Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERNIZATION OF EDUCATION / SPECIALIZED EDUCATION / ELECTIVE COURSE / TRAINING / SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелякин Андрей Вячеславович

В статье отмечается, что несмотря на всю современность образовательных методик в школах России и Германии существует ряд проблем при организации введения элективных курсов или профильного образования. Данные проблемы требуют рационального решения для обеспечения качества образования в школах для учащихся на высоком уровне. Целью данной статьи является проведение сравнительного анализа проблем, с которыми часто сталкиваются современные учебные заведения при организации профильного обучения в старшей ступени школы (на примере России и Германии). Можно предположить, что анализ проблем организации элективных курсов даст возможность организовать профильное обучение для старшей школы не зависимо от страны намного эффективнее, корректнее как для педагогов, так и для учащихся. Автором статье было проведено изучение и анализ специальной, методической и справочной литературы по данной проблеме. Методологической основой данной статьи явились научные работы по проблематике педагогического проектирования элективных курсов С.В. Белова, Н.С. Подходова и А.В. Баранникова. Автором данной статьи изучены понятия профильного образования в России и Германии. Данное направление рассмотрено несколькими вариантами решения проблем по организации элективных курсов для обеих стран. Итак, на основе проведенного анализа установлено, что проблемы внедрения элективных курсов или профильного образования - это проблемы содержательного характера, которые могут быть решены. Автором установлено, что обозначенные проблемы решаются на административном уровне школ не зависимо от страны. Тема проведенного анализа проблем по организации введения профильного образования может быть интересной специалистам в области образования и педагогики в школах разных стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ORGANIZING ELECTIVE COURSES ON THE EXAMPLE OF RUSSIA AND GERMANY: COMPARATIVE ANALYSIS

The article notes that despite the modernity of educational methods in schools in Russia and Germany, there are a number of problems in organizing the introduction of elective courses or specialized education. These problems require a rational solution to ensure the quality of education in schools for students at a high level. The purpose of this article is to conduct a comparative analysis of the problems that modern educational institutions often encounter when organizing specialized education at the senior level of the school (for example, Russia and Germany). It can be assumed that an analysis of the problems of organizing elective courses will make it possible to organize specialized education for high school regardless of the country is much more effective, more correct for both teachers and students. The author of the article studied and analyzed special, methodological and reference literature on this problem. The methodological basis of this article was scientific work on the problems of pedagogical design of elective courses S.V. Belova, N.S. Podkhodova and A.V. Barannikova. The author of this article has studied the concepts of specialized education in Russia and Germany. This direction was considered by several options for solving problems in organizing elective courses for both countries. So, on the basis of the analysis, it was found that the problems of introducing elective courses or specialized education are problems of a substantial nature that can be solved. The author found that these problems are solved at the administrative level of schools regardless of the country. The theme of the analysis of problems in organizing the introduction of specialized education may be of interest to specialists in the field of education and pedagogy in schools around the world.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/49PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шелякин А.В. Проблема организации элективных курсов на примере России и Германии: сравнительный анализ // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/49PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Sheliakin A.V. (2020). The problem of organizing elective courses on the example of Russia and Germany: comparative analysis. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/49PDMN320.pdf (in Russian)

УДК 37

Шелякин Андрей Вячеславович

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Пермь, Россия

Аспирант кафедры «Методики преподавания иностранных языков»

E-mail: 554284@mail.ru

Проблема организации элективных курсов на примере России и Германии: сравнительный анализ

Аннотация. В статье отмечается, что несмотря на всю современность образовательных методик в школах России и Германии существует ряд проблем при организации введения элективных курсов или профильного образования. Данные проблемы требуют рационального решения для обеспечения качества образования в школах для учащихся на высоком уровне.

Целью данной статьи является проведение сравнительного анализа проблем, с которыми часто сталкиваются современные учебные заведения при организации профильного обучения в старшей ступени школы (на примере России и Германии).

Можно предположить, что анализ проблем организации элективных курсов даст возможность организовать профильное обучение для старшей школы не зависимо от страны намного эффективнее, корректнее как для педагогов, так и для учащихся.

Автором статье было проведено изучение и анализ специальной, методической и справочной литературы по данной проблеме. Методологической основой данной статьи явились научные работы по проблематике педагогического проектирования элективных курсов С.В. Белова, Н.С. Подходова и А.В. Баранникова. Автором данной статьи изучены понятия профильного образования в России и Германии. Данное направление рассмотрено несколькими вариантами решения проблем по организации элективных курсов для обеих стран.

