Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ ЧЕРЕЗ ЛА-МАНШ'

ПРОБЛЕМА НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ ЧЕРЕЗ ЛА-МАНШ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
252
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУБЛИНСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / РЕАДМИССИЯ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЕС / БРЕКЗИТ / ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ЛА-МАНША / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ПРОСИТЕЛИ УБЕЖИЩА / БРИТАНО-ФРАНЦУЗСКОЕ ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / DUBLIN REGULATIONS / READMISSION / UNITED KINGDOM / EU / BREXIT / CHANNEL CROSSING ATTEMPTS / IRREGULAR MIGRATION / ASYLUM-SEEKERS / UK-FRANCE BOARDER COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Годованюк Кира Анатольевна

C начала 2020 г. в Великобританию морским путем прибыло рекордное количество просителей убежища (порядка 7 тыс. человек). В стране возобновились острые дискуссии о мерах по сокращению потока нелегальных мигрантов, охране границ, а также совершенствованию механизмов предоставления убежища. Феномен незаконного пересечения Ла-Манша связан с целым комплексом проблем, что включает вопросы международной защиты, пограничного контроля и противодействия международной организованной преступности. Сложности также связаны с прекращением участия Соединённого Королевства в Общеевропейской системе предоставления убежища. Автор отмечает, что Британия заинтересована в доступе к правилам возвращения нелегальных мигрантов в другие страны ЕС в рамках Дублинского регламента, а также в укреплении двустороннего пограничного и полицейского сотрудничества с отдельными государствами Евросоюза. В Соединенном Королевстве рассматривают различные дискуссионные меры, например, размещение военных кораблей для пресечения попыток незаконного въезда. Вместе с тем британские власти значительно преувеличивают масштаб проблемы нелегальной миграции для манипуляции мнением электората в рамках дискурса о возврате «контроля над собственными границами», а также для давления на Европейский союз. Одна из важнейших задач Лондона сегодня в том, чтобы заключить соглашение о реадмисcии с Брюсселем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ILLEGAL CHANNEL-CROSSING

In 2020 the number of illegal small boat Channel-crossings to the UK drastically increased (nearly 7000 registered cases). This sparked sharp discussions on measures of countering illegal migration, border control and improvement of asylum policy. The phenomenon of illegal Channel-crossing is related to a wider spectrum of problems beyond international protection and rescue operations, border management and countering international crime (human smuggling and trafficking). The UK withdrawal from the European asylum system after the transition period poses a major challenge. The author argues that the UK’s ambition is to have access to the asylum seekers return procedures stipulated in the Dublin regulation along with strengthening bilateral border control and policing cooperation with the EU member-states. The British authorities are considering different scenarios of bolstering border control including Royal Navy deployment to stop migrant boats. In the meantime, the authorities tend to overstate the problem of illegal migration in order to channel public opinion into the framework of the «take back control of national border» discourse and to put pressure on the EU. The top priority now for Britain is to conclude a Readmission agreement with the European Union.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ ЧЕРЕЗ ЛА-МАНШ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №5

УДК 327

Кира ГОДОВАНЮК

ПРОБЛЕМА НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ ЧЕРЕЗ ЛА-МАНШ

Аннотация. C начала 2020 г. в Великобританию морским путем прибыло рекордное количество просителей убежища (порядка 7 тыс. человек). В стране возобновились острые дискуссии о мерах по сокращению потока нелегальных мигрантов, охране границ, а также совершенствованию механизмов предоставления убежища. Феномен незаконного пересечения Ла-Манша связан с целым комплексом проблем, что включает вопросы международной защиты, пограничного контроля и противодействия международной организованной преступности. Сложности также связаны с прекращением участия Соединённого Королевства в Общеевропейской системе предоставления убежища. Автор отмечает, что Британия заинтересована в доступе к правилам возвращения нелегальных мигрантов в другие страны ЕС в рамках Дублинского регламента, а также в укреплении двустороннего пограничного и полицейского сотрудничества с отдельными государствами Евросоюза. В Соединенном Королевстве рассматривают различные дискуссионные меры, например, размещение военных кораблей для пресечения попыток незаконного въезда. Вместе с тем британские власти значительно преувеличивают масштаб проблемы нелегальной миграции для манипуляции мнением электората в рамках дискурса о возврате «контроля над собственными границами», а также для давления на Европейский союз. Одна из важнейших задач Лондона сегодня в том, чтобы заключить соглашение о реадмиссии с Брюсселем.

