Литература
1. Демкин, В.П. Гуманитарная информатика или информатика для гуманитариев: постановка проблемы / В.П. Демкин, Г.В. Можаева // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». - 2002. - №29.
2. Основы геоинформатики: в 2 кн. Кн. 1. / под ред. В.С. Тикунова. - М., 2004.
3. Румянцев, М.В. Актуализация историко-культурного наследия / М.В. Румянцев [и др.]// Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». - 2010. -№36.
4. Дубровский, А.В. Создание электронного атласа архитектурно-исторических достопримечательностей города Новосибирска / А.В. Дубровский [и др.] // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2010. - Т. 3. - №2.
5. Колганова, Е.Ю. ГИС-картографирование историко-культурного наследия на примере города Иркутска / Е.Ю. Колганова // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2010. - Т. 1. - №2.
6. Сучилин, А.А. ГИС «Историко-культурное наследие (на примере Боровского района и прилегающих территорий) / А.А. Сучилин // ИнтерКарто/ИнтерГИС 15: Устойчивое развитие территорий: теория ГИС и практический опыт: материалы международной конференции. - Пермь, Гент, 29 июня - 5 июля 2009 г. Т.2. - Пермь, 2009.
В.Н. Сорокин, г. Новосибирск
проблема музея покрышкина в Новосибирске
В 2013 г. в Новосибирске широко отмечалось 100-летие со дня рождения почетного гражданина города, прославленного летчика Великой Отечественной войны, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации А.И. Покрышкина. Было реализовано множество проектов в честь Покрышкина: новые издания, выставки, патриотические акции. Проделана огромная организационная и творческая работа, чтобы увековечить память этого великого человека.
Однако вряд ли мы можем сказать, что образ Покрышкина получил достойное воплощение в музейной сфере, хотя попытки решения этого вопроса были. Власти несколько раз заявляли о необходимости построить музей Покрышкина. В первый раз было даже символически начато строительство здания в парке им. Кирова. В следующий раз все были уверены, что музей знаменитого земляка будет размещен в новом здании, перед которым был установлен памятник летчику, на пл. Маркса. И, наконец, в марте 2013 г. мэр Новосибирска заявил, что в этом году будет создана техническая документация для начала строительства здания музея в Ленинском районе Новосибирска. Существовал также проект строительства нового, «Покрыш-кинского», района Новосибирска, где авторы предполагали разместить не только музей, но и взлетную полосу и планетарий. Проект разрабатывался фондом «Мемориал маршала А.И. Покрышкина».
Такая гигантомания связана с тем, что Новосибирск не является «просто городом», это мегаполис. Мегаполис - уже не город, это следующая стадия общественного жития, когда многие процессы становятся стихийными, неуправляемыми. Это и пробки, и точечное строительство, ситуация, когда решения принимаются на бегу и хочется чего-то грандиозного.
Но кроме мегаполисной гигантомании, существуют и простые, «народные» музеи Покрышкина. Первый - музей авиации имени А.И. Покрышкина в аэроклубе ДОСААФ. Однако люди часто опускают слово «имени» и считают его музеем Покрышкина. Часть экспозиции этого музея и в самом деле посвящена герою.
Однако нам кажется гораздо более интересным и перспективным музей, созданный в техникуме металлургии и машиностроения, в том самом здании, где было ФЗУ, в котором учился будущий летчик, начинал свой трудовой путь. В этом случае место является мемориальным, т.е. местом, где делалась история. Покрышкин не только здесь учился, но и строил здание и жил здесь после ухода из семьи (его отец не хотел, чтобы подросток оставил семейную профессию кровельщика).
Музей был создан Е.М. Поповым, художником-прикладником по образованию, настоящим подвижником, которому сейчас 85 лет. В музее не только личные вещи А.И. Покрышкина, но и предметы вооружения, подлинные вещи летчиков, большое количество документов, моделей самолетов, портретов летчика и его соратников. Стоит заметить, что музей отражает не только подвиг Покрышкина в годы Отечественной войны, но и помогает осознать его роль как одного из полководцев уже другой, так называемой холодной войны, в которую Покрышкин был одним из организаторов современной системы ПВО страны. Поэтому в экспозиции оружие истребителя-перехватчика, ракета «воздух-воздух» и ракета «земля-воздух» Р-75. эта, вторая, половина жизни Покрышкина еще во многом покрыта тайной, не исследована историками.
И все же в отношении данного музея действует ограничение его развития, очень характерное для Новосибирска, когда историческое наследие часто скрыто за ведомственными заборами. Такое положение увеличивает риск утраты музеев из-за менеджеров, решающих хозяйственные, экономические вопросы. Так не раз исчезали музеи предприятий города.
Музей Покрышкина является музеем при техникуме; предпринимавшиеся попытки сделать его муниципальным или музеем областного подчинения пока оказались неудачными. Однако в пользу такого решения говорят важные доводы. Например, музей создавался (и это просто кейс для учебника по работе со спонсорами), на деньги не только банков и РЖД, но и на перечисления от санатория в Сочи, где лечился Покрышкин, на крохотные суммы пенсионеров. Все это Е.М. Попов, написавший 1000 писем по всей стране для организации этой кампании сбора средств, аккуратно отразил в Книге друзей музея. И, надеемся, эта прекрасная книга еще не закончена.
Заблуждением выглядит и «труднодоступность» музея, о которой часто говорят, как о важнейшей проблеме. И в самом деле, на карте Новосибирска ул. Станционная выглядит обычной промзоной. Однако метро уже резко снижает значимость этого фактора для музея, превращая его в рядовое мегаполисное пространство. Еще большее и даже символическое значение именно для музея Покрышкина, по нашему мнению, играет близость аэропорта Толмачево и то, что шоссе туда идет рядом с музеем.
Именно новосибирский Музей А.И. Покрышкина на ул. Станционной, 30 и является той критической точкой, где нужно соединить усилия для воспитания молодого поколения на примере жизни человека, прошедшего путь от напильника фзушника до маршальских звезд.