Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ РИМСКОГО ПРАВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА'

ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ РИМСКОГО ПРАВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1199
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИМСКОЕ ПРАВО / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / РИМСКОЕ ГОСУДАРСТВО / АНТИЧНОСТЬ / КАРТИНА МИРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ / ЭПОХА ЮСТИНИАНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Салогуб Я.Л.

Проблема периодизации историко-правовых феноменов - одна из ключевых в юридической науке. Она основывается на применении генетического и типологического методов, т. к. создателям периодизации нужно не только разделить процесс существования феномена на этапы, периоды и стадии, но и обосновать это деление, выделив набор типологических черт, отличающих каждый этап, период и стадию. В статье исследованы ряд проблемных вопросов периодизации римского права: определение начальной и конечной дат существования данного феномена; соотношение времени существования римского права и римского государства; правильное понимание природы римского государства; место римского права в частной профессиональной (юридической) и общенаучной картинах мира. Анализ источников и исследований показывает, что до сих пор не нашли разрешения ряд противоречий в сложившихся и общепризнанных периодизациях. К ним можно отнести то, что не решена проблема корреляции исторических и историко-правовых периодизаций: получается, что античное римское право исторически возникло до появления Римского государства и продолжало развиваться какое-то время уже после перехода государства в средневековый период. Также не учитывается природа римского государства в поздний период его существования, традиционно модернизируемая и именуемая «империей», что нивелирует специфику организации власти и влияет на оценку исходящих от этого периода источников права, а также роли различных институтов римского государства в их создании. Также проблемным вопросом представляется место римского права и Римского государства в профессиональной и общенаучной картинах мира. По результатам исследования общеисторическая периодизация (как часть научной картины мира профессиональных историков) нуждается в пересмотре с позиций других (юридической, философской) частных профессиональных картин мира. Более адекватной датой конца Античности (а как частных феноменов - античной философии и римского права) следовало бы признать не 476 г., а эпоху Юстиниана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE ROMAN LAW PERIODIZATION IN THE CONTEXT OF THE EVOLUTION OF THE INSTITUTIONS OF THE ROMAN STATE

The problem of periodization of historical and legal phenomena is one of key problems in juridical science. Any periodization is based on using of genetic method and typological method, because a creator of periodization must as to divide the process of phenomenon's existence into stages, periods and ages, as also to justify this division by highlighting a set of typological features that distinguish each stages, periods and ages. In the article was examined some of problematic issues of Roman law periodization: determining of the start and final dates of this phenomenon existence; correlation of the existence of the Roman law and the Roman state; true understanding of the Roman state nature; place of Roman law in private professional (legal) and general scientific worldview. Analysis of documents and researches demonstrate that exist a number of contradictions in established and generally recognized periodizations what have not been resolved yet. These include the fact that problem of correlation between historical and historical-legal periodizations has not been solved: it turns out that Ancient Roman law historically arose before the appearance of Roman state and continued to develop for some time after transition of the state to Medieval period. Also, the nature of Roman state in the late period of its history traditionally modernized and called «empire», that is not taken into account, which levels the specifics of power organization and affects the assessment of sources of law emanating from this period, as well as role of various institutions of Roman state in creation of sources of law. Place of Roman law and Roman State in professional and general scientific worldview is also a problematic issue. According to results of the study, general historical periodization (as part of scientific worldview of professional historians) must to be revised from standpoint of other (lawyer's, philosopher's) specific professional worldviews. A more adequate date for the end of Antiquity (and as private phenomena - Ancient philosophy and Roman law) should be recognized not 476, but the age of the Justinian.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ РИМСКОГО ПРАВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

УДК: [340.15:93+94](37)

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_4_5

Салогуб Я.Л.

ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ РИМСКОГО ПРАВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА

Salogub Ya.L.

THE PROBLEM OF THE ROMAN LAW PERIODIZATION IN THE CONTEXT OF THE EVOLUTION OF THE INSTITUTIONS OF THE ROMAN STATE

Ключевые слова: римское право, периодизация, Римское государство, Античность, картина мира, государственный институт, эпоха Юстиниана.

Keywords: Roman law, periodization, Roman state, Antiquity, worldview, state institution, The age of Justinian.

Аннотация: Проблема периодизации историко-правовых феноменов - одна из ключевых в юридической науке.

Она основывается на применении генетического и типологического методов, т. к. создателям периодизации нужно не только разделить процесс существования феномена на этапы, периоды и стадии, но и обосновать это деление, выделив набор типологических черт, отличающих каждый этап, период и стадию.

В статье исследованы ряд проблемных вопросов периодизации римского права: определение начальной и конечной дат существования данного феномена; соотношение времени существования римского права и римского государства; правильное понимание природы римского государства; место римского права в частной профессиональной (юридической) и общенаучной картинах мира.

