УДК 329.7
Анатолий КАНУННИКОВ
ВЗГЛЯД НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ НА МИГРАЦИОННЫЙ
КРИЗИС В ЕС (на примере Венгрии)
Аннотация. В статье рассматривается роль неправительственных организаций (НПО) в условиях миграционного кризиса в странах Европейского союза, который стал крупнейшим в Европе со времён Второй мировой войны. Хотя приток иммигрантов в страны Вишеград-ской группы был не самым высоким, именно они наиболее резко выступили против позиции ЕС по вопросам иммиграции. Одной из причин тому стала активизация деятельности организаций гражданского общества, работающих с мигрантами. Работа НПО включает в себя не только оказание материальной помощи беженцам, их обустройство, но и содействие в пересечении границы, а также предоставление юридической помощи и жизненно важной информации о процедурах получения убежища. Фактически деятельность некоторых НПО вступила в противоречие с принимаемыми конкретными мерами государства по ограничению притока нелегальных мигрантов. Определённая группа НПО стала внутри страны инструментом противодействия мерам по борьбе с незаконной иммиграцией, которые предпринимало правительство. В статье делается вывод, что пока в Европейском союзе на уровне его руководящих органов не будет найдено оптимальное решение проблемы иммигрантов, НПО будут и в дальнейшем предлагать свои решения этой проблемы.
Ключевые слова: гражданское общество, неправительственные организации, иммиграция, Вишеградская группа, Европейский союз.
В последние годы ни один вопрос в странах Европейского союза, если не считать брекзита, не вызывал столько острых дискуссий и взаимных обвинений, как миграция. Это неудивительно, если принять во внимание, что в ЕС к началу 2020 г. уже находилось до 40 млн иностранцев, что потенциально может вызвать различного рода конфликты, в том числе на национальной почве.
© Канунников Анатолий Алексеевич - д.полит.н., ведущий научный сотрудник Центра проблем социального развития Европы, Институт Европы РАН. Адрес: РФ, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: a-a-kanunnikov@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope72019186195
Возникновение такого рода проблем и динамика их развития довольно подробно анализировались многими зарубежными и российскими экспертами, в том числе учёными Института Европы РАН [Глобальные и региональные аспекты...; Више-градская четвёрка.; Потемкина; Pecoud; Cusumano].
Проблемы миграции существуют в различных регионах мира и в поиск решения этих проблем активно включились многие организации гражданского общества разных стран мира. Об этом свидетельствует создание в Нью-Йорке в 2006 г. «Комитета НПО по миграции», Комитета Конференции неправительственных организаций (КОНГО) с консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете Организации Объединенных Наций (ЭКОСОС)1. При этом обращает на себя внимание, что в миграционный кризис в ЕС оказались вовлечены многочисленные неправительственные организации (НПО), получившие значительную моральную и финансовую поддержку международных институтов и фондов извне. Деятельность НПО порой принимала столь конфронтационный по отношению к мерам властей характер, что некоторые страны даже посчитали необходимым внести изменения в законодательную базу, регламентирующую деятельность НПО.
О европейском миграционном кризисе широко заговорили уже осенью 2015 г. Поводом для беспокойства стало многократное увеличение потока беженцев и нелегальных мигрантов в ЕС из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии. Причины обвального увеличения числа иммигрантов политологи называют разные - военные действия, экономические проблемы, политическую нестабильность, религиозные и межэтнические столкновения, репрессии и другие. И хотя сам ЕС несёт прямую ответственность за целый ряд военных действий и политической нестабильности последних лет в названных регионах, страны ЕС оказались не готовы к приёму и размещению хлынувшего потока иммигрантов.
На масштабы разразившегося кризиса указывает тот факт, что только с января по сентябрь 2015 г. в государствах - членах ЕС было зарегистрировано более 700 тыс. беженцев, ищущих убежище [OECD, 2015], в то время как в 2014 году европейские страны подтвердили статус лишь 184 665 беженцев. Всего же за 2015 г. в ЕС прибыло, по разным оценкам, от 1 до 1,8 млн беженцев и нелегальных имми-грантов2. Хотя приток иммигрантов в страны Вишеградской группы в последующие годы был не самым высоким, именно они заняли наиболее резкую позицию по вопросам иммиграции.
