Научная статья на тему 'Проблема нелегальной латиноамериканской миграции в США: пространство непримиримого противостояния'

Проблема нелегальной латиноамериканской миграции в США: пространство непримиримого противостояния Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2222
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ МИГРАЦИЯ / LATIN AMERICAN IMMIGRATION / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ILLEGAL IMMIGRATION / МИГРАЦИОННАЯ РЕФОРМА США / US IMMIGRATION REFORM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудеярова Надежда Юрьевна

В последние годы специфическая социально-экономическая и юридическая проблема латиноамериканской миграции в США стала обретать все большее политическое звучание. Она стала не только объектом дискуссии о методах и формах ее регулирования, но и инструментом борьбы ведущих политических партий и противостояния законодательной и исполнительной властей. Значительное обострение этого вопроса произошло в период правления президента Б. Обамы. Подготовка миграционной реформы в США была анонсирована как приоритет второго срока его администрации. Однако с начала XXI в. это уже третья попытка проведения комплексной миграционной реформы, предыдущие окончились неудачей. Победа на выборах в конгресс в ноябре 2014 г. кандидатов Республиканской партии привела к их контролю над законодательным органом. Сложившаяся ситуация вынуждает Белый дом повышать ставки в попытке выполнения предвыборных обещаний. Борьба за голоса латиноамериканского электората имеет особое значение в преддверии президентской избирательной кампании 2016 г. Ситуацию осложняет отсутствие консенсуса о методах регулирования миграции как внутри страны, так и с руководством ряда латиноамериканских стран. Библиогр. 18 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ILLEGAL MIGRATION FROM LATIN AMERICA TO THE US: INTRANSIGENT POLITICAL POSITIONS

The recent years have seen the raise in the political signifi cance of specifi c socio-economic and legal problems of the Latin American migration to the United States. While the methods and forms of its regulation are still discussed, the immigration has also become a weapon both in the major political parties fight and in the legislative and executive powers confrontation. This issue has worsened during the administration of President Barack Obama. 2014 Immigration Reform was announced as a top priority for the Obama Administration’s second term. However it has been the third attempt to implement a comprehensive immigration reform early in the 21th century, with the previous ones having failed. The congressional elections outcome in November 2014 have switched the legislature control to GOP, that forced the White House to raise the stakes in an attempt to fulfill the electoral promises. The struggle for the votes of the Hispanic electorate is of particular importance in the run-up to the presidential election campaign in 2016. The situation is complicated by the lack of consensus on how to regulate migration both within the country, and with the governments of several Latin American countries. Refs 18.

Текст научной работы на тему «Проблема нелегальной латиноамериканской миграции в США: пространство непримиримого противостояния»

УДК 325.14

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2015. Вып. 3

Н. Ю. Кудеярова

ПРОБЛЕМА НЕЛЕГАЛЬНОЙ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ МИГРАЦИИ В США: ПРОСТРАНСТВО НЕПРИМИРИМОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

В последние годы специфическая социально-экономическая и юридическая проблема латиноамериканской миграции в США стала обретать все большее политическое звучание. Она стала не только объектом дискуссии о методах и формах ее регулирования, но и инструментом борьбы ведущих политических партий и противостояния законодательной и исполнительной властей. Значительное обострение этого вопроса произошло в период правления президента Б. Обамы. Подготовка миграционной реформы в США была анонсирована как приоритет второго срока его администрации. Однако с начала XXI в. это уже третья попытка проведения комплексной миграционной реформы, предыдущие окончились неудачей. Победа на выборах в конгресс в ноябре 2014 г. кандидатов Республиканской партии привела к их контролю над законодательным органом. Сложившаяся ситуация вынуждает Белый дом повышать ставки в попытке выполнения предвыборных обещаний. Борьба за голоса латиноамериканского электората имеет особое значение в преддверии президентской избирательной кампании 2016 г. Ситуацию осложняет отсутствие консенсуса о методах регулирования миграции как внутри страны, так и с руководством ряда латиноамериканских стран. Библиогр. 18 назв.

Ключевые слова: латиноамериканская миграция, нелегальная миграция, миграционная реформа США.