Анализ источников и исследований показывает, что до сих пор не нашли разрешения ряд противоречий в сложившихся и общепризнанных периодизациях. К ним можно отнести то, что не решена проблема корреляции исторических и историко-правовых периодизаций: получается, что античное римское право исторически возникло до появления Римского государства и продолжало развиваться какое-то время уже после перехода государства в средневековый период. Также не учитывается природа римского государства в поздний период его существования, традиционно модернизируемая и именуемая «империей», что нивелирует специфику организации власти и влияет на оценку исходящих от этого периода источников права, а также роли различных институтов римского государства в их создании. Также проблемным вопросом представляется место римского права и Римского государства в профессиональной и общенаучной картинах мира. По результатам исследования общеисторическая периодизация (как часть научной картины мира профессиональных историков) нуждается в пересмотре с позиций других (юридической, философской) частных профессиональных картин мира. Более адекватной датой конца Античности (а как частных феноменов - античной философии и римского права) следовало бы признать не 476 г., а эпоху Юстиниана.

Abstract: The problem ofperiodization of historical and legal phenomena is one of key problems in juridical science.

Any periodization is based on using of genetic method and typological method, because a creator of periodization must as to divide the process of phenomenon's existence into stages, periods and ages, as also to justify this division by highlighting a set of typological features that distinguish each stages, periods and ages.

In the article was examined some of problematic issues of Roman law periodization: determining of the start and final dates of this phenomenon existence; correlation of the existence of the Roman law and the Roman state; true understanding of the Roman state nature; place of Roman law in private professional (legal) and general scientific worldview.

Analysis of documents and researches demonstrate that exist a number of contradictions in established and generally recognized periodizations what have not been resolved yet. These include the fact that problem of correlation between historical and historical-legal periodizations has not been solved: it turns out that Ancient Roman law historically arose before the appearance of Roman state and continued to develop for some time after transition of the state to Medieval period. Also, the nature of Roman state in the late period of its history traditionally modernized and called «empire», that is not taken into account, which levels the specifics of power organization and affects the assessment of sources of law emanating from this period, as well as role of various institutions of Roman state in creation of sources of law. Place of Roman law and Roman State in professional and general scientific worldview is also a problematic issue. According to results of the study, general historical periodization (as part of scientific worldview of professional historians) must to be revised from standpoint of other (lawyer's, philosopher's) specific professional worldviews. A more adequate date for the end of Antiquity (and as private phenomena - Ancient philosophy and Roman law) should be recognized not 476, but the age of the Justinian.

Проблема периодизации историко-правовых феноменов - одна из ключевых в юридической науке. Она основывается на применении генетического и типологического методов, т. к. создателям периодизации нужно не только разделить процесс существования феномена на этапы, периоды и стадии, но и обосновать это деление, выделив набор типологических черт, отличающих каждый этап, период и стадию. Правильность и чёткость выполнения данной процедуры имеет серьёзное дидактическое значение: опираясь на периодизацию, обучающийся может охарактеризовать суть каждого хронологического отрезка бытования правового феномена, указать отличия от более ранних и поздних стадий, выделить изменения и т. п.

Хотя автор одного из лучших современных учебников по римскому частному праву М.Х. Гарсиа Гарридо признавал: «Все попытки вписать сложную эволюцию исторического процесса в какие-либо хронологические рамки или периоды носят во многом искусственный характер»1, но в дидактических целях, для упорядочивания знаний и создания некой модели Римского государства и римского права, в большинстве учебников права дается деление его истории на периоды, рамки которых зависят от взгля-

1 Римское частное право: казусы, иски, институты / Пер. с испан.; Гарсия Гарридо М.Х.; Отв. ред. Кофанов Л.Л. М.: Статут, 2005. С. 41.

дов авторов учебников на хронологию, эволюцию политической системы или от юридических концепций, взятых авторами учебников за теоретико-методологическую основу.

Периодизации большинства учебных изданий для юристов опираются на качественные изменения в эволюции процессуальных институтов и уровень развития римской iurisprudentia, как способа научного освоения и осмысления правовой материи.

Приведём несколько вариантов периодизации римского права, наиболее часто встречающихся в отечественной и зарубежной учебной литературе. Например, Д.В. Дождев, исходя из сложившейся в российской юридической и исторической науке периодизации развития Римского государства, выделяет пять периодов в развитии римского права2:

1) архаическое право (753-367 гг. до

н. э.).

Начало периода связано с условной датой основания Рима, а конец - с принятием закона Лициния Столона и Секста Лате-рана (Lex Liciniae Sextiae) об обязательном избрании 2- х консулов из двух сословий, где первый консул обязательно был из патрициев, а второй консул - из плебеев. Дан-

2 Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: ИНФРА М-НОРМА, 1996. С. 13-75.

ный акт уравнял представительские права сословий.

2) предклассическое право (367-17 гг. до н. э.).

