Научная статья на тему 'Проблема общества и личности в узбекской публицистике'

Проблема общества и личности в узбекской публицистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
285
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AUTHOR'S CONCEPTION / ПУБЛИЦИСТИКА / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВА / КОНЦЕПЦИЯ АВТОРА / NARRATIVE SOCIAL AND POLITICAL ESSAYS / PERSONALITY / SOCIETY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курбанова Саида Бекчановна

В статье вопросы концепции личности и общества в художественной публицистике раскрыты на примере художественной публицистики выдающих писателей Уткура Хашимова и Хуршида Дустмухаммеда. В публицистике У. Хашимова отношения общества и личности опираются на духовнонравственные принципы. В публицистике Х. Дустмухаммеда концепция личности вытекает из сравнительного анализа всеобщих социальных, нравственных и литературных критерий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Society and Personality Problem in the Uzbek Publicism

The article reveals the questions of personality and society in narrative social and political essays in terms of the works by the prominent writers Utkur Khashimov and Khurshid Dustmukhammed. In U. Khashimov`s social and political essays society and personality relations are based on spiritual-and-moral principles. In Kh. Dustmukhammed`s social and political essays personality conception follows from the comparative analysis of the common social, moral and literary criteria.

Текст научной работы на тему «Проблема общества и личности в узбекской публицистике»

УДК 821. 512. 133: 17. 021. 2 ББК 87.717: 83.3 Уз

Курбанова Саида Бекчановна

соискатель

институт Языка и литературы имени Алишера Наваи Академии наук

Республики Узбекистан г. Ташкент Kurbanova Saida Bekchanovna Applicant for a Degree Institute of Language and Literature named after Alisher Navai of the Academy of

Sciences of Uzbekistan Republic Tashkent

Проблема общества и личности в узбекской публицистике Society and Personality Problem in the Uzbek Publicism

В статье вопросы концепции личности и общества в художественной публицистике раскрыты на примере художественной публицистики выдающих писателей Уткура Хашимова и Хуршида Дустмухаммеда. В публицистике У. Хашимова. отношения общества и личности опираются на духовно- нравственные принципы. В публицистике Х. Дустмухаммеда концепция личности вытекает из сравнительного анализа всеобщих социальных, нравственных и литературных критерий.

The article reveals the questions of personality and society in narrative social and political essays in terms of the works by the prominent writers Utkur Khashimov and Khurshid Dustmukhammed. In U. Khashimov's social and political essays society and personality relations are based on spiritual-and-moral principles. In Kh. Dustmukhammed's social and political essays personality conception follows from the comparative analysis of the common social, moral and literary criteria.

Ключевые слова: публицистика, личность, общества, концепция автора.

Key words: narrative social and political essays, personality, society, author’s conception.

Концепция личности в художественной публицистике выражается в совокупности взглядов автора и общественных идеалов. Общественная, национальная, духовная, эстетическая позиция писателя в отношении личности и общества, то есть гуманизм автора определяется именно концепцией личности в публицистическом произведении.

Основным направлением художественной публицистики считается изучение проблемы личности и общества на основе духовно-нравственного направления. Писатели-публицисты в своих произведениях, отражая психологию общества, высокую духовность современников в гармонии с чувственным и логическим осмыслением личности выполняют задачи перед обществом.

В творчестве Уткура Хашимова. концепция человека и мира в основном основывается на духовно-нравственном критерии. Это можно проследить в его художественной публицистике, посвященной трактовке взаимоотношений личности и общества.

Писателя в основном интересуют проблемы интеллигентной личности, ее социального статуса, функции и обязанности. Основная причина этого состоит в том, что интеллигенция ответственна за духовно-нравственную атмосферу в обществе. С этой точки зрения особое значение имеют статьи публициста «Чистая тетрадь души», «Нарушившие священную клятву» в которых подняты вопросы о личности учителя и врача, их социальной ответственности и достоинстве. По мнению литератора, обе профессии являются благородными и щедрыми. Следовательно, общественный авторитет обладателей этих профессий должен быть высокий. Однако чем же можно объяснить упадок их авторитета среди людей в последнее время? Как отмечает публицист, существует ряд объективных причин, приведших к этой ситуации. В частности, Уткур Хашимов в статье «Чистая тетрадь души» на основе реальных жизненных событий показывает внутренний мир личности учителя, его неизменную роль в обществе и его могущественную силу в формировании подрастающего поколения, а также останавливается на причинах понижения изо дня в день статуса этой профессии.

Писатель в целях полного олицетворения облика «учителя» в глазах читателя обращается к своим детским воспоминаниям, душевным переживаниям, зарытым в глубине мышления. В статье через жизненные факты образно излагается личность учителя, его человеческий облик и жизнь: «Несомненно, каждая профессия у нас почетна. У каждой профессии своя философия. Философия профессии педагога намного сложнее. Право впечатывать такое слово как «человечность» в чистую тетрадь души маленького ребенка предоставлено только учителю» [2. с. 98]

Действительно, душа ребенка, переступившего впервые порог школы такая же чистая как белый лист бумаги, сознание же еще абсолютно не осведомлено жизненными знаниями. Такая великая личность как учитель большим

кропотливым трудом даёт знания своим ученикам, учит их писать, читать, видеть мир, отличать хорошее от плохого, отвечать добром на добро.

