Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОТКАЗА РОДИТЕЛЕЙ ОТ ВАКЦИНАЦИИ ДЕТЕЙ И РОЛЬ МЕДСЕСТРЫ В ЕЕ РЕШЕНИИ'

ПРОБЛЕМА ОТКАЗА РОДИТЕЛЕЙ ОТ ВАКЦИНАЦИИ ДЕТЕЙ И РОЛЬ МЕДСЕСТРЫ В ЕЕ РЕШЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
674
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ВАКЦИНАЦИЯ / ОТКАЗ ОТ ПРИВИВОК / VACCINATION / НЕГАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / NEGATIVE INFORMATION / VACCINE REFUSAL / NURSING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Плотникова С.Н., Кузьменко Л.В.

Представлены результаты исследовательской работы студентов Красноярского медицинского техникума - членов кружка «Инфекционист» - по проблеме отказа родителей от вакцинации детей; рассмотрена роль медсестры в решении проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Плотникова С.Н., Кузьменко Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PARENTS' REFUSAL TO VACCINATE CHILDREN AND THE ROLE OF A NURSE IN ITS SOLUTION

The paper presents the results of the research papers on the problem of parents' refusal to vaccinate children, written by the students of a Krasnoyarsk medical college, the members of the Infectiologist study group, and the role of a nurse in the solution of this problem.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОТКАЗА РОДИТЕЛЕЙ ОТ ВАКЦИНАЦИИ ДЕТЕЙ И РОЛЬ МЕДСЕСТРЫ В ЕЕ РЕШЕНИИ»

© С.Н. Плотникова, Л.В. Кузьменко, 2009

ПРОБЛЕМА ОТКАЗА РОДИТЕЛЕЙ ОТ ВАКЦИНАЦИИ ДЕТЕЙ

И РОЛЬ МЕДСЕСТРЫ В ЕЕ РЕШЕНИИ

С.Н. Плотникова, Л.В. Кузьменко

Красноярский медицинский техникум

Представлены результаты исследовательской работы студентов Красноярского медицинского техникума - членов кружка «Инфекционист» - по проблеме отказа родителей от вакцинации детей; рассмотрена роль медсестры в решении проблемы.

Ключевые слова: профилактика, вакцинация, отказ от прививок, негативная информация.

Инфекционные заболевания играют значительную роль в патологии человека, особенно детей. Важнейшее средство их предупреждения - вакцинопрофилактика, эффективность которой доказана многолетней мировой практикой. По данным ВОЗ, с помощью вакцинации ежегодно предотвращается, как минимум, 4 млн детских смертей, 750 тыс. малышей избегают инвалидного кресла.

Возросшая миграция населения, демографическая и экономическая обстановка в России и других странах

ставят нас в зависимость от угрозы возникновения инфекционных заболеваний. О международном масштабе проблемы свидетельствует инициатива ВОЗ по проведению в странах Европы, в том числе в России, начиная с 2005 г. Европейских недель иммунизации (ЕНИ), которые проходят под лозунгом: «Защити себя и своих близких! Сделай прививку!».

В ответ на это возрастают «антипрививочные настроения». В средствах массовой информации (СМИ) и на сайтах Интернета выдвигаются такие аргументы: уровень заболеваемости инфекционными болезнями -низкий; осложнения от прививок перевешивают пользу от вакцинации; иммунная система «истощается»; вакцины содержат посторонние примеси; вакцины -источник прибыли для фармацевтических фирм, обязательная вакцинация нарушает права ребенка, отсутствует информация о негативных последствиях вакцинации. В результате у населения формируется мотивация к отказу от прививок.

Членами предметного кружка «Инфекционист» проведено исследование, задачами которого были: определить причины отказов от прививок; источники негативной информации; выявить проблемы, существовавшие до и после вакцинации; разработать карты сестринского процесса. Исследование проведено методом анкетирования 53 родителей, отказавшихся от вакцинации своих детей.

На основании результатов исследования разработана карта решения проблемы вакцинопрофи-лактики в соответствии с этапами сестринского процесса. Карта может быть использована для успешной организации вакцинопрофилактики детей.

Анкета содержала 2 группы вопросов. Вопросы 1-й группы задавались с целью выявления причин отказов; чаще всего определялись следующие причины: опасение за здоровье детей; дефицит знаний родителей о необходимости вакцинации; сомнения в качестве вакцины; психологические проблемы (религиозные убеждения) - рис. 1. На непрофессионализм медсестры и недостаточно хорошую организацию работы городской детской поликлиники №1 Красноярска не указывалось, что свидетельствует о высоком уровне доверия родителей медсестре, положительном отношении к деятельности данного лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) и позволяет обеспечить высокие показатели охвата вакцинопро-филактикой.