Ключевые слова: Дублинский регламент, реадмиссия, Великобритания, ЕС, брекзит, пересечение Ла-Манша, нелегальная миграция, просители убежища, британо-французское приграничное сотрудничество.

Нелегальное пересечение Ла-Манша в политическом дискурсе Британии

С начала 2000-х гг. путь через Ла-Манш постепенно превратился в один из популярных маршрутов нелегальной миграции1. В 1999 г. в бывшем ангаре евротуннеля на севере Франции возник стихийный лагерь для мигрантов «Сангатт» (Sangatte camp), где сосредоточилось свыше 1500 беженцев из горячих точек (Афганистан, Ирак, Иран, страны Балканского региона). Лагерь стал отправным пунктом незаконного пересечения пролива лицами, ищущими убежище в Соединённом Королевстве2. В декабре 2002 г. французские власти закрыли «Сангатт», предварительно убедив Лондон принять свыше 1300 мигрантов.

В 2003 г. во франко-британском соглашении Ле Туке были зафиксированы правила о сопряжённых пограничных проверках в Дувре и Кале соответственно. Однако новые догово-

© Годованюк Кира Анатольевна - кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра британских исследований Отдела страновых исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail, kira.godovanyuk@gmail.com. Статья поступила в редакцию: 30.09.2020. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520209298.

1 Дуврский пролив (Па-де-Кале) длиной 37 км - наиболее короткий морской маршрут для проникновения на Британские острова с севера Франции.

2 Sangatte refugee camp. The Guardian. 23.05.2002. URL: https://www.theguardian.com/uk/ 2002/may/23/immigration. immigrationandpublicservices1 (дата обращения 16.09.2020).

рённости не застраховали Британию от нелегальной миграции через Ла-Манш. С января 2015 г. по октябрь 2016 г. общественное внимание было приковано к новому лагерю, известному как «Джунгли» (Camp de la Lande), где сосредоточилось по разным оценкам до 10 тыс. выходцев из Ближнего Востока и Африки. В британском Дувре участились выступления ультраправых националистических организаций, которые призывали полностью закрыть границы Соединённого Королевства для мигрантов1.

Беспрецедентный наплыв просителей убежища в Европе (2015-2016 гг.) совпал с информационной кампанией накануне референдума о членстве Британии в ЕС. Брекзитёры указывали на миграционную угрозу, исходящую с континента, как на недостаток членства страны в Европейском союзе. Премьер-министр Д. Кэмерон (2010-2016 гг.), напротив, отмечал, что особые миграционные правила Британии в рамках Евросоюза делают границы Соединённого Королевства более безопасными и указывал на риск возникновения стихийных и неконтролируемых лагерей, похожих на «Джунгли», «уже на следующий день после голосования»2. Обе стороны откровенно манипулировали общественным мнением и играли на правовой и политической неосведомленности электората в миграционных вопросах.

Вскоре после голосования даже самым ярым брекзитёрам стало ясно, что проблема незаконной миграции не решается с выходом из ЕС. C 2018 г. британские СМИ сообщали, что контрабандисты «торопят мигрантов переправляться в Соединённое Королевство с северного побережья Франции», поскольку после официального выхода из Евросоюза «Британия, скорее всего, закроет свои границы»3.

Кале, Дюнкерк и другие портовые города на севере Франции по-прежнему притягивают мигрантов, которые стремятся попасть в Соединённое Королевство. Французские власти в 2018-2019 гг. провели серию рейдов по ликвидации незаконных поселений беженцев с тем, чтобы предотвратить появление новых «Джунглей».

