Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЛЮБВИ В ФИЛОСОФСКО- КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ В. В. РОЗАНОВА И И. С. ТУРГЕНЕВА'

ПРОБЛЕМА ЛЮБВИ В ФИЛОСОФСКО- КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ В. В. РОЗАНОВА И И. С. ТУРГЕНЕВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
340
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА ЛЮБВИ / «ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ» / ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / «ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дмитрийчук А. Ю.

В связи с трансформациями традиционных, духовно-нравственных норм жизнедеятельности, включая семейно-брачные и любовные отношения, автор обращается к анализу проблемы любви в творческом наследии В. В. Розанова и И. С. Тургенева. Показано, что концепция идеальной любви, изложенная Платоном, получила продолжение и новое истолкование в отечественной философии культуры XIX века, в частности, в философско-культурологической парадигме В. В. Розанова и И. С. Тургенева. Установлено, что проблема любви переплетается с семейной проблематикой; в семье формируется мировоззрение человека, происходит становление личности; значительное влияние на судьбу и творчество В. В. Розанова и И. С. Тургенева оказали родительские семьи. Показано, что тип «тургеневской девушки» был создан воображением Тургенева, впоследствии появившийся в русском обществе. На примере взаимоотношений И. С. Тургенева и Полины Виардо формировалась новая для отечественной культурной традиции модель семейных отношений. Выявлено, что отличительной чертой философско-художественных произведений отечественной философии культуры XIX века является их нравственная установка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF LOVE IN THE PHILOSOPHICAL AND CULTURAL PARADIGM OF V. V. ROZANOV AND I. S. TURGENEV

Due to the transformations of traditional, spiritual and moral norms of life, including family- marriage and love relationships, the author analyses the issue of love in the creative heritage ofV. Rozanov and I. S. Turgenev. The article shows that the concept of ideal love set forth by Plato has seen a new development and received a new interpretation in the Russian philosophy of culture of the 19th century, in particular in the philosophical and cultural paradigm of V. V. Rozanov and I. S. Turgenev. The author stresses that the problem of love is intertwined with family problems as both a person’s worldview and personality are formed in the family. Families of V. V. Rozanov and I. S. Turgenev in which they were brought up had a significant influence on their fates and creativity. The article states that the type of «the Turgenev girl» was created in his imagination. Later this image appeared in the Russian society. For the Russian cultural tradition, a new model of family relations was shaped using the example of the relationship between I. S. Turgenev and Pauline Viardot. The author reveals that the distinctive feature of the philosophical and artistic works of the Russian philosophy of culture of the 19th century is their moral attitude.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЛЮБВИ В ФИЛОСОФСКО- КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ В. В. РОЗАНОВА И И. С. ТУРГЕНЕВА»

А. Ю. Дмитрийчук

Белгородский институт развития образования

ПРОБЛЕМА ЛЮБВИ В ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ В. В. РОЗАНОВА И И. С. ТУРГЕНЕВА

В связи с трансформациями традиционных, духовно-нравственных норм жизнедеятельности, включая семейно-брачные и любовные отношения, автор обращается к анализу проблемы любви в творческом наследии В. В. Розанова и И. С. Тургенева. Показано, что концепция идеальной любви, изложенная Платоном, получила продолжение и новое истолкование в отечественной философии культуры XIX века, в частности, в философско-культурологической парадигме В. В. Розанова и И. С. Тургенева. Установлено, что проблема любви переплетается с семейной проблематикой; в семье формируется мировоззрение человека, происходит становление личности; значительное влияние на судьбу и творчество В. В. Розанова и И. С. Тургенева оказали родительские семьи. Показано, что тип «тургеневской девушки» был создан воображением Тургенева, впоследствии появившийся в русском обществе. На примере взаимоотношений И. С. Тургенева и Полины Виардо формировалась новая для отечественной культурной традиции модель семейных отношений. Выявлено, что отличительной чертой философско-художественных произведений отечественной философии культуры XIX века является их нравственная установка.

Ключевые слова: проблема любви, «платоническая любовь», первая любовь, маскулинность, феминность, семейные отношения, «тургеневская девушка».

