Научная статья на тему 'Проблема нравственного идеала в подготовке учителей к духовно- нравственному воспитанию школьников'

Проблема нравственного идеала в подготовке учителей к духовно- нравственному воспитанию школьников Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
180
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / TEACHER / SUBJECT COMPETENCE / MORAL IDEAL / THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Розина Ольга Владимировна

В связи с введение в новых ФГОС предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» особую актуальность приобретает проблема подготовки учителя к выполнению данного социального заказа. Формирование его предметных компетенций включает аксиологический аспект, ядро которого составляет проблема нравственного идеала, как ключевая задача любой воспитательной системы. В статье проводится сравнительный анализ конфессиональных и внеконфессинальных представлений о нравственном идеале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE MORAL IDEAL IN PREPARING TEACHERS TO THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PUPILS

Due to the introduction of a new FSES (Federal State Educational Standard) domain «Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia» is particularly urgent problem of training teachers to implement this social order. The formation of his subject competences includes axiological aspect whose kernel is the problem of the moral ideal, as a key task of any educational system. The article presents a comparative analysis of religious and nonreligious concepts of moral ideal.

Текст научной работы на тему «Проблема нравственного идеала в подготовке учителей к духовно- нравственному воспитанию школьников»



О.В. Розина

Московский государственный областной университет

УДК 378.046. 4

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В связи с введением в новых ФГОС предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» особую актуальность приобретает проблема подготовки учителя к выполнению данного социального заказа. Формирование его предметных компетенций включает аксиологический аспект, ядро которого составляет проблема нравственного идеала как ключевая задача любой воспитательной системы. В статье проводится сравнительный анализ конфессиональных и внеконфес-синальных представлений о нравственном идеале.

Ключевые слова: учитель, предметные компетенции, нравственный идеал, духовно-нравственное воспитание.

O.V. Rozina

Moscow State Regional Universiry

THE PROBLEM OF THE MORAL IDEAL IN PREPARING TEACHERS TO THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PUPILS

Annotation

Due to the introduction of a new FSES (Federal State Educational Standard) domain «Fundamentals of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia» is particularly urgent problem of training teachers to implement this social order. The formation of his subject competences includes axiological aspect whose kernel is the problem of the moral ideal, as a key task of any educational system. The article presents a comparative analysis of religious and nonreligious concepts of moral ideal.

Keywords: teacher, subject competence, moral ideal, the spiritual and moral education.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет за-

дачи обязательной для изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (раздел 11.4). Они должны реализовываться в процессе знакомства обучающихся с духовно-нравственными ценностями традиционных отечественных религий - православия, ислама, буддизма и иудаизма. К четырем конфессиональным модулям в комплексный курс добавлен обобщенный модуль по мировым религиям и безрелигиозный вариант под названием «основы светской этики». Требование ко всем этим предметам одинаково - их изучение должно способствовать воспитанию способности учащихся к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию.

Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней указывается, что «обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации» [2,15]. Концепция предполагает, что в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить готовность и способность кдуховному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению [2,12]. Реализация этих положений в процессе освоения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должна привести к формированию представлений об основах культуры традиционных религий России, их духовном идеале и нравственном потенциале.

Таким образом, задача духовно-нравственного воспитания становится приоритетным направлением в образовательном процессе, тем более что школа является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане страны. Но, как известно, в педагогике действует «закон сообщающихся сосудов», и учитель может дать ребенку только то, что имеет сам. Поэтому от его личного нравственного сознания и нравственного выбора напрямую зависит вектор воспитательного воздействия и, в конечном итоге, реализация задач новой образовательной области.

Современные философские и психолого-педагогические исследования подчеркивают важность усвоения моральных норм и принципов как безусловных, категорических императивов, так как только в таком случае ребенок может стать нравственной личностью. Главный нравственный выбор любого человека заключается в ответе на вопрос о добре и зле, то есть в выборе полезного или вредного для собственного духовного здоровья жизненного пути. При этом нравственная ответственность за личный выбор и его последствия строго индивидуальна.

