Научная статья на тему 'Проблема меценатства в России'

Проблема меценатства в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
276
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благотворительность / меценатство в России / Б.И. Булочник / общественная культурная организация / проблема меценатства / charity / patronage in Russia / Boris Bulochnik / cultural NGO / the problem of patronage

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Монасыпова Наджия Рауфовна, Монасыпова Лилия Ильгизовна

Проявление бескорыстного служения отечеству в традициях благотворительности со времен Киевской Руси. Возрождение меценатства в России с конца XVIII века и его роль в культурном строительстве. Круг благотворительной деятельности Б.И. Булочника: Дом-музей К.И. Чуковского в Переделкине, детские дома, Театр детской книги «Волшебная лампа», общественная культурная организация Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Проблемы меценатства в России и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Question of Patronage in Russia

The manifestation of selfless service to the fatherland in the tradition of charity since the times of Kievan Russia. The revival of patronage in Russia from the end of the 18th century and its role in cultural construction. The circle of Boris Bulochnik's charitable activities: House-Museum of K.I. Chukovsky in Peredelkino, orphanages, Theatre of Children's Books "Volshebnaya lampa" (Magic Lamp), the cultural NGO International Centre-Museum named after N.K. Roerich. Problems of patronage in Russia and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Проблема меценатства в России»

Н.Р. МОНАСЫПОВА,

председатель Ташкентского общества Рерихов, Ташкент, Узбекистан

Л.И.МОНАСЫПОВА,

кандидат медицинских наук, заместитель председателя Ташкентского общества Рерихов, Ташкент, Узбекистан

ПРОБЛЕМА МЕЦЕНАТСТВА В РОССИИ

Я связываю со своей родиной огромные надежды. Россия — это пространство будущего. России предопределена великая, по существу космическая роль на Земле.

С.Н.Рерих

Россия!Встань и возвышайся!

А.С.Пушкин

Культура в России получила мощный импульс развития, когда Святослав Николаевич Рерих усилил ее пространство уникальным философско-художественным наследием своей семьи. С передачей в 1990 году в Россию творческого наследия Рерихов коренным образом стала трансформироваться общественная форма деятельности культурных организаций и наряду с этим активизировались традиции меценатства.

Мы могли наблюдать возрождение традиций меценатства в России на примере помощи, оказанной меценатом Борисом Ильичом Булочником общественной культурной организации Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха. Сегодня общественный Центр-Музей получил международное признание и по праву является гордостью России. Что способствовало становлению и мощному развитию этого Центра Культуры? Наряду с такими факторами, как самоотверженные

действия и профессионализм доверенного лица С.Н.Рериха, генерального директора Центра-Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой, поддержка известного дипломата, Чрезвычайного и Полномочного Посла, специального представителя Генерального секретаря ООН Ю.М.Воронцова и помощь общественности, большую роль сыграла благотворительная деятельность Б.И.Булочника.

Вспомним, что меценатство в России имеет глубокие корни в народной душе и свои традиции, проникнуто духом бескорыстного служения отечеству. Н.К.Рерих писал: «Когда приходилось рассказывать иностранцам житие Преподобного Святого Сергия Радонежского, очень часто приходилось слышать в ответ: "Теперь понимаем, откуда у вас, русских, стремление даяния и труда". Конечно, такая жизнь, которую заповедал Воспитатель русского народа, всегда напомнит, как от малого, самодельного сруба произрастали светлые средоточия просвещения» [1, с. 162]. Мы празднуем в этом году 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, жизнь которого является символом сердечного Даяния людям.

Сам принцип Даяния заложен в космических законах. В книге «Аум» философской системы Живой Этики говорится: «Посреди самых высоких слов помните, что за каждое даяние должно отделить часть полученного в общую пользу. Не только материально, но и духовно нужно понимать это основание, как закон, ведущий к равновесию» [2, § 136]. И еще: «Существует закон, по которому получение не должно быть понято как собственность» [2, § 580].

Благотворительными деяниями славились со времен Киевской Руси княгиня Ольга, князь Владимир Святославович, Ярослав Мудрый. Как новый этап начинается волна широкой благотворительности с конца XVIII века, а XIX век в России называют «золотым веком» благотворительности.

Развитие меценатства на Западе и в России носило разный характер. Для некоторых предпринимателей Запада это был способ избавиться от высоких налогов, то есть оно имело корыстное основание. В России же меценатство для предпринимателей было прежде всего патриотическим долгом,

они считали, что если Бог наградил их деньгами с какой-то целью, то этой целью должна быть помощь ближнему. Меценаты жертвовали деньги на благое дело, не ожидая взамен почестей. Российское купечество смотрело на меценатство как на выполнение своего духовного долга перед народом, как на исполнение Заповедей Христа. Целые купеческие семейные династии Рябушинских, Третьяковых, Морозовых, Бахрушиных, Мамонтовых и других прославились поддержкой искусства. К 1900 г. в Москве производилось больше пожертвований, чем в Париже, Берлине и Вене. Федор Шаляпин с восхищением писал об этом: «Объездив почти весь мир, побывав в домах богатейших европейцев и американцев, должен сказать, что такого размаха не видел нигде» [3].

