Научная статья на тему 'Публицистика Анара: летопись истории и морально-этические приоритеты'

Публицистика Анара: летопись истории и морально-этические приоритеты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
280
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЕСТИДЕСЯТНИКИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL-MORAL VALUES / ЭТАПЫ ИСТОРИИ / STAGES OF HISTORY / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / CIVIL POSITION / ПУБЛИЦИСТИКА / JOURNALISM / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / OBJECTIVITY / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЛОКАДА / INFORMATION BLOCKADE / REPRESENTATIVES OF THE 60-S

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мамедова Эльнара Эльхан Гызы

Статья посвящена анализу проблематики публицистического творчества выдающегося азербайджанского писателя Анара. На протяжении всего своего творчества Анар уделяет внимание как художественной литературе, так и художественно-документальным, публицистическим формам художественного самовыражения. Писатель чувствует потребность в подаче жизненного материала читателям в формах, далёких от вымысла, основанных на конкретных фактах, событиях, жизненных биографиях известных людей, выдающихся представителей нации, а также мировых знаменитостей. Основная цель предлагаемой статьи рассмотреть причины обращения писателя, известного своими художественными произведениями (рассказами, повестями, романами, пьесами и т.п.), к публицистике. Эта сторона творчества писателя мало изучена. Это один из мотивов обращения к данной теме. Систематический анализ, проведённый автором статьи в этом направлении, позволил прийти к выводу о том, что публицистика Анара представляет собой огромный, но недостаточно изученный пласт творчества писателя, который многое проясняет как в личности Анара, так и в его художественном творчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anar ’s Publiscistics: Annals of History and Moral-Ethical Priorities

The paper studies the problems of publicistic works written by the famous Azerbaijan writer Anar. In his creative activity all the forms of artistic self-expression and moral-ethical priorities have been reflected both in belles-lettres, documental and publicistic works. The writer presents the vital material in the forms far from fiction, based on concrete facts, events, and biographies of popular people, world celebrities inclusive. The main objective of the article is to consider the reasons that have challenged the author of popular fiction to apply to journalism. This side of his activity has not been studied yet. The analysis in the article led the author to make a conclusion that Anar’s publicist creativity is a wide but not completely studied field of his activity that reveals both his personality and his literary activity as well.

Текст научной работы на тему «Публицистика Анара: летопись истории и морально-этические приоритеты»

УДК 070(575.2)

ББК 76.2(2) Э.Э.МАМЕДОВА

ПУБЛИЦИСТИКА АНАРА:ЛЕТОПИСЬ ИСТОРИИ И МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Анар - один из ярких представителей поколения знаменитых шестидесятников, которые заявили о своей активной позиции с первых же шагов своего творчества. Это о них писал азербайджанский исследователь Г.Гулиев: «Активность в творческом поиске обнаруживает «младшее поколение» прозаиков, пришедших в литературу в 60-е годы» (11, 83). Творческий дебют Анара, как и других писателей этого поколения, состоялся в то время, когда литература всех народов бывшего Союза была всего лишь одной из составляющих общего литературного пространства страны. Но это нисколько не помешало талантливому писателю вписаться в когорту известных прозаиков своего времени, завоевавших признание не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами. Сегодня Анар - автор около ста книг самых разных жанров, опубликованных не только в Азербайджане, но и во многих зарубежных странах в переводе на более чем 30 языков мира.

Здесь хочется привести слова известного российского критика, литературоведа, писателя, публициста Л.Лавровой, которые в ёмкой форме выражают отношение к Анару в международном масштабе. В разделе «Верность времени (попытка портрета)» книги, посвященной Анару, говоря о личности азербайджанского писателя, автор утверждает: «Каждый народ во все времена своего существования рождает личности, которые, вобрав в себя наиболее сущностные национальные качества, выражает их в деятельности, вносящей вклад в общечеловеческую культуру». Одной из таких личностей она считает Анара, который «олицетворяет собой тип такого азербайджанца» (12, 3).