N. Yu. Kudeyarova

THE PROBLEM OF ILLEGAL MIGRATION FROM LATIN AMERICA TO THE US: INTRANSIGENT POLITICAL POSITIONS

The recent years have seen the raise in the political significance of specific socio-economic and legal problems of the Latin American migration to the United States. While the methods and forms of its regulation are still discussed, the immigration has also become a weapon both in the major political parties fight and in the legislative and executive powers confrontation. This issue has worsened during the administration of President Barack Obama. 2014 Immigration Reform was announced as a top priority for the Obama Administration's second term. However it has been the third attempt to implement a comprehensive immigration reform early in the 21th century, with the previous ones having failed. The congressional elections outcome in November 2014 have switched the legislature control to GOP, that forced the White House to raise the stakes in an attempt to fulfill the electoral promises. The struggle for the votes of the Hispanic electorate is of particular importance in the run-up to the presidential election campaign in 2016. The situation is complicated by the lack of consensus on how to regulate migration both within the country, and with the governments of several Latin American countries. Refs 18.

Keywords: Latin American immigration, illegal immigration, US Immigration Reform.

В последние годы специфическая социально-экономическая и юридическая проблема латиноамериканской миграции в США начала обретать все большее политическое звучание. Она стала не только объектом дискуссии о методах и формах ее регулирования, но и инструментом борьбы ведущих политических партий и противостояния законодательной и исполнительной властей. Камнем преткновения являются попытки проведения комплексной миграционной реформы в США.

Кудеярова Надежда Юрьевна — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт Латинской Америки Российской академии наук, Российская Федерация, 115035, Москва, Большая Ордынка, 21; n.kudeyarova@yandex.ru

Kudeyarova Nadezhda Yu.— Ph.D. in History, Senior Researcher, Institute of Latin America (Russian Academy of Science), 21, Bolshaya Ordynka, Mоskow, 115035, Russian Federation; n.kudeyarova@yandex.ru

127

Отношения, связывающие США и Латинскую Америку, имеют давнюю историю, однако их миграционный контекст возник лишь несколько десятилетий назад. Столетием ранее в период миграционного бума начала XX в. основным объектом миграционной политики США были выходцы из стран Европы и Азии. Ситуация начала меняться с 1960-х годов, когда массовый поток мигрантов из Мексики и стран Центральной Америки внес существенные коррективы в этнокультурные и социально-экономические характеристики населения и обострил проблему регулирования миграции.

В современной структуре американского населения выходцы из стран Латинской Америки составляют 16,9% от общей численности, или 52 млн человек [1]. Эта этническая группа крайне неоднородна и вследствие этого обладает различными социально-экономическими характеристиками и традициями политического участия. Несмотря на лингвистическую общность, важной чертой остается диаспо-ральное разделение, определяемое страной происхождения. Выделяются сообщества мексиканцев (64,3%), пуэрториканцев (9,3%), выходцев из Центральной (8,1%) и Южной Америки (5,9%), кубинцев (3,5%), а также с карибских островов и из других стран (8,9%) [1].

Латинос представляют самую быстрорастущую группу населения США. Этому способствуют как высокий уровень рождаемости, так и значительный приток мигрантов, который постоянно подпитывает сообщество. В настоящее время 28% испаноязычных граждан страны — лица в возрасте до 14 лет [1], и в перспективе их влияние на характеристики рынка труда и структуры занятости будет расти, а также будет усиливаться роль в политической жизни страны. На этом фоне особую обеспокоенность вызывает рост числа нелегальных мигрантов из латиноамериканских стран. Неформальные отношения с работодателями, неурегулированные проблемы с системами социального обеспечения и налогообложения, отсутствие легального статуса уводят их «в тень», снижают вклад в экономику и ведут к криминализации их положения. Общая численность нелегальных мигрантов в США оценивалась в 11,2 млн человек, из которых 52,7% (5,9 млн) составляли выходцы из Мексики, 15,2% — из стран Центральной Америки, а в целом четверо из пяти (78,6%) были представителями Латино-Карибской Америки [2]. Можно с большой долей уверенности сказать, что проблема нелегальной миграции в США имеет латиноамериканскую и, в более узком фокусе, — мексиканскую проекцию. Несмотря на то, что в последние годы под воздействием финансового кризиса и замедления темпов роста экономики численность нелегалов несколько сократилась, порождаемые этим явлением вопросы очень обостренно воспринимаются в общественной дискуссии, хотя необходимость изменений признается всеми сторонами.

