Научная статья на тему 'Проблема педагогических кадров в СССР в 30-е годы ХХ века'

Проблема педагогических кадров в СССР в 30-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1903
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новичков А. В.

Цель данной работы изучить ситуацию с педагогическими кадрами, сложившуюся в СССР в 1930-е годы, и кадровую политику Наркомпроса и лично Бубнова А. С. в этой сфере. Вопросы подготовки педагогических кадров в условиях введения в стране всеобщего начального и семилетнего образования для Наркомпроса, возглавляемого Бубновым А. С., были одними из важнейших в рассматриваемый период. Количество и качество учительских и педагогических кадров влияло как на сроки проведения реформ народного образования, так и на их успешное завершение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of the Pedagogical Personnel in the USSR in the 30 of the XX

The purpose of the work is to analyze the situation concerning the pedagogical personnel in the USSR during the thirties of the twentieth century. Another subject of the work is the personnel policy of the Peoples Commissariat of Education and the A.S. Bubnovs activity in this sphere. The problems of the training of the pedagogical personnel were considered to be of great importance of the noted period. This fact is conditioned by the process of the introduction of the universal compulsory primary and seven-year-old education. The quantity and quality of the pedagogical personnel affected both the period of carrying out the reforms of peoples education and its successful accomplishment.

Текст научной работы на тему «Проблема педагогических кадров в СССР в 30-е годы ХХ века»

удк 947+957 А. В. НОВИЧКОВ

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

ПРОБЛЕМА

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СССР В 30-е ГОДЫ ХХ ВЕКА______________________

Цель данной работы — изучить ситуацию с педагогическими кадрами, сложившуюся в СССР в 1930-е годы, и кадровую политику Наркомпроса и лично Бубнова А. С. в этой сфере. Вопросы подготовки педагогических кадров в условиях введения в стране всеобщего начального и семилетнего образования для Наркомпроса, возглавляемого Бубновым А. С., были одними из важнейших в рассматриваемый период. Количество и качество учительских и педагогических кадров влияло как на сроки проведения реформ народного образования, так и на их успешное завершение.

Несмотря на то, что именно в 30-е годы происходит становление системы подготовки и переподготовки педкадров, в отечественной историографии эта проблема обходится стороной. Основной массив исследований по деятельности Наркомпроса в эти годы был написаны в советский период, поэтому они характеризуются высокой степенью идеологизированнос-ти и слабой разработкой архивных материалов1.

В связи с ускоренными темпами введения всеобщего обучения в начале 1930-х годов потребность в учительских кадрах стала огромной, а их дефицит хроническим и прогрессирующим. Под руководством и при непосредственном участии наркома просвещения А.С. Бубнова в Наркомпросе начал разрабатываться пятилетний план подготовки кадров советской интеллигенции. В первом изданном по этому поводу приказе № 1281 нарком потребовал подготовку педагогов спланировать в первую очередь наряду с индустриальными, сельскохозяйственными и социально-экономическими кадрами2.

Несмотря на развернувшееся крупномасштабное планирование Наркомпрос был подвергнут 2 февраля 1930 г. критике в газете «Правда» за серьезные недостатки в кадровой политике. Одним из основных был низкий процент коммунистов и комсомольцев среди будущих педагогов. Реагируя на критику, наркомат запланировал на 1930 г. принять в педагогические вузы тысячу членов партии и полторы тысячи ком-сомольцев3. Позднее нарком как особую заслугу ЦК ВЛКСМ преподносил тот факт, что комсомол сумел мобилизовать в начале 30-х годов на педагогическую работу свыше 20 тысяч своих членов, из которых 9 тысяч пришлось на Российскую Федерацию4.

