Научная статья на тему 'Проблема освещения военных событий в СМИ: идеология - концептуализация - гендер'

Проблема освещения военных событий в СМИ: идеология - концептуализация - гендер Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
599
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТЫ ВОЕННЫХ РЕПОРТАЖЕЙ И АНАЛИТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ / TEXTS OF MILITARY REPORTS AND ANALYTICAL ARTICLES / ГЕНДЕР / GENDER / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА ВОЙНА / CONCEPTUAL METAPHOR OF WAR / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ / STATISTICAL DATA PROCESSING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малый Николай Николаевич

В современной лингвистике возрастает исследовательский интерес к использованию метафор в репортажном и аналитическом дискурсе СМИ с целью идеологического освещения военных событий и способов разрешения вооруженных конфликтов. Однако проблема воздействия гендерного фактора на производство и функционирование концептуальной метафоры ВОЙНА как ключевого маркера политической идентичности журналиста не получила еще должного рассмотрения. В рамках данной публикации расширяются исследовательские перспективы на гердерно предопределенное изучение концептуальных метафор в масс-медийных текстах. Мы излагаем основные результаты нашего изыскания, целью которого предстает статистическое измерение корреляции между гендерной принадлежностью автора масс-медийного текста и выбором концептуальной метафоры ВОЙНА. Данное исследование представляет собой интегральную часть более широкого изыскательского проекта, нацеленного на когнитивное изучение использования и функционирования метафор, построение гендерно ориентированной модели концептуальных метафор в текстах военных репортажей и аналитических статей. Делается вывод о том, что женщины-журналисты при метафорическом освещении военных конфликтов и способов их преодоления преимущественно реализуют мужские дискурсивные нормы, что подтверждается полученными статистическими данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF WARTIME EVENT COVERING IN MASS-MEDIA: IDEOLOGY - CONCEPTUALIZATION - GENDER

In the contemporary linguistics the research interest is increasing for the use of metaphors in editorial and analytical media discourse with the aim of the ideological covering the military events and ways of resolving the armed conflicts. However, the impact of gender on the production and functioning of the conceptual metaphor of WAR as a key marker of the journalist’s political identity has not yet received the due consideration. Within this publication, we widen the research perspectives on gender predefined study of conceptual metaphors in Mass Media texts. We present the main results of our research, the purpose of which appears to be the statistical measure of the correlation between the Mass-Media text author’s gender identity and the selection of the conceptual metaphor of WAR. This study is an integral part of the much broader survey project aimed at the cognitive analysis of the metaphor use and operation, the construction of gender-oriented model for conceptual metaphors in the texts of military reports and analytical articles. It is concluded that female journalists in the metaphorical covering the military conflicts and ways to overcome them mainly realize the male discursive norms, as it is evidenced by the statistical data.

Текст научной работы на тему «Проблема освещения военных событий в СМИ: идеология - концептуализация - гендер»

филологические науки

Малый Николай Николаевич ПРОБЛЕМА ОСВЕЩЕНИЯ ...

УДК 81'42: 81'27

ПРОБЛЕМА ОСВЕЩЕНИЯ ВОЕННЫХ СОБЫТИЙ В СМИ: ИДЕОЛОГИЯ - КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ - ГЕНДЕР

© 2018

Малый Николай Николаевич, аспирант кафедры перевода и информационных технологий в лингвистике Южный федеральный университет (344006, Россия, Ростов-на-Дону, улица Большая Садовая, 105/42, e-mail: 79185798445@yandex.ru)

Аннотация. В современной лингвистике возрастает исследовательский интерес к использованию метафор в репортажном и аналитическом дискурсе СМИ с целью идеологического освещения военных событий и способов разрешения вооруженных конфликтов. Однако проблема воздействия гендерного фактора на производство и функционирование концептуальной метафоры ВОЙНА как ключевого маркера политической идентичности журналиста не получила еще должного рассмотрения. В рамках данной публикации расширяются исследовательские перспективы на гердерно предопределенное изучение концептуальных метафор в масс-медийных текстах. Мы излагаем основные результаты нашего изыскания, целью которого предстает статистическое измерение корреляции между гендерной принадлежностью автора масс-медийного текста и выбором концептуальной метафоры ВОЙНА. Данное исследование представляет собой интегральную часть более широкого изыскательского проекта, нацеленного на когнитивное изучение использования и функционирования метафор, построение гендерно ориентированной модели концептуальных метафор в текстах военных репортажей и аналитических статей. Делается вывод о том, что женщины-журналисты при метафорическом освещении военных конфликтов и способов их преодоления преимущественно реализуют мужские дискурсивные нормы, что подтверждается полученными статистическими данными.