3) классическое право (17 г. до н. э. -235 г.).

Начало периода связывают с деятельностью Гая Юлия Цезаря Октавиана Августа (63 г. до н. э. - 14 г.). Он в 27 г. до н. э. установил новый политический режим -принципат. В 17 г. до н. э. Октавиан Август принял ряд законов об отправлении правосудия (Leges Iuliae de iurisdictione), которые отменили древнюю форму легисакционного процесса и предусмотрели обязательное введение судопроизводства посредством формул. Завершение периода связано со смертью императора Септимия Севера в 235 г., после которой Рим вступил в эпоху политического кризиса, выражавшегося в постоянной смене «солдатских императоров»: за половину века сменились 22 императора.

4) постклассическое право (235527 гг.).

В 284 г. н.э. началось реформирование системы управления - тетрархии и становление нового политического режима - до-мината.

5) Юстиниановское право (527565 гг.).

527 г. - начало правления императора Юстиниана. В этот период развития римского права включали и постюстинианов-ское право до конца VI в. В этот период была осуществлена универсальная кодификация римского права, кодифицированы тексты императорских конституций (Codex, Novellae), увидел свет официальный учебник римского права (Institutiones). Выдержки из сочинений римских юристов (Digesta) этого периода изучались с XVI в. в Западной и Восточной Европе как Corpus iuris civilis (Свод гражданского права).

Современные испанские исследователи А. Д'Орс и М.Х. Гарсия Гарридо для того, чтобы облегчить запоминание информации о периодизации римского права предложили искусственную систему, где большая часть дат оканчивается на «- 30»:

1) Период древнего (или квиритского) права - 753-130 г. до н. э.;

2) Период классического права - 130 г. до н. э. - 230 г.

Этот период разделяется на 3 этапа:

- Ранняя классика - 130 - 30 гг. до

н. э.;

- Высокая классика - 30 г. до н. э. -130 г.;

- Поздняя классика - 130 - 230 гг.;

3) Постклассический период права -230-527 гг.;

4) Право эпохи Юстиниана - 527 -565 г.1.

Так как проблема развития римского права - предмет внимания не только юристов, но и историков-античников, то в отечественной юридической литературе распространена периодизация, соотносящая основные этапы эволюции римского права с определенными этапами развития древнего Римского государства:

1) приблизительно VIII в. до н. э. -IV в. до н. э. Встречаются несколько названий этого периода: архаичное или древнее, илираннее право.

В этот период римское право выделилось из обычного права италийских племен как право общины города Рима и связанных с ним латинских родоплеменных союзов.

Для него характерно замкнутость, ограниченность предмета регулирования отношениями внутри общины. В социальном плане этому периоду соответствовало натуральное патриархальное хозяйство.

2) III в. до н. э. - III в. - классическое право - «золотой век» римской юриспруденции.

Вследствие захвата обширных территорий и создания мощной державы, римское право вышло за пределы городской общины и стало мировым. В этот период формируются классические нормы права, составляющие основу большинства современных правовых систем. Трудами римских юристов создается доктрина права, актуальная и по сей день.

3) III в. - VI в. - постклассическое право.

В данном периоде выделяются два этапа:

1 Римское частное право: казусы, иски, институты. Перевод с испанского / Гарсия Гарридо М.Х.; Отв. ред. Кофанов Л.Л. М.: Статут, 2005. С. 41.

а) доюстиниановское право - 230527 гг.,

б) право периода правления императора Юстиниана - 527-565 гг.

Этот период интересен сохранившимися крупнейшими источниками права. Кодекс Феодосия и Кодекс Юстиниана дают нам пример последней по времени систематизации римского права в форме кодификации, которая была заимствована в последующие эпохи государствами Западной Европы для создания национальных правовых систем.

Эта периодизация исходит из того, что римское право формировалось под влиянием понятий общественного интереса, важности государственного администрирования, а также представлений об индивидуальной значимости личности и возможности свободного правового самоопределения и саморегулирования граждан, гордо называвших себя Populus Romanus - Римский народ. Ответственность, взаимозависимость и взаимоконтроль, выборность, коллегиальность принятия решений со стороны органов государственной власти и стремление осуществлять самостоятельно на практике в гражданском обороте личные, семейные, имущественные отношения отдельных лиц, а также требования равноправия, защиты своих частных интересов - вот основные отличительные признаки римского права.

Первая проблема в периодизации римского права связана с тем, что хронологически феномены «римское право» и «римское государство» не совпадают, т. е. временные границы существования ius Romanum, как правовой системы, не совпадают с хронологией существования государства Res Romana.

Римское право (в виде обычного права) начало формироваться с появлением первых италийских племен на территории Апеннинского полуострова в начале I тыс. до н. э. По археологическим данным, древнейшие поселения на Палатинском и Капитолийском холмах возникли в IX-VIII вв. до н. э. Жители этих поселений представляли разные этнические группы. Самниты, сабиняне, латины были индоевропейцами. К индоевропейцам не относились, например, этруски. Все они в повседневной жизни

придерживались тех правовых обычаев и установлений, которые существовали еще на стадии потестарной власти1.

