Научная статья на тему 'Проблема научности философии'

Проблема научности философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3041
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД В ФИЛОСОФИИ / ТЕОРЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД В ФИЛОСОФИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ / КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ФИЛОСОФИИ / PHILOSOPHY / AN INDUCTIVE METHOD IN PHILOSOPHIES / A TEORETIKO-DEDUCTIVE METHOD IN PHILOSOPHIES / INFORMATIVE FUNCTIONS OF PHILOSOPHY / CRITERIA OF SCIENTIFIC CHARACTER OF PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Суханов Ким Николаевич

Исследуется проблема применимости критериев научности, научной рациональности к философии. В статье обосновывается положение о необходимости дифференцированного выбора критериев истинности для различных составных частей философии с учетом их взаимодействия с конкретной наукой и языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SCIENTIFIC CHARACTER OF PHILOSOPHY

In article is investigated the problem of applicability of criteria of scientific character, scientific rationality to philosophy. In article is proved the position about necessity of the differentiated choice of criteria of the validity for various components of philosophy taking into account their interaction with a concrete science and language.

Текст научной работы на тему «Проблема научности философии»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 38 (329). Философия. Социология. Культурология. Вып. 31. С. 94—97.

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

I)

К. Н. Суханов

ПРОБЛЕМА НАУЧНОСТИ ФИЛОСОФИИ

Исследуется проблема применимости критериев научности, научной рациональности к философии. В статье обосновывается положение о необходимости дифференцированного выбора критериев истинности для различных составных частей философии с учетом их взаимодействия с конкретной наукой и языком.

Ключевые слова: философия, индуктивный метод в философии, теоретико-дедуктивный метод в философии, познавательные функции философии, критерии научности философии.

Со времени появления целого комплекса конкретно-научных дисциплин с их специфическими предметами изучения и специфическими методами исследовательской работы особенно острой стала критика идеи научности философии. К основным аргументам этой критики относятся утверждения об отсутствии у философии своей предметной области, экспериментальных средств, надежных опытных данных, фактов, четких критериев отличия истинного от ложного, «философическая» расплывчатость и неконкретность, отсутствие прямого воздействия на практическую деятельность человека. Смысл этой критики рационален и может быть выражен бесспорным положением: «Философия не является конкретно-научной дисциплиной». Однако эта критика, похоже, не учитывает исторической относительности содержания понятий ‘философия’ и ‘наука’, конкретноисторический, диалектический характер соотношения философии и науки.

Наука как система знаний, процесс познания, социальный институт, основа развития производства и практики, основа формирования отношения человека к миру эволюционирует. Формируются принципиально новые научные знания. Например, в физике появление квантовой механики и теории относительности ознаменовало коренной переворот

в содержании научных представлений, которые граничат с философскими концепциями материи, пространства, времени, причинности и пр. Существенный вклад в формирование новых научных представлений внесли кибернетика, синергетика и другие современные отрасли науки. Переворот в содержании научных представлений связан с развитием новых методов познавательной деятельности и, что особенно важно, с вторжением в научное познание таких «расплывчатых» явлений, как эвристическая интуиция, вера и т. п. Появление атомной, ядерной физики привело к использованию новых источников энергии, а также к созданию средств массового уничтожения, применение которых создает угрозу уничтожения человечества. В этой связи получил совершенно новый смысл вопрос о социальных функциях науки и социальной ответственности ученых. Оценка прямого воздействия науки на практическую деятельность человека потеряла однозначность. Отмеченные и другие изменения поставили вопрос о четком выделении критериев научности и возможности их применения к философии.

Сегодня философствование как практика предельно обобщенного размышления о бытии целостности сущего (онтология как раздел философии), социуме (социальная

философия), человеке (философская антропология) неизбежно соединяет оперирование философскими категориями с конкретно-научным материалом. Философствование в аспекте онтологии может осуществляться по индуктивному методу абстрагирования и обобщения конкретно-научного материа-ла1, который выполняет функцию базы для движения к универсальным философским абстракциям и обобщениям (восхождение от конкретного к абстрактному) и обеспечивает не абсолютную истинность онтологических обобщений, но лишь их правдоподобность, т. е. относительную истинность. При теоретико-дедуктивном методе философствования, когда универсальные философские категории и обобщения берутся в качестве исходного пункта философствования, конкретно-научный материал выполняет иллюстративно-поясняющую, конкретизирующую, подкрепляющую функцию. В связи с последним, по нашему мнению, можно говорить об относительной эмпирической проверяемости онтологических философских концепций, отдельных онтологических положений философии. Конечно, при условии понимания эмпирии, опыта в широком смысле, с охватом экономической, педагогической и правовой практики и др. В обоих случаях развертывания философских онтологических учений универсальные философские категории и обобщения, с помощью которых формулируются универсальные законы, позволяют философии участвовать в реализации таких научных функций, как предвидение и объяснение. В этом плане научность философии справедливо связывать с функцией предвидения и преобразования действительности.