Сергей Третьяков собрал первоклассные произведения западноевропейских живописцев. После его смерти в 1892 году коллекция поступила в собственность его брата Павла, собиравшего картины русских художников. Тогда же Павел Михайлович передал оба собрания Москве. Так была основана всемирно известная Третьяковская галерея. В одном из писем Павел Третьяков писал: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях; эта мысль не покидала меня никогда во всю жизнь» [цит. по: 4].

Известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов отечески заботился о служителях искусства, собирал у себя молодых талантливых художников, которые в усадьбе С.И.Мамонтова, в Абрамцеве, находили источник духовных сил, заботу, уважение, веру в талант, настоящее содружество единомышленников. «Для того чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты», — говорил выдающийся русский режиссер, актер и педагог К.С.Станиславский [5].

Необходимо отметить, что подлинное меценатство не носит разовый характер. Меценатство утверждается в национальной культуре, когда является постоянной целенаправленной деятельностью, умением отличить в искусстве то, что имеет непреходящее значение. В книгах Живой Этики подчеркивается

важность постоянства отдачи и получения: «Человек, полный гармонии, всегда получает и всегда дает. Сущность его всегда укрепляется в непрерывном токе» [2, § 580].

Меценатство — тоже своего рода искусство, талант, и опыт добротворчества и устремление к Общему Благу делают мецената истинным служителем эволюции. В.М.Васнецов вспоминал, что «Савва Иванович Мамонтов не был в тесном смысле художник, певец, или актер, или скульптор, а была в нем какая-то электрическая струя, зажигающая энергией окружающих. Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других» [5].

Здесь необходимо отметить, что духовная жизнь и мироощущение России всегда имели уникальные особенности. Елена Ивановна Рерих в письме к американским сотрудникам отмечает: «В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех. Россия — в искании и борении, во взыскании Града Нездешнего» [6, с. 263].

А. де Кюстин, французский аристократ, писал после своей поездки по России в книге «Россия в 1839 году», что заговор мирового капитала, ставший постоянным, оформился перед нашествием Наполеона в Россию. Перед войной с Наполеоном одна Россия не была подвержена влиянию финансового клана Ротшильдов. Уклад страны не допускал влияния банковского капитала. Французский стратегический план Наполеона Бонапарта был рассчитан на форсированную победу. В беседе с Прадтом — французским послом в Варшаве — Наполеон, по словам Кюстина, заявлял, что он раздавит Россию. Для этого он собирался в первую очередь уничтожить культурные сокровища страны, и прежде всего в Москве. В.Корда, один из авторов сборника, посвященного героям Отечественной войны 1812 года, пишет: «Сердцем страны, из которого произрастали корни духа народного, была Москва со своими старинными церквами, с росписями, с иконостасным богатством; со старинными библиотеками с манускриптами, летописями, книгами; со своей живописью и произведениями декоративного и прикладного искусства; со своими легендами, сказаниями, преданиями, молвой, духом; <...> и со всем прочим,

чего нельзя было измерить ни гирями, ни аршинами, ни золотниками, ни штуками, но что составляло и составляет душу и сердце всякого русского»» [7, с. 252].

Листая страницы истории, можно сделать вывод о противостоянии двух разных мировосприятий, их можно обозначить как мировосприятия Даяния и потребления. В философии Живой Этики говорится о постоянной борьбе за Будущее, которая ведется в сердцах жителей планеты, и каждое сердце участвует в этой битве Света и тьмы, Добра и зла. Один из источников зла — эгоизм и чувство собственности. Преодолевая в себе потребительское отношение к миру, человек сможет стать ответственным хранителем предметов творчества. В этом значимость и эволюционность нового сознания — Космического.

В своих работах Л.В.Шапошникова неоднократно отмечала, что культурное, духовное наследие служит мощным ресурсом народа, помогающим выживать в сложные для страны периоды, одерживать победы, защищая именно духовную суть своей Родины, ее энергетику. Мастера, напитывающие пространство культуры энергетикой произведений искусства, и меценаты, помогающие сохранять эти шедевры, обогащают культурную память народа, способствуют его эволюционному восхождению. В этом великая роль меценатства, его эволюционная суть. Именно культурное строительство невозможно без участия меценатов. Институт меценатства, переставший существовать в России в советский период, сегодня нуждается в возрождении.

