Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИИ М. ВЕБЕРА)'

ПРОБЛЕМА МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИИ М. ВЕБЕРА) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1430
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория массовых коммуникаций / социальное действие / человек / «понимающая» социология / методология / theory of mass communications / social action / human ‘understanding’ sociology / methodology

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скворцова Елена Андреевна

Рассматривается сущность «понимающей» социологии Макса Вебера; исследуются базовые и современные теории коммуникации и информации; показывается, как идеи Вебера были развиты исследователями теории массовых коммуникаций; выявляется пересечение во взглядах Вебера с философскими теориями символического интеракционизма, феноменологии, экзистенциализма и теории действия; определяется основная методологическая проблема в изучении феномена массовых коммуникаций на современном этапе и предлагаются пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF METHODOLOGY FOR STUDYING THE PHENOMENON OF MASS COMMUNICATIONS (ON THE EXAMPLE OF M. WEBER SOCIOLOGY)

To consider the essence of max Weber's “understanding” sociology; to study the basic and modern theories of communication and information; to study how Weber's ideas were subsequently developed by researchers of mass communication theory; to identify the intersection in Weber's views with the philosophical theories of symbolic interactionism, phenomenology, existentialism and the theory of action; to determine the main methodological problem of studying the phenomenon of mass communication at the present stage and suggest solutions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИИ М. ВЕБЕРА)»

УДК 159.9.019

DOI: 10.24411/2308-7226-2020-10006

Скворцова Елена Андреевна

аспирант по специальности «Социология управления»

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, (342) 238-63-44, e-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИИ М. ВЕБЕРА)

Elena A. Skvortsova

Post-graduate student in Sociology of management

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF METHODOLOGY FOR STUDYING THE PHENOMENON OF MASS COMMUNICATIONS

(ON THE EXAMPLE OF M. WEBER SOCIOLOGY)

Аннотация. Рассматривается сущность «понимающей» социологии Макса Вебера; исследуются базовые и современные теории коммуникации и информации; показывается, как идеи Вебера были развиты исследователями теории массовых коммуникаций; выявляется пересечение во взглядах Вебера с философскими теориями символического интеракционизма, феноменологии, экзистенциализма и теории действия; определяется основная методологическая проблема в изучении феномена массовых коммуникаций на современном этапе и предлагаются пути ее решения.

Ключевые слова: теория массовых коммуникаций, социальное действие, человек, «понимающая» социология, методология.

Abstract. To consider the essence of max Weber's "understanding" sociology; to study the basic and modern theories of communication and information; to study how Weber's ideas were subsequently developed by researchers of mass communication theory; to identify the intersection in Weber's views with the philosophical theories of symbolic interactionism, phenomenology, existentialism and the theory of action; to determine the main methodological problem of studying the phenomenon of mass communication at the present stage and suggest solutions.

Key words: theory of mass communications, social action, human 'understanding' sociology, methodology.

© Скворцова Е.А., 2020

Современная наука признает, что социальный опыт и знания людей складываются из двух источников: непосредственной и массовой коммуникаций. Под понятием «массовая коммуникация» исследователи подразумевают процесс распространения на большие и рассредоточенные аудитории различных типов информации: моральные и правовые нормы, духовные ценности, знания и другие типы данных с применением специальных технических средств. Аудиовизуальные, печатные и электронные средства массовой информации (СМИ) служат каналами передачи.