Философия не является простым инструментом предвидения конкретных фактов. Функцией философии здесь является оценка логико-гносеологической состоятельности научного инструментария и процедуры предвидения и процедур обобщения, интеграции, синтеза знаний, открытия наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, а также оценка программ и инструментария практической деятельности. Философия как размышление в теоретико-познавательном плане предлагает ученым принципы различения существенного и несущественного, необходимого и случайного, возможного и действительного, классификацию видов законов, видов дина-

мики бытия, критерии истинности научных суждений и пр. Такое участие в некотором смысле косвенное, однако в итоге оно способствует эффективному достижению поставленных наукой целей. Поскольку философия косвенно участвует в обеспечении эффективности познавательных научных процедур и практической деятельности, отдельные разделы, направления, концепции философии действительно могут считаться научными.

В ряде работ признаком научности предлагается считать прямое применение научных методов к разработке философских проблем2. Предлагается считать философию научной, если она строится общенаучными методами и согласуется с положениями и выводами частных наук, использует историю науки и философии как материал для философского мышления. Добавляются и другие признаки научности философии - систематичность, независимость от внешнего авторитета, выдвижение отчасти достоверных, отчасти предположительных, гипотетических утверждений, шансы на доказательность которых «слабее» по сравнению с конкретными науками. С процедурной точки зрения (философии как вида познания) некоторые из указанных признаков можно считать свидетельством научности философских исследований. К таковым признакам относятся теоретичность, использование общенаучных методов теоретического мышления, согласованность с содержанием частных наук, систематичность, сочетание достоверных и предположительных представлений (при более «слабой» доказательности последних по сравнению с конкретной наукой). Проблематичен учет независимости от внешнего авторитета, поскольку он ведет к отрицанию развития философского познания в рамках философской школы.

Слабым аргументом в пользу научности философии является не оговариваемое никакими ограничениями использование истории философии - в ней далеко не всегда фигурируют учения, имеющие основания считаться научными. Изложенному пониманию научности философии противостоит утверждение

о том, что научная философия - «это не полигон для научных методов и идей на территории философских исследований; это такая философия, критерии рациональности которой в значительной мере сближаются или даже совпадают с критериями научной раци-ональности»3. Законы логики, законы фун-

96

К. Н. Суханов

даментальных научных теорий, принципы, идеалы, образцы решения задач и др., обеспечивающие достижение прокламируемых целей исследования, создают обобщенный конкретно-исторический образ рациональности, пригодный для приложения к философским исследованиям и размышлениям. Безусловно, философия, как уже отмечалось, не имеет статуса обычной научной дисциплины, а философия в смысле личного мировоззрения, не сводящегося к решению научно-познавательных задач, и вовсе не может быть наукой. Однако тотальное выведение с территории философских исследований научных методов и идей не оправдано.

Другой формой «вторжения» философии в науку является выполнение философией упреждающей конкретно-научное познание эвристической функции прогноза, заполнения «белых пятен» в познавательной картине мира. Здесь философия может создавать «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливающие их последующую конкретно-научную проработку. Философские прогнозы, эскизы - это гипотетические когнитивные конструкции, которым при их появлении нельзя приписывать ни истинность, ни ложность. Естественно, оценка вклада философии в функционирование научного познания в этом аспекте может быть положительной только после конкретно-научного решения соответствующих проблем. Но такова судьба и любых конкретнонаучных гипотез. Эвристические прогнозы, упреждающие создание «эскизов» различного рода реалий сами по себе, таким образом, не могут служить основанием для их причисления к научному знанию. В данном случае можно говорить лишь о причастности философии к процессу научного познания в качестве методологического инструментария. Критерий участия философии в обеспечении состоятельности логико-гносеологических процедур научного познания, программ и инструментария практической деятельности должен использоваться, в частности, при оценке научности диссертационных исследований.

