Научная статья на тему 'Проблема определения цены договора управления многоквартирным домом'

Проблема определения цены договора управления многоквартирным домом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ / ЦЕНА ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ / УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова Ксения Сергеевна, Юферева Юлия Алексеевна

В статье указывается на необходимость включения в договор управления многоквартирным домом условия о цене договора. Анализируется порядок определения цены договора управления многоквартирным домом, приводится позиция Минстроя России по указанному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема определения цены договора управления многоквартирным домом»

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ Казакова К.С.1, Юферева Ю.А.2

'Казакова Ксения Сергеевна — магистрант;

2Юферева Юлия Алексеевна — магистрант, кафедра гражданского права и процесса, Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация: в статье указывается на необходимость включения в договор управления многоквартирным домом условия о цене договора. Анализируется порядок определения цены договора управления многоквартирным домом, приводится позиция Минстроя России по указанному вопросу.

Ключевые слова: договор управления многоквартирным домом, цена договора управления многоквартирным домом, управляющая организация.

Одной из проблем, существующих в сфере управления многоквартирными домами, является порядок определения цены договора управления многоквартирным домом. Согласно ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ [2] цена является одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом. Вместе с тем в ЖК РФ нет указаний на то, как определять цену договора управления.

Есть общее понимание того, что цена договора управления многоквартирным домом — это объем затрат на содержание общего имущества многоквартирного дома. Такие траты распределяются между всеми собственниками помещений в доме пропорционально занимаемой площади. Так определяется тариф на содержание жилого помещения.

В юридической литературе вопрос о цене договора управления многоквартирным домом практически не исследован. Т.А. Борзенкова считает, что «его [договора управления многоквартирным домом] цена выражается в вознаграждении, которое управляющая организация получает за оказание услуг и выполнение работ» [4, с. 21]. Однако из данного высказывания неясно, в каком значении автор использовал термин «вознаграждение»: в узком -как плату за услуги и работы по управлению или в широком - как собирательное понятие, обозначающее всю совокупность платежей по данному договору. Последний подход иногда встречается в законодательстве. Так, в соответствии с п. 1 ст. 897 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором хранения, «расходы хранителя на хранение вещи включаются в вознаграждение за хранение» [1].

Расходы на содержание общего имущества можно определять разными способами:

• путем составления сметы. Смета приобретает силу и становится частью договора с момента подтверждения ее заказчиком — собственниками помещений;

• исходя из планово-договорной стоимости фактически выполненных работ.

Порядок планирования работ, учета и подтверждения расходов должен быть описан в условиях договора.

Цена договора управления многоквартирным домом рассчитывается исходя из перечня, объема и качества работ и услуг, оказываемых управляющей организацией.

Если в договоре управления многоквартирным домом предусмотрена гибкая цена, то окончательный расчет за работы и услуги должны будут производиться по факту их исполнения. Таким образом, цена рассчитывается исходя из фактических затрат.

Для закрепления гибкой цены в договоре управления многоквартирным домом обычно используют формулировку «Цена предварительная».

Преимущество гибкой цены — в возможности ее увеличения на размер стоимости дополнительных работ. Повысить цену в таком случае можно при условии предварительного уведомления заказчика и отсутствия возражений с его стороны. Это определено ч. 5 ст. 709 ГК РФ [1].

Для эффективного использования гибкой цены в сфере управления многоквартирными домами необходимо тесное сотрудничество между управляющей организацией и собственниками. Так, например, наличие у председателя совета многоквартирного дома полномочий на согласование стоимости и приемку дополнительных работ упростит работу по договору с гибкой ценой.

Твердость цены договора состоит в том, что она не меняется, если в процессе исполнения договора объемы работ и услуг изменились. Цена не вырастет, но и не уменьшится — такой механизм заложен законодательством.

Твердая цена устанавливается в момент подписания договора и не меняется в течение всего срока его действия. Для закрепления цены в договоре, как правило, делается оговорка: «Цена твердая, изменению не подлежит».

Изменение цены договора возможно только по соглашению сторон. Такая договоренность может выглядеть как условие в договоре или как дополнительное соглашение к нему.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рекомендует определять твердую цену договора управления и руководствоваться планово-договорной стоимостью фактически выполненных работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Допускается включить условие об индексации цены договора.

Министерство отмечает, что условие о ежегодной индексации твердой цены договора позволит изменять ее без дополнительного согласования с собственниками помещений в многоквартирных домах.

Это возможно, если указать в договоре управления многоквартирным домом условия о применении индекса к планово-договорной стоимости работ, услуг. Такая позиция изложена в п. 9 Примерных условий договора управления многоквартирным домом, утв. приказом Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр. [3].

Минстрой России указывает, что при твердой цене договора управления многоквартирным домом управляющая компания не обязана отчитываться за выполненные работы с указанием фактических затрат.

Считаем, такой подход наиболее подходящим, ведь при таком не исключается контроль со стороны представителей собственников помещений многоквартирного дома, а управляющие компании не обязаны предъявлять чеки на материалы и договоры с подрядчиками.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994. № 32.

2. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005. № 1.

3. Приказ Минстроя России от 31.07.2014 № 411 / пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах» // Российская газета, 17.08.2014. № 3144.

4. Борзенкова Т.А. Правовая формализация управления многоквартирными домами // Законы России: опыт, анализ, практика, 2006. № 9. С. 21-26.

5. Витрянский В. Существенные условия договора // Хозяйство и право, 1998. № 7. С. 3-12.

6. Денисова М.О. Цена договора управления и тариф ОМСУ // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, 2013. № 1. С. 29-35.

ПРОБЛЕМАТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА Газимагамадов И.М.

Газимагамадов Идрис Мусаевич — магистрант, Высшая школа государственного аудита, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблем правового регулирования полномочий Федерального казначейства за нарушение бюджетного законодательства. Также были рассмотрены отдельные статьи Кодекса об административных правонарушениях в области финансов. Вместе с тем проводился анализ мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства, поскольку все это влияет на денежно-кредитное регулирование. Ключевые слова: денежно-кредитная политика, структурно-функциональные проблемы, Центральный Банк, государство, деньги, денежно-кредитное-регулирование, инструменты денежно-кредитного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.