез, индуктивно-дедуктивный метод), принципа объективности. В рамках исследования сделан вывод о том, что единственным полноценным инструментом достижения цели снятия санкций со стороны международных спортивных организаций остается возможность судебно-правового противодействия данным санкциям. В свете событий 2022 г. актуализируется необходимость разработки системы приоритетов реализации политики российского государства в области снятия санкций в отношении российских спортсменов. В связи с этим возникает необходимость принятия руководящих документов, определяющих стратегию спортивной дипломатии страны. Данный вызов должен стать организующим импульсом, который позволит консолидировать усилия органов государства по достижению национальных интересов в рассматриваемой сфере.

Original article

The Problem of Sports and The International Olympic Movement Politicization in the Light of the Anti-Russian Sanctions of 2022

Dmitry A. Poroshin

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Government, Orel, Russian Federation

dmitryporoshin032@gmail.com

Information about the article

Received

November 24, 2022

Approved after reviewing February 27, 2023

Accepted for publication March 1, 2023

Keywords:

sanctions policy, sports organizations, Olympic Games, doping, military operation restrictions, sports arbitration, Pierre de Coubertin, restriction of participation

The article examines the current aspects of the modern sports politicization on the example of the 2015-2022 event series, during which unprecedented restrictions (sanctions) were imposed against the Russian Federation in terms of their scale and intensity, preventing Russian athletes from participating in international sports competitions. A new stage of the restrictions imposed against Russian athletes has turned out to be associated with the beginning of a special military operation on the territory of the Ukraine. The increasing political pressure on Russian athletes and Russian sports organizations raises the question of politics penetration into modern sports and the use of restrictions in the field of admission to sports competitions as an instrument of geopolitical struggle. In this regard, it is advisable to consider ways to neutralize these negative processes and return the full participation of Russian athletes and Russian sports organizations in the international Olympic movement. The object of the study is the totality of international sports relations arising in the sphere of the introduction of restrictive measures (sanctions) as a means of political influence on individual states and sports organizations. The subject of the study is international sports sanctions against Russia aimed at limiting the participation of Russian athletes in the international sports movement. The methodology of the research is based on the use of the resources of event analysis, content analysis, general scientific methodology (analysis, synthesis, inductive-deductive method), the principle of objectivity. The author concludes that the only full-fledged tool for achieving the goal of lifting sanctions by international sports organizations remains the possibility of judicial and legal counteraction to these sanctions. In the light of the events of 2022, the need to develop a system of priorities for the implementation of the policy of the Russian state in the field of lifting sanctions against Russian athletes is being actualized. In this regard, there is a need to adopt guiding documents defining the strategy of the country's sports diplomacy. This challenge should become an organizing impulse that will consolidate the efforts of state bodies to achieve national interests in this area.

С момента объявления Президентом Российской Федерации В. В. Путиным о начале специальной военной операции (далее -СВО) на территории Украины российские спортсмены столкнулись с беспрецедентной системой ограничений, препятствующих их участию в международных спортивных соревнованиях. Спортивные санкции не стали чем-то принципиально новым для российских спортивных организаций, однако масштаб и интенсивность санкционного давления достигли нового уровня развития. В связи с этим в политическом и научно-академическом пространстве вновь возникли дискуссии о масштабах политизации современного спорта и способах его преодоления. Дальнейшее участие Российской Федерации в международном олимпийском движении и других спортивных организациях впервые оказывается под вопросом. Актуальность рассмотрения проблемы политизации спорта и международного олимпийского движения

обусловлено соображениями теоретического и практического толка, так как возникает объективная необходимость в анализе путей преодоления сложившейся спортивно-политической ситуации.

Объектом исследования являются международно-спортивные отношения в области введения мер ограничительного характера (санкций) как средства политического воздействия на отдельные государства и спортивные организации. Предмет исследования -международно-спортивные санкции против России, направленные на ограничение участия российских спортсменов в международном спортивном движении.

Целью исследования является обоснование политизации спорта и международного олимпийского движения в свете антироссийских санкций 2022 г.

