Шевцова Светлана Валерьевна, докторант кафедры педагогики «Военного университета» МО РФ,
кандидат педагогических наук, [email protected]
Проблема ответственности в военном профессиональном образовании
Ответственность характеризуется, как способность личности самостоятельно формировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и осуществлять самооценку и самоконтроль.
В.А. Сухомлинский
В настоящее время наше общество переживает сложный и ответственный этап своего развития, связанный с перестройкой всех сторон общественной жизни. В этих условиях повышение роли человеческого фактора в экономической и социальной жизни страны обусловливает усиление внимания к профессионально важным качествам личности. Одним из ведущих среди них является профессиональная ответственность.
В современной теории и практике военно-профессиональной подготовки курсантов происходят существенные изменения с корректировкой требований государственных образовательных стандартов (поэтапно 1-го, 2го, 3-го поколения), что вызывает необходимость переосмысления цели, задач и сущности профессиональной подготовки в высшей военной школе. Основная задача современного образования состоит в том, чтобы вывести военно-профессиональное образование на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры военных кадров согласно «Квалификационным требованиям к военно-профессиональной подготовке выпускников» от 2011 г. (КТ)1, в
1 Указания МО РФ «Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников (доп. к ФГОС). -М.: ДО МО РФ РФ, 3 июня 2011. - 28 с.
соответствии с федеральным законом РФ от 02 июля 2013 г. № 185-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1.
Специфическая особенность подготовки специалистов должна позволять им решать военно-профессиональные задачи в условиях профессиональной деятельности. Это накладывает особую ответственность не только на профессиональную деятельность будущего офицера, но и на военно-учебные заведения, в стенах которых военные специалисты получают необходимые для профессиональной деятельности знания, умения и навыки.
Кардинальные изменения, произошедшие в государстве и обществе в 90х годах прошлого столетия, динамика социальных процессов, происходящих в современном российском обществе, изменили не только ценностные ориентации подготовки и обучения курсантов, но и сам подход к высшему военно-специальному образованию, предусматривающему обязательное получение каждым курсантом военного вуза гражданской специальности.
В современных условиях значение приобретают не только научные изыскания, но и внедрение личностно-ориентированных образовательных технологий, в том числе и в военных учебных заведениях.
Особенностью профессиональной подготовки офицерского состава является сложность и повышенная динамичность их профессиональной деятельности. Поэтому ввод Федеральных государственных образовательных стандартов
Л
высшего профессионального образования (ФГОС) и (КТ) в военных вузах дополнительно требует познания психологических процессов обучаемой личности, развития в ней таких творческих способностей, как интуитивное мышление; гибкость и глубина познания; интерес ко всему новому и оригинальному; творческое воображение; умение пользоваться
1О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 2 июля 2013 г. №185-ФЗ.
Приказ Минобрнауки России от 16 апреля 2010 г. №376 (психолого-педагогическое образование).
эвристическими приёмами познания и конструирования деятельности; умение использовать весь арсенал методов научного познания (философский метод, общенаучный метод, специальные методы, особенно сравнительный и системный методы); способность к умеренному, оправданному риску, смелость и точность в принятии конкретных и оптимальных решений.
В качестве педагогических технологий обучения следует использовать активные и интерактивные формы проведения занятий (деловая игра, кейс -метод, тренинг, метод «мозговой штурм») совместно с электронным обучением. За счёт лекций, практических занятий, самоподготовки, самостоятельных занятий под руководством преподавателя развивается познавательная способность курсанта, чувство самостоятельности и коллективности, понимание последствий личностных решений в меняющихся условиях, что и формирует ответственность личности в процессе обучения.
В условиях современного военного вуза ответственность практически складывается в социальное качество и стержневое свойство личности. С одной стороны, она представляет собой индивидуально осознаваемую способность человека отвечать за свои действия и поступки. С другой стороны, характеризует возможность подвергать эти действия моральной оценке и контролю со стороны тех, с кем человек непосредственно взаимодействует в коллективе. В своем содержании персональная ответственность будущего военного специалиста предполагает высокий уровень мотивации к самосовершенствованию личностной самоорганизации деятельности и поведения и понимание личностью ее профессионального долга и профессиональных ценностей. В военном вузе ответственность будущего специалиста проявляется через комплекс качеств: сознательную дисциплинированность, добросовестность исполнения обязанностей и задач в учебно-профессиональной деятельности, организованность, настойчивость, активность и упорство, целеустремленность в достижении целей
профессиональной подготовки, что отражается во взаимоотношениях в коллективе.