Для оценки общей ситуации следует учитывать, что распределение иммигрантов по странам ЕС весьма неравномерно. Так, в 2017 г. самый большой приток иностранцев пришёлся на Германию - 1 384 018 чел., что составило 1,1% доли притока населения. В Великобритании, соответственно - 520 000 чел. или 0,5%. Для стран
1 Комитет НПО по миграции, available at: https://ngo-migration.org/about/member-organizations/ (accessed 27.02.2020).
2 BBC, Русская служба. Миграционный кризис в Европе в цифрах и графиках, 19 февраля 2016, available at:
https://www.bbc.com/russian/international/2016/02/160219_migrant_crisis_charts (accessed 09.08.2019).
Современная Европа, 2019, №5
Вишеградской четвёрки эти цифры выглядят следующим образом: Польша - 127 997 или 0,3%; Чехия - 43 527 или 0.4%; Венгрия - 36 453 или 0,4%; Словацкая Республика - 2 911 или 0,1% [OECD, 2019].
Предвидя обострение ситуации с беженцами, уже в мае 2015 г. Комиссия ЕС приняла программный документ - «Европейская повестка дня по миграции» [COM(2015) 240 final]. В нем изложены правила регулирования миграционных потоков, предоставления убежища и защиты внешних границ ЕС. Следует отметить, что наибольшее неприятие вызвало желание председателя Европейской комиссии Ж.-К. Юнкера «ввести для стран Евросоюза квоты на прием иммигрантов в зависимости от объема национального ВВП», с учётом численности населения, уровня безработицы и количества выходцев из третьих стран, которым уже было предоставлено убежище. Показательно, что с предложением ввести квоты на прием нелегальных мигрантов из стран третьего мира не согласились 10 из 28 государств ЕС, а именно - Великобритания, Франция, Испания, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Латвия и Литва. К тому времени 80 процентов всех обращений о предоставлении убежища на территории ЕС приходилось на Германию, Францию, Великобританию, Италию, Швецию и Бельгию.
В то же время в первом полугодии 2015 года на второе место по приёму беженцев после Германии вышла Венгрия, приняв 13 % от общего числа беженцев. В 2014 году этот показатель составлял лишь один процент. В этой связи становится понятна довольно резкая реакция Венгрии, возразившей против распределения квот для приёма беженцев.
Выступая в Европарламенте в мае 2015 года, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан отметил, что иммиграция в государства - члены ЕС извне стала огромной проблемой, на которую нельзя закрывать глаза. Он выделил несколько типов миграции в странах ЕС, отделив свободное движение рабочей силы внутри ЕС от иммиграции из-за границ Европы. Венгрия хотела бы самостоятельно решать вопросы, в частности экономической миграции, без указаний из Брюсселя. Предложения Еврокомиссии по вопросам миграции, фактически означающие призыв «открыть ворота Европы», в Венгрии посчитали «абсурдом» и «безумием».
Такой подход Венгрии к вопросам миграции нашёл поддержку среди стран Вишеградской четвёрки. Правительство Словакии в сентябре 2015 г. подало иск в Суд ЕС против планов расселения беженцев, одобренного Европейским советом. Двумя месяцами позже премьер-министр Венгрии В. Орбан также подал в Суд ЕС иск против системы обязательных квот на расселение. Польша, со своей стороны, отказалась принимать афро-азиатских беженцев, ссылаясь на большой наплыв мигрантов с Украины. Чешская Республика, как Венгрия и Польша, также нарушила закон ЕС, отказавшись принимать искателей убежища летом 2015 года. Ссылаясь на проблемы безопасности, эти страны поставили под сомнение правовое основание ЕС для назначения каждой стране квоты людей для въезда.
Официальный Брюссель не скрывал своего раздражения и недовольства позицией Словакии и Венгрии в отношении распределения квот по размещению беженцев в странах Евросоюза. Прямые угрозы в адрес стран Вишеградской группы прозвучали из Берлина в форме заявления министра иностранных дел Германии Ф. -В.
Современная Европа, 2019, № 7
Штайнмайера о том, что против них также могут быть предприняты правовые действия и даже поставлен вопрос о сокращении им субсидий из европейских фондов. «Европейская солидарность - это не улица с односторонним движением», - назидательно заметил Штайнмайер1.
