Научная статья на тему 'Проблема мышления в зарубежных и отечественных теориях'

Проблема мышления в зарубежных и отечественных теориях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3032
975
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА / ГЕШТАЛЬПСИХОЛОГИЯ / БИХЕВИОРИЗМ / КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ТЕОРИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ / ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Илларионова Н.А.

В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы мышления в зарубежных и отечественных теориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема мышления в зарубежных и отечественных теориях»

Таким образом, было выявлено, что у студентов-психологов с высокой академической успеваемостью личностная самооценка отличается тенденцией к завышению, устойчивостью, удовлетворенностью собой, а у студентов-психологов с низкой академической успеваемостью личностная самооценка занижена либо находится на среднем уровне, неустойчива, отличается более высокой степенью дифференцированности (с достоверностью 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни).

Список литературы:

1. Барская, Н.А. Самооценка в системе обеспечения качества специалистов / Н.А. Барская // Психологический журнал. - 2008. - № 2. - С. 43-51.

2. Белошицкий А.В. Становление субъектности студента в образовательном процессе / А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 54-58.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2000. - 384 с. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm.

4. Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности / Л.Н. Корнеева // Вестник ЛГУ. - 1989. - № 4. -С. 91-96.

ПРОБЛЕМА МЫШЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТЕОРИЯХ

© Илларионова Н.А.1

Институт психологии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы мышления в зарубежных и отечественных теориях.

Ключевые слова мышление, Вюрцбургская школа, гештальпсихо-логия, бихевиоризм, когнитивная теория мотивации, информационный подход, теория высших психических функций, процессуально-деятель-ностный подход, теория функциональной организации познавательных процессов.

Психология мышления - одна из самых интересных и в то же время сложных разделов психологии. Это обусловлено как сложностью самого предмета,

1 Студент 4 курса кафедры Общей психологии.

так и многообразием аспектов его изучения. Стремление человека познать законы мышления существовало на протяжении всего времени. Это можно доказать тем, что мышление является предметом изучения не только психологии, но и гносеологии, логики, педагогики, физиологии и кибернетики.

В психологии мышление трактуется по-разному. В широком смысле мышление человека понимается как активная познавательная деятельность, а также как внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. В узком смысле мышление - это процесс решения творческой задачи.

Мышление - это психический процесс отражения действительности. Именно поэтому существует множество подходов и теории мышления, которые складывались в контексте основных школ и направлений психологической науки.

В психологической литературе имеются как зарубежные, так и отечественные теории и подходы.

Первые попытки определить мышление были сделаны в 17-18 веках. В это время возникло направление ассоционизма, представителями которого были Д. Гартли, Дж. Пристли, Т. Циген. Важно отметить, что ассоциация признавалась главной структурной единицей психического. Процесс мышления объясняли непроизвольной сменой образов, а развитие мышления трактовали как процесс накопления ассоциаций. Позднее принцип ассоциаций вызвал серьезные возражения и критику.

Раздел «психология мышления» впервые выделяется Вюрцбургской школой. Представителями которой являются О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе. Мышление они рассматривают как акт внутреннего действия. Исследователи отмечали, что данный психический процесс подчинен задаче, который имеет детерминирующую тенденцию.

Постулаты Вюрцбургской школы были развиты в работах О. Зельца. Мышление он понимал как функционирование интеллектуальных операций. Главной задачей О.Зельца было показать, как происходит формирование результата мыслительной деятельности. В своей концепции важное место он отводил образованию «общей задачи». В ходе ее решения образуется проблемный комплекс. Важно отметить, что О. Зельц ввел понятие антиципация, а также определил основные интеллектуальные операции - дополнение комплекса, абстракция, репродукция сходства.

Новая сторона мышления была изучена представителями гештальпси-хологии (М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка, К. Дункер). Постулатом концепции считалось то, что основным содержанием психического процесса являются целостные образования-элементы, т.е. гештальты. Мышление, таким образом, понимали как особую форму содержания сознания.

В ХХ веке оформилось одно из влиятельных направлений в психологии -бихевиоризм. Представителем которого стал Дж. Уотсон, совершивший в 1913 году манифест «Бихевиориста». Он утверждал, что предметом психологии должно стать поведение. Единицей поведения определял связь между стимулом и реакцией [11].

Мышление человека Дж. Уотсон понимал как комплекс процессов, замещающих словесную деятельность. Мышление становится общим понятием. Дж. Уотсон определил три формы мышления: простое раскрытие речевых навыков, решение редко встречающихся и новых задач.

После Дж. Уотсона бихевиоризм как направление имел сложную историю своего развития. Представителями стали Б. Скиннер, Э. Толмен, Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам.

Проблему мотивов человеческого поведения выдвинул З. Фрейд. Направление - психоанализ. Считалось, что в основе человеческого поведения лежат два мотива, связанные с агрессией и сексуальной жизнью. Фрейду З. принадлежит работа, которую можно отнести к психологии мышления «Остроумие и его отношение к бессознательному». Остроумие - это одно из проявлений творческого мышления [12]. В основе лежат первичные мотивы.

Для психологии мышления большое значение имеет когнитивная теория мотивации, а также исследования иерархической организации мотива-ционной сферы человека.

Важным направлением исследования мышления является работа Ж. Пиаже. Пиаже придерживается генетического подхода. Он использует понятие «интеллект», а не мышление. Под интеллектом он понимает «совершенную форму адаптации организма к среде, представляющее собой единство процесса ассимиляции и процесса аккомодации» [9].

В теории Ж. Пиаже имеется учение о функциях интеллекта, а также информация о стадиях развития интеллекта.

