Научная статья на тему 'Проблема обеспечения педагогическими кадрами национальных школ Татарстана в советский период'

Проблема обеспечения педагогическими кадрами национальных школ Татарстана в советский период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПОДГОТОВКА НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИН НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ / NATIONAL REGIONAL EDUCATION SYSTEM / NATIONAL SCHOOL / TRAINING OF NATIONAL TEACHING STAFF / NATIONAL-LEVEL IDENTITY / TEACHING OF SUBJECTS IN NATIVE LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Ирина Юрьевна, Минкин Марат Риналович

В статье рассмотрена специфика становления национальных образовательных учреждений в системе регионального образования Республики Татарстан советского периода. Характеризуются основные проблемы развития национальной школы в сфере подготовки педагогических кадров. Выявлено, что на территории Татарской АССР сложилась своеобразная система национально-регионального образования, включавшая в себя комплекс учреждений национального характера. Проанализирован историко-педагогический опыт Татарстана по решению проблем подготовки национальных кадров с учетом специфики национальных школ региона. Сделан вывод, что такой опыт послужил основой для реализации системы современного регионального образования, ориентированного на формирование общегосударственной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Ирина Юрьевна, Минкин Марат Риналович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of providing national schools of Tatarstan with teaching staff in the Soviet period

The article deals with the specifics of national educational institutions development in the system of regional education of the Republic of Tatarstan in the Soviet period. The authors discuss the main problems of the national school development in the sphere of teachers' training. It has been found that in the territory of Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic there was a peculiar system of national regional education including a complex of institutions with national character. Historical and pedagogical experience of Tatarstan on the resolution of problems of national teaching resources' training taking into account the specifics of national schools of the region is analysed. It is concluded that such experience formed a basis for implementation of the modern regional education system focused on development of the national-level identity.

Текст научной работы на тему «Проблема обеспечения педагогическими кадрами национальных школ Татарстана в советский период»

УДК 94:373.1:37.08"1917/1991" (470.41)

Данилова Ирина Юрьевна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры гуманитарного образования

и социологии

Альметьевского государственного нефтяного института

Минкин Марат Риналович

кандидат исторических наук,

доцент кафедры гуманитарного образования

и социологии

Альметьевского государственного нефтяного института

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ ТАТАРСТАНА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Аннотация:

В статье рассмотрена специфика становления национальных образовательных учреждений в системе регионального образования Республики Татарстан советского периода. Характеризуются основные проблемы развития национальной школы в сфере подготовки педагогических кадров. Выявлено, что на территории Татарской АССР сложилась своеобразная система национально-регионального образования, включавшая в себя комплекс учреждений национального характера. Проанализирован историко-педагогический опыт Татарстана по решению проблем подготовки национальных кадров с учетом специфики национальных школ региона. Сделан вывод, что такой опыт послужил основой для реализации системы современного регионального образования, ориентированного на формирование общегосударственной идентичности.

Ключевые слова:

национально-региональная система образования, национальная школа, подготовка национальных педагогических кадров, общегосударственная идентичность, преподавание дисциплин на родном языке.

Danilova Irina Yuryevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Liberal Art Education and Social Science Department, Almetyevsk State Oil Institute

Minkin Marat Rinalovich

PhD in History, Assistant Professor, Liberal Art Education and Social Science Department, Almetyevsk State Oil Institute

THE PROBLEM OF PROVIDING NATIONAL SCHOOLS OF TATARSTAN WITH TEACHING STAFF IN THE SOVIET PERIOD

Summary:

The article deals with the specifics of national educational institutions development in the system of regional education of the Republic of Tatarstan in the Soviet period. The authors discuss the main problems of the national school development in the sphere of teachers' training. It has been found that in the territory of Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic there was a peculiar system of national regional education including a complex of institutions with national character. Historical and pedagogical experience of Tatarstan on the resolution of problems of national teaching resources' training taking into account the specifics of national schools of the region is analysed. It is concluded that such experience formed a basis for implementation of the modern regional education system focused on development of the national-level identity.

Keywords:

national regional education system, national school, training of national teaching staff, national-level identity, teaching of subjects in native language.

Одной из отличительных особенностей развития образования в регионах России является их непосредственная связь с национально-культурными традициями и историческим наследием проживающих в них народов. Изучение исторических особенностей формирования национально-региональных систем образования приобретает в современных условиях особую актуальность в связи с необходимостью поиска баланса общероссийских ценностей и национально-культурных особенностей развития регионов России.