На фоне этих противоречий и взаимных претензий резко активизировалась деятельность ряда организаций гражданского общества, работающих с мигрантами, в том числе и в Венгрии. Такая работа НПО включала в себя не только оказание материальной помощи беженцам, их обустройство, но и содействие в пересечении венгерской границы, а также предоставление юридической помощи и жизненно важной информации о процедурах получения убежища. Фактически деятельность некоторых НПО Венгрии вступила в противоречие с принимаемыми конкретными мерами государства по ограничению притока нелегальных мигрантов в страну. Определённая группа НПО стала инструментом противодействия мерам по борьбе с незаконной иммиграцией, которые предпринимало правительство. Простой анализ размаха осуществляемых этими организациями мероприятий и их финансовых расходов указывал на поступления крупных денежных ресурсов из внешних источников. Более детальное изучение этого вопроса показывает, что основное финансирование работы венгерских НПО с мигрантами, включая нелегальных, осуществлялось Фондом Дж. Сороса.
Для получения чёткой картины деятельности таких организаций и источниках их финансирования Национальная Ассамблея Венгрии (Парламент) 13 июня 2017 года подавляющим большинством голосов приняла Закон «О прозрачности поддержки организаций из-за рубежа» [Act LXXVI, 2017]. Он усилил контроль государства над НПО, деятельность которых противоречит национальным интересам. Закон обязывает НПО, получающие в течение года из-за рубежа более 24 тыс. евро, ежегодно представлять список своих иностранных спонсоров и регистрироваться в качестве организаций, «получающих выгоду от иностранного финансирования». За невыполнение этого требования организациям угрожает закрытие. По мнению правозащитников, этот документ был направлен, в первую очередь, против НПО, финансируемых американским миллиардером венгерского происхождения Джорджем Соросом2.
Ещё до принятия этого Закона он подвергся резкой критике как в самой Венгрии, так и за рубежом. Венгерский Хельсинкский комитет и Венгерский союз гражданских свобод распространили подготовленный ими анализ законопроекта, в котором, по мнению авторов, нарушается целый ряд международных норм и соглашений.
Суть претензий сводилась к следующему:
1 The Guardian. Refugee crisis: Germany warns of legal action against EU countries ignoring quota. Mode of access: https://www.theguardian.com/world/2015/dec/20/reiugee-crisis-germany-warns-of-legal-action-against-eu-countries-ignoring-quota (Дата обращения - 09.08.2019).
2 Ромашенко С. Венгрия приняла жесткий закон о неправительственных организациях. /2017/ Mode of access: https://www.dw.com/m/венгpия-приняла-жесткий-закон-о-неправительственных-организациях/а-39234600 (Дата обращения - 09.08.2019).
Современная Европа, 2019, №5
• Закон мешает свободе выражения мнений организаций, а это нарушает их право на хорошую репутацию, Закон не соответствует Статье 11 Хартии основных прав ЕС, а также Статье 19 МПГПП1 и статье 10 ЕКПЧ2.
• Закон нарушает право на неприкосновенность частной жизни и защиту личных данных, т.е. Закон не соответствует Статье 8 Устава ЕС, Статье 8 ЕКПЧ, Статье 17 МПГПП и Статье 9 Общего регламента ЕС о защите данных (2016/679).
• Закон нарушает свободу объединений, т.е. Закон не соответствует Статье 12 Устава ЕС, Статье 22 МПГПП, Статье 11 ЕКПЧ.
• Закон нарушает общий запрет дискриминации по отношению к свободе ассоциации, т.е. Закон не соответствует Статьям 21 и 12 Устава ЕС, Статьям 26 и 22 МПГПП, Статьям 14 и 11 ЕКПЧ.
• Не было публичных консультаций во время законодательного процесса. Такой процесс нарушает право на участие в государственных делах, защищенных Статьей 25 МПГПП.
• Закон вводит необоснованные и несоразмерные ограничения свободе движение капитала. Закон не соответствует Статье 63 Договора о функционировании ЕС.
Авторы этого документа не смогли отказать себе в удовольствии подчеркнуть, что Закон «следует автократическому примеру России». При этом они сослались на Парламентскую ассамблею совета Европы, которая в своей резолюции 2162 (2017) от 27 апреля 2017 г. также заявила, что законопроект Венгрии был «вдохновлен соответствующим российским законом» [Hungarian Helsinki Committee, 2017].
