коррозии, замены стали латунью, анодной защиты и покрытия поверхности металла эпоксидными смолами. Введение в воду ортофосфатов в концентрации 40—100 мг/л снижает скорость накипеобразования; эффективным, но довольно дорогим методом предотвращения ее является умягчение воды известью (Mayes и Gibson).
В городах Японии для получения кондиционной воды из городских стоков с точки^зрения промышленного их использования производят корректировку pH, декарбонизацию и химическое умягчение (Tetsuo). Применение коагулянтов способствует преодолению затруднений при химическом умягчении воды, возникающих в результате присутствия фосфатов и органических примесей. При этом достигается снижение концентрации фосфатов почти на 100% и ХПК — на 45%. В качестве примера можно сослаться на качество сточный вод Токио: после очистки и умягчения pH с 7,1—7,4 повысилось до 9; щелочность снизилась с 1,8 до 0,9 мг-экв/л, жесткость общая — с 3,5 до 1,2, кальций-ион — с 58,4 до 13,9 мг/л, а содержание фосфатов (Р04) — с 1,3 до следов.
Затруднения в повторном использовании сточных вод вызваны интенсивным развитием биологических обрастаний систем водоснабжения (по тракту движения воды) бактериями. Как правило, они устраняются путем периодического введения в воду доз хлора в концентрации 4—5 мг/л и ударных доз его в концентрации 25 мг/л. Определено также, что достаточной для сдерживания развития слизи в технологическом оборудовании и трубопроводах является доза хлора от 5 до 7 мг/л (Duff).
ЛИТЕРАТУРА. Duff J. H. et al. Industr. Water Engin., 1968, v. 5, p. 19.—Gomes Hector J., J. Water. Pollut. Control Fed., 1968, v. 40, p. 540.— LincsGordon, Chem. Proc., 1971, v. 17, p. 37,— M a y e s W. W., GibsonW. E., Chem. Engin. Progr., 1967, v. 63, p. 197.— M i 1 1 e г D., Newsome D. Ibid., p. 13.—Phillips J. D. Water and Wastes Eng., 1972, v. 9, p. 39.—S t a n d e г G. J., Funke J.W. Ibid., 1969, v. 6, p. 20.— Tetsuo Ide, Nobuo Matsumoto, Hidenobu Arimitsu. Chem. engin. Progr., 1967, v. 63, p. 46.
Поступила 12/11 1974 года
УДК 815.916:546.491.036.12.02:614.7(047)
Проф. И. М. Трахтенберг, канд. мед. наук М. Н. Коршун
ПРОБЛЕМА МЕРКУРИАЛИЗМА В СВЯЗИ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ РТУТЬЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Острота проблемы профессионального меркуриализма обусловлена прежде всего ростом добычи ртутной руды и получения из нее металла (С. М. Мельников), расширением производства и применения в народном хозяйстве наиболее токсичных и опасных для человека органических производных ртути, относительно высокой летучестью ртути и ее соединений, устойчивостью их во внешней среде, растворимостью в атмосферных осадках, способностью к сорбции почвой и к адсорбции взвешенными частицами из водной среды, способностью к сорбции коробками зданий и элементами оборудования с образованием источников так называемого вторичного загрязнения, что в совокупности обеспечивает не только сохранение ртути во внешней среде и миграцию ее из одной среды в другую, но и постепенное накопление и концентрацию ее в среде обитания человека. Кроме того, следует учитывать низкий кларк ртути (всего 7-10_в%), что создает условия для резкого и значительного нарушения привычных биогеохимических соотношений при загрязнении почвы, воздуха или воды этим элементом или его соединениями; характер использования ртутьорганических пестицидов, в процессе которого они вносятся в почву (вместе с повседневным материалом или при ее дезинфекции); возможность превращения во внешней среде ртути неорганических соединений в органическую ртуть (Wood и соавт.);
способность соединений ртути к биоконцентрации (Г. Я. Чегринец), вследствие чего содержание их в биологических объектах, например, водорослях, молюсках, рыбе, может в сотни раз превосходить концентрацию ртути в воде (Hazeltine), способность ртути, не утрачивая токсичности, образовывать длинные «цепи» в животном мире перед поступлением в организм человека (Н. И. Красюк и соавт.); наличие отдаленных последствий гона-до- и эмбриотоксического действия при поступлении соединений ртути в организм экспериментальных животных и человека (И. В. Саноцкий; Г. Ю. Деменцева; Teining); возможность загрязнения внешней среды не только при использовании ртути и ее соединений per se, но и при переработке сырья или применении исходных продуктов производства, которые содержат крайне незначительное количество ртути в виде примесей (М. Н. Коршун; Tamir и соавт.), продолжающееся использование соединений ртути в быту (В. Н. Прозоровская и соавт.; Foot Robert); меньшую резистентность к воздействию соединений ртути высокоорганизованных форм жизни, обусловленную преимущественным поражением центральной нервной системы, роль которой в жизнедеятельности организма возрастает по мере усложнения его организации. Hanko и соавт. вызвали интоксикацию у хорьков, которым скармливали цыплят, получавших диету с добавлением дициандиамидметилртути, но не имевших признаков интоксикации.
