Научная статья на тему 'Проблема низкой мотивированности студентов неязыковых специальностей в приобретении знаний по иностранному языку'

Проблема низкой мотивированности студентов неязыковых специальностей в приобретении знаний по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / LANGUAGE ACQUISITION / FORMING OF MOTIVATION OF EDUCATION / RESULTS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина С. Е.

В статье рассматривается проблема низкой мотивированности студентов неязыковых специальностей в обучении иностранному языку. Определяется роль преподавателя и студента в данном процессе, а также зависимость мотивации от ценности достигнутых результатов студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of low validity for students of non-linguistic professions in acquirement of foreign language knowledge

The article with the problem of low motivation for students of non-liguistic professions in language acquisition. The role of a tutor and a student in this process and dependence of the motivation on the value of results obtained by students are determined.

Текст научной работы на тему «Проблема низкой мотивированности студентов неязыковых специальностей в приобретении знаний по иностранному языку»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

_2016 г. Выпуск 1 (40). С. 46-48_

УДК 378:316.6 ; 37.015.3 : 316.444.5

ПРОБЛЕМА НИЗКОЙ МОТИВИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

С. Е. Ильина

«Плохой учитель преподает истину, хороший учит ее находить»

А. Дистервег

Отношение к иностранному языку в сфере высшего профессионального образования неоднозначно. С одной стороны, он считается предметом не первостепенной важности, в частности для студентов неязыковых специальностей. С другой стороны, изучение иностранных языков является не просто данью моде, а процессом получения знаний, необходимых в современном обществе. Иностранный язык не только способствует развитию мыслительных процессов, коммуникативных способностей и преодолению психологических барьеров, но рассматривается одним из основных критериев при трудоустройстве. На практике, на рынке труда специалисты, имеющие знания не только по основной профессии, но и владеющие знанием одного и более иностранных языков представляются в более выгодном свете, так как существует профессиональная необходимость работы с технической литературой, чтобы быть в курсе последних мировых научных разработок и освоением новых технологий. Однако эффективность овладения иностранным языком оставляет желать лучшего и зависит как от стратегий обучаемого, так и от стратегии обучения, которые должны находиться в гармонии. Повышение эффективности педагогического воздействия преподавателя на студентов, общение на занятиях в условиях социально-психологической совместимости является важным фактором, который помогает достичь этой гармонии.

Одна из задач преподавателя состоит в развитии творческих способностей студентов. В связи с этим преподавателю необходимо стимулировать интерес учащихся к изучению иностранных языков и творческой самостоятельной работы и мотивировать студентов на выполнение упражнения или задания. Поэтому общение между преподавателем и студентом на занятиях является важным фактором повышения эффективности педагогического воздействия.

Проблема развития мотивации у студентов неязыковых вузов к изучению иностранных языков всегда стоит очень остро. «Мотивационная сфера личности представляет собой систему факторов, условий и средств, мотивов, потребностей, установок и других социально-психологических явлений» [1], «под мотивацией мы понимаем побуждение, следуя которому человек получает удовлетворение от такой группы стимулов, как достижение, любопытство, престиж и т. д.» [2], «мотивация учебной деятельности - это соотнесение целей, стоящих перед студентом, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности» [3].

Как известно, на формирование мотивов влияют как внутренние побуждения человека, так и внешние условия. Однако наблюдается преобладание влияния внешних мотивов и недостаточное развитие внутренних. В результате чего творческий потенциал ослабевает, и скрытые внутренние резервы не используются. Что касается иностранного языка, для большинства студентов неязыковых вузов единственным мотивом его изучения является получение хорошей оценки и зачета. Нередко студенты определяют для себя «полезные», «интересные» и «неосновные» предметы. Первые два типа являются наиболее важными, и они готовы усердно их изучать, для третьего типа предметов целью является «сдать и забыть». Именно в эту категорию чаще всего попадает иностранный язык.

Вероятно, ослабление интереса заключается в неправильном определении студентом своей роли в образовательном процессе. Некоторые полагают, что их задача - получить знания, предложенные преподавателем, и не воспринимают себя как главное действующее лицо в процессе обучения.