В чём, собственно, критики законопроекта увидели этот «автократический пример»? Да дело в том, что венгерские организации, поддерживаемые из-за рубежа, как и российские НПО, зарегистрированные как иностранные агенты, должны выполнить ряд требований:
• Зарегистрироваться в реестре иностранных агентов;
• Быть в списке соответствующих организаций, опубликованном на прави-
тельственном веб-сайте;
• Ежегодно отчитываться о своём зарубежном финансировании, называя до-
норов и транзакции, а также суммы иностранных пожертвований;
• На веб-сайте организации и во всех своих публикациях указывать на реестр
иностранных агентов, аналогично тому, как того требует российское законодательство.
Однако этот протест не возымел действия и, как было сказано, за Закон в венгерском парламенте проголосовало большинство депутатов.
Деятельность венгерских НПО и их зарубежных спонсоров, занимающихся незаконной иммиграцией, была осуждена со стороны государственных структур Венгрии. Премьер-министр страны Виктор Орбан, выступая с ежегодным обращением 18 февраля 2018 г., проявляя твёрдость и решительность, пригрозил закрыть
1 Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) - International Covenant on Civil and Political Rights (ICCPR).
2 Европейская конвенция по правам человека (ЕКПЧ) - European Convention on Human Rights (ECHR).
Современная Европа, 2019, № 7
некоммерческие организации, которые связаны с незаконной миграцией и «отстаивают права» таких беженцев и претендентов на политическое убежище. «Если они не прекратят свою опасную деятельность, мы просто выставим их из страны, какими бы влиятельными или богатыми они ни были», - заявил он1.
В мае 2018 г. правительство Венгрии опубликовало проект закона о внесении изменений в законы, касающиеся мер по борьбе с нелегальной иммиграцией [Bill No. T/333, 2018]. Он вызвал серьёзную критику не только среди венгерских правозащитных организаций, но и в некоторых международных организациях. В частности, Комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович заявила, что законопроект, предусматривающий уголовное наказание, включая тюремное заключение, в отношении лиц, «содействующих нелегальной иммиграции», представляет собой негативное развитие событий в области прав человека. По её мнению, в случае принятия этого Закона, новые положения приведут к дальнейшему произвольному ограничению работы правозащитных НПО и правозащитников, а также лишат мигрантов основных услуг, предоставляемых такими НПО. Она посчитала, что предлагаемые положения, «криминализирующие вполне правомерную деятельность в демократическом обществе», неизбежно будут оказывать сдерживающее воздействие на отдельные лица и организации, предоставляющим помощь мигрантам, в том числе просителям убежища и беженцам. «Я призываю венгерские власти, - заявила Комиссар СЕ по правам человека, - отказаться от этого законопроекта. Им следует воздерживаться от принятия каких-либо мер, предусматривающих наказание, стигматизацию или умаляющие положение тех НПО, которые работают в области миграции. Я также настоятельно призываю венгерские власти полностью соблюдать свои международные обязательства в области прав человека и проявлять более гуманный подход к потребностям лиц, ищущих убежище и всех мигрантов» [Совет Европы, 2018].
Объясняя причину внесения законопроекта № T/333, правительство Венгрии отмечало, что оно опирается на поддержку избирателей на парламентских выборах 8 апреля 2018 г. и на результаты консультаций на общенациональном уровне. Тем самым оно выражает волю большинства граждан страны, не желающих превращения Венгрии в страну иммигрантов. Иммиграция создаёт серьезные риски и представляет угрозу национальной безопасности. В этом законопроекте, - утверждало правительство, - представлен необходимый план действий для защиты страны. Проект этого Закона получил образное название «Остановить Сороса» (STOP Soros Act). Народ Венгрии был вправе ожидать, что правительство использует все средства для борьбы с незаконной иммиграцией и пресечёт деятельность физических и юридических лиц, которые наносят ущерб национальным интересам и безопасности Венгрии. В этом суть Закона «Остановить Сороса», поскольку он делает организацию нелегальной иммиграции наказуемой.