A. Yu. Dmitriychuk

Belgorod Institute of Educational Development

(Belgorod, Russia)

THE ISSUE OF LOVE IN THE PHILOSOPHICAL AND CULTURAL PARADIGM OF

V. V. ROZANOV AND I. S. TURGENEV

Due to the transformations of traditional, spiritual and moral norms of life, including family-marriage and love relationships, the author analyses the issue of love in the creative heritage of V. V. Rozanov and I. S. Turgenev. The article shows that the concept of ideal love set forth by Plato has seen a new development and received a new interpretation in the Russian philosophy of culture of the 19th century, in particular in the philosophical and cultural paradigm of V. V. Rozanov and I. S. Turgenev. The author stresses that the problem of love is intertwined with family problems as both a person's worldview and personality are formed in the family. Families of V. V. Rozanov and I. S. Turgenev in which they were brought up had a significant influence on their fates and creativity. The article states that the type of «the Turgenev girl» was created in his imagination. Later this image appeared in the Russian society. For the Russian cultural tradition, a new model of family relations was shaped using the example of the relationship between I. S. Turgenev and Pauline Viardot. The author reveals that the distinctive feature of the philosophical and artistic works of the Russian philosophy of culture of the 19th century is their moral attitude.

Keywords: the issue of love, platonic love, masculinity, femininity, family relations, the Turgenev girl.

DOI 10.22405/2304-4772-2021 -1 -1 -104-115

Проблема любви во все времена привлекала пристальное внимание со стороны философов, писателей, социологов, культурологов и других ученых.

Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, культурно -историческими и мировоззренческими факторами: для современного российского общества характерна трансформация традиционных, духовно -нравственных норм жизнедеятельности. Модернизация затронула многие сферы, включая семейно-брачные и любовные отношения, предложив альтернативные формы. В связи с этим интерес представляют работы отечественных философов, мыслителей В. В. Розанова, И. С. Тургенева о проблеме пола, любви, семьи, так как во второй половине XIX века в России активно обсуждались гендерные отношения, «женский вопрос», «семейный вопрос». Великие философы, писатели России остро чувствовали (особенно после революции 1905 г.) надвигающиеся непростые для страны события; размышляли об истоках данных событий, связывая их как с противоречиями европейской и российской истории, так и с перестройкой духовно-ценностных оснований бытия.

Анализ любовной проблематики в творчестве В. В. Розанова рассматривается в исследованиях современных авторов: В. М. Розина, А. М. Страхова, И. А. Едошиной, А. Ю. Лихачевой и других [14, 15, 4, 6]. Образ любви в творчестве И. С. Тургенева (чаще с литературоведческих подходов) исследуют Г. М. Ребель, О. Б. Кафанова и другие авторы [8; 5]. Однако малоисследованной остается проблема любви в творчестве В. В. Розанова и И. С. Тургенева с философско-культурологического и философско-антропологического подходов. На основании анализа философских и литературно-художественных источников в статье предпринимается попытка выявления особенностей осмысления проблемы любви в трудах В. В. Розанова, И. С. Тургенева.

Размышления древнегреческого философа-идеалиста Платона о силе Эроса и андрогинности человека способствовали развитию европейской и отечественной философско-культурологической мысли о любви, поле, гендерных отношениях.

По мнению Платона, любовь - это проявление гармоничного единения двух половинок. В диалоге «Пир» Платон поэтически описывает происхождение чувства любви. В изображении Платона, в далекие времена человек соединял в себе оба пола (мужской и женский); эти существа (андрогины) восстали против богов и были наказаны Зевсом за ослушание разделением на две половины. С того времени каждая половина имеет непреодолимое влечение соединиться с другой, образовав единое целое. Эта история изложена устами Аристофана: «.. .люди были трех полов, а не двух, как ныне, - мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, - андрогины» [7]. Платон утверждает, что любовь выражается в стремлении достичь цельности, вернувшись к древней природе.

Важно подчеркнуть, что, по мысли Платона, любовь - всегда начало рождающее. Перечисляя различные виды рождения, философ приходит к выводу о том, что плодотворная, соединяющая сила любви проявляется в стремлении к бессмертию: «.все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение. И это дело божественное, ибо зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала в существе смертном» [7]. Платон обосновывает и раскрывает свойства любви эротической. По Платону, если две Афродиты, то и Эрота должно быть два: «Эротов, сопутствующих обеим Афродитам, надо именовать соответственно небесным и пошлым» [7].

