Научная статья на тему 'Проблема национальной идеи современной России в контексте исторической ретроспективы и реалий постсоветского периода'

Проблема национальной идеи современной России в контексте исторической ретроспективы и реалий постсоветского периода Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1160
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идея / национальная идея / русская идея / идеал / история / наследие / Россия / ценности / духовность / Отечество / идеология / политика / патриотизм / общество / государство / элита / развитие / Запад / безопасность / возрождение / будущее. / idea / national idea / Russian idea / ideal / history / heritage / Russia / values / spirituality / Motherland / ideology / politics / patriotism / society / government / elite / progress / West / security / renaissance / future
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема национальной идеи современной России в контексте исторической ретроспективы и реалий постсоветского периода»

Лутовинов В.И.

д.филос.н., лауреат Государственной премии, помощник Председателя ДОСААФ России,

профессор РАНХ и ГС

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЫ И РЕАЛИЙ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Ключевые слова: идея, национальная идея, русская идея, идеал, история, наследие, Россия, ценности, духовность, Отечество, идеология, политика, патриотизм, общество, государство, элита, развитие, Запад, безопасность, возрождение, будущее.

Keywords: idea, national idea, Russian idea, ideal, history, heritage, Russia, values, spirituality, Motherland, ideology, politics, patriotism, society, government, elite, progress, West, security, renaissance, future.

Национальная идея является одной из наиболее социально значимых проблем современной России. Отношение российских граждан к этому феномену неоднозначно, есть сторонники, но немало и противников. Ещё больше граждан безразличных, не осознающих необходимость национальной идеи и не верящих в саму возможность её реального появления. Это объясняется противоречиями и существенными различиями в современном российском обществе, преодоление которых невозможно без консолидирующих духовных и идеологических основ.

Русская, российская идея формировалась в течение многих столетий, начиная со времени крещения Руси. Однако отрицание духовно-исторических истоков в советский период привело коммунистическую идею к неизбежному краху в конце XX века. С тех пор попытки разработки национальной идеи России XXI века осуществлялись по различным направлениям, однако желаемого результата (новой формулы) пока нет.

Между тем дальнейшее полноценное и динамичное развитие России, всех сфер её жизни возможно только посредством обращения к историческим истокам, возрождения духовности, подъёма патриотизма и созидательной энергии общества в целом, благополучие, мощь и безопасность которого могут и должны стать высшей идеей, основой единения, движущими интересами каждого из наших соотечественников.

Среди многих проблем, требующих решения, определение, формулирование и обнародование общенациональной идеи представляется первоосновной и наиважнейшей. Это первоначало общественного сознания и всей социально значимой деятельности, любых идей, подходов, концепций, стратегий, программ и проектов, механизмов и технологий их реализации. Без главного, высшего, образующего и направляющего всё множество проблем, целей, задач, приоритетов и т. п. страдает малозначительностью, неопределённостью, нестабильностью, бессистемностью, незавершённостью, и, в конечном счёте, отсутствием смысла и достижения ожидаемых результатов.

В середине 90-х годов в России на официальном уровне была предпринята попытка разработать новую государственную идеологию взамен коммунистической. Возглавил эту работу заместитель главы Администрации Президента РФ г-н Савостьянов. Мне довелось участвовать в этом проекте в составе Рабочей группы Военного университета МО РФ. Среди вариантов концепций, разработанных различными учреждениями, преобладал подход и обоснование государственно-патриотической идеологии.

Господам-либералам, представляющим правящую элиту того времени, это не понравилось, вследствие чего работа была приостановлена. Был создан фонд «Индем» Г. Сатарова, которому было поручено довести дело до конца, в том числе предложить вариант национальной идеи. Но конкретных результатов 20 лет спустя как не было, так и нет.

Между тем в то время эта тема интересовала многих, так как большинство граждан понимали роль и значение идеологии в обществе и государстве, были готовы участвовать в её разработке или поддержать этот проект. В действительности произошла имитация его создания, которая благополучно сошла на нет.

