Научная статья на тему 'Проблема переселения граждан из аварийного жилищного фонда на примере регионов'

Проблема переселения граждан из аварийного жилищного фонда на примере регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2417
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / ФОНД ЖКХ / МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ / АВАРИЙНОЕ ЖИЛЬЕ / РАССЕЛЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ / КОРРУПЦИЯ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / СРО / CONSTRUCTION / FUND FOR HOUSING SERVICES AND UTILITIES / MINISTRY OF CONSTRUCTION AND UTILITIES / UNFIT HOUSING / RELOCATION / FINANCING PROBLEMS / CORRUPTION / QUALITY CONTROL / SELF-REGULATORY ORGANIZATION (SRO)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уначева Ляна Руслановна

Рассмотрены проблемы расселения граждан из аварийного и ветхого жилья. Проведен анализ рынка жилой недвижимости, показывающий сокращение жилищного строительства. Затронуты проблемы предоставления качественного и равноценного жилья, а также продемонстрированы причины его недоступности. Рассмотрены меры, предпринятые для контроля за качеством предоставляемых домов. Обращается внимание на проблемы развития Северного Кавказа в качестве примера одного из проблемных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Уначева Ляна Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of relocation of citizens from unfit housing facilities exemplified by the regions

The problems of relocation of citizens from unfit and slum dwellings are considered. Residential property market analysis illustrating a house construction attenuation was performed. The problems of provision of quality and equivalent housing are touched, and the reasons for inaccessibility thereof are illustrated. Measures taken for control of quality of the provided houses are considered. Attention is drawn to development problems of the North Caucasus as an example of one of the problematic regions. For the system solution of the erected housing quality issue it is planned to introduce this year the obligation for a self-regulatory organization to have a permit for design and construction of low-rise buildings. It is necessary to focus on the quality of housing, on elimination of corruption, improvement of work of the body for the housing stock price formation, and the local self-governing authorities. The carried-out measures with due attention of regions’ authorities will enable to keep priority rates of the unfit dwelling liquidation and fulfil the general tasks set by the President and the RF Government.

Текст научной работы на тему «Проблема переселения граждан из аварийного жилищного фонда на примере регионов»

УДК 365.2:338.2

л.Р. уначева

НИУМГСУ

проблема переселения граждан из аварийного жилищного фонда на примере регионов

Аннотация. Рассмотрены проблемы расселения граждан из аварийного и ветхого жилья. Проведен анализ рынка жилой недвижимости, показывающий сокращение жилищного строительства. Затронуты проблемы предоставления качественного и равноценного жилья, а также продемонстрированы причины его недоступности. Рассмотрены меры, предпринятые для контроля за качеством предоставляемых домов. Обращается внимание на проблемы развития Северного Кавказа в качестве примера одного из проблемных регионов.

Ключевые слова: строительство, Фонд ЖКХ, Министерство строительства и ЖКХ, аварийное жилье, расселение, проблемы финансирования, коррупция, контроль качества, СРО

DOI: 10.22227/1997-0935.2016.12.138-146

Жилищный фонд выступает в качестве одного из сегментов локального рынка жилья. В России трансформация экономических отношений и последовавшие за ней процессы трансформационного спада привели к нарушению целостности системы формирования рынка жилой недвижимости [1-3]. Это было вызвано рядом существенных трудностей, выразившихся в слабой мотивации частных инвесторов при строительстве жилищного фонда; дисбалансе структуры спроса и предложения на рынке жилья; малоэффективной системе ипотечного кредитования; отсутствии результативного управления; несфор-мированности системы взаимоотношений органов власти с представителями бизнеса, научного сообщества и населения [4-7].

Продолжается интенсивный рост величины износа жилищного фонда и доли аварийного жилья. Инвестиционная привлекательность жилищной сферы и инновационная активность экономических субъектов остаются низкими. все это свидетельствует о наличии системного кризиса в этой сфере. в таких условиях принципиальное значение приобретает пересмотр организационно-экономических методов управления жилищным фондом и рынком жилой недвижимости в целом, структурно-качественными параметрами их развития за счет применения инновационных инструментов ипотечного кредитования населения. Регулирование процесса управления жилищным фондом как составляющей рынка жилой недвижимости осложняется недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы, методических материалов, организационно-экономических механизмов.

