Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal
ISSN 250-3585
70
УДК: 364.4
ББК: 60.561.7 Социальные науки
Проблема недоверия граждан к волонтерской деятельности.
© М.И. Синяева1, Д.П. Калужских2
1 Синяева М.И. - преподаватель кафедры уголовного права, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» (ЮЗГУ)
2Калужских Д.П. - студент ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» (ЮЗГУ)
E-mail: [email protected]
Адрес: 305040, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94. Российская Федерация
РЕЗЮМЕ
В настоящей статье рассмотрены основные проблемы, связанные с недоверием граждан к волонтерской деятельности. Выявлены причины равнодушия и безразличия граждан к волонтерству. Предложены основные пути-по преодолению данной проблемы.
№2 (5) 2017 Ключевые слова: волонтерство, волонтер, добровольческая деятель-
www.j-chr.com г с г
ность, благотворительность, лжеволонтерство.
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды понятия добровольной и бескорыстной помощи. Волонтерство направлено на достижение социально значимых проблем и целей как общества в целом, так и отдельных граждан. Согласно ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительной организациях» добровольцами являются физические лица, которые осуществляют благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и оказания услуг [3].
Для того, чтобы определить отношение россиян к волонтерской деятельности, необходимо разобраться в национальной специфике развития данного явления в России.
Волонтерство в нашей стране далеко не новое явление. Истоки добровольчества начинают проявляться с принятием на Руси христианства. В русском православном окружении издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда люди приходят бескорыстно трудиться в монастыри. Также проявление волонтерской деятельности можно найти в первых письменных источниках славян («Домострой», «Поучение детям Владимира Мономаха»), где прописано: «Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего» [4].
В 19 веке произошел серьезный перелом в развитии российского добровольчества. Представители интеллигенции чувствовали свою вину перед «невежественным угнетенным большинством», поэтому жертвовали последним большие суммы. Благотворительность служила милосердию и выражала гражданскую позицию демократической интеллигенции.
После Октябрьской революции отношение к волонтерству стало приобретать новый характер. Труд в СССР объявлялся высшей ценностью. Активно распространялась пропаганда социальной активности, приветствовалось участие в различных общественных делах. Однако работа волонтеров в советский период была подконтрольна государству. Таким образом, волонтерство тогда стало носить «добро-
вольно-принудительный» характер.
Именно из данного феномена вытекает первая проблема недоверия граждан к волонтерской работе. У многих граждан устойчиво сохранилась в памяти мысль о том, что при проявлении желания отказаться от какой-либо деятельности, появлялась обязательность этого действия, за отказ же могли наступать различные санкции. Современная деятельность волонтеров, в основном, исходит из добровольных порывов. (Можно сравнить крупные добровольческие акции в СССР - освоение Целины, строительство БАМа, где присутствовали принудительные меры; а также в Российской Федерации -Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи в 2014 году, где граждане страны активно принимали участие в волонтерской деятельности) [6]. Но даже несмотря на все современные показатели, многие не хотят вникать в волонтрство, думая, что у волонтеров нет благородных мотивов.
Из этого вытекает еще одна проблема. Тому, что наше общество находится во власти различных предупреждений, касающихся волонтерской деятельности, во многом способствует низкая степень осведомленности населения о добровольчестве. Примером может служить тот факт, что многие граждане мотивируют свой отказ от участия в благотворительной деятельности отсутствием времени. Хотя многие виды волонтерства не требуют временных затрат, например, переписка с престарелыми одинокими людьми, которая занимает 10-15 минут один раз в две недели [5]. Также неосведомленность общества о добровольческой деятельности связана с отсутствием должной поддержки со стороны государственных структур. Необходима доработка законодательной базы, закрепление системы поощрения добровольческого труда, особенно в регионах.
Но даже если население будет иметь достаточную информацию, и не будет испытывать финансовых недостатков, можно столкнуться с еще одной проблемой. Эта проблема непосредственно связана с осуществлением акта
71
72
милосердия. Безразличное отношение к волонтерству связано как с индивидуальными особенностями отдельных граждан, так и развития нашей страны в целом. К первым причинам относятся - невежество, хладнодушие, безучастность, апатичность, равнодушие; ко вторым - смена политической парадигмы, изменение идеологических установок и ценностных ориентиров, социально-экономическое расслоение общества и другие.
Еще одной современной проблемой недоверия граждан к добровольческой деятельности является участившееся так называемое «лжеволонтерство». На улицах города, в общественном транспорте, у магазинов, станций метро можно встретить людей, которые призывают помочь больному ребенку, бездомным животным, пожилым людям, беженцам. С виду они действительно похожи на представителей благотворительных организаций: они одеты в форму волонтерской организации, которая действительно существует, предлагают ознакомиться с различными подтверждающими документами. Но что же тут нечисто? При виде камер, при постановке уточняющих вопросов, они краснеют и разбегаются. По статистике настоящие благотворительные организации просят оказать помощь посредством отправления СМС или перевода на банковский счет. Что же касается пожертвования в виде милостыни, то здесь чаще можно столкнуться с мошенниками. Президент Благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин считает, что лжеволонтеров стало гораздо больше из-за проведения в 2012-2014 различных программ по устранению попрошаек с улиц (сократилось число нищих, цыган; церковь запретила просить деньги на благоустройство храмов на улицах) [2]. Всех этих людей заменять стали «волонтеры» из благотворительных организаций. Чаще всего это молодежь. Подросткам предлагают работу, обещая неплохую зарплату, даже обещая справки, которые могут пригодиться им при поступлении в образовательные учреждения. Они слабо подготовлены и не представляют, что
должны рассказывать людям. Например, они могут сказать, что требуются деньги на операцию, но на какую и в связи с чем
- не знают. Что же касается самих благотворительных фондов, то многие они существуют в действительности, например, «Наши дети», «Время», «Светлое сердце помощи». Однако это может быть просто прикрытием и, если позвонить в данные организации, они не подтвердят сотрудничество. Отличием лжеволонтерства от добровольчества является то, что данные фонды выплачивают заработную плату своим «волонтерам», а также работают без оферты, согласно которой организация, получающая пожертвования, обязуется использовать деньги определенным образом. Борьба с такими учреждениями просто необходима. Люди, столкнувшиеся один раз с данными фондами, больше не желают помогать волонтерским организациям, думая, что все они коррумпированы.