В результате так называемая «новая Россия» уже более 25 лет обходится без официальной идеологии, и это уже стало нормой нашей жизни. За это время образ жизни, менталитет большинства граждан претерпели огромные и необратимые изменения. Неудивительно, что выступление Президента Владимира Путина, в котором он предлагает в качестве национальной идеи патриотизм, не вызвало заметного резонанса. Реакция на это предложение, конечно, была, но в основном со стороны отдельных политиков, общественных деятелей и части обычных граждан.

Что же касается научного сообщества, то оно оказалось в своем большинстве инертно и безразлично, за отдельными исключениями. Были и дискуссии, в основном для подачи позитивной информации для СМИ и в Интернет. Однако, обсуждения на теоретическом уровне с участием различных представителей научных, образовательных и других учреждений, центров, общественных организаций по данной повестке - не просто как выражение позиции в отношении предложения Президента РФ, а как осмысление проблемы в целом, по большому счету, так и не произошло. По крайней мере, конкретных результатов к настоящему времени не имеется.

Таким образом, мы впервые заявляем данную повестку на принципиально ином уровне и готовы высказаться. Но смысл не только в самом разговоре, который, будем надеяться, окажется содержательным и познавательным. Это-

го недостаточно. Главный вопрос: как решить проблему, то есть прийти к конечному результату: определить, обосновать и выразить национальную идею и идеологию современной России. Главный смысл - именно в этом, а не только в умных речах и высоких словах. Призываю всех участников «круглого стола» соответственно настроиться и попытаться ответить на этот главный, и, в принципе, судьбоносный вопрос нашего общества и государства. Откладывать его на потом (аргументов для этого может быть предостаточно) - последнее дело, так как мы опоздали уже на 25 лет! Дальше будет только сложнее, и, наверное, действительно поздно.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию говорилось о необходимости решения задач «в сложных, неординарных условиях». Важнейшим условием этого, по мнению В. Путина, является единство российских граждан на основе патриотических ценностей. При этом именно патриотизм представляет собой национальную идею современной России, о чём было сказано на встрече Президента с активом Клуба лидеров объединения средних и мелких предпринимателей ещё в начале февраля 2016 г.

Естественно, что высказанная на дискуссионном уровне идея является первым шагом, за которым должны последовать другие. Это выражение её понимания в наиболее общем виде и в первом приближении, определён ориентир, предполагающий дальнейшее движение и, соответственно, решение задачи в целом, на научно историческом и актуальном уровне.

Общенациональная идея должна соответствовать целому ряду требований и дать ответы на важнейшие вопросы нашего бытия. Среди них, в частности: «Что представляет Россия сегодня? Каков её потенциал развития? На что оно должно быть направлено, на построение какого общества? Каковы источники, движущие силы достижения высшей цели развития? Каким представляется её реальное воплощение по завершении предстоящего этапа исторической эволюции?», а также некоторые другие. Воплощая квинтэссенцию ряда высших духовных и социально значимых идей, ценностей, интересов и приоритетов истории, современности и будущего России, общенациональная идея призвана определить главный вектор развития, его высший смысл, характеризующий предназначение и судьбу нашей цивилизации.

Высокая востребованность в общенациональной идее России XXI века обусловлена её спецификой, которая выражается:

- в уникальности России как одной из мировых цивилизаций;

- в особом историческом пути развития, величии и трагичности свершений;

- в мессианской роли России в мире, не только в прошлом, но и в современном мировом сообществе в качестве его важнейшего дееспособного субъекта;

- в сложности и труднопреодолимости проблем, требующих решения с участием всего народа, а не только лишь его малой части в лице правящей элиты;

- в особой роли духовного фактора в истории, современной и будущей России, являющейся духовным лидером в борьбе с мировым злом - государствами «золотого миллиарда»;

- в разрыве поколений, вызванном войнами и потрясениями XX века, в феномене «потерянной молодёжи», не позиционирующей себя восприемницей не только Поколения Победителей, но и поколения советских людей-тружеников послевоенного времени;

- в депатриотизации общества и государства, вызванной развалом СССР, разрушением идеологии, либерализацией, вестернизацией и космополитизацией всех устоев жизни, отсутствием системы позитивно созидательных ценностей, норм, приоритетов;

- в наличии значительного опыта развития в процессе реализации общенациональной идеи на некоторых этапах отечественной истории (XV-XVI вв., XIX-XX вв.).