1 Филатова И. Премьер-министр Венгрии пригрозил закрыть ряд НКО. URL: https://www.dw.com/ru/премьер-министр-венгрии-пригрозил-закрыть-ряд-нко/a-42637056 (Дата обращения - 09.08.2019).
Современная Европа, 2019, №5
Венгерский парламент 20 июня 2018 г. утвердил пакет законов, который предусматривает уголовную ответственность за оказание помощи иммигрантам, не имеющим документов, и за осуществление параллельной юридической деятельности по легализации незаконных иммигрантов. Как и следовало ожидать, Закон «Остановить Сороса» был осуждён правозащитными организациями как в Венгрии, так и за рубежом. «Криминализация основных и законных правозащитных действий -это наглое нападение на людей, ищущих убежище от преследования, и тех, кто выполняет замечательную работу, чтобы помочь им», - заявила директор региональной программы «Amnesty International» по Европе Гаури ван Гулик1.
После принятия этого Закона Фонд Сороса не собирается прекращать свою деятельность в Венгрии. Патрик Гаспар, бывший посол США в Южной Африке, а ныне президент Фонда Сороса «Открытое общество», считает, что «миграция явно используется венгерским правительством как политическая диверсия. Ее конечная цель состоит в том, чтобы запугать гражданское общество и подвергнуть критике независимых критиков, в том числе тех, кто получает часть своего финансирования от «Открытого общества». С упорством, достойным лучшего применения, он утверждает: «Мы продолжим финансировать их важную работу в это трудное время и сделаем всё возможное, чтобы поддержать смелых правозащитников Венгрии» 2.
Тем не менее, в средствах массовой информации стали говорить о том, что Фонд Сороса «Открытое общество» принял окончательное решение перенести штаб-квартиру организации из Будапешта в Берлин из-за «всё более репрессивной атмосферы» в стране. «Открытое общество» и ранее анонсировало уход из Венгрии в случае принятия нового закона об ограничениях для некоммерческих организаций. Принятый Закон не только вводит 25-процентный налог на финансирование таких организаций из-за рубежа, но и упрощает высылку из страны иностранных сотрудников НПО. Это, как считают в Фонде Дж. Сороса, «фактически ставит крест на работе многих венгерских НПО» 3.
В июле 2018 г. был принят Закон XLI / 2018 о внесении изменений в некоторые налоговые законы и другие соответствующие законы и о специальном иммиграционном налоге [Act XLI, 2018]. Он затронул НПО, деятельность которых ориентирована, прежде всего, на иммиграцию, а также доноров этих организаций. В Законе говорится, что «специальный налог на иммиграцию должен уплачиваться после оказания финансовой помощи деятельности по поддержке иммиграции в Венгрию или оказания финансовой помощи деятельности организации по поддержке иммиграции, имеющей место в Венгрии». По этому Закону виды деятельности, которые могут облагаться налогом, включают кампании в средствах массовой информации, создание коалиций и сетей, а также пропагандистскую деятельность, которая прямо
1 The New York Times. Венгрия криминализирует помощь нелегальным иммигрантам. URL: https://www.nytimes.com/2018/06/20/world/europe/hungary-stop-soros-law.html (Дата обращения - 09.08.2019).
2 Ibid.
3 Позняков А. Фонд Сороса решил уйти из Венгрии. URL: https://ru.euronews.com/2018/05/15/soros-out-of-hungary (Дата обращения - 09.08.2019).
Современная Европа, 2019, № 7
или косвенно изображает незаконную иммиграцию в позитивном свете. Ставка специального налога на иммиграцию составляет 25 процентов и взимается с доноров. Однако если доноры не заплатят налог, то это обязаны сделать грантополуча-тели [Council on Foundations, 2018].
Проблема миграции коснулась не только Венгрии, но и Италии, Греции, Испании и других стран ЕС. Возникшая в этой связи социальная напряжённость глубоко беспокоит общественность этих стран и организации гражданского общества. В меру своих сил и возможностей многие НПО пытаются облегчить тяжёлое положение мигрантов и помочь им, поскольку видят, что правительства государств -членов ЕС не могут найти приемлемого для всех решения миграционной проблемы. Организации гражданского общества сами определяют свои цели, в соответствии с собственным пониманием процессов общественного развития. Так, например, НПО, занятые поиском и спасением мигрантов в Средиземном море, не намерены отказываться от своей гуманитарной деятельности. Складывается впечатление, что противостояние между НПО, занятыми поиском и спасением беженцев в этом регионе, и правительствами стран региона набирает обороты.