По данным МВД Великобритании, в 2019 г. около 1900 лиц, ищущих убежище, достигли берегов Соединённого Королевства на небольших лодках4. В 2020 г. случаи незаконного пересечения Ла-Манша увеличились в несколько раз. К концу сентября 2020 г. эта цифра достигла 7 тыс. человек5. В британских СМИ назвали сложившуюся ситуацию «миграционным кризисом», что, безусловно, является преувеличением. Для сравнения, по оценкам УВКБ ООН, с января по сентябрь 2020 г. по Средиземному морю (sea arrivals) в страны Южной Европы (Италия, Испания, Греция, Кипр, Мальта) прибыло почти 60 тыс. мигрантов6.

Министр внутренних дел Прити Пател написала в Twitter, что количество незаконных попыток пересечь Ла-Манш «неприемлемо высоко», в то время как страны ЕС вполне безопасны, чтобы мигранты запрашивали убежище в них, а не рисковали жизнью, пересекая пролив. Глава МВД назвала противодействие незаконной миграции через Ла-Манш абсолютным приоритетом правительства, добавив: «Когда британский народ говорит, что хочет вер-

1 Far-right and anti-fascist protesters clash in Dover. The Guardian. 30.06.2016. URL: https://www.theguardian.com/ uk-news/2016/jan/30/far-right-anti-fascist-protesters-clash-dover (дата обращения 15.09.2020).

2 Cameron «the scaremonger»: Tory fury as PM claims No vote in EU referendum will create Jungle migrant camp in Kent. MailOnline. 08.02.2016. URL: https://www.dailymail.co.uk/news/article-3436649/Quitting-Europe-lead-Jungle-camps-Kent-claims-Cameron.html (дата обращения 15.09.2020).

3 Migrants «rush to cross Channel by boat before Brexit». BBC. 27.11.2018. URL: https://www.bbc.com/news/uk-england-kent-46358700 (дата обращения 15.09.2020).

4 Are migrants who cross the Channel sent back? BBC. 20.01.2020. URL: https://www.bbc.com/news/uk-england-50813246 (дата обращения 15.09.2020).

5 Migrants who crossed Channel could be sent to controversial detention centre. The Guardian. 24.09.2020. URL: https://www.theguardian.com/uk-news/2020/sep/24/migrants-who-crossed-channel-could-be-sent-to-detention-centre (дата обращения 15.09.2020).

6 Operational Portal. Refugee Statistics. URL: https://data2.unhcr.org/en/situations/mediterranean (дата обращения 15.09.2020).

нуть контроль над собственными границами, он имеет в виду именно это»1. МВД даже предложило министерству обороны разместить военные корабли в Дуврском проливе для противодействия его незаконному пересечению, что вызвало общественную критику2. Рассматривались также предложения блокировать лодки с мигрантами до того, как они пересекут территориальные воды Великобритании (подобные меры применяет правительство Австралии, противодействуя нелегальной миграции из Индонезии). В августе 2020 г. в структуре МВД Великобритании появилась новая должность - специальный командующий по борьбе с незаконной миграцией через Ла-Манш (Clandestine Channel Threat Commander)3. Британское правительство поставило задачу полностью закрыть этот путь для нелегальных мигрантов.

Причина увеличения потока нелегальных мигрантов

Среди ищущих убежище в Соединённом Королевстве преобладают выходцы из стран Ближнего Востока (Иран, Ирак, Сирия, Йемен) и Африки (Эритрея, Судан и другие государства Сахеля). Жители бывших колоний на Чёрном континенте воспринимают Британию исторически близкой страной, владеют английским языком, что позволяет им быстрее интегрироваться. Многие стремятся воссоединиться с родственниками или друзьями, которые ранее добрались до берегов Туманного Альбиона. Однако по легальным каналам подать ходатайство об убежище в Британии они фактически не могут4, поскольку на фоне пандемии корона-вируса МВД прекратило приём беженцев из Ближнего Востока и Северной Африки по программе переселения (Refugee resettlement scheme)5. Кроме того, танкерные грузовые перевозки между Францией и Великобританией заметно сократились (именно такими средствами чаще всего пользуются контрабандисты для незаконной транспортировки мигрантов). В результате, не дождавшись решения по ходатайствам о предоставлении убежища во Франции или другой стране ЕС6, мигранты делают выбор в пользу рискованных морских маршрутов, чему благоприятствовала тёплая и безветренная погода в течение всего лета 2020 г.