Творчество Анара, как и многих других писателей этого поколения, отличается разнообразием жанров, тематик, которые, в свою очередь, объединяет некое единое начало: в какой бы исторической плоскости не приходилось писателю рассматривать остроту той или иной проблемы, он всегда подходит к ней с трезвой оценкой влияния времени на конкретную ситуацию, на нравственные параметры своих современников, их ментальность и общую болевую точку. Именно такой подход и позволил писателю изучить психологию общества в целом. В этом несложно убедиться, ознакомившись не только с прозой Анара, но и с его публицистикой, которая занимает значительное место в многогранном творчестве писателя.

Как публицист, Анар обращается к художественно-документальной прозе, которая, как известно, «проникнута сильным желанием довести до читателей тот огромный материал, которым располагает общество об отдельных выдающихся личностях» (8, 118). На протяжении всего своего творчества особое внимание Анар уделяет богатейшему культурному наследию своего народа, природу и развитие которого изучает через призму отдельных личностей, живших в самые разные периоды развития истории нашей страны. При этом писатель рассматривает культуру как философскую категорию не только в контексте ее влияния на нравственное и моральное формирование многих поколений своего народа, но в разрезе целого ряда общественно-политических процессов в Азербайджане.

Многочисленные выступления Анара на страницах местных и зарубежных СМИ, как правило, выстроены на беспристрастном анализе конкретной ситуации, оценке ее предыстории, дающими возможность, заглянув за горизонт реалий, прогнозировать дальнейшее развитие событий._Подобная позиция писателя четко прочитывается и в его публикациях различных лет на страницах «Литературной газеты», «Советской культуры», журналов «Новый мир», «Дружба народов», «Театр», «Советская музыка», «Музыкальная академия», а также отечественных СМИ советского и постсоветского периодов, каждая из которых была в своё время отмечена большим резонансом в читательских кругах.

Публицистика Анара составила содержание многих сборников (1, 2, 3), включена публицистика и в 5-томное собрание сочинений писателя на русском языке (4). Среди этих книг нужно особо подчеркнуть трилогию «ЛИК Азербайджана», посвященную светлой памяти общенационального лидера Гейдара Алиева. Аббревиатура ЛИК расшифровывается, как «Литература, искусство, культура Азербайджана». Как следует из аннотации к книге, она «призвана осветить разные сферы многовековой азербайджанской литературы, искусства и культуры от истоков до наших дней» (1, 1, 2). Книги трилогии вышли одна за другой в 20102013 гг. Будучи фундаментальным изданием, книга вобрала в себя огромное количество

статей, эссе, портретных очерков. Поражает многообразие художественно-документальных, публицистических жанров (14, 15, 16), к которым обращается писатель в поиске формы, наиболее полно выражающей содержание того или иного произведения.

Определена в аннотации и жанровая доминанта этого сборника: «Это - не хрестоматия, не история, а размышления об особенностях духовной жизни Азербайджана в форме обобщающих статей и портретов-эссе классиков и современников» (1,1, 2). А если говорить с позиции читателя, который знакомится с этой уникальной книгой, то можно сказать, что здесь в концентрированной форме собраны плоды многолетних раздумий писателя о судьбах своей страны и её людей, свидетельствующие о гражданственной позиции писателя, о его любви к своему народу и его наследию, желании поделиться этим со своими современниками. Вместе с тем, каждое из произведений, составляющих этот сборник, отличается богатством художественно-выразительных средств и сочной языковой палитрой.

Трилогия включает в себя произведения различных жанров публицистики, посвященные самым разным темам. Так, с первых же строк трилогии Анар привлекает внимание читателя к самым ключевым моментам истории нашей национальной культуры, подчеркивая их важность, закономерную связь с теми или иными политическими событиями, которые пришлось пережить азербайджанскому народу на протяжении всей истории своего существования. Анар выступает зачастую в роли исследователя конкретных исторических событий, подчеркивает их важную роль в траектории дальнейшего развития общества, доказывая константность унаследованной нами от далеких предков системы духовных ценностей, которая вне зависимости от политического климата в стране веками бережно передавалась из поколения в поколение.