Италия, как и Венгрия, также ужесточила законодательство по борьбе с незаконной миграцией. Новый декрет по безопасности, по сути, запрещает деятельность гуманитарных организаций, помогающих мигрантам в Средиземном море. Отныне владельцы судов, которые вопреки запрету властей причалят к берегам Италии с беженцами на борту, могут быть оштрафованы на 1 млн евро. Кроме того, закон разрешает арестовывать капитанов спасательных кораблей, а сами суда — задерживать1. В то же время, несмотря на разного рода запреты, немецкая организация «Sea Watch», испанская «Open Arms», французская «SOS Mediterranee» и другие НПО, продолжают свою гуманитарную деятельность в Средиземноморье2. Среди НПО всё громче звучат призывы к правительствам своих стран организовать систему оказания гуманитарной помощи непосредственно в странах, откуда идёт поток беженцев.
Неправительственные организации стран ЕС продолжают искать решения проблем, возникающих в связи с продолжающимся миграционным кризисом. Так, 25 гуманитарных, правозащитных и волонтерских организаций Европы в марте 2019 г. обратились к главам государств - членов ЕС, к министрам миграции, юстиции и внутренних дел с призывом предпринять немедленные и последовательные действия и «положить конец несправедливой и ненужной политике сдерживания, которая мешает лицам, ищущим убежища, покинуть греческие острова». Они также
1 El Diario. El Gobierno italiano aprueba imponer multas de hasta un millón de euros a ONG que salven vidas sin permiso. URL: https://www.eldiario.es/desalambre/Gobierno-italiano-aprueba-ONG-Salvini_0_928107839.html (Дата обращения - 09.08.2019).
2 Известия.т. Портякова Н. Тест на гуманизм: НПО не бросят беженцев в море, невзирая на запреты. URL: https://iz.ru/907489/nataliia-portiakova/test-na-gumanizm-npo-ne-brosiat-bezhentcev-v-more-nevziraia-na-zaprety (Дата обращения - 09.08.2019).
Современная Европа, 2019, №5
призвали «в срочном порядке достичь общего соглашения о распределении ответственности для размещения лиц, ищущих убежища, в государствах - членах ЕС» 1.
На основе анализа деятельности НПО в условиях миграционного кризиса в странах Европейского союза можно сделать выводы:
- пока не будет найдено решение миграционного кризиса и проблем сотен тысяч беженцев в ЕС на уровне его руководящих органов, общественные гуманитарные организации будут пытаться предлагать свои решения этой проблемы, осуществляя многочисленные программы помощи и защиты беженцев;
- международные и национальные неправительственные организации могли бы оказать значительную поддержку гуманитарным программам помощи непосредственно в самих странах, откуда идут потоки беженцев;
- недопустимо путём финансирования извне использовать институты гражданского общества той или иной страны для организации противодействия её государственным структурам в решении возникающих проблем;
- жёсткие законодательные ограничения деятельности организаций гражданского общества зачастую не дают желаемых результатов, а лишь усиливают их противостояние с органами государственной власти;
- для поиска оптимальных решений проблем, возникающих из-за миграционного кризиса, государственные структуры должны вести диалог с организациями гражданского общества.
Список литературы
Вишеградская четвёрка в Европейском союзе: дилеммы конвергенции. (2017) Под ред. Л.Н. Ши-шелиной. М.: Ин-т Европы РАН.
Глобальные и региональные аспекты миграционных процессов. (2019) Под ред. Ал.А. Громыко. М.: ИЕ РАН.
Потемкина О.Ю. (2010) Иммиграционная политика Европейского союза. М.: Русский сувенир.
References
Act LXXVI Act LXXVI of 2017 on the Transparency of Organizations Receiving Foreign Funds. Available at: https://www.helsinki.hu/wp-content/uploads/LexNG0-adopted-text-unofficial-ENG-14June2017.pdf (Accessed: 09.08.2019).