Отличить массовую коммуникацию от остальных типов коммуникации можно по признакам, представленным на рис. 1. Для того чтобы коммуникацию можно было считать массовой, необходимо наличие коммуникатора, реципиентов, социально значимой информации и некоего набора технических

средств, посредством которых будут передаваться сообщения. -

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Социально значимая информация

Нет прямого контакта между аудиторией и коммуникатором

г \

Взаимодействие через технические

средства на выбор

Публичные, регулярные, массовые сообщения

г \

Широкая, разрозненная, анонимная

аудитория

Рис. 1. Признаки массовой коммуникации

В современном обществе «опосредованная» коммуникация выходит на первый план в вопросе получения социального опыта. С этим связан всплеск научного интереса к изучению феномена «массовой коммуникации». С развитием технических средств передачи информации, появлением новых механизмов и форм опосредованного воздействия на широкую аудиторию нарастает запрос и на научный поиск в данной области. Специфика исследования данного социального явления заключается в интересе со стороны разных сфер жизни общества и научных дисциплин. При этом каналы для передачи социально значимой информации стремительно развиваются, поэтому глубинный научный поиск вынужден изучать массовую коммуникацию с запозданием, уже после внедрения и апробации новых форм. В связи с этим, как и 100 лет назад, наиболее актуален вопрос о методологии и методологических инструментариях для исследования данного социального феномена. Несмотря на междисциплинарный запрос, именно социологический научный поиск играет ведущую роль в этом процессе.

44

Первым, кто пересмотрел методологическую проблематику социальной науки в сторону фокуса на человеке и его действиях, был немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) [3; 4; 5; 6]. Его «понимающая социология» ставит в центр изучения индивидуума, «понимание» его чувств и восприятие окружающей среды через моральные ценности, установки, культуру и т. д. С точки зрения научного дискурса, посвященного исследованию проблематики методов и инструментов изучения феномена массовых коммуникаций, стоит отметить исследования американского писателя, журналиста и политического обозревателя Уолтера Липпмана (1889-1974), американского экономиста Майкла Хадсона, немецкого философа и социолога Юргена Хабермаса [22; 23], приверженцев бихейвиоральной парадигмы: Пола Лазарсфельда (1901-1976) [13; 14], Чарльза Миллса (1916-1962), Роберта Мертона (1910-2003), а также Джорджа Мида (1863-1931) [16; 17], американского политолога Гарольда Лассуэла (1902-1978) [7], американского историка искусств и художественного критика Бернарда Беренсона (1865-1959) и др.

Изучение социологии массовой коммуникации неразрывно связано с именем немецкого ученого Макса Вебера - одного из основоположников и выдающихся специалистов-социологов начала XX в. В его «понимающей» социологии используется антипозитивистский методологический подход, суть которого заключается в том, что для исследования социальных действий стоит применять не сугубо эмпирический, а объясняющий и интерпретирующий подход. «Понимающая» социология распознает смысл и цель социальных действий с позиции вовлеченных в происходящее людей. Вебер исходил из того, что природа социального должна рассматриваться субъективно с акцентом на поведении человека. Именно индивид со своими представлениями, целями и мотивами помогает понять, чем обусловлены социальные взаимодействия. Основной признак социального явления -доступный для понимания и осознания субъективный смысл. Необходимые условия социологического исследования - наличие понимающих мотиваций и отнесение его к поведению других людей [9].

Ученый-социолог, по Веберу, должен быть беспристрастным, отложить в сторону собственные моральные ценности и политические предпочтения и соотнести анализируемый материал с экономическими, моральными и эстетическими ценностями, исходя из того, что служило ценностями для объекта исследования. При этом он выделяет очень важный социологический инструментарий - «идеальный тип». Под идеал-типической конструкцией Вебер понимает модель, которая не имеет аналогов в реальной жизни и включает в себя набор признаков эмпирической реальности [1]. Эта модель обобщает характерные признаки многих исследуемых случаев и является инструментом познания, с которым будут сравнивать реальные социальные явления. Именно идеал-типическая модель, по замыслу Вебера, может помочь исследователю быть беспристрастным. Идеи и взгляды Вебера на методологическую проблематику социологической науки построили своего рода фундамент для исследования массовых коммуникаций.