Противодействие незаконному пересечению Ла-Манша ставит перед британским правительством целый комплекс задач.

Гуманитарный аспект проблемы связан с необходимостью обеспечить доступ лиц, ищущих убежища, к механизмам международной защиты, а также проводить спасательные операции на море. Речь в данном случае идёт об обязательствах британских властей следовать стандартам защиты прав человека для поддержания, в том числе позитивного, международного имиджа. Специальный регламент правительства Соединённого Королевства устанавливает обязательства властей в этой сфере7, что входит в мандат специального морского агент-

1 Priti Patel. 07.08.2020. URL: https://twitter.com/pritipatel/status/1291713611212247041 (дата обращения 15.09. 2020).

2 MoD considering request to deploy navy to stop Channel migrants. The Guardian. 08.08.2020. URL: https://www. theguardian.com/Uk-news/2020/aug/08/alarm-fingerprinting-custody-channel-migrants-uk (дата обращения 15.09. 2020).

3 Home Secretary appoints small boat commander. Gov.UK. Home Office. 09.08.2020. URL: https://www.gov.uk/gove rnment/news/home-secretary-appoints-small-boat-commander (дата обращения 15.09.2020).

4 Why so many Sudanese are prepared to risk their lives to reach the UK. Overseas Development Institute. 24.08.2020. URL: https://www.odi.org/blogs/17273-why-are-so-many-sudanese-prepared-risk-their-lives-reach-uk (дата обращения 15.09.2020).

5 В разгар миграционного кризиса в Европе Великобритания выступила против решения Совета ЕС распределить по квотам свыше 120 тыс. просителей убежища из Италии и Греции. Д. Кэмерон объявил о специальной программе переселения 20 тыс. беженцев из конфликтных зон сроком до 2020 г.

6 «If I die, that is OK»: the Calais refugees with nowhere to turn. The Guardian. 09.08.2020. URL: https://www.the guardian.com/uk-news/2020/aug/09/if-i-die-that-is-ok-calais-refugees-nowhere-to-turn (дата обращения 15.09.2020).

7 Strategic overview of search and rescue in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. uRL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/593127/mca_uksar.pd f (дата обращения 15.09.2020).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №5

ства береговой охраны (Maritime and Coastguard Agency). Большинство лодок перехватывает пограничная служба Великобритании (Border Force) и направляет их в Дувр, где мигранты подают ходатайство об убежище1.

С политической точки зрения правительство апеллирует к необходимости обезопасить страну от нелегального въезда2. В данном случае британские власти стремятся не потерять поддержку той части электората, который голосовал за выход из Евросоюза, исходя из жёстких антимигрантских установок.

Наконец, важнейший аспект связан с сотрудничеством правоохранительных органов в противодействии международной организованной преступности, в том числе контрабанде и торговле людьми. Данное измерение затрагивает широкий комплекс двусторонних отношений Великобритании и отдельных стран ЕС. Так, в июле 2020 г. Лондон и Париж подписали соглашение о создании совместной группы по обработке разведывательной информации для предотвращения торговли людьми, поскольку вопрос контроля границ для обеспечения внутренней безопасности становится особенно острым3. Британские власти также финансируют дополнительные патрульные операции французских пограничных служб. С начала года Париж предотвратил свыше 3 тыс. попыток незаконного пересечения Ла-Манша. Становится, однако, очевидно, что таких мер недостаточно4.

Вместе с тем справедливо обратить внимание на то, что меры пограничного контроля и морской безопасности не способны обеспечить оптимальную модель миграционной политики. В отсутствие действенных юридических механизмов для въезда в Соединённое Королевство иностранцы, ищущие убежище, продолжат использовать нелегальные каналы.

Дилеммы Дублинской системы после выхода Британии из ЕС

Для Британии феномен незаконного пересечения Ла-Манша связан также с доступом к правовым механизмам в рамках Европейской системы убежища.