Ключевые слова: тексты военных репортажей и аналитических статей, гендер, концептуальная метафора ВОЙНА, идеология, статистическая обработка данных.

PROBLEM OF WARTIME EVENT COVERING IN MASS-MEDIA: IDEOLOGY - CONCEPTUALIZATION - GENDER

© 2018

Malyi Nikolai Nikolaievich, post-graduate student of the translation and informational technologies in linguistics department Southern Federal University (344006, Russia, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya str., 105/42, e-mail: 79185798445@yandex.ru)

Abstract. In the contemporary linguistics the research interest is increasing for the use of metaphors in editorial and analytical media discourse with the aim of the ideological covering the military events and ways of resolving the armed conflicts. However, the impact of gender on the production and functioning of the conceptual metaphor of WAR as a key marker of the journalist's political identity has not yet received the due consideration. Within this publication, we widen the research perspectives on gender predefined study of conceptual metaphors in Mass Media texts. We present the main results of our research, the purpose of which appears to be the statistical measure of the correlation between the Mass-Media text author's gender identity and the selection of the conceptual metaphor of WAR. This study is an integral part of the much broader survey project aimed at the cognitive analysis of the metaphor use and operation, the construction of gender-oriented model for conceptual metaphors in the texts of military reports and analytical articles. It is concluded that female journalists in the metaphorical covering the military conflicts and ways to overcome them mainly realize the male discursive norms, as it is evidenced by the statistical data.

Keywords: texts of military reports and analytical articles, gender, conceptual metaphor of WAR, ideology, statistical data processing.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Подсчет частотности функционирования тех или иных концептуальных метафор в корпусе текстов разнообразной жанровой принадлежности оказывается инновационной техникой многомерного анализа в современных лингвистических изысканиях. Вместе с тем, в целях получения надежных фактических и статистических данных, лингвистами практически не учитывается такая переменная величина, предопределяющая выбор метафорических номинаций, как гендерная принадлежность автора текста.

Наши наблюдения свидетельствуют, что использование метафорических выражений концептуальной направленности последовательно характеризуется, в том числе, в зависимости от такого фактора, как гендер. Одним из частных исследовательских доменов, которые маркируются с опорой на идентификацию гендерных признаков автора текста, является концептуальная метафора ВОЙНА. Вне всяких сомнений, в аспекте отражения гендерного параметра данная метафора предстает показательной, поскольку она специфически концепту-ализует внешний мир как акт полномасштабной агрессии, разворачиваемой преимущественно мужчинами.

Мы выражаем мнение, согласно которому гендерный фактор в метафорической концептуализации действительности может быть интерпретирован лишь с учетом целого ряда других факторов, таких как политические

(идеологические) воззрения и институциональные роли авторов, характеристики целевой аудитории и т.д. Указанные факторы кодируются в масс-медийном тексте как категориальные переменные величины, которые обладают бинарным характером (т.е. автор явно / неявно маркирует их в тексте). В рамках текста СМИ также системно выявляются взаимоотношения между употреблением гендерно-маркируемых метафорических выражений и статистическими показателями, отражающими сущностные характеристики целевой аудитории (образование, профессия, приблизительный доход): журналисты в той или иной степени регулируют свой дискурс в зависимости от социально-экономических особенностей читателей.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Выбор метафоры в масс-медийном тексте можно рассматривать как сигнал групповой идентификации: активация того или иного метафорического кластера испытывает непосредственное влияние со стороны социально-политической группы, с которой идентифицирует себя журналист. С опорой на процессы концептуальной интеграции метафоры не только фиксируют картину мира автора текста, но также отражают эту картину мира как дискретную социально-политическую реальность [1, с. 2010].

Именно поэтому метафоры частотно задействуются

Malyi Nikolai Nikolaievich PROBLEM OF WARTIME ..

philological sciences

различными социально-политическими группами в целях репрезентации идеологических и дискурсивных моделей мышления.