в целях конкретизации аналитических результатов и предложений, рассмотрим авторский подход на примере Северо-Кавказского региона. В данном регионе существует значительное расслоение общества, большая деградация промышленного сектора и высокая безработица, а также утрата инфраструктурного потенциала. Более того, особенностью Северо-Кавказского региона

является большое количество многодетных семей, что, например, для регионов средней полосы России не типично.

По плотности населения Северо-Кавказский федеральный округ находится на 1-м месте в Российской Федерации (56 чел. на 1 км2, в т.ч. городское население — 49,2 чел.). При этом плотность населения в Республике Ингушетия составляет 123 чел. на 1 км2, Республике Северная Осетия-Алания — 88, Чеченской Республике — 85, Кабардино-Балкарской Республике — 69, Республике Дагестан — 59, Ставропольском крае — 42, Карачаево-Черкесской Республике — 33 [8].

По обеспеченности количеством комнат на человека Рф занимает 36-е место в мире (0,9 комнаты на человека), высок уровень аварийного жилья. В соответствии с распоряжением Правительства от 26 сентября 2013 г. № 1743-р площадь аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 г. и требующего расселения в 2014 г., составляла 2,87 млн м2.

В 2014 г. общий объем средств на реализацию программ переселения составил 91,28 млрд руб. (в т.ч. средства государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — 41,03 млрд руб.; средства субъектов Российской Федерации — 50,25 млрд руб.). По данным Минстроя России, на 1 января 2015 г. расселено 2,964 млн м2 аварийного жилья (достижение целевого показателя за 2014 г. — 113 %), переселено 191,86 тыс. чел. (достижение целевого показателя за 2014 г. — 112 %). В полном объеме достигли годового целевого показателя 71 субъект Российской Федерации, не выполнили целевые показатели 12 субъектов Российской Федерации. Таким образом, проблема аварийного жилья остается крайне актуальной.

По словам министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.А. Меня на заседании Правительства, таких значительных успехов удалось достигнуть благодаря ряду эффективных решений, принятых в 2014 г. [9, 10]:

• увеличению федеральной помощи (это позволило сократить уровень со-финансирования с 62 до 47,9 % со стороны региональных властей);

• минимизации усилий в предоставлении регионам федеральной поддержки и сокращение сроков рассмотрения региональных заявок на финансирование (это также было сделано по обращениям руководителей регионов);

• введению финансовой ответственности за несвоевременную реализацию программы и предоставление отчетности;

• установлению конкретных плановых показателей для каждого региона.

Необходимо отметить, что, к сожалению, не все регионы смогли организовать эффективную работу по переселению граждан. на сегодняшний день фондом перечислено в субъекты 32,3 млрд руб. В текущем году уже переселено 7 430 чел. из 148 тыс. м2. Приведенные цифры показывают, что с объемами строительства в целом справляться удавалось, и теперь на первый план выходят проблемы качества возводимого жилья.

таким образом, Правительство РФ пытается реализовать все меры направленные на решение задачи по расселению граждан из аварийного жилищного

фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г. На деле же ситуация выглядит немного иначе. Денежные средства, направленные на строительство новых домов, чаще всего используются не по назначению, и в итоге мы получаем либо некачественное жилье, либо отсутствие его вообще [7, 11-13]. Для отчета причины могут указываться разные, но по факту идет растрачивание бюджетных денежных средств. И для того, чтобы отчитаться за полученные деньги, возводятся здания из некачественных и дешевых материалов, используется нелегальная и малооплачиваемая рабочая сила, т.е. дома возводятся не специалистами в строительной области и из непригодных материалов.

В целях обеспечения более жесткого и точечного контроля исполнения субъектами Российской Федерации задачи по переселению граждан из аварийного жилищного фонда распоряжением Правительства от 6 мая 2014 г. № 761-р были утверждены целевые показатели реализации программ переселения, реализуемых как с участием средств фонда ЖКХ, так и без указанных средств в разрезе субъектов Российской федерации, с учетом необходимости завершения реализации программ переселения до 1 сентября 2017 г. Утверждение целевых показателей позволило, с одной стороны, сформулировать перед субъектами Российской федерации четкий и понятный план решения задачи на период 2014-2017 гг., а с другой стороны, организовать систему мониторинга и контроля, позволяющую в текущем режиме получать информацию о степени достижения целевых показателей, своевременно выявлять и решать проблемы реализации программ переселения [9].