Интересна в этом плане, например, интерпретация герба Баку, на котором изображены «три факела - три огня, символизирующие нашу героическую историю, природные богатства и устремленность в будущее. Огни Азербайджана - это прежде всего светочи его высокой духовности, культуры, те светильники, которые народ бережно и самоотверженно пронес через лихолетья, мрачные века и годы» (1, 9). Именно так Анар трактует многовековой кодекс чести своего народа, прошедший жернова политических коллизий и жесткий прессинг идеологических табу разных лет.

Широко представлена в трилогии Анара и история наших пращуров, история религиозных верований, которые на разных исторических этапах доминировали на территории Азербайджана, начиная с огнепоклонничества во главе с Зардуштом (Зороастром) вплоть до наших дней. Например, он утверждает, что «Авеста» имела влияние на культуру, обряды и обычаи, ритуалы и праздники (в частности, Праздник весны - Новруз байрам) азербайджанского народа» (1, 12). Плавно перейдя от эпохи огнепоклонничества к другим религиям, в частности, к христианству и исламу, писатель описывает многовековую морально-этическую атмосферу формирования многих поколений представителей нашего народа, которая, на его взгляд, попросту не могла бесследно раствориться во времени.

Важное место в своей трилогии Анар уделяет периоду колонизации Азербайджана Россией, затрагивает массовое заселение Азербайджана в это время представителями разных национальностей. Однако писатель не обходит вниманием и те важные аспекты, которые оказали позитивное влияние на развитие нашей нации при царском режиме. Он сравнивает общественно-культурную жизнь, состояние родного языка, уровень национального самосознания Северного и Южного Азербайджана - этих двух частей одного народа, и приходит к выводу, что «в этом смысле более высокий уровень Северного Азербайджана прежде всего связан с деятельностью нашей интеллигенции XIX и XX веков» (1, 22).

Анар отмечает и растущую динамику духовного развития нашего общества с момента знакомства представителей азербайджанской интеллигенции с авангардами российской общественной мысли, отмечая при этом, что для прорыва за пределы Азербайджана нашей национальной культуры это явилось благодатной почвой. Достаточно вспомнить М.Ф.Ахундова, Аббаскули ага Бакиханова, Мирза Кязим бека и Мирза Джафара Топчибашева, Мирзу Шафи Вазеха и многих других. Именно их приводит в пример Анар, говоря о позитивной роли взаимовлияния русской и азербайджанской культур. Научный подход Анара к проблеме налаживания новых и укрепления уже существующих контактов в гуманитарной сфере носит характер наиболее приемлемой концепции мирного сосуществования представителей различных национальностей на фоне растущих темпов глобализации в современном мире.

Писатель с гордостью говорит в своих статьях о достижениях своего народа в период с конца XIX до начала ХХ столетий, когда Азербайджан занимал лидирующую позицию на

всем пространстве мусульманского Востока. Это и созданный в 1873 году Гасанбеком Зардаби и его учениками азербайджанский театр, и начало издания газеты «Экинчи», и первая опера «Лейли и Меджнун», написанная на сюжет поэмы Физули композитором Узеиром Гаджибейл». Это был истинный ренессанс культуры и высокой духовности в Азербайджане. И, наконец, как апофеоз этих судьбоносных событий, Анар отмечает провозглашение 28 мая 1918 года суверенитета Азербайджана, ставшего первой во всем мусульманском и тюркском мире страной с республиканским строем, первой на Востоке демократической республикой с многопартийным парламентом (1, 23, 27).

В описании этих важных судьбоносных событий на фоне бурного развития общественно-политической ситуации в Азербайджане на изломе столетий, а также в активном участии в них нашей творческой и научной интеллигенции вновь сквозной мыслью проходит отношение писателя к богатому духовному прошлому своего народа, которое он считает основополагающим в дальнейшем его прогрессе. Большое значение придаёт Анар вопросу сохранения памяти о выдающихся сынах Азербайджана, внесших вклад в литературу, культуру, искусств Азербайджана.