Собранный нами фактический материал последовательно согласуется с психологическими моделями социальной идентичности, актуальными для современного гуманитарного знания [2; 3]. Социальная категоризация представляет собой когнитивный процесс, в рамках которого индивиды классифицируются как представители некоторой группы, обладающие общими характеристиками и выявляющие существенные несходства с представителями иных групп.

Данная классификация, вероятно, является результатом универсального процесса, в основе которого лежит стремление сделать внешний многогранный мир наблюдаемым и оптимальным для текстового отражения. В добавление к личностной и социальной идентичности журналисты как авторы масс-медийных текстов обладают также и политической идентичностью, которая определяется в терминах «Мы» и «Другие».

Политическая идентичность оказывается существенной в мире современных СМИ, поскольку активирует чувство солидарности с представителями этой же самой группы: журналист адоптируется к сущностным характеристикам группы, свойственным ей языковым особенностям воспроизведения объективной событийности с опорой на гендерный фактор, который отчетливо проявляется при метафорической концептуализации такого понятия, как война.

Естественно, что мужская версия когнитивной и дискурсивной модели метафоры ВОЙНА в текстах СМИ является доминирующей, а женское метафорическое видение этих понятий занимает периферийное - если не оппозиционное - положение.

Идеологические воззрения формируют политическую группу, к которой принадлежит журналист, являются основой тотального контроля над дискурсивными практиками отражения событий, фактов и явлений в текстах СМИ.

В настоящее время политические группы оказываются менее однородными: в современном обществе гегемония выявляет нестабильное и временное состояние равновесия. В связи с этим закономерно возникает вопрос: в какой степени журналисты-женщины придерживаются мужских ценностей в своих дискурсивных практиках, в частности, при метафорической концептуализации понятия «война»? Несмотря на то, что большинство действующих армий активно принимают на службу женщин, боевые действия осуществляются преимущественно мужчинами. В связи с этим концептуальная метафора ВОЙНА определяется на страницах СМИ, как правило, стремлением мужчин доказать свою мужественность.

Собранный нами фактический материал свидетельствует о том, что при метафорической активации женского видения военных событий задействуются две конфликтующие между собой дискурсивные стратегии. Один подход предполагает подчинение мужским институциональным дискурсивным практикам СМИ. Иллюстрации подобной стратегии последовательно обнаруживаются в языке журналистов-женщин, которые с максимальной возможностью скрывают свои женские лингвистические и поведенческие характеристики. В свете данной стратегии женский взгляд на военные события не получает какого-либо отражения в СМИ, поскольку легитимируется гендерное неравенство.

Противоположная стратегическая установка заключается в том, что оспариваются традиционные мужские дискурсивные нормы, выдвигаются альтернативные женские дискурсивные модели, которые, как правило, базируются в большей степени на кооперации и солидарности, чем на конфликте и иерархической организации.

Подобный подход оказывается менее распространенным в современных СМИ. Эта стратегия, в свою очередь, потенциально предопределяет нежелательный гендерный раскол в общественно-политическом домене, упрочивает тот распространенный стереотип, что журналисты-женщины - по сравнению со своими коллегами-мужчинами - призваны занимать более низкий статус при освещении военных событий.

Большинство журналистов-женщин в своей профессиональной деятельности сознательно сочетают «маскулинные» и «фемининные» дискурсивные модели [4, с. 43; 5, с. 19].

При этом, как мы полагаем, преследуются не политические, а прагматические цели, поскольку женщины приспосабливаются к амбивалентным ожиданиям, которые навязываются общественным мнением. Подобная гибридная тактика системно прослеживается в корпусе собранных нами репортажей, в которых выявляются определенные различия между авторами разной гендер-ной принадлежности в отношении метафорической концептуализации военных событий.

Формирование целей статьи (постановка задания). Гендерная предопределенность концептуальной метафоры ВОЙНА требует дальнейших исследований, в частности, на материале масс-медийных аналитических и репортажных текстов с опорой на интегрирование переменной величины «гендерная принадлежность автора» в многомерный квантитативный анализ.