На качестве жилья заострил внимание губернаторов Д.А. Медведев. Он выразил сожаление, что приходится повторять довольно элементарную вещь: «Люди должны получать комфортное жилье применительно к условиям XXI века, а все строительные нарушения нужно заблаговременно устранять, не заставляя людей менять аварийное жилье, по сути, на полуаварийное. Для этого создаются комиссии, в эти комиссии входят различные проверяющие структуры. Такие комиссии работают в 68 регионах».

Для системного решения вопроса качества возводимого жилья в этом году планируется ввести обязательность наличия допуска саморегулируемой организации при проектировании и строительстве малоэтажного дома. Раньше эта норма отсутствовала. также планируется введение экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в отношении объектов малоэтажного жилья, строящегося в рамках государственных и муниципальных контрактов. В целях безусловного выполнения задач, поставленных Президентом и Правительством Рф, в условиях сложившейся макроэкономической ситуации регионы нуждаются в дополнительной поддержке. Понимая это, в этом году Фонд ЖКХ направит в субъекты дополнительные средства — более 6 млрд руб., которые получены от инвестирования, что позволит значительно снизить средний уровень софинансирования со стороны регионов — до 41,5 %. Для повышения качества планирования, усиления контроля за ходом выполнения программ переселения, установления конкретных сроков реализации их основных этапов и мероприятий субъектами Российской Федерации утверждаются графики реализации программ переселения.

Самыми проблемными по расселению аварийного жилья остаются регионы Северного Кавказа, о чем свидетельствуют проверки Генеральной прокуратуры и федерального Фонда реформирования ЖКХ. Одна из причин заключается в недобросовестности строителей и обилии фирм-однодневок, поставить заслон которым не могут даже люди в погонах.

несмотря на введение санкции для регионов за просрочку исполнения обязательств и все меры, предпринятые правительством и местными властями, практически во всех регионах Северного Кавказа произошло увеличение сроков расселения аварийного жилья. Это происходит по разным причинам. и проблема заключается не только в сроках, но в том, что людей просто некуда переселять в связи с отсутствием жилых и пригодных для проживания домов, квартир. Если же есть дома, куда можно переселять граждан, по мнению органов местного самоуправления, то по факту выходит, что эти дома непригодны для проживания, и находятся в чуть менее аварийном состоянии, чем их предыдущее место жительства [14].

Как альтернативный вариант жильцам предлагают переселение из их домов в новостройки, но при условии, что в одной квартире могут проживать несколько семей, по принципу коммунальных квартир. Учитывая, что на Кавказе большое количество многодетных семей, состоящих минимум из 3-5 человек, то можно с уверенностью сказать, что площадь таких квартир не рассчитана на проживание в ней нескольких семей, и условия проживания в них даже одной семьи будут весьма ограниченными. В связи с вышеизложенным было организовано взаимодействие с общероссийским общественным движением «Народный фронт "За Россию"», региональными центрами общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части выявления и реагирования на случаи предоставления некачественного жилья в рамках реализации программ переселения [15]. По словам Генерального прокурора, расселение из ветхого жилья на Северном Кавказе также тормозится из-за мошенников.

таким образом, одними из самых острых для регионов Северного Кавказа продолжают оставаться две проблемы: большое количество ветхого и аварийного жилья, а также изношенность инженерных сетей. Причем государство денег на решение этих проблем не жалеет, но все равно программы расселения аварийных многоэтажек и модернизации жКХ (а их на Северном Кавказе принято свыше 40) реализуются медленно. Региональные власти ежегодно формируют собственные адресные программы, в которые включают дома, подлежащие расселению; затем эти программы утверждаются правлением госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», из которой в регион и поступают средства на расселение. затем они распределяются в виде субсидии бюджетам поселений, которые, в свою очередь, тратят их либо на строительство многоквартирных домов, либо на выкуп жилых помещений в уже строящихся домах. Однако на фоне постоянного роста статистических показателей в сфере ЖКХ сроки реализации адресных программ неизменно нарушаются. На странице Фонда содействия реформированию ЖКХ, которая находится на сайте Минстроя России, довольно подробно изложены данные по показателям расселения из ветхого жилья, где любой желающий может оз-

