Научная статья на тему 'Проблема личности в рассказах М. А. Тарковского'

Проблема личности в рассказах М. А. Тарковского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
554
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ / ТИП ЛИЧНОСТИ / ПОЧВЕННИКИ / ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИЗМ / ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛЮБОВЬ К ЗЕМЛЕ / ПРИРОДЕ / ХРИСТИАНСКИЙ/НЕХРИСТИАНСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / CHRISTIAN / NON-CHRISTIAN TYPE OF THE PERSONALITY / PERSONALITY / PROBLEM OF THE PERSONALITY / TYPE OF THE PERSONALITY / THE POCHVENNIKI / CHRISTIAN HUMANITY / PHILANTHROPY / VITAL VALUES / LOVE TO THE EARTH / NATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Балаян Илона Левоновна

Рассматривается проблема личности в творчестве М.А. Тарковского путём анализа рассказов «Ледоход» и «С высоты», определяется тип личности героев данных произведений. Показано, что постижение концепции личности является возможным лишь при обращении к её типологии. Отмечается, что отнесение героя произведения к тому или иному типу личности происходит исходя из его системы ценностей. Установлено, что наряду с двумя другими типами личности эгоцентрическим и амбивалентным образцом выступает христианский, поскольку является идеалом русской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of the personality in M.A. Tarkovsky’s stories

The problem of the personality in M.A. Tarkovsky’s creativity is examined by using the analysis of stories «Ice Drift» and «From Height». The type of the heroes’ personality in these works is defined. Comprehension of the concept of the personality is possible only through consideration of its typology. The hero of the work is referred to a particular personality type on the basis of his value system. It is inferred that along with two other types of the personality egocentric and ambivalent, a pattern is Christian as is an ideal of the Russian literature.

Текст научной работы на тему «Проблема личности в рассказах М. А. Тарковского»

УДК 82.0(470) ББК 83.3(2=Рус)6 Б 20

Балаян И.Л.

Аспирант кафедры отечественной филологии и журналистики филологического факультета Армавирской государственной педагогической академии, e-mail: ilona. balayan@yandex. ru

Проблема личности в рассказах М.А. Тарковского

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается проблема личности в творчестве М.А. Тарковского путём анализа рассказов «Ледоход» и «С высоты», определяется тип личности героев данных произведений. Показано, что постижение концепции личности является возможным лишь при обращении к её типологии. Отмечается, что отнесение героя произведения к тому или иному типу личности происходит исходя из его системы ценностей. Установлено, что наряду с двумя другими типами личности - эгоцентрическим и амбивалентным - образцом выступает христианский, поскольку является идеалом русской литературы.

Ключевые слова:

Личность, проблема личности, тип личности, почвенники, христианский гуманизм, человеколюбие, жизненные ценности, любовь к земле, природе, христианский/нехристианский тип личности.

Balayan I.L.

Graduate student of National Philology and Journalism Department of Faculty of Philology, Armavir State Pedagogical Academy, e-mail: ilona.balayan @ yandex.ru

Problem of the personality in M.A. Tarkovsky’s stories

Abstract:

The problem of the personality in M.A. Tarkovsky’s creativity is examined by using the analysis of stories «Ice Drift» and «From Height». The type of the heroes’ personality in these works is defined. Comprehension of the concept of the personality is possible only through consideration of its typology. The hero of the work is referred to a particular personality type on the basis of his value system. It is inferred that along with two other types of the personality - egocentric and ambivalent, a pattern is Christian as is an ideal of the Russian literature.

Keywords:

Personality, problem of the personality, type of the personality, the pochvenniki, Christian humanity, philanthropy, vital values, love to the earth, nature, Christian / non-Christian type of the personality.

Михаил Тарковский - писатель-прозаик, занимающий особое место в современной

русской литературе, пишущий о тайге и её жителях. В данной статье путём анализа произведений автора, нами будет предпринята попытка рассмотреть художественную концепцию личности, которая, по справедливому замечанию С. Бочарова, «есть центр всего произведения и творчества (или его отдельного периода) писателя в целом» [1: 4] и определить типологию личности героев.