Самоотверженная благотворительная деятельность поставила имя Б.И.Булочника в ряд лучших меценатов России. Будучи человеком высокой культуры, истинным патриотом, талантливым организатором, Борис Ильич внес неоценимый вклад в становление и развитие общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Он понимал, что общественная форма культуры требует большой заботы, и неутомимо создавал финансовую основу для созидательной работы Музея.

Меценатская деятельность Бориса Ильича охватывает и другие организации: Дом-музей К.И.Чуковского в Переделкине,

детские дома, Театр детской книги «Волшебная лампа». За благотворительную поддержку малочисленных народов Б.И.Бу-лочник был награжден дипломом, почетным знаком и медалью «За заслуги перед малочисленными народами».

К сожалению, сегодня мы стали свидетелями беспрецедентных акций против культуры внутри самой России. Б.И.Булочник лишился возможности продолжать свою благотворительную деятельность, т.к. лицензия возглавляемого им банка отозвана [см.: 8]. При этом пострадали многие культурные организации, которым Борис Ильич оказывал финансовую помощь, в том числе и Международный Центр Рерихов.

В своей статье «Меценатство и благотворительность в России конца XIX и начала XX века» Д.Жуковская высказывает такие мысли: «Подводя итог нашему исследованию экономической философии великих русских меценатов конца XIX — начала XX вв., отметим их решающую роль в развитии отечественного предпринимательства и культуры. По своему характеру — это фигуры трагические: передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру бизнеса и законам рыночной экономики, а это неизбежно влекло за собой зависть, насмешку, остракизм со стороны коллег-предпринимателей, а иногда — опасность разорения. Даже мир культуры и искусства не всегда правильно принимал и оценивал эти жертвы <...> но лучшие из них все-таки шли на жертвы из интересов культуры в целом, ее будущих творцов и исполнителей. И это был правильный выбор: благодарные потомки, посещающие галереи и театры, библиотеки и музеи, созданные на средства старых меценатов, <...> вспоминают людей, которые взяли на себя тяжелый крест и понесли его» [9].

Известно, что предприниматель и меценат Савва Мамонтов подвергался несправедливым обвинениям в хищении, был осужден, а после оправдания уже не смог вернуться к предпринимательской деятельности.

В этом контексте хочется обратиться к российской истории двухсотлетней давности. Речь идет о так называемой «чернильной империи», в действиях которой прослеживает-

ся определенная закономерность и сходство с активизацией клеветнических публикаций в СМИ в наше время, которые преследуют определенные цели. Цели эти — опорочить героев духа народа, умалить подвиги и исторические победы народов России. В.Карпец в сборнике «Герои 1812 года» пишет о волне клеветы в газетах и журналах шестидесятых и семидесятых годов XIX века. Некоторые представители европейской печати, подкупленные теми же силами, которые финансировали поход Наполеона в Россию, после победы России изощрялись в клевете, умаляя облик истинных героев 1812 года. При этом западные газеты пытались влиять на русские. «Когда-то давно, перед нашествием наполеоновским, писал Глинка: "грудьрусская есть плотина, удерживающая стремление, — прорвется — и наводнение будет неслыханно!" Не потому ли такую злобу вызывала память о народном подвиге у "чернильной империи", связующей воедино европейскую и буржуазную российскую печать?» [10, с. 510]. В.Карпец называет одиозную печать «чернильной империей», которая действует, управляемая скрытыми силами, сознательно распространяя клевету. В частности, были попытки очернить героя войны 1812 года М.А.Милорадовича, которого хорошо знал Ф.Н.Глинка как человека честного, порядочного, самоотверженного. Участник войны 1812 года И.П.Липранди подготовил «Собрание статей об Отечественной войне 1812 года». Статьи являли действительный облик героев. Ф.Н.Глинка поддержал идею, но «Собрание статей...» напечатано не было.

Причина нападок на мецената Б.И.Булочника и Международный Центр Рерихов — ярких созидателей общественной формы культуры — связана с борьбой Нового Мира со старым, столкновением мировоззрений Даяния и потребления и в конечном счете борьбой Света и тьмы. Общественная форма Музея является эволюционным построением, реализующим космический закон, «по которому получение не должно быть понято как собственность» [2, § 580].

Сотрудники общественных музеев остаются хранителями наследия, шедевров, имеющих непреходящее мировое значение в Культуре. Именно поэтому такая форма Культуры

в первую очередь нуждается в поддержке меценатов. Г.В.Да-рузе, член Международного совета музеев при ЮНЕСКО, пишет, что в 70-х годах прошлого века «общественные музеи заявили о себе как о самой динамичной самоорганизующейся системе выявления и отбора истинных культурных исторических и нравственных ценностей. <...> Опыт этих музеев свидетельствует, что общественный музей как форма синтеза Культуры и Энтузиазма есть не только эффективный способ охраны культурного наследия, но и источник возникновения нового общественного сознания, профессиональной этики и горизонтов музейного будущего» [11].