вестник 12/2016

накомиться с данными показателями. отчеты предоставлены по всем регионам России

«Почти повсеместно выявляются факты некачественного выполнения работ, нарушения их технологии и сроков, завышения объемов, фальсификации строительной и сметной документации. Распространенность и однородность нарушений законов свидетельствует и о недостаточной эффективности прокурорского надзора», — говорил Генеральный прокурор Юрий Чайка на оперативном совещании по вопросам законности в сфере ЖКХ, которое прошло в январе 2014 г. в Ставрополе.

Стоит напомнить, что уже к 1 сентября 2017 г. в стране не должно остаться аварийного жилья (правда, с хитрым допущением: признанного таковым до 2012 г.). Расселить осталось еще немногим менее 700 тыс. чел. или 10 млн м2 жилья, потратив на эти цели порядка 170 млрд руб.

На сегодняшний день на Северном Кавказе остро стоит проблема доступности жилья, что, в свою очередь, связано с тем, что люди вынуждены жить в своих полуразрушенных домах. Источниками данной проблемы являются высокие показатели безработицы, завышенные цены относительно спроса, а также традиционно большой состав семей, что определяет низкий доход на семью. Еще одной причиной недоступности жилья является увеличение прожиточного минимума, что привело к снижению способности приобретения жилья, так как зарплаты либо остаются прежними, либо их увеличение является незначительным по сравнению с потребительскими расходами семьи. К проблемам можно отнести завышенные ставки ипотечного кредитования и суммы первых взносов, снижение данных показателей могло бы улучшить ситуацию, хотя и не решить проблему целиком.

Необходимо заострить внимание на качестве жилья, устранении коррупции, улучшении работы органов ценообразования жилищного фонда и органов местного самоуправления, что активно рассматривается многими авторами [16-18]. Лучшим решением было бы, конечно, развитие экономики, промышленности субъектов, что способствовало бы увеличению рабочих мест и повышению заработной платы [19-21]. Это самые поверхностные и реальные проблемы, существующие на Северном Кавказе, их решение займет не один год. Необходимо приложить максимум усилий, потому что дальнейшее бездействие приведет к ухудшению показателей уровня жизни в данном регионе.

Реализованные же меры при должном внимании руководителей регионов позволят сохранить опережающие темпы ликвидации аварийного жилья и выполнить в целом общие задачи, поставленные Президентом и Правительством РФ. При этом, по нашему мнению, система обеспечения жилищного строительства, кроме имеющихся мер поддержки, нуждается в принципиально новых механизмах, которые могут содержаться в схемах размещения производительных сил в Северо-Кавказском регионе. Именно предприятия, предлагающие рабочие места для населения, могут позволить как повысить платежеспособный спрос, так и участвовать в программах строительства жилья для своих работников. такие меры носят долгосрочный характер и являются инвариантными в комплексе государственных и частных инициатив.

Библиографический список

1. Алпацкая И.Е. Совершенствование организационно-экономического механизма строительства и реализации доходных домов в московском регионе на основе государственно-частного партнерства как фактор увеличения обеспеченности населения доступным жильем // Российское предпринимательство. 2011. № 11-1. С. 21-26.

2. Алпацкая И.Е. Развитие механизма реализации социальных жилищных программ // Микроэкономика. 2011. № 6. С. 166-168.

3. Канхва В.С., Силка Д.Н., Лукманова И.Г., Мурашова О.В., Колосова Т.Н. Финансы и кредит в строительстве / под общ. ред. Н.Ю. Яськовой. М. : Молодая гвардия, 2011. 589 с.

4. Силка Д.Н. Совершенствование институциональной среды инвестиционно-строительной деятельности // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 7. С. 17-21.

5. Силка Д.Н. Способы повышения эффективности организации инвестиционно-строительных проектов // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 10. С. 207-209.

6. Силка Д.Н., Ермолаев Е.Е. Методологические аспекты новой модели развития строительного комплекса // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 1 (20). С. 34.