До образования централизованного государства на протяжении нескольких веков главной идеей Древней Руси являлось преодоление междоусобицы и объединение всех удельных княжеств, утверждение единой авторитетной власти.

После достижения этой цели с конца XV века была изречена формула: «Москва - III Рим», имеющая духовно-геополитическую направленность (геополитический проект будущей великой империи).

Отразив агрессию наполеоновских полчищ и выполнив освободительную миссию в Европе, Россия должна была сосредоточиться на проблемах внутреннего развития с учётом особенностей и проблем всего общества, ожидавшего преобразований. Это выразилось в известной формуле графа Уварова «Православие-Самодержавие-Народность», олицетворяющей духовное развитие России, достигшее апогея в «золотом» XIX веке, в том числе в форме осмысления Русской Идеи.

Почти 100 лет назад, после крушения российской империи новое - советское общество устремилось к коммунистическим идеалам. Многовековые устои, традиции, история, культура. духовность были заменены новыми, революционными ценностями, нормами, принципами, причём на секулярной основе.

Новое общественное здание, строившееся на столь усечённом и ущербном фундаменте, не могло быть долговечным. Однако спустя четверть века после его обрушения новая общероссийская идея, как свет в конце туннеля, лишь только забрезжила. Мы имеем её лишь в первом приближении, идея должна «созреть», оформиться, институ-циализироваться, чтобы быть реализованной, то есть пройти все стадии процесса.

Обращение к истокам русского самосознания, духовно-нравственного, культурного и философского наследия России предполагает также и необходимость выбора среди самых различных идей, направлений, концепций, форм такой исторически сложившейся и в то же время устойчивой парадигмы, в русле которой формирование и развитие патриотизма осуществлялось наиболее полно и плодотворно.

Находясь уже на исходе второго десятилетия 3-го тысячелетия, Россия не обрела еще общенациональной идеи, способной сплотить современное общество. Появление этой идеи неизбежно. В ней воплотится все лучшее из тради-

ционной русской идеи, обогатится и получит дальнейшее развитие с учетом новых исторических реалий великое культурно-историческое и духовно-нравственное наследие как русского, так и других народов России. В последнее время русская идея вновь начинает играть роль духовно-нравственной и социальной ценности. Она может способствовать осуществлению мечты многих россиян о великом и справедливом обществе, торжестве соборности, равенстве прав и возможностей, укреплении семьи, об общерусском патриотическом идеале, способном вдохновить соотечественников на многотрудные и славные свершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины. Поэтому русская идея выступает сегодня как теоретическая и духовная доктрина возрождения Отечества, нашей исторической памяти, национального самосознания, стремления россиян к лучшей действительности, совершенствования своей цивилизации и образа жизни, проявления ими высокой духовности, истинного патриотизма, мужества и жертвенности, стойкости и оптимизма. В этом смысле обращение к русской идее сегодня необходимо прежде всего для того, чтобы иметь ориентир, цель, смысл жизни. По большому счету русская идея олицетворяет нашу отечественную историю и культуру, типологические черты и характерные особенности российского народа, его достижения и проблемы в важнейших сферах жизни общества, в том числе и в военной. В более узком и специфическом значении русская идея выражает становление и развитие русского народа, его место и роль в истории человечества, национальное сознание и самосознание, духовно-нравственные, передаваемые из поколения в поколение устои, то есть нравы, традиции, мировоззренческие ориентации, религиозно-православные верования. При этом центральным компонентом русской идеи является блок таких духовно-нравственных ценностей, которые представляют собой основу жизни российского общества, его прошлого, настоящего и будущего, в том числе любовь к Отечеству и достойное служение его интересам, готовность к вооруженной защите, вплоть до самопожертвования в случае необходимости обеспечения свободы и независимости страны.