Методология исследования. Анализ проблемы политизации спорта в свете введения в 2022 г. масштабных ограничений на

участие российских спортсменов в международных спортивных соревнованиях потребовал изучение связанного с данной темой событийного ряда, что предполагает использование метода ивент-анализа. Изучение выступлений политических деятелей и публичных спикеров основывается на применении метода контент-анализа. Исследование основывается на применения общенаучной методологии (анализа, синтеза, индуктивно-дедуктивного метода) и соответствует научному принципу объективности.

Текущий этап участия Российской Федерации в международном олимпийском движении осложняется целым рядом факторов, среди которых первостепенной значение приобретает политизация мирового спорта. Очевидно, что перед Российской федерацией на текущий момент времени стоит задача возвращения полноты участия российских спортсменов и российских спортивных организаций в международном олимпийском движении, для чего требуется комплексный подход к разработке стратегических шагов в данном направлении.

Хронологически текущему этапу развития международно-спортивного конфликта предшествовали действия Международного олимпийского комитета (далее - МОК) по борьбе с предполагаемым использованием российскими спортсменами допинга в ходе международных спортивных соревнований. Началом ситуации стало разоблачение российских спортсменов по спортивной ходьбе, ряд из которых были Олимпийскими чемпионами. Обвинения в предполагаемом систематическом употреблении допинга в российском спорте привело к тому, что более двухсот российских спортсменов с 2015 г. уличили в применении допинга на Олимпийских играх, в результате чего их лишили 47 олимпийских медалей.

Перед летними Олимпийскими играми 2016 г. в Рио-де-Жанейро МОК тщательно рассмотрел российских кандидатов и отказал в олимпийском статусе 111 спортсменам, оставив только 282 человека, которые выступали за Россию. В 2017 г. МОК отстранил от участия в Играх Олимпийский комитет России (далее - ОКР). На зимних Олимпийских играх 2018 г. в Пхенчхане МОК постановил, что российские спортсмены не могут выступать под российским флагом, и должны заменить его на олимпийский флаг белого цвета, что указывает на нейтральность спортсменов. События 2018 г. повторили то, что было реализовано в 2016 г.: МОК рассмотрел номини-

рованных спортсменов (начиная примерно с 500), исключил 111 и после дальнейшего изучения разрешил 168 участвовать в Играх [4].

Перед летними Олимпийскими играми в Токио ОКР был восстановлен в своих правах. Российским спортсменам сообщили, что они всё ещё не могут выступать под российским флагом, но могут выступать под знаменем ОКР и будут обозначены как спортсмены от ОКР на соревнованиях, для участия в которых были допущены 335 спортсменов. Спортсмены могли иметь надпись «Россия» на своей форме, и им также разрешалось использование российских цветов на их форме. На зимних Олимпийских играх 2022 г. в Пекине в отношении России были введены те же условия соревнований, что и в 2021 г. В общей сложности 211 спортсменов из России были допущены МОК к соревнованиям [6].

На последних этапах зимних Олимпийских игр 2022 г. в Пекине соревнования за медали и предыстория событий привлекли внимание СМИ к проблеме допинга в отношении 15-летней российской фигуристки Камилы Валиевой. Ожидалось, что она станет многократным призёром, что подтверждается её высоким результатом в командном турнире по фигурному катанию. Россия выиграла под знаменем ОКР. Как и все медалисты, она прошла тестирование на препараты, повышающие работоспособность. Её тест на допинг оказался отрицательным. Однако днём позже шведская лаборатория направила отчёт, в котором указывалось, что её образец, взятый 25 декабря 2021 г. на российском соревновании, дал положительный результат на запрещённое вещество триметазидин (этот препарат принимают сердечные пациенты, страдающие стенокардией, что увеличивает выносливость и выработку энергии у спортсменов без проблем с сердцем). Например, известная российская теннисистка Мария Шарапова была отстранена в 2016 г. за употребление аналогичного препарата, мельдо-ния, а пловчиха-рекордсменка мира Сунь Ян уличена и отстранена в 2014 г. за употребление триметазидина. Результаты многих других спортсменов приходили положительными на тот или иной из этих двух препаратов, что стало причиной их дальнейшего отстранения.