Основой вопроса о личности является проблема её типологии. Так, Н.И. Крижановский в диссертации «Художественная реализация категории соборности в «малой» прозе В.И. Белова 60 - 90-х годов 20 века» обращается к вопросу типологии личности, определяя её ведущую роль при рассмотрении художественной концепции личности: «Осмысление концепции личности в творчестве того или иного писателя системы немыслимо без достаточно подробного рассмотрения типологии героев, созданных им, и выраженной этой типологией системы ценностей, носителем которой будет также и автор-повествователь» [1: 4-5]. Из этого следует, что постижение концепции личности является возможным лишь при обращении к проблеме её типологии. Необходимо отметить, что идеалом для русской литературы была и остаётся христианская, соборная личность, чьё сердце и душа обращены к Богу. Христианский тип личности отличает способность любить всё живое, сострадать, сопереживать, жертвовать собой, быть добрым, проявлять смирение, любовь к земле, Родине, а также наличие родовой памяти. Так немецкий мыслитель и историк В. Шубарт в книге «Европа и душа Востока» пишет о чувстве всеобщности, присущем русскому человеку: «Русский человек переживает мир, исходя не из «я», не из «ты», а из «:мы»... В людях вокруг себя он видит братьев, а не врагов» [2: 126-127]. Мыслитель заключает: «Идеалом личности на Западе является сверхчеловек, в России - всечеловек. Сверхчеловек стремится ввысь из жажды власти, всечеловек идёт вширь из чувства любви» [2: 141]. Христианский, соборный тип личности, несомненно, доминирует над эгоцентрическим и амбивалентным типами, представляя собой ценность и являясь идеалом для нас. Таким образом, при анализе произведений образцом нами будет считаться христианский тип личности.

Герои Тарковского - люди земли, их жизнь неотрывна от неё, представляет собой единое целое. Так, литературный критик наших дней Капитолина Кокшенёва в своей книге «Русская критика» называет Михаила Тарковского (наряду с другими современными авторами) почвенником, а направление, в котором работают почвенники - почвенной литературой. М. Тарковский относится к той литературе, которая представляет «человека как существо духовное» [3: 484].

В центре нашего внимания находится книга рассказов «Замороженное время». Она включает в себя около двух десятков рассказов, объединённых темой любви к родной земле, землякам, природе, труду. Герои рассказов - простые люди наших дней - рыбаки и охотники с Енисея. Трудолюбивые и мужественные, они привязаны душой и сердцем к родным местам и не представляют себя вне этого мира, порой опасного и рискованного, но бесконечно родного и любимого. Герои рассказов окружены природой Сибири, наводящей их на размышления и являющейся предметом восхищения. Большой любовью и нежностью полны описания тайги, таёжной природы. Это рассказы о земле и связи человека с землёй, о любви к природе, женщине («Лерочка», «За пять лет до счастья»), труду, как неотъемлемой части жизни охотника, об уважении к старшему поколению («Васька», «Ледоход», «С высоты»), о безрассудстве поколения молодого («С высоты»), об отношениях отцов и детей («Стройка бани» и др.), наконец, о женщинах, ждущих своих мужей дома, воспитывающих детей и всю

тяжесть по ведению домашнего хозяйства несущих на своих хрупких плечах. Охотники -промысловики, рыболовы предстают в рассказах честными (они честны и с самими собой, окружающими), искренними, чистыми душой. У них нет ни малейшего сомнения в том, что они делают то, что должны делать, относясь к охоте как к «потомственному и всепоглощающему делу» их жизни [4: 293]. Охотник и просто деревенский житель представлен в рассказах достаточно развитым и образованным, он читает (Сергей Никофоров «С высоты»), пишет стихи (Игнат «С высоты», Михайло «Паша») и прозу (Сергей Н. «С высоты», Андрей «Лес»), играет на баяне (Виктор Никифоров «С высоты», Паша «Паша»), поёт песни и частушки (Валерка «С высоты», Дед «Дед», т. Надя «Ледоход», Паша Шубенков «Каждому своё»). Это талантливые и творческие личности, люди из народа.

