Возникает необходимость пр°веДения исследований других по принципу действия механизмов преобразования движения, в частности рычажных и рычажно-кулачковых.
Список литературы
1. Лукьянов Ю.Н., Плохов И.В. Применение роторно-лопастных двигателей внешнего сгорания//Сб. науч. тр. «Автоматизация, энергетика, компьютерные технологии». Вып. 1. Псков : Изд-во ППИ. 2007. С. 118-119.
2. Разработка математической модели протекания термодинамического цикла с внешним подводом тепла, позволяющей создать экологически чистый двигатель роторно-лопастного типа: отчет по НИР / ФГУП «ВНТИЦ»; руководитель И.В. Плохов. № госрегистрации 01200850182. 2008. Ч. 1-3.
3. Пат. DE19814742 ФРГ. Kreiskolben-Warmemotor-Vorrichtung. / Sterk Marktin.
4. Роторно-лопастной двигатель Гридина // Энергетика и промышленность России. № 10 (74). 2006.
M. Donchenko, A. Perminov, D. Grinev, A. Ivanov
Review and analysis of the toothed mechanisms for transformation of the motion for a rotor-and-blade machines
Review and analysis of the toothed mechanisms for transformation of the motion for rotor-and-blade machines are considered. This mechanism is used to transform the oscillatory angular motion of blades into the one-way uniform angular resulting motion of the engine shaft.
Получено 19.01.09
УДК 378.1(091):62
И.Л. Волчкевич, канд.техн.наук, доц., (499) 263-64-68, [email protected] (Росси, Москва, МГТУ имени Н.Э. Баумана)
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ-МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ
И ОПЫТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНО-ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ
Рассмотрена многоступенчатая система обучения, существовавшая в середине XIX века в предшественнике МГТУ имени Н.Э. Баумана - Московском ремесленном учебном заведении. Приведены основные особенности научно-педагогической школы Императорского московского технического училища, поллчившего награды за систему обучения на всемирных выставках в Вене, Филадельфии и Париже.
Ключевые слова: машиностроение, подготовка специалистов, многоступенчатая сстема.
На протяжении последних столетий успешное развитие любого государства невозможно без промышленного производства, а развитие промышленности - без целенаправленной подготовки специалистов, людей, обладающих особыми знаниями и умениями, от природы человеку не присущими. И вопрос, каким образом готовить специалистов, остается актуальным и, к сожалению, не имеющим простого и универсального решения.
Одна из важнейших проблем, с которыми стакивается сегодня отечественная промышленность, - это проблема кадрового обеспечения. Дефицит квалифицированных специалистов разных уровней, который в раде областей огромен, вызван рядом причин:
1. Резким повышением спроса на дипломированных специалистов, непосредственно связанного с возрождением и ростом промышленности.
2. Физическим вымиранием специалистов существующих.
3. Длительной не востребованностью инженеров и техников, что привело к смене сферы деятельности множества выпускников вузов и связанной с этом потерей их квалификации (невозможно просто вернуть этих людей к деятельности, связанной с полученным дипломом).
4. Сокращением числа образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, тенденцией к снижению качества выпускаемых специалистов.
Промышленности нужны специалисты различных областей и различных уровней: квалифицированные рабочие, техники, дипломированны специалисты. Кроме того, даже в пределах одного уровня необходимы специалисты раной квалификации: от непосредственных исполнителей и линейных руководителей до разработчиков принципиально новых конструкций и технологий, планировщиков стратегий развития, экспертов и топ-менеджеров. Таким образом, необходимо развитие (а в ряде случаев - возрождение) самых разных образовательных программ и разных образовательных учреждений.
Ситуация острого дефицита кадров сама по себе не является совершенно уникальной ни в нашей, ни (тем более) в мировой истории. Вот что писал в 1871 год директор Императорского московского технического училища Виктор Карлович Делла-Вос: «Соединенные штаты Америки, вследствие своеобразного развития в них государственного строя, до последней кровавой распри, не находили особенного неудобства пользоваться, для нужд общественных и правительственных, услугами приезжих иноземных ученых техников, но, по окончании разыгравшейся там кровавой драмы, обратили на это обстояельство серьезное внимание». Каждая из стран, сталкивающаяся с подобной ситуацией, стремится искать наилуч-
ший выход, но решения принимаются разные. Одно из них - стремление к развитию собственных научно-инженерных школ.