Итак, на основе проведенного анализа установлено, что проблемы внедрения элективных курсов или профильного образования - это проблемы содержательного характера, которые могут быть решены. Автором установлено, что обозначенные проблемы решаются на административном уровне школ не зависимо от страны.

Тема проведенного анализа проблем по организации введения профильного образования может быть интересной специалистам в области образования и педагогики в школах разных стран мира.

Ключевые слова: модернизация образования; профильное образование; элективный курс; обучение; школьное образование

https:// mir-nauki. com

Методологической основой данной статьи явились научные работы по проблематике педагогического проектирования элективных курсов С.В. Белова, Н.С. Подходова, А.В. Баранникова и др. Проблемы зачетного контроля в профильном образовании затрагивают Мухин М.И., Мошнина Р.Ш. и Фоменко И.А. Немецкий профессор, доктор Ernst Benda и профессор, доктор D.C. Umbach больше рассматривают проблемы кадрового обеспечения школ. Все перечисленные авторами проблемы при организации элективных курсов требуют обоснованных решений.

Современное образование в школах России и Германии стремится к модернизации и к улучшению его качества.

С.В. Белова в своей книге «Элективные курсы гуманитарной направленности» пишет, что «гуманитаризация образования предполагает построение ... образовательной системы, которая обеспечивает «прирост Качеств Человека» [1].

По мнению Баранникова А.В., распространенная тенденция образования - это внедрение профильного обучения или элективных курсов [2, с. 1-2]. Такая идея имеет много положительных моментов для учащихся, но сама организация элективных курсов имеет некоторые трудности как в России, так и за рубежом [3; 4].

Основная цель в данной статье заключается в проведении сравнительного анализа проблем, с которыми сталкиваются учебные заведения при организации профильного обучения в старшей ступени школы (на примере России и Германии).

Можно предположить, что анализ проблем, выявленных при организации элективных курсов, даст возможность организовать профильное обучение для старшей школы не зависимо от страны намного эффективнее, профессиональнее как для учащихся, так и для самих педагогов. Например, использовать теоретически обоснованные подходы к организации и разработке содержания элективных курсов, а процесс обучения на элективных курсах организовывать на основе личностно-ориентированного подхода, при этом активизируя познавательную деятельность старшеклассников и их индивидуальные потребности.

Для начала разберём, как устроены условия при организации введения профильного образования. В общем понимании профильное обучение трактуется как разделение индивидуального обучения, которое позволяет учитывать интересы и способности обучающихся.

При переходе на данный вид обучения в старшей школе учащийся получает массу преимуществ [5]. Так, например, обеспечивается углубленное изучение материала по выбранным предметам; предоставляется возможность социализации и подготовки к программе профессионального образования (для выпускников) [5; 6].

В России элективный курс понимается как обязательный предмет, который учащийся выбирает на уровне основного образования. При этом в задачи школы входит обеспечение возможности выбора элективного курса индивидуально; для этого проходит набор на определенный вид элективного курса при помощи анкетирования учащихся и формируются группы по изучению выбранных предметов.

Для этого в России существует законодательная база, которая регулирует основные положения организации элективных курсов в образовательных учреждениях: Закон РФ «Об образовании», приказ МО РФ № 2783 от 18.07.2002 г. «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», распоряжение Правительства

РФ от 11.03.2001 г. № 196, письмо МО РФ от 04.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»1.

Основная цель организации элективных курсов заключена в подборе индивидуальных потребностей образования для каждого учащегося.

Продолжительность профильного обучения имеет период от одного года до двух лет2. Но объём учебной нагрузки по законодательству не превышает максимально допустимый (от 12 до 70 часов) [7].

Школьное образование в Германии децентрализовано и регулируется законом об образовании определенной федеральной земли. От этого и разные требования к элективным курсам [8].

Однако существуют общие положения к организации элективных курсов согласно закону об образовании ФРГ:

• элективные курсы развивают индивидуальные способности и склонности учащихся;

• элективный курс по предмету обязательно должен соотноситься с учебной программой и требованиями единого учебного плана федеральной земли;

• учителя, которые преподают элективный курс, должны входить в состав комиссии по преподаванию элективных курсов и собираться не реже раза в год;

• на каждый элективный курс должно быть не менее двух учителей в образовательной организации;

• наименование элективного курса должно отражать содержание и ценность самого курса;

• элективные курсы вводятся только после одобрения школьного совета, на которые подается заявка3 [9].