До окончания переходного периода на Великобританию распространяются правила Дублинского регламента (Dublin III Regulation), в том числе критерии, по которым определяют страну, ответственную за рассмотрение обращения (responsibility criteria). Обычно на власти первой страны въезда в ЕС возлагают обязанность рассмотреть ходатайство мигранта. Если было установлено, что искатель убежища проживал на территории иного государства -члена ЕС в течение как минимум пяти месяцев до подачи прошения, именно это государство отвечает за его рассмотрение. Если заявитель проживал на территории нескольких государств-членов в течение как минимум пяти месяцев, за рассмотрение ходатайства отвечают власти последнего места проживания заявителя5. Указанная норма в полной мере относится

1 Чаще всего беженцев размещают в центре для содержания мигрантов в графстве Кент (Kent Intake Unit). В среднем им выделяют 37,75 ф.ст. в неделю на предметы первой необходимости. Рассмотрение ходатайства занимает до 6 месяцев, хотя власти намерены значительно ускорить эту процедуру.

2 The majority of Brits see illegal entry into the UK via the English Channel as a serious issue. YouGov. 13.08.2020. URL: https://yougov.co.uk/topics/politics/articles-reports/2020/08/13/support-RAF-Navy-English-Channel-migrant-crossing (дата обращения 15.09.2020).

3 Priti Patel signs intelligence sharing agreement with France in bid to tackle people smugglers. LBC News. 12.07. 2020. URL: https://www.lbcnews.co.uk/uk-news/priti-patel-signs-intelligence-sharing-agreement-france-tackle-people-smugglers/ (дата обращения 15.09.2020).

4 Chris Philp's statement on those crossing the English Channel in small boats. Home Office News Team. 02.09.2020. URL: https://homeofficemedia.blog.gov.uk/2020/09/02/chris-philp-statement-crossing-english-channel-small-boats/ (дата обращения 15.09.2020).

5 Dublin III Regulation Version 4.0. Transferring asylum claimants into and out of the UK where responsibility for examining an asylum claim lies with the UK or with another EU Member State or Associated State. Home Office. P. 17. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/909412/dublin-III-regulation.pdf (дата обращения 15.09.2020).

к лицам, которые пересекают Ла-Манш.

По окончании переходного периода Лондон утратит доступ к полицейским базам данных Европейского союза, в том числе дактилоскопической базе (EURODAC). Следовательно, Соединённому Королевству будет весьма затруднительно доказать сроки пребывания мигрантов на континенте, а значит убедить страны ЕС принять обратно просителей убежища.

Британские власти предложили упростить процедуру возвращения всех мигрантов без доказательств сроков их пребывания в странах ЕС. По окончании переходного периода Лондон предполагает заключить с Брюсселем договоры «О реадмиссии»1, а также «О возврате несовершеннолетних без сопровождения»2, что, по сути, предполагает пролонгацию правил Дублинского регламента. Кроме того, британский план предусматривает возможность возвращать «всех граждан третьих стран и лиц без гражданства, которые незаконно пересекают границу Соединённого Королевства и не имеют документов, в те страны Европейского союза, откуда данные лица прибыли»3. Лондон отмечает, что готов взять на себя зеркальное обязательство в отношении недокументированных мигрантов, которые будут прибывать в ЕС с территории Британии.

Брюссель отверг планы Лондона, назвав предложение «несбалансированным». Кроме того, до завершения переходного периода Евросоюз не планирует обсуждать с Британией соглашения по вопросам миграции, мотивируя это тем, что у официального переговорщика от Брюсселя М. Барнье отсутствует соответствующий мандат Совета ЕС.

До конца 2020 г. МВД Великобритании планирует вернуть в Германию, Францию и Италию свыше 1 тыс. незаконных мигрантов, для чего правительство планирует организовать еженедельные чартерные рейсы4.