7. Яськова Н.Ю., Соколов В.В. Совершенствование механизма размещения государственного строительного заказа в федеральной контрактной системе // научное обозрение. 2012. № 6. С. 605-609.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1297 г. Москва «О федеральной целевой программе "Юг России (2014-2020 годы)"» // Российская газета. Режим доступа: http://rg.ru/2014/01/04/yug-site-dok.html. Дата обращения: 10.02.2016.

9. Заседание Правительства // Правительство Российской Федерации. Режим доступа: http://government.ru/news/17599/. Дата обращения: 07.02.2016.

10. доклад министра Михаила Меня на заседании Государственной думы Российской Федерации «Отчет по основным направлениям деятельности Министерства строительства и ЖКХ России» // Минстрой России. Режим доступа: http://www. minstroyrf.ru/press/doklad-ministra-mikhaila-menya-na-zasedanii-pravitelstva-rossii-otchet-po-osnovnym-napravleniyam-deya/. Дата обращения: 06.02.2016.

11. Яськова Н.Ю., Силка Д.Н. Управление деловой активностью в условиях многоукладное™ сферы строительства. М. : МГСУ, 2013. 232 с. (Библиотека научных разработок и проектов нИУ МГСУ)

12. Яськова Н.Ю. Механизмы инвестирования в устойчивое развитие // Экономика строительства. 2010. № 2 (2). С. 40-45.

13. Яськова Н.Ю. Развитие концептуальных положений управления процессами инвестиционной деятельности // вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 11 (70). С. 278-280.

14. О расселении из аварийного и ветхого жилья // Черкесск: вчера, сегодня, завтра. Режим доступа: http://www.livecherkessk.ru/index.php/item/203-o-ras-selenii-iz-avarijnogo-i-vetkhogo-zhilya. Дата обращения: 15.02.2016.

15. Генеральный прокурор: расселение ветхого жилья на Северном Кавказе буксует из-за мошенников // Информационный портал КЧР. Режим доступа: http://kchrline. ru/?p=14005. Дата обращения: 10.02.2016.

16. Яськова Н.Ю. Методологические проблемы синхронизации деятельности хозяйствующих субъектов в современных условиях // Научное обозрение. 2013. № 9. С. 505-507.

17. Silka D.N. Mechanisms to actuate growth drivers in conditions of stagnation of Russian economy // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 31. No. 1. Pp. 148-150.

18. Silka D.N. On priority measures for creating the basis for the development of the russian economy // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. No. 7s. Pp. 310-313.

19. Силка Д.Н., Долотов М.М. Определение тенденций развития строительного предприятия // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 16. С. 53-57.

20. Силка Д.Н. Экономические интересы как побудительные мотивы предпринимательской деятельности // Приволжский научный журнал. 2013. № 4 (28). С. 158-162.

21. Силка Д.Н., Ермолаев Е.Е. Тенденции развития промышленного строительства в современных условиях // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 2 (15). Ст. 18. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/14evn213.pdf.

Поступила в редакцию в апреле 2016 г.

Об авторе: уначева ляна Руслановна — аспирант, национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (ниу Мгсу), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, LyanaY@mail.ru.

Для цитирования: УначеваЛ.Р. Проблема переселения граждан из аварийного жилищного фонда на примере регионов // Вестник МГСУ. 2016. № 12. С. 138-146. Б01: 10.22227/1997-0935.2016.12.138-146

L.R. Unacheva

PROBLEM OF RELOCATION OF CITIZENS FROM UNFIT HOUSING FACILITIES EXEMPLIFIED BY THE REGIONS

Abstract. The problems of relocation of citizens from unfit and slum dwellings are considered. Residential property market analysis illustrating a house construction attenuation was performed. The problems of provision of quality and equivalent housing are touched, and the reasons for inaccessibility thereof are illustrated. Measures taken for control of quality of the provided houses are considered. Attention is drawn to development problems of the North Caucasus as an example of one of the problematic regions. For the system solution of the erected housing quality issue it is planned to introduce this year the obligation for a self-regulatory organization to have a permit for design and construction of low-rise buildings. It is necessary to focus on the quality of housing, on elimination of corruption, improvement of work of the body for the housing stock price formation, and the local self-governing authorities. The carried-out measures with due attention of regions' authorities will enable to keep priority rates of the unfit dwelling liquidation and fulfil the general tasks set by the President and the RF Government.