В рассказах М. Тарковского предстаёт перед нами в своём многообразии образ русской женщины. Она и любящая мать, и жена, и приветливая, гостеприимная, любящая людей женщина (т. Надя, «Ледоход»), и молодая девушка, горожанка (Таня, «Таня»), и «маленькая, лёгкая», заботливая бабушка («Васька»), и нежная девушка Лерочка («Лерочка»), и «баба со стержнем» красивая, боевая радистка Ленка Шубина («Стройка бани») и многие другие.

Так, в тёте Наде - главной героине рассказа «Ледоход» - М. Тарковский раскрывает сильный, полный достоинства и величия характер. Она необыкновенно гостеприимный человек, добрый, искренне радующийся людям, у неё много знакомых, что говорит о её общительности и открытой душе. Достаточно горя было в жизни этой женщины («Первый муж тёти Нади погиб на войне. Дочка умерла... Второго мужа на её глазах убило молнией в лодке по дороге с покоса»), но это, тем не менее, не озлобило её, не сделало чёрствой и нелюдимой. Напротив, это полная жизни и задора женщина поёт песни и частушки, а по праздникам подводит брови углём. После разорения деревни Селиваниха тётя Надя не уехала оттуда. В свои 75 лет она рыбачит, держит лошадь Белку, которую «... любила особой любовью» и с которой всё же пришлось расстаться. По тому, какими словами называет автор свою героиню, чувствуется его тёплое и уважительное отношение к ней: «маленькая безбровая старушка с птичьим лицом» [4: 46], «колоритная старушка» [4: 47], просто «бабка». Показательным является в рассказе отношение тёти Нади к своему дому, обстановку которого она точь в точь перенесла в новое своё жилище. В последней третьей части рассказа говорится о ледоходе, которого «все ждут, как праздника». Здесь показано автором традиционность и праведность тёти Нади. «Есть такой обычай, когда тронется Енисей, зачерпнуть из него воды... и вот пополз огромный Енисей... и вот уже тётя Надя, что-то звонко выкрикивая и крестясь, бежит с ведёрком под угор, кланяется Батюшке-Анисею в пояс. Дожила...» [4: 53-54].

Тётя Надя относится, на наш взгляд, к христианскому типу личности. Она обладает чертами характера, являющимися традиционными. Это такие черты, как вера, жизнестойкость, тудолюбие, забота о ближних, о своём быте, приверженность к традициям, доброта, любовь к людям, позитивный настрой. Это и позволяет нам сделать вывод о том, что героиня рассказа, несомненно, тип православной, христианской личности.

«С высоты», так называется один из рассказов М. Тарковского, вошедших в книгу «Замороженное время». Это воспоминания Сергея Викторовича Никифорова, от лица которого и ведётся повествование. Своё повествование герой начинает с рассказа о том, где и когда он родился, кто его родители (мать - учительница, отец - охотник, заготовитель). Узнаёт читатель и о том, что у Сергея есть старший брат Валера. Вспоминает главный герой счастливое детство, когда

его жизнь с братом была полна таёжных приключений, и от того была необыкновенно интересной, захватывающей, а временами и опасной (убийство медведя). С любовью и уважением вспоминает герой своего деда по отцу Никофора, теперь слепого, а тогда опытного охотника, знавшего тайгу, как свои пять пальцев и умеющего объяснить внукам то, что им было непонятно. Особое место в жизни Сергея занимает его старший брат Валера, которым он в детстве восхищался, находил его храбрым, смелым, отважным. После прихода с армии, Сергей замечает изменения, произошедшие с братом. Он пьёт, участвует в драках, прежний авторитет был им потерян, как и уважение окружающих. Ни жена, ни ребёнок, ни увещевания матери, ни суровые наставления отца не смогли образумить Валерку, ставшего на гибельный путь.

Показательным является в рассказе образ поэта-земляка Павла Куликова, непорядочно поведшего себя в баре, открывшемся в Никифорово, а позже - в Москве с рукописью повести Сергея «Игнат Кузнецов», основанной на реальных событиях.

Особую роль в жизни Андрея сыграла его болезнь. Заболев серьёзно и испытав страх перед смертью, Сергей постиг «смысл земного существования - я увидел в этом вечность» [4: 146]. А помогли ему в этом дневники Л. Толстого, в которых писатель рассуждал о болезни, боле и страхе смерти, и переживания писателя оказались необыкновенно схожими с чувствами и переживаниями Сергея.