Платоновская сущность любви имеет двойственную природу, обнаруживая два пути: первый, направленный на стремление к возвышенному, небесному; второй, направленный на удовлетворение плотских желаний, телесный, земной. Следовательно, высшее назначение любви-эроса -стремление к бессмертию как возможности обладания вечным благом, понимаемое как продолжение рода (с физиологической точки зрения), как возможность самореализации в творчестве (с духовной точки зрения). До наших дней сохранился термин «платоническая любовь», обозначающий возвышенные чувства, основанные не на физическом, а на духовном и романтическом влечении.

В последствии миф об андрогинах Платона и его концепция идеальной любви получили новое истолкование в отечественной философии культуры, в частности, в философско-культурологической парадигме В. В. Розанова и И. С. Тургенева, о чем констатирует В. П. Шестаков, подчеркивая связь отечественного философского направления «с возрождением и переосмыслением идей платоновского эроса и попытками их синтеза с современными философскими теориями» [18, с. 73]. Однако русские мыслители отошли от платоновской концепции однополой любви (хотя Розанов и развивает мысль о людях третьего пола в исследовании «Люди лунного света»), характерной для античности.

И. А. Едошина считает, что пристальное внимание отечественного философа, литературного критика и публициста В. В. Розанова к проблеме любви вполне обосновано и связано с его жизнью: от наблюдений за несчастливой родительской семьей к собственной счастливой семье [4, с. 3844].

Женился Розанов довольно рано на бывшей любовнице Ф. М. Достоевского А. П. Сусловой, которая была намного старше юного мужа. Вскоре А. П. Суслова бросила В. В. Розанова, так и не дав ему официального развода, что омрачало супружеское счастье Розанова во втором фактическом браке с В. Д. Бутягиной, в котором рождено пятеро детей.

В. В. Розанов не пользовался популярностью у женского пола, о чем свидетельствуют следующие строки: «.я никогда не нравился женщинам (кроме «друга») - и это дает объяснение антипатии ко мне женщин, которою я

всегда (с гимназических пор) столько мучился» [13, с. 26]. Возможно, в этом кроется вторая причина столь глубокого интереса философа к проблеме любви, пола.

В 1911 году опубликовано произведение Розанова «Уединенное», в котором автор советует внимательно прислушаться к тончайшим движениям души «без переработки, без цели, без преднамеренья...» [13, с. 19]. Философ предпринимает попытку записи непроизвольно срывающихся восклицаний, вздохов, чувств. В. В. Розанов убежден, что в любви заключена истина - суть человеческого бытия: «Всякая любовь прекрасна. И только она одна и прекрасна. Потому что на земле единственное «в себе самом истинное» - это любовь» [13, с. 75].

Продолжая идеи андрогинности Платона, Розанов указывает, что пол -это жизнь: «Она (жизнь) начинается там, где в существах возникают половые различия.» [11]. Особенностью философского подхода к проблеме любви и пола для В. В. Розанова явился синтез души и тела. Философ считал половую любовь одухотворенной, так как она от Бога, дух, по его мнению, связан с полом. В книге «Люди лунного света» Розанов утверждает следующее: «.пол есть «цельная величина» и вообще не «текущее», породило ожидание... до того всеобщее, что оно перешло и в требование: «всякий самец да пожелает своей самки» и «всякая самка да пожелает себе самца». «Оплодотворяйтесь и множитесь», конечно, это включает» [12, с. 32]. По мнению философа, мужская и женская сила проявляются в следующем: «Наибольший самец есть наичаще, наиохотнее и наимогущественнее овладеваюший самкою; и наибольшая самка есть та, которая томительнее, нежнее и кротче других подпадает самцу» [12, с. 36]. Автор противопоставляет маскулинное и феминное, подчеркивая проявление данной оппозиции не во внешности, а в половом поведении. Далее философ проводит параллели между чертами мужской и женской души и (как бы это ни звучало кощунственно) структурой, функционированием мужских и женских половых органов.

Развивая концепцию Платона об андрогинах, В. В. Розанов утверждает, что в каждом мужчине есть женское начало, а в каждой женщине заложено мужское начало; в одних людях доминирует маскулинное, в других -феминное, что свидетельствует о бисексуальной, андрогинной природе человека и оправдывает природу происхождения людей «третьего пола».

Такая точка зрения на природу маскулинности и феминности спорна, как и само произведение «Люди лунного света». Нам импонирует точка зрения А. Н. Чанышева, который утверждает: «Однополая любовь - извращение не только любви, но и самой жизни. Такая «любовь» угрожает самому существованию человечества, ибо бездетна, не говоря уже о ее патологии» [17, с. 37].