Реформа миграционного законодательства давно ожидается американским обществом, однако в нем самом нет консолидированного мнения, какого именно результата и какими средствами можно и нужно достичь. Начиная с 2000 г. было предпринято как минимум три попытки разработки комплексной миграционной реформы, однако ни одна из них не была успешной. Это во многом объясняется противоречивыми итогами реформы, проведенной в 1986 г.

Известный Закон о реформе и контроле над иммиграцией (Immigration Reform and Control Act, IRCA), принятый в 1986 г., дал возможность тысячам нелегалов узаконить статус пребывания на территории США, но не привел к сокращению потока

128

мигрантов, пересекающих мексикано-американскую границу. По мнению американских ученых Дж. Бхагвати и Ф. Риверы-Батиса, закон 1986 г. опирался на идею, согласно которой «наказания, включая санкции против работодателей, укрепление безопасности границ, а также такие меры стимулирования, как увеличение количества легальных иммигрантов и амнистия нелегалов, уже находящихся в стране, позволит покончить с нелегальной миграцией. Вскоре выявилась иллюзорность подобных планов: предложение об амнистии на время сократило поток нелегальной миграции, но этого оказалось недостаточно, чтобы искоренить ее совсем» [3].

Несмотря на противоречивый итог реформы 1986 г., объективная ситуация требовала принятия новых шагов в этом направлении. К ним подталкивала не только необходимость решения проблемы нелегальной миграции, но и задача интеграционного характера, обусловленная развитием таможенного союза в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA).

На рубеже XX-XXI в. была предпринята новая попытка комплексной иммиграционной реформы. Только что избранные президент США, республиканец Джордж Буш-младший (2001-2009), и президент Мексики, лидер Партии национального действия (PAN) Висенте Фокс (2000-2006), в феврале 2001 г. начали полномасштабные переговоры по вопросам нелегальной миграции. Тема была поднята в ходе официального визита В. Фокса в США 5-6 сентября 2001 г., когда мексиканский президент выразил обеспокоенность положением нелегальных мексиканских рабочих в США. В ответ Дж. Буш заявил: «Я могу уверить президента и народ Мексики, что мы услышали их требование» [4]. Однако события 11 сентября 2001 г. нанесли удар по договоренностям, поставив под вопрос либерализацию миграционного режима. Американская политика начала фокусироваться на антитеррористических мероприятиях и режиме «закрытия границы».

С тех пор миграционный вопрос приобрел исключительно внутриполитическое содержание и на долгий период времени ушел из международной повестки. Развитие интеграции в формате NAFTA не потребовало изменения режима мобильности, информационные технологии сняли необходимость в физическом передвижении высококвалифицированной рабочей силы, развивая аутсорсинг и работу с удаленным доступом. События 11 сентября 2001 г. привели к усилению контроля на мексикано-американской границе, делая ее одной из линий обороны государства в прямом и переносном смыслах. Оценивая поворот, произошедший в 2001 г., исследователи отмечали, что основной проблемой, с которой столкнулся В.Фокс, стала переоценка роли президента в вопросе проведения комплексной миграционной реформы [5]. Это наблюдение найдет свое подтверждение и в дальнейшей законотворческой практике.

Тем не менее идея реформы не утратила своей внутриполитической актуальности ввиду возрастающей важности латиноамериканского электората. Очередной виток возврата к теме обозначился накануне президентских выборов 2004 г. В предвыборной кампании Дж. Буш отводил этой теме одно из основных мест. Выступая 20 января 2004 г. перед конгрессом, он вновь выделил основные элементы миграционной политики, которые бы отражали «[американские] ценности и приносили пользу экономике» [6]. Были обозначены контуры новой программы временных рабочих, позволяющей заполнить невостребованные американцами рабочие места, а также озвучена четкая позиция о невозможности амнистии, которая

129

поощрила бы дальнейшую незаконную иммиграцию и вознаградила бы нарушителей закона. Эта неразрешимая дилемма амнистии и легализации, возникшая в результате реформы 1986 г., создала богатую почву для дальнейшей политической поляризации.