Прежде чем начать анализировать организационные проблемы элективных курсов в школах России и Германии стоит отметить, что трудности в этом вопросе можно решить в любой стране, все зависит только от самого образовательного учреждения. Заслуженные учителя России Зубрилин А.А., Паркина И.С. считают, что проблемы организации элективных курсов в школах носят общий характер, однако их решение находится в компетенции администрации конкретных образовательных организаций [10].

Перечень проблем организации элективных курсов для старшей школы в России и Германии состоит в следующем:

1 Положение об элективных курсах [Электронный ресурс] // Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. М., 2016. - URL: https://www.rea.ru/ru/org/managements/priem/Documents/Econom LIcev/Положение%20об%20элективных%20кvрс ах.pdf (дата обращения: 8.05.2020).

2 Письмо Минобрнауки от 04.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 8.05.2020).

3 Verwaltungsvorschrift des Ministeriums für Bildung, Wissenschaft, Jugend und Kultur vom 23. Mai 2017 - Tgb. - Nr. 202/17.

1. Сокращение основного учебного плана и неопределенность вариативной части4 [11].

Данная проблема больше относится больше к России, потому что введение элективного курса часто, бывает, не предусмотрено заранее, тогда идет нарушение единства системы образования. В связи с чем сокращаются учебные часы основного образовательного процесса в 2 раза в пользу программ элективного курса.

Затем для учащихся возникают трудности при подготовке, например, к ЕГЭ с методологической, с методической и с дидактической точек зрения. Отсутствие учебно-методического обеспечения, замена самостоятельных учебных предметов (химия, биология, физика) на курс естествознания. Тактика такого обучения приводит к разрушению фундаментальности знаний.

Углубленность знаний по одному предмету противоречит межпредметной связи, необходимой для удовлетворения потребностей биржи труда в специалистах широкого профиля, которые готовы и к смене профессий, и к развитию наук. Впоследствии у обучающихся появляется препятствие для формирования общего мировоззрения на мир, общество и природу.

В Германии же такая проблема отсутствует, потому что вся учебная программа элективных курсов создается заблаговременно и соотносится с основной программой обучения, при этом не сокращаются часы, но появляется дополнительная нагрузка для учащихся и педагогов [12; 13].

2. Зачётно-модульная система имеет некоторые трудности для её введения5.

Часто отсутствуют технологии по разработке учебных модулей и методик проведения данного учебного процесса, который ориентирован на учителя-практика. Такая система противоречит с полнотой содержания образования. Мухин М.И., Мошнина Р.Ш. и Фоменко И.А. считают, что балльно-рейтинговая оценка при освоении учебного материала строится на субъективной позиции преподавателя, увеличивается нагрузка учителя [14, с. 237;

15].

3. Трудности кадрового обеспечения в школах.

Данная проблема может быть актуальной для любой страны, так как не все педагоги старших классов владеют предметной областью, которая входит в курс профильного обучения, а также современными технологиями, например, в диалоговом режиме работы. Многие преподаватели не могут создать условия для усвоения у обучающихся компетентностей для исследовательской и проектной работы. Кроме того, не все педагоги стремятся к непрерывному обучению [16].

В немецких школах во многих федеральных землях остро стоит проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров, многие педагоги вынуждены брать сверхурочные часы и замещать своих коллег по другим дисциплинам.

Многие учителя не готовы справиться с рабочей нагрузкой, уходят из школ, а молодых людей не привлекают педагогические вузы. Согласно исследованиям фонда Bertelsmann и конференции министров образования федеральных земель Германии (Kultusministerkonferenz) к 2025 году немецкая школа будет нуждаться в 26 000 учителей начальной школы и до 60 000 учителей в профессиональных школах [17; 18].

4 Немецкая старшая школа - другая или плохая [Электронный ресурс]. -emigration.russie.ru/news/4/11679_1.htm/ (дата обращения: 8.05.2020).

5 Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М., 2003 г. Страница 4 из 8

Prof. Dr. Benda, Ernst и Prof. Dr. D.C. Umbach (1998) рассчитали среднюю продолжительность рабочей недели учителя, итак, в среднем нагрузка преподавателей в Германии составляет 41-52,7 часов в неделю, а в праздники - 9,1-18,7 часов в неделю, статистика приведена с учётом сверхурочной и методической работы педагога [19; 20].

4. Профессиональная неопределенность обучающихся в старшей школе [21].

Выпускники школ часто делятся на три типа при определении будущей специальности. Одни точно знают свой выбор и целенаправленно идут к нему, другие имеют сомнения, а третьи имеют множество вариантов, но не могут принять окончательное решение. Всегда хочется стремиться к получению вузовского образования, но это не оправдывает стремление учиться, скорее, определяется престижностью в обществе [22].