* * *

В середине лета 2020 г. тематика незаконного пересечения Ла-Манша вышла на первые полосы британских СМИ. Называя сложившуюся ситуацию «миграционным кризисом», британские власти существенно завысили масштаб проблемы. В начале сентября 2020 г. в Дувре прошли многочисленные антиправительственные митинги националистов5. Местные правозащитные организации (Kent AntiRacism Network, Kent Refugee Help) выступили в поддержку мигрантов, пересекающих Ла-Манш. Общественные организации призывают правительство следовать стандартам международной гуманитарной защиты. В то же время по оценкам YouGov, 73% опрошенных британцев назвали незаконную миграцию через Ла-Манш

1 С 2004 по 2014 гг. ЕС заключил ряд соглашений о реадмиссии с третьими странами, в частности, с Гонконгом, Макао, Шри-Ланкой, Албанией, Россией, Украиной, Македонией, Боснией и Герцеговиной, Черногорией, Сербией, Молдовой, Пакистаном, Грузией, Арменией, Азербайджаном, Турцией, Кабо-Верде.

2 Draft working text for an Agreement between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the European Union on the transfer of unaccompanied asylum seeking children. URL: https://assets.publishing.service.gov. uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/886020/DRAFT_Agreement_on_the_transfer_of_unacco mpanied_asylum-seeking_children.pdf (дата обращения 15.09.2020).

3 Draft Working Text For An Agreement Between The United Kingdom Of Great Britain And Northern Ireland And The European Union On The Readmission Of Persons Residing Without Authorisation. URL: https://assets.publishing. service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/886021/DRAFT_Agreement_on_the_readmis sion_of_people_residing_without_authorisation.pdf (дата обращения 15.09.2020).

4 Priti Patel plans removing Channel migrants from UK with weekly flights to mainland Europe. Evening Standard. 19.09.2020. URL: https://www.standard.co.uk/news/uk/priti-patel-migrants-weekly-removals-a4551246.html (дата обращения 15.09.2020).

5 Far rights protests descend on Dovre singing «Rule Britania!». Independent. 05.09.2020. URL: https://www.indepen dent.co.uk/news/uk/home-news/dover-protest-today-police-kent-anti-racism-national-front-veterans-arrests-a9706491. html (дата обращения 17.09.2020).

угрозой безопасности страны1.

Власти, очевидно, продолжат использовать тематику незаконного пересечения Ла-Манша, смещая фокус общественного внимания на вопросы миграции от роста количества заболевших COVID-19 и протестов против возможного введения режима изоляции (lockdown), неизбежной экономической рецессии, а также зашедших в тупик переговоров с ЕС по будущим отношениям. Кроме того, важнейшим приоритетом для Британии остаётся снижение потока нелегальных мигрантов и сохранение правовых процедур их возврата на континент.

Маловероятно, что в ближайшей перспективе Евросоюз будет готов вести переговоры с Лондоном по урегулированию незаконной миграции, учитывая попытки Брюсселя найти эффективную внутреннюю модель управления в данной сфере, в том числе в рамках предложенного Пакта о миграции и убежище ЕС.

Список литературы

Ананьева Е.В. Мигранты в Европе. Великобритания // Современная Европа. 2016. №2(68). С. 113-116. DOI: 10.15211/soveurope22016113115.

Биссон Л.С. Внешнее измерение миграционной политики ЕС: инструменты и выгоды // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2018. №5. С. 21-26. DOI: 10.15211/vestnikieran520182126.

Еремина Н.В., Чихачев А.Ю. От политики «открытых дверей» до миграционного кризиса: реформирование миграционной политики в коммунитарном и национальном измерениях на примере Великобритании и Франции // Сравнительная политика. 2016. №4. С. 36-61. DOI: 10.18611/2221 -3279-2016-7-4(25)-36-61.

Карпов Г.А. Великобритания: демография против мигрантов и мультикультурализма // Современная Европа. 2014. №2. С. 106-120. DOI: 10.15211/soveurope22014106120.

Потемкина О.Ю. Европейский союз в ожидании Пакта о миграции и убежище // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. №4. С. 71-77. DOI: 10.15211/vestnikieran420207177.

References

Anan'eva, E.V. (2016) Migranty v Evrope. Velikobritaniya. [Migrants in Europe. Great Britain]. Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe]. 2 (68). P. 113-116. (In Russian). DOI: 10.15211/soveurope22016113115.

Bisson, L.S. (2018) Vneshnee izmerenie migracionnoj politiki ES: instrumenty i vygody. [External dimension of the EU migration policy: tools and profits]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the IE RAS]. 5. P. 113-116. (In Russian). DOI: 10.15211/soveurope22016113115.