Важнейшей методологической основой для понимания взаимосвязи между русской и российской идеей является принцип единства исторической судьбы, формирования и развития древнерусского, а затем и российских народов во временных рамках как дореволюционного, так и послереволюционного периода, включающего современную эволюцию нашего общества. Другим не менее важным методологическим положением является постоянное возрастание фактора многонациональности по мере исторического развития нашего общества. Русский народ представляет собой во многом сплав самых различных этносов, исконно проживающих на российской земле. Благодаря этому судьба народов России становилась все более общей, единой и неразрывной. Поэтому русская идея не может быть идеей национальной исключительности, а тем более - национального превосходства русских над другими россиянами. Более того, русская идея никогда не противоречила идеям других этнонациональных общностей, проживающих в России. Поэтому по своему характеру русская идея является не столько моноэтнической, сколько общенациональной, цивилизованной, воплощающей исторический опыт, культурно-нравственные ценности, испокон веков живших в геополитическом пространстве, именуемом российским государством. На этом основании правомерно утверждать, что она выступает как идея, объединяющая не только русских, но и многие другие народы страны, то есть как общенациональная, российская идея. На современном этапе нашего развития общероссийская идея, важнейшей составляющей которой может и должна стать русская идея, призвана дать ключ к нахождению народами России новой формулы российской государственности, способов совместного преодоления кризиса, выживания, саморазвития, самопреобразования, взаимообогащения, органичности соединения различных культур, традиций, конфессий во имя российской идентичности. Мнения о том, что национальная идея это надуманное понятие, что обсуждение этой темы - ни к чему не приводящая дискуссия1, были, в основном, распространены до начала 2000-х годов. Приобретение страной опыта первых десяти лет новой жизни, осмысление итогов чеченского вооружённого конфликта (первой чеченской войны 19941996 года), новые экономические реалии (финансовые кризисы 1998, 2009, 2014-2016 гг.), эти и другие сложные проблемы способствовали пониманию того, что России всё-таки нужна национальная идея.

В настоящее время просматриваются две основные позиции в отношении русской идеи. Первая - полное принятие и перенос на современную Россию, в том числе и Уваровской формулы. Вторая позиция - полное отрицание, неприемлемость русской идеи в наши дни. Обе точки зрения - выражение крайностей. Оптимальная точка зрения состоит в том, что Русская идея представляет собой не только глубоко народную веру, порождение нашей цивилизации, но и исторически обоснованную духовно-научную базу развития, возрождения Отечества. Удивительная жизнеспособность русской идеи коренится в том, что она - не продукт искусственного идеологического конструирования, не рукотворный плод некой целенаправленной мировоззренческой селекции, но - внутренне присущее народу жизненное качество. На протяжении многих веков наши соотечественники стремились воплотить во всех аспектах своего бытия - личном, семейном, общественном и государственном - идеалы и ценности православия, нравственности, патриотизма.

В декабре 2012 года, в очередном «Послании Федеральному Собранию» президент очередной раз обращается к идее патриотизма. Он прямо говорит: «в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики»2. И, наконец, в ходе встречи 3 февраля 2016 года с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров, в своей резиденции президент убедительно говорит: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма»3. Таким образом, сегодня официальная позиция власти по вопросу национальной идеи, определена чётко и ясно - патриотизм. Как и остальные варианты национальных идей, он тоже содержит в себе отношение к государству. Патрио-

1 Гущин В. Отчизна-мать в предвкушении нового мученика // Независимая газета. - М., 1999. - 12 ноября.

2 Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации (12 декабря 2012). - http://rosnation.ru/?page_id=

1540

3 Путин В.В. О национальной идее / ТАСС, 03.02.2016. - http://tass.ru/politika/2636647

тизм, как национальная идея, непосредственно направлен на обеспечение сохранности государства, а большинство граждан связывают это понятие с нашей страной - Россией. Действительно, патриотизм - это понятие, которое является общим, является объединяющим для всех, кто действительно любит свою Родину - Россию. На протяжении всей истории Российского государства, в критические моменты, когда над страной нависала смертельная опасность, российский народ сплачивался для защиты своей Родины, показывая примеры истинной верности своему отечеству, жертвуя ради него самым ценным, что есть у человека - своей жизнью.