С именем немецкого социолога также связано появление понятия «социология прессы» (1910) как нового направления исследовательской деятельности ученого-социолога. Он выделил отдельный пласт в научном социологическом поиске, связанный с изучением прессы. Вебер предлагал

исследовать все, что к ней относится, в том числе и тех, кто работает в этой сфере. Вебером была предпринята попытка сформулировать этику журналиста. Но эта попытка не была оценена коллегами, поэтому изучение массовой коммуникации не получило стремительного развития.

Основные вехи формирования теории массовых коммуникаций представлены на рис. 2.

> I ЭТАП - 1910 г. «Социология прессы» (М.Вебер)

/— > II ЭТАП - 1922 г. «Общественное мнение» (У. Липпман)

> III ЭТАП - 1950-1970-е гг. Оформление и развитие теории массовых коммуникаций (Хадсон, Лазарсфельд, Миллс, Мид, Мертон и др.)

Рис. 2. Этапы формирования теории массовых коммуникаций

Несмотря на то что ученые в начале XX в. не уделили достаточного внимания предложениям Вебера, идеи немецкого социолога были продолжены в начале 1920-х гг. в исследованиях Уолтера Липпмана. По мнению Липпмана, мышление человека - сумма реакций на внешние раздражители, из этих реакций складываются стереотипы; отсюда вывод, что изучить массовую коммуникацию можно только при комплексном исследовании процессов создания стереотипов [12].

Оформление исследований опосредованных взаимодействий в теорию массовых коммуникаций произошло значительно позже, в середине XX в., и было связано с развитием и повсеместным распространением различных типов СМИ. Майкл Хадсон выделил три взаимосвязанных направления исследования масскоммуникационного воздействия на общество и человека: «неовеберианский» подход делает акцент на вопросах организации деятельности масс-медиа и обеспечения необходимого в конкурентной среде уровня сбыта и профессионализма; «неомарксистский» подход делает упор на изучение символического значения сообщений массовой коммуникации, опираясь на понимания идеологического принуждения в рамках традиции Франкфуртской школы и грамшианской концепции роли культурного аппарата как средства поддержания политической гегемонии; «неодюркгеймианское» направление исследования «публичного восприятия» связано с «вещным» рассмотрением формирующихся посредством массмедиа коллективных представлений, способных интегрировать индивидов как членов массовых аудиторий через передачу чувства солидарности друг с другом [20].

Юрген Хабермас работал в исследовательской традиции феноменологической социологии, приверженцы этого направления распространяли в своих исследованиях отношение к средствам массовой коммуникации как «чуду», это отношение перешло на уровень человеческого подсознания и растворилось в нем. Изучением с позиции бихейвиоральной парадигмы, где в центр исследования помещается поведение индивидов,

занимались Пол Лазарсфельд, Чарльз Миллс и Роберт Мертон. Джордж Мид рассматривал общество как результат совокупности процессов взаимодействия индивидов друг с другом [2; 16]. Гарольд Лассуэл определил массовую коммуникацию в понятиях собственной структуры и выполняемых ею социальных функций [2; 11]. Исследованиями Пола Лазарсфельда, Бернарда Беренсона и Г. Годэ было установлено, что в некоторых критических ситуациях, таких как выборы, например, где результаты оказываются противоположны общенациональным кампаниям массового убеждения, исследователю необходимо учитывать «двухступенчатый» характер воздействия массовой коммуникации и т. д. [15; 18]. Таким образом, с подачи Макса Вебера было запущено исследовательское направление, связанное с изучением феномена массовых коммуникаций.

Но последовательное оформление этого направления научного поиска в полноценную теорию не произошло бы, если бы не еще один аспект, отображенный в творчестве Вебера, - формирование нового подхода к методологическим инструментариям социальной науки и коммуникации, связанного с понятием «социальное действие». Макс Вебер был основоположником и теории социального действия.

Под социальным действием понимается определенная система поступков, средств и методов, используя которые индивид и социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Вебер подчеркивал, что не все действия людей могут быть расценены как социальные, так как не все цели предполагают ориентацию на других людей. По этому поводу в работе «Основные социологические понятия» он писал: «Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грядущей опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей» [5].