В отношении К. Валиевой последовали объявленные решения, а затем апелляции в Спортивный арбитражный суд относительно того, что делать с медалями за командные соревнования по фигурному катанию (Россия остаётся победителем), и разрешить ли К. Валиевой продолжить (что было разреше-

но; но она не могла принять участие ни в одном награждении церемонии, даже если бы она выиграла медаль). Дискуссии за и против российской спортивной системы заполнили новостные сообщения в последние дни Игр.

Начало проведения СВО, которая была инициирована для достижения двух целевых установок - демилитаризации и денацификации украинского государства [1. С. 14], заставило международные организации, национальные правительства и спортивные ассоциации принять ответные меры, затрагивающие вопросы дипломатии, спортивной политики и права. Практически сразу МОК осудил заявленное им нарушение Россией Олимпийского перемирия, принятого Генеральной Ассамблеей ООН, и после первоначальных колебаний 28 февраля 2022 г. призвал отдельные федерации запретить российским спортсменам участвовать в любых международных соревнованиях до дальнейшего уведомления. 3 марта 2022 г. Международный Паралимпийский комитет последовал этому примеру: в обратном порядке, сославшись на угрозы нескольких федераций бойкотировать зимние Паралимпийские игры 2022 г., он запретил российским (и белорусским) спортсменам участвовать в Играх [5].

С обострением конфликта между Россией и Украиной, футбольные круги Запада сделали выбор ввести санкции против России, запретив российским футбольным клубам участвовать в соревнованиях ФИФА и УЕФА [13. С. 135]. В совместном заявлении от 28 февраля ФИФА и УЕФА (Союз европейских футбольных ассоциаций) объявили о своём решении отстранить «все российские команды, будь то национальные представительные команды или клубные команды ... от участия как в соревнованиях ФИФА, так и УЕФА до дальнейшего уведомления». В новейшей истории только Южная Африка столкнулась с подобными санкциями в эпоху апартеида. Российский футбольный союз безуспешно обжаловал запрет в Спортивном арбитражном суде, который оставил санкции в силе.

Решение ФИФА и УЕФА принималось после того, как они подверглись сильному давлению со стороны отдельных стран с целью ужесточения санкций. Изначально ФИФА заявила, что Россия может выступать в качестве «Футбольного союза России» и проводить матчи за пределами страны. В последствие Польша, Швеция и Чехия отказались играть в стыковых матчах чемпионата мира против России. Англия, Шотландия и Уэльс последовали её примеру. УЕФА также решил лишить

Санкт-Петербург финала Лиги чемпионов, самого важного клубного футбольного события года. Аналогичным образом УЕФА расторг сделку стоимостью 40 млн евро за сезон с энергетической компанией «Газпром», основным спонсором Лиги чемпионов с 2012 г. [2].

Параллельно почти 40 министров спорта и культуры со всего мира, в том числе из Канады, Франции, Германии, Италии, Японии и Великобритании, которые вместе с США составляют клуб G7 наиболее развитых экономик, опубликовали заявление, в котором призвали международные спортивные федерации разорвать связи с Россией и «показать солидарность с народом Украины». Десятки международных спортивных федераций разорвали свои связи с Россией и запретили её национальным сборным участвовать в международных соревнованиях [3].

Ассоциация теннисистов-профессионалов перенесла Открытый чемпионат Санкт-Петербурга 2022 г. в Казахстан. Международная федерация тенниса отменила все соревнования в России, исключила свою команду из международных соревнований и приостановила членство Федерации тенниса России. Однако ATP и Всемирная теннисная ассоциация отказались уступить международному давлению и разрешили отдельным игрокам продолжать участвовать в соревнованиях, но не под российским национальным флагом. Международная федерация хоккея, Международный союз биатлонистов и Международный союз конькобежцев запретили всем спортсменам из России участвовать в соревнованиях до дальнейшего уведомления. Международная федерация волейбола отстранила все российские национальные команды, клубы и официальных лиц; лишила Россию права проведения чемпионата мира по волейболу среди мужчин 2022 года, в августе; и перенесёт игры, которые должны были состояться в России в июне и июле. Европейская конфедерация волейбола объявила об аналогичном запрете. Международная федерация баскетбола и Международная федерация гимнастики последовали её примеру [7].