Наркомпрос уже в 1930 г. пришел к выводу что, несмотря на предпринимаемые усилия по увеличению приема студентов в вузы и техникумы, не в силах в ближайшие годы даже частично удовлетворить гигантские потребности массовой школы в учительских кадрах. В связи с этим было принято решение сделать на время основным источником пополнения педагогических рядов краткосрочные курсы учителей. Постоянно шел поиск и других источников. Так, 6 января 1931 г. коллегия Наркомпроса под председательством А. С. Бубнова постановила: «Мобилизовать необходимое число культармейцев для занятий с неграмотными подростками, ...ускорить выпуск учителей с педкурсов, ...мобилизовать на педработу лиц, могущих вести занятия в младших группах на-

чальной школы»5. Эти решения послужили основанием для создания и развития широкой сети краткосрочных учительских курсов. В результате только за 1931 — 1935 гг. они дали школе 148 тысяч учителей6.

Но Наркомпрос не удовлетворяла качественная сторона подготовки выпускников курсов. Огромное количество педагогов без законченного профессионального образования и с низкой общеобразовательной подготовкой существенно снизило уровень учебно-воспитательной работы в школе. Многие выпускники курсов, прежде всего из числа членов партии и комсомола, через некоторое время выдвигались на должности руководителей школ и отделов народного образования, внося элемент непрофессионализма также и в управленческую сферу просвещения.

В связи с этим параллельно с курсами началось стремительное создание широкой системы заочного обучения учителей, призванной дать выпускникам курсов: законченное педагогическое образование за педтехникум или педвуз. В короткие сроки факультеты и секторы заочного обучения появились во всех педагогических учебных заведениях. В тысячах городов и поселков открылись их консультационные пункты. Заочное обучение всячески пропагандировалось и поощрялось. Студентам-заочникам предоставлялись дополнительно значительные льготы: 26 суток оплачиваемого отпуска на летние сборы, 8 дней для сдачи зимней сессии, 10 дней на консультации, снижались общественные нагрузки и т.п.

Несмотря на все это, главной проблемой заочного обучения оставался большой отсев из педагогических учебных заведений. Эта ситуация порождалась как морально-политической обстановкой, созданной в те годы вокруг интеллигенции, так и материальным положением учителя. Конкретной же побудительной причиной отсева являлись чаще всего низкая общеобразовательная подготовка абитуриентов и их неспособность, вследствие этого, освоить курс обучения в вузе или техникуме. В 1935 г. приемные комиссии многих педагогических техникумов, в том числе и столичных, для выполнения плана набора вынуждены были принять в число студентов до 67% абитуриентов, получивших на вступительных экзаменах по одной — две неудовлетворительной оценке7. Уровень знаний поступающих оставался чрезвычайно низким, несмотря на то, что начиная с 1931 г. в техникумах работали подготовительные курсы для абитуриентов. Наркомпрос, неудовлетворенный состоянием

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008

работы этих курсов, специально рассматривал их деятельность на заседании коллегии под председательством А. С. Бубнова.

Причиной низкого качества подготовки абитуриентов являлся слабый профессионализм школьных учителей. Квалификация и опыт большинства из них не позволяли им действенно использовать в учебном процессе методическую литературу, учебную технику, приборы и оборудование. Наиболее наглядно проявлялась несостоятельность учителей русского языка, на что Бубнов обращал особое внимание. «Если взять ученические тетради, — говорил он, — вы увидите, какое значительное количество ошибок пропускается учителями. Есть случаи, когда при исправлении ошибок учителя сами делают ошибки. Мы имеем бесконечное количество безграмотных надписей. Например, недавно прошел конкурс школьных газет... все без исключения газеты, представленные на конкурс, имели грамматические ошибки»8.

Вся система подготовки учителей в 30-е годы напоминала порочный круг: малоквалифицированные учителя не могли дать ученику полноценного общего образования, а слабо подготовленный выпускник школы, став студентом, не усваивал курса профессионального обучения и либо становился, в свою очередь, слабым учителем, либо попросту бросал учебу.