В жизни В. В. Розанова были периоды (например, 1910-1911 гг.), когда философ особо проникновенно задавался вопросами происхождения любви, обращаясь в это время к изучению феномена любви Полины Виардо и И. С. Тургенева. Результатом такого погружения в предмет исследования явились

эссе: «Виардо и Тургенев» 1910; «Загадочная любовь (Виардо и Тургенев)», 1911, опубликованные в довольно либеральном издании «Русское слово». Остановимся подробнее на некоторых тезисах из этих работ.

В эссе «Виардо и Тургенев» В. В. Розанов отмечает: «Любви «их» не было. Была его любовь». Далее философ продолжает развивать мысль: «Тургенев как бы пал под ноги этой женщины... и остался так недвижим до конца жизни» [9]. Иными словами, любовь-страсть, любовь-обожание были со стороны И. С. Тургенева, Виардо же, по мнению Розанова, лишь позволяла себя любить. «Он вполне не живет... Именно «не живет», поскольку любит и оттого, что любит ее. Он вовсе не живет для себя» [9]. Следовательно, можно констатировать, что истинно любящий живет для другого, в нем растворяется, его обожает, забывая о себе, выходя за рамки собственного феноменального бытия, изживая свой эгоизм. Розанов предполагает, возможно, субъективно, что одной из причин такой безрассудной любви Тургенева к Виардо является наличие темной, густой, горячей (испанской) крови у Полины Виардо и бледной, жидкой, слабой (северной) крови у Тургенева, отсюда и такое поклонение, благоговение со стороны Ивана Сергеевича.

Однако, по справедливому утверждению В. В. Розанова, тургеневская концепция любви не заканчивается качанием младенца, а, следовательно, не заканчивается счастливой семейной жизнью: «Тургенев сделался у нас певцом чистой, высокой любви к женщине, благоговения к ней. во всех сочинениях Тургенева нигде никто не «качает ребенка»» [9]. И далее у философа читаем: «Он, в сущности, везде говорит о монашеской любви, аскетической любви, самоотверженной любви» [9]. По мнению Розанова, И. С. Тургенев пронес через всю жизнь дар жертвенной, самоотверженной любви к Полине Виардо.

В эссе В. В Розанова «Загадочная любовь. Виардо и Тургенев» появляются новые акценты в отношении смысла любви Виардо и Тургенева. Теперь Розанов в большей степени считает, что «это какой-то особенный феномен любви, страшно редкий, трогающий нежностью, глубиной, продолжительностью до «вечности» и без всякого субстата в себе материи. Какая-то «радиоактивная» любовь» [10]. Далее В. В. Розанов продолжает констатировать: «Мы имеем редчайший случай, не риторический, не "преувеличенный", настоящего обоготворения, обожения человека человеком, женщины мужчиною... Притом не в слове, а в самом чувстве». И. С. Тургенев и, умирая, любил как в 25 лет: горячо, беззаветно. Розанов считал, что в отношениях Полины Виардо и Тургенева (судя по письмам) не было ничего физического, а только - «платонические», возвышенные, неземные чувства.

Нам представляется, что феномен любви И. С. Тургенева к Полине Виардо мог послужить отправной точкой для развития темы Вечной женственности Владимира Соловьева, воспевания Прекрасной Дамы Александра Блока.

Роман Тургенева и Виардо длился на протяжении 40 лет, Полина стала для Тургенева всем; они любили, общались, читали и пели, не уставая друг от друга.

Нигде И. С. Тургенев не упоминает милосердия, благородства Виардо, он любит все ее существо, не конкретизируя детали. Для Тургенева Полина -совершенство! Однако ни в жизни Тургенева, ни в его произведениях нет образа традиционной счастливой семьи с детьми. В эссе Розанова читаем: «.он и не имел другой темы, кроме любви; все его темы суть незаметная единственная песня любви» [10]. По меткому утверждению того же философа: «Все «любви» Тургенева не имеют земного увенчания, не переходят в брак или в браке скоро постигает «смерть» (Deus ex machina), ибо Тургенев, в сущности, поет вовсе не земную любовь, «с детьми и семьею»» [10]. Следовательно, можно констатировать: вырисовываются два образа любви: земной и небесный; И. С. Тургенев - певец восторженной, идеализированной, неземной, чаще -несемейной любви.