В первом томе сборника даётся обзорная панорама азербайджанской литературы, начиная с великого Низами, далее следует целый ряд портретных очерков и кратких эссе, посвященных корифеям азербайджанской литературы. Здесь и М.Ф.Ахундов, и Юсиф Везир, И Мехти Гусейн, и Сулейман Рустам, и самые молодые поэты и писатели, только вступающие в литературу [1, т.1]. Во втором томе сосредоточены статьи о представителях таких видов искусства Азербайджана, как музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Это статьи, также окрашенные личностным отношением Анара к героям своих произведений. Это «Мой Узеир», «Это солнечное имя - Тофик Гулиев», «О Поладе, сыне Бюльбюля», «Фуад Сейидзаде - незабвенный друг юности моей» и многие другие, уже названия которых указывают на авторскую позицию (1, 2). Третий том объединил статьи, очерки, заметки, выступления писателя-публициста Анара на культуру, науку, издательское дело, связи с окружающим миром и т.д. (1, 3).

Как видим из предыдущего обзора, немалая часть работ Анара посвящена советской культуре. Посвящая многочисленные статьи, очерки, эссе творчеству известных деятелей искусств минувшей эпохи, писатель по-прежнему во главу угла ставит богатый творческий потенциал своих соотечественников, имена которых навсегда вписались в историю советской культуры. Но вместе с тем он нисколько не отрицает как позитивные, так и негативные моменты советского режима, имевшие место в других сферах общественно-политической жизни страны, утверждая, что трезвую оценку им способно дать только время. «Опасны ностальгические воспоминания о якобы спокойных и гарантированных советских годах, особенно если сравнить их с сегодняшним беспределом в прессе, на радио и ТВ, разгулом бесовщины в Интернете. Но не менее опасно и тотальное отрицание всего того периода, в котором якобы не было ни одного позитивного момента» (1, 28).

Исследователь Р. Гейбуллаева, затрагивая вопрос, связанный с азербайджанской литературой в контексте советской литературы, отмечает: «...интегрирующим явлением стала социалистическая идеология на заре XX века, объединив национальные литературы образующих СССР народов в составе советской литературы общностью мировоззрения, а точнее идеологических установок, что стало очередным этапом в эволюции национальных литератур и привело к образованию одной из литературных общностей современности». И добавляет, что нельзя расценивать этот факт, как «отрицательное явление, губительное для этих литератур» (9, 195-196).

Панорама культурной жизни советского периода в описании Анара отражает творчество целой плеяды ярких имен отечественных деятелей искусств в сфере, музыки, театра, кино, литературы, режиссуры, балета, вокала, архитектуры, изобразительного искусства и др. С особым пиететом вспоминает писатель заслуги руководителя ЦК компартии Азербайджана тех лет Гейдара Алиева, по инициативе и воле которого ряд известных представителей азербайджанской интеллигенции были удостоены высоких званий: «Лауреат Государственной премии СССР», «Герой Социалистического труда», «Лауреат Ленинской премии» - таким количеством наград не могла в те годы гордиться ни одна из союзных республик, за исключением РФ (1, 30).

Трезвая оценка Анара всех достоинств и недостатков советского режима отличается достаточной объективностью, которая четко выражена в его взгляде на общее литературное пространство страны под бременем культурно-идеологической нагрузки той эпохи: «20-е годы - это один общественный строй, по крайней мере - в литературе и искусстве. Середина

тридцатых, со страшным 37-м - другой этап тотального подавления. В годы Второй мировой войны - временная всеобщность патриотических чувств, ненависти к врагу и воли к победе. Послевоенная эпоха, новая сталинская стужа, затем так называемая «оттепель» во второй половине 50-х - начале 60-х - небольшой по времени «культпросвет», по определению остряков: просвет между двумя культами - Сталина и Хрущева. Далее - брежневский застой и благие по провозглашенным целям «перестройка» и «гласность», которые в конце концов привели к развалу СССР» (1, 32).