Женщины-журналисты, фактически, придерживаются мужских дискурсивных норм, но процессы адаптации к этим нормам не являются абсолютными. Тонкие различия в употреблении концептуальной метафоры ВОЙНА журналистами обоих полов не могут быть исчерпывающе описаны лишь с опорой на статистический анализ.

Для выявления глубинных различий требуется и квалитативный анализ фактического материала. При этом необходимо иметь в виду, что журналисты-женщины равноправно не участвуют в поддержании дискурсивных доменов, в которых традиционно доминируют их коллеги-мужчины.

Тесты военных репортажей, публикуемые в печатных СМИ, в значительной степени ориентированы на целевую аудиторию, а поэтому журналисты, создавая подобные тексты, делают попытку воспроизвести те концептуальные модели, которые характерны для читательской аудитории.

Журналисты выступают посредниками между политиками, вовлеченными в военные действия, и читателями, которые потенциально могут поддержать идеологию политиков и печатного издания. В связи с этим можно говорить о том, что концептуальная метафора ВОЙНА является атрибутом сознания как политиков и журналистов, так и читателей, разделяющих взгляды печатного издания.

Для квалитативного и квантитативного анализа методом сплошной выборки нами было избрано 250 репортажей из англоязычной прессы. В этих репортажах (23 из которых написаны женщинами) внимание сосредотачивается на военных действиях в Сирии, которые имели место в 2012-2017 гг. Данный период был избран нами вследствие исчерпывающей репрезентативной природы описываемых военных событий: именно в этот момент боевые действия на территории Сирии характеризуются особой интенсивностью, которая приводит к завершению конфликта в декабре 2017 г.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Метафорический домен ВОЙНА сочетает в себе физическую агрессию, милитаристские стратегии и критическую дискуссию дипломатов. Война отражается как игра, в которой нет победителей, игра с далеко идущими негативными последствиями экзистенциального характера, которые затрагивают стратегические позиции

филологические науки

Малый Николай Николаевич ПРОБЛЕМА ОСВЕЩЕНИЯ ...

противоборствующих сторон. Ср.:

«The armed conflict in Syria has accelerated in recent months. Both regime and rebels see themselves in a fight for survival that leaves no room for compromise. External supporters of both sides treat the conflict as a zero-sum game with far-reaching and, for some actors existential, consequences for their own strategic positions...» [6].

Игровое начало в концептуализации военных событий в Сирии отчетливо прослеживается и в метафорическом уподоблении действий американских воздушных сил пантомиме, что, в свою очередь, дает возможность говорить об игровом притворстве Запада, участвующего в разрешении конфликта на правах мнимого участника боевых действий. Ср.:

«The small Russian air contingent in Syria has proven far more effective than the US and its allies. The mighty US Air Force has continued pinprick attacks on ISIS positions in what has become a pantomime war. It's almost as if the western powers are playing make-believe in Syria» [7].

Затяжной и деструктивный характер активных боевых действий предопределяет следующую фазу метафорической концептуализации войны: события реальной войны преобразуются на страницах СМИ в словесную войну дипломатов США и России, т.е. тех стран, которые участвуют в разрешении сирийского конфликта:

«The war of words comes as diplomats from the two countries work together to hammer out a potential political solution to the four-year civil war in Syria that has claimed over 250,000 lives, and has given the Islamic State a home base» [8].

Исследование концептуальной метафоры ВОЙНА проливает свет на стремления масс-медийного сообщества не только зафиксировать свой опыт освещения боевых событий, но и осознать современный окружающий мир.

Данная метафора играет конструктивную роль в дискурсивном конструировании разнообразных фаз активных боевых конфликтов, а поэтому предопределяет понимание того, как целевая аудитория реагирует на подобные феномены.

Эта реакция во многом зависит от того, как воспринимаются события современной войны, освещаемые в СМИ.

Милитаристская метафора концептуализует деятельность участников боевых действий и дипломатов специфическим образом, сосредотачивает внимание целевой аудитории на определенных аспектах конфликтной ситуации, умалчивая о других аспектах действительного положения дел.