Act XLI Information on the Immigration Surtax. Tajekoztato_a_bevandorlasi_kulonadorol_20180814_EN (1)
Bill No. T/333 THE GOVERNMENT OF HUNGARY: amending certain laws relating to measures to combat illegal immigration. 2018. Available at: https://www.helsinki.hu/wp-content/uploads/T333-ENG.pdf (Accessed: 09.08.2019).
COM (2015) 240 final Communication from the commission to the European Parliament, the council, the European economic and social Committee and the commit-tee of the regions. A European agenda on migration. EUROPEAN COMMISSION.
COM (2015) 240 final. Brussels, 13.5.2015./ Available at: https://ec.europa.eu/anti-traffick-ing/sites/antitrafficking/files/communication_on_the_european_agenda_on_migration_en.pdf (Accessed: 09.08.2019).
1 НПО призывают европейских лидеров положить конец гуманитарному кризису и кризису в области прав человека на границах Европы. URL:
https://www.hrw.org/news/2019/03/14/ngos-calling-european-leaders-end-humanitarian-and-human-rights-crisis-europes (Дата обращения - 27.02.2020).
Современная Европа, 2019, № 7
Council on Foundations (2018). Некоммерческое право в Венгрии Available at: https://www.cof.org/country-notes/hungary (Accessed: 09.08.2019).
Gromyko Al. A. (eds) (2019) Global'nye i regional'nye aspekty migracionnyh processov: Moscow: IE RAN.
Hungarian Helsinki Committee. В чем проблема с венгерским законом о финансируемых из-за рубежа НПО? 2017. Available at: https://www.helsinki.hu/wp-content/uploads/What-is-the-Problem-with-the-Law-on-Foreign-Funded-NGOs.pdf (Accessed: 09.08.2019).
OECD (2015). Migration Policy Debates # 7 September 2015, available at: http://www.oecd.org/migration/Is-this-refugee-crisis-different.pdf (Accessed: 09.08.2019).
Pecoud A., Esperti M. Are NGOs responsible for the migration crisis in the Mediterranean? (20.06.2017) http://theconversation.com/are-ngos-responsible-for-the-migration-crisis-in-the-mediterranean-79699.
Cusumano E., Villa M., Sea rescue NGOs: a pull factor of irregular migration? Policy Briefs, 2019/22, Migration Policy Centre и др.
Potemkina O.Yu. (2010) Immigracionnaya politika Evropejskogo soyuza. M.: Russkij suvenir.
Shishelina L.N. (eds) (2017) Vishegradskaya chetvyorka v Evropejskom soyuze: dilemmy konvergencii [The Visegrad Four in the European Union: Dilemmas of Convergence] Moscow: IE RAN.
Views of Non-governmental Organizations of Central Europe on Migration Crisis in the EU (the case of Hungary)
Author: Kanunnikov A., Doctor of political sciences, Leading Researcher, Center for Social Development of Europe, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: Russian Federation, 125009, Moscow, ul. Mokhovaya, 11, building 3. E-mail: a-a-kanunnikov@yandex.ru
Abstract. The article provides insight into the role of non-governmental organizations (NGOs) in the context of the migration crisis in the countries of the European Union, which has become the largest in Europe since the Second World War. Although the influx of immigrants to the countries of the Visegrad group was not the highest, it was they who most sharply opposed the EU position on how to deal with asylum-seekers. Partly it was due to increased activity of civil society organizations working with migrants. It is shown that the NGOs activity included not only material assistance to refugees and their accommodation, but also assistance in crossing the Hungarian border, as well as providing legal assistance and vital information on asylum procedures. In fact, the activities of some NGOs in Hungary came into conflict with the concrete measures undertaken by the state to limit the flow of illegal migrants into the country. A certain group of nongovernmental organizations has become an instrument within the country to counteract the measures implemented by the government to tackle illegal immigration. The author analyses the legislative initiatives of the Hungarian government to strengthen control over NGOs facilitating illegal migration. It is shown how NGOs are involved in illegal activities in home countries through funding mechanisms from abroad. The article concludes that until the European Union, at the level of its governing bodies, finds the optimal solution to the problem of immigrants, NGOs will keep trying to propose their answers to this issue.
Key words: civil society, non-governmental organizations, immigration, Visegrad Group, European Union.
DOI: http://dx.doi.org/10.! 5211/soveurope72019186195
Современная Европа, 2019, №5