Для любой этической системы краеугольным понятием является представление о нравственном идеале, то есть о нравственном совершенстве и высшем моральном образце. Вопрос понимания нравственного идеала является основанием и сердцевиной всякой воспитательной системы.

Идеал является всеобщей формой целеполагающей деятельности личности, так как предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет способ и характер поведения человека. Педагогическая значимость идеала велика. Это и цель воспитания, и средство воспитания, и критерий воспитанности личности, и основной мотив самовоспитания, и необходимый регулятор поведения, деятельности, источник всех видов активности — познавательной, трудовой, эмоциональной и т.п. Идеал призван сохранять ус-

тойчивость внутреннего мира к изменяющимся, неблагоприятным обстоятельствам, помогать в преодолении трудностей, ошибок, решать сложные жизненные проблемы, обеспечивать сознательную нравственную позицию в обществе. Он необходим как критерий для самопознания, самоопределения, оценки себя и других, так как формирует убеждения, которые выступают руководством к действию. Нравственный идеал есть источник понятий о красоте, добре и зле, дружбе и любви, он — ключ к пониманию смысла человеческой жизни.

Но представление о нравственном идеале, то есть образце для подражания, в религиозной и внерелигиоз-ной этике диаметрально противоположно, поэтому последствия выбора также различны. Какой из них в наибольшей степени отвечает социальному заказу, обозначенному в новом Федеральном образовательном стандарте -воспитанию высоконравственной личности, патриота и гражданина нашего Отечества?

Рассмотрим наиболее важные различия.

Любая конфессиональная нравственная система указывает на абсолютный характер нравственного идеала, а внеконфессиональная, несмотря на утверждение о категорическом императиве моральных норм, говорит об относительности образца или, по-другому, о том, что каждый человек лично для себя определяет за этот образец. В таком случае нет единого нравственного закона для всех, и каждый «сам себе законодатель», а сообщество таких «законодателей» регулируется лишь юридическим законом.

Но здесь можно наблюдать ряд противоречий. Во-первых, правовые нормы не решают нравственных проблем. Вполне возможна внешняя воспитанность человека по отношению к закону и традициям социума в сочетании с низким уровнем нравственного сознания и поведения. Имея хорошие и даже изысканные манеры, он может быть лгуном, предателем, лицемером и пр. Во-вторых, есть соблазн «двойной морали»: «если никто не видит», то закон можно и нарушить. В-третьих, внеконфессинальная этика определяя источник происхождения нравственного идеала в сознании индивида, говорит о его стихийности и изменчивости в зависимости от исторической действительности [См., например:4]. Несформированность нравственного сознания и нравственной рефлексии порождает конформизм, фактически отменяющий любую нравственность.

«Безрелигиозная» этика фактически соответствует философски-мировоззренческой концепции релятивизма - учению об отсутствии единой истины, одинаковой для всех, и наличию множества истин, удобных, полезных и убедительных для одних лиц и групп, но неприемлемых для других. Релятивизм утверждает, что никакие нравственные законы не существуют объективно, так как ни одно моральное суждение нельзя считать ни истинным, ни ложным: каждый человек имеет право придерживаться тех принципов, которые ему предпочтительны, любая точка зрения в морали одинаково оправданна. Провозглашая принцип безусловной терпимости в морали и относительность различий между добром и злом, сторонники релятивизма фактически оправдывают всякое зло и уничтожают все нравственные мерила, подчеркивая условность и ситуативность моральных норм. Релятивистский подход не решает задач духовно-нравственного воспитания, подменяя само понятие духовности. Для него это образованность, культурность, интеллект.