Какова реальность загрязнения биосферы соединениями ртути (Ввиду их высокой летучести, а также отсутствия надежных средств улавливания ртути и очистки от нее выбросов в атмосферу и сточных вод ежегодно большое количество металла рассеивается во внешней среде. По мнению Ggg-berg, ежегодно в Мировой океан поступает около 5000 т ртути и ее соединений. За год промышленные предприятия Канады сбрасывают в Великие озера до 100 т ртути; в 2 раза больше поступает туда ртути с предприятий США. Суммарный сброс ртути в Великие озера в 2 раза превышает годовую потребность в этом металле такой страны, как Швеция. Общие же потери ртути в промышленности США оцениваются в 30% количества потребляемого металла, что только за послевоенный период превышает 10 000 т1.
Река Рейн (ФРГ) ежегодно сбрасывает в Северное море, помимо других токсических веществ, 8 т ртути 2. Из-за наличия небольших количеств ртути в нефти и каменном угле мировое потребление их сопровождаются выбросом в атмосферу около 5000 т этого элемента ежегодно.
Интенсивнее поступление ртути в окружающую среду в результате деятельности человека дало о себе знать локальным (в пределах отдельных районов и стран) повышением содержания ртути в объектах внешней среды, в первую очередь во внутренних водоемах, а также в растениях, тканях водных и наземных организмов, Так, повышенное количество ртути обнаружено в водах 2/з территории США; для водоемов 20 штатов США оно оценено как опасное. Рыба выловленная в некоторых районах Канады и США, загрязнена ртутью в количестве, превышающем допустимое по федеральным законам содержание (0,5 части на миллион) в 3—14 раз. Содержание ртути в мясе водоплавающей птицы, зимующей на озере Сант-Клер в Канаде, достигает 1,7 частей на миллион. В ряде западных штатов США находили трупы орлов, в тканях которых обнаруживали много ртути; этот металл содержится также в дичи, употребляемой в пищу, в частности, в мясе фазанов (Hazeltine).
Группа экспертов, изучавших степень риска для человека загрязнения рыбы метилртутью, оценила последнее как глобальную проблему, особенно важную для некоторых стран 3.
1 Gavis и Fergusson.
2 Гигиена и санитария, 1971, № 3, с. 78—81.
3 Methyl-Mercury in Fish. A Toxicologic-Epidemiologic Evaluation of risks. Report
from an expert Group. Stockholm, 1971.
Особую опасность представляет то, что почти вся ртуть, определяемая в тканях животных, идентифицируется как одно из ртутьорганических соединений, в частности, метилртуть. Так, если у озерной форели за 12 лет содержание общей ртути в тканях возросло всего в 2,3—2,7 раза, то содержание органической ртути увеличилось в 5,1—5,9 раза, а удельный вес органической ртути в ее общем количестве вырос с 38—40 до 78—88% (Bache и соавт.).
Увеличение содержания ртути в среде, окружающей человека, неизбежно привело и к повышению концентрации этого металла в тканях человека. Так, в волосах японцев, не работающих на ртутных производствах, обнаруживается в 4—5 раз больше ртути, чем в волосах иностранцев, проживающих в Японии (А. Касаи), что обусловлено резким увеличением содержания элемента в рисе и других сельскохозяйственных продуктах Японии (X. Ити-кава). На зависимость между содержанием ртути в волосах японцев, с одной стороны, и количеством потребляемой рыбы — с другой указывают Iamaguchi и соавт. Концентрация ртути з волосах японцев, переехавших на постоянное жительство в Бирму и исключивших из своего рациона рыбу, снизилась за 6 месяцев, тогда как у японцев, покинувших родину, но продолжавших питаться продуктами японского происхождения, она не снижалась в течение 10 месяцев (Suzuki Tsuguyoshi и соавт.).
В сыворотке крови жителей Швеции, питающихся рыбой одного из озер, загрязненных ртутью, содержание металла в 2,3—4,6 раза было выше «нормального» количества ртути в сыворотке жителя этой страны4. Summari Pertti и соавт. не во всех случаях выявили корреляцию между содержанием ртути в теле рыб, с одной стороны, и содержанием ртути в цельной крови и волосах населения, потребляющего рыбопродукты, — с другой; тем не менее эти авторы считают, что у людей, поедающих много рыбы (рыбаков), следует определять ртуть в крови и волосах.
