Научная статья на тему 'Наследие Рерихов и власть'

Наследие Рерихов и власть Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цивилизация / псевдокультура / культура / общественная форма культуры / Международный Центр Рерихов / общественный Музей имени Н.К. Рериха / civilization / pseudo-culture / culture / public form of culture / International Centre of the Roerichs / non-governmental Museum named after N.K. Roerich

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стеценко Александр Витальевич

Превращение современной цивилизации в орудие борьбы против Света Культуры. Появление псевдокультуры как антипода подлинной Культуры. Отсутствие заинтересованности государства в создании условий для участия в государственном строительстве общественной формы культуры. Истоки и основные причины противостояния российской власти наследию Рерихов. История преследований государственными чиновниками Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Roerichs' Heritage and the Authorities

Transformation of modern civilization into a weapon of struggle against the Light of Culture. The emergence of pseudo-culture as the antipode of genuine Culture. Lack of interest of the state in creating conditions for the participation in forming a public form of culture on state level. The origins and main reasons for the opposition of the Russian government to the legacy of the Roerichs. The history of persecution by government officials of the International Centre of the Roerichs and its non-governmental Museum named after N.K. Roerich.

Текст научной работы на тему «Наследие Рерихов и власть»

А.В.СТЕЦЕНКО,

вице-президент Международного Центра Рерихов, Москва

НАСЛЕДИЕ РЕРИХОВ И ВЛАСТЬ

Негативное отношение российской власти к наследию Рерихов наблюдается уже давно. Начало борьбы против Рерихов и их наследия было положено еще во время Центрально-Азиатской экспедиции в 1926 году, когда Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи прибыли в Москву.

Истоки и основные причины этого противостояния находятся в пространстве обострившихся противоречий современной цивилизации и культуры. Если цивилизация при помощи своих инструментов — политики и экономики — служит для материального обустройства общества, то культура как самоорганизующаяся система духа составляет основное содержание внутренней жизни человека в этом обществе. Если, по утверждению Николая Рериха, Культура является почитанием Света, то современная цивилизация превращена в орудие борьбы против Света, что наглядно доказывает не только история прошлого, но и все 14 лет нового века.

Говоря о конкретной стране и конкретном государстве, мы имеем в виду государство не как общность со своей исторической территорией, языком и культурой, а как цивилизацию, как аппарат чиновников, которые, используя власть, осуществляют политическое и экономическое обустройство общества. Это обустройство, по-своему понимаемое чиновниками, входит в противоречие с духовными устремлениями людей, развитие которых реализуется только в пространстве Культуры.

Выдающийся русский философ Николай Бердяев говорил о том, что «существует вечный конфликт между ценностями культуры и ценностями государства <...>. В сущности государство <...> всегда стремилось к тоталитарности <...>. Творцы культуры всегда с трудом защищали свою свободу <...>. Ценно-

сти низшего порядка, например государство, всегда стремились подчинить и поработить себе ценности высшего порядка, например ценности духовной жизни, познания, искусства» [1, с. 121]. Поэтому, говорил Бердяев, государство в лучшем случае позволяет ходить по равнине, но восходить на высокие горы не позволяет, «а всходить на высокие горы есть "бесконечное право личного духа"» [2, с. 367].

В пространстве этого конфликта государства (цивилизации) и культуры и следует рассматривать конфликт власти, как основного орудия государства, и наследия Рерихов, как одной из основных составляющих культуры России.

Прошло более двадцати лет с тех пор, как в России однопартийная система была заменена на многопартийную, плановая экономика на рыночную. Многое изменилось в России. Даже религиозные конфессии из полулегальных организаций превратились в мощные социальные институты нашего общества. А в культуре все осталось по-прежнему: государство не создает условий для развития общественной формы культуры, которая является единственным гарантом ее сохранения и развития, поскольку, будучи достоянием всего народа, она должна быть поддержана самим народом. Если этого не происходит и общество не может проявить свою активность и участвовать в общественной форме культуры, то культура лишается возможности участвовать в государственном строительстве. В этих условиях на смену настоящей культуре приходит ее антипод — псевдокультура, которая притягивает сознание человека к материальной и политической стороне жизни, мешает его независимости. Но именно в этом и заинтересована власть.

Пожалуй, не найти в России другого примера такого жестокого и циничного отношения власти к культуре, как отношение к наследию Рерихов. В чем же причина? Она заключается в том, что наследие Рерихов содержит идеи, полученные из Высокого источника, которые дают мощный импульс развитию сознания и выводят мысль человека на простор космической эволюции. Поэтому в лучшем случае мы встречаем равнодушие чиновников к наследию Рерихов и к работе нашего Музея, но гораздо чаще наблюдаем действия власти, направленные на явное уничтожение наследия и Музея.