В частности, понимание войны как игры активирует «спортивный» интерес к освещаемым событиям, репрезентация военных действий как преступления против гражданского населения порождает стремление предать суду зачинщиков развернувшегося конфликта. Концептуализация войны как зла и болезни неявно указывает на невозможность переговоров с виновниками напряженной ситуации. Другими словами, концептуальная метафора усиливает объяснительную силу СМИ, создает основу для видения концептуализуемого события в необходимом «идеологическом» свете, активации определенного эмоционально-волевого состояния целевой аудитории. Метафоры вовлечены в мифологическое структурирование военной реальности, при этом базовые мифологемы задаются идеологическими установками СМИ (более подробно см. [9]).

Согласно нашим статистическим подсчетам метафорический домен ВОЙНА составляет 4,9 % (р < 0,000) языкового материала, используемого в исследуемом нами фактическом материале для освещения сирийского конфликта (в 95,1 % описаний различный стадий конфликта задействуются выражения с буквальным значением).

При этом журналисты-женщины прибегают к ме-

тафорической концептуализации военный действий и способов разрешения конфликта, фактически, не менее частотно, чем их коллеги-мужчины (6,9 % против 6,5 %, р < 0,000).

Полученные данные свидетельствуют о том, что журналисты-женщины предпринимают лингвистические усилия для того, чтобы на равнее с их коллегами-мужчинами доминировать при освещении вооруженных конфликтов и способов их предотвращения.

Наиболее высокая концентрация метафорических выражений, связанных с концептуальным доменом ВОЙНА, наблюдается в публикациях, в которых освещаются боевые будни разразившегося конфликта, внимание читателей сосредотачивается на тех лишениях, с которыми столкнулось гражданское население, а также на деструктивной политике зачинщиков напряженной ситуации.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Концептуальную метафору ВОЙНА в языке современных СМИ можно рассматривать как маркер внутригруппового сотрудничества журналистов, их политической идентификации. Метафоры лежат в основе абстрактного мышления и выражения взглядов на внешний мир как социально-политическую реальность.

Метафорическая концептуализация войны задей-ствуется журналистским сообществом в целях отражения специфических идеологических и дискурсивных моделей.

Аналитический и репортажный дискурс базируется на данных моделях и, как показало наше исследование, фиксирует гендерное равенство в акте освещения вооруженных конфликтов и способов их разрешения. Другими словами, активация концептуальной метафоры ВОЙНА не проявляет чувствительности к тендерному фактору. Метод изучения языкового материала, представленный в нашей публикации, является исследовательской попыткой оценить прямое / косвенное влияние гендерно-го фактора на выбор метафорических выражений, связанных с концептуальным доменом ВОЙНА в корпусе собранных нами публикаций англоязычных СМИ. Мы полагаем, что перспективным является изучение взаимосвязей между использованием концептуальной метафоры ВОЙНА и некоторыми характеристиками целевой аудитории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азарова О.А., Кудряшов И.А. Метафора и ее персуазивные эффекты в публицистическом тексте // В мире научных открытий. 2015. № 5.6 (65). С. 2008-2022.

2. Ставропольский Ю.В. Социально-психологическая модель идентичности (коммитмент-подход) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 11(79). С. 184-192.

3. Ткаченко М.Р. Социальная идентичность и жизненная стратегия: соотношение понятий в структурализме и социальном конструктивизме // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 3. С. 125-139.

4. Вилькэн Е.И., Ивченко М.В., Ласкова М.В. Журнальная реклама в современном коммуникативном пространстве: гендерный аспект. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. 106 с.

5. Ласкова М.В., Лазарев В.А., Ивченко М.В. Ген-дерная асимметрия в языковом воплощении. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2016. 112 с.

6. Asseburg M., Heiko W. Civil War in Syria // https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/ comments/2012C43_ass_wmm.pdf.

7. Margolis E. The Pony War in Syria // http://c.afgazad. com/Zabaan-2016/042016-The-Phony-War-in-Syria.pdf.

8. McLeary P. Russia Insults US War Strategy with Weird Cat Metaphor // https://foreignpolicy.com/2015/11/18/ russia-insults-u-s-war-strategy-with-weird-cat-metaphor/

Malyi Nikolai Nikolaievich

PROBLEM OF WARTIME .

philological sciences

9. Laskova M.V. To the Problem of Contemporary Gender Interpretation // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С. 80-84.

Статья поступила в редакцию 04.01.2018 Статья принята к публикации 27.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.