Key words: construction, fund for housing services and utilities, Ministry of construction and utilities, unfit housing, relocation, financing problems, corruption, quality control, self-regulatory organization (SRO)

References

1. Alpatskaya I.E. Sovershenstvovanie organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma stroitel'stva i realizatsii dokhodnykh domov v moskovskom regione na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva kak faktor uvelicheniya obespechennosti naseleniya dostupnym zhil'em [Improvement of Organizational and Economical Mechanism of Construction and Implementation of Commercial Apartment Buildings in the Moscow Region on the basis of Public-Private Partnership as a Factor of Increasing the Affordable Housing Provision of People]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship]. 2011, no. 11-1, pp. 21-26. (In Russian)

2. Alpatskaya I.E. Razvitie mekhanizma realizatsii sotsial'nykh zhilishchnykh programm [Social Housing Programs Implementation Mechanism Development]. Mikroekonomika [Microeconomics]. 2011, no. 6, pp. 166-168. (In Russian)

3. Kankhva V.S., Silka D.N., Lukmanova I.G., Murashova O.V., Kolosova T.N. Finansy i kredit v stroitel'stve [Finance and Credit in Construction]. Moscow, Molodaya Gvardiya Publ., 2011, 589 p. (In Russian)

4. Silka D.N. Sovershenstvovanie institutsional'noy sredy investitsionno-stroitel'noy deyatel'nosti [Improving the Institutional Environment of Investment and Construction Activities]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economy: Theory and Practice]. 2010, no. 7, pp. 17-21. (In Russian)

5. Silka D.N. Sposoby povysheniya effektivnosti organizatsii investitsionno-stroitel'nykh proektov [Ways to Improve the Organization Effectiveness of Investment and Construction Projects]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) [Bulletin of University (The State University of Management)]. 2011, no. 10, pp. 207-209. (In Russian)

6. Silka D.N., Ermolaev E.E. Metodologicheskie aspekty novoy modeli razvitiya stroitel'nogo kompleksa [Methodological Aspects of a New Model of the Construction Sector Development]. Internet-zhurnal Naukovedenie [Internet-Magazine Science Studies]. 2014, no. 1 (20), p. 34. (In Russian)

7. Yas'kova N.Ju., Sokolov V.V. Sovershenstvovanie mekhanizma razmeshcheniya gos-udarstvennogo stroitel'nogo zakaza v federal'noy kontraktnoy sisteme [Improving the Mechanism of Placement of the State Construction Order in the Federal Contract System]. Nauch-noe obozrenie [Science Review]. 2012, no. 6, pp. 605-609. (In Russian)

8. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 26 dekabrya 2013 g. № 1297 g. Moskva «O federal'noy tselevoy programme "Yug Rossii (2014-2020 gody)"» [Resolution of Government of the Russian Federation of December 26, 2013, no. 1297, Moscow, "About the Federal Target Program "South of Russia (2014-2020)""]. Rossiyskaya gazeta [Russian Journal]. Available at: http://rg.ru/2014/01/04/yug-site-dok.html. Date of Access: 10.02.2016. (In Russian)

9. Zasedanie Pravitel'stva [Government Session]. Pravitel'stvo Rossiyskoy Federatsii [Government of the Russian Federation]. Available at: http://government.ru/news/17599/. Date of Access: 07.02.2016. (In Russian)

10. Doklad ministra Mikhaila Menya na zasedanii Gosudarstvennoy dumy Rossiyskoy Federatsii «Otchet po osnovnym napravleniyam deyatel'nosti Ministerstva stroitel'stva i Zh-KKh Rossii» [Report of the Minister Mikhail Men' at Session of the State Duma of the Russian Federation Report on the Main Directions of Activities of the Ministry of Construction and Utilities of Russia]. Minstroy Rossii [Ministry of Construction of Russia]. Available at: http://www. minstroyrf.ru/press/doklad-ministra-mikhaila-menya-na-zasedanii-pravitelstva-rossii-otchet-po-osnovnym-napravleniyam-deya/. Date of Access: 06.02.2016. (In Russian)

11. Yas'kova N.Yu., Silka D.N. Upravlenie delovoy aktivnost'yu v usloviyakh mnogouklad-nosti sfery stroitel'stva [Business Activity Management in Conditions of Multistructurality of the Construction Sector]. Moscow, MGSU Publ., 2013, 232 p. (In Russian) (Biblioteka nauchnykh razrabotok i proektov NIU MGSU [Library of Scientific Developments and Projects of MGSU]).