ШКачестечшкц»«

ЕЭПонншюпмеише лрс^яшы

О гнс нос для

ЕЭ Идцитэтон

Рис. 1. Частота указания причин отказа от вакцинации

•■¿я,

Зсми

СЗйюгди. иииимые

И Личний-ппьп М.Питерзтури

цм

Рис. 2. Частота регистрации источников негативной информации

Таблица 1 Карта сестринского процесса при решении проблем на этапе до вакцинации

Проблема Цель сестринского вмешательства Реализация сестринского вмешательства

Отказ родителей от вакцинации из-за низкого уровня знаний о ней Краткосрочная Своевременное и добровольное согласие на вакцинацию Долгосрочная Создание у родителей стойкой мотивации к проведению курса прививок 1. Рассказать родителям о: инфекционном заболевании, против которого проводится прививка; последствиях отказа от них; возможных поствакцинальных реакциях и осложнениях 1. Привести примеры успешной вакцинации 2. Познакомить с популярной литературой о профилактике инфекционных заболеваний 3. Получить согласие родителей на проведение прививки

Опасение родителей за здоровье детей Краткосрочная Вакцинация будет проведена соматически здоровому ребенку Долгосрочная Отсутствие возможных реакций и осложнений 1. Установить соответствие возраста ребенка сроку профилактических прививок в Национальном календаре 2. Изучить аллергологический и прививочный анамнезы, наследственную предрасположенность, фоновые заболевания 1. Провести биологическое и психологическое исследование 2. Дать советы по режиму и питанию до вакцинации и после нее, психологической подготовке ребенка 3. Обучить уходу за ребенком в поствакцинальном периоде 4. Обучить оказанию первой помощи в случае появления поствакцинальных реакций 5. Проверить наличие в доме жаропонижающих и антигистаминных средств 6. При необходимости рекомендовать консультацию педиатра или узких специалистов (невролога, иммунолога) и провести соответствующую подготовку 7. Пригласить в поликлинику на прием к врачу

Таблица 2 Карта сестринского процесса при решении проблем на этапе после вакцинации

Выявленная проблема Цель сестринского вмешательства Реализация сестринского вмешательства

Беспокойство о возможных поствакцинальных реакциях и осложнениях Краткосрочная Отсутствие поствакцинальных реакций и осложнений при правильной подготовке и выполнении всех рекомендаций 1. Контролировать состояние здоровья ребенка в течение 30 мин после вакцинации в поликлинике 2. Посетить ребенка на дому в сроки, установленные инструкцией на вакцину, для клинического мониторирования здоровья 3. Напомнить о режиме дня и питании в течение всего поствакцинального периода 4. Проверить знания родителей об: уходе за ребенком; оказании первой помощи при развитии поствакцинальных реакций 5. Сообщить врачу обо всех неблагоприятных последствиях вакцинации

Вторая группа вопросов относилась к источникам негативной информации. Главными из них оказались СМИ, соседи, знакомые, медицинские работники, литература, личный опыт - рис. 2.

Федеральный закон «Об иммунопрофилактике» (1998) предоставляет родителям возможность отказаться от прививок, и у 5-10% непривитых детей причиной этого явился отказ родителей.

В связи с этим чрезвычайно актуально повышение уровня санитарно-гигиенических знаний родителей и роли в этом медицинских работников. Медсестра должна признать факт существования риска при вакцинации, доброжелательно отнестись к опасениям родителей, в доступной форме информировать их при появлении любых проблем, что улучшит партнерство между ней и родителями. При общении с ними у медсестры есть возможность рекомендовать вакцинацию, показать ее преимущества перед другими способами профилактики, объяснить последствия отказа от прививок. Проводя эту работу, следует проявить терпение и доброжелательность.

Студентами разработаны карты сестринского процесса на этапе до вакцинации (табл. 1) и после нее (табл. 2), а также памятка для родителей по вопросам вакцинопрофилактики.

Результаты исследования и разработанные карты сестринского процесса студенты представили на студенческой научно-практической конференции.

Использование карт сестринского процесса способствует:

• повышению профессионализма медсестры;

• возрастанию ее роли в повышении уровня информированности населения, формированию у него ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, повышению доверия к государственным системам профилактики инфекционных заболеваний;

• улучшению качества сестринских вмешательств при проведении вакцинации.

Рекомендуемая литература

Мац А.А. Антипрививочное движение в России // Вакцинация. Информационный бюллетень. - 2007; 4-6.

Приказ Минздрава РФ от 27.06.2001 № 229 «О Национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

Приказ Минздрава РФ от 17.01.06. №27 «О внесении изменений в приложение №1 к приказу Минздрава РФ от 27.06.2001 № 2». Таточенко В.К. Мифы о вакцинации //Вакцинация. Информационный бюллетень. - 2007; 4-6.

Шамшева О.В. Национальный календарь профилактических прививок // Детские инфекции. - 2007; 2.

Ясинский А.А., Михеева И.В. Безопасность иммунизации // Вакцинация. Информационный бюллетень. - 2006; 5. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.98 № 157-ФЗ.

THE PROBLEM OF PARENTS' REFUSAL TO VACCINATE CHILDREN AND THE ROLE OF A NURSE IN ITS SOLUTION

S.N. Plotnikova, L.V. Kuzmenko

Krasnoyarsk Medical College

The paper presents the results of the research papers on the problem of parents' refusal to vaccinate children, written by the students of a Krasnoyarsk medical college, the members of the Infectiologist study group, and the role of a nurse in the solution of this problem.

Key words: prevention, vaccination, vaccine refusal, negative information, nursing process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.