Начало развития или возрождения отечественной научноинженерной школы в какой-либо области для любой страті связано с явлением повышенного спроса и проблемой конкуренции со школами иностранными. Рынок квалифицированных специалистов - это тоже рынок, в рамках которого при возникновении объективной потребности (в данном случае - потребности в инженерах) потребители изначально предпочитают купить готовое за границей, нежели развивать свое. Такое явление вполне объективно и имеет под собой веские причины. Кажется, что лучше и быстрее «импортировать» готового специалиста с квалификацией, подтвержденной авторитетом давно существующей и известной школы, чем ждать, пока разовьется школа отечественная. Причем результаты этого развития заранее предсказать трудно, а качество «продукции», особенно на первых порах, может оказаться недостаточным. Тем не менее, при возникновении объективной потребности отечественный производитель будет развиваться, даже в такой сложной и не всегда предсказуемой области, как высшее техническое образование. К сожалению, такое решение не всем кажется очевидным.
На протяжении долгого времени у нас ведутся разговоры о приведении отечественной системы высшего образования к «божественнім» западным образцам и о «ретроградности» работников ВУЗов, которые этому сопротивляются. При этом молчаливо полагается, что все отечественные научно-педагогические школы неизмеримо хуже западных, а перестройка по чужим образцам моментально и неимоверно повысит качество подготовки специалистов. Интересно, что разговоры о плохой подготовке идут параллельно с жалобами на утечку мозгов, явление, которое (если поверить в безусловную невежественность и неумелость выпускников наших вузов по сравнению и западными) должно казаться неверояным. В очередной раз при выработке решений вместо анализа руководствуются почитанием и бездумнім поклонением перед всем иностранным. Явление это не ново и встречается не только в сфере научно-педагогической; однако не является секретом, что образование есть область стратегическая, отставание в которой невозможно компенсировать любым коли єством проданной нефти.
Обязательной частью реформы высшего образования считается переход на многоступенчатую систему, поскольку «Росси подписала Болонские соглашения». Между тем, все положения Болонской декларации нося рекомендательный характер, и ни одна из стран с развитой национальной системой высшего образовани свою систему ради этих рекомендаций уничтожать не собирается (пример Украины для России не показателен и совсем не обязателен).
В дискуссиях, посвященных внедрению в Росси многоступенчатой системы обучения подобная система называется не только «прогрессивной», но и совершенно новой, ниогда у нас не употреблявшейся. Между тем, это не вполне так.
Многоступенчатая система существовала в течение многи лет в предшественние МГТУ - Ремесленном Учебном Заведении (РУЗ) Московского Воспитательного Дома. И было в РУЗ три ступени обучения (рисунок).
А
ПРИЕМ В РУЗ
ПИТОМЦЫ МОСКОВСКОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДОМА ______________(ВОЗРАСТ 10-12 ЛЕТ)__________
Схема многоступенчатой системы обучения в Ремесленном учебном заведении Московского воспитательного дома
Вначале все поступившие проходили общий курс в течение трех лет в так называемых «приуготовительных классах», где им преподавали общие предметы, связанные, впрочем, с будущей сферой деятельности -фабричным производством. Даее проходило разделение на разряды, которое осуществлялось администрацией в соответствии с успехами и прилежанием каждого. В «Положении о Ремесленном Учебном Заведении» это записано так: «Из приуготовительного класса успешнейшие переводятся в 1-й мастерский класс; менее успешные остаются в приуготовительных классах по другому году; а те, которые и в течение сего времени не окажут надлежащих успехов, переводятся в рабочий разряд»[1].
Первое раделенле было во многом вынужденным: в РУЗ поступал питомцы Воспитательного Дома, которые до этого момента воспитываись в деревнях и под ас были неграм отными, либо лишенными даже зачатков культуры. Для самых безнадежных существ овао и более радикаьное решение: «Если же окажутся столь тупые, или неспособные, что не подадут надежды к успехам в рабочем классе, те, с утверждения Опекунского Совета, могут быть определены для услуг в Заведении или в Воспитательном Доме» [1].
В то время дирекция не могла совсем отчислить воспитанника, поскольку он должен был оставаться в ведомстве Воспитательного Дома до совершенно лети. Впрочем, идея употреблять самых нерадивых для услуг при Заведении тоже не плоха.
Судьба воспитанников мастерского и рабочего разрядов была раной: первые должны были поступать на службу к частным заводикам и фабрикантам в кчестве управляющих или разработчиков новой продукции, вторые - заниматься ремесленничеством или поступать в рабочие. Безусловно, такя ранца пи изначаьно одинаковых условиях в приуготовительных классах заставляла относиться к учебе серьезно, и в рабочий раряд попадали действительно самые неспособные или ленивые. Число таковых было в раные годы раличным, составляя в среднем до одной шестой от общего числа всех воспитанников.