Для устранения данных проблем необходима пропаганда волонтерской деятельности. Важна поддержка добровольчества в СМИ, а также в социальных сетях, без которых невозможна жизнь большей части населения. Там должна распространяться социальная реклама о волонтерских объединениях и проводимых ими мероприятий и акциях. Также государству и его структурным подразделениям следует оказывать большую поддержку волонтерству. Необходимо ввести законопроекты, запрещающие лжеволонтер-ство, оказывать должную материальную поддержку добровольческим организациям, продвигать и проявлять различную поддержку в развитии их социальных проектов. Работа должна вестись в образовательных учреждениях. Упор должен делаться на подростков и молодежь
- необходимо зародить бескорыстные и добровольные мысли в нашем молодом поколении.
По различным данным в России волонтерской деятельностью занимается 1-3 % населения, в то время как в Германии - каждый третий, в Японии - 26% [1]. Данная статистика выглядит удручающе.
Именно поэтому волонтерство как никогда стоит поддерживать и развивать.
Добровольчество должно стать стилем жизни каждого человека. Для того, чтобы устранить недоверие граждан к волонтерской деятельности мало сделать все то, что относится к организационно-правовым программам, необходимо обратить внимание и на «состояние души» человека, на его мотивы и ориентирую-
щие ценности. Необходимо пропагандировать духовную и культурную сторону данной проблемы. Волонтерство должно стать не показательным жестом, а обычным поступком, сродни уступки места в общественном транспорте пожилым людям. Хочется верить, что добровольческая деятельность станет для российских граждан доброй традицией, передающейся из поколения в поколение.
ЛИТЕРАТУРА
1. ВолонтерскоедвижениевЕвропеиСША. Справка. [Электронный ресурс]// URL:http:// ria.ru/spravka/20100521/236986923.html.
2. Лжеволонтеры и настоящие фонды: эксперты рассказали, как помогать правильно. [Электронный ресурс] // URL: https://www. asi.org.ru/news/2016/09/15/lzhevolontery-i-nastoyashhie-fondy-eksperty-rasskazali-kak-pomogat-pravilno/.
3. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях [Текст]: фе-дер. закон: [принят 11 августа 1995 г. № 135-Ф3: по состоянию на 5 мая 2014 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст.1300.
4. Поучение детям Владимира Мономаха / под ред. В.А. Воскресенского. - СПб.: Типография Тиханова А.В., 1893.
5. Репешко Е.Е. Волонтерство в России: основные проблемы и способы их решения // Ученые записки российского государственного социального университета. - 2012. №10. - С. 108.
6. Сазонова Е.С., Кывыржик М.В., Гуцу О.С. Развитие ценности волонтерства в России// Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики. - 2015. С. 375.
73
THE PROBLEM OF CITIZENS DISSATISFIED TO VOLUNTEER ACTIVITY
Maria I. Sinyaeva1, Dar'ya P. Kaluzhskikh2
1Sinyaeva Maria I. - Teacher of The Criminal law department, State University is located in Kursk
2Kaluzhskikh Dar'ya P. - student of The Southwest State University is located in Kursk. E-mail: [email protected]
Address: 305040, Kursk, 50 Let Oktyabrya Street, 94, Russian Federation
ABSTRACT
In this article, we consider the main problems associated with citizens' distrust of volunteerism. The reasons for indifference and indifference of citizens to volunteerism are revealed. The main ways to overcome this problem are proposed.
Keywords: volunteerism, volunteer, volunteer activity, charity, false tolerance.
REFERENCE
1. Volonterskoye dvizheniye v Yevrope i SSHA.Spravka. [Elektronnyy resurs]// URL:http:// ria.ru/spravka/20100521/236986923.html.
2. Lzhevolontery i nastoyashchiye fondy: eksperty rasskazali, kak pomogat' pravil'no. [Elektronnyy resurs] // URL: https://www.asi. org.ru/news/2016/09/15/lzhevolontery-i-nas-toyashhie-fondy-eksperty-rasskazali-kak-po-mogat-pravilno/.
3. O blagotvoritel'noy deyatel'nosti i blagotvoritel'nykh organizatsiyakh [Tekst]: feder. zakon: [prinyat 11 avgusta 1995 g. № 135-FZ: po sostoyaniyu na 5 maya 2014 g.] // Sobraniye
zakonodatel'stva RF. - 1995. - № 33. - St.1300.
4. Poucheniye detyam Vladimira Mono-makha / pod red. V.A. Voskresenskogo. - SPb.: Tipografiya Tikhanova A.V., 1893.
5. Repeshko Ye.Ye. Volonterstvo v Rossii: osnovnyye problemy i sposoby ikh resheniya // Uchenyye zapiski rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta. - 2012. №10. - S. 108.
6. Sazonova Ye.S., Kyvyrzhik M.V., Gutsu O.S. Razvitiye tsennosti volonterstva v Ros-sii// Sotsial'naya rabota v sovremennom mire: vzaimodeystviye nauki, obrazovaniya i praktiki. - 2015. S. 375.