Зарегистрировано токсическое действие соединений ртути на организм человека. Так, большой резонанс в научных и общественно-политических изданиях получил случай болезни Минамата и менее известный случай, отмеченный в префектуре Ниигата, где в течение 1955—1959 годов 26 новорожденных (из 400) родились с признаками уродств и врожденных органических заболеваний центральной нервной системы в результате внутриутробной интоксикации ртутьорганическими соединениями, прошедшими
(перед попаданием в материнский организм) сложный путь: сточные воды _
водоем — рачки — рыба 6.
С августа 1964 года среди населения долины реки Огано выявляются случаи ранее неизвестного заболевания; в январе 1965 года его диагностировали как отравление алкилртутью (Tsychia Kenzaburo). Больные с симптомами отравления продолжали поступать до июля 1965 года, а при массовом обследовании обнаружено еще 26 пострадавших. Содержание ртути в их волосах колебалось от 66 до 759 частей на миллион, в моче — от 53 до 670 мкг/день, в крови — от 10,6 до 90,8 мкг/дл. Ртуть обнаружена в рыбе (в отдельных экземплярах в количестве 41 части на миллион), выловленной в низовьях реки и вблизи выпуска сточных вод химических предприятий.
Признанием реальности глобального эффекта при дальнейшем поступлении ртути во внешнюю среду в результате производственной деятельности человека может быть отнесение этого металла к числу тех веществ в, для предупреждения поступления которых в океан необходимо применять специальные меры, так как эти вещества представляют наибольшую опасность для здоровья человека или состояния морских ресурсов и могут зна-
4 Ргос. Roy. Soc. Lond., В., 1971, 177, 1048.
6 Report of Japanese Ministri of Health, 1967.
•Речь идет о разработанной объединенной группой экспертов классификации транспортируемых морем грузов.
чительно препятствовать культурно-оздоровительному использованию моря (Caspers).
Группа специалистов Национального института медицинских проблем окружающей среды (США) в своем докладе отмечала возможность влияния химических загрязнений внешней среды на возникновение и течение «сердечно-сосудистых и коронарных болезней, эмфизему легких, бронхит, рак и старение» 7. Несомненно, ртуть, как и другие «загрязнители окружающей среды, по-видимому, наносят дополнительный удар (за небольшим исключением) индивидууму, который уже подвергался стрессам со стороны многих агентов окружающей среды и субъективных факторов, каждый из которых играет большую или меньшую роль в возникновении определенных заболеваний или усилении уже имеющегося заболевания» 8. Последнее подтверждено в эксперименте при моделировании некоторых патологических процессов (И. М. Трахтенберг и соавт.).
Не менее важным является и то обстоятельство, что загрязнение внешней среды сопровождается воздействием ртути на организм людей всех возрастов, в том числе детей и лиц старших возрастных групп (И. М. Трахтенберг и М. Н. Коршун, 1970, 1972).
Мало признать реальной опасность воздействия ртути и ее соединений в глобальном масштабе. Следует максимально снизить возможность их поступления во внешнюю среду, сократив использование этого металла в ряде производств, прекратив применение ртутьсодержащих фунгицидов, обеспечив максимальную утилизацию ртутьсодержащих отходов и внедрение эффективных способов очистки выбросов и сточных вод от ртути и ее соединений. Паллиативной мерой может служить использование таких ртутьорганических соединений, которые разлагались бы на безвредные метаболиты (Hueck).
В профилактических целях очень важно установить максимально допустимое содержание ртути в почве (по данным Г. Я. Чегринца — 2,5 мг/кг) и учредить действенный контроль за содержанием этого металла и его органических соединений во внешней среде и в первую очередь водных системах. Это касается в первую очередь тех районов, где продукты моря служат единственным источником получения полноценных белков. Следует повторить предпринятое в начеле 60-х годов изучение «нормального» содержания ртути (наряду со свинцом и мышьяком) в крови и моче людей различных стран мира.