Второе разделение обучающихся происходило по окончании ими трех мастерских классов. Лучшие из воспитанников при желании могли остаться в Заведении еще на два года (третья ступень) для усовершенствования в практической работе по выбранному ремеслу. Таким обраом, срок обучения для них составлял от шести до восьми лет. Желание остаться на два дополнительных года выражаи практически все.
В 1855 году, используя эту возможность, Заведение открыло так называемые «высшие классы», где в течение двух лет учащимся преподавали теоретические и практические курсы по двум отделениям: механическому и химическому; выбор отделения оставлялся на усмотрение слушателя. С этого времен обучение в РУЗ и по продолжительности и по содержанию соответствовало, а во многом и превосходило, существовавшие в то время немногочисленные высшие технические школы (в Англии, к примеру, высших технических школ в то время не было совсем). Это дао возможность начать борьбу за признание статуса ВУЗа, котора окончилась успехом только в 1868 году. В новом же Императорском Московском Техническом Училище (ИМТУ) многоступенчата система со временем вышла из употребления, л ей на смену пришла более проста: наиболее достойные получал диплом, остаьные отчислялись. Число последних существенно превосходило число первых. Именно в это время сформироваась знаменита русскя школа обучения инженеров ИМТУ, котора вобраа в себя лучшие черты системы РУЗ в части воспитания «обраованных техников», как ж тогда наывал.
Основные особенности, которые делали школу ИМТУ действительно униальной (что было многократно признано и внутри страны и за рубежом), берут свое начало от Ремесленного Учебного Заведения и даже от Московского Воспитательного Дома, при котором это Заведение было создано. Пройдя долгий путь эволюци, вызванной как объективной потребностью в отечественных специалистах-инженерах, так и деяельно-стью ряда незаурядных линостей, работавших в предшественние ИМТУ, система эта имела следующие основные черты, не потерявшие своей актуальности и поныне:
1. Сознательная и постоянно поддерживаемая в разлиных социально-экономических условиях направленность на подготовку элитных специалистов, обладающи комплексом знаний и умений, превосходящим уровень выпускников других инженерных школ, аналитическим мышлением и гражданской позицией.
2. Серьёзное изучение теоретиески предметов на уровне, не уступающем преподаванию эти же предметов в классически университетах; использование в процессе обучения результатов собственных исследований, особое внимание к развитию научных школ.
3. Глубокая практическая подготовка, основанная на реальной работе студентов в условия, максимально приближенных к тем, с которыми им придётся иметь дело в реальной деятельности после окончания Училища.
4. Постоянная взаимовыгодная связь с промышленностью.
5. Существенно больший, чем в други высших школах, объём реальной, контролируемой самостояельной работы студентов.
6. Высочайшие требования к студентам, которые невозможно поддерживать без столь же высоких требований к самим себе, то есть - к преподавателям; подобная требовательность не только заставляет действительно овладевать определёнными знаниями и умениями, но и воспитывает черты линости (как тех, так и други).
7. Долговременные традиции научно-педагогической школы, причём традиции - заключающиеся не в поддержании «древних» обычаев и «исторического» содержания читаемых дисциплин, но в преемственности методов и целей, в том числе - постоянного стремления к развитию и наличия стратегии развития.
Разумеется, со времен, когда система обучения ИМТУ завоевывала высшие награды на всемирных выставках в Вене, Фиадельфии и Париже, многое измениось. Современные инженеры должны обладать другими конккетными знаниями и умениями, чем их предшественники рубежа XIX-XX веков, но среди принципов существования той знаменитой школы ни один не кажется устаревшим.
Идея многоступенчатости еще будет встречаться в истории МВТУ (к примеру, подобные идеи привели к введению седьмого года обучения), но ниогда это не будет означать стремления к выпеку «облегченных» спе-
цилпистов за короткие сроки. Более тою, те авторитетные западные школы, на которые нам предлагается слепо равняься, не выпускают бакалавров, они и принимают. Принимают очень немноги, лучших из лучших.