Типы социального действия (по М. Веберу) отображены на рис. 3.

ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

(Ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения)

ТРАДИЦИОННОЕ ДЕЙСТВИЕ

(Подражание определенным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критике)

ЦЕННОСТНО-РАЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

(Ориентировано на этические, религиозные, эстетические и другие ценности индивида)

АФФЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

(Основывается на эмоциональном состоянии индивида)

Рис. 3. Типы социального действия (по М. Веберу)

Таким образом, по М. Веберу, социальное действие представляет собой синтез субъективной мотивации действий индивидов или группы, а также ориентацию на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других людей. Субъект социального действия - воздействующий индивид или общность людей, объект - индивид или общность, на которых направлено действие. Также в структуре социального действия есть средства и методы, при помощи которых происходит необходимое изменение. Закономерный результат такого действия - ответная реакция индивида или общности, на которых оно было направлено [10].

Веберовская теория социального действия стала отправной точкой и основой для многих других теорий, которые изучали причинно-следственные связи действий индивидов, их мотивацию и особенности восприятия.

Нами были рассмотрены пересечения взглядов Макса Вебера с философскими теориями символического интеракционизма, феноменологии, экзистенциализма и теории действия. Для того чтобы выявить эти пересечения, была разработана сравнительно-критериальная таблица (табл. 1), где была собрана основная информация о самих теориях, их основных положениях и методологических принципах. При помощи этой таблицы можно выявить пересечения и выйти на методологическую проблематику исследований феномена массовых коммуникаций [10; 12].

Таблица 1

Основные положения и методологические принципы философских

теорий: символического интеракционизма, феноменологии, экзистенциализма и теории действия

Символический интеракционизм Феноменология Экзистенциализм Теория действия

Америка (Чикаго), 20-30 гг. XX в. Германия, нач. XX в. Зародился в нач. XIX в., актуализация -20-70-е гг. XIX в., Западная Европа Великобритания, середина XX в.

Д. Мид [16; 17], Г. Блумер, И. Гофман, Г. Гарфинкель, М. Кун и др. Э. Гуссерль [8], Ф. Бретано, К. Штумпф, М. Хайдеггер [24] и др. С. Кьергегор, Р. Мэй [19], О. Больнов, К. Ясперс, М. Хайдеггер [24], Ж. Сартр [21], А. Камю и др. Г. Энском, Д. Дэвидсон и др.

Человек воспринимается как социальная личность, его рассматривают как думающее существо, люди определяют Беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных черт. Отказ от дедуктивных систем, редукционных Акцент на уникальности бытия человека; чтобы осознать себя как экзистенцию, человек должен столкнуться Действие человека -отдельный акт деятельности, для него характерны осознание целей, произвольность и преднамеренность

Окончание табл. 1

Символический интеракционизм

Феноменология

Экзистенциализм

Теория действия

ситуацию, в которой находятся, а не окружающую среду. Происходящее в конкретной ситуации - причина действий человека, люди активны

в окружающей их среде.

вещей и сознания в пользу каузальных связей. Обращение к первичному опыту, опыту познающего сознания, где сознание не эмпирический предмет. Отказ от утверждения относительной реальности

вещественного мира и вынос его

существование «за скобки».

с «пограничным» состоянием, которое сделает мир для него интимно

близким. Свобода -это выбор действий, которые совершает человек из

бесчисленно возможных вариантов. Человек осознает свою

сущность в течение всей жизни и несет ответственность за каждое действие, без ссылки на обстоятельства. Человек строит себя сам, его свобода -это свобода от общества.

индивидуальной активности. В большинстве случаев действие имеет причину. Рефлексы и пассивные действия не относят к категории

действия, они

должны быть

преднамеренными.

С точки зрения методологических принципов необходимо соотносить скрытое, символическое поведение с явным, изучение поведения с позиции

взаимодействующих. Для

социологического исследования необходимо изучить связь

индивидуального и группового действия, окружающая ситуация - значимая переменная, исследовательские стратегии должны отражать процессуальный и структурный аспект.