Как независимый город-государство Рим выделился из колоний другого древнего города - Альба Лонга . Исследователи обычно принимают дату этого события, предложенную в I в. до н. э. римским энциклопедистом Марком Теренцием Варро-ном (год основания города) - 753 г. до н. э. В I в. до н. э. римский астролог Таруций по астрономическим данным уточнил дату рождения Рима - 21 апреля 753 г. до н. э. Именно эта дата в настоящее время называется «эрой Варрона». Взяв ее за точку отсчета, можно сказать, что древнейшие правовые установления сформировались у племен первопоселенцев на Аппенинском полуострове (сабинян, сикулов, лигурийцев, этрусков, латинов) в догосударственный период, задолго до возникновения Римского государства.

Традиционно концом существования Римского государства считается 476 г. - год падения Западной Римской империи. Итальянские гуманисты XV в. Ф. Петрарка и Ф. Бьондо, предложив выделить в истории три части: древнюю, среднюю, новую, колебались в выборе года - границы между древностью и Средними веками. На роль рубежной даты предлагались:

- 395 г. - год смерти императора Феодосия I Великого и разделение государства на две части - Западную и Восточную,

- 476 г. - в этом году командир варваров-наёмников на римской службе Одоакр заставил императора Ромула Августула отречься от титула и отправил в Константинополь посольство с признанием власти императора Флавия Зенона как единственного владыки Римской империи.

Позднее, именно 476 г. закрепился в трудах историков как дата «падения Запад-

1 Дюмезиль Ж.Э. Религия Древнего Рима. СПб., 2018. С. 40-42.

2 Древнейший латинский город, основанный по легенде в 1152 г. до н.э. и считавшийся родиной основателя Рима Ромула. «Здесь родилась Рея, мать Ромула. Как от Реи родился Ромул, так от Ромула родился Рим» (Varro, De linqua latina, V. 144. См: Varro M. T. Of the Latin Language [De Linqua Latina] / ed. by Kent R. G. London: W. Heinemann, 1938. -Р. 136).

ной Римской империи» и окончания Античности.

Однако, по замечанию Д.Б. Бьюри: «Не было никакой «Западной Империи», которая могла бы пасть в V веке. Было только одно римское государство, которым иногда одновременно управляли двое или более императоров - августов»1.

Историк V в. Малх Филадельфиец в «Византийской истории» писал, что Одоакр от имени Ромула Августула направил в Константинополь к императору Зенону делегацию. Военачальник считал, что «для обеих сторон довольно было одного Зенона как общего их императора»2. Одоакр присягнул на верность Зенону и получил от него титул патрикия. В дальнейшем, он осуществлял властные полномочия в Италии от имени константинопольского правителя. Исходя из этого, Римское государство, официально никогда не делилось на две части, формально оставаясь единым. А, следовательно, те, кто связывал конец Античности с «падением Римской империи» в 476 г., выбрали условную дату и вольно её интерпретировали в угоду представлениям определённой эпохи (Возрождения).

Еще одна проблема, влияющая на периодизацию римского права, если связывать его с эволюцией римского государства -правильное понимание сути (и именование) этого государства.

Привычное название государства в поздний период его существования - «Римская империя», хотя и привычно, но вызывает определенные сомнения.

В аутентичных источниках такое название не встречается. Существительное среднего рода трепит3 означает: «Импе-

1 Bury J.B. History of the Later Roman Empire. Vol. 1. London: Maccmilan &Co Ltd., 1958. P. 408. См.: Nathan G.S. Comments to «The Last Emperor. The Fate of Romulus Augustulus» // Classica et Mediaevalia. 1992. № 43. P. 261-271.

2 Malchus Philadelphicus. Byzantina Historia, ep. 12. См. по: Византийские историки. Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец / Пер. с греч. С. Дестуниса. - Санкт-Петербург.: Тип. Леонида Де-миса, 1860. - С. 242.

3 Надпись императора Октавиана Августа на

стеле Monumentum Ancyranum, относящаяся к I в.,

найденная в Анкаре в XIX в.: «SENATUS DECRETIS HONORIF(I)CIS IMPERIUM MIHI DEDIT» (Aug.

рий - власть, которую римский народ делегировал высшим должностным лицам, которые с момента получения империя назывались императорами - imperatores»4. Во множественном числе слово «imperia» употреблялось в тот период крайне редко. В более ранний период мы встречаем его употребление для обозначения народов или территорий, находившихся под властью римского государства. Позднее так называли города или общины, на которые распространялась власть какого-либо государства:

«Palmyra... inter duo imperia summa Romanorum Parthorumque est» («Пальмира. находится между двумя важнейшими государствами: римлян и парфян»)5.