В самой идее многоступенчатости (пи правиьном её применении) гора до больше плюсов, чем минусов. Высшая техническая школа страны готовит специалистов по множеству направлений, специальностей, специализаций. Среди ни - такие, от которых в ближайшее время широкого инновационного эффекта не предвидится (термоядерній синтез, наноматериалы и нанотехнологии и др.). Здесь нужны в первую очередь талантливые ученые-исследователи и приданные им сведущие лаборанты. Двухуровневая система, с разделением контингента после одинаковой фундаментальной подготовки на «бакалавров» (таки большинство) и «магистров» (поменьше), в такой ситуации представляется достаточно разумной.
Однако основнім отраслям материального производства - от сельского хозяйства до электроники и ракетостроения - необходимы не только и не столько исследователи, сколько квлгіифицированніе разработчики новых прогрессивных технологий и высокоэффективных средств производства: инженеры-технологи, конструкторы, проектанты. Без подобной кадровой поддержки инновационное развитие народного хозяйства будет попросту невозможным - не закупать же всё новое за границей, как это делалось вынжденно в 20-30х годах.
В традиционно отраслях давно сложилась иерархи профессионально обученных специалистов: «квлгіифицированніе рабочие» - «техники» - «инженеры». Бакалавры в данной системе не тянут даже на «вставную челюсть», поскольку решению творчески задач не обучены, а для исполнительских вполне подходят техники - для того и и обучают. Поэтому поручать им можно разве что обязанности лаборанта, учебного мастера и т.п. И ради этого четыре года учить? В МГТУ имени Н.Э. Баумана после четырёх лет обучени доля профилирующих специальны: дисциплин составляет не более 13 % - это ознакомительніе курсы, частино научно-теоретические основы и т.д., до профессионального умения ещё далеко.
Когда подавляющее число студентов технических вузов будут вынужденно завершать своё образование через 3,5-4 года, сформируется масса молодых людей с дипломами высшего образования, но профессионально беспомощных. Далеко не все навдут средства доучиться на коммерческой основе до инженера ии магистра. А остлліьнім куда деваться? Не приведёт ли это к мощному социальному взрыву?
Но и это не самое страшное. Общее число студентов в вузе резко сократится, так как на старшие курсы из каждого потока доучиваться на выпекающие кафедры будут приодить лишь по несколько человек. Это повлечёт за собой широкомасштабное сокращение штатного состава выпускающих кафедр, увольнение множества вузовски преподавателей, в
первую очередь - опытной профессуры, закроет дорогу молодым. В итоге - гибель множества сложившихся научно-педагогических школ по инженерным специальностям. Примеры тому уже есть. Группа из 3-4 преподавателей по специаьности (вместо сегодняшних 13-15) при всём желании не в состоянии охватить всё многообразие задач подготовки специалистов широкого профиля. Значит, «грош цена» будет не только «отторженным» бакааврам, но и «отобранным» магистрам.
Возможно, стоит привести к западным образцам те учебные заведения, которые хуже лучших западных. Таковых найдется немао. Но терять школы уникаьные, принудительно подгоняя их под чужие обрацы, настолько же целесообрано, как пытаться перестроить Кремль по обрацу Белого Дома. Без всякой ломки сложившейся школы дипломы лучших из наших учебных заведений не только признаются за границей, но и почитаются лучше тамошних. В этой области, как и в любой другой, существует конкуренция, а добровольный отка от явных конкурентных преимуществ никогда не приводит к успеху.
Сама по себе идея многоступенчатости обраования, равно как и свободы выбора его глубины и продолжительности, безусловно, правильна, но реаизация ее в наших условия не должна происходить по принципу слепого подражания. Многолетни авторитет наших лучших высших школ и их выпускников не позволяют говорить о полной несовместимости наших специаистов с западными, а ведь именно это называется причиной необходимости срочной ломки отечественной образовательной системы. Унификация путем приведения выдающегося к среднему никогда не приодет к общему повышению уровня достижений в какой-то области, и потому введение многоступенчатости не должно сопровождаться ломкой существующих элитных высших школ. Опыт раветия научнопедагогической школы РУЗ-ИМТУ-МВТУ это вполне подтверждает.
Список литературы
1. РГИА. Фонд 759. Опись 8. Дело 36. «Проект Положения Ремесленного Учебного Заведения Московского Воспитательного Дома».
I. Volchkevich
Problem of manufacturing engineers preparation and experience of Russian engineering school
The description of multistage educational system existed in the middle of the nineteenth century in the predecessor of Bauman Moscow State Technical University. Basic features of pedagogical system of the Imperial Moscow Technical School, which have received the awards of World Expositions in Vienna, Philadelphia and Paris.
Получено 19.01.09