В такой лаконичной форме охарактеризована Анаром советская эпоха и её влияние на литературный процесс, на писателей. Несложно определить, в каких сложных условиях замкнутого пространства приходилось писателю и его коллегам по перу создавать свои бесценные произведения, которые тем не менее не утратили своей актуальности и много позже с момента развала Союза. А это свидетельство настоящей, непреходящей ценности этих художественных творений, которые не подвластны времени, не подлежат забвению. Как отмечает Ф.Наджиева, талантливая литература имеет «возможность при любом политическом раскладе сохранять так или иначе свою самостоятельность в творчестве» (13, 5).

В целом публицистику Анара можно назвать летописью судьбоносных событий в истории народов некогда единой страны на стыке XX и XXI столетий. При этом нужно заметить, что на протяжении этого достаточно продолжительного интервала мыслит он отнюдь не локально, не в узких рамках нравственно-социальных установок конкретного исторического отрезка времени. В каждом из выступлений писателя прочитывается его нравственное кредо, твердость гражданской позиции и верность собственным принципам, не оставляющих ни малейшего шанса на компромисс с совестью. И при этом во всем, что написано им о прошлом и настоящем своего народа присутствует постоянный поиск того лучшего, что не подверглось девальвации временем и что, невзирая ни на какие коллизии, необходимо сохранить и передать будущим поколениям.

В беседе с журналистом Лалой Багирзаде (6) писатель отметил: «С гордостью могу сказать, что все свои произведения, написанные в советскую эпоху, я с успехом могу переиздать сегодня, поскольку в них нет и тени лжи или каких-либо реверансов власть предержащим - я всегда затрагиваю те проблемы, которые меня сильно волнуют». Подобная стойкая гражданская позиция и является главной причиной того, что творчество писателя практически не имеет срока давности. В многочисленных публицистических выступлениях Анара трудно уловить сколько-нибудь заметный назидательный или менторский тона в худшем значении этих понятий. Напротив, в них отчетливо «слышен» доверительный диалог автора с читателем нового поколения, стремление уяснить и доказать ему, как важно не растратить в безумной погоне за обновлениями нравственные и духовные ориентиры своих далеких предков, что ни при каких обстоятельствах нельзя будет объяснить сложностями времени.

Анара трудно назвать диссидентом, во всяком случае, в прямом понимании этого слова. Однако писателю ничто и никогда не мешало отражать в своих произведениях (независимо от жанра, тематики и времени их создания) анализ моральных критериев окружающего его социума и рассматривать их при этом через призму собственных мироощущений. Он всегда писал без оглядки на тех, кто в силу тех или иных обстоятельств мог бы узреть себя в его произведениях, как в кривом зеркале реалий.

С провозглашением независимости Азербайджана в стране создается надежная платформа для плюрализма общественного мнения. На этом этапе, вошедшем в новейшую историю как «переходный период», в центре внимания оказывается острота массы проблем, в большей степени социальных, накопившихся за долгие десятилетия советского прошлого и неожиданно выброшенных на поверхность ситуации волной демократических преобразований. На этом далеко не утешительном фоне писателю невольно приходится наблюдать весь конвейер нравственного перерождения отдельных людей с советским стереотипом мышления в новоиспеченных демократов с наспех привитой им прагматической ориентацией. Однако Анар и в этом случае нисколько не абстрагируется от реалий, анализируя процесс социальных метаморфоз в ракурсе, скорее, психологических проблем общества, выраженных в сложности его адаптации к новым условиям, он призывает прежде всего разобраться в причинах, их породивших.