Дискуссионным в современной романистике является и вопрос о форме правления в различные периоды существования государства. В Риме не сложилось монархической формы правления как «единодержавия» (греческое слово monarchia - единодержавие). Способ организации государственной власти в древнейший период (753509 гг. до н. э.) обозначался термином «regnum» («правление рексов») и его принято называть «периодом римских царей (рексов)». Существительное rex, regis - правитель (иногда переводилось как «царь») -было образовано от глагола regere - править и обозначало «лицо, избираемое на должность рекса». Рексы находились под контролем жрецов (авгуров, дававших разрешение от имени богов на занятие должности - инаугурацию, а также гаруспиков, понтификов и др.) и Сената - «совета старейшин» (лат. senex, senis - старик). Римские рексы не были монархами, т. е. единоличными династическими правителями, передающими власть наследственным путем, поскольку избирались на эту «должность» народом. Если избрание по каким-либо причинам затягивалось, то власть осуществлял Сенат. Верховным носителем власти в государстве был Populus Romanus - Римский народ,

Anc. 1.5): «Сенат почетными декретами дал мне империй».

4 Надпись 186 г. до н.э. на бронзовой пластине консула - императора Люция Эмилия, найденная в провинции Бетика в XIX в. содержит: «IMPEI-RATOR» (CIL II 504).

5 Plinius. Historia Naturalis. 5. 88.

имевшии право прогонять неугодных рексов. Кроме того, ни один рекс не мог принять закон без одобрения Народного собрания и Сената1.

Начиная с 509 г до н. э. и до 476 г., а также и далее, во всех источниках, Римское государство именовалось Res publica -«республика» (от лат. - res - «вещь, дело», publicus, -a, -um - «общий, -ая, -ое»). Верховная власть в нем осуществлялась от имени римского народа и Сената: Senatus Populusque Romanus (SPQR).

В большинстве исторических трудов периода заката Рима, государство называется республикой. Аммиан Марцеллин, завершивший римскую историческую традицию, в «Истории» (RES GESTAE) называет государство «Romana res publica» , «rei Romanae»3. Историк был уверен, что «истинное правление - во введении республики, пока процветает консульская власть -империй» («verum ducta re publica dum con-sulare vigeret imperium»)4, а гарантом процветания является «Romanus Populus»5.

В завершающий период существования римского права в VI в. другой знаменитый историк - иллириец Марцеллин Комит6 в «Хронике» римское государство называл то республикой (res publica) , то царством

1 Игнатенко A3. К вопросу о начале государственности в Риме // Вестник Пермского университета. 2009. Вып. 4 (6). С. 5-14.

2 Liber LXI. 4.

3 Liber XXVI. I. 7.

4 Liber XXVII. IV. 10.

5 Liber XV. 24; Ammiani Marcellini rerum gestarum libri. Leipzig: W. Seyfart, 1878. S. 24, 354, 383.

6 Именно Марцеллину Комиту приписывают слова о гибели Западной Римской империи, хотя ничего подобного он не писал. См.: Marcellini Comi-tis V. C. Chronicon // Monumenta Germanorum Histori-corum Auctorum Antiquorum. - Vol. II. - Berolini: Apud Weidmannos, 1894. - Р. 37-108.

7 Под 379 г.: «Theodosius ... imperator creates est ...

Orientalem dumtaxat rem publicam recturus»

(«Феодосий . стал императором . намереваясь управлять только восточной частью республики»); под 434 г.: «Honoria Velentiniani imperatoris so-ror.Attilam contra Occidentalem rem publicam con-citabat» («Гонория, сестра императора Валентиниана,

.. .настраивала Aттилу против западной части республики») и т. д. См.: Marcellini Comitis V.C.

Chronicon // Monumenta Germanorum Historicorum Auctorum Antiquorum. - Vol. II. - Berolini: Apud Weidmannos, 1894. - Р. 100.

(regnum) . Слово «imperium» у него всегда обозначало империй - верховную власть9, поэтому текст под событиями 476 г.: «Hes-perium Romae gentis imperium quod septingentesimo nono Urbis conditae anno primus Augustorum Octauianus Augustus tene-re coepit cum hoc Augustulo periit anno deces-sorum regni imperatorum quingentesimo uiges-imo secundo, Gothorum dehinc regibus Romam tenentibus»10, следует переводить так: «Власть рода Рима Западной части, которую начал осуществлять на 709 год от основания Рима первый из августов Октавиан Aвгуст, с этим Aвгустишкой потеряла юридическую силу после 522 лет правления предшествующих императоров, далее цари г0тов осуществляли власть в Риме».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высказывалось мнение, что, поскольку Марцеллин Комит не закончил «Хронику» в 534 г., то это сочинение было закончено и переработано анонимным продолжателем Комита, жившем в Константинополе и знавшем греческий язык лучше латинско-го11. Сам магистрат Марцеллин Комит жаловался на умаление значения латинского языка и старался не допускать греческих вставок при использовании латыни. В данном же тексте вместо occidentalis (западный) употребляется греческое hisperium (западный), а gens Romae (род Рима) - вместо populus Romanus (народ Рима), что указывает на то, что автор не знал принятой административной номенклатуры.

