Научная статья на тему 'Проблема педагогической поддержки практических психологов в вузе'

Проблема педагогической поддержки практических психологов в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
433
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ / ANALYSIS / SELF-DETERMINATION / INDIVIDUAL / CHOICE OF FUTURE PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тонышева Наталья Викторовна

Проведён анализ психолого-педагогической литературы о сущности профессионального самоопределения, а также о пассивности и активности личности в выборе будущей профессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Pedagogical Support of Practitioners Teaching Psychology

The analysis of psychological and pedagogical literature on the essence of professional self-determination and passivity and activity of an individual when choosing a future profession is carried out in the article.

Текст научной работы на тему «Проблема педагогической поддержки практических психологов в вузе»

УДК 378 ББК Ч 481.22

Н. В. Тонышева

г. Чита

Проблема педагогической поддержки практических психологов в вузе

Проведён анализ психолого-педагогической литературы о сущности профессионального самоопределения, а также о пассивности и активности личности в выборе будущей профессии.

Ключевые слова: анализ, самоопределение, личность, выбор будущей профессии.

N. V. Tonysheva

Chita

The Problem of Pedagogical Support of Practitioners Teaching Psychology

The analysis of psychological and pedagogical literature on the essence of professional self-determination and passivity and activity of an individual when choosing a future profession is carried out in the article.

Key words: analysis, self-determination, individual, choice of future profession.

Современный этап развития общества характеризуется автоматизацией и компьютеризацией производства, внедрением новых технических средств и технологий, сменой монопрофессионализма на полипрофессионализм. Это приводит к тому, что профессиональный и деловой мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях при планировании и реализации своей карьеры. В связи с этим возникает проблема профессионального самоопределения молодого человека, уже поступившего в высшее учебное заведение и выбравшего определённую специальность. Насколько выбранная специальность соответствует интересами, желаниями, стремлениями личности? Или личность идёт на поводу обстоятельств, ситуации, целей других людей? На основе выявления того, что именно доминирует в актуальной деятельности человека - условия ситуации или его собственные цели, можно делать заключение о степени активности его в процессе профессионального самоопределения.

В настоящее время есть разные подходы к пониманию сущности профессионального самоопределения. Так, С. Н. Чистякова готовность к выбору профессии определяет как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых навыков, умений, знаний), а М. В. Ретивых - как интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и практи-

ческой готовности к формированию и реализации профессионального намерения и стремления. Таким образом, готовность к профессиональному самоопределению - это результат целенаправленной подготовки и самоподготовки, одно из проявлений уровня развития личности подростка [7, с. 17].

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление» [1, с. 103].

П. Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность.

Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е. А. Климов понимает его как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Актуальной для предмета рассмотрения - профессионального самоопределения - является мысль Е. А. Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [2, с. 40].

У личности в предшествующие годы развития сложилось определенное отношение к различным областям труда, представление о многих профессиях и самооценка своих возможностей,

Психология

ориентировка в социально-экономической ситуации, представление о запасных вариантах выбора профессии и многое другое, что характеризует состояние внутренней готовности к очередному профессиональному самоопределению. Обобщая логику рассуждений Е. А. Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.

Обсуждаемая проблема как психологопедагогическое обоснование целостного подхода к подготовке учащейся молодежи к выбору профессии исследуется в Институте профессионального самоопределения молодежи Российской академии образования. В предложенной специалистами института концепции профессиональное самоопределение анализируется во взаимосвязи различных сторон его проявления: формирования профессиональной карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, области личностной самореализации, а также реально-практического, действенного отношения личности к системе социокультурных и профессиональных факторов ее бытия и саморазвития. Несомненным достоинством этой концепции является системный подход при анализе профессионального самоопределения, однако ограничение проблемы исследования лишь возрастом ранней юности существенно обедняет эвристические возможности концепции [5, с. 19].

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н. С. Пряжникова. Анализ литературы, большая опытно-экспериментальная работа позволили

Н. С. Пряжникову существенно обогатить теорию и практику профессионального самоопределения. Постоянно подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурноисторической (социально-экономической) ситуации» [3, с. 17].

Обобщая проведённый анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:

1. Профессиональное самоопределение -это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии

с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социальнопсихологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Если в центр системы взаимодействия профессии и человека по линии оценки «соответствия -несоответствия» поставить профессию, необходимо говорить о профессиональном отборе. Если же в центр данного взаимодействия поставить человека, нужно говорить о профессиональном подборе. Вопрос о профессиональном самоопределении и самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия «человек - профессия» безоговорочно стоит человек.

Анализируя проблему профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе, Н. В. Самоукина отмечает ее тесную связь с проблемой активности молодого человека (школьника, выпускника школы) в условиях выбора будущей профессии. Выбор профессии - это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда.

Профессиональное самоопределение может совпадать с выбором профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самоопределения в тех случаях, если молодой человек «выбирает» профессию случайно, например, по фактору близости работы к месту жительства, общественной моде на данную профессию, по знакомству и прочее.

Выбор профессии должен быть осознанным, свободным, и решение о выборе профессии должно приниматься самим учащимся; точнее говоря, для учащихся это решение должно выступать как самостоятельно принятое, а не как навязанное со стороны. Подлинно свободным выбор профессии будет лишь в случае, когда решение принимает-

ся со знанием всех существенных ограничений. Иногда свободу выбора понимают примитивно, по принципу «вольному-воля» или «хочешь - валяй». Подлинно свободный выбор - это выбор со знанием дела, ибо свобода - это осознанная необходимость. Стремление к самостоятельности - одна из особенностей подросткового и юношеского возрастов, и с этим нельзя не считаться [6, с. 123]. Важнейшая задача этого возраста - выбор профессии. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности. В 14-15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффуз-ны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии - осознания собственного «Я» (Кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу стать?). Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы. Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профлицеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебнопрофессионального учреждения психологически не обоснован.

Таким образом, для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение -осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

В возрасте 16-23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях. Общеобразовательная шко-

ла с ее романтическими устремлениями и профессионально ориентированными мечтами осталась в прошлом. Желаемое будущее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт. У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Возраст молодости -это возраст социально-профессиональной активности. Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора. Как правило, уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщением профессионального труда.

Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуализируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку «Я-концепции». Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей. Перечислим некоторые из них:

• совершенствование и повышение профессиональной квалификации;

• инициирование повышения в должности и смена работы;

• выбор смежной специальности или новой профессии.

Обобщая рассуждения о взаимосвязи способов профессионального самоопределения на разных стадиях профессионального становления личности, отметим, что для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену места работы или профессии [1, с. 116].

Психология

Список литературы

1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект, 2008.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2007.

3. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.:; Воронеж, 1996.

4. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2008.

5. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, 2000.

6. Чистякова С. Н. Концепция профессионального самоопределения молодёжи // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. Омск, 1993.

7. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение // Вестник высшей школы. 2003. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.