После переизбрания Дж. Буш начал активно продвигать идею реформы. Его союзниками стали сенаторы республиканец Джон Маккейн и демократ Тед Кеннеди. Подготовленный ими законопроект в мае 2006 г. был одобрен сенатом (62 голоса «за» и 36 «против»). Следующим этапом было проведение законопроекта через палату представителей, где он не нашел поддержки. Палата предложила свой вариант односторонней реформы, которая сосредотачивалась на депортации иммигрантов и противодействии криминализации. В итоге всесторонняя реформа была похоронена. Такая схема действий конгресса оказалась чрезвычайно устойчивой. Если для Дж.Буша провал инициативы не был критичен на фоне благополучных экономических показателей того периода, то для его преемника Б. Обамы сходный опыт стал серьезным политическим испытанием.

В ходе обеих электоральных кампаний Б. Обама обозначал миграционную реформу в качестве приоритетов внутренней политики. Именно в это время она приобрела высокий градус политизированности, став примером ограниченных возможностей поиска вариантов решения проблемы в нарастающем конфликте ветвей власти. Хотя исторически администрации демократов более лояльно относились к нелегальным мигрантам, за время правления администрации Б. Обамы существенно возросла репрессивная составляющая миграционной политики, суммарное число депортаций достигло за этот период рекордного показателя — 2 млн человек. Это активизировало политизацию латиноамериканских избирателей. Отмечая важность этого сегмента электората, можно отметить, что речь идет 10,8% имеющих право голоса. Это молодая группа, часть которой еще не достигла возраста участия в выборах и, соответственно,-имеет объективную тенденцию к росту. На президентских выборах 2012 г. 71% латиноамериканцев поддержал Б. Обаму, 29% — Мита Ромни.

В избирательной кампании на второй президентский срок Б. Обама выдвинул задачу комплексной миграционной реформы в авангард политической повестки. Ее активное воплощение началось практически безотлагательно. Отправной точкой стало выступление Б. Обамы в средней школе Дель-Соль в Лас-Вегасе, состоявшееся в январе 2013 г. через неделю после его вступления на второй президентский срок [7].

Наибольший интерес для данного анализа представляет не столько содержание инициативы (в целом арсенал предложений касается взаимоотношений с работодателями, деталей амнистии и характера ужесточения пограничного контроля), сколько ход рассмотрения инициативы и шаги разных сторон, приведшие к повышению ставок во взаимодействии по линии конгресс — Белый дом. В предложенном варианте приоритет отдавался привлечению в страну высококвалифицированных специалистов при одновременном ужесточении охраны границ и увеличении штрафных санкций для работодателей, нанимающих нелегалов. Была предложена амнистия для детей нелегальных мигрантов, приехавших с родителями в раннем детстве и выросших с США, а также ряд других возможностей [8].

Однако накануне выступления в Лас-Вегасе инициативная группа сенаторов, состоявшая из четырех республиканцев и четырех демократов, прозванная «бандой

130

восьмерых», представила свой вариант реформы. Как и в плане Обамы, предлагалась легализация значительной части нелегалов, но делался больший упор на дальнейших мерах по охране границы и предоставлении легализованным вида на жительство лишь после принятия подобных мер. Активный участник этой группы молодой сенатор-республиканец Марко Рубио, сын кубинских эмигрантов, заявил, что без предварительного укрепления пограничной охраны он голосовать за легализацию не намерен [9]. (Его кандидатура рассматривалась в числе потенциальных кандидатов от Республиканской партии на выборах 2016 г.) В итоге 27 июня 2013 г. сенат проголосовал за предложенный ими законопроект и принял его 68 голосами против 32 [10]. Но, как отмечали комментаторы, у этого плана немало противников среди членов нижней палаты конгресса, где начали работу над собственным проектом закона (Н^.1417). Летом 2013 г. стало понятно, что план Обамы пошел не так, как был задуман. Итогом предпринятых обеими палатами шагов стало то, что к осени 2014 г. все инициативы «канули» в многочисленных согласованиях.