Именно это происходит на протяжении более 57 лет, начиная с 1957 года, когда Юрий Николаевич привез первую часть наследия, и до сегодняшнего дня. Всем известна драматическая история расхищения наследия из его квартиры в Москве.

Все эти годы мы ощущали сопротивление власти созданию общественного Музея имени Н.К.Рериха. Я имею в виду постановление Совета Министров СССР о создании Советского Фонда Рерихов и Центра-Музея имени Н.К.Рериха и препятствия, чинимые властью при вывозе наследия из Индии в Москву, а также отказ власти вернуть коллекцию картин Н.К.Рериха, несмотря на подписанное распоряжение С.Н.Рериха, требование руководства СФР, а затем МЦР, доверенных лиц Святослава Рериха и обращение его самого к Президенту России.

В адрес Рерихов и генерального директора Центра-Музея, исполнителя завещания С.Н.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой при полном попустительстве власти льются потоки клеветы. Власть стремится отобрать наследие и разрушить общественный Музей. Подтверждением этому служит постановление Правительства РФ №1121 «О создании государственного музея Н.К.Рериха», основанное на фальшивых документах и направленное на ликвидацию общественного музея, изъятие у него наследия и усадьбы. Минул 21 год, как ушел из жизни Святослав Рерих, но до сих пор чиновники не желают выполнять его завещание, не признают МЦР его наследником.

Власть стремится выселить Музей из усадьбы Лопухиных — в 2007 году состоялся арбитражный процесс по иску Росимущества. В 2009 году чиновники решили отобрать у МЦР картины Рерихов, находящиеся в общественном Музее и включенные в негосударственную часть Музейного фонда РФ как собственность МЦР. «Издательская группа Прогресс» подала в Арбитражный суд Москвы иск, поддержанный Государственным музеем Востока и Росимуществом, с требованием изъять у МЦР картины Рерихов. При помощи ГМИИ имени А.С.Пушкина чиновники пытаются запретить МЦР продолжение работы над воссозданием усадьбы Лопухиных и лишить Музей возможности развития.

Однако, несмотря на все происки власти, Центр-Музей за четверть века своей деятельности в культурном пространстве России и мира превратился в международный просветительский центр, известный не только в России, но и за ее пределами. Именно о таком Центре-Музее мечтал Святослав Рерих. Но чиновники вовсе не желают мириться с ростом в мире такой популярности идей и художественного творчества Рерихов и в ноябре 2013 года нанесли очередной удар по Музею. Следует сказать, что этот год был выбран не случайно. 2013 год был годом мощного роста деятельности нашего Музея по популяризации наследия Рерихов в мире. Назову три основных, на мой взгляд, направления этого роста.

В январе 2013 года прошла премьера нового фильма Л.В.Шапошниковой «Зов Космической эволюции». Благодаря этому фильму сотни тысяч людей узнали о великой миссии Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих в переломный период истории человечества и о значении их наследия для Космической эволюции человечества.

Весной 2013 года МЦР продолжил свой международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в странах Латинской Америки и Европы. Аргентина приветствовала нашу выставку как имеющую национальное значение. 21 сентября Знамя Мира было освящено в Кафедральном соборе Буэнос-Айреса. В День России выставку открыли в европейской штаб-квартире ООН в Женеве. Мы вели переговоры об организации выставки во Дворце Мира в Гааге. Благодаря активной деятельности МЦР, как подчеркивает Людмила Васильевна, Пакт Рериха приобрел вторую жизнь. Намечались мероприятия по проведению выставок этого проекта в России.

В 2013 году МЦР в сотрудничестве с ММТР наметил реальные пути по возобновлению деятельности Института Гималайских исследований «Урусвати» и созданию в имении Николая Рериха в Наггаре музейно-научного комплекса.

Власть выбрала самый эффективный путь помешать работе МЦР — лишить его финансовых средств. Как известно, финансирование всей деятельности Музея осуществлял наш меценат Борис Ильич Булочник. Вот и было решено отобрать

у него бизнес. И это случилось: 20 ноября 2013 года у Мастер-Банка отозвали лицензию. Наше отношение к этому было высказано в специальном заявлении, опубликованном 26 ноября 2013 года на сайте. Оно заключается в том, что основной причиной для отзыва лицензии послужило стремление власти лишить МЦР финансирования.

Надо отметить некоторые параллели действия власти в США и в России. Я имею в виду тридцатые годы прошлого века, дело Хорша и его предательство Рерихов, в результате которого Хорш вероломно захватил музей со всем находящимся там наследием. Таким образом просветительская деятельность первого в мире Музея Рериха была прекращена. Он просуществовал 12 лет (с 1923 по 1935 год). Нашему Музею в ноябре этого года исполняется 25 лет. Хочу обратить внимание еще на один момент: Музей Рериха в Нью-Йорке был разрушен как раз после того, как его сотрудники, и особенно Франсис Грант, осуществили работу по популяризации Пакта Рериха в Латинской Америке, что и привело в итоге к его подписанию в апреле 1935 года. В нашем случае власть не дала Музею возможности до конца осуществить наш проект в Латинской Америке: с ноября 2013 года продвижение выставки «Пакт Рериха. История и современность» на этом континенте приостановлено из-за отсутствия финансирования проекта.