Веком Сотрудничества называет наше время Живая Этика. В работе общественных музеев реализуется активное сотрудничество, сложение трех векторов: творцов, меценатов и общественности.

Проблему меценатства в России можно решить:

— утверждением приоритета Культуры в жизни общества;

— воспитанием патриотизма;

— созданием для меценатства реально работающей правовой основы.

Два первых пункта ложатся на плечи подвижников просвещения. Для создания же реально работающей правовой основы большим достижением может стать введение в жизнь Федерального закона «О меценатской деятельности», который до настоящего времени остается лишь проектом. Необходимо принять Закон о меценатстве, значительно доработав уже существующий его проект. В Законе нужно предусмотреть возможности для того, чтобы заинтересовать предпринимателей: повысить их общественный авторитет, а также предоставить финансовые льготы для постоянной меценатской деятельности. Для развития Культуры страны в Законе необходимо подчеркнуть важность оказания меценатской помощи не только государственным, но и общественным формам Культуры.

Одной из современных реально и успешно действующих общественных организаций является Международный Центр Рерихов. В докладе «Живая Этика — импульс космической эволюции» Л.В.Шапошникова говорит о космической роли

творчества семьи Рерихов и о важности сохранения их наследия для будущего всей планеты: «Рерихи оставили России и Индии уникальное наследие, в основе которого энергетический импульс космической эволюции. Это не простое наследие, а знание нашей эволюции в ее реальном смысле. <...> Рерихи начали и успешно завершили свою миссию в XX веке. Нам, представителям XXI века, завещано продолжить их космическое дело. Николай Константинович и Елена Ивановна разработали важнейшую тему космического сознания, опираясь на энерго-эволю-ционный импульс Живой Этики. Они подготовили все, чтобы на планете Земля, согласно космическому закону, сознание человечества перешло в свою высшую фазу — космического сознания» [12, с. 89, 91-92].

Рерихи стремились вернуться в Россию, потрудиться на Родине, принести ей свои достижения. «Нынче исполнилось четверть века наших странствий, - писал Николай Рерих. -Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. <...> Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения» [13, с. 26].

Поэтому сегодня перед страной, а значит, перед всеми нами, стоит задача сохранения и защиты этого наследия именно в форме общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха.

Литература

1. Рерих Н.К. Нерушимое. Новосибирск: АЛГИМ, 1992.

2. Учение Живой Этики. Аум.

3. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. [Электронный ресурс] // Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина. Сайт. Режим доступа: http://www.shalyapin-museum.Org/content/view/4151/6/ (дата обращения: 24.10.2014).

4. Анисов Л.М. Третьяков. [Электронный ресурс] // Флибуста. Книжное братство. Независимый библиотечный ресурс: сайт. Режим доступа: http://flibusta.net/b/323478/read (дата обращения 10.01.2014).

5. Российское меценатство. Исторические традиции и современное содержание. [Электронный ресурс] // Галерея Art-is-Life. Живопись и декоративно-прикладное искусство: сайт. Режим доступа: Ы1р://а11^-Ие. ги/?р=1769 (дата обращения: 21.10.2014).

6. РерихЕ.И. Письма. В 9 т. Т. 1. М.: МЦР, 2011.

7. Корда В. Петр Петрович Коновницын // Герои 1812 года: Сб. М.: Молодая гвардия, 1987. Серия ЖЗЛ.

8. В защиту мецената МЦР. [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: официальный сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/ protection/heritage/maecenas/index.php (дата обращения: 26.09.2014).

9. Жуковская Д. Меценатство и благотворительность в России в конце XIX — начале ХХ века. [Электронный ресурс] // Историк — общественно-политический журнал: сайт. Режим доступа: http://www.historicus.ru/ mecenatstvo_i_Ыagorvoritelnost/ (дата обращения: 26.09.2014).

10. Карпец В. Федор Николаевич Глинка // Герои 1812 года.

11. Дарузе Г.В. Общественный музей как феномен культуры. [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: официальный сайт. Режим доступа: http://lib.icr.su/node/843 (дата обращения: 25.09.2014).

12. Шапошникова Л.В. Живая Этика — импульс космической эволюции // Живая Этика как творческий импульс космической эволюции. Материалы междунар. научн.-обществ. конф. 2011. М.: МЦР, 2012.

См. также: Электронная библиотека Международного Центра Рерихов. Режим доступа: http://lib.icr.su/node/2387 (дата обращения: 23.10.2014).

13. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.