Подобные действия стали беспрецедентным примером политизации мирового спорта с момента окончания Холодной войны. Установленные ещё в 1999 г. на 110 сессии МОК в Лозанне основных принципов работы МОД на XXI век - указывало ориентир на ценность каждого из спортсменов с целью установления тем самым прозрачности, демократии и ответственности в международном олимпийском движении, одним из основных идей

заключавших в себе развитие МОД - это ценность каждого спортсмена принимающего участие в Олимпиаде и создание равных условий с остальными участниками для него [14]. Однако такой принцип, как принцип политического нейтралитета является одним из основополагающих принципов, на которых основана глобальная организация спорта. Этот принцип часто ассоциируется с бароном Пьером де Кубертеном, основателем МОК и отцом современных Олимпийских игр. В то время как способность спорта содействовать делу миру может быть поставлена под сомнение, неоспоримо то, что государства смогли соревноваться в спорте, несмотря на сильную политическую напряжённость или даже участие в войне.

Политизация спорта в современных международных отношениях тесно связана с милитаризацией мировой политики в XXI столетии [11]. Вера в принципы мирового спорта, что спортсмены не должны быть наказаны за действия своих правительств, рухнула, когда руководители по всему миру приняли решение отстранить россиян от соревнований и усилить изоляцию страны. Любые попытки отстранить российских спортсменов от участия в других соревнованиях спровоцировали продолжительные судебные разбирательства. Россия активизировала свою юридическую борьбу против изоляции в спорте из-за специальной военной операции в Украине, когда её национальная олимпийская организация обратилась с настоятельным призывом отменить запрет на участие своих спортсменов в Европейском молодёжном фестивале зимних видов спорта. Российские официальные лица пообещали оспорить запреты спортсменов, введённые большинством олимпийских спортивных организаций в этом году. Председатель Олимпийского комитета России С. Поздняков заявил, что российские официальные лица намерены «последовательно защищать права и интересы российских спортсменов и оказывать всю необходимую помощь нашим национальным спортивным федерациям в оспаривании дискриминационных решений» [9].

Текущая спортивно-политическая обстановка характеризуется несколькими специфическими чертами:

а) предельной политизацией международных спортивных организаций;

б) ограничением традиционного арсенала средств ведения спортивной дипломатии;

в) дипломатической изоляцией Российской Федерации в области права проведения международных спортивных соревнований и права выступления российских спортсменов.

Если ранее санкционное давление ограничивалось вопросами политики противодействия употреблению допинга, что само по себе не мешало Российской Федерации принимать крупные международные соревнования, то сегодня речь идёт о скоординированной попытки вытеснения России из сферы международного спорта. В данных условиях единственным полноценным инструментом достижения цели снятия санкций со стороны международных спортивных организаций остается возможность судебно-правового противодействия данным санкциям. Органом, непосредственно разрешающим спортивные споры, является Спортивный арбитражный суд [8. С. 446].

Спортивные санкции против России являются недопустимой политизацией спорта против единственной страны, отстаивающей подлинные олимпийские идеалы. «Наша страна всегда придерживалась принципа, что спорт вне политики, но мы постоянно втягиваемся в политику, потому что они понимают важность спорта в жизни нашего российского народа», -вице-премьер Дмитрий Чернышенко, которого лишили награды МОК за организацию Олимпийских игр 2014 г. в Сочи [12].

Выводы. В текущей международно-спортивной обстановке проблемы противодействия потреблению допинга отходят на второй план, в то время как вопросы геополитического позиционирования Российской Федерации на мировой арене становятся одними из главных барьеров на пути полноценного участия страны в международном олимпийском движении. Всё это актуализирует необходимость рассмотрения дальнейших действий государства по преодолению сложившейся кризисной ситуации. Очевидно, что перед Российской федерацией на текущий момент времени стоит задача возвращения полноты участия российских спортсменов и российских спортивных организаций в международном олимпийском движении, для чего требуется комплексный подход к разработке стратегических шагов в данном направлении. В текущих условиях выбора приоритетов реализации политики российского государства в области снятия санкций в отношении российских спортсменов как никогда актуальна проблема выработки стратегии спортивной дипломатии страны.

