Научная статья на тему 'Проблема определения критериев, показателей и уровней страха у детей дошкольного возраста в условиях детского сада'

Проблема определения критериев, показателей и уровней страха у детей дошкольного возраста в условиях детского сада Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2550
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ СТРАХИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / CHILDREN'S FEARS / PEDAGOGICAL WAYS OF CHILDREN'S FEARS PREVENTING / CRITERIA AND LEVELS OF PRE-SCHOOL CHILDREN'S FEARS / DIAGNOSTIC TOOLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ветрова Ольга Евгеньевна

В статье рассматривается проблема определения критериев, показателей и уровней страха у детей дошкольного возраста, а также проблема определения диагностического инструментария, позволяющего адекватно оценить уровень страха у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Defining Criteria and Levels of Pre-School Children's Fear in Kindergarten

The article deals with the problem of defining criteria and levels of children's fear in pre-school education, as well as defining the diagnostic tools for adequate evaluating the level of pre-school children's fear

Текст научной работы на тему «Проблема определения критериев, показателей и уровней страха у детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

УДК 373.2 ББК 74.1

Ветрова Ольга Евгеньевна

аспирант

кафедра теории и методики дошкольного образования Московский городской педагогический университет

г. Москва Vetrova Olga Evgenievna Рost-graduate

Chair of Theory and Methods of Pre-School Education Moscow Municipal Pedagogical University Moscow

Проблема определения критериев, показателей и уровней страха у детей дошкольного возраста в условиях детского сада The Problem of Defining Criteria and Levels of Pre-School Children’s Fear in

Kindergarten

В статье рассматривается проблема определения критериев, показателей и уровней страха у детей дошкольного возраста, а также проблема определения диагностического инструментария, позволяющего адекватно оценить уровень страха у детей дошкольного возраста.

The article deals with the problem of defining criteria and levels of children's fear in pre-school education, as well as defining the diagnostic tools for adequate evaluating the level of pre-school children's fear.

Ключевые слова: детские страхи, педагогические условия преодоления страхов у детей, критерии, показатели и уровни выраженности страха у детей дошкольного возраста, диагностический инструментарий.

Key words: children's fears, pedagogical ways of children's fears preventing, criteria and levels of pre-school children's fears, diagnostic tools.

Одним из основных вопросов исследования и преодоления страхов у детей дошкольного возраста является проблема определения критериев, показателей и уровней страха у детей. Также необходимо определить диагностический инструментарий, позволяющий адекватно оценить уровень страха у детей дошкольного возраста. Для решения данных задач мы еще раз обратились к теоретическим исследованиям сущности страха в психологии и педагогике.

Традиционно в психологии выделяются три формы проявления страха: физиологическая, поведенческая и когнитивная. В настоящее время исследователи приходят к выводу, что три названные формы выражения страха достаточно независимы друг от друга. Отсутствие изменений в одной или даже

нескольких сферах еще не говорит об отсутствии страха. Если же изменения присутствуют, то наличие страха можно только предположить.

Традиционно физиологический критерий считался одним из самых надежных индикаторов страха. В то же время неспецифичность большинства физиологических изменений (учащение сердечных сокращений, расстройство дыхания, повышение кровяного давления и т.д.) создает определенные проблемы, связанные с дифференциацией эмоций.

Что касается поведенческого критерия, то ребенок может избегать того или иного предмета, действия просто потому что они ему не нравятся или он занят другим более интересным делом. В современном обществе, кроме того, не принято гордиться своими страхами, и внешние проявления страха дети могут просто скрывать. Таким образом, в результате теоретического и практического исследования проблемы диагностики страхов мы вынуждены заключить, что диагностика страхов занятие в достаточной степени сложное и неоднозначное [6, с.1-3]. Исследуя страхи детей необходимо исследовать все три уровня, на которых могут происходить изменения: когнитивный, физиологический и поведенческий, исследовать состояние человека в комплексе. Итак, учитывая вышеперечисленные положения, в результате теоретического анализа литературы мы выделили следующие три критерия страха у детей дошкольного возраста: когнитивный, физиологический и поведенческий.

