Рис.2.
Рис.3.
Рис.7.
Рис.8.
Перетягин A.A., исторический факультет Научный руководитель: ст. преп. A.B. Игнатьева
Проблема отчуждения личности в современном обществе
Существуют ситуации и состояния, которые люди расценивают как одиночество, отчуждение себя от других людей: это может быть изоляция, как эмоциональная, так и социальная. Под эмоциональной изоляцией понимается результат отсутствия привязанности к конкретному человеку; в результате чего возникает тревожное беспокойство. Социальная изоляция обычно выражается в отсутствии доступного круга социального общения и сопровождается чувством отчужденности. Наиболее часто с одиночеством ассоциируются такие эмоциональные состояния, как отчаяние, тоска, депрессия, жалость к себе, невыносимая скука. Переживаемое острое чувство
tennen wir denn nach Berlin? — Nee-,das sind masur'sche Seen !
отчуждения влечет за собой общение, которое можно назвать дефицитным и дефектным (Огурцов, 1967, с. 53).
В настоящее время среди людей изоляция, отчужденность от остального человечества встречается довольно часто, влияя на жизнь конкретного человека, на его взаимоотношения с другими людьми.
Таким образом, отчужденность является одной из проблем человечества, которую необходимо преодолеть.
Проблема отчужденности как одна из наиболее интересных и небезразличных сфер в функционировании общества изучалась многими исследователями, такими, как М. Симэн, А. Нил, С. Реттинг, М. Кларк, Б. Эндерсон и другими (Ожегов, Шведова, 1997, с. 183).
Отчужденность - термин, который употребляется и в обыденном языке, и в различных науках, чаще всего - в философии, психологии, криминологии, социологии. В отличие от философского, в социологическом и психологическом понимании отчужденность описывается в терминах ожиданий и всегда является в достаточной степени осознаваемым свойством.
Отчужденность проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего; отъединенность, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей. Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей, дефицитом теплого сердечного общения. Даже если широкие дружеские связи еще сохраняются, человек нередко тяготится ими и постепенно сокращает контакты. Отчужденность как переживаемое чувство и состояние превращается в отчуждение от реальных людей, их забот и жизни.
Проявлениями отчужденности являются охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей, на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией и аполитичностью, дефицитом теплого сердечного общения.
М. Симэн выделил многомерную концепция отчужденности, которая включала в себя пять измерений:
- чувство бессилия («от моих поступков ничего не зависит»);
- чувство бессмысленности («не ясно, во что верить»);
- отсутствие норм («чувство аномии»);
- чувство изоляции («изоляция от ценностей и общества»);
- чувство чуждости всему («теряется смысл труда, удовлетворение от работы».
Исследования в области личности показали, что отчужденность -генерализованный, многомерный фактор. Зеллер и другие психологи с помощью четырехмерной шкалы (бессмысленность, бессилие, аномия и социальная изоляция) составили психологический портрет отчужденного человека, в который вошли отношения человека к миру и к себе. По их
характеристики отношение отчужденного человека к миру характеризуется следующими чертами:
- мир воспринимается как застывший, схематичный;
- низкий уровень знаний об особенностях социально-политической системы;
- нет интереса к культуре и интеллектуальным видам деятельности;
- верят в сверхъестественные силы, астрологию, судьбу;
- менее логичное мышление, познавательная замкнутость;
- навязчивые состояния и ригидность;
- с трудом сосредоточиваются и принимают решения;
- склонность печалиться, высокий уровень страхов;
- безразличие к групповому поведению.
Для отношения к себе характерны:
- неадекватность и презрение;
- экстремизм, ослабление чувства ответственности, горечь и зависть;
- чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью; пессимизм, чувство одиночества, фрустрированности; другие воспринимаются как угроза;
- презрение к себе сочетается с враждебностью к другим и осуждением человеческих слабостей;
- отсутствие чувств лояльности, принадлежности, враждебность, экстремизм в этом состоянии иногда предшествуют отклоняющемуся поведению (Петровский, 1997, с. 23).
Стержнем отчужденности является аномия, которая определяется как состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации. Причиной такой дезориентации может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями либо ситуация отсутствия норм. Отношения между людьми становятся поверхностными. Поверхностный характер человеческих отношений побуждает многих надеяться, что они могут обрести глубину и силу чувств в индивидуальной любви. Но любовь к одному человеку и любовь к ближнему неразделимы. В любой из культур любовные отношения - это только более сильное выражение формы родства со всеми людьми, преобладающей в данной культуре.
