Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ: СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ: СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
598
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ С УЧЁТОМ ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Земляк Анастасия Михайловна, Айсувакова Татьяна Петровна, Сорокопуд Юнна Валерьевна

В данной статье раскрывается важность физического и психического здоровья личности в пожилом возрасте. Данные показатели невозможно достичь, если пожилые люди испытывают одиночество. В статье дан анализ данной проблемы и пути её решения. В статье показано, что одиночество представляет собой психическую ситуацию человека, которая отражает переживание человека по поводу невозможности удовлетворить желание получить адекватный ответ в процессе восприятия собственной личности со стороны окружающих, принятие и признание окружающими индивидуальных особенностей. В статье показаны подходы работы с пожилыми людьми как особой социальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LONELINESS IN OLD AGE: PSYCHOLOGICAL SOLUTIONS

This article reveals the importance of physical, mental and moral health of the individual in old age. These indicators cannot be achieved if older people experience loneliness. The article analyzes this problem and the ways to solve it. The article shows that loneliness is a mental situation of a person, which reflects a person's experience about the inability to satisfy the desire to receive an adequate response in the process of perceiving his own personality from others, acceptance and recognition of individual characteristics by others. The article shows the approaches of working with the elderly as a special social group.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ: СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

Психология

УДК 159.9

студент Земляк Анастасия Михайловна

АНОВО «Московский международный университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Айсувакова Татьяна Петровна АНОВО «Московский международный университет» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и культуры здоровья Сорокопуд Юнна Валерьевна

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва), профессор кафедры педагогики и психологии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ: СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В данной статье раскрывается важность физического и психического здоровья личности в пожилом возрасте. Данные показатели невозможно достичь, если пожилые люди испытывают одиночество. В статье дан анализ данной проблемы и пути её решения. В статье показано, что одиночество представляет собой психическую ситуацию человека, которая отражает переживание человека по поводу невозможности удовлетворить желание получить адекватный ответ в процессе восприятия собственной личности со стороны окружающих, принятие и признание окружающими индивидуальных особенностей. В статье показаны подходы работы с пожилыми людьми как особой социальной группы.

Ключевые слова: одиночество; специфика личности пожилого возраста; организация консультативной помощи пожилым людям с учётом их личностных особенностей.

Annotation. This article reveals the importance of physical, mental and moral health of the individual in old age. These indicators cannot be achieved if older people experience loneliness. The article analyzes this problem and the ways to solve it. The article shows that loneliness is a mental situation of a person, which reflects a person's experience about the inability to satisfy the desire to receive an adequate response in the process of perceiving his own personality from others, acceptance and recognition of individual characteristics by others. The article shows the approaches of working with the elderly as a special social group.

Key words: loneliness; the specifics of the elderly personality; organization of counseling for the elderly, taking into account their personal characteristics.

Введение. В настоящее время растет доля людей пожилого возраста, что обусловлено успехами здравоохранения, повышением уровня и качества жизни, составляющие специфическую социально-демографическую группу.

На сегодняшний день число одиноких пожилых людей в России составляет 7 миллионов. Согласно тому, что известно, в России насчитывается около 30 миллионов человек старше 60 лет. У 25% граждан есть пожилые родственники, которые живут одни. Эти данные были предоставлены Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) [7].

Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы, существующих публикаций и исследований по данной проблеме выявил её комплексный, многоаспектный характер.

Психологические словарь объясняет одиночество как один из психических факторов, которые влияют на состояние эмоционального и психического здоровья человека. Условия возникновения его определяют физическая или эмоциональная изоляция. В этих условиях потребность в коммуникации существенно возрастает, недовольство которой может привести к тяжелым психическим состояниям, например, тревоге, напряжении, депрессии [4, С. 23].

Первыми из психотерапевтов и психологов, которые начали разработать проблему одиночества человека, стали психоаналитики школы 3. Фрейда. Одиночество, по их мнению, является результатом того, что оно отражает такие личностные черты, как очарование, чувство величия, агрессия. Постепенно эти врожденные или приобретенные особенности психики накапливаются в комплексе «одиночества».