Проблема низкой мотивированности студентов неязыковых специальностей в приобретении знаний по иностранному языку

Как показал социологический опрос, студенты отводят значимую роль в повышении мотивации к обучению преподавателю и возлагают на него ответственность за снижение успеваемости и интереса к предмету. Студенты считают, что профессиональная некомпетентность, неправильно подобранные методические приемы и система контроля, нежелание учитывать потребности обучаемых и предвзятое отношение к студентам является одним из немаловажных факторов снижения мотивации студентов. В связи с этим следует обратить внимание на изучение особенностей личности студенческого возраста. Академическое самомнение студентов, самооценка, соответствие окружению могут повлиять на формирование мотивационного поля. «...Ценности, мотивы, отношения, установки и другие проявления личности студентов необходимо рассматривать сквозь призму присущего им образа жизни». [4] Перед преподавателем ставится задача создать условия, поддерживающие интерес к предмету. Его деятельность должна быть построена таким образом, чтобы студенты видели перспективу применения языковых знаний, что двигало бы их к языковой компетенции.

На практике видно, что в начале курса обучения иностранному языку студенты настроены и готовы изучать язык. Они пытаются запомнить новую лексику, разобраться в грамматических правилах и т. д., но в дальнейшем страх допустить ошибки при говорении заставляет их почувствовать неуверенность в себе и снижает интерес, а в последствии и успеваемость. Важно стимулировать процесс обучения снижением тревоги, снятием страха перед неудачей, беспокойства, формирование уверенности и достоинства. Эти качества являются основными в цели достижения успеха, что служит доминирующим мотивом поступления в вуз.

Также необходимо рассматривать познавательную мотивацию. Ее стимулирование новизной, «созданием проблемных ситуаций»[5], ситуаций, где студент может реализовать свои потребности, непосредственно способствуют повышению эффективности учебной деятельности.

Таким образом, следует планировать занятия, разрабатывать программу дисциплины и задания, не привязываясь к определенному учебнику, подбирать тексты, содержание которых отражает реалии настоящего времени, предлагать ситуации для коммуникативной работы, где студенты могли бы позиционировать себя, реализовать себя как личность и свои знания как языковые, так и профессиональные. Работа преподавателя должна быть направлена на конечную цель студентов, при этом необходимо ставить перед студентами задачи для достижения посредствующих целей. Очень важно разработать систему оценивания, которая не только отражает реальную картину уровня знаний, но и не вызывает страха перед «провалом» на зачете и экзамене.

« . Важной задачей является нахождение способов повышения мотивации учения, которая представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, побуждающих студентов к учению. Успешное формирование мотивов имеет место, если предмет длительно и стойко насыщается положительными эмоциями, тогда цель (изучение дисциплины) превращается в самостоятельный мотив - формируется механизм сдвига мотива на цель. Важное значение имеет и эмоциональная включенность преподавателя в процесс обучения студента, ненавязчивое давление и насыщенность среды побуждающими факторами (моральные и материальные поощрения при успешном продвижении по пути овладения предметом). Для активной, заинтересованной работы обучаемых необходимо целенаправленное формирование и развитие мотивов деятельности в учебном процессе» [6].

В заключении хотелось отметить, что уровень мотивации студента зависит от ценности и привлекательности достигнутых результатов. Если полученные знания иностранного языка не будут применены в дальнейшем, то трудно будет найти мотив к его изучению. Таким образом, следует показать студентам перспективу реализации полученных знаний и опыта и объяснить важность владения иностранным языком, как ценным приложением к полученной специальности.

С. Е. Ильина

Литература

1. Цветкова, Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления : автореф. дис. д.пс.н.: 19.00.07 - педагогическая психология [Текст] / Р. И. Цветкова. - Иркутск, 2006. - С. 18.

2. Константинова, Н. А., Михеев И.Д. развитие мотивации студентов как средство повышения качества обучения иностранным языкам [Текст] / Н. А. Константинова, И. Д. Михеев // Успехи современного естествознания. - Казань, 2008. - № 2.

3. Овчинников, М. В. структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 [Текст] / М. В. Овчинников. - Ур. гос. ун-т им. А. М. Горького.

4. Гаврилова, О. В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровнего образования : автореферат дис... к. пед.н.: 19.00.05 [Текст] / О. В. Гаврилдова. - Казань, 2000.

5. Орлов, Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза : автореферат дис....д. п. н. [Текст] / Ю. М. Орлов. - М. : МПГИ, 1984.

6. Голицина, И. Н. Вопросы эффективности внедрения компьютерных технологий в профессиональное образование [Текст] / И. Н. Голицина. - Educational Technology & Society 3(3), 2000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.