Поскольку именно патриотизм обладает главным свойством национальной идеи - доступностью для понимания каждому, он и был предложен Президентом в качестве её на современном этапе. Эта объединяющая идея - любовь к Родине - позволит преодолеть угрозы и создать прочную основу для дальнейшего развития страны. Да, патриотизм, безусловно, отражает отношение человека к действительности, он является непосредственным проявлением его наиболее чистого, искреннего чувства - любви к Родине. Но мало просто любить Родину, надо ещё что-то делать для того, чтобы она жила, процветала, развивалась, чтобы просто была, в конце концов. Тут уже вступают в действие остальные части определения. Главный замысел состоит в том, что если мы искренне любим свою Родину - Россию, то, как истинные патриоты, мы должны сделать всё, чтобы она была, существовала сейчас и в будущем. А существование без развития не может быть успешным и продолжительным, в идеале - бесконечно долгим. Значит, основная идея заключается в том, чтобы наша Родина, наша страна - Россия, наше государство - Российская Федерация жила и развивалась.

Постижение национальной идеи невозможно без осмысления уроков отечественной истории, особенно её переломных моментов. Например, почему был разрушен один из столпов национальной идеи Российской империи - Самодержавие? Очевидно, в том числе и потому, что сама эта Идея не была должным образом, концептуально обоснована и не имела необходимой идеологической, особенно информационной поддержки. Поэтому при определённых условиях, трудностях, при мощнейшей информационной атаке, острие которой было направлено против Императора и его семьи, Самодержавие не устояло. Разрушение этого института, как показали дальнейшие трагические события, связано и с проблемой национальной безопасности.

В конце того же многострадального для народа России XX века терпит крах уже коммунистическая идея, изначально выступавшая антиподом национальной идеи XIX века. Идеологическое обоснование, государственная поддержка нового строя были колоссальными. Однако главной причиной явились нежизнеспособность, бесперспективность, неспособность к дальнейшему развитию, игнорирование проблем и трудностей позднего советского периода.

На смену коммунистической идеологии были призваны либеральные идеи, которые усиленно насаждались, но были приняты лишь меньшей частью общества, прежде всего его правящей элитой. В условиях плюрализма и многовариантности идей, ценностей постепенно сформировались несколько идеологий, самых разных и противостоящих друг другу, разделяющих наших граждан (от либеральной до монархической).

При этом для значительной части российского общества характерно следующее отношение к идеологии:

- синдром советской (коммунистической) идеологии;

- отторжение, неприятие идеологии, идеи вообще;

- формально-правовое отношение к ней как к запретной теме (ст. 13 Конституции РФ);

- привычность большинства граждан обходиться без идеологии (поколения, выросшие без идеологии, абсолютизация собственного мнения или мнения других - кумиров, авторитетов и т.п.);

- анемия, критическое или негативное отношение к национальной идее и идеологии со стороны большей части не только правящей элиты, но и интеллигенции, которая является основным субъектом её воссоздания.

Особого внимания заслуживает позиция современной молодежи, от которой зависит будущее России. Большая ее часть (около 80%) не воспринимает и не приемлет высшие ценности, позитивно относится лишь к некоторым ценностям второго уровня (семья, хорошая работа), которые характеризуют преобладание личных интересов над государственными и отдает приоритет ценностям нижнего уровня - потребительским, насаждаемым идеологией либерализма.

В качестве эксперимента в 2014-2015 гг. на 1 курсе для студентов Факультета национальной безопасности РАНХиГС преподавалась новая учебная дисциплина «Патриотизм как фактор обеспечения национальной идеи Российской Федерации» (72 часа). В ходе занятий анализировалось отношение данной категории обучаемых к учебной дисциплине и к самому патриотизму. Результаты очень тревожные. Позитивное отношение проявили около 15-20% (менее 1/5); слабый интерес или безразличие - у большинства, то есть около 2/3 (65-70%), негативное отношение -10-15%.

Официальные опросы свидетельствуют, что патриотами себя считают около 35% молодежи (самооценка, которая, безусловно, завышена в отношении критериев реального, а не мнимого патриотизма).