Под 474 г. «Zenonem Leo iunior idemque filius principem regni constituit» («Лев Младший (император) и он же сын постановил, чтобы Зенон был принцепсом царства») и т. д. См.: Marcellini Comitis V. C. Chronicon // Monumenta Germanorum Historicorum Auctorum Antiquorum. - Vol. II. - Berolini: Apud Weidmannos, 1894. - Р. 106.

9 Под 382 г.: «Gens Gothorum Ahanarico rego suo defunct Romam sese imperio dedit mense Octobrio» (Племя готов, после смерти своего правителя Атанариха, само себя отдало во власть Рима в октябре месяце») и т. д. См.: Marcellini Comitis V.C. Chronicon // Monumenta Germanorum Historicorum Auctorum Antiquorum. - Vol. II. - Berolini: Apud Weidmannos, 1894. - Р. 100.

10 Marcellini Comitis V.C. Chronicon // Monumenta Germanorum Historicorum Auctorum Antiquorum. -Vol. II. - Berolini: Apud Weidmannos, 1894. - Р. 100.

11 Козлов А.С. О некоторых особенностях хроники Продолжателя Марцеллина // Античная древность и средние века. 2002. Вып. 33. С. 29-39.

Более поздние источники, например, Кодекс императора Юстиниана (527565 гг.) и его Институции, так описывали форму правления:

«... pro communi rei publicae utilitate» («... для общей пользы республики»)1;

«... in quolibet nostrae rei publicae loco» («... в каком-либо месте нашей республики»))2;

«... nostram reipublicam in partibus eius vobis credendis gubernare» («... вам, верующим, следует управлять нашей республикой в ее областях»)3 и т. д.

Сложившаяся еще в историографии XIX в. периодизация истории Римского государства критерием для выделения того или иного периода принимала один из элементов формы государства: «форму правления» - как способ организации государственной власти, «политический режим» - как систему методов осуществления этой власти.

Общепринято было выделять три периода: рексов (царей), республики и империи.

1) Царский период (Regnum) - правление рексов (753-509 гг. до н. э.).

Л.Л. Кофанов начальный период существования римской городской общины считает архаическим государством с пережитками родового строя. Объединяя его с развитием права, он доводит существование архаического государства до III в. до н. э. -периода Ранней Республики. Критерием в данном случае выступает обретение государственно-правовыми институтами самостоятельности. До этого времени «.сакральные и государственно-правовые институты еще не были разделены. Более того, даже чисто государственные функции были не только облечены в сакральную форму, но и выполнялись различными жре-

4

ческими коллегиями» .

2) Республика (509-27 гг. до н. э.) - от изгнания последнего рекса Тарквиния Гордого до юридического оформления едино-

властии Октавиана, дарования ему Сенатом титула Августа.

В этот период, начиная с I Пунической войны (264-241 гг. до н. э.), завоевания Рима выходят за пределы Аппенинского полуострова, дав начало формированию империи.

3) Имперский период (27 г. до н. э. -476 г.) - от узурпации власти Октавианом до отречения Ромула Августула.

Форма правления данного периода остается дискуссионной: республика с элементами монархического правления или монархия, ограниченная республиканскими институтами5.

В рамках данного периода выделяют:

а) Principatus (-us, -m. От лат - princeps (-ic, -is) - первый, верховный) - принципат - «главенство, верховенство» (27 г. до н. э. - 284 г. н. э.);

б) Dominatus (-us, -m. От лат. - dominus (-i, -m) - господин) - доминат - «господство, императорская власть» (с 284 г.).

Однако эти слова обозначают не форму правления, а политический режим: принципат - авторитарный, доминат - тоталитарный режимы в государстве, называемом республикой. Несмотря на фактическое упразднение всех республиканских институтов в период Dominatus, легитимация наследственного принципа передачи верховной власти в Римском государстве так и 6

не произошла .

В исторической и историко-правовой науке Нового и Новейшего времени представлены самые разнообразные концепции, призванные объяснить феномен приципата и природу императорской власти Римского государства.

А.Б. Егоров объединил их в два направления. К первому он отнес концепции, направленные на поиск правовых ос-

1 Codex Iust. 1. 4. 34. 2.

2 Codex Iust. 1. 5. 11.

3 Institutiones Iust. Prooemium. 7.

4 Кофанов Л.Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII - III вв. до н.э. М.:

Статут, 2006. С. 12.