Проблема профессиональной неопределенности обучающихся заключается в том, что зачастую отсутствует в школах профориентация или находится на недостаточном уровне, что впоследствии только усугубляет самоопределение школьников. Данная проблема относится к обоим странам.

Проблемы внедрения элективного курса - это проблемы содержательного характера, которые могут быть решены с помощью уточнения содержания элективных курсов и определения состава необходимых наборов этих курсов для конкретных профилей [11; 16].

Согласно концепции развития образовательной системы в России и Германии элективные курсы входят в компонент образовательного процесса обучающихся. Такие курсы организуют внутрипрофильную специализацию, которая обязательна для посещений по выбору ученика и дает возможность свободного выбора тематики курса [23; 24].

Методологической направленности элективные курсы должны носить специальный характер, при помощи которого учащийся преодолеет обособленность знаний по разным предметам и тогда, предполагается, произойдет формирование у него целостной картины мира.

Путь одной из решения проблем организации элективных курсов лежит в определении набора курсов по выбору в конкретном профиле.

Другой путь решения проблемы лежит в обеспечении учебно-методическом материале для образовательного процесса в школах, а также перепрофилирование педагогов по специальностям, входящих в определенный элективный курс [24; 25].

Отметим, что элективные курсы, безусловно, являются неотъемлемыми компонентами вариативной части образовательного процесса, обеспечивающими успешное самоопределение обучающихся.

Безусловно, как в России, так и в Германии существует ряд проблем и трудностей, связанных с реализацией и внедрением элективных курсов в образовательных организациях. Однако для осуществления условий организации элективных курсов в школах необходимо решить проблему создания образовательного пространства для обучающихся.

Образовательное пространство школы, или образовательная среда - это средство развития личности школьника, которая должна обеспечивать:

• возможность выбора образовательных технологий, рода деятельности и других условий, удовлетворяющих потребности в индивидуальном образовательном процессе для учащегося и педагога;

• создание различных видов деятельности (коммуникативной, исследовательской, проектной, художественной, спортивной) между учащимися и педагогами, необходимых для социализации учеников в соответствии с их возрастом;

• создание условий взаимодействия, где происходит встреча учащегося, педагога и других лиц образовательной деятельности, не нарушая образовательного пространства;

• превращение учебного материала в игровую форму, которая относится к данной возрастной категории (создание проблемно - развивающих учебных условий), а учащегося - в субъект по их преодолению.

Таким образом, можно отметить, что проведенный анализ проблем организации элективных курсов на примере России и Германии показал, что обозначенные выше проблемы имеют решающий характер, а их решение находится в компетенции отдельных школ независимо от страны.

Автор выражает благодарность своему научному руководителю, д.пед.наук, профессору Безукладникову Константину Эдуардовичу, а также зав. кафедрой философии и общественных наук Краузе Александре Анатольевне за ценные советы при планировании исследования и рекомендации по оформлению статьи, а также руководство ПГГПУ в лице ВРИО ректора К.Б. Егорова за оказанную финансовую поддержку при публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности. М.: Глобус, 2006.

2. Баранников А.В. Элективные курсы в профильном обучении. "Первое сентября", 2004 г., 10 февраля, № 102, стр. 1-2.

3. Прудников В.М. Профильная школа // журнал № 1. - 2005 г. - Ст. 25-40.

4. Прудников В.М. Профильная школа // журнал № 3. - 2007 г. - Ст. 19-21.

5. Атанасян С.Л., Кузуб Н.Н. Элективные курсы по математике и организация самостоятельной деятельности учащихся // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektivnyekursy-po-matematike-i-organizatsiya samostoyatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya (дата обращения: 8.05.2020).

6. Шелякин А.В., Тихомирова М.С. Особенности проектирования элективного курса по русскому языку как иностранному в школе совместного обучения Германии // Вопросы науки и образования (научно-теоретический журнал) -Москва, 2019. No19(66). ISSN 2542-081Х (Online). URL: https://scientificpublication.ru/images/PDF/2019/66/Questions-of-science-and-education-19-66.pdf (дата обращения: 14.05.2020).

7. Шелякин А.В., Тихомирова М.С. Требования к организации элективных курсов в России и Германии // Пермский педагогический журнал. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-k-organizatsii-elektivnyh-kursov-v-rossii-i-germanii (дата обращения: 14.05.2020).