Особый интерес для нас представляют исследования исторического и историко-педагоги-ческого характера Х.Х. Хакимова, Ф.М. Султанова, Л.Р. Муртазиной, А.Г. Мухаметшина [1], М.Х. Гатауллиной, М.З. Тутаева [2], в чьих трудах рассматриваются различные аспекты развития национально-регионального образования в советский период. Главным образом внимание в них акцентируется на создании сети национальных учебных учреждений, на проблемах формирования педагогических кадров, в том числе национального характера.

Идеи светского образования, которые активно распространяли джадидисты в XIX в., получили свое развитие после Октябрьской революции 1917 г., когда в регионах страны началась

реализация новой концепции школьного образования, инициатором которой был наркомат просвещения. Значительным изменениям подверглись образовательные учреждения Татарстана, входившие в подчинение Татаро-Башкирского комиссариата в Москве, при котором в апреле 1918 г. была создана коллегия по народному образованию мусульман [3, с. 101]. О возрастании роли национально-регионального образования свидетельствует инструкция, относившаяся к деятельности Казанского губернского отдела народного образования за 1919 г. В ней указывалось, что подотдел единой школы включает в себя ряд секций: русскую, мусульманскую, чувашскую, народностей мари и прочих, а также секцию дошкольного образования [4]. Среди учреждений высшего образования национально-регионального значения особое место занимал Казанский Северо-Восточный архитектурный и этнографический институт, который в 1920 г. был преобразован в Восточную Академию - одно из первых научно-исследовательских и высших учебных заведений ТАССР. При нем была учреждена подготовительная школа для нерусскоязычного населения республики, не обладавшего достаточной подготовкой для обучения.

Национальным школам предоставлялось право обучения на родном языке. Быстрый рост количества национальных школ в 1920-е гг. и проведение политики ликвидации неграмотности в ТАССР сопровождались рядом проблем, в числе которых необходимо отметить нехватку национальных преподавательских кадров. Для решения вопроса обеспеченности педагогическими кадрами в 1921 г. в республике были открыты национальные педагогические курсы, среди которых большое значение имели Бугульминские татаро-башкирские педагогические курсы (сроком обучения 3 года) и Казанские татарские педагогические курсы (сроком обучения 3 месяца).

Обучение курсантов на педагогических курсах проводилось дифференцированно по группам, с учетом уровня первоначальных знаний. Программы для обучения молодых педагогических работников включали в себя теоретические занятия, направленные на изучение родного языка, истории Поволжья, родиноведения, этнологии, истории культуры; а также практические занятия в мусульманской школе № 12 первой ступени [5]. После закрытия курсов в связи с тяжелым материальным положением подготовка национальных кадров продолжалась в Восточном педагогическом институте и в двух татарских подготовительных группах при Казанском университете [6]. Восточный педагогический институт, переименованный в Татарский педагогический институт (1931 ), а затем в Казанский государственный педагогический институт (1934), оставался основным высшим учебным заведением для подготовки национальных педагогических кадров в ТАССР.

После издания в августе 1930 г. Закона о всеобщем обязательном обучении в Татарии для национальных школ ТАсСр были составлены единые программы по общеобразовательным предметам, где особое внимание уделялось выпуску учебной литературы на родном языке, а также подготовке национальных кадров. Примером может служить тот факт, что к 1935 г. посредством обучения на краткосрочных курсах было подготовлено 533 учителя, выпуск педагогического техникума составил 400 учителей начальной школы, Татарского педагогического института - 76 преподавателей техникумов и средних школ [7].

Из архивных документов следует, что согласно плану, принятому Наркомпросом 5 ноября 1940 г., в 1941-1944 гг. осуществлялся перевод нерусских школ ТАССР на обучение на родном языке. В результате количество татарских начальных школ достигло 1 155, неполных средних -375, средних - 111. В них в общей сложности обучалось до 240 тыс. учащихся [8].

Преподавание в классах всех типов татарских школ велось на родном языке. Татарские школы были обеспечены учебниками на родном языке по всем дисциплинам. Были разработаны и приняты образовательные программы на татарском языке для начальной, неполной средней и средней школ. Одновременно происходило развитие национальной школы народов нетитульных наций ТАССР с преподаванием дисциплин на родном языке, за исключением мордовских школ, где преподавание велось на русском языке в связи с нехваткой учителей данной национальности, отсутствием учебников и программ [9, с. 246].

Проведенный анализ ряда архивных материалов свидетельствует о возникновении негативных тенденций в развитии национально-регионального образования. Помимо сокращения численности национальных школ, отмечалось неадекватное руководство чувашскими, удмуртскими, марийскими школами, что было связано с отсутствием в аппарате управления специалистов, владеющих национальными языками этих народов. Ощущался острый недостаток квалифицированных специалистов в сельских национальных школах (в 1949/50 учебном году из 813 учителей 5-7-х классов нерусских школ только 473 учителя имели необходимый уровень образования) [10]. Особенно не хватало учителей по ряду дисциплин, таких как рисование, труд, музыка. К примеру, в Сабинском районе ТАССР на общее количество 95 татарских школ приходилось всего два учителя музыки.