Автор эссе проводит параллель между изображенной Платоном любовью в «Федре» и отношениями между Тургеневым и Виардо: «Подобная восторженная любовь, и именно к прекрасному телу, к прекрасному лицу, исключает плотское общение, не допускает даже мысли о нем! Эта «платоновская любовь» знаменита и никогда не была разгадана. Любовь Тургенева относится к этому порядку явлений» [10].

В. В. Розанов сравнивает Тургенева с вечным женихом: «Везде у него (Тургенева) говорится об этой голубой любви, без детей, без супружества; о любви только до брака или с быстрою гибелью в браке (Лиза Калитина и Елена); в сущности, об отношениях «невесты» и «жениха»» [10]. Возможно, Тургенев опасался, что поцелуи и объятия с Полиной Виардо способны погасить эту Божественную любовь. «Самая душа Тургенева была чиста от всякого «греховного помысла» в отношении любимой женщины, к которой, между тем, он горел несравненною любовью!» [10].

Таким образом, любовь И. С. Тургенева к Виардо есть проявление Божественной любви, эта любовь принесла писателю-философу и счастье, и муку: Полина Виардо была замужем, разводиться не собиралась, но и И. С. Тургенева не отталкивала. Можно утверждать, что уже в XIX веке в отечественной культурной традиции на примере взаимоотношений И. С. Тургенева и Полины Виардо формировалась новая модель семейных отношений (если под семьей понимать не только кровных родственников): с одной стороны - вместе, с другой - порознь, так как официально Полина была женой Луи Виардо. В современной действительности такая модель взаимоотношений модифицировалась и называется сейчас LAT-браком.

О несбыточности семейного счастья (в традиционном понимании) повествует автобиографическое произведение И. С. Тургенева «Первая любовь», написанное в 1860 году в Санкт-Петербурге. У каждого героя был прототип; например, прототипом Петра Васильевича послужил отец И. С. Тургенева - Сергей Николаевич Тургенев. В основе сюжета - любовный треугольник писателя, его отца и княгини Екатерины Львовны Шаховской.

Повествование ведется от лица Володи (Вольдемара). В гостях, будучи взрослым человеком, Владимир Петрович (Володя) рассказывает историю

своей первой, незабываемой любви. Семья шестнадцатилетнего юноши на лето переехала на дачу, где Володя познакомился с 21 -летней Зинаидой Засекиной, которая на тот момент уже вскружила голову многим мужчинам.

Володя был полон ожидания чего-то значительного в его жизни, герой вспоминает, что «.в то время образ женщины, призрак женской любви почти никогда не возникал определенными очертаниями в моем уме; но во всем, что я думал, во всем, что я ощущал, таилось.. .предчувствие чего -то нового, несказанно сладкого, женского.» [16, с. 72]. Предчувствия героя вскоре оправдались, он понял, что попал в плен женского очарования: «.я влюблен. Лицо Зинаиды тихо плыло передо мною во мраке - плыло и не проплывало; губы ее все так же загадочно улыбались.» [16, с. 96]. Однако Зинаида не воспринимала ухаживания ни Володи, ни других молодых людей всерьез.

Автор уделяет много внимания описанию быстроменяющихся переживаний Володи: от бурных эмоциональных потрясений любви до чувства тревоги и страдания: «... с того дня началась моя страсть.и страдания мои начались с того же самого дня» [16, с. 101]. Главный герой догадывается о тайной жизни девушки, терзается сомнениями. Пройдет немало времени, Володя вспомнит фразу Лушина о Зинаиде: «А я.думал, что она кокетка! Видно, жертвовать собою сладко - для иных» [16, с. 124].

Ближе к финалу повести меняется тон повествования, особенно после того, как Володя вместе с читателем узнает, в кого влюблена Зинаида: объектом ее любви является отец Володи. Трудно передать потрясение главного героя: «Все было кончено. Все цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня, разбросанные и истоптанные» [16, с. 144]. Тургенев сравнивает любовь с цветком жизни, в данном случае именно первая романтическая любовь Володи была растоптана. Уже после отъезда семьи в город, герой становится невольным свидетелем объяснений Зинаиды и отца: «Вдруг в глазах моих совершилось невероятное дело: отец внезапно поднял хлыст, которым сбивал пыль с полы своего сюртука, - и послышался резкий удар по этой обнаженной до локтя руке.Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на моего отца и, медленно поднеся свою руку к губам, поцеловала заалевшийся на ней рубец» [16, с. 150]. Герой потрясен: оказывается, любовь - это и радость, и мука, и жертвенность. Таким образом, появляется в повествовании иной, более глубокий, многогранный, пронзительный смысл первой любви Зинаиды к женатому мужчине - отцу Володи. Герой осенен: это и есть настоящая любовь, которая готова все перенести, не возмутиться, все простить, способна на жертву. Угадывается авторская позиция: первая любовь бывает разной: романтической (возвышенной, «платонической») и земной.