Исследование страхов у детей дошкольного возраста чаще всего включает изучение одного или нескольких уровней, на которых могут происходить изменения.

Проведенный анализ источников позволил установить, что для определения изменений, происходящих на когнитивном уровне (в когнитивной сфере), необходимы методики, направленные на выявление понимания детьми смысла событий, определение особенностей интерпретации детьми причин и последствий происходящего. К таким методам можно отнести методику «Группировка и ранжирование детских страхов», разработанную Е.В. Устиновой на основе опросника частотных детских страхов А.И. Захарова, для

выявления выраженности признаков страха на когнитивном уровне. Рисуночную методику «Чего я боюсь?» А.И. Захарова.

Методика «Группировка и ранжирование детских страхов» была нами взята по следующим причинам. Мы считаем, что данный тест охватывает достаточно большое количество страхов, методика валидна, надежна и позволяет педагогу выявить нарушения в когнитивной сфере, так как игровая ситуация способствует устранению речевых барьеров общения, мешающих детям быть более открытыми и предполагает анализ ребенком своих страхов по степени интенсивности переживания.

Результаты собственного диагностирования на пилотажном этапе исследования показали, что большое количество картинок (42 картинки) далеко не всегда помещается в «страшную башню». Методика показалась нам несколько громоздкой. Поэтому картинки были заменены на фишки, которые ребенку предлагалось разложить в две коробочки. Их количество мы сократили до 30, в соответствии с опросником А.И. Захарова. В большую коробочку ребенок должен был положить самые страшные и ужасные страхи (фишки), в маленькую - не самые страшные для ребенка страхи. Если ребенок говорил, что предмет, явление вообще не страшные, то соответствующие страхам фишки в коробочки не складывал.

В приложении приведена модифицированная нами методика «Группировка и ранжирование страхов», названная нами «Две коробочки».

Для определения уровня выраженности признаков страха в когнитивной сфере у детей дошкольного возраста мы воспользовались трехбалльной шкалой:

1 балл - ребенок не концентрируется на внутренних ощущениях, свидетельствующих о страхе, стимулах, свидетельствующих о приближении опасного события или его осуществлении. Внимание ребенка останавливается не более чем на 30 % объектов и ситуаций, отнесенных им к группе эмоционально-травмирующих стимулов («страшилки»). Для описания объекта, ситуации ребенок пользуется 1-2 короткими предложениями. Ребенок легко переходит от одного задания к другому.

Для ребенка не характерно искаженное понимание смысла события. Ребенок не воспринимает нейтральную информацию как опасную, не переоценивает шансы того, что случится нечто страшное, не переоценивает последствия, к которым эти страшные события могут привести. Количество страхов (фишек в коробочках) меньше возрастной нормы.

2 балл - внимание ребенка время от времени концентрируется на внутренних ощущениях, свидетельствующих о страхе, стимулах, свидетельствующих о приближении опасного события или его осуществлении. Внимание ребенка останавливается не более чем на 60 % объектов и ситуаций, отнесенных им к группе эмоционально-травмирующих стимулов («страшилки»). Ребенок для описания ситуации, объекта пользуется 3-4 предложениями. Выполняя указания, просьбы взрослого, достаточно легко переходит от одного задания к другому.

Ребенок достаточно редко воспринимает нейтральную информацию как опасную, достаточно редко переоценивает шансы того, что случится нечто страшное, последствия, к которым эти страшные события могут привести.

Для ребенка характерно в целом адекватное для его возраста понимание смысла событий и верная интерпретация происходящего. Количество страхов соответствует возрасту.