Bueger, C., Edmunds, T. (2020) Blue crime: Conceptualising transnational organised crime at sea. Marine Policy. Vol. 119. DOI: 10.1016/j.marpol.2020.104067.

Cooper, G., Blumell, L., Bunce, M. (2020) Beyond the «refugee crisis»: How the UK news media represent asylum seekers across national boundaries. International Communication Gazette. DOI: 10.1177/1748048520913230.

Eremina, N. V., Chikhachev, A. Yu. (2016) Ot politiki «otkrytykh dverei» do migratsionnogo krizisa: reformirovanie migratsionnoi politiki v kommunitarnom i natsional'nom izmereniiakh na

1 The majority of Brits see illegal entry into the UK via the English Channel as a serious issue. YouGov. 13.08. 2020. URL: https://yougov.co.uk/topics/politics/articles-reports/2020/08/13/support-RAF-Navy-English-Channel-migrant-crossing (дата обращения 17.09.2020).

primere Velikobritanii i Frantsii [From «Open Door Policy» to Migrant Crisis: the Reforming of Migration Policy in European and National Dimensions (the Examples of Great Britain and France)]. Sravnitel'naya politika [Comparative Politics]. 4. P. 36-61. (In Russian). DOI: 10.18611/2221 -3279-2016-7-4(25)-36-61.

Jacobs, E. (2020) «Colonising the Future»: Migrant Crossings on the English Channel and the Discourse of Risk. Brief Encounters, Vol. 4. №1. Р. 37-47. DOI: 10.24134/be.v4i1.

Karpov, G.A. (2014) Velikobritaniya: demografiya protiv migrantov i mul'tikul'turalizma [Great Britain: demography against migration and multiculturalism]. Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe]. 2. P. 106-210. (In Russian). DOI: 10.15211/soveurope22014106120.

Maggs, J. (2020) The «Channel Crossing» and the borders of Britain. Race and Class. Vol. 61, Issue 3. Р. 78-86. DOI: 10.1177/0306396819892467.

Mayblin, L. (2019) Asylum and refugee support in the UK: civil society filling the gaps? Journal of Ethnic and Migration Studies, Vol. 25. Р. 375-394. DOI: 10.1080/1369183X.2018.1466695.

Potemkina, O.Yu. (2020) Evropejskij soyuz v ozhidanii Pakta o migracii i ubezhishche. [European Union in Expectation of the Pact on Migration and Asylum]. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN [Scientific and Analytical Herald of the IE RAS]. 4. Р. 71-77. (In Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran420207177.

Schuster, L. (2020) Fatal flaws in the UK asylum decision-making system: an analysis of Home Office refusal letters. Journal of Ethnic and Migration Studies. Vol. 46, Issue 7. Р. 1371-1387. DOI: 10.1080/1369183X.2018.1552827.

The Problem of Illegal Channel-crossing

Author. Kira Godovanyuk, Candidate of Political Sciences, Senior Research Fellow, Center for British studies, Department of country studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: kira. godovanyuk@gmail.com.

Abstract. In 2020 the number of illegal small boat Channel-crossings to the UK drastically increased (nearly 7000 registered cases). This sparked sharp discussions on measures of countering illegal migration, border control and improvement of asylum policy. The phenomenon of illegal Channel-crossing is related to a wider spectrum of problems beyond international protection and rescue operations, border management and countering international crime (human smuggling and trafficking). The UK withdrawal from the European asylum system after the transition period poses a major challenge. The author argues that the UK's ambition is to have access to the asylum seekers return procedures stipulated in the Dublin regulation along with strengthening bilateral border control and policing cooperation with the EU member-states. The British authorities are considering different scenarios of bolstering border control including Royal Navy deployment to stop migrant boats. In the meantime, the authorities tend to overstate the problem of illegal migration in order to channel public opinion into the framework of the «take back control of national border» discourse and to put pressure on the EU. The top priority now for Britain is to conclude a Readmission agreement with the European Union.

Key words: Dublin regulations, readmission, United Kingdom, EU, Brexit, Channel crossing attempts, irregular migration, asylum-seekers, UK-France boarder cooperation.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520209298.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.