В то же время условия плюрализма мнений усложняются возникновением еще одной важной проблемы: неоднозначной реакции общества на долгожданную свободу в целом и свободу слова в частности, которая, в свою очередь, неожиданно обнажила проблему

размежевания общества по различным признакам: национальной, конфессиональной, социальной принадлежности и политической ориентации. Отношение Анара к свободе четко выражено в его беседе с журналистом Александром Гричем, опубликованной в газете «Вышка» после Январской трагедии: «Непреложно одно - там, где народ и общество свободны, там и жизнь лучше» (10). В растущем напряжении социального фона очень скоро стало очевидно, что свобода слова, помимо всего, явилась главным индикатором уровня культуры в обществе.

Для определенной части постсоветского социума Анар был и остался воспитанником советской школы, чье отношение к свободе слова шло в разрез с их недозрелыми гипертрофическими представлениями о свободе в целом как философской категории. Но писатель до конца остается верен собственным морально-этическим принципам, утверждая, что свободу слова он приветствует только в том случае, когда в роли ее цензора выступает исключительно внутренняя культура человека. После Январской трагедии 1990 года, когда ситуация в республике была накалена до критического предела, публицистика Анара отличается более резкими политическими интонациями. На тот момент в обществе царил раскол, многие негодовали по поводу пассивности национальной интеллигенции, выражая к ней явно неоднозначное отношение. Но писатель по-прежнему рассматривает сложившуюся ситуацию в неразрывном единстве со Временем.

Одно из явных отличий публицистики Анара заключается в том, что в ней нет места сомнениям и колебанию, в каком бы контексте он не рассматривал остроту той или иной проблемы. Трезвый взгляд писателя на общественно-политическую ситуацию в Азербайджане четко выражен также в его призыве с пониманием отнестись к позиции той части общества, которая в постсоветское время, не сумев сбросить с себя бремя накипевшего гнева на тоталитаризм прошлой эпохи, оказалась в состоянии конфронтации с властями.

Особое место в публицистике Анара занимают его неоднократные выступления на страницах российских СМИ, письма в Союз писателей СССР, которыми писатель пытается, прорывая информационную блокаду вокруг Азербайджана, донести до широких масс истину о реальной ситуации у себя на родине. Полный протеста и возмущения голос Анара звучит с высокой трибуны Верховного Совета СССР, в письмах в Союз писателей СССР, бывшему президенту страны М. Горбачеву. И в каждом из этих обращений писатель требует ответа за разжигание карабахской войны, за варварское уничтожение граждан своей страны в ночь с 19 на 20 января, в дни трагедии Ходжалы, не имеющей аналогов в истории человечества.

Сегодня совершенно однозначно можно утверждать, что Анар является одним из тех активных представителей национальной интеллигенции, кто был и остался на авансцене политических реалий до и после развала бывшего Союза. Его слово всегда было адресовано тем, кто, не переставая балансировать между прошлым и будущим, никак не мог определиться с морально-этическими приоритетами. Сегодня слово писателя звучит как лучшее послание будущим поколениям, которых писатель призывает стремиться к созданию единого нравственного пространства, в котором во все времена приоритетными должны оставаться общечеловеческие ценности.

ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анар. Литература, искусство, культура Азербайджана (ЛИК). В 3-х томах. Баку: «Letterpress», 2010, 2012, 2013.

2. Анар. Ночные мысли. Баку: Азернешр, 1988. - 560 с.

3. Анар. Пленник века. Баку: Азернешр, 2010. - 628 с.

4. Анар. Собрание сочинений в 5-ти тт. Баку: Юрд, 2005-2008.

5. Анар. Чуть ближе к звездам. Баку: Язычы, 1986.- 487 с.

6. Багирзаде, Лала. Интервью с Анаром // газ. «Каспш», №154 (10874) от 23 августа 2008 года.

7. Гаджиев, Ариф. В поисках героя. / Ариф Гаджиев// Баку: Язычы, 1981. - 203 с.

8. Гафарова, Сахиба. Актуальные проблемы современной жанрологии (типология синкретических жанров в русской и азербайджанской прозе II половины XX века/ Сахиба Гафарова. Баку: Китаб алеми, 2003. - 266 с.