3 балла - внимание ребенка постоянно концентрируется на внутренних ощущениях, стимулах, свидетельствующих о приближении опасного события или его осуществлении. Внимание ребенка останавливается более чем на 60 % объектов и ситуаций, отнесенных им в группе эмоционально-травмирующих стимулов. Для описания ситуации, объекта пользуется 5 и более предложениями. Необходимы некоторые усилия со стороны взрослого, чтобы отвлечь ребенка от одного задания и перейти другому.

Для ребенка характерно искаженное понимание смысла событий. Ребенок часто воспринимает нейтральную информацию как опасную, переоценивает шансы того, что случится нечто страшное, переоценивает последствия, к которым эти страшные события могут привести. Количество страхов (фишек в коробочках) больше возрастной нормы.

На основании качественного и количественного анализа ответов детей, оценивающихся в диапазоне от 1 до 3 баллов, а также исходя из выделенных нами трех уровней выраженности признаков страха на когнитивном уровне, мы поделили всех детей на три группы, относящиеся к низкому, среднему и высокому уровню выраженности признаков страха у детей.

Отнесение выделенных нами групп детей к соответствующим уровням мы соотнесли с результатами наблюдения за детьми в образовательном процессе ДОУ, оценками воспитателей, все это совпало с результатами нашего деления.

Дети со страхами не всегда волнуются чаще других, но, по мнению психологов, беспокоятся более интенсивно (4, с. 213). При обследовании детей необходимо учитывать и этот факт.

Для диагностики эмоционального компонента страха исследователи предлагают использовать метод наблюдения, направленный на изучение таких эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, эмоциональная подвижность, речевые и невербальные средства выражения эмоций в ситуациях, которые вызывают тревожное эмоциональное состояние и страхи ребенка (7, с.40-41). Используются методики, направленные на изучение умения спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

На наш взгляд наблюдение, проводимое в пассивной форме, в естественных для дошкольников ситуациях позволит выявить уровень выраженности признаков страха в физиологической сфере. В рамках нашего исследования с учетом стоящих перед нами задач исследования были подобраны наиболее типичные, по мнению педагогов и психологов, психотравмирующие для ребенка ситуации: на занятиях, в общении с педагогами, сверстниками в процессе игры, родителями, сказочными персонажами и медицинскими специалистами (В.А. Петченко, Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, Сакс, Леви, Е.В. Устинова).

Для определения уровня выраженности признаков страха в физиологической сфере нами были взяты показатели, предложенные А.И. Белоусовым. Страх фиксировался по внешним признакам - мимике,

пантомимике, тремору, скованности, вазомоторным реакциям и вегетативным изменениям (увеличению частоты сердечных сокращений и частоты дыхания). По мнению А.И. Белоусова, педагог почти всегда сможет наблюдать и замерить эти проявления (1, с. 109).

С целью выявления уровня страха в физиологической сфере и облегчения обработки результатов мы применили следующие критерии оценивания внешнего проявления страха по каждому показателю (внешнему признаку страха).

Так, например, нами оценивались признаки, проявляющиеся в мимике и пантомимике:

1 балл - ребенок абсолютно спокоен, на лице мимика уверенности.

2 балла - ребенок заметно взволнован, брови приподняты, губы и зубы сжаты, уголки губ несколько опущены. Возможно небольшое нарушение симметрии мимики.

3 балла - ребенок сильно взволнован. У него сжаты зубы, на щеках ходят желваки, рот либо неестественно открыт, либо появляется оскал зубов, губы могут быть вытянуты вперед.

Тремор оценивался нами по следующим признакам:

1 балл - дрожание рук отсутствует.

2 балла - возможно появление тремора рук, но ребенок пытается его скрыть.

3 балла - ребенок уже не скрывает тремора рук. Может появиться тремор лица, ног, всего тела.

Признаки скованности у ребенка оценивались следующим образом:

1 балл - движения ребенка плавные, скоординированные.

2 балл - движения ребенка заметно напряжены, плечи слегка подняты, в совершении отдельных движений участвуют мышцы почти всего тела, наблюдается генерализованный рефлекс.