Писатель в своей статье не ограничивается примерами из жизни и повествованиями, а наоборот, всесторонне анализирует объективные и субъективные причины понижения статуса учителя в обществе, жизнь городских и сельских учителей, культуру их поведения: «Имеется еще одна проблема, связанная с самим учителем и подрывающая его авторитет среди других. К большому сожалению, среди педагогов есть такие, которые оценивают не знания ребенка, а занимаемое положение родителей» [2. с.94]

Видно, что публицист глубоко изучает эту проблему и находит причины разочарования ученика в учителе. В частности, размышляя о личности учителя, он признает естественную тягу человека к лучшей жизни. Однако скажем, а если учитель будет оценивать ученика не по знаниям, а по положению родителя и таким образом удовлетворяет свою тягу к лучшей жизни? Учитель данным неприемлемым будет сеять несправедливость в сердцах детей, а это в конечном счете может стать причиной трагедии многих. Значит, немаловажное значение понижения статуса учителя в обществе имеют и субъективные причины. Известно, что эти причины неразрывно связаны с духовно-нравственным поведением личности. По мнению писателя даже в самых тяжелых условиях учитель должен выполнять свои обязанности добросовестно и искренне. А остальные не соответствуют благородному званию педагога.

Уткур Хашимов в своей статье «Нарушившие священную клятву» описывает события, схожие с предыдущим. Писатель признаётся, что много врачей, преданных своему делу. Среди таких автор перечисляет имена, как выдающих -ся академиков, так и простых фельдшеров. Это такие люди, которые к своей работе относятся ни как к источнику материального благосостояния, а с высокими благородными критериями. Но безалаберность, жадность и равнодушие некоторых врачей заставили писателя взяться за перо. По вине таких вот врачей, ребенок ослеп на один глаз. Вот что пишет мать этого ребенка: «Я плача пишу это письмо у изголовья моего сына. Очень жаль, что я не знаю ни фами-

лии, ни имен этих врачей, по вине которых мой сын остался калекой на всю жизнь. Знаю только одно: у них нет чувства сострадания и человеколюбия...» [2. с.139] Отношение писателя к таким врачам похоже на его отношение к учителям такой же категории. По мнению писателя, врач не достоин своего звания, если мысли его заняты другим, помимо защиты жизни и здоровья пациента. Кем же можно назвать врача, который думает, как воспользоваться тяжелым состоянием больного?

Если в современной узбекской художественной публицистике приоритетным является анализ проблемы с помощью логического чувствительного мышления, то в публицистике Уткура Хашимова приоритет отдается элементам аналитического анализа. В художественной публицистике писателя применяются методы покоя, восточной простоты, красноречия. Все проблемы, исследуемые в статьях, неразрывно связаны с человеком и его жизнью. Размышляя о каждой проблеме, писатель на примере маленьких проблем приходит к обобщенным целостным заключением и выражает свои заключения в образных суждениях.

В публицистике Хуршида Дустмухаммеда концепция личности трактуется через великие ракурсы, такие как религия, философия и литература. Свойственные писателю способы трактовки, такие как мышление и дача заключения не ограничиваются величественностью или малозначительностью, повседневностью или универсальностью, всеобщностью событий, происходящих в реальной действительности. Он пытается из любого жизненного, социального, философского, литературного фактов сделать гуманистические выводы и во многих случаях он в какой-то мере достигает этого. Известно, что одной из коренных проблем философии и художественной литературы является поиск ответов на вопросы «Кто такой человек?», «В чем смысл жизни человека?», «Как должен жить человек, чтобы соответствовать своей сущности?».

В маленьких эпических произведениях, таких как «Дом на краю двора», «Пропущенная молитва», а также в художественно-философском романе «Базар» указанные всеобщие проблемы истолкованы на высоком уровне с помо-

щью различных художественных сюжетов, образов, философских бесед, мифологических примеров. Свойственная писателю концепция личности четко определяет художественную и социальную значимость его произведения. Такое же вывод можно сделать и в отношении художественной публицистике Хуршида Дустмухаммеда.