Обращает на себя внимание тот факт, что в период президентства как Дж.Буша, так и Б. Обамы, разработанный законопроект пропал в недрах конгресса. Есть и другие совпадения: инициатива Маккейна-Кеннеди 2006 г. была подготовлена представителями обеих партий в сенате, и в 2013 г. была предпринята двухпартийная инициатива «банды восьмерых». И в первом, и во втором случае сенат одобрил ее двумя третями голосов. Противодействие на уровне палаты представителей породило очередную волну комментариев о замораживании миграционной реформы в США.

Хотя это не единственная жертва сложившейся в последние годы системы взаимоотношений законодательной и исполнительной властей США, ее пример весьма нагляден. Как отмечал исполнительный редактор информационного портала Vox.com Мэттью Иглесиас, бесконечные дебаты и многословные речи в сенате не только мешают узаконить многие противоречивые предложения президента, но и в принципе меняют сам процесс управления. Система построена так, что президенту нужно сделать все возможное, чтобы представить результаты работы своим сторонникам, а оппоненты последних в конгрессе предпринимают все, чтобы помешать им. «Противостояние исполнительной и законодательной власти делает результат президентских выборов нулевым» [11].

К принятию решительных действий со стороны президента подталкивали события, разворачивавшиеся на протяжении 2014 г. Значительный резонанс получил так называемый пограничный кризис детской миграции. Пик скандала пришелся на май-июнь 2014 г. после публикации СМИ материалов о тяжелом положении в США тысяч несовершеннолетних мигрантов, часто подвергающихся жестокому обращению со стороны персонала американских миграционных органов. С октября 2013 г. по июль 2014 г. было задержано около 57 тыс. детей и подростков из Центральной Америки, пересекших американскую границу [12]. Нейтрализация скандала требовала чрезвычайных действий. 25 июля 2014 г. в Вашингтоне прошла встреча американского президента с главами государств Гватемалы, Гондураса и Сальвадора. Ее итог во многом подтвердил уже известный тезис, что позиция Белого дома существенно отличается от подходов центральноамериканских партнеров. Американцы настаивали на необходимости увеличения самостоятельных усилий латиноамериканских государств, направленных на предотвращение массового исхода на

131

Север своих несовершеннолетних граждан, видя причины незаконной миграции в крайней бедности и преступности. Страны субрегиона, напротив, стремились переложить значительную долю ответственности на США и увязывали эту проблему скорее с деятельностью организаций наркомафии, использующей территорию Центральной Америки для транзита наркотиков в США [13]. Весьма красноречиво прозвучала позиция президента Гондураса Хуана Орландо Эрнандеса, отметившего, что миграционный кризис также вызван «неясностью» и «двуличностью» миграционной политики самих США, которые до сих пор не могут определиться с порядком пребывания на своей территории латиноамериканских мигрантов [12].

Обострение ситуации в юго-западных штатах США и противодействие конгресса вынудили американского президента обозначить жесткую позицию. Он отметил: «Америка не может ждать бесконечно. Отказ Республиканской фракции нижней палаты принять проклятый законопроект плох для нашей безопасности, плох для нашей экономики, плох для нашего будущего. Поэтому, начиная с сегодняшнего дня, я постараюсь самостоятельно приложить максимум усилий к совершенствованию нашей иммиграционной системы» [14].