9. Гейбуллаева, Рахиля. Сравнительная типология прозы и литературные типы/ Рахиля Гейбуллаева. Баку: Элм, 2000. - 296 с.

10. Грич, Александр. Интервью с писателем Анаром // газ. «Вышка» 27 мая 1990 года.

11. Гулиев, Гасан. Рубежи прозы/ Гасан Гулиев. Баку: Язычы, 1982. - 177 с.

12. Лаврова, Людмила. Знакомый незнакомец./ Людмила Лаврова. Баку: Азернешр, 2008. -520 с.

13. Наджиева, Флора. Современность истории и история современности. / Флора Наджиева. Баку: Мутарджим, 2012. - 268 с.

14. Стрельцов, Борис. Основы публицистики: жанры./ Борис Стрельцов. Минск, 1990. - 240 с

15. Стюфляева, Маргарита. Образные ресурсы публицистики. / Маргарита Стюфляева. М.: Мысль, 1982. - 176 с.

16. Ученова Виктория. У истоков публицистики. / Виктория Ученова. М.: Изд-во Моск. унта, 1984. - 211 с.

REFERENCES:

1. Anar. Literature, Art, Culture of Azerbaijan (LAC). In 3 volumes. - Baku: Letterpress, 2010, 2012,2013.

2. Anar. Nocturnal Thoughts. - Baku: Azerneshr, 1988. - 560 p.

3. Anar. The Prisoner of the Century. - Baku: Azerneshr, 2010. - 628 p.

4. Anar. Collected Compositions in 5 volumes. - Baku: Yurd, 2005-2008.

5. Anar. A Little Closer to Stars. - Baku: Yazychy, 1986. - 487 p.

6. Bagirzade, Lala. Interview with Anar // newspaper "Caspiy", No.154 (10874) from August 23, 2008.

7. Gajiyev, Arif. In Search of a Hero. / Arif Hajiyev // - Baku: Yazychy, 1981. - 203 p.

8. Gafarova, Sahiba. Actual Problems of Modern Genre (typology of syncretic genres in Russian and Azerbaijani prose referring to the second half of the XX-th century / Sahiba Gafarova, - Baku: Scientific Book, 2003. - 266 p.

9. Gheibullaev, Rakhilyo. Comparative Typology of Prose and Literary Types / Rakhilyo Gheibullaeva. - Baku: Science, 2000. - 296 p.

10. Grich, Alexander. Interview with Writer Anar // newspaper "Watch-Tower", May 27, 1990.

11. Guliyev, Gasan. Frontiers of Prose / Gasan Guliyev. - Baku: Yazychy, 1982. - 177 p.

12. Lavrova, Lyudmila. A Familiar Stranger. / Lyudmila Lavrova. - Baku: Azerneshr, 2008. - 520 p.

13. Nadzhieva, Flora. Contemporary of History and History of Contemporaneity / Flora Nadzhieva. - Baku: Translator, 2012. - 268 p.

14. Streltsov, Boris. The Grounds of Journalism: Genres. / Boris Streltsov. Minsk, 1990. - 240 p.

15. Styuflyaeva, Margarita. Figurative Resources of Journalism. / Margarita Styuflyaeva. - M.: Thought, 1982. - 176 p.

16. Uchenova Victoria. At the Origins of Journalism/ Victoria Uchenova. - Moscow: Moscow University publishing-house, 1984. - 211 p

Публисистикаи Анор: солномаи таърих ва афзалият^ои маънавию ахлоци

Вожа^ои калиди: солуои шастум, арзишуои маънави ва ахлоци, маруилауои таърих, мавцеи шаурванди, публисистика, айният, мууосираи иттилооти

Мацола ба таулили масъалауои марбут ба осори публисистии нависандаи маъруфи Озарбойцон Анор тахассус ёфтааст. Цайд мегардад, ки дар тули фаъолияти эцодии хеш таваццууи Анор уам ба адабиёти бадеи, уам бадеиву ууццати ва уам шаклуои публисистии ифодаи баён, нигаронида шуда буд. Ишора мешавад, ки нависанда ниёзи хонандагони хешро ба маводи уаёти, ки аз тахайюлу бадеият дур аст, эусос менамояд ва осори хешро дар асоси асноду далел, уодисауои мушаххас, уасби уоли одамони маъруф, намояндагони барцастаи миллат, инчунин шахсиятуои барцастаи байналмилали тадвин менамояд..