В апреле 2017 г. на курсах повышения квалификации по патриотическому воспитанию на активных формах занятий студенты одного из университетов г. Нижневартовска, в котором развитие патриотизма у детей и молодежи осуществляется на высоком уровне, выразили в целом свое и большинства учащейся молодежи отношение к патриотизму следующим образом:

- патриотизм не принимается, так как это слишком сложно, высоко и далеко, кроме того, он еще и обязывает, является неким императивом, т. е. попросту обременителен;

- вследствие этого патриотизм не выдерживает конкуренции с другими, более привлекательными и притягательными для молодежи ценностями, интересами, увлечениями и т.д., которых очень много и которые очень доступны, а если и надоедают, то быстро заменяются другими или просто чередуются.

Молодежное сознание ориентировано на простые, занимательные, привлекательные и популярные вещи, которые ни в коем случае не навязываются, могут лишь предлагаться, а каждый молодой человек сам оценит и решит, что ему нужно.

Колоссальное значение в таком выборе имеет Интернет, виртуальное и информационное пространство. Агитация, пропаганда, другие, особенно учебные формы, не воспринимаются. Оптимальной методикой является, например, клиповая подача информации, какого-то конкретного вопроса, или его обсуждение (диалоговое, групповое).

При таком отношении большей части элиты, молодежи, значительной части общества и государства к национальной идее, тем более идеологии, встает вопрос об их востребованности, актуальности: кому это вообще нужно в современной России?

Конечно, имеется истинно патриотическая часть общества, хотя и меньшая, которая прекрасно понимает необходимость национальной идеи и идеологии.

Значительная часть общества, особенно молодежь - это результат всей политики по «деидеологизации»: либерализации, вестернизации, космополитизации, проводившейся после развала СССР и проводимой в настоящее время. Это - результат огромной работы - СМИ, образовательной сферы, «массовой культуры», книгоиздательства, рекламы, «большого» спорта, моды, многих общественных организаций, центров, фондов и т. д.

Таким образом, целый сонм социальных и государственных институтов, конкретных органов и организаций осуществляют целенаправленную деятельность по недопущению, принижению, размыванию, замалчиванию национальной идеи и пресечению официальной идеологии. Это - антироссийская стратегия.

Она осуществляется в интересах США и их союзников, которые с весны 2014 года вступили на путь противоборства, конфронтации с Россией, спровоцировав и организовав государственный переворот на Украине. В частности, господа из Вашингтона, Лондона и других западных столиц неизменно отрицают статус России как мировой державы, которая объективно является таковой по многим признакам, с ужасом реагируют на естественное стремление части наших граждан к возрождению российской империи, особенно в духовном смысле, осуществляют политические, экономические, информационные, военные и другие стратегии и конкретные меры антироссийской направленности в рамках духовного, цивилизационного противостояния и противопоставления Запада нашему Отечеству.

Таким образом, налицо объединение двух очень влиятельных - внутреннего и внешнего - факторов, противодействующих национальной идее и идеологии в современной России. Эти мощные силы, обладая огромными ресурсами, делают свое дело и обеспечивают необходимый результат.

Следует ли нам смириться с этим, бессильно взирать на происходящее и признать свое поражение? Может быть у нас просто нет шансов переломить ситуацию и поставить все на свои места?

Вернемся в начало XIX в. В России - засилье всего французского - идеи, ценности, лозунги, язык, мода, манеры, шампанское и т.п. Только армия и народ были духовно русскими. Иначе не было бы победы над огромной армией «двунадесяти языков». Но и после разгрома наполеоновской армады влияние Запада продолжилось, в т.ч. в нашей армии (восстание декабристов).

Только в 20-е годы были изданы первые труды, заложившие основы русской идеи, которая формировалась в течение последующих 15-20 лет в очень сложных условиях. Но патриотизм наших отечественных мыслителей явился по сути духовной революцией на понимание роли, места, самого смысла России как великой цивилизации - самобытной, суверенной, следующей собственным путем, имеющей особую миссию, гордящейся славными деяниями предков, верящей в будущее и достойных потомков. Пассионарность этих замечательных людей, составлявших цвет отечественной элиты была настолько велика, что уже в 40-е годы министр просвещения граф Уваров озвучил то, что уже вызрело и носилось в воздухе - знаменитую формулу России XIX века.