Методами таких

исследований

являются

непосредственное

созерцание

и феноменологические редукции. Первый метод дескриптивный, второй - делится на 3 вида редукций:

1. Концентрация на акте сознания, а не на внешней среде.

2. Акты - не конкретные факты, а идеальные сущности.

3. Редукция

к переживаниям сознанию, далее -внешний мир, сфера душевного, сознание -поток переживаний конкретного эмпирического субъекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рациональное мышление исходит из

противопоставления объекта и субъекта, что означает

разделение мира на 2 сферы:

объективную и субъективную -всю

действительность и рациональное мышление как

предмет, «сущность». В экзистенциальной теории подлинная философия исходит из единства объекта и субъекта, это единство и воплощено в «экзистенции», то есть

иррациональной реальности.

К основным

методам изучения действий относят изучение

каузальных связей, исследование самих действий и мотивации. Дискуссионными остаются вопросы о природе действий, их адекватном

описании и разъяснении.

Как видно из таблицы, во всех теориях, как и во взглядах Вебера, в центре исследования - индивид и его действие (акт, поведение и т. д.), а также внешние и внутренние факторы, которые могут оказать влияние на это поведение: ситуация, окружающая среда, группа и причинно-следственные связи. Вопрос о значимости изучения внешних факторов раскрывается в каждой теории по-разному, теория символического интеракционизма уделяет внимание не окружающей человека среде, а ситуации, которую он сам конструирует. Человек проявляет активность в этой среде и создает вокруг себя некую ситуацию в данный момент, она в свою очередь оказывает влияние на его социальное действие. Феноменология выносит реальный внешний мир «за скобки» и концентрирует свое внимание на первичном опыте. Экзистенциалисты говорят о свободе человека от общества и достаточной обособленности от мира: индивид сам строит свою жизнь и каждый раз делает выбор без права отсылки на обстоятельства. Осознание собственного существования человека происходит тогда, когда он максимально близко сталкивается с миром или попадает в пограничное состояние, находясь, например, на грани жизни и смерти. Теория действия рассматривает акты деятельности как преднамеренную индивидуальную активность, человек осознает причины и мотивы своего поведения и выполняет определенные действия самостоятельно.

Пересечения в методологических принципах каждой из философских теорий дают нам базу для понимания и анализа методологической проблематики изучения феномена массовых коммуникаций. Теория символического интеракционизма соотносит скрытое и явное поведение индивида, при этом уделяет особое внимание окружающей ситуации. Также, по мнению приверженцев этой теории, необходимо изучение связи индивидуального и группового поведения. Феноменология использует описательный метод и концентрацию на переживаниях конкретного эмпирического субъекта. Экзистенциализм настаивает на необходимости научного познания иррациональной реальности, которая подразумевает единство субъекта и объекта. Философская теория действия дополняет базу инструментов для изучения социального действия исследованием каузальных связей.

Стоит отметить, что проблема методологии массовой коммуникации на современном этапе появилась еще в начале XX в., когда методология социальной науки получила новый виток развития, опираясь на исследования Макса Вебера. Широкие энциклопедические знания и разные сферы научных интересов позволили Веберу уделить особое внимание инструментам социологических исследований. Он призвал ученых отказаться от примитивного эмпирического описания частных случаев, быть беспристрастными и ценностно-нейтральными. Веберовская «понимающая» социология основывалась на понимании социального действия индивида, его мотивов, целей и стремлений. Именно эта научная концепция дала толчок изучению такого понятия, как «массовая коммуникация», столь актуального на современном этапе развития общества.