Основными функциями интеллекта являются организация и адаптация. Чтобы адаптивная функция осуществилась, подключаются такие механизмы как ассимиляция и аккомодация. Под ассимиляцией понимают воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем. Процесс аккомодации означает изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира.

Развитие интеллекта происходит в ходе вызревания операциональных схем, выходящих из предметно-житейского опыта ребенка. Развитие интеллекта проходит несколько этапов. Стадии: стадия сенсо-моторного интеллекта; символический или допонятийный интеллект; стадия интуитивного интеллекта; стадия конкретных операций; стадия формальных операций. В ходе каждой стадии ребенок приобретает все новые свойства: взаимосвя-

занность и согласованность множества операций, обратимость, автоматизи-рованность, сокращенность [9].

Концепция Ж. Пиаже - это одна из наиболее разработанных и влиятельных концепций. Привлекательной стороной является ее приверженность генетического подхода.

В середине ХХ века возникло еще одно направление понимания мышления. Связано оно с развитием вычислительной техники и ее программным обеспечением. Появился информационный подход.

Представителями данного направления являются А. Ньюэлл, Г. Саймон, Д. Миллер, Ю. Талантер, П. Линдсей, Д. Норман, У Найссер.

Суть информационного подхода заключается в том, что все психические процессы объясняются с помощью работы ЭВМ; используются такие термины, как информация, вход, переработка, кодирование, подпрограмма [6].

Линдси П. и Норман Д. пишут - «мы рассматриваем организм человека как активный преобразователь информации, всегда стремящийся к обобщению и истолкованию поступающих сенсорных данных и к интерпретации и восстановлению информации, хранящейся в его памяти, с помощью разного рода алгоритмов и стратегий».

В отечественной психологии мышление изучали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Величковский и М.А. Холодная.

В рамках культурно-исторической теории высших психических функций, автором которой является Л.С. Выготский, проблема мышления рассматривается как проблема умственного развития ребенка.

По Выготскому Л.С., развитие мышления происходит за счет употребления орудий, овладения знаками, включения в социальное взаимодействие с другими людьми. Также он отмечает, что развитие детских понятий проходит три этапа. Первый этап - мышление в синкретических образах, затем мышление в комплексах, а последний этап это мышление в понятиях [1].

Существенные изменения в развитие представлений о мышлении внесли исследования, которые трактовали данное психическое явление как процесс. В связи с этим образовался процессуально-деятельностный подход. Одним из влиятельных представителей данного направления является С.Л. Рубинштейн.

Рубинштейн С.Л. утверждал, что «основным способом существования психического является его существование в качестве процесса или деятельности» [10].

Процесс мышления, отмечал С.Л. Рубинштейн: «это прежде всего анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом; затем абстракция и обобщение, являющиеся производными от них [10].

Согласно С.Л. Рубинштейну, процесс мышления проходит несколько этапов. Первый этап - это наглядно-действенный, затем происходит овладение речью. Третий этап - рассудочная мыслительная деятельность. И последний этап - это теоретическое мышление. Это высшая степень «разумного».

Также представителем данного подхода является А.Н. Леонтьев. Мышление, утверждает он, - это процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания [7]. Важно отметить, что мышление имеет общественную природу и возникает тогда, когда возникает проблемная ситуация.

Таким образом, мышление в данном подходе рассматривается как процесс и как деятельность. Мышление ребенка поднимается на новый этап по мере того, как в процессе и в деятельности овладевает системой значений предметов.

Современными представителями психологии мышления считаются Б.М. Величковский и М.А. Холодная.

Величковскому Б.М. принадлежит теория функциональной организации познавательных процессов. Он утверждает, что интеллект состоит из шести уровней познавательного отражения, в одну из которых входит мышление.

Так, нижние «этажи» интеллекта отвечают за регуляцию движений в предметной среде, начиная с простейших двигательных реакций (уровни А, В), а заканчивая сложными предметными действиями (уровни С, D). Два последних высших этажа представляют собой «высшие символические координации». Они отвечают за представление и хранение знаний. Мышление базируется на трех уровнях - это D, Е, F [3].

Совершенно новый взгляд на мышление появился в работах М.А. Холодной. Холодная М.А. определяет интеллект как форму организации ментального (умственного) опыта субъекта. В структуру интеллекта входят подструктуры когнитивного опыта, метакогнитивного опыта и группа интеллектуальных способностей [13]. Важно отметить, что в структуру когнитивного опыта входят способы кодирования информации, понятийные психические структуры, семантические структуры.

Холодная М.А. утверждает, что нельзя рассматривать частные аспекты психики отдельно. Необходимо рассматривать все совместно и определять связи.

Таким образом, изучив литературу по данной теме, можно сделать следующие выводы:

1. Раздел «психология мышления» впервые был выделен Вюрцбург-ской школой, представителями которой являются О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе. Они рассматривали мышление как внутреннее действие, как определенный акт.

2. В зарубежной психологии мышление рассматривали с точек зрения Вюрцбургской школы, гештальпсихологии, бихевиоризма, когнитивной теории мотивации, а также информационного подхода.

3. В отечественной психологии огромный вклад в понимание мышления внесли Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Ве-личковский и М.А. Холодная.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. -М., 1983.

3. Величковский Б.М. Функциональная организация познавательных процессов. - 1987.

4. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. - М., 1972.

5. Зейгарник Б.В. Патология мышления. - М., 1962.

6. Интеллект человека и программы ЭВМ / Под ред. О.К. Тихомирова. -М., 1979.

7. Леонтьев А.Н. Мышление // Философская энциклопедия. - М., 1964. -

Т. 3.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

9. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - М., 1969.

10. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958.

11. Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. - Одесса, 1926.

12. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. - М., 1925.

13. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.