Мацсади асосии мацолаи мазкур муайян намудани сабабуои руцуи нависандае, ки бештар бо осори адабии бадеи (уикоя, роман, намоишнома ва гайра)иштиуор дорад, ба публисистика аст. Ба назари муаллиф ин цанбаи фаъолияти нависанда кам омухта шудааст ва ин яке аз сабабуои уалли ин мавзуъ дар мацола гардида аст. Таулили мунтазами дар ин самт аз цониби муаллифи мацола анцомёфта, чунин натицагириро ба бор овард, ки осори публисистии Анор хеле фаровон, вале камомухташуда буда, баррасии уаматарафаи он бисёр нуктауои мууимро дар эцодиёти нависанда ва уам дар шахсияти у боз менамояд.

Публицистика Анара:летопись истории и морально-этические приоритеты

Ключевые слова: шестидесятники, духовно-нравственные ценности, этапы истории, гражданская позиция, публицистика, объективность, информационная блокада

Статья посвящена анализу проблематики публицистического творчества выдающегося азербайджанского писателя Анара. На протяжении всего своего творчества Анар уделяет внимание как художественной литературе, так и художественно-документальным, публицистическим формам художественного самовыражения. Писатель чувствует потребность в подаче жизненного материала читателям в формах, далёких от вымысла, основанных на конкретных фактах, событиях, жизненных биографиях известных людей, выдающихся представителей нации, а также мировых знаменитостей.

Основная цель предлагаемой статьи - рассмотреть причины обращения писателя, известного своими художественными произведениями (рассказами, повестями, романами, пьесами и т.п.), к публицистике. Эта сторона творчества писателя мало изучена. Это один из мотивов обращения к данной теме. Систематический анализ, проведённый автором статьи в этом направлении, позволил прийти к выводу о том, что публицистика Анара представляет собой огромный, т ждостаточно изученный пласт творчества писателя, который многое проясняет как в личности Анара, так и в его художественном творчестве.

Anar's Publiscistics: Annals of History and Moral-Ethical Priorities

Keywords: representatives of the 60-s, spiritual-moral values, stages of history, civil position, journalism, objectivity, information blockade

The paper studies the problems of publicistic works written by the famous Azerbaijan writer Anar. In his creative activity all the forms of artistic self-expression and moral-ethical priorities have been reflected both in belles-lettres, documental and publicistic works. The writer presents the vital material in the forms far from fiction, based on concrete facts, events, and biographies of popular people, world celebrities inclusive.

The main objective of the article is to consider the reasons that have challenged the author of popular fiction to apply to journalism. This side of his activity has not been studied yet. The analysis in the article led the author to make a conclusion that Anar's publicist creativity is a wide but not completely studied field of his activity that reveals both his personality and his literary activity as well.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Мамедова Элнора Элхон цизи, сармуаллимаи кафедраи адабиёти озари ва хориции Донишгоуи давлатии Сумгаит(Чумхурии Озарбойцон, ш.Сумгаит), Е-mail -isgani@gmail. com Сведения об авторе:

Мамедова Эльнара Эльхан гызы, старший преподаватель кафедры азербайджанской и зарубежной литературы Сумгаитского государственного университета(Республика Азербайджан, г.Сумгаит) Е-mail - isgani@gmail.com Information about the author:

Mamedova Elnara Elkhangyzy, senior lecturer of the department of Azerbaijanian and foreign literature under Sumgit State University (Azerbaijanian, Sumgit), Е-mail - isgani@gmail.com

УДК 34 ББК 67.6

С. МАЪРУФЗОДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.