По нашему мнению, основополагающими педагогическими условиями успешного профессионального обучения будущих офицеров в военных вузах являются: 1) обеспечение положительной мотивации учебной и военнопрофессиональной деятельности курсантов, укрепление их эмоциональноволевой сферы; 2) организация обучения на высоком уровне сложности с использованием контекстного и проблемно-деятельностного подходов к профессиональному становлению военных специалистов; 3) активизация сознания, мышления, воображения, воли курсантов, направленных на развитие у них интереса к будущей военной специальности, побуждение их к непрерывному совершенствованию военно-профессиональных знаний, умений и навыков; 4) воспитание высоких морально-психологических качеств, дисциплинированности, воинского долга, сознательности и ответственности за порученное дело; 5) наличие высококвалифицированного профессорско-педагогического состава и командных кадров, имеющих богатый опыт военно-профессиональной деятельности и способных передать его курсантам; 6) обеспечение необходимой учебно-материальной базой, позволяющей осуществлять подготовку офицеров на вооружении и военной технике или на специальных тренажерах в условиях, приближенных к реальным; 7) создание обстановки, способствующей инициативному, творческому использованию полученных военно-профессиональных знаний, умений и навыков; 8) выявление у курсантов профессионально важных способностей и качеств личности и их развитие применительно к получаемой специальности.
Умение применить знания играют особую роль в подготовке специалистов военного профиля. Знания курсанта не могут быть глубокими и прочными, если формирование их осуществляется преимущественно путем объяснений. Процесс применения знаний - не пустая трата времени. Психологически - это процесс интенсивной проверки, уточнения, более
глубокого усвоения знаний, превращения их из объекта памяти в инструмент решения практических задач. Применение знаний - составное звено их усвоения. Академик А.Я. Несмеянов очень образно сказал: "Повторение не мать, а мачеха учения. Мать ученья - применение. Только то знание имеет цену, отличную от нуля, и не требует постоянного и безнадежного повторения для удержания его в "чердаке", которое применялось".1 Сейчас, как никогда, стала ясной ошибочность мнения, что сначала можно дать совершенные знания, а потом учить их применять. Обучение эффективно тогда, когда мыслительная деятельность погружена, вплетена в активную практическую деятельность с изучаемыми объектами и явлениями. Тенденция такова: чем больше в специальности удельный вес теоретических, абстрактных знаний тем больше приходится заботиться об обучении курсантов их применению, о единстве теории и практики.
Для решения проблемы формирования ответственности у курсантов в военном вузе разработана модель, которая представляет собой сложный процесс, на каждом этапе которого решается доминантная задача, обеспечиваются педагогические условия и взаимодействие методов, средств и форм. Модель объединяет в единое целое процесс формирования ответственности и этапы воспитательной работы, опираясь на научные компоненты ответственности (когнитивный, мотивационный, эмоциональный и поведенческий). Ключевым моментом процесса формирования ответственности является результат (схема 1).
Результатом готовности выпускников к профессиональной деятельности представляется совокупность специфических, сформированных на требуемом уровне способностей в системе профессиональной подготовки высокого качества, соответствующего требованиям международных стандартов ISO 9000:2000, принципов Всеобщего менеджмента качества (TQM) и руководящих принципов Европейской ассоциации гарантий качества в сфере высшего образования (ENQA) и российских стандартов с
1 «Комсомольская правда» от 22 февраля 1962 г.
условием выполнения Болонской декларации и требований Минобрнауки. Выпускники военных вузов, обладающие нормативным объёмом и качеством полученных знаний, умений и навыков, способны успешно реализовать их на первичных офицерских должностях при решении многоплановых задач профессиональной деятельности.
Вся система подготовки и усвоения знаний строится в тесной связи с воспитанием курсантов. Общий же закон, как известно, таков: чем значительнее трудности на пути к цели, тем большую роль в ее достижении приобретают добросовестность, старательность, настойчивость, активность, принципиальность, инициативность и ответственность человека. С этих позиций видна возросшая зависимость результатов обучения от воспитания курсантов. Невозможно сначала обучить, а потом воспитывать или делать это независимо друг от друга. Настойчивая воспитательная работа в процессе обучения и в связи с ней - необходимое условие успехов. Высокие результаты достигаются там, где в процессе обучения формируются: устойчивые профессиональные интересы, стремление к самосовершенствованию, к постоянной готовности нести ответственность и черты характера, необходимые будущему военному специалисту.
В заключении, отметим, что общая цель педагогического процесса в военном вузе - обеспечение всестороннего личностного развития курсанта, подготовленности его к успешному решению профессиональных задач в соответствии с полученной в вузе квалификацией, которая определяется социальным заказом общества. Курсант должен уметь в дальнейшем оперативно перестраивать сформировавшиеся стереотипы и непрерывно самосовершенствоваться, осознавая личную ответственность за результаты военно-профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Барабанщиков А.В., Котов Н. Ф., Кравчун Н.С. Основы военной педагогики. - М.: ВПА, 1963 - 400 с.
2. «Комсомольская правда» от 22 февраля 1962 г.
3. Приказ Минобрнауки России от 16 апреля 2010 г. №376 (психологопедагогическое образование).
4. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы / Избр. педагог. соч: в 3 т.- М.: Педагогика, 1981. Т.3. - С. 129.
5. Указания МО РФ «Квалификационные требования к военнопрофессиональной подготовке выпускников (доп. к ФГОС). - М.: ДО МО РФ, 2011. - 28с.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 2 июля 2013 г. №185-ФЗ.