ЛИТЕРАТУРА. Деменцева Г. Ю. В кн.: Научные труды Омск. мед. ин-та. Омск, 1971, т. 106, с. 137.— Итикава X. В кн.: IV международный конгресс по сельской медицине. Усуда, 1969, с. 33.— К а с а и А. В кн.: IV Международный конгресс по сельской медицине. Усуда (Начано, Япония), 1969, 37.— Коршун М. Н. Гиг. труда, 1966, № 11, с. 18.—Красюк Н. Н. и др. Гиг. и сан., 1972, № 11, с. 51.— Мельников С. М. Металлургия ртути. М., 1971.— Прозоровская В. И. и др. В кн.: Влияние ультразвука, ядохимикатов и других факторов среды на организм человека и пищевые продукты. Краснодар, 1971, с. 124.— С аноцкий И. В. В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравления. Киев, 1965, с. 108.— Трахтенберг И. М. и др. В кн.: Тезисы докл. 16-го Всесоюзн. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1972, с. 302.— Трахтенберг И. М., Коршун М. Н. В кн.: Социальная среда, образ жизни старение. Киев, 1970, с. 52.— Чегринец Г. Я. Гигиеническое значение циркуляции ртути во внешней среде в связи с промышленными выбросами и применением ртутноорганических ядохимикатов в сельском хозяйстве. Автореф. дисс. канд. Днепропетровск, 1971.— Bache С. A. et al. Science, 1971, v. 172, p. 951.— Caspers H., Water Res., 1971, v. 5, p. 957,— F o o t e R. S., Science, 1972, v. 177, p. 513.—Ga vis J., Ferguson J. F., Water Res., 1972, v. 69, p. 989.— G о 1 d -berg E. D. В кн.: Global Effects of Environmental Pollution. Техас, 1970, p. 178.— Hanko E. et al. Acta vet. scand., 1970, v. 11, p. 268.—H a z e 1 t i n e W.. Clin. Taxicol., 1971, v. 4, p. 137,—H u e с k H., Int. Biodeterior. Bull, 1971, 7, 2,81.—
'Man's Health and the Environment some research need's. Report of the task Forse on Research Planing in the Environment Health Science. Washington, U. S. Government Printing Office, 1971.
"Там же.
Summari P e г t i. et al. Work—Environm—Health, 1972, 9, 2, 61.—S u z u к i Tsuguyoshi. et al. Bull. Environm. Contam. Taxicol, 1972, v. 7, p. 26.—Tarn i r M. et al. Brit. J. Industr. Med., 1964, v. 21, p. 299. — T e i n i n g S., Med. Fac. Landbouw. Rijksuniv Gent., 1971, v. 36, p. 50. — T s u с h i у a K., Klio. J. Med. 1969, v. 18, p. 213. —Wood J. M. et al. Nature, 1968, v. 220, p. 173. — Yamaguchi S. et ¡al. HSMHA Hlth Rep , )71 v. 86 . 904.
Поступила 13/1X 1973 года
УДК 615.28:632. 951.015.07
Член-корр. АМН СССР А. П. Щицкова
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ ПЕСТИЦИДОВ
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Современная гигиеническая наука накопила огромную информацию, характеризующую токсичность сотен химических соединений, которые интенсивно поступают в окружающую человека среду в связи с химизацией народного хозяйства. В последние годы все больше появляется сведений о специфическом действии ядов, т. е. воздействии их на такие биологические системы, которые имеют значение не только для существующей экологии, но и для будущих популяций. Естественно, что эти вопросы привлекают внимание ученых не только у нас, но и за рубежом. Объем и направленность экспериментальных исследований при оценке биологического действия химических веществ в этих случаях выходят далеко за рамки принятых методических приемов и схем. Они требуют специальных условий и материально-технического оснащения.
К числу специфических воздействий химических веществ относится изменение реактивности организма. Так, в экспериментальных исследованиях Н. А. Шевыревой были выявлены аллергические реакции при действии пестицидов и некоторых других промышленных ядов методами иммуноэлектрофореза, определения антител по реакции Уанье, а также методом отпечатков (изучение изменений кожной аутофлоры). Исследования в эксперименте позволили установить выраженные сдвиги аутоиммунных процессов при действии таких веществ, как цинеб, хлорофос и стирол. При этом наблюдалось не только угнетение естественного иммунитета, но и накопление аутоантител. Например, цинеб в дозе 1/50 2О&0 через 3 мес от начала эксперимента вызывал появление в крови аллергических антител. Изменения аллергического характера наступали значительно раньше, чем проявлялось общетоксическое действие пестицидов. Важно отметить, что даже незначительные дозы цинеба, хлорофоса и их смесей, такие, как 75ооо ЬО60, вызвали изменения иммунобиологической реактивности организма через 7 мес после начала эксперимента. Применение метода отпечатков позволило выявить изменения кожной микрофлоры, которые наступили через 3 мес после начала эксперимента. Наиболее выраженные сдвиги обнаружены через 5—6 мес, при этом отмечалась отчетливая зависимость эффекта от сроков воздействия ядохимикатами. Полученная в экспериментальных исследованиях корреляция между повреждением иммунитета по методу Уанье и изменением аутофлоры методом отпечатков дает основание с достоверностью констатировать снижение иммунобиологической реактивности организма животных под влиянием ряда пестицидов.
Состояние иммуннобиологической реактивности наблюдалось у работниц химкомбината, постоянно контактировавших со стиролом. Кстати сказать, их клиническое обследование не выявило каких-либо стойких изменений внутренних органов, в то же время работницы жаловались на кожный зуд, что указывало на аллергическое состояние организма. Это