Научная статья на тему 'Проблема ложных сообщений в полицию и пути ее решения'

Проблема ложных сообщений в полицию и пути ее решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН МВД РОССИИ / TERRITORIAL BODY OF THE MIA OF RUSSIA / НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ПОЛИЦИИ / ЛОЖНЫЙ ВЫЗОВ / FALSE ALARM / БЮДЖЕТ / BUDGET / ПРОБЛЕМА / PROBLEM / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LAW / ШТРАФ / FINE / THE IMMEDIATE ASSISTANCE OF THE POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев Александр Владимирович, Андреева Ирина Алексеевна

В данной статье рассматривается одна из проблем полиции, а именно ложные сообщения операторам «02», а также пути ее решения. Помимо того, что ложные вызовы затрудняют оперативность реагирования на действительно важные вызовы, они также влекут дополнительные расходы из бюджета. В статье представлены предложения по совершенствованию административного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреев Александр Владимирович, Андреева Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of false reports to the police and ways to solve it

This article discusses one of the problems of the police, namely false reports to operators «02», as well as ways to solve it. Besides the fact that false calls hamper the response time for the really important calls, they also entail additional expenses from the budget. The article contains proposals on improving administrative legislation.

Текст научной работы на тему «Проблема ложных сообщений в полицию и пути ее решения»

УДК 342.95; 342.7

Проблема ложных сообщений в полицию и пути ее решения

Андреев Александр Владимирович, заместитель начальника отдела по работе с личным составом Управления Министерства внутренних дел России по городу Сургуту, кандидат юридических наук e-mail: trixter2001@mail.ru

Андреева Ирина Алексеевна, преподаватель кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук e-mail: sledak1979@mail.ru

В данной статье рассматривается одна из проблем полиции, а именно ложные сообщения операторам «02», а также пути ее решения. Помимо того, что ложные вызовы затрудняют оперативность реагирования на действительно важные вызовы, они также влекут дополнительные расходы из бюджета. В статье представлены предложения по совершенствованию административного законодательства.

Ключевые слова: территориальный орган МВД России; незамедлительная помощь полиции; ложный вызов; бюджет; проблема; законодательство; штраф.

The problem of false reports to the police and ways to solve it

Andreev Aleksandr Vladimirovich, Deputy Нead of personnel Department of the Department of the Ministry of internal Affairs of the Russia in the city of Surgut, Candidate of Law

Andreeva Irina Alekseevna,

Lecturer of the Department of Criminology and Penal Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Candidate of Law

This article discusses one of the problems of the police, namely false reports to operators «02», as well as ways to solve it. Besides the fact that false calls hamper the response time for the really important calls, they also entail additional expenses from the budget. The article contains proposals on improving administrative legislation.

Key words: territorial body of the MIA of Russia; the immediate assistance of the police; false alarm; budget; problem; law; fine.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств1.

1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (ред. от 5 декабря 2017 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.garant.ru.

Число обращений в органы МВД России неуклонно растет. Наибольшая нагрузка приходится на дежурную часть по телефону «02» и «112» - это первое подразделение территориального органа МВД России, куда обращаются люди со своими проблемами и бедами. Впечатления граждан о работе полиции в большей части складываются от того, как на их обращения реагируют сотрудники дежурной смены. Именно они являются зеркалом не только своего подразделения, а всех органов внутренних дел2.

2 См.: Толдиев А. Б. Какой должна быть современная дежурная часть органов внутренних дел? // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 3 (29). С. 127- 132.

№ 2 • 2018

В настоящее время к дежурным частям территориальных органов МВД России предъявляются особые, повышенные требования, так как они становятся одним из важнейших инструментов реагирования на складывающуюся оперативную обстановку. Несомненно, что это реагирование должно быть своевременным и слаженным, что достигается обеспечением координации и взаимодействия всех отраслевых служб и структурных подразделений. Здесь не должно быть места формальностям. Основные критерии оценки работы дежурных частей - это соблюдение законности, организационное обеспечение раскрытия преступлений по «горячим следам», оперативное обеспечение руководства силами и средствами, участвующими в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности1.

Время реагирования постов и экипажей зависит от следующих факторов:

1) оперативности в работе диспетчерской службы (скорость обработки поступившего вызова диспетчером, оптимальный выбор ближайшего свободного и подходящего по профилю экипажа);

2) расстояния от места нахождения экипажа до заявителя;

3) дорожной ситуации и выбора оптимального маршрута;

4) квалификации водителя экипажа.

Наиболее значимыми из этого списка являются первые два пункта. Иными словами, многое зависит от наличия в момент поступления экстренного вызова свободного, подходящего по профилю (ППС, ДПС или ОВО) и находящегося в разумной близости от места происшествия экипажа.

Именно здесь кроется основная и в настоящее время практически неразрешимая проблема: население, пользуясь возможностью свободно вызывать полицию, прибегает к ее услугам, по некоторым данным, как минимум, в 50 % случаев, которые никаким образом не требуют действительно вызова экипажа (например, плохое самочувствие или незначительная травма, ссора с родственниками), заменяя таким образом необходимость посещения отдела полиции или участкового уполномоченного полиции.

