Научная статья на тему 'Проблема моделирования транспортных потоков на пешеходных переходах'

Проблема моделирования транспортных потоков на пешеходных переходах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
342
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ / ПЕШЕХОДЫ / ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Калитин Денис Владимирович, Морозов Алексей Александрович

Рассмотрен подход к моделированию транспортных потоков на пешеходных переходах в условиях существующей дорожно-транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема моделирования транспортных потоков на пешеходных переходах»

--------------------------------- © Д.В. Калитин, А.А. Морозов,

2011

УДК 377.44

Д.В. Калитин, А.А. Морозов

ПРОБЛЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ НА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ

Рассмотрен подход к моделированию транспортных потоков на пешеходных переходах в условиях существующей дорожно-транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: дорожная сеть, пешеходные переходы, транспортные потоки, пешеходы, геометрическое моделирование, имитационное моделирование.

у Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой

Л Л участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 8 лет численность пешеходов, погибших в дорожнотранспортных происшествиях, увеличилась на 30%. Всего за этот период погибло свыше 100 тыс. и ранено свыше 500 тыс. пешеходов [1]. Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при имеющемся перераспределении перевозок от общественного транспорта к личному, увеличивающейся диспропорцией между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. Так, существующая дорожно-транспортная инфраструктура в городах фактически соответствует уровню 60 -100 автомобилей на 1 тыс. жителей, в то время как современный уровень обеспечения автомобилями уже превысил 200 автомобилей на 1 тыс. жителей [2], в связи с чем, пешеходы стали более уязвимым звеном в дорожно-транспортном движении. Поэтому, при нынешней борьбе с заторами c помощью расширения, модернизации и усложнения дорожных сетей, нужно также уделять особое внимание и пешеходам.

Поведение пешеходов является сложным феноменом, поэтому при планировании объектов с высокой плотностью движения и ограниченным пространством, для предотвращения и снижения задержек необходимо максимально точно определить

Рис. 1

тип перехода, который необходимо построить в зависимости от типа данной дорожной сети.

Разделяют три вида пешеходного перехода (рис. 1):

1. Наземный (т.е. «Зебра»), в свою очередь делится на регулируемые и нерегулируемые.

2. Надземный.

3. Подземный.

Одно из решений проблемы может заключаться в ликвидации регулируемых пешеходных переходов на магистральной уличнодорожной сети с многополосным движением для умень-ения количества тактов режимов работы светофоров. Строительство на их месте надземных или подземных переходов. Возможность строительства тех или иных переходов зависит от различных факторов:

- величины пассажирского и транспортного потоков;

- стоимости строительства;

- геологических условий;

- коммуникаций, расположенных вдоль участка дороги и т.д.

Зебра является местом повышенной опасности - на ней всегда

есть вероятность столкновения незащищенного человека с автомобилем (до 80 % ДТП происходит именно на наземных переходах [2], что влечет за собой заторы транспортных сетей, а иногда - случаи гибели пешеходов). Для улучшения ситуации наземные переходы нужно делать более заметными, путем установки дорожных знаков ’’пешеходный переход” на флуоресцентном фоне, нанесения дорожной разметки с применением

Рис. 3

цветных дорожных покрытий, обустройства дополнительного освещения над пешеходными переходами, а также установка пешеходных ограждений.

Для снижения скорости движения транспортных средств, при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу проводится ряд мероприятий:

• применение искусственных неровностей (например, лежачего полицейского),

• создание шумовой разметки;

• установка дорожных знаков обратной связи;

• организация освещаемых участков дорог;

• создание «Воздушной зебры» [3].( Суть предлагаемого решения заключается в дублировании рисунка зебры над проезжей частью (рис. 2).

Итак, выше были предложены различные способы повышения безопасности пешеходных переходов, а также снижения времени проезда транспортных средств в этих зонах. Выбор пути усовершенствования работы пешеходного перехода зависит от конкретной ситуации. Задача выбора сводится к исследованию поведения транспортных и пассажирских потоков на пешеходном переходе. Оценить эффективность принимаемых решений можно с помощью моделирования [5]. Которое дает возможность оценивать движение транспортного потока во времени, анализировать такие данные, как пропускная способность, средняя скорость движения транспорта и т.п.. Исходя из полученных результатов, возможно варьировать различные параметры тех или иных видов перехода, например, убрать или поставить светофоры, лежачих «полицейских» и т.д. для достижения нужного результата. Главной идеей здесь является то, что переход будет промоделирован еще до строительства, что позволит дать оценки различным вариантам и выбрать наилучший из них. С экономической точки зрения, очевидно, что смоделировать различные варианты постройки перехода на ЭВМ, будет намного дешевле постройки без предварительного анализа.

Имитационное моделирование позволит управлять системой как единым целым, настраивать различные параметры (можно ускорять время, что позволит быстро получать данные, например, о средней скорости и загруженности потока за несколько часов или целый день, что может быть полезно при проектировании пешеходного перехода). А геометрическое моделирование [6] в свою очередь предоставит возможность визуализации движения транспортного потока и пассажиропотоков. Будут использоваться модели пешеходов, сооружений и транспортных средств, что сделает систему более наглядной и простой для восприятия. Все это поможет сделать необходимые выводы и принять правильное решение.

1. www.peshehodov.net

2. www.rosavtodor.ru

3. www.artlebedev.ги

4. КалитинД.В. Архитектура САПР. - М.: МГГУ, 2009.

5. Бадалян А.М., Ерёмин В.М. Компьютерное моделирование конфликтных ситуаций для оценки уровня безопасности движения на двухполосных автомобильных дорогах — М.:ИКФ «Каталог», 2007.-240 с.

6. Аристов А.О., Фёдоров Н.В. Трёхмерное графическое моделирование транспортной системы населённого пункта. - Горный информационноаналитический бюллетень. Отдельный выпуск 10/2008 - М.: МИР ГОРНОЙ КНИГИ, 2008. с.86-89. Ш

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ------------------------------------------------------

Калитин Денис Владимирович - кандидат технических наук, доцент Московский государственный горный университет, den@bryce.ru

Морозов Алексей Александрович - студент, Московский государственный горный университет, morozski @hotmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.