В августе 1933 г. Наркомпрос принял постановление о создании постоянно действующей системы повышения квалификации учительских кадров. Были установлены конкретные сроки получения педагогами полноценного образования, определено количество лиц, обязанных в тот или иной период сдать экстерном экзамены по программе вуза или техникума. С целью придания работе планомерного характера в структуре Наркомпроса создавалось новое подразделение — управление подготовки учителей.

Развернувшаяся переподготовка учителей не подкреплялась в достаточной степени материальными средствами: не выделялись для этого дополнительные ассигнования, помещения, учебники, бумага и т.п. В результате намеченные планы оставались зачастую нереализованными.

Поиск резервов, о которых говорил нарком, велся постоянно и по многим направлениям. Предпринимались попытки возвратить в школу педагогов, перешедших на другую работу, ряды российских учителей пополнялись также за счет их зарубежных коллег. Учителя из Греции, например, работали по контракту в школах для греков Краснодарского края и Греческом педагогическом техникуме Краснодара. Массовый характер носил приезд германских специалистов на работу в учреждения культуры и образования Республики немцев Поволжья, общеобразовательную школу имени К. Либкнехта г. Москвы.

В начале 30-х годов, когда дефицит учительских кадров носил еще локальный характер, их нехватка в одном регионе частично восполнялась за счет избытка в других. Практиковались длительные (на 2 — 3 года) командировки из центральных городов России в сельскую местность и отдаленные районы. Так, 28 февраля 1931 г. совещание при наркоме просвещения постановило: «В порядке добровольной общественной кампании, проводимой по профсоюзной линии, командировать 275 учителей Москвы и Ленинграда на укрепление школ Урала и Кузбасса ряд выпускников педагогических вузов для расширяющейся школьной сети Магнитостроя»9.

С 1932 г. добровольные командировки стали заменяться обязательными. Под строгий контроль берется

распределение выпускников. Студенты, прибывшие на учебу из отдаленных районов или сельской местности, после окончаний обучения направлялись на работу по месту своего прежнего жительства. Сроком на несколько лет на периферию распределялись и студенты, постоянно проживавшие в крупных городах. Все это несколько снижало остроту обстановки, но в целом решить проблему дефицита учительских кадров за счет принудительного распределения выпускников не удалось.

Основная масса молодых специалистов негативно воспринимала работу в провинции и под различными предлогами отказывалась ехать по распределению в указанное место, либо вскоре покидала его. Наркомпрос получал массу писем и телеграмм, сообщавших о неприбытии учителей после отпуска или по распределению, о массовых срывах школьных занятий из-за отсутствия педагогов: «... в средней школе Знаменского района из летнего отпуска вернулся один преподаватель из двенадцати...»; «Школа Каучукпром-хоза 12 под угрозой срыва учебного года. Ни одного преподавателя нет, нет директора. Месяц не учились. Просим помочь...»10.

В развернувшейся работе по закреплению в школе педагогических кадров нарком просвещения А.С. Бубнов учитывал, что их текучесть в значительной степени зависела от уровня материально-бытовых условий учительства. В связи с этим Наркомпрос ежегодно по несколько раз специально изучал и обсуждал вопросы выплаты заработной платы учителям, обеспечения их топливом, продовольственными и промышленными товарами. На протяжении всех восьми лет своего пребывания на посту наркома Бубнов ставил эти вопросы перед местными и центральными органами власти, выносил на страницы периодической печати и на обсуждение общественности.

Многолетние усилия Бубнова к весне 1936 г. дали некоторые результаты. Его голос был услышан в верхних эшелонах власти. В марте правительство СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о задолженностях по зарплате учителям, где создавшееся положение признавалось нетерпимым. Для детального изучения проблемы и выработки рекомендаций по исправлению положения решением Политбюро ЦК ВКП(б) была создана авторитетная комиссия под председательством главы правительства СССР В. М. Молотова. В ее состав вошли: Л. М. Каганович, А. А. Жданов, Н. И. Ежов, А. С. Бубнов, А. В. Косарев и другие видные государственные и политические деятели.