Сергей внутренне духовно обогатился, возвысился над телесными радостями, мирскими заботами и стал ещё более глубокой и сильной натурой, постигшей смысл пребывания человека на земле. Автор даёт «изображение душевного и физического состояния человека, стоящего в центре произведения» [5: 3].

В рассказе «С высоты», представлено, по нашему мнению, три типа личности: христианский, эгоцентрический и амбивалентный. Христианский тип личности представлен в лице Сергея и Игната. Это люди, для которых честь, совесть не пустые слова. Они трудолюбивы, честны с собой и окружающими, могут любить и дарить эту любовь другим. Герои любят землю, на которой живут и трудятся, земляков, за которых у них болит душа, переполняется сочувствием к их жизни, состоящей из каждодневного тяжкого труда. В тоже время именно эти простые люди и являются носителями народного, нравственного, духовного, настоящего, живого начала, не оторванного от истинных ценностей: добра, красоты, любви, жертвенности, искренности, любви и уважения к своим предкам. Жертвенность Сергея проявляется в том, что узнав о присвоении его повести Павлом Куликовым себе, герой вначале испытав гнев, злость и обиду, хочет справедливости -доказать своё авторство. Однако затем успокаивается и понимает, что всё на свои места расставит время и что есть в жизни иные ценности, несоизмеримые с тем, что произошло, -это любовь к Земле, землякам, Родине. Ценнее этих чувств не может быть для этих людей (и в частности для Сергея) ничего.

Поэт Павел Куликов - эгоцентрический тип личности, потерявший свою связь с людьми, своими земляками, который не в состоянии испытать к ним чувство сострадания и любви, поскольку живёт не среди них, не их жизнью, заботами и делами, а, следовательно, не может в полной мере, до конца понять их. Думающий о собственном благополучии, он оказывается способен на предательство, при этом его не заботит, что о нём скажут или подумают в родном Туруханском районе. Потеряна совесть, потерян стыд, нет и капли того душевного богатства, которое есть у Сергея, Игната и многих других простых людей тайги. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Павел Куликов - это эгоцентрический тип

личности, изменивший своему предназначению.

Валерка - амбивалентный тип личности. С начала рассказа и до его середины Валерка предстаёт традиционным типом личности, но затем он опускается, начинает пить, воровать, проявлять слабость. Герой духовно вырождается, становится слабым, безвольным человеком, не контролирующим себя, не владеющим собой и своими желаниями.

Для творчества Михаила Тарковского характерен христианский гуманизм, в основе которого лежит подлинное человеколюбие. Следовательно, писатель, показывая в своих произведениях проявление данного отношения к человеку, исходит из того, что все люди созданы по образу и подобию Божиему. Таким образом, М. Тарковский является представителем христианского реализма, идеалом которого является христианская соборная личность.

Примечания:

1. Гапон Е.С. Концепция личности и особенности ее художественной реализации в произведениях В. Г Распутина 1990-х годов: дис. ... канд. филол. наук. Армавир, 2005.

2. Шубарт В. Европа и душа Востока / пер. с нем. З.Г. Антипенко, М.В. Назарова. М., 2000. Вып. 3. 448 с.

3. Кокшенёва К.А. Русская критика. М.: ПоРог, 2007. 496 с.

4. Тарковский М.А. Замороженное время. Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2009. 416 с.

5. Рыбак О.В. Человек и время в художественной концепции личности В. Крупина на материале повести «Слава Богу за все» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2008. Вып. 10. С. 161163.

References:

1. Gapon E.S. The concept of personality and features of its literary realization in V.G. Rasputin’s works of the 1990s: Diss. for the Cand. of Philology degree. Armavir, 2005.

2. Shubart W. Europe and the soul of the East / transl. from German by Z.G. Antipenko, M.V Nazarov. M., 2000. Iss. 3. 448 pp.

3. Kokshenyova K.A. The Russian critique. M.: PoRog, 2007. 496 pp.

4. Tarkovsky M.A. The frozen time. Novosibirsk: The historical heritage of Siberia, 2009. 416 pp.

5. Rybak O.V. A person and time in the literary conception of V Krupin’s personality based on the story «Thank God for Everything» // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Philology and the Arts». Maikop, 2008. Iss. 10. P. 161-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.