См. подробнее: Егоров А.Б. Римское государство и право: царский период и эпоха Республики: Учебное пособие. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. 171 с.; Егоров А.Б. Римское государство и право. Эпоха империи: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2013. - 248 с.; Егоров А.Б. Римская императорская власть // Егоров А.Б. Рим: от республики к империи. СПб.: Наука, 2017. С. 88-144.

6 См.: Castritius H. Der römische Prinzipat als Republik. Husum: Matthiesen, 1982. S. 15-20.

нов власти принцепса. Его родоночальни-ком считается Т. Момзен, обосновавший власть присцепса как чрезвычайную магистерскую, но не монархическую. Этот вывод лег в основу теории «диархии», представлявшей политическую систему Римского государства периода ранней империи как дуализм власти принцепса и Сената. Вариантами этой концепции стали теории «восстановленной республики» и «конституционной (республиканской) монархии»1.

Второе направление обращено к изучению сущностных социально-политических характеристик принципата и неправовых основ власти принцепса. Концепции этого направления, рассматривая принципат как монархию, где республиканские институты служили «ширмой», «фасадом», акцентируют внимание на противоречивости принципата, настаивая на уникальности данной политической системы, не подпадающей под определенную правовую дефи-2

ницию .

К проблемам периодизации римского права относится и определение конечной даты его развития в контексте общеисторической периодизации. Эта проблема связана с соотношением разных профессиональных картин мира, которые в идеале должны сложиться в общую научную картину мира. Выбор 476 г. как финала античности и Рима, вызывает вопросы и порождает проблемы не только у юристов. Примером другого профессионального дискурса, где частный феномен продолжает жить, в то время как более крупный феномен, частью которого был первый, уже закончил существование, может послужить философия.

В общепринятой в философии периодизации античная философия завершается в 529 г.: «... завершилось тысячелетнее развитие античной философии декретом римского императора Юстиниана (529 г. н. э.) о закрытии последней греческой философ-

1 Медовичев А.Е. [Егоров А.Б. Рим: от республики к империи. - СПб.: Наука, 2017. - 311 с. - Биб-лиогр.: С. 287-293] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5. История: Реферативный журнал. 2018. № 2. С. 19.

2 Егоров А.Б. Римская императорская власть // Егоров А.Б. Рим: от республики к империи. СПб.: Наука, 2017. С. 100, 105.

ской школы - платоновской Академии»3. Но философия в Античном мире - это важнейший социальный институт, связанный с социальными институтами - образованием, государственными институтами - назначения на должности и т. д. Указ Юстиниана буквально гласил: «Мы воспрещаем преподавание доктрин тех, кто заражён сумасбродными идеями нечестивых язычников. Потому ни один из язычников не может наставлять заблудших, последовавших за ним, ибо он растлевает души своих учеников. Более того, никто из них не получит общественной поддержки, ибо ни божественное писание, ни государственные эдикты не дают им права на получение лицензии такого рода. Если всё-таки кто-то из них здесь (в Константинополе) или в провинции будет уличён в нарушении этого предписания и не вернётся в лоно нашей святой церкви, то вместе с семьей, женой и детьми, он будет подвергнут санкциям в виде лишения собственности, неподчинивши-еся же будут отправлены в ссылку»4.

Вышесказанное говорит о том, что в 529 г. античная философия продолжала существовать как социальный институт и оказывала существенное влияние на государственные институты. И запрет 529 г. принудительно положил конец данному феномену: в течение поколения исчезла языческая философия, не только доктринально, на и как социальный институт, система профессиональных, служебных и социальных связей. Античность сменило Средневековье, и произошло это в VI в., а не в V в. (476 г.)

По аналогии: если право - государственный институт, то может ли институт продолжить существование, когда государство это существование прекратило. В данном вопросе особенно проявляется искусственность разделения Древней истории и Средних веков 476 г.

Признание 476 г. концом существования Античности, вообще, и Римского

3 Пронина Е.Н. Философия: Учебник / Е.Н. Пронина. - М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2011. -612 с.

4 Цит. по: Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери; пер. с итал. С. Мальцевой, науч. ред. Э. Соколов. - Санкт-Петербург: Петрополис, 1994. - 320 с.

государства, в частности, плохо соотносится с историей римского права - оно продолжало жить и развиваться. Только император Юстиниан, претворяя на практике реформу права, установил запрет на внесение изменений в документы, принятые с 528 по 535 гг. После смерти Юстиниана в 565 г. документы (в основном конституции), не опубликованные при жизни императора, собрали в отдельный сборник Новелл. На этом нормотворчество в римском праве закончилось. Любые постановления, принятые после VI в. относят по сложившейся историко-правовой периодизации к ранне-средневековому византийскому праву .