12. Yas'kova N.Yu. Mekhanizmy investirovaniya v ustoychivoe razvitie [Mechanisms of Investment in Sustainable Development]. Ekonomika stroitel'stva [Economy of Construction]. 2010, no. 2 (2), pp. 40-45. (In Russian)

13. Yas'kova N.Yu. Razvitie kontseptual'nykh polozheniy upravleniya protsessami inves-titsionnoy deyatel'nosti [Development of Conceptual Provisions for the Investment Activities Control Process]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Irkutsk State Technical University]. 2012, no 11 (70), pp. 278-280. (In Russian)

14. O rasselenii iz avariynogo i vetkhogo zhil'ya [About Relocation from Unfit and Slum Housing]. Cherkessk: vchera, segodnya, zavtra [Cherkessk: Yesterday, Today, Tomorrow]. Available at: http://www.livecherkessk.ru/index.php/item/203-o-ras-selenii-iz-avarijnogo-i-vet-khogo-zhilya. Date of Access: 15.02.2016. (In Russian)

15. General'nyy prokuror: rasselenie vetkhogo zhil'ya na Severnom Kavkaze buksuet iz-za moshennikov [Attorney General: Relocation from Slum Housing in the North Caucasus Is Skidding Because of Fraud]. Informatsionnyy portal KChR [Information Portal of the Ka-rachayevo-Cherkessian Republic]. Available at: http://kchrline.ru/?p=14005. Date of Access: 10.02.2016. (In Russian)

вестник 12/2016

16. Yas'kova N.Yu. Metodologicheskie problemy sinkhronizatsii deyatel'nosti hozyayst-vuyushchikh sub'ektov v sovremennykh usloviyakh [Methodological Problems of the Economic Entities Activities Synchronization in Modern Conditions]. Nauchnoe obozrenie [Science Review]. 2013, no. 9, pp. 505-507. (In Russian)

17. Silka D.N. Mechanisms to Actuate Growth Drivers in Conditions of Stagnation of Russian Economy. World Applied Sciences Journal. 2014, vol. 31, no. 1, pp. 148-150.

18. Silka D.N. On Priority Measures for Creating the Basis for the Development of the Russian Economy. Life Science Journal. 2014, vol. 11, no. 7s, pp. 310-313.

19. Silka D.N., Dolotov M.M. Opredelenie tendentsiy razvitiya stroitel'nogo predpriyatiya [Determination of Construction Enterprise Development Tendencies]. Regional'naya eko-nomika: teoriya i praktika [Regional Economy: Theory and Practice]. 2011, no. 16, pp. 53-57. (In Russian)

20. Silka D.N. Ekonomicheskie interesy kak pobuditel'nye motivy predprinimatel'skoy deyatel'nosti [Economic Interests as the Incentives for Entrepreneurial Activities]. Privolzhskiy nauchnyy zhurnal [Privolzhsky Science Journal]. 2013, no. 4 (28), pp. 158-162. (In Russian)

21. Silka D.N., Ermolaev E.E. Tendentsii razvitiya promyshlennogo stroitel'stva v sovremennykh usloviyakh [Tendencies of Industrial Construction Development in Modern Conditions]. Internet-zhurnal Naukovedenie [Internet-Magazine Science Studies]. 2013, no. 2 (15), art. 18. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/14evn213.pdf. (In Russian)

About the author: Unacheva Lyana Ruslanovna — postgraduate, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; LyanaY@mail.ru.

For citation: Unacheva L.R. Problema pereseleniya grazhdan iz avariynogo zhilishch-nogo fonda na primere regionov [Problem of Relocation of Citizens from Unfit Housing Facilities Exemplified by the Regions]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2016, no. 12, pp. 138-146. (In Russian) DOI: 10.22227/19970935.2016.12.138-146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.