Комиссия разработала проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) о повышении заработной платы учителям, которое было принято 9 апреля 1936 г.11 Зарплата учителям повышалась на 10 — 25 % (в зависимости от квалификации, стажа и места работы). Однако даже и после такого незначительного повышения оплаты труда в школы РСФСР в 1936 г. вернулись 13 тысяч уволившихся ранее учителей12, что свидетельствовало о прямой зависимости престижности педагогического труда от материальной обеспеченности учителя.

Если размер заработной платы в целом стал удовлетворять учительские кадры, то проблемы своевременности ее выплаты в 1936 г. еще более обострились. И это несмотря на то, что Политбюро ЦК ВКП(б) еще в декабре 1934 г. приняло постановление «О мероприятиях, предотвращающих образование задол-

13

женности по зарплате учителям»13, одним из пунктов которого предусматривалась уголовная ответственность заведующих роно за задержку заработной пла-

ты. Задержки не только не прекратились, но даже приняли хронический характер. Меры же уголовного преследования не применялись к виновникам почти до конца 1936 г. И лишь когда все другие формы воздействия были исчерпаны, Политбюро ЦК ВКП(б), обсудив вопрос «О задолженности по зарплате учителям Курской области», постановило: «Принять предложение т. Вышинского о привлечении к уголовной ответственности заведующих РайОНО Советского, Кореневского, Косторинского, СтароОскольского, Горшеченского и Ракитянского районов с тем, чтобы к наиболее злостным виновникам применить безусловное заключение под стражу»14.

Нехватка учителей стала ощущаться не только в сельских и отдаленных районах, но и во многих центральных областях и даже в таких городах, как Иваново, Саратов, Ростов-на-Дону, Ленинград, Москва. На местах скорее, чем в центре поняли, что отток учителей из школ носит не случайных характер, и высказывали в связи с этим далеко не оптимистические прогнозы. Так, секретарь Куйбышевского крайкома партии П. П. Постышев писал А. С. Бубнову 19 июня 1937 г., что в школах Куйбышевской области не хватает 905 педагогов и «...в течение летнего времени часть учителей дополнительно уйдет из школ и будет снята с работы аттестационными комиссиями... недостаток учителей будет еще более острым»15. Опасения Постышева оправдались во всероссийском масштабе. На 1 декабря 1937 г. только в начальных и семилетних школах России не хватало 24370 учителей, что равнялось двум годовым выпускам всех учительских и педагогических институтов16.

Чтобы облегчить положение учительских кадров и, тем самым, уменьшить их текучесть Наркомпрос прилагал много усилий к освобождению учительства от многочисленных общественных нагрузок и несвойственных ему функций. В результате к 1936 г. наметился некоторый сдвиг во взглядах партийных и советских органов на роль и предназначение учителя. Выступая на совещании учителей Московской области в январе 1936 г., нарком просвещения заметил: «...лет 5 — 6 назад учитель 30 процентов времени работал в школе, а 70 процентов времени вне школы..., занимался на предприятии, борьбой с лодырем, с пьяницей, помогал ликвидации всяких прорывов, в промфинплане, то же самое в колхозе. Сейчас мы

17

этого допустить не можем»17.

Стремительный рост дефицита педагогических кадров в 1937 г. был напрямую связан и с волной массовых репрессий, проводимых в то же время в стране. Российскому учительству, и без того не отвечавшему по своему количественному и качественному составу требованиям времени, был нанесен мощный удар. Анализ показывает, что он не был преднамеренным, имеющим заранее спланированную цель ослабления рядов учительства. Он явился результатом общей политики сталинского режима, и школьный учитель угодил под колесо репрессий, так же неизбежно и закономерно, как попадали представители других социальных групп и слоев общества. Но в отличие от людей других профессий учитель как «боец идеологического фронта» чаще подвергался гонениям при аресте родных и близких. Характерна в этом отношении справка Красногвардейского района г. Москвы, представленная Бубнову. В начале 1937 — 1938 учебного года там был уволен ряд учителей «по политическим соображениям: ... Иродова, школа № 330 — муж арестован и выслан; Бирембаум, школа № 328 — брат арестован и выслан; Прейвас, школа № 326 — брат, арестован как враг народа, муж исклю-