3 балла - заметна значительная скованность, все движения становятся резкими, а манипуляции сопровождаются усилиями почти всего тела. Ребенок очень скован, движения явно раскоординированы.

Вазомоторные признаки оценивались следующим образом:

1 балл - сохраняется обычная окраска лица.

2 балла - заметно покраснение или побледнение лица.

3 балла - лицо ребенка покрывается пятнами, вслед за лицом покраснеть может и шея.

Вегетативные признаки:

1 балл - дыхание ребенка ровное спокойное, возможно несколько учащенное, но ритмичное дыхание. Частота сердечных сокращений увеличивается не более чем на 12 уд/мин.

2 балла - дыхание неровное, неритмичное, Частота сердечных сокращений увеличивается на 24 уд/мин.

3 балла - резкое учащение дыхания с сокращением фазы выдоха. Ожжет наблюдаться «перехватывание» дыхания, состояние удушья. Частота сердечных сокращений удваивается.

Взрослый фиксирует внешние проявления чувства страха в протоколе. Каждому внешнему проявлению чувства страха соответствует определённый балл. Баллы суммируются, по сумме баллов определяется уровень выраженности признаков страха в физиологической сфере (табл.1).

Таблица 1

Обработка результатов Внешнее проявление страха по каждому признаку оценивается от 1 до 3 баллов,

выводится среднее

Уровень выраженности признаков страха в физиологической сфере Баллы

Высокий уровень от 2,6 до 3 баллов

Средний уровень от 2 до 2,5 баллов

Низкий уровень от 1 до 1,9 баллов

На основании качественного и количественного анализа изменений, происходящих в физиологической сфере, их оценки в диапазоне от 1 до 3 баллов, а также исходя из выделенных нами трех уровней выраженности признаков страха, мы разделили всех детей на три группы, относящиеся к

низкому, среднему и высокому уровню выраженности признаков страх в физиологической сфере.

Для диагностики поведенческого компонента используют метод наблюдения за поведением детей в процессе общения с взрослыми и сверстниками, фиксируя характер контакта с взрослыми и детьми в процессе обследования, игры, на занятиях, и в ходе режимных моментов (7, с. 40-41).

Методика «Структурный анализ детских страхов» также предполагает качественный анализ детских страхов ребенка по такому критерию, как возможные способы поведения ребенка в ситуации переживания страха (7, с.54-55).

Методика «Поделили игрушки» направлена на исследование умения детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим.

На наш взгляд, из трех изученных методик, диагностирующих поведенческих компонент выраженности признаков страха, наиболее близким к цели нашего исследования является метод наблюдения. С помощью наблюдения можно выявить предпочитаемые способы поведения в ситуации переживания страха, способность к действию и установлению межличностного взаимодействия в психотравмирующей ситуации. То есть то, что установлено нами в качестве основных показателей страха на поведенческом уровне.

С целью выявления уровня страха в поведенческой сфере и облегчения обработки результатов мы применили следующие критерии оценивания:

1 балл - ребенок способен к действию, деятельности установлению межличностного взаимодействия в психотравмирующей ситуации. Наблюдается стремление достичь заданного результата вопреки воздействию объектов и ситуаций, способных вызвать страх.

2 балла - ребенок из-за возникшего страха не всегда способен к действию, к межличностному взаимодействию. Выходит из сложной для него ситуации, вызывающей страх, при частичной поддержке со стороны педагога.

3 балла - ребенку из-за возникшего страза необходима полная поддержка педагога, либо ребенок полностью отказывается преодолевать возникшие трудности.

Так, в процессе анализа и апробации методик, направленных на выявление выраженности признаков страха в когнитивной, физиологической и поведенческой сфере на пилотажном этапе эксперимента нами был разработан диагностический комплекс, включающий переработанные и адаптированные с учетом особенностей дошкольного возраста следующие методики:

1. Проективная методика «Две коробочки», разработанная на основе методики «Группировка и ранжирование детских страхов».