На данной концепции основан один из предлагаемых в предметном модуле «Основы духовно-нравственной культуры народов России» школьный учебник - «Основы светской этики». Вместе с тем в научной парадигме отсут-

ствует само понятие «светская этика», равно как нет его и в философских словарях и справочниках. На уровне обыденного сознания под этикой зачастую понимается этикет, хотя это принципиально не так: этикет - это внешняя воспитанность человека, в то время как этика - это область теоретической рефлексии относительно внутреннего мира личности, ее ценностей и идеалов. Нет этики вообще, она всегда конкретна. Она может формироваться либо в лоне религиозной традиции, и тогда это конфессиональная этика, либо быть внерелигиозной, то тогда она связана с определенными направлениями (течениями) в философии и конкретными персонажами философской мысли («этика Аристотеля», «этика Канта» и т.д.). В представленном варианте школьного учебника по «светской этике» отсутствует вопрос (и соответственно ответ) о том, что есть любовь, но при этом делается попытка решить, что есть добро (это бескорыстный поступок). Хотя всем очевидно, что бескорыстное сочувствие аморальному поведению ближнего не является нравственным. Учебник предлагает ребенку образец поведения: им «могут быть родители, учитель, друг, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажы (богатыри, мушкетеры, рыцари). Стараясь быть похожим на эти моральные образцы, человек учится быть добродетельным» [3,17]. Но в данном случае это лишь перечисление профессий, а не нравственных идеалов, и высокие профессиональные достижения не есть гарантия высокой нравственности их обладателя.

Это далеко не полный перечень противоречий в данном издании. Их причина - в противоречивости самой проблемы: попытка сформировать нравственное сознание на примере сомнительных в нравственном отношении идеалов, которые при этом выбираются «по образу и подобию» того, кто их выбирает.

В отличие от «безрелигиозной» конфессиональная этика имеет абсолютный нравственный идеал, существующий вне человека. Дело в том, что противоположность добра и зла абсолютна, и отступление от добра начинается тогда, когда в индивидуальном сознании зло становится относительным. Когда человек, зная, что предполагаемая нравственная альтернатива в принципе несет «зло», но в данном случае полагая, что есть оправдание этому выбору, принимает его, тогда и «добро» теряет свою абсолютную нравственную чистоту. В таком случае, как писал А.С. Пушкин, «добро и зло, все стало тенью» («Зачем ты послан был и кто тебя послал?»).

В православной культуре нравственный идеал обладает абсолютной ценностью и абсолютной святостью, так как Иисус Христос явил миру совершенного Бога и совершенного человека. Самоопределение человека по отношению к нему и есть внутреннее признание или отрицание высшей ценности православной культуры. Идеалы обладают качеством регулятивных принципов, регулируя человеческую жизнь, и являют собой образ, в соответствии с которым происходит формирование личности. В православном сознании давно и прочно существует духовное представление о Евангелии как о зеркале. Так, еще святитель Тихон Задонский указывал: «Что сынам века сего зеркало, тое да будет нам Евангелие и непорочное житие Христово. Они посматривают в зеркала и исправляют тело свое и пороки на лице очищают. ...Предложим убо и мы перед душевными нашими очами чистое сие зеркало и посмотрим на тое: сообразно ли наше житие житию Христову?» [1,3].

Знание моральных норм - лишь предпосылка нравственного поведения, критерий оценки поступков. Идеал становится нравственным эталоном, по которому формируется позитивная программа самовоспитания, если он

98

Вестник КГУ, 2011. № 3

внутренне принимается человеком (интернируется), то есть приобретает личностно значимый смысл. Поэтому одна из главных воспитательных задач - формирование личностно значимых идеалов, которые вызывают активное желание действовать, проявляя устойчивость волевых усилий. Они формируют нравственное сознание и поведение. Только наличие абсолютных, вечных ценностей, соответствующих природе человека, может обеспечить сохранение традиций и преемственность поколений.