чен из партии; Крепкова, школа № 328 — брат вы-слан»18. По подобным — «политическим соображениям» было отказано в работе тысячам учителей. Многие педагоги по этим же причинам лишались почетных званий и наград, переводились на менее ответственные должности.

Таким образом, подготовка педагогических кадров с самого начала стала давать сбой. Ни жесткая критика в адрес Наркомпроса с последующим арестом А. С. Бубнова и других руководителей ведомства, ни продление сроков приема студентов в вузы, ни отмена некоторых вступительных экзаменов — никакие методы «кнута и пряника» не помогли достичь планируемых результатов.

Ухудшающееся из года в год положение с обеспечением школ учителями вынудило правительство РСФСР создать в 1936 г. специальную комиссию по подготовке и переподготовке педагогических кадров, работавшую под непосредственным руководством председателя правительства. Ее работа в определенной мере ослабила последствия репрессий, способствовала расширению сети педагогических учебных заведений, активизировала подготовку кадров. Комиссия разработала план подготовки педагогов, рассчитанный до 1943 г. В рамках этого плана получил устойчивое развитие новый тип педагогических учебных заведений — учительские институты, готовившие специалистов с неполным высшим образованием. Они создавались при университетах, преобразовывались из рабфаков и педагогических техникумов, открывались на базе некоторых вузов непедагогического профиля. Для развития сети учительских институтов Наркомпросу были переданы из ведения других наркоматов здания 40 институтов с учебной базой и оборудованием.

Одновременно значительно расширялось строительство новых учебных зданий. В титульный список строительства на 1937— 1938 гг. было включено 43 педагогических и учительских института, а также 69 студенческих общежитий более чем на 24 тысячи мест19. Однако эти грандиозные, хотя и не совсем реальные, планы давали определенные результаты. В 1938 г. количество студентов, принятых в педагогические вузы, увеличилось почти на 5 тысяч человек20. Кроме этого по решению правительства педагогов стали готовить и многие вузы, не входившие, в систему Наркомпроса.

В 1937 г. в РСФСР насчитывалось 111 педагогических и учительских институтов с общим числом студентов 50713 человек и 415 педучилищ со 130 тысячами будущих педагогов21.

Наркомпрос во главе с А. С. Бубновым проделал в 30-е годы грандиозную по объему и значимости работу по подготовке педагогических кадров. В конце рассматриваемого периода в общеобразовательных школах России трудилось учителей в три с лишним раза больше, чем во всей дореволюционной Российской империи. И, несмотря на то, что две трети из них не имели законченного профессионального образования, вопреки катастрофической текучести педагогических кадров и массовым репрессиям, Нар-компросу удалось одержать победу огромной исторической важности — дать каждому гражданину России возможность получить начальное и семилетнее образование, ликвидировать неграмотность большинства взрослого населения страны.

Примечания

1 См.: Клочков, И.Д. Подготовка рабочих широкого профиля в средних профтехучилищах. — М., 1979; Клочков, И.Д. Совер-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008

шенствование подготовки квалифицированных рабочих. — М., 1975; 1952; Миттов, Н.К. Пути осуществления всеобщего обязательного семилетнего обучения в РСФСР (1930 — 1941): Дис... канд. пед. наук. — М., 1955; Новик, Е.К. Партийное руководство формированием кадров народного образования 1917 — 1941гг. Дис. д-ра ист. наук. — М., 1988; Панкратова, А.Д. КПСС и Советское правительство в борьбе за подготовку и реализацию всеобщего обучения в период 1917 — 1932 гг.: Дис. канд. ист. наук. — М., 1955; Чекунов, И.В. Деятельность Народного Комиссариата просвещения РСФСР по организации и совершенствованию руководства школьным образованием: Дис. канд. пед. наук. — М., 1971.