Рассмотрение проблем периодизации римского права позволяет говорить о сложность и противоречивость решения данных вопросов в историко-правовой науке. Анализ источников и исследований показывает, что до сих пор не нашли разрешения ряд противоречий в сложившихся и общепризнанных периодизациях. К ним можно отнести то, что не решена проблема корреляции

1 Слово «византийский» для обозначения государства появилось только в 1453 г., т. е. собственно тогда, когда это государство прекратило существование.

исторических и историко-правовых периодизаций: получается, что античное римское право исторически возникло до появления Римского государства и продолжало развиваться какое-то время уже после перехода государства в средневековый период. Также не учитывается природа римского государства в поздний период его существования, традиционно модернизируемая и именуемая «империей», что нивелирует специфику организации власти и влияет на оценку исходящих от этого периода источников права, а также роли различных институтов римского государства в их создании. Также проблемным вопросом представляется место римского права и Римского государства в профессиональной и общенаучной картинах мира. На наш взгляд общеисторическая периодизация (как часть научной картины мира профессиональных историков) нуждается в пересмотре с позиций не только историко-правовой, но и других (юридической, философской) частных профессиональных картин мира. Более адекватной датой конца Античности (как частных феноменов античной философии и римского права) следовало бы признать эпоху Юстиниана.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Византийские историки. Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец / Пер. с греч. С. Дестуниса. - Санкт-Петербург: Тип. Леонида Демиса, 1860. - 495 с. [31 с.]

2. Дождев, Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов / Д.В. Дождев; под ред. ВС. Нерсесянца. - Москва: ИНФРА М-НОРМА, 1996. - 685 с.

3. Дюмезиль, Ж.Э. Религия Древнего Рима с приложением, посвященным религии этрусков / Ж.Э. Дюмезиль; пер. с. фр. Т. И. Смолянской; пер. с латин. А. Е. Гудзь; под ред. Ф. А. Пирвица и Т. Г. Сидаша. - Москва: Традиция; Санкт-Петербург: Quadrivium, 2018. -891 с.

4. Егоров, А.Б. Римское государство и право: царский период и эпоха Республики: Учебное пособие / А.Б. Егоров. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. - 171 с.

5. Егоров, А.Б. Римское государство и право. Эпоха империи: Учебное пособие / А.Б. Егоров. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2013. - 248 с.

6. Егоров, А.Б. Римская императорская власть // Егоров А.Б. Рим: от республики к империи / А.Б. Егоров. - Санкт-Петербург: Наука, 2017. С. 88-144.

7. Игнатенко, А.В. К вопросу о начале государственности в Риме / А. В. Игнатенко // Вестник Пермского университета. - 2009. - Вып. 4 (6). С. 5-15.

8. Козлов, А.С. О некоторых особенностях хроники Продолжателя Марцеллина / А.С. Козлов // Античная древность и средние века. - Вып. 33. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. С. 29-39.

9. Кофанов, Л.Л. Lex и ius: возникновение и развитие римского права в VIII—III вв. до н. э. / Л. Л. Кофанов. - Москва: Статут, 2006. - 574 с.

10. Медовичев А.Е. [Егоров А.Б. Рим: от республики к империи. - СПб.: Наука, 2017. - 311 с. - Библиогр.: С. 287-293] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5. История: Реферативный журнал. 2018. № 2. С. 16-24.

11. Пронина, Е.Н. Философия: Учебник / Е. Н. Пронина. - Москва: МГУП им. Ивана Федорова, 2011. - 612 с.

12. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери; пер. с итал. С. Мальцевой, науч. ред. Э. Соколов. - Санкт-Петербург: Петрополис, 1994. -320 с.

13. Римское частное право: казусы, иски, институты / Пер. с испан.; Гарсия Гарри-до М.Х.; Отв. ред. Кофанов Л. Л. - Москва: Статут, 2005. - 812 с.

14. Ammiani Marcellini rerum gestarum libri. - Leipzig: W. Seyfart, 1878. - 476 s.

15. Bury, J.B. History of the Later Roman Empire. - Vol. 1. - London: Maccmilan &Co Ltd., 1958. - 482 р.

16. Castritius, H. Der römische Prinzipat als Republik. - Husum: Matthiesen, 1982. - 120 s.

17. Marcellini Comitis, V.C. Chronicon // Monumenta Germanorum Historicorum Aucto-rum Antiquorum. - Vol. II. - Berolini: Apud Weidmannos, 1894. - Р. 37-108.

18. Nathan, G.S. Comments to «The Last Emperor. The Fate of Romulus Augustulus» // Classica et Mediaevalia. - 1992. - № 43. - P. 261-271.

19. Plinius Secundus, C. Historia naturalis / Ed. by Hermolaus Barbarus. - Venezia: Ber-nardinus Benalius, 1497 [non ante 13. II. 1498]. - 268 p.

20. Varro, M.T. Of the Latin Language [De Linqua Latina] / Ed. by R. G. Kent. - London: W. Heinemann, 1938. - 440 p.

Дата поступления: 18.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.