Вскоре после описываемых событий отец героя скончался от удара, оставив письмо: «Сын мой, .бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы.» [16, с. 153]. Зинаида Засекина вышла замуж за довольно обеспеченного человека и скончалась через четыре года при родах.

У Володи не было обиды ни на отца, ни на Зинаиду, он сознавал величие и силу их любви; ему лишь хотелось помолиться за них.

Тема любви в данной повести переплетается с темой семьи, так как именно в семье формируется мировоззрение человека, происходит становление личности. Перед глазами главного героя были неидеальные взаимоотношения родителей: отсутствие любви, раздражительность, холодное, отстраненное отношение отца, поэтому Володя и мечтал о чистой, искренней любви, которую пытался вымолить у Зинаиды. Произведение «Первая любовь» автобиографично, известно, что брак отца И. С. Тургенева был основан не на чувстве любви, а по расчету, поэтому иногда в жизни Сергея Николаевича Тургенева случались романы на стороне (как, например, роман с Шаховской, в которую был влюблен и сам Иван Сергеевич Тургенев).

Зачастую центром произведений о любви у И. С. Тургенева является «тургеневская девушка», образ которой предполагает наличие следующих качеств: романтичность, самоотверженность, цельность, гармоничность, нравственная чистота, идеализация избранника, чувство собственного достоинства, свободолюбие, свободомыслие, умение выйти за рамки культурных традиций, например, первой объясниться в любви (как Ася из повести «Первая любовь») или полюбить несвободного, женатого мужчину (как Зинаида из повести «Первая любовь»). Наблюдается явное влияние идей Жорж Санд (Амандины Авроры Люсиль Дюпен) на творчество И. С. Тургенева данного периода. По справедливому утверждению В. П. Буренина, «Тургенев позаимствовался из таких книжных источников, как романы Жорж Санд, гораздо больше, чем из наблюдений над действительными русскими женщинами» [1, с. 116]. И. С. Тургенев устремил свой творческий взгляд, прежде всего, на описание девушек из дворянских семей, усвоивших традиции усадебной культуры. Как и героини многих произведений Жорж Санд, «тургеневские девушки» готовы жертвовать собой ради любви. Можно утверждать, что творчество Жорж Санд и ее феминистские идеи оказали значительное влияние на семейно-брачные и любовные отношения в России XIX века, в том числе на творчество И. С. Тургенева.

Часто в любовной повести Тургенева возникает пара: сильный женский персонаж и слабый мужской персонаж, для которого характерна чрезмерная рефлексивность. По нашему мнению, истоки появления подобной пары проистекают из семейного воспитания И. С. Тургенева, у которого были непростые, сложные отношения с властной, сильной, деспотичной матерью, доминирующей в семье.

Следовательно, можно констатировать, что тип «тургеневской девушки» был создан воображением Тургенева, впоследствии появившийся в русском обществе. Молодые женщины начали подражать героиням тургеневских произведений, формируя образ «тургеневской девушки» как своеобразный код отечественной культуры. Л. Н. Толстой подчеркивал: «Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились. Это - верно: я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни» [2, с. 161].

Таким образом, можно сделать следующие выводы: В. В. Розанов и И. С. Тургенев широко обращаются к теме любви, в философии любви пытаются осознать значимость нравственной составляющей, корнями уходящую в духовную природу человека. Произведения И. С. Тургенева и В. В. Розанова о любви побуждают задуматься о смысле человеческого бытия, об ответственности за свои поступки, о создании гармоничной семьи, в которой будут воспитываться высоконравственные благородные личности. На становление личности, а также - на судьбу и творчество В. В. Розанова и И. С. Тургенева значительное влияние оказали их родительские семьи.

На основании вышеизложенного, можно выделить два образа любви: небесный (возвышенный), идеальный и земной, реальный, материальный. В философии любви В. В. Розанов и И. С. Тургенев продолжают традиции идеальной любви Платона, привнеся каждый свои модификации.