В последующие годы количество учащихся в национальных школах продолжало уменьшаться, что было связано с желанием родителей обучать своих детей на русском языке. Взрослые полагали, что детям будет легче продолжать образование в высших и средне-специальных учебных заведениях, если они будут хорошо владеть русским языком [11, с. 61].

Меры, принимаемые Министерством просвещения ТАССР, такие как регулирование потребности в педагогических кадрах, разработка учебников и учебных пособий для национальных школ, частичное введение в вузах ТАССР приемных экзаменов на родном языке, создание групп для учащихся-татар, несколько улучшали ситуацию. Однако в развитии образования в ТАССР в 1960-1980-е гг. продолжали проявляться тенденции интернационализации и унификации, когда национальное образование осуществлялось в рамках общеобразовательной школы и ограничивалось преподаванием курсов родного языка в количестве трех часов в неделю.

Таким образом, на территории Татарской АССР сложилась своеобразная система национально-регионального образования, включавшая в себя комплекс учреждений национального характера. Остро стояла проблема национальных педагогических кадров, которая частично решалась посредством открытия педагогических образовательных учреждений в республике и привлечения педагогических работников из близлежащих регионов. Историко-педагогический опыт Татарстана по решению проблем подготовки национальных кадров послужил основой для реализации системы современного регионального образования, ориентированного на формирование общегосударственной идентичности.

Ссылки:

1. Мухаметшин А.Г. Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в. : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2009. 41 с.

2. Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии (1917-1940 гг.). Казань, 1975. 204 с.

3. Данилова И.Ю. Зарождение и развитие национального образования в условиях полиэтничности как приоритетного направления формирования региональной образовательной системы Республики Татарстан // Традиции и современная ситуация в области образования и культуры народов России и стран ближнего зарубежья. Тюмень, 2009.

4. НАРТ (Нац. арх. Респ. Татарстан). Ф. 3682. Оп. 5. Д. 1. Л. 27.

5. НАРТ. Ф. 3682. Оп. 1. Д. 370. Л. 8-14.

6. НАРТ. Ф. 3682. Оп. 1. Д. 1197. Л. 1-15.

7. НАРТ. Ф. 3682. Оп. 1. Д. 2187. Л. 192.

8. НАРТ. Ф. 3682. Оп. 1. Д. 2631. Л. 52-58.

9. Данилова И.Ю. Историко-педагогические особенности формирования региональной образовательной системы Республики Татарстан // Материалы научной сессии ученых 26-27 апреля 2012 г. Альметьевск, 2012.

10. НАРТ. Ф. 3682. Оп. 2. Д. 135. Л. 32-37.

11. Данилова И.Ю., Минкин М.Р. Эволюция татарского национального образования: историко-педагогический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12, ч. 3. С. 59-62.

References:

1. Mukhametshin, AG 2009, Formation and development of educational thought in the Kazan region VIII - beginning of XX century, D.Phil. thesis, N. Novgorod, 41 p.

2. Tutayev, MZ 1975, The development of public education in Tatarstan (1917-1940), Kazan, 204 p.

3. Danilova, IY 2009, 'Origin and development of national education in the conditions of multi-ethnicity as a priority the formation of regional educational system of the Republic of Tatarstan', Traditions and the present situation in the field of education and culture of the peoples of Russia and CIS countries, Tyumen.

4. NART (National Archive of Republic of Tatarstan), f. 3682, op. 5, d. 1, l. 27.

5. NART (National Archive of Republic of Tatarstan), f. 3682, op. 1, d. 370, l. 8-14.

6. NART (National Archive of Republic of Tatarstan), f. 3682, op. 1, d. 1197, l. 1-15.

7. NART (National Archive of Republic of Tatarstan), f. 3682, op. 1, d. 2187, l. 192.

8. NART (National Archive of Republic of Tatarstan), f. 3682, op. 1, d. 2631, l. 52-58.

9. Danilova, IY 2012, 'Historical and pedagogical features of the formation of regional educational system of the Republic of Tatarstan', Proceedings of the scientific session the scientists on April 26-27, 2012, Almetyevsk.

10. NART (National Archive of Republic of Tatarstan), f. 3682, op. 2, d. 135, l. 32-37.

11. Danilova, IY & Minkin, MR 2015, 'Evolution of the Tatar national education: historical and pedagogical aspect', Historical, philosophical, political and juridical sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice, no. 12, part 3, p. 59-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.