Список литературы_

1. Багдасарян В. Э. Денацификация Украины: феноменология неонацизма // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17, № 2. С. 13-28.

2. В Европарламенте призвали УЕФА разорвать контракты с «Газпромом». Текст: электронный // РБК Новости. 23.02.2022. URL: https://sportrbc.ru/news/62161a6c9a794714ed4dde63 (дата обращения: 01.10.2022).

3. Исполком Европейских олимпийских комитетов продлил отстранение россиян и белорусов. Текст: электронный // Государственное агентство «Тасс». 21.03.2022. URL: https://tass.ru/sport/14139517 (дата обращения: 01.10.2022).

4. Международная федерация отказалась отменять санкции к саночникам РФ вопреки суду. Текст: электронный // Интерфакс. 11.04.22. URL: https://www.sport-interfax.ru/834311 (дата обращения: 01.10.2022).

5. Международная федерация санного спорта отстранила россиян от соревнований. Текст: электронный // РИА Новости. 02.03.2022. URL: https://rsport.ria.ru/20220302/sannyy_sport-1776127671.html (дата обращения: 01.10.2022).

6. Россию исключили из мирового футбола и лишили Олимпиады. Почему это навсегда изменит спорт? Текст: электронный // Лента Новости. 26.05.2022. URL: https://lenta.ru/articles/2022/05/26/russian_ ban (дата обращения: 01.10.2022).

7. РФС заявил об отказе УЕФА и ФИФА от ускоренного рассмотрения апелляций в CAS. Текст: электронный // Государственное агентство «Тасс». 10.03.2022. URL: https://tass.ru/sport/14028521 (дата обращения: 01.10.2022).

8. Сарбаев В. В. Международные спортивные арбитражные суды // Вопросы российского и международного права. 2022. Т. 12, № 2A. С. 444-450.

9. Станислав Поздняков: «С рекомендациями МОК категорически не согласны». Текст: электронный // Спорт-Экспресс. 28.02.2022. URL: https://www.sport-express.ru/olympics/news/stanislav-pozdnyakov-s-rekomendaciyami-mok-kategoricheski-ne-soglasny-1897600 (дата обращения: 01.10.2022).

10. Татьяна Постникова: В России отказываются верить в положительный допинг-тест Валиевой. Текст: электронный // Чемпионат.ком 09.02.2022. URL: https://www.championat.com/olympicwinter/ar-ticle-460 4475-figumoe-katanie-na-olimpiade-2022-u-kamily-valievoj-podozritelnaya-doping-proba-chto-govo-ryat-v-rossii.html (дата обращения: 01.10.2022).

11. Цыбаков Д. Л. милитаризация современной международной политики и ее последствия для национальной безопасности России: автореферат дис. ... д-ра полит. наук: 23.00.04 / Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ. Москва, 2013. 21 с.

12. Чернышенко заявил о задаче обеспечить соревнования россиян с атлетами из стран БРИКС и ШОС. Текст: электронный // Государственное агентство «Тасс». 01.03.2022. URL: https://tass.ru/ sport/1390187 (дата обращения: 01.10.2022).

13. Ши Ц., Чэнь Х. Пути оказания помощи в защите нарушенных спортивных прав в контексте геополитических конфликтов с точки зрения санкций против российских футбольных команд // Социально-политические науки. 2022. Т. 12, № 4. С. 135-143.

14. Jim Parry, Vassil Girginov the Olympic Games Explained a Student Guide to the Evolution of the Modern Olympic Games (Student Sport Studies) // Routledge Taylor and Francis group. 2004. No. 1. P. 10-18.

References_

1. Bagdasaryan V. E. Denazification of the Ukraine: phenomenology of neo-Nazism. Central Russian Bulletin of Social Sciences, vol. 17, no. 2, pp. 13-28, 2022. (In Rus.).