И. С. Тургеневу был открыт смысл идеальной любви к Полине Виардо. По справедливому утверждению В. В. Розанова, тургеневская концепция любви не заканчивается счастливой семейной жизнью (в традиционном понимании). На примере взаимоотношений И. С. Тургенева и Полины Виардо формировалась новая для отечественной культурной традиции модель семейных отношений, в современной действительности названная LAT-браком (порознь, но вместе).

Проанализировав проблему любви в творческом наследии В. В. Розанова и И. С. Тургенева, можно утверждать следующее: отечественные философы и писатели XIX века осознавали наметившиеся признаки трансформации в сфере любовных и семейно-брачных отношений, связанные с развитием либерализма, идеи и установки которого отчасти популяризировал И. С. Тургенев. Творчество Жорж Санд и ее феминистские идеи оказали значительное влияние на осмысление и развитие дискурса любви, семьи, пола в России XIX века. Россия данного периода представляла симбиоз традиционных (патриархальных) взглядов и либеральных западных нововведений [3, с. 83].

Литература

1. Буренин В. П. Литературная деятельность Тургенева. СПб.: тип. А. С. Суворина, 1884. 264 с.

2. Горький М., Чехов А. П. Переписка. Статьи. Высказывания : сб. материалов. М.: Гослитиздат, 1951. 288 с.

3. Дмитрийчук А. Ю., Липич Т. И. Образы семьи в европейской и российской культурной традиции. Белгород: Эпицентр, 2020. 130 с.

4. Едошина И. А. Мономиф Василия Розанова // Философские науки. 2006. № 11. С. 38-44.

5. Кафанова О. Б. Тургеневская девушка как явление русской культуры // И. С. Тургенев: материалы Междунар. науч. -практ. конф., 26-28 окт. 2013 г. Ереван: Дусабан, 2013. С. 320-321.

6. Лихачева А. Ю. Проблемы семьи и пола как объекты философской рефлексии : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Лихачева Алина Юрьевна. Воронеж, 2002. 155 с.

7. Платон. Пир [Электронный ресурс] // LibCat.ru: электронная библиотека. URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/istoriya/182323-4-platon-pir.html#text (дата обращения: 09.11.2020).

8. Ребель Г. М. Тургенев в русской культуре. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. 376 с.

9. Розанов В. В. Виардо и Тургенев [Электронный ресурс] // Литература и жизнь : сайт. URL: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov viardo i turgenev.html (дата обращения: 08.08.2020).

10. Розанов В. В. Загадочная любовь. Виардо и Тургенев [Электронный ресурс] // Литература и жизнь : сайт. URL: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov zagadochnaya lubov.html (дата обращения: 07.08.2020).

11. Розанов В. В. Семя и жизнь [Электронный ресурс] // Литература и жизнь : сайт. URL: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov sema i jizn.html (дата обращения 02.12.2020).

12. Розанов В. В. Люди лунного света: Метафизика христианства. М.: Дружба народов, 1990. 304 с.

13. Розанов В. В. Уединенное. Опавшие листья. Апокалипсис нашего времени : статьи о русских писателях / сост. и коммент. В. Г. Сукач ; худож. В. В. Медведев. М.: СЛОВО/SLOVO, 2001. 776 с.

14. Розин В. М. Любовь в зеркалах философии, науки и литературы. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2006. 464 с.

15. Страхов А. М. Отечественная философия пола и любви: (культурно-филос. антропология): XIX - начала XX вв.: [монография]. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ АПСН, 2006. 147 с.

16. Тургенев И. С. Первая любовь. Ася. Вешние воды : [повести]. М.: АСТ, 2018. 352 с.

17. Чанышев А. Н. Любовь в античной Греции // Философия любви. [Б. м., 1990]. Ч. 1. С. 36-67.

18. Шестаков В. П. Философия любви в России // Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М.: Владос, 1995. С. 66-103.