В публицистике Хуршида. Дустмухаммеда мы часто встречаем произведения, посвященные проблемам человеческой сущности и философским отношениям. Например, в статье писателя, посвященной впечатлениям по поездке в Америку под названием «Свобода и безопасность: желанием равновесия» говорится о нравственном и моральном уровне журналиста. Он ищет ответа на вопрос: Какой должна быть личность национального журналиста в сравнении с мировой журналистикой? «А что у нас в Узбекистане? А наши журналисты интеллекты? Насколько правильно требовать от журналистики чрезвычайную интеллектуальность. Если мы желаем предотвратить современные проблемы в СМИ в кратчайшие сроки, нам придется серьезно подумать над ответами на подобные вопросы» [1. с. 84]

Действительно, в настоящее время когда СМИ выступают в качестве четвертой ветви власти не может быть и речи о возвышении духовности общества, если не будут разрешены актуальные проблемы, связанные с личностью и этикой журналиста, а также его способностью мыслить. Наряду с важными факторами формирования личности журналиста, такими как приверженность национальным ценностям, способность освоения образа восточного мышления нельзя без должного внимания относиться и к проблемам, связанным с цивилизацией народов мира, личностью и этикой современного цивилизованного журналиста. Ибо нынешний век - век информации, а значит и век журналистики. Не сформировав полноценную личность журналиста, не разработав этику современного узбекского журналиста невозможно в настоящее время информационного бума сохранить свою самостоятельность. Здесь Хуршид Дуст-мухаммед проявляет себя не только как журналист или писатель, а как писатель-просветитель, переживающий за сегодняшний и завтрашний день своего

народа. Писатель обращает внимание читателя на проблему формирования личности журналиста как одну из значимых проблем в судьбе народа.

Маленькая заметка писателя под заголовком «Профессия» даёт представление как логическое продолжение именно этой мысли: «Человек во многих местах вынужден молчать и он нуждается в помощи других. По крайней мере, ты должен добиться того, чтобы не быть в зависимости от кого-либо в области выбранной профессии. Человек, по крайней мере, чувствуй себя хозяином своего дела» [1. с.104]

Из этих кратких изречений можно понять, что сущность человека как личности определяется тем, насколько он овладел своей профессией, которой он занимается в своей повседневной жизни. Не следует ожидать личности от человека, не владеющего в совершенстве какой-либо профессией, постоянно нуждающегося в чьей-либо помощи или поддержке, не овладевшего определенной профессией на профессиональном уровне. В действительности же, большое понятие «ЛИЧНОСТЬ» неразрывно связано с понятием «ПРОФЕССИЯ». Для истинных владельцев профессии повседневная работа превращается в образ жизни и творчества. Писатель Х. Дустмухаммед желает, чтобы каждый стремился к этому и трактует это как одно из основных условий национальной духовности.

В заметке под названием «Человек, не замечающий себя» концепция личности раскрывается при помощи образной иронии и сильного социального контраста, что свойственно публицистике Х. Дустмухаммеда. «Вошёл в один дом,-пишет писатель, - возведен трехэтажный замок, очень современный, очень богатый! На лестничной площадке, на втором и третьем этажах, на каждом шагу поставлены большие дорогие зеркала! Потолок гостевой комнаты весь в зеркалах. Я позавидовал белой завистью. Вот только хозяин этого богатого дома видел ли своё отражение в зеркале? Он узнает ли себя?» [1. с.103]

Если посмотреть на эти строки с точки зрения жизненной логики, то можно высказать правдивое несогласие по отношению к ним. Неужели есть на свете человек, который ни разу ни взглянул на себя в зеркале? Даже собираясь

на работу не найдется ни одного мужчины или ни одной женщины, которые не бросили бы взгляд на себя в зеркале. Однако мы поняли иронию и убедились в том, что дело совсем в другом. Разве мало в настоящее время таких людей, которые возводя великолепные дворцы, считая себя представителями высших слоёв общества, но не прочитавший за свою жизнь ни одного художественного произведения, забивая свой дом импортной мебелью не находили места даже для одной книги.

Писатель показывает такие плачевные состояния образно. В этих словах, по отношению к людям, тратящим драгоценные минуты жизни на повышение своего благосостояния, бессмысленное заполнение своего жилья, подобно муравьям, есть как большое сострадание, так и сильная ирония. Как может осознавать себя человек, не ведающий о том, с какой миссией он явился на свет, и у которого не хватило ума посмотреть правде в глаза, достоин ли он высокого звания Человек?

Говоря одним словом, концепция личности, свойственная творчеству Х. Дустмухаммеда, вытекает из сравнительного анализа мирового социального, духовного, культурного и литературного процессов. Глубокая укорененность духовного наследия народов Востока, в частности, узбекского народа в душу писателя нашло отражение в его заключения, касающихся концепции личности. Писатель, впитавший в себя религиозный, философский, литературный понятия и взгляды не колеблется также в процессе анализа больших задач, и обосновывает свою прочную публицистическую позицию. Созданные в гармонии публицистический, комический, драматический, трагический толкования обеспечивают яркое выражение мыслей по концепции личности в выражении.

Библиографический список

1. Дустмухаммед Х. Радости свободного волнения. -Ташкент: Издательство «Маънавият», 2000. - 112 с.

2. Хашимов У. Белая радуга. - Ташкент: Издательство «Адабиёт ва санъат», 1984. -

176 с.

Bibliography

1. Dustmukhammed, Kh. Pleasures of Free Excitement / Kh. Dustmukhammed. - Tashkent: Ma’naviyat Publishing House, 2000. - 112 p.

2. Khashimov, U. White Rainbow. - Tashkent: Adabiyot va Sa’nat Publishing House, 1984. - 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.