2 ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 69. Д. 2106. Л. 28.

3Там же. Л. 81.

4Там же. Л. 83.

5 Там же. Л. 26.

6 Там же. Д. 2222. Л. 9.

7 Там же. Д. 2116. Л. 1.

8 Бубнов, А.С. Статьи и речи о народном образовании / Сост. проф. Г.С. Прозоров. — М., 1959, С. 63.

9 ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 69 Д. 2126. Л. 65.

10 Там же. Д. 2329. Л. 82, 83.

11 Там же. Д. 2225. Л. 57.

12Там же. Л. 17.

13 Беляев, А.И. Вопросы народного образования в курсе истории КПСС. - М., 1985, С. 57.

14 Глазунов, Н.И. Подготовка рабочей смены. — Киев, 1987, С. 39.

15 Там же. С. 92.

16 ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 69. Д. 2329. Л. 6.

17 Бубнов, А.С. Статьи и речи о народном образовании / Сост. проф. Г.С. Прозоров. — М., 1959, С. 15.

18Хлевнюк, О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30-е годы. — М., 1996, С. 68.

19 ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 69. Д. 2224. Л. 15.

20 Там же. Д. 2224. Л. 17.

21 Там же. Д. 2323. Л. 58.

НОВИЧКОВ Алексей Валерьевич, аспирант кафедры политической истории факультета государственного управления.

Статья поступила в редакцию 08.02.08 г.

© А. В. Новичков

УДК 930(571.1/5) Д. В. ПЛЮЙКО

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПРОБЛЕМА «БЕЛОГО» ТЕРРОРА НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРИ В ТРУДАХ ПЕРВЫХ СОВЕТСКИХ ИСТОРИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

В данной статье раскрывается процесс становления и развития научных взглядов советских историков 1920-х годов на проблему «белого» террора в Сибири. Автор анализирует методологию и конкретные результаты исследований первых советских историков. Сегодня труды этих историков не только подвергаются переоценке, но и используются современными учеными.

История Гражданской войны в Сибири представляет собой сложное сочетание проблем и сюжетов, среди которых все более значимыми оказываются вопросы изучения террора и политических репрессий. В 1990-х — первой половине 2000-х гг. появился целый ряд работ историков-сибириведов, свидетельствующих об усилившемся интересе исследователей к довольно болезненной для общественного сознания теме «красного» и «белого» террора. Сложившаяся историографическая ситуация несомненно является отражением общероссийских тенденций, направленных на тотальное переосмысление истории Гражданской войны. Однако, несмотря на значительное продвижение, достигнутое уже к началу 2000-х гг., возможности расширения проблематики, а равно и новой, более адекватной интерпретации важнейших аспектов данной темы нельзя считать исчерпанными.

По мнению одного из видных исследователей историографии Гражданской войны в России В. И. Голдина, «потребность продолжения комплексного

изучения темы террора в годы Гражданской войны остается весьма актуальной»1. Подходы к решению этой задачи могут быть различными, но одним из наиболее перспективных по-прежнему является переоценка исследовательского опыта первых историков Гражданской войны в Сибири, своего рода диалог современных историков со своими предшественниками.

Общим ориентиром для первого поколения советских исследователей Гражданской войны служили взгляды В. И. Ленина, полагавшего, что «рождение нового строя невозможно без революционного насилия», а сама война «немыслима ни без разрушений тягчайшего вида, ни без террора»2. Позиция В. И. Ленина в вопросе о применении террора совпадала с мнением других вождей Советского государства. Например, Л. Д. Троцкий также рассматривал террор как неотъемлемый атрибут социальной революции. Он писал: «Кто отказывается от мер подавления и устрашения по отношению к ожесточенной и во-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.