Как заявляют диспетчера «02», взрослые люди сами зачастую не понимают, для чего работает служба «02», и звонят даже тогда, когда в этом нет необходимости. Есть ряд граждан, которые звонят каждый день. Их адреса наизусть знают все смены дежурных частей. Так, например один из граждан в течение вечера сделал более 40 звонков, сообщая сотрудникам о том, что в данный момент показывают по телевизору.

Ряд граждан сознательно преувеличивают степень опасности, чтобы, по их словам, увеличить скорость реагирования экипажей. Так, например, гражданка, к дочери которой по поводу высокой температуры дол-

1 Владимир Колокольцев «Если мы требуем соблюдения законности со стороны граждан, то сами должны быть безупречны» (интервью газете «Известия») [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД Российской Федерации. Режим доступа: http://mvd.ru.

го, по ее словам, не приезжала «скорая», сообщила о том, что ей нанесено ножевое ранение.

Большое количество заведомо ложных вызовов связано с легкомысленным поведением самих граждан. Только приехав на место, сотрудники полиции могут разобраться в ситуации. В нередких случаях в полицию звонят люди с психическими отклонениями, а также лица в алкогольном или наркотическом опьянении.

В выходные и праздничные дни, в вечернее время (период наибольшей нагрузки на операторов «02») ложные звонки и выезд по ним создают дополнительную нагрузку для полиции.

И, тем не менее, экипажи выезжают и реагируют, так как никто не может дать стопроцентной гарантии, что сообщение ложное. В крупных городах машина ППС проезжает за день около 100 километров. Это примерно 15-20 выездов за смену. Можно представить, какую нагрузку в моральном и физическом плане испытывает сотрудник полиции2.

С одной стороны, ложные сообщения загружают экипажи непрофильной работой и снижают плотность постов и экипажей в населенном пункте, с другой -расслабляют сотрудников, несущих службу, которые вместо оказания действительно профильной помощи занимаются оказанием помощи профилактического характера, проведением бесед.

Помимо вызовов полиции, при которых заявитель сознательно или по неведению пользовался услугами службы «02» или «112», несмотря на то что ситуация недостаточно критична, большую проблему создают также ложные вызовы. Понятие «ложный вызов» охватывает случаи, когда заявителя не оказалось на месте; по данному адресу полицию не вызывали; не найден адрес, указанный при вызове; по прибытии полиции заявитель отказался от помощи, вызов отменен.

На ложные звонки с сообщением о происшествии часто привлекаются несколько оперативных служб: пожарные, полиция, скорая медицинская помощь3 и др. Каждый такой выезд обходится бюджету в значительные суммы: эвакуируются люди, мобилизуются бригады СМП, перекрываются подъездные пути, задейству-ются полицейские патрули, бригады взрывотехников и кинологов с собаками, отменяются или задерживаются железнодорожные и авиарейсы.

Вызов СМП, полиции или пожарных, а в некоторых ситуациях - всех их вместе из хулиганских побуждений карается законом. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за ложный вызов СМП: «Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб. Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей»4.

2 См.: Есть такая служба. 2013. № 31 (9386).

3 Далее - СМП.

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 6 июля

Однако на практике, поскольку штраф за ложный вызов специализированных служб составляет незначительную сумму, далеко не все ситуации ложного вызова рассматриваются в суде.

Кроме того, доказать умысел заявителя на совершение заведомо ложного вызова зачастую не представляется возможным, поскольку, как утверждает заявитель, ему «показалось», что происходит правонарушение, и он добросовестно заблуждался.

В большинстве стран мира эта проблема решается использованием соответствующих финансовых инструментов. Так, например, если после приезда бригады скорой медицинской помощи выяснится, что при приеме вызова диспетчеру была сообщена неверная информация, пациент или его родственники оплатят не штраф, а стоимость работы бригады (в Германии -примерно 500-600 евро). В России средняя стоимость выезда группы немедленного реагирования (ГНР) в составе трех полицейских и двух кинологов оценивается в сумму примерно около 100 тысяч рублей.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за заведомо ложное показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод (ст. 17.9), а также за заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13).

Вместе с тем само заведомо ложное сообщение об административном правонарушении напрямую нормами КоАП РФ не охватывается.

Нам представляется целесообразным дополнить законы субъектов, например Закон ХМАО - ЮГРЫ от 11 июня 2010 г. № 102-0З «Об административных правонарушениях», статьей следующего содержания:

«10.1. Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб, а также заведомо ложное сообщение об административном правонарушении.

1. Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб, а также заведомо ложное сообщение об административном правонарушении - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Совершение этого деяния неоднократно, то есть лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию, - влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей».

Данный состав должен быть отнесен к правонарушениям против порядка управления, поскольку функционирование специализированных служб организуется органами государственного управления и органами местного самоуправления и финансируется за счет соответствующего бюджета.

2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 3 октября 2016 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons doc law 34661.

Библиографический список

Толдиев А. Б. Какой должна быть современная дежурная часть органов внутренних дел? / А. Б. Толдиев // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2014. - № 3 (29). - С. 127-132.

Bibliograficheskij spisok

Toldiev A. B. Kakoj dolzhna byt' sovremennaya dezhurnaya chast' organov vnutrennih del? / A. B. Toldiev // YUridicheskaya nauka i pravooh-ranitel'naya praktika. - 2014. - № 3 (29). -S. 127-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.