References

1. Burenin V. P. Literaturnaya deyatel'nost' Turgeneva [Turgenev's Literary Activity]. St. Petersburg: tipografiya A. S. Suvorina Publ., 1884. 264 p. [In Russian]

2. Gorkiy M., Chekhov A. P. Perepiska. Stat'i. Vyskazyvaniya: sbornik materialov [Correspondence. Articles. Statements: a collection of materials]. Moscow: Goslitizdat Publ., 1951. 288 p. [In Russian]

3. Dmitriychuk A. Yu., Lipich T. I. Obrazy sem'i v yevropeyskoy i rossiyskoy kul'turnoy traditsii [Image of the family in the European and Russian cultural tradition]. Belgorod: Epitsentr Publ., 2020. 130 p. [In Russian]

4. Edoshina I. A. Monomif Vasiliya Rozanova [Monomyth of Vasily Rozanov]. Filosofskiye nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences]. Issue 11. 2006. Pp. 38-44. [In Russian]

5. Kafanova O. B. Turgenevskaya devushka kak yavleniye russkoy kul'tury [The Turgenev girl as a phenomenon of Russian culture]. I. S. Turgenev: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 26-28 oktyabrya 2013 g. [I. S.Turgenev: materials of the International Scientific and Practical Conference, October 26-28, 2013]. Yerevan: Dusaban Publ., 2013. Pp. 320-321. [In Russian]

6. Likhacheva A. Yu. Problemy sem'i i pola kak ob"yekty filosofskoy refleksii [Issues of family and sex as objects of philosophical reflection] diss. ... kand. filos. nauk [Thes. ... Cand. Philos. Sciences] : 09.00.11. Likhacheva Alina Yur'yevna. Voronezh, 2002.155 p. [In Russian]

7. Plato Pir [The Symposium]. LibCat.ru: elektronnaya biblioteka. URL: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/istoriya/182323-4-platon-pir.html#text (accessed: 09 November 2020). [In Russian]

8. Rebel G.M. Turgenev v russkoy kul'ture [Turgenev in Russian culture]. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2018. 376 p. [In Russian]

9. Rozanov V. V. Viardo i Turgenev [Viardot and Turgenev]. Literatura i zhizn' : website. URL: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov zagadochnaya lubov.html (accessed: 07 August 2020). [In Russian]

10. Rozanov V. V. Zagadochnaya lyubov'. Viardo i Turgenev [Mysterious love. Viardot and Turgenev]. Literatura i zhizn' : website. URL: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_zagadochnaya_lubov.html (accessed: 07 August 2020). [In Russian]

11. Rozanov V. V. Semya i zhizn' [Semen and life]. Literatura i zhizn' : website. URL: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_sema_i_jizn.html (accessed: 02 December 2020). [In Russian]

12. Rozanov V. V. Lyudi lunnogo sveta: Metafizika khristianstva [People of the Moonlight: Metaphysics of Christianity]. Moscow: Druzhba narodov Publ., 1990. 304 p. [In Russian]

13. Rozanov V. V. Uyedinennoye. Opavshiye list'ya. Apokalipsis nashego vremeni : stat'i o russkikh pisatelyakh [Solitary. Fallen leaves. The Apocalypse of Our Time: Articles about Russian Writers: articles about Russian Writers]. Compiler and commentary V. G. Sukach; artist V.V. Medvedev. Moscow: SLOVO Publ., 2001. 776 p. [In Russian]

14. Rozin V. M. Lyubov' v zerkalakh filosofii, nauki i literatury [Love in mirrors philosophy, science and literature]. Moscow: Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institute Publ., 2006. 464 p. [In Russian]

15. Strakhov A. M. Otechestvennaya filosofiya pola i lyubvi: (kul'turno-filos. antropologiya): XIX - nachala XX vv.: [monografiya]. [Domestic philosophy of

sex and love: (cultural and philosophical anthropology): XIX - early XX centuries: monograph]. Rostov-on-Don: SKNTs VSh APSN Publ., 2006.147 p. [In Russian]

16. Turgenev I. S. Pervaya lyubov'. Asya. Veshniye vody : povesti [First Love. Asya. Spring Waters: Stories]. Moscow: AST Publ., 2018. 352 p. [In Russian]

17. Chanyshev A. N. Lyubov' v antichnoy Gretsii [Love in ancient Greece]. Filosofiya lyubvi [Philosophy of love]. Part 1. 1990. Pp. 36-67. [In Russian]

18. Shestakov V. P. Filosofiya lyubvi v Rossii [Philosophy love in Russia]. Eskhatologiya i utopiya. Ocherki russkoy filosofii i kul'tury [Eschatology and Utopia. Essays on Russian Philosophy and Culture]. Moscow: Vlados Publ., 1995. Pp. 66103. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 25.02.2021 Статья допущена к публикации 15.03.2021

The article was received by the editorial staff25.02.2021 The article is approved for publication 15.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.