В течение всего XX в. ученые пытались подобрать уровни, инструменты и методологию для того, чтобы придать теоретичности научному знанию, связанному с феноменом массовой коммуникации. Появление новых способов коммуникации с широкими аудиториями, развитие источников и СМИ наделили информационное воздействие на широкие аудитории практически неограниченными возможностями влияния, внушения и манипуляции. Долгое время изучение этого явления было связано с потребностями рынка и конкурирующих на нем игроков, потребовалась детальная научная проработка научного направления для того, чтобы наполнить исследования и теоретической составляющей.

Стоит акцентировать внимание на следующих выводах: в рамках различных теоретических подходов исследования человека, социального действия и массовой коммуникации существуют разные методы изучения данного явления, которые комбинируются в определенные конфигурации. Подбор подходящей конфигурации продолжает оставаться актуальными для ученого, так как массовая коммуникация, претерпевая внешние и внутренние изменения, развивается как относительно устойчивое и целостное образование современной общественной жизни, которое ее формирует. Кроме того, она оказывает обратное действие на социальную действительность. Предметом или целью социологической теории массовой коммуникации продолжают оставаться так или иначе понимаемые процессы общения, а не передача и воздействие информации самой по себе.

В процессе анализа сферы деятельности массовой коммуникации различными зарубежными учеными были исследованы практически все стороны и проблемные моменты этого социального процесса (в отличие от исследований отечественных ученых), более разработанная социологическая теория дала возможность наиболее эффективно развить социологию массовой коммуникации.

Технологии, способы передачи и обработки информации на современном этапе развиваются стремительно, что требует все более тщательного изучения и осмысления массовых коммуникаций, этим вызвано постоянно растущее внимание к данному социальному феномену. Веберовские требования отхода от описания, предвзятости и ориентации ученых на собственные ценности выглядят как никогда актуальными. Массовая коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях: социологическом, кибернетическом, политологическом, социобиологическом, философском, психологическом, лингвистическом, культурологическом и др. В анализе сферы деятельности массовой коммуникации, который производится зарубежными учеными, уделено внимание практически всем сторонам и проблемным моментам данного социального процесса, что невозможно было бы сделать без разработанной социологической теории и сильной методологической основы. Причем активный прирост идет именно за счет частнонаучных, узких методологических инструментариев. Современные методы изучения массовых коммуникаций отображены на рис. 4.

ЧАСТНОНАУЧНЫЕ:

^ социологический метод;

> коммуникативно -интерпретативный метод;

> контент-анализ;

> интент-анализ;

^ социолингвистический подход;

> наблюдение;

^ социометрия и др.

Рис. 4. Современные методы теории массовой коммуникации

Каждая из теорий, каждый из методологических подходов вносит свой вклад в понимание современной массово-коммуникационной практики и воздействия/взаимодействия средств массовой коммуникации с группами аудитории и отдельными реципиентами. Теории изобилуют разнообразными инструментариями, которые для изучения каждого отдельно взятого явления складываются в уникальные или универсальные конфигурации. При этом образованные конфигурации остаются актуальными для теоретика, поскольку, несмотря на постоянные и стремительные внешние и внутренние метаморфозы, массовая коммуникация развивается как относительно устойчивое и целостное образование современной жизни. Она не только образует современную жизнь, но и оказывает на нее влияние во всех ее проявлениях и аспектах. Роль массовых коммуникаций в обществе заключается в предоставлении субъектам информационной деятельности возможности оказывать управляющее воздействие на массовое сознание посредством каналов массовой информации. При этом предметом массовой коммуникации являются не процессы общения, передача и воздействие информации самой по себе, а понимание этих процессов, о котором писал Макс Вебер еще в начале XX в.

Основной проблемой методологии исследования массовой коммуникации на современном этапе, на наш взгляд, как раз является стремительность развития технических возможностей, форм и способов передачи информации. Коммерциализация этого направления заставляет постоянно искать новые форматы и тестировать их эффективность на аудитории в режиме реального времени, при этом высокая эффективность того или иного способа условна и краткосрочна. В таких условиях социологам приходится насыщать теоретический аспект исследованиями постфактум, часто изучать уже неактуальные, устаревшие коммуникации. Поэтому довольно сложно прогнозировать и разрабатывать универсальные теоретические подходы. Тем не менее научный дискурс вокруг феномена массовых коммуникаций расширяется и наполняется все новыми исследованиями, в том числе и работами отечественных социологов.