Что касается противников, недругов и врагов наших, то у России они были и будут всегда. Поэтому следуя примеру наших великих предшественников того времени, вооружившись методологией непобедимого и величайшего полководца Александра Суворова - «наукой побеждать», призываю наше уважаемое сообщество выполнить эту задачу, заказ лучшей части нашего общества - разработать, обосновать и сформулировать национальную идею, создать общенациональную идеологию современной России как главное духовное оружие, самую надежную опору в противостоянии с недругами и противниками всех мастей.

Наша задача - создать это оружие в самые короткие сроки, с учетом того, что потрачена уже четверть века. Мы не можем уповать только на ядерную мощь, на силовое сдерживание. Только духовное возрождение, преображение нашего народа создаст принципиально новые условия для преодоления нашей слабости, немощи, пассивности, неверия в собственные возможности.

Призываю всех присутствующих на Круглом столе к участию в решении этой задачи! По сравнению с нашими предшественниками начала XIX века у нас есть по крайней мере два преимущества, которые значительно повышают наши возможности.

Первое. Они были пионерами, первопроходцами, которые разрабатывали национальную идею впервые, не имея не только научной базы, но и сколько-нибудь элементарных наработок, не говоря уже о категориальном аппарате (сам термин «Русская идея» появился лишь во второй половине XIX в. - Ф.М. Достоевский).

Второе. Национальная идея разрабатывалась индивидуально каждым мыслителем, каждый шел своим путем. А в одиночку такие проблемы, как известно, не решаются. У нас же создан значительный творческий коллектив, имеющий конкретную структуру, организацию и т. д.

При желании к этой работе можно присоединиться каждому, кто имеет необходимый потенциал и высокую мотивацию внести свой посильный вклад в общее дело. Предварительные результаты этой работы ожидаются в начале осени.

Национальная идея современной России, духовно-исторической основой которой является русская идея, а также опыт реализации национальной идеи на других этапах исторического развития нашего Отечества, является, прежде всего, продолжением этого богатого наследия, преемствует его несомненные достижения, в том числе мирового значения. Далее, национальная идея выражает потребности и интересы граждан современного российского общества, большинство из которых не устраивают сложившиеся темпы и механизмы развития важнейших сфер нашей жизни, распределение национального богатства, состояние и направленность социальной, финансовой, экономической, образовательной, культурной, информационной и иной политики, деятельность правящей элиты и ряда государственных институтов. Соответственно, такое «настоящее» должно быть преодолено, причём процесс перехода к новому состоянию, уровню развития нашего общества должен быть очень динамичным и бесконфликтным.

Наконец, будущее современной России, по крайней мере в среднесрочной перспективе её развития, заключается в успешной реализации национальной идеи, что предполагает полноценную, созидательную и активную жизнь российских граждан по реализации основных стратегий и конкретных проектов. Выполнение этой задачи, осуществление столь сложного процесса в огромной степени зависит от деятельности правящей элиты, которая призвана выступить важнейшим субъектом создания, обнародования и реализации национальной идеи России XXI века.

Резюмируя вышесказанное, следует в качестве итога высказать следующее.

Национальная идея - синтез прошлого, настоящего и будущего России.

Прошлое: знание и уважение истории Отечества, быть достойными наследниками и восприемниками великих свершений и испытаний наших предков; продолжение и развитие. Настоящее: осмысление, преодоление, пассио-нарность, мобилизация, созидание; прорыв в будущее.

Будущее: духовность, праведность, соборность, патриотизм (служение Отечеству), возрождение великой России: всеобщее благо, справедливость, державность, мощь, безопасность; достижение Идеи.

Синтез Идеи: Духовность Единение Созидание (высшие ценности)

Народовластие Державность (механизм)

Мощь Благосостояние Безопасность (результат).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.