Серьезным толчком к изменению методов реализации реформы стали результаты прошедших 4 ноября 2014 г. выборов в конгресс США, где кандидаты Республиканской партии одержали убедительную победу. Установление контроля над сенатом в сочетании с дополнительным количеством мест, полученным на выборах в палату представителей, позволило республиканцам занять доминирующие позиции. В итоге с ноября 2014 г. в США возникла ситуация так называемой «разделенной власти», когда глава исполнительной ветви не располагает поддержкой парламента. Подобный расклад сил имеет взрывоопасный потенциал и чреват возникновением политического кризиса. 21 ноября 2014 г. Б. Обама предпринял попытку реализовать программу миграционной реформы через президентские указы. В пресс-релизе Белого дома указывалось, что более года ушло на безрезультатные попытки преодолеть сопротивление республиканцев в палате представителей и принять либо законопроект сената, либо их собственный проект. В итоге Белый дом предложил легализовать иммигрантов, «которые проживают в США более пяти лет и являются родителями американских граждан или лиц, имеющих разрешение на постоянное проживание в стране» [15]. Отмечалось, что данная попытка стала компромиссом и направлена на предоставление возможности выйти из тени обозначенным категориям людей.

Односторонняя инициатива исполнительной власти, позволяющая найти компромиссное решение застаревшей проблемы, привела к обострению политической борьбы. По мнению Джона Худака из американского Института Брукингса, республиканцы опасаются, что демократы за счет реформы увеличат свою электоральную базу. Результаты замера общественного мнения, проведенные службой Gallup, показали, что 60% латиноамериканцев готовы поддержать кандидата от демократов на предстоящих президентских выборах [16]. Реакция республиканцев была прогнозируемой. Так, спикер палаты представителей Джон Бейнер заявил, что этот шаг хозяина Белого дома подрывает двухпартийное сотрудничество и ослабляет институт президентства [17]. Тем не менее непримиримая позиция республиканцев имеет свои пределы в виде соблюдения баланса между интересами ядра своего электората и стремлением не слишком оттолкнуть потенциальных сторонников из

132

числа латиноамериканских избирателей. Действия Б.Обамы были расценены как начало «иммиграционной войны» между демократами и республиканцами. Как отмечала российский политолог Н. М. Травкина, они знаменуют «начало «тотальной войны» между Белым домом и контролируемым республиканцами конгрессом, которая и будет определять характер и тональность взаимоотношений между двумя ветвями власти в течение следующих двух лет вплоть до президентских выборов 2016 года» [18].

Проведенный анализ процесса подготовки миграционной реформы показывает, что на протяжении длительного времени ключевую роль в данном вопросе играл конгресс, а влияние президента было переоценено. Именно палата представителей, наряду с другими противоборствующими лоббистскими группами, формировала реальную политику и значительно снижала влияние президента США в данном вопросе. Наблюдаемая попытка переломить установившийся порядок провоцирует обострение политической ситуации. Патовая ситуация в противостоянии по проблеме миграционной реформы демонстрирует невозможность реализации предвыборных обещаний. Попытки преодолеть сопротивление законодателей привели к завышению ставок в политической игре. Отсутствие консолидированного общественного и экспертного мнения по проблеме нелегальной миграции, о методах и результатах ее разрешения, может создать серьезные препятствия в реализации внутренней политики руководителю страны вне зависимости от его партийной принадлежности. Открытое противоборство ветвей власти и политических партий выводит миграционную проблематику в число ключевых на предстоящих в 2016 г. президентских выборах.

Литература

1. U.S. Census Bureau, Current Population Survey, Annual Social and Economic Supplement, 2012. Internet release date: December 2013. URL: http://www.census.gov/population/hispanic/data/ (дата обращения: 03.02.2015).

2. Unauthorized Immigrant Population Trends for States, Birth Countries and Regions. December 11, 2014 / Pew Hispanic Center. Washington. URL: http://www.pewhispanic.org/2014/12/11/unauthorized-trends/ (дата обращения: 03.02.2015).

3. Бхагавати Дж., Ривера-Батис Ф. Смягчение иммиграционной политики // Россия в глобальной политике. 2013. № 5. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Smyagchenie-immigratcionnoi-politiki-16190 (дата обращения: 09.10.2013).

4. Schneider Bill. Bush announces changes to immigration policy. CNN. 09.01.2004. URL: http://edition. cnn.com/2004/ALLP0LITICS/01/09/ip.pol.opinion.immigration/index.html?_s=PM:ALLP0LITICS (дата обращения: 09.10.2013).