Одним из вариантов выхода из этой ситуации может быть расширение арсенала научно-исследовательских методологических инструментариев при помощи методов цифровой обработки информации, сбора «больших» данных

52

ОБЩЕНАУЧНЫЕ:

> моделирование;

> сравнение;

> системный подход;

> сравнительно-исторический подход и

др.

(Big Data), SEO-анализа источников массовой коммуникации в Интернете и других инструментов, которые активно используются в коммерческой и маркетинговой сферах. Эти способы сбора информации дают обширный пласт информации о массовых коммуникациях, который используется узко и однобоко, исходя из конкретных бизнес-задач. Глубинное научное осмысление и социологический анализ выгружаемых данных могли бы в большей степени нивелировать проблему позднего осмысления и значительно обогатить научно-социологический поиск в области теории «массовых коммуникаций».

Список литературы

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993. - 314 с.

2. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. -М.: Аспект Пресс, 2015. - 176 с.

3. Вебер М. Политика как призвание и профессия. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/6064.

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: экономическая социология. - Режим доступа: http://tower-libertas.ru/wp-content/uploads/2013/10/ Max_Veber_Protestantskaya_etika_i_dukh_kapital.pdf.

5. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.

6. Вебер М. Хозяйство и общество. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. - Режим доступа: https://id.hse.ru/data/2016/08/31/ 1121111120/Вебер_текст_site.pdf.

7. Гнатюк О.Л. Из истории американской коммуникологии и коммуникативистики: Гарольд Лассуэл (1902-1978) // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. - СПб.: СПбГПУ, 2004. - С. 11-20.

8. Громов И.А., Мацкевич Э.А., Семенов В.А. Западная социология. -СПб.: ДНК, 2003. - С. 532.

9. Катаев Д. Социология Макса Вебера: поздняя, незавершенная и своевременная // Социологическое обозрение. Т. 16. - 2017. - № 3. - Режим доступа: https://sociologica.hse.ru/data/2017/09/30/1158753320/Soc0boz_16_3_428-435_Kataev.pdf.

10. Кравченко Е.И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социологический журнал. - 2001. - № 3. - С. 34-41.

11. Кужелева-Саган И.П. Основные исследовательские парадигмы в сфере теории коммуникации: социально-философский аспект // Вестник ТГПУ. Вып. 7(58). - 2006. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-issledovatelskie-paradigmy-v-sfere-teorii-kommunikatsii-sotsialno-filosofskiy-aspekt/ viewer.

12. Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. - М., 1965. - 345 с.

13. Лазарсфельд П. Структура и функции массовой коммуникации // Массовая коммуникация. - М.: АСТ, 2011. - С. 6-23.

14. Лазарсфельд П. Человеческий выбор. - М.: Наука, 2013. - 358 с.

53

15. Мальковская И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий) // Сонис. 2007. - № 2. - 76 с.

16. Мид Д.Г. Происхождение собственного Я и социальный контроль // Кравченко Е.И. Джордж Герберт Мид: философ, психолог, социолог. - М.: МГЛУ, 2006. - 272 с.

17. Мид Д.Г. Разум, Я и общество. - СПб.: Питер, 2013. - 413 с.

18. Мрочко Л.В. Теория и практика массовой информации. - М.: Флинта: МПСИ, 2014. - 239 с.

19. Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. - С. 61.

20. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. - СПб.: Питер, 2015. - 288 с.

21. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.

22. Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. -Минск: Экономпресс, 2000. - С. 73-76.

23. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева, послесл. Б.В. Маркова. - СПб.: Наука, 2000. - 380 с.

24. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. - Харьков: Фолио, 2003. - 503 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.