Если рассматривать одиночество как психологическое явление, большинство ученых обращают внимание на его различия от понятий «одиночество» и «изоляция», поскольку одиночество имеет определенную внутреннюю составляющую или связи. Сэдлер и Т. Джонс очень ярко об этом говорят: «достаточно одного глаза, чтобы обнаружить физическую изоляцию, но, чтобы распознать одиночество, нужно испытать его» [4, С. 7].

В 1938 году А. Зильбург утверждал, что уединённость возникает, когда индивид нуждается в общении с конкретным человеком. А одиночество - это другое, оно имеет постоянный характер и является равносторонним чувством [1].

Хотелось бы отметить, что чувство одиночество - это то, что постоянно или временно пребывает в тяжёлом переживании, состоянии нехватки, изоляции и/или упадке, вызванное настоящим неудовлетворительным желанием отдавать часть энергии другому живому существу. Говоря другими словами, даже находясь в компании друзей, в кругу семьи, в рабочем коллективе, человек может испытывать себя одиноким.

Чаще всего в других поздних публикациях о одиночестве приводится статья Фриды Фромм-Рейхман «Одиночество», в которой в клиническом исследовании психических болезней дается один из первых представлений о одиночестве. Автор считает одиночество крайним состоянием, полагает, что оно разрушительно, приводит к развитию психических состояний, делает человека эмоционально подавленным и обессиленным.

К сожалению, иногда одиночество полностью деморализует человека, что может привести к психическим отклонениям. Большое значение в формировании одиночества у всеядных недоношенных матерей имеет всеядность.

Карл Голдберга в своих трудах исходит от того, что основные элементы нашего времени - это желание заботиться о другом. Он считает, что одиночество - это изменение восприятия времени, неудовлетворение потребности в уходе за временем.

Примечания «... одиночество - это, по-своему, отказ от настоящего момента, его возможностей и требований. Потеря этого настоящего приводит к измененному видению времени: ощущение, что настоящее застыло, бесконечно и не имеет будущего. Это измененное восприятие времени ослабляет навыки межличностного общения субъекта, что еще больше усугубляет чувство одиночества» [4, С. 44].

Одиночество можно рассматривать под разным углом, например, чувством, процессом, отношением или потребностью. Потому что ощущение одиночества является следствием опыта человека в отличие от других людей, это порождает определенный психологический барьер в коммуникации. Одиночество, как процесс, является постепенной потерей человека способности восприятия и реализации норм, принципов и ценностей, существующих в обществе в определенных

жизненных условиях. Одиночество в качестве зависимости - неспособность понимать мир как свою ценность, человек не входит в окружающую социальную среду. Одиночество в качестве жизненной позиции является осознанным желанием поддерживать тесные отношения с окружающими. Одиночество проявляется в нарушении гармонии желаемого качества и достижения социального контакта.

Поэтому одиночество представляет собой психическую ситуацию человека, которая отражает переживание своей деятельности, субъективное неспособности или желание получить адекватный ответ, принятие и признание окружающим.

Многие авторы выделяют причины одиночества у пожилых людей:

- смерть близких,

- завершение профессиональной деятельности,

- в просторечии индивидуальные черты личности,

- состояние здоровья и т.д.

Все это негативно влияет на человека, ухудшает его психическое и физическое состояние.

Кроме того, с возрастом у пожилых людей происходят изменения в интеллектуальной сфере, когда появляются трудности в приобретении новых знаний; а также в эмоциональной сфере, когда появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций, перепадам настроения, возникновением чувства страха, тревоги и т.д.

В период пандемии состояние одиночества у пожилых людей усилилось. Правительством в этот период была предложена различная социальная поддержка. Это важно, но этого недостаточно, поскольку пожилым людям необходима и психологическая помощь, им необходимо общение.

Все вышесказанное требует выработки особых подходов, форм и методов социально-психологической работы с пожилыми людьми.

В психологической теории и практике описаны различные способы для решения проблемы одиночества у пожилых людей (развлекательная терапия, арт-терапия, библиотерапия, общеукрепляющая трудотерапия и др.).