Наиболее радикальный взгляд на научность философии состоит в утверждении, что если брать философию в составе таких составных частей, как логика, эпистемология, методология, теория действий, философия языка, основания естественных, социальных

и гуманитарных наук, философия права, то научность философии можно трактовать в смысле применения точных научных методов теоретического анализа соответствующих проблем4. При этом философское знание должно браться не в рецептурном, а в дескриптивном модусе, с применением стандартных форм специального языка описания изучаемой области. В принятом языке описываются определенные объекты рассмотрения и формулируются онтологические допущения относительно этих объектов.

Система, представленная языком, не подлежит отождествлению с действительностью. Утверждения существования в этой системе не претендуют на установление существования чего-либо в самой объективной реальности. Существующими признаются лишь абстрактные идеализированные объекты, их свойства и отношения, доступные описанию в принятом языке. Истинность получаемых описаний рассматривается в соответствии с аналитической, когерентистской концепцией истины. Рассматриваемая трактовка истинной философии исходит из понимания философии как абстрактной теоретической системы, непосредственно не тождественной действительности и не использующей эмпирические методы наблюдения, эксперимента, измерения и метод индуктивного обобщения. Философия относится к дедуктивно, а не индуктивно развиваемой системе знаний. Такое понимание наиболее адекватно характеризует теоретичность, рефлективность философствования и делает законным введение понятия ‘теоретическая философия’. В теоретической философии реализуются такие фундаментальные критерии научности и научной рациональности, как формулировка универсальных законов, непротиворечивость, системность, когерентность.

Абстрактно-теоретическая трактовка философствования объясняет господствующую в философии предметную неопределен-ность5, необщезначимость вводимых в теоретическую систему объектов рассмотрения. Она допускает ограничение философствования рамками одной или несколькими (не всеми) из перечисленных выше составных частей философии. Такая же неопределенность существует и в рецептурных вариантах философствования, в которых философа интересует не устройство мира и его описание, а смыслы человеческого бытия в нем,

фундаментальные ценности человеческого существования и мнения о них6. Высшим критерием ценности бытия человека считается уникальность, неповторимость человеческого Я или социального явления. В принципе ценностный поход как способ выражения отношения человека к миру допустим и при рассмотрении действительности. В валюа-тивном (ценностном) варианте философствования положения принимаются и отвергаются не по логическим критериям выводимости и когерентности, а по «велению сердца». Правильность положений определяется без обращения к специальным научным процедурам «верификации», проверки на истинность, поскольку смыслы и ценности лежат в сфере должного, а не в сфере объективно сущего. Вместе с тем существует в известном смысле объективная логика оценок, которая позволяет трактовать положения валюативной философии в аспекте аналитической истинности. Философы могут расходиться в содержательной трактовке ценностей, в их выборе, но логика в принципе должна быть обозначимой.

Таким образом, о научности философии, философских исследований, философских концепций можно говорить в смысле участия философии в реализации научных функций предвидения и объяснения, в обеспечении эффективности познавательных научных процедур и практической деятельности, построения философских концепций общенаучными методами, согласованности этих концепций с положениями и выводами частных наук, под-крепляемости опытным материалом, выполнения философией упреждающей конкретно-

научное познание эвристической функции прогноза, заполнения «белых пятен» в познавательной картине мира, функции формулировки универсальных законов, реализации логической выводимости (аналитической истинности), непротиворечивости, системности в рамках «теоретической философии».

Примечания

1 Суханов, К. Н. Онтология, эпистемология и логика науки. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2011. С. 13-16.

2 Алексеева, И. Ю. Научная философия как «культурная система» : о Владимире Николаевиче Ивановском и его идеях // Вопр. философии. 2012.№ 11.

3 Порус, В. Н. К вопросу о «научной философии» [Электронный ресурс] // Философия науки. 1998. Вып. 4. иЯЪ :

4 Анисов, А. М. Концепция научной философии В. А. Смирнова [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://philosophy.ru/iphras/library/ phnauk2/SQENCE2.htm.

5 Момджян, К. Х. Возможна ли научная философия общества? // Момджян, К. Х. Введение в социальную философию : учеб. пособие. М. : Высш. шк. : Университет, 1997. Разд. 1, гл. 1.

6 Никифоров, А. Л. Является ли философия наукой? [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://pre-pod.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=12262. Сайт поддерживается Институтом открытого дистанционного образования Новосибирского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.