Именно этот выбор между абсолютным и относительным личным нравственным идеалом предстоит сделать учителю для формирования предметных компетенций при реализации целей и задач новой предметной области. Но нравственное сознание и нравственное поведение не есть результат приобретенных знаний, а есть следствие духовно-нравственного возрастания личности, ее внутренней работы. Учитель не может научить ребенка тому, чем не владеет сам. Поэтому только пройдя этот путь, он может показать его детям.

Список литературы

1. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6 ч. -

М„ 2001. - Ч. 1.

2. Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция

духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.,2009.

3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы

светской этики. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М., 2010.

4. Право и мораль. Учебное пособие по теории государства и

права //Диаконов В.В. - М.,2004; Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., 2002 и другие.

Е.В. Семенов

Курганский государственный университет УДК 316.3

О НЕКОТОРЫХ ПОНЯТИЯХ РАСОВО -АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты расово-антропологической теории происхождения государства французского автора Жозефа Артура Гобино (1816-1882). Ключевыми, по мнению автора статьи, аспекты теории составляют такие понятия, как «вырождение» и «высшая раса». Именно благодаря вырождению цивилизации мира возникают и гибнут. «Высшая раса» при этом является интеллектуальным двигате-

лем человечества, создателем государства и права, а также автором европейской культуры.

Ключевые понятия: Жозеф Артур де Гобино, высшая раса, вырождение, цивилизация, Арии, государство и право.

Е. V. Semyonov Kurgan State University

ABOUT SOME CONCEPTS RACIAL-ANTHROPOLOGICAL THEORY STATE ORIGINS

Annotation

This article discusses some aspects of the racial-anthropological theory of the origin of the state by a French author Joseph Arthur Gobineau (1816-1882). The key, according to the author of this article aspects of the theory are such terms as «degeneracy» and «superior race». I Due to the «degeneracy» civilization of the world arise and perish. «Superior race» in this case is the intellectual engine of humanity, the creator of the state and law, as well as the author of European culture.

Keywords: Joseph Arthur de Gobineau, a superior race, degeneracy, civilization, Aryans, the state law and the law.

Среди теорий происхождения государства есть широко известные, такие, как патриархальная, теория общественного договора, теория завоевания, марксистская и др., и менее известные. К последним относятся теории, которые современная юридической наука обходит стороной или упоминает вскользь.

Одной из таких теорий является расово-антрополо-гическая теория, автор которой - французский антрополог и публицист Жозеф Артур де Гобино (1816-1882). Его труды до недавнего времени были недоступны широкому читателю. В своем большом четырехтомном труде под названием «Опыт о неравенстве человеческих рас» автор изложил представления о физических и духовных способностях различных человеческих рас, представил всемирный исторический процесс как результат развития, взаимодействия и борьбы различных рас, наций за свое существование. Согласно этой гипотезе государство как особый феномен социально-политической организации является результатом интеллектуального творчества представителей европеоидной расы, а точнее арийских племен. Они пришли с Ближнего Востока и, расселившись по всей Евразии, создали политико-общественный институт для охраны генофонда своей нации от пагубного влияния иных «нисших народов».

В статье мы остановимся на двух основных понятиях расово-антропологической теории, выраженных в категориях «вырождение» и «высшая раса».

Категорию «вырождение» А.Ж. Габино использует в контексте тезиса о возникновении и гибели цивилизации [1, 73]. Автор отмечает, что в основе этих процессов лежат общие причины, в число которых не входят «фанатизм, роскошь, дурные нравы и безверие», качество правления и религиозные взгляды. Первоосновной и единственной причиной зарождения и гибели цивилизации является вырождение нации образующей ее. Под термином «вырождение» автор понимает процесс ассимиляции нации и, как следствие, утрату существенных и формирующих ее качеств и характеристик. По мнению исследователя, «вырождение» применительно к народу должно означать и означает, что этот народ уже не имеет тех качеств, которые имел прежде, т. к. в его жилах течет другая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.