2. The European Parliament called on UEFA to break contracts with Gazprom. Text: electronic. RBC News. 02/23/2022. Web. 01.10.2022. https://sportrbc.ru/news/62161a6c9a794714ed4dde63. (In Rus.).

3. The Executive Committee of the European Olympic Committees extended the suspension of Russians and Belarusians. State Agency "Tass". 03/21/2022. Web. 01.10.2022. https://tass.ru/sport/14139517. (In Rus.).

4. The International Federation refused to lift sanctions against luge workers of the Russian Federation contrary to the court. Interfax. 11.04.22. Web. 01.10.2022. https://www.sport-interfax.ru/834311. (In Rus.).

5. The International Luge Federation suspended the Russians from the competition. RIA Novosti. 02.03.2022. Web. 01.10.2022. https://rsport.ria.ru/202 20302/sannyy_sport-1776127671.html. (In Rus.).

6. Russia was excluded from world football and deprived of the Olympics. Why will this change the sport forever? News Feed. 05/26/2022. Web. 01.10.2022. https://lenta.ru/articles/2022/05/26/russian_ban. (In Rus.).

7. The RFU announced the refusal of UEFA and FIFA from expedited consideration of appeals to the CAS. State Agency "Tass". 10.03.2022. Web. 01.10.2022. https://tass.ru/sport/14028521. (In Rus.).

8. Sarbayev. V. International sports arbitration courts. Issues of Russian and international law, vol. 12, no. 2a, pp. 444-450, 2022. (In Rus.).

9. Stanislav Pozdnyakov: "We categorically disagree with the recommendations of the IOC". SportExpress. 02/28/2022. Web. 01.10.2022. https://www.sport-express.ru/olympics/news/stanislav-pozdnyakov-s-rekomendaciyami-mok-kategoricheski-ne-soglasny-1897600. (In Rus.).

10. Tatiana Postnikova: In Russia, they refuse to believe in Valieva's positive doping test. Championship.com 09.02.2022. Web. 01.10.2022. https://www.championat.com/olympicwinter/article-4604475-figurnoe-katanie-na-olimpiade-2022-u-kamily-valievoj-podozritelnaya-doping-proba-chto-govoryat-v-rossii.html. (In Rus.).

11. Tsybakov D. L. Militarization of modern international politics and its consequences for the national security of Russia: abstract of dis. ... doctor of political sciences: 23.00.04. Russian Academy of Sciences, Household and State Services under the President of the Russian Federation. Moscow, 2013. (In Rus.).

12. Chernyshenko announced the task of ensuring the competition of Russians with athletes from the BRICS and SCO countries. State Agency "Tass". 01.03.2022. Web. 01.10.2022. https://tass.ru/sport/13910187. (In Rus.).

13. Shi Ts, Chen H. Ways to help protect violated sports rights in the context of geopolitical conflicts from the point of view of sanctions against Russian football teams. Socio-political Sciences, vol. 12, no. 4, pp. 135— 143, 2022. (In Rus.).

14. Jim Parry, Vasily Girginov "The Olympic Games: a Student's Guide to the evolution of the modern Olympic Games" (Student Sport Studies). Routledge Taylor and Francis group, no. 1, pp.10-18, 2004. (In Eng.).

Информация об авторе_

Порошин Дмитрий Александрович, аспирант кафедры политологии и государственной политики среднерусского института управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Орел, Россия; dmitryporoshin032@gmail.com.

Information about the author

Poroshin Dmitry A. postgraduate, Political Science and Public Policy department. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Government, Orel, Russia; dmitryporoshin032@ gmail.com.

Для цитирования _

Порошин Д. А. Проблема политизации спорта и международного олимпийского движения в свете антироссийских санкций 2022 года // Вестник Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 29, № 1. С. 179-185. DOI: 10.21209/2227-9245-2023-29-1-179-185.

For citation

Poroshin D. A. The problem of sports and the international Olympic movement politicization in the light of the anti-Russian sanctions of 2022 // Transbaikal State University Journal. 2023. Vol. 29, no. 1. Pp. 179-185. DOI: 10.21209/2227-9245-2023-29-1-179-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.