Для устранения деформаций картины жизни разработаны методы психокоррекции, получившие название «биографический тренинг». Человека учат делать биографическую открытость, воспринимать значимость прошлых событий, переносить в актуальную и продуктивную сферу его личности фрагменты психического будущего, а также создавать новые мотивы для активной жизни [1, С. 38].

На основании изученных методов, форм и средств, которые активно используются в работе с пожилыми людьми для снижения чувства тревоги и одиночества, мы разработали проект «Луч света в тёмном одиночестве».

Цель проекта: социально-психологическая помощь.

Задачи проекта:

1) Расширение социально-психологического опыта в общении одиноких пожилых людей.

2) Совершенствование навыков проявления эмоций социально приемлемыми способами.

Любая работа с пожилым человеком будет проводиться только с согласия самого пожилого человека, все будет сохраняться в строгой конфиденциальности.

Весь проект разделён на три основных направления.

1 направление «Телефон доверия для одиноких пожилых».

Позвонившим на горячую линию, будет предложена психологическая помощь. Если человек согласен, будет проведено консультирование. Другими словами, это специальная горячая линия для пожилых людей.

Специалист должен быть знаком с теоретическими основами геронтологии, владеть знаниями психологии людей разного возраста с целью правильного общения и понимания проблемы обратившегося по телефону.

Основные принципы консультирования, основанные на мониторинге качества обслуживания:

- Принцип активности. Основное внимание уделяется позитивным качествам и навыкам пожилых людей, а не только их инвалидам и формам дискриминации по признаку возраста;

- Принцип адаптации. Полагаться на способность пожилых людей самостоятельно справляться с трудностями и позволять им это делать;

- Принцип независимости. Удовлетворять потребности пожилых людей, чтобы они могли контролировать свою жизнь.

Важно понимать, в каких случаях жалоба является истинной, а в каких - это потребность в общении, когда необходимо просто выслушать пожилого человека, тем самым оказав ему психологическую помощь.

Основными целями в этом направлении являются:

- улучшение общего фона настроения;

- укрепление уверенности в себе;

- создайте позитивный образ старости как времени счастья, развития, внутреннего мира;

- помогите осознать свое новое жизненное состояние, понять смысл своей новой жизни;

- раскрытие концепции и формирование навыков удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте;

- помогает освоить новые социальные роли, новые статусы (на момент выхода на пенсию).

В работе с данной группой может быть два подхода:

- в работе с «новичками» будет использована психологическая консультация (психологическая помощь в виде беседы со специалистом, психологом с человеком, в сложной жизненной ситуации, который хочет найти пути для решения возникших ранее проблем, нормализовать свое эмоциональное состояние и улучшить качество жизни;

- с согласия обратившегося будет создана групповая терапия (пожилой человек - психолог - другой пожилой человек). В данном случае пожилые люди будут общаться, а психолог будет слушать и выступать в роли «эксперта», делая пометки для сессий. При этом соблюдается принцип конфиденциальности).

2 направление«Разговор по душам».

В данном случае, пожилой человек, обращаясь по телефону, сразу указывает, что ему не нужна консультация психолога, что он хочет пообщаться с другими. Ему будет предложен выбор, с кем он хочет поговорить (пол, возраст, город, тема). Оператор будет соединять пожилого человека с другим пожилым человеком, и они будут общаться какой-то промежуток времени.

Если в дальнейшем пожилому понравиться собеседник, то он может ещё раз обраться на горячую линию и попросить вновь разговор с тем пожилым, указав возраст, имя, город.

В этом направлении решаются задачи по налаживанию коммуникативных навыков между одинокими людьми, предоставлению им возможности выговориться [9].

Главной задачей этого направления является удовлетворение «потребности в общении», которая состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке [5, С. 13].

3 направление«Схожесть интересов».

В данном направлении предлагается особый вид групповой или индивидуальной психологической работы, который фокусируется, прежде всего, на поиске подлинности и открытости в межличностных взаимоотношениях.

Пожилым людям будет предложено помещение с комфортными условиями, где будут использованы различные средства для творчества (карандаши, краски, гуашь, бумага; спицы, крючки, пряжа и пр.) и арт-терапии; книги, музыка в рамках использования средств библиотерапии, музыкотерапии, танцевальной терапии и т.д.