Трудности при отчуждении могут возникать вследствие неумения раскрыться, поверхностности контакта, отсутствия потребности в общении. При этом они могут выражаться в склонности к резонерству, невнимании, обидной снисходительности и заметном равнодушии к партнеру. Все это разнообразие обусловливает необходимость классификации психологических трудностей общения.
В трудностях общения следует выделить сугубо психологический и коммуникативный аспекты. Психологический аспект разнообразных трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения и включает в себя, с одной
стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой - избыточность, бессодержательность общения.
Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится «недружелюбным» - жестоким, безразличным, асоциальным. Человек, чувствующий себя отчужденным не принадлежит к группе, социальные связи нарушены.
Отчуждение в современном обществе, носит почти всеобщий характер; оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним и к самому себе. Отчуждение между человеком и человеком ведет к утрате всеобщих и социальных уз.
Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится «недружелюбным» - жестоким, безразличным, асоциальным.
Застенчивость, интровертированность, аутистичность, отчужденность, повышенная сенситивность принадлежат к глубоко личностным свойствам, они часто могут обостряться при неблагоприятных обстоятельствах и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов, таким образом, мешая полноценному общению с людьми (Петровский, 1997, с. 18).
Под жизненным пространством в современной психологической теории поля понимается мир психических представлений и переживаний личности, кроме этого сюда можно отнести и общее психологическое окружение индивида, включая его самого и всех других людей, имеющих для него значение. Жизненное пространство индивида по К. Левину есть целостное поле, внутри которого возникают его стремления, намерения и другие психологические силы, имеющие определенную направленность, величину и точки приложения (Агеев, 1990, с. 22).
Таким образом, отчужденность личности формируется в обществе и влияет на поведение человека, его помыслы, мнения и установки. Все это оказывает огромное воздействие на личность человека, не всегда влияя на него положительным образом.
Список литературы
Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990.
Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - Москва - Воронеж, 1996.
Куницина, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В. М. Межличностное общение. - СПб., 2001.
Петровский, В.А. Феномены субъективности и развития личности. -Самара, 1997.
Огурцов А. Отчуждение // Философская энциклопедия. - М., 1967.
Ожегов С.К, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.,
1997.
Фромм, Э. Человек для себя / Пер. с англ. и послесл. Л.А. Чернышевой. -Мн., 1992.
Чернобай, В.А. Социальная психология. - Ростов н/Д, 2004.
Кузнецова Н.А., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент О.В. Игнатьева
Граффити культура и особенности ее развития в г. Пермь
Сегодня граффити - это обширное явление, охватывающее многие страны. Замысловатые, непонятные знаки и буквы, яркие рисунки крепко завоевали свое положение в городском пейзаже, без которых не складывается его полноценный образ.
Однако стилистика граффити настолько разнообразна, что это создает проблему в понимании этого явления. Поэтому сегодня, мы часто можем слышать споры на тему: «Граффити - вандализм или искусство?».
В частности в Перми давно уже размышляют о причастности граффити к культуре, о смысловых характеристиках и о создании художественных возможностей и альтернатив для начинающих и профессиональных граффитеров.
Для нашего города граффити - явление достаточно новое, ведь массовое разрисовывание стен отмечается только с начала 2000-х. Поэтому отношение к нему складывается пока довольно неоднозначное. Но встает вопрос, касающийся именно причин такого отношения к граффити.
В связи с этим, в своей работе я попыталась обозначить особенности существования и развития граффити в Перми.
Граффити, по своей сути, имеет различные художественные стили и типы исполнения. Любой граффитер сначала пробует все стили, но постепенно находит тот, который ему по душе. И тогда он начинает совершенствоваться в исполнении, усложняя технику, создавая более композиционно законченные работы (http://www.grafitu.ru).
В Перми наибольшее распространение получил тегинг. Т. е., оставление своего стилизованного автографа на различных поверхностях. Теги мы видим повсюду: на зданиях, заборах, столбах, в лифтах, транспорте. Такое их распространение имеет простое объяснение. Большого опыта и техники при написании тега не нужно, и написать все это можно за несколько секунд. Поэтому юные неопытные любители граффити оставляют их везде и в большом количестве. И здесь сразу же появляется проблема, а именно порча новых фасадов зданий, что сразу же вызывает негативные отношения в обществе.