2. Метод наблюдения в пассивной форме в естественных для дошкольников ситуациях: на занятиях, в общении со сверстниками, родителями и педагогами и медицинскими специалистами. Протокол наблюдения представлен в Приложении. 3. Рисуночная методика «Чего я боюсь?» А.И. Захарова.

4. «Детский тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Мен);

Данный комплекс методик позволяет целостно оценить состояние когнитивного, физиологического и поведенческого компонентов, и установить уровни выраженности признаков страха у детей дошкольного возврата. Применение уровневой дифференциации повышает качество и точность диагностики. Представленный комплекс методик использовался в ходе проведения опытно-экспериментальной работы.

Библиографический список

1. Белоусов, А.И. Педагогические средства преодоления чувства страха у младших школьников в процессе занятий физической культурой [Текст]: диссерт ... канд. пед. наук / А.И. Белоусов. - Екатеринбург, 1998. - С. 57-69.

2. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р.Р. Калинина. - М.: - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.

3. Мотков, О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие [Текст] / О.И. Мотков. - Самара, ИД «Бахрах - М», 2008. - С. 59-91.

4. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка [Текст] / Э. Мэш, Д. Вольф. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003 - С. 210-211.

5. Ремшмидт, Х. Детская и подростковая психиатрия [Текст] / Х. Ремшмидт. - М.: Изд. ЭКСМО - Пресс, 2001. - С. 288.

6. Ромек, В.Г. Поведенческая терапия страхов [Текст] / В.Г. Ромек // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2002. - № 1. - С. 1-3 Режим доступа: http://www.openweb.ru/romek.

7. Устинова, Е. В. Детский церебральный паралич: Психологическая помощь дошкольникам [Текст] / Е.В. Устинова. - М.: Издательство «Книголюб», 2007. - 120 с.

8. Хухлаева, О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье.

Как сохранить психологическое здоровье дошкольника [Текст] / О.В. Хухлаева, О.Е.

Хухлаев, И.М. Первушина. - М. Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 7-167.

Bibliography

1. Belousov, А.1. Pedagogical Means of Fighting Fear in Junior Schoolchildren During Physical Training [Text]: Diss. ... Cand. of Ped. / А.1. Belousov. -Yekaterinburg, 1998. - P. 57-69.

2. Kalinina, R.R. Psychological-and-Pedagogical Diagnostics in Kindergarten [Text] / R.R. Kalinina. - М.: SPb.: Speech, 2003. - 144 p.

3. Khukhlaeva, О.У., Khukhlaev, О.Е., Pervushina, 1.М. Small Games in Great Success. How To Keep Pre-School Children’s Psychological Health [Text] / О.У. Khukhlaeva, О.Е. Khukhlaev, 1.М. Pervushina. - М.: April - Press, Eksmo-Press Publishing House, 2001. - P. 7-167.

4. Mash, E. Children’s Pathopsychology. Children’s Mind Disorder [Text] / E. Mash, D.Wolf. - SPb.: Prime-EVROZNAK, 2003. - P. 210-211.

5. Motkov, О.1. Personality and Mind. Essence, Structure and Development [Text] / О.1. Motkov. - Samara: Publishing House «Bakhrakh- М», 2008. - P. 59-91.

6. Remschmidt, Kh. Children and Adolescent Psychiatry [Text] / Kh. Remschmidt. - М.: Eksmo-Press Publishing House, 2001. - P. 288.

7. Romek, V.G. Behavioral Therapy of Fears [Electronic Resource] / V.G. Ромек // Journal of Practical Psychology and Psychoanalysis. - 2002. - № 1. - P. 1-3. - Access Mode: http://www.openweb.ru/romek.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ustinova, Е.У. Infantile Cerebral Paralysis: Psychological Help for Pre-School Children [Text] / Е.У. Ustinova. - М.: «Bibliophile» Publishing House, 2007. - 120 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.