5. Imaz Cecilia. Percepciones de la migración en México y Estados Unidos // Metapolitica. 2007. № 51, vol. 11. P. 62-67.

6. President George W. Bush's State of the Union Address, 2004. 20 January 2004. URL: http://www. johnstonsarchive.net/policy/bushstun2004.html (дата обращения: 03.04.2014).

7.Remarks by the President on Comprehensive Immigration Reform. 29.01.2013. URL: http://www. whitehouse.gov/the-press-office/2013/01/29/remarks-president-comprehensive-immigration-reform (дата обращения: 03.04.2014).

8. White House immigration plan offers path to residency. 17.02.2013. USA Today. URL: http://www. usatoday.com/story/news/nation/2013/02/16/obama-immigration-bill/1925017/ (дата обращения: 03.04.2014).

9. Иммиграционная реформа в США: «всеобщая легализация»? 30.01.2013. BBC. URL: http:// www.bbc.co.uk/russian/international/20i3/0i/i30i29_immigration_reform_analysis.shtml (дата обращения: 03.04.2014).

133

10. Border Security, Economic Opportunity, and Immigration Modernization Act. URL: https://www. congress.gov/bffl/113th-congress/senate-bffl/744?q=%7B"search"%3A%5B"Border+Security%2C+Econom ic+Opportunity%2C+and+Immigration+Modernization+Act"%5D%7D (дата обращения: 07.02.2015).

11. Yglesias Matthew. American democracy is doomed. 02.03.2015. URL: http://www.vox. com/2015/3/2/8120063/american-democracy-doomed (дата обращения: 05.03.2015).

12. Crisis de niños es por ambigüedad de políticas migratorias de EUA. URL: http://www.elheraldo.hn/ pais/732096-364/crisis-de-niños-es-por-ambigüedad-de-políticas-migratorias-de-eua (дата обращения: 12.08.2014).

13. Морозов Д. В. Незаконная миграция несовершеннолетних из Центральной Америки в США / Институт Латинской Америки // Латиноамериканская панорама. Июль 2014 года. URL: http://www. ilaran.ru/?n=945 (дата обращения: 02.09.2014).

14. President Obama Plans to Take Executive Action on Immigration Reform. 30.06.2014. URL: http:// ktla.com/2014/06/30/president-obama-delivers-statement-on-immigration-reform/ (дата обращения: 06.09.2014).

15. Taking Action on Immigration. 21.11.2014. URL: https://www.whitehouse.gov/issues/immigration (дата обращения: 23.11.2014).

16. Базанова Е. 17 штатов США требуют признать иммиграционную амнистию Барака Обамы незаконной. 05.12.2014. Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2014/12/05/shtaty-protiv-prezidenta (дата обращения: 05.12.2014).

17. Обама и республиканцы спорят об иммиграционной реформе. 22.11.2014. BBC. URL: http:// www.bbc.co.uk/russian/international/2014/11/141121_obama_immigration_argument (дата обращения: 23.11.2014).

18. Травкина Н. М. Капитолийский холм — главный театр военных действий Обамы. 17.12.2014. Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/inner/index. php?id_4=4971#top (дата обращения: 15.01.2015).

References

1. U.S. Census Bureau, Current Population Survey, Annual Social and Economic Supplement, 2012. Internet release date: December 2013. Available at: http://www.census.gov/population/hispanic/data/ (accessed 03.02.2015).

2. Unauthorized Immigrant Population Trends for States, Birth Countries and Regions. December 11, 2014 / Pew Hispanic Center. Washington. Available at: http://www.pewhispanic.org/2014/12/11/unauthorized-trends/ (accessed 03.02.2015).

3. Bkhagavati Dzh., Rivera-Batis F. Smiagchenie immigratsionnoi politiki [A Kinder, Gentler Immigration Policy]. Rossiia v globalnoi politike [Russia in Global Affairs], 2013, no. 5. (In Russian) Available at: http://www. globalaffairs.ru/number/Smyagchenie-immigratcionnoi-politiki-16190 (accessed09.10.2013).

4. Schneider Bill. Bush announces changes to immigration policy. CNN. 09.01.2004. Available at: http:// edition.cnn.com/2004/ALLP0LITICS/01/09/ip.pol.opinion.immigration/index.html?_s=PM:ALLP0LITICS (accessed 09.10.2013).