Показателен и другой аспект истории нашего Музея. В современной России на примере Музея имени Н.К.Рериха был проведен уникальный эксперимент: сотрудничество бизнеса с общественным музеем для развития культуры. На протяжении почти 20 лет один из самых успешных предпринимателей России помогал общественной организации, обеспечивая ее культурную деятельность всем необходимым. Другого такого примера не существует. Для России такой эксперимент имел особое значение, так как состояние русской культуры в 1990-х годах было просто катастрофическим. Ее сохранить было возможно только через возрождение истинного меценатства. Борис Ильич Булочник и стал первым меценатом, который заложил основы такого возрождения. За что и подвергался серьезным преследованиям со стороны власти. Он мужествен-

но переносил все нападки, от гнусной клеветы и угрозы лишить его жизни до уговоров прекратить финансирование деятельности общественного Музея, но не отказался помогать нам и поплатился своим бизнесом. Так был прекращен эксперимент, который нес России возможность скорейшего выхода из того кризиса культуры, в котором она оказалась.

Надо также отметить, что ноябрь 2013 года был роковым не только для России, но и для Украины, где политические и экономические противоречия привели сначала к майдану, а потом взорвали мир, ввергнув страну в пучину гражданской войны. Я думаю, что эти события будут иметь серьезные последствия для всей нашей цивилизации.

После 20 ноября 2013 года ситуация вокруг Музея значительно осложнилась. И власть сразу этим воспользовалась. Министерство культуры и Государственный музей Востока добились пересмотра решения Хамовнического суда, признавшего МЦР наследником С.Н.Рериха. В итоге 20 июня 2014 года Коллегия Мосгорсуда отменила это решение и отказала МЦР в удовлетворении заявленных требований. ГМИИ имени А.С.Пушкина активизировал свои действия, препятствуя воссозданию в полном объеме архитектурного ансамбля усадьбы Лопухиных на земельном участке, переданном нам в аренду. В дополнение к этому власть изолировала Музей от крупного бизнеса (несмотря на многочисленные обращения о финансовой помощи, мы не получили даже ответа), а также от центральных СМИ.

И все это происходит в год 140-летия Н.К.Рериха, 135-летия Е.И.Рерих, 110-летия С.Н.Рериха, 25-летия Музея и в год, объявленный Годом Культуры.

Возникает вопрос: «Как нам в этих трудных условиях сохранить Музей и наследие?»

Я уверен, что мы должны продолжать нашу культурную деятельность. В этом наша сила. Доказательством этому служит то, что мы не только сохранили Музей, но и продолжили осуществление нашего международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность». Мощная общественная поддержка, которая была нам оказана, и в первую очередь рериховскими организациями, не позволила разрушить Музей

и отобрать наследие. Можно сказать, что и эту очередную атаку мы отразили. Но угроза разрушения Музея не ликвидирована.

Широкая общественная поддержка МЦР способствовала принятию мэром Москвы С.С.Собяниным решения о передаче нам двух зданий усадьбы Лопухиных в безвозмездное пользование. В августе мэр подписал по этому поводу специальное распоряжение. Это серьезная поддержка для Музея, за что наша огромная благодарность Сергею Семеновичу Собянину.

Музею была оказана финансовая помощь со стороны рери-ховских организаций и частных лиц, тех, кому дорог наш Музей и его деятельность. Пользуясь случаем, хочу выразить всем, кто поддержал наш Музей в это труднейшее для него время, искреннюю благодарность и признание. Это ваша помощь позволила нам продолжить осуществление международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность» в России. На сегодняшний день выставки уже прошли в 47 городах нашей Родины, а также во Дворце Мира в Гааге, в Казахстане, Киргизии и начали свое шествие по городам Индии. Это ли не победа над сложной ситуацией, в которой мы оказались!

Успокаиваться нельзя. Предстоит очень многое сделать. В этой ситуации главное — сохранить Музей и наследие. Мы должны продолжить нашу общественно-культурную деятельность по распространению на планете миротворческих идей Пакта Рериха и Знамени Мира, завершить проект «Пакт Рериха. История и современность» в 2015 году в России и других странах и провести отчетную выставку этого проекта в ЮНЕСКО в 2016 году. Нужно искать и находить контакты в структурах власти для поддержки нашей деятельности.

Литература

1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыты персоналистической метафизики // Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: АСТ, 2006.

2. Бердяев Н.А. Sub specie aetemitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900—1906 гг.) / Сост. и коммент. В.В.Сапова. М.: Ка-нон+, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.