В «кафе» будет предложено угощение, где пожилые люди будут проводить своё время, общаться, знакомиться друг с другом. При этом, могут присутствовать психологи с целью дальнейшей индивидуальной или групповой работы (по необходимости).

Существует много методов арт-терапии, каждому пожилому человеку можно выбирать именно то, что ему ближе, или попытаться что-нибудь новое, что просто не хватило времени. Главное, чтобы действия, представляющие собой средство самовыражения, приносили удовольствия и удовлетворения.

Каждый вид арт-терапии [2] имеет свои преимущества и оказывает свой терапевтический эффект. Например, рисование является хорошим помощником в борьбе с нервозностью, развивает мелкую моторику, помогает в самовыражении; вязание, вышивание улучшает работу мозга; упражнения вокального типа улучшают настрой, положительно сказываются на работе дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы; танец помогает поддерживать дыхание, повысить настроение, повысить концентрацию, повысить концентрацию вниманий.

Заниматься творческой деятельностью по несколько часов в неделю - отличный вариант проявить себя, продлить жизнь, сделать ее яркой и интересной.

Мы считаем, что данный проект необходим, поскольку одиночество, возможно, возникает из-за отсутствия коммуникации и отсутствия долгосрочных контактов со своими сородичами, а нарушение мотивации общения одиноких пожилых людей может обнаруживаться в эмоциональном нарушении, замкнутостью, апатией, озлобленности, стремлении к одиночеству.

Выводы. Потребность в общении является одной из актуальных, особенно в современной ситуации, поэтому организация виртуального или личного взаимодействия поможет преодолеть чувство одиночества пожилым людям, а также повысить качество их жизни.

Так же хотелось бы отметить, что для успешного решения данной проблемы - организации консультативной помощи личности, которая находится на пожилом возрастном периоде своего развития, необходимо, что бы психолог обладал социально-коммуникативной компетентностью [8], которая включает навыки организации консультативной работы с лицами разных возрастных периодов развития (в данном случае - с лицами старшего возраста).

Основы данной компетентности закладываются в процессе профессиональной подготовки будущих практических психологов в условиях вуза [3], а затем, при прохождении специализированных курсов повышения квалификации.

Литература:

1. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. - 3-е изд. - Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. - 515 с.

2. Ахмедова Э.М. Формирование картины межнационального мироустройства у ребенка в условиях арт-педагогического кабинета // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - № T. 1. - С. 370-371.

3. Ерина И.А., Позднякова И.Р., Сорокопуд Ю.В. Современные тенденции развития системы образования Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 313-315.

4. Корчагина, С.Г. Психология одиночества: учебное пособие / С.Г. Корчагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 228 с.

5. Криволапова, Е.Р., Позднякова И.Р. Доступность и качество высшего образования для инвалидов / Е.Р. Криволапова, И.Р. Позднякова // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 4. - С. 29-30.

6. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

7. НАФИ: Национальное агентство финансовых исследований [сайт]. - 2021. - URL: https://nafi.ru (дата обращения 19.03.2022).

8. Шумилова, Е.А. Теоретические аспекты социально-коммуникативной компетентности в высшем профессионально-педагогическом образовании / Е.А. Шумилова. - Челябинск, 2007.

9. Ярычев Н.У. Стереотип пожилого человека как элемент влияния на взаимодействие поколений // Нана. - 2006. -№ 7. - С. 18-22.

Психология

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Самсонова Наталья Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Данная работа содержит в себе описание особенностей психологического сопровождения родителей детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Посредством теоретического анализа были выделены основные особенности личности и системы отношений с ребенком у таких родителей, определены основные направления первичной консультации и психокоррекции. Также в статье описывается работа психолого-педагогического сопровождения педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Ключевые слова: дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, типология личности, эмоциональное выгорание, психолого-педагогическое сопровождение.

An^Mion. This work contains a description of the features of psychological support for parents of children with severe and multiple developmental disorders. Through theoretical analysis, the main features of the personality and the system of relations with the child of such parents were identified, the main directions of primary consultation and psychocorrection were determined. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.