8. Марчук Е.В., Воробьев Н.Е. Начальное профессиональное образование в Германии на современном этапе / Е.В. Марчук, Н.Е. Воробьев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 176 c.

9. Ushiro Yuji. Reading // Routhledge Encyclopedia of Language Teaching and Learning / ed. M. Byram and A. Hu. London and New York: Taylor and Francis Group, 2013. P. 580-583.

10. Зубрилин А.А., Паркина И.С. Технология разработки элективных курсов// Информатика и образование. 2006. № 1.

11. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. - М.: Издательский центр Академия, 2015. - 240 c.

12. Коваленко Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ. / Ю.И. Коваленко. - М., 2007 г.

13. Писарева Л.И. Тенденция развития современной школы ФРГ // Л.И. Писарева, -«Педагогика», 1991 г., №2.

14. Мухин М.И. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования. Профильное обучение. Вопросы теории и практики. // М.И. Мухин, Р.Ш. Мошнина, И.А. Фоменко. - М, Педагогическая академия, 2005 г., 237 стр.

15. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // Директор школы (спецвыпуск). - М., 1996 г.

16. Подходова Н.С. Проблемы реализации профильного обучения и особенности отбора элективных курсов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. No3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-profilnogo-obucheniya-i-osobennosti-otbora-elektivnyh-kursov (дата обращения: 08.01.2019).

17. Сергеева Н.Б. Впечатления о современной немецкой школе // Н.Б. Сергеева. -«Педагогика», М., 1993 г., №3.

18. Marvin Kesper. Branchencheck. Lehrermangel: wo ab 2020 die meisten Lehrkräfte fehlen // UNICUM Karrierezentrum (2020) [электронный ресурс] - Режим доступа: https://karriere.unicum.de/berufsorientierung/branchencheck/lehrermangel-2020 (дата обращения: 13.05.2020).

19. Bangert, Carsten. Gesund und Zufrieden in der Schule - 20 Denkanstöße. Alles Schule 10/11. Seite 14-18 (2010) [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.carsten-bangert.de/3.html (дата обращения: 11.05.2020).

20. Gerstner, Hans-Peter. Erziehungswissenschaftliches Seminar - Seminar. Tabus über dem Lehrberuf. Burnout bei Lehrer. (2004) [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www2.ibw.uni-heidelberg.de/~gerstner/Lorenz.pdf (дата обращения: 11.05.2020).

21. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно - ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11 -17.

22. Ильченко О.А. Личностно-ориентированное обучение в распределенных образовательных системах / О.А. Ильченко. - М.: Синергия, 2018. - 597 c.

23. Лях В.И. Профильное самоопределение учащихся на этапе предпрофильного обучения. - Красноярск, - 2005 г.

24. Фишман Л.И., Дудников В.В., Голуб Г.Б. Образовательное учреждение в конкурентной среде: разработка стратегии. Дидактические материалы для обучения руководителей / Серия «Образовательное учреждение: технология структурных изменений». - Самара: Изд-во «Профи», 2002 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М.: Академия, - 2005.

49PDMN320

Sheliakin Andrei Vyacheslavovich

Perm state humanitarian pedagogical university, Perm, Russia

E-mail: 554284@mail.ru

The problem of organizing elective courses on the example of Russia and Germany: comparative analysis

Abstract. The article notes that despite the modernity of educational methods in schools in Russia and Germany, there are a number of problems in organizing the introduction of elective courses or specialized education. These problems require a rational solution to ensure the quality of education in schools for students at a high level.

The purpose of this article is to conduct a comparative analysis of the problems that modern educational institutions often encounter when organizing specialized education at the senior level of the school (for example, Russia and Germany).

It can be assumed that an analysis of the problems of organizing elective courses will make it possible to organize specialized education for high school regardless of the country is much more effective, more correct for both teachers and students.

The author of the article studied and analyzed special, methodological and reference literature on this problem. The methodological basis of this article was scientific work on the problems of pedagogical design of elective courses S.V. Belova, N.S. Podkhodova and A.V. Barannikova. The author of this article has studied the concepts of specialized education in Russia and Germany. This direction was considered by several options for solving problems in organizing elective courses for both countries.

So, on the basis of the analysis, it was found that the problems of introducing elective courses or specialized education are problems of a substantial nature that can be solved. The author found that these problems are solved at the administrative level of schools regardless of the country.

The theme of the analysis of problems in organizing the introduction of specialized education may be of interest to specialists in the field of education and pedagogy in schools around the world.

Keywords: modernization of education; specialized education; elective course; training; school education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.