5. Imaz Cecilia. Percepciones de la migración en México y Estados Unidos [Perceptions of the migration in Mexico and the United States]. Metapolitica, 2007, no. 51, vol. 11, pp. 62-67.

6. President George W. Bush's State of the Union Address, 2004. 20 January 2004. Available at: http://www. johnstonsarchive.net/policy/bushstun2004.html (accessed 03.04.2014).

7. Remarks by the President on Comprehensive Immigration Reform. 29.01.2013. Available at: http:// www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/01/29/remarks-president-comprehensive-immigration-reform (accessed 03.04.2014).

8. White House immigration plan offers path to residency. 17.02.2013. USA Today. Available at: http://www. usatoday.com/story/news/nation/2013/02/16/obama-immigration-bill/1925017/ (accessed 03.04.2014).

9. Immigratsionnaia reforma v SShA: «vseobshchaia legalizatsiia»? [US Immigration reform: "general legalization"?] 30.01.2013. BBC. (In Russian) Available at: http://www.bbc.co.uk/russian/internation-al/2013/01/130129_immigration_reform_analysis.shtml (accessed 03.04.2014).

10. Border Security, Economic Opportunity, and Immigration Modernization Act. Available at: https:// www.congress.gov/bill/113th-congress/senate-bill/744?q=%7B"search"%3A%5B"Border+Security%2C+Ec onomic+Opportunity%2C+and+Immigration+Modernization+Act"%5D%7D (accessed 07.02.2015).

11. Yglesias Matthew. American democracy is doomed. 02.03.2015. Available at: http://www.vox. com/2015/3/2/8120063/american-democracy-doomed (accessed 05.03.2015).

134

12. Crisis de niños es por ambigüedad de políticas migratorias de EUA [Children's crisis is originated in ambiguity of migration policies of the USA]. Available at: http://www.elheraldo.hn/pais/732096-364/crisis-de-niños-es-por-ambigüedad-de-políticas-migratorias-de-eua (accessed 12.08.2014).

13. Morozov D.V. Nezakonnaia migratsiia nesovershennoletnikh iz Tsentral'noi Ameriki v SShA [Illegal children migration from Central America to the USA]. Institut Latinskoi Ameriki [Institute of Latin America]. Latinoamerikanskaia panorama [Latin American Review], 2014 July. (In Russian) Available at: http://www.ilaran.ru/?n=945 (accessed 02.09.2014).

14. President Obama Plans to Take Executive Action on Immigration Reform. 30.06.2014. Available at: http://ktla.com/2014/06/30/president-obama-delivers-statement-on-immigration-reform/ (accessed 06.09.2014).

15. Taking Action on Immigration. 21.11.2014. Available at: https://www.whitehouse.gov/issues/ immigration (accessed 23.11.2014).

16. Bazanova E. 17 shtatov SShA trebuiut priznat' immigratsionnuiu amnistiiu Baraka Obamy nezakonnoi. 05.12.2014 [17 states of the USA demand to recognize illegal the immigration amnesty of Barack Obama. 05.12.2014]. Vedomosti. [Vedomosti]. (In Russian) Available at: http://www.vedomosti.ru/ politics/articles/2014/12/05/shtaty-protiv-prezidenta (accessed 05.12.2014).

17. Obama i respublikantsy sporiat ob immigratsionnoi reforme [Obama and Republicans argue about immigration reform. 22.11.2014. BBC]. 22.11.2014. BBC. (In Russian) Available at: http://www.bbc.co.uk/ russian/international/2014/11/141121_obama_immigration_argument (accessed 23.11.2014).

18. Travkina N. M. Kapitoliiskii kholm — glavnyi teatrvoennykh deistvii Obamy. 17.12.2014. Rossiiskiisovet po mezhdunarodnym delam [Capitol Hill — the main battlefield of Obama. 17.12.2014. Russian International Affairs Council]. (In Russian) Available at: http://russiancouncil.ru/inner/index.php?id_4=4971#top (accessed 15.01.2015).

Статья поступила в редакцию 24 марта 2015 г.

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.