Научная статья на тему 'Проблема легализации флибустьерского промысла в Вест-Индии в период колониальных войн XVII в'

Проблема легализации флибустьерского промысла в Вест-Индии в период колониальных войн XVII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
748
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛИБУСТЬЕРСКИЙ ПРОМЫСЕЛ / ПИРАТСТВО / КАПЕРСТВО / КАПЕРСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА / ТОРТУГА / ГАИТИ / ЯМАЙКА / BUCCANEERING / PIRACY / PRIVATEERING / LETTERS OF MARQUE / TORTUGA / HAITI / JAMAICA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Губарев Виктор Кимович

В статье рассматривается проблема легализации флибустьерского промысла в Вест-Индии в XVII веке. Французские и английские колониальные власти выдавали каперские свидетельства и репрессальные грамоты флибустьерам Тортуги, Гаити и Ямайки, чтобы использовать их в борьбе против Испанской морской империи. Таким образом, пираты превращались в каперов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Legalization of Buccaneering in the West Indies during the Colonial Wars in the XVII Century

The problem of legalization of buccaneering in the West Indies in the XVII century is investigated in the article. The French and English colonial authorities granted letters of marquee and letters reprisal to buccaneers of Tortuga, Haiti and Jamaica to use their activity in the struggle against the Spanish seaborne empire. Thus pirates became privateers.

Текст научной работы на тему «Проблема легализации флибустьерского промысла в Вест-Индии в период колониальных войн XVII в»

УДК 94(729)

Губарев В. К.

ПРОБЛЕМА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ФЛИБУСТЬЕРСКОГО ПРОМЫСЛА В ВЕСТ-ИНДИИ В ПЕРИОД КОЛОНИАЛЬНЫХ ВОЙН XVII в.

В статье рассматривается проблема легализации флибустьерского промысла в Вест-Индии в XVII веке. Французские и английские колониальные власти выдавали каперские свидетельства и ре-прессальные грамоты флибустьерам Тортуги, Гаити и Ямайки, чтобы использовать их в борьбе против Испанской морской империи. Таким образом, пираты превращались в каперов.

Ключевые слова: флибустьерский промысел, пиратство, каперство, каперские свидетельства, Тортуга, Гаити, Ямайка.

В XVII в. Вест-Индия превратилась в арену борьбы между ведущими морскими державами Западной Европы — Испанией, Нидерландами, Англией и Францией. Испания, захватившая земли Нового Света ещё в XVI в., пыталась сохранить за собой исключительные права на их колонизацию и эксплуатацию, а также на мореплавание и торговлю в водах, омывающих указанные территории. С этой целью в 1503 г. в Севилье была учреждена Торговая палата, а в 1511 г. в Мадриде — Совет по делам Индий1. Другие государства не признали монополию испанской короны на грабёж и освоение новооткрытых земель и пытались сломить её с помощью пиратства, каперства и контрабандной торговли1 2.

В первой половине XVII в. характер заморской экспансии противников Испании изменился. Наряду со старыми методами колониального проникновения — разбоем и контрабандой — они стали использовать и новые: мирную колонизацию не занятых испанцами земель, вооружённый захват испанских владений, легальную торговлю со своими колониями и колониями союзников.

Активным субъектом колониальной экспансии в Вест-Индии были флибустьеры (фр. flibustiers, англ. buccaneers) — пираты разных национальностей, обосновавшиеся в первой трети XVII в. на «ничейных» землях Антильского архипелага (на Тортуге, в западной части Гаити и т. д.). Они жили небольшими «братствами», придерживаясь собственных обычаев. Средства к существованию флибустьеры получали в основном за счёт грабежа

1 Parry J. H. The Spanish Seaborne Empire. Berkeley; Los Angeles, 1990. P. 56 — 64.

2 Подробнее см.: Marcel G. Les corsaires frangais au XVI siecle dans les Antilles. P., 1902; Newton A. P. The Euro-

pean nations in the West Indies, 1493—1688. L., 1933; Quinn D. B., Ryan A. N. England's sea empire, 1550 —

1642. L.; Boston; Sydney, 1983; Goslinga C. Ch. The Dutch

in the Caribbean and on the Wild Coast, 1580 — 1680.

Gainesville, 1971; Свет Я. М. Предисловие / / Эксквемелин А. О. Пираты Америки. М., 1968. С. 11 — 12.

испанских торговых судов и прибрежных по-селений3 * * *.

Поскольку главными своими врагами флибустьеры считали испанцев, власти французских, английских и, реже, голландских колоний старались привлечь пиратские команды к участию в антииспанских походах. В военное время они выдавали флибустьерам каперские свидетельства (letters of marque), а в годы перемирий — репрессальные грамоты (letters of reprisal), легализовавшие их деятельность. Каперские и репрессальные свидетельства (грамоты, патенты, лицензии) в документальных источниках рассматриваемой эпохи обычно именовались «поручениями» или «полномочиями» (commissions). Смысл этих документов сводился к официальному разрешению частным лицам снаряжать боевые корабли и охотиться в открытом море за торговыми судами иностранных держав. Если каперское свидетельство узаконивало нападения на неприятельские суда лишь в военное время и отменялось (аннулировалось) после прекращения военных действий, то репрессалия (право на возмездие) могла применяться как в военное, так и в мирное время. Репрес-сальная грамота разрешала захватывать собственность подданных другого государства, если имелись доказательства того, что ранее кто-то из подданных указанного другого государства нанёс ущерб лицу, заявившему о своём праве на возмездие.

Частные боевые корабли и члены их команд во французских и испанских документах именовались корсарами, в голландских — каперами, а в английских — приватирами.

3 См.: Burney J. The History of the Buccaneers of America. L., 1949; Haring C. H. The Buccaneers in the West Indies in the XVII Century. Hamden, Conn., 1966; Губарев В. К. Флибустьерский кодекс: образ жизни и обычаи пиратов Карибского моря (60 —90-е годы XVII в.) / / Наука. Релтя. Суспшьство. Донецк, 2005. № 3. С. 39—49; Губарев В. К. Пираты острова Тортуга. М., 2011; Губарев В. К. Флибустьеры Ямайки: эпоха «великих походов». М., 2011.

85

Ещё до получения каперской лицензии судовладельцы обязаны были передать властям сведения о названии своих кораблей, их вооружении, тоннаже, именах капитанов и численности экипажей, а также внести залог в качестве гарантии их «честного поведения». Суда, которые корсары захватывали в открытом море или в гаванях, называли призами (англ. prize — добыча, трофей). Чтобы не быть обвинёнными в пиратстве, корсары обязаны были придерживаться полученных инструкций, не грабить вещи, товары и иные ценности на борту захваченных судов, доставлять добычу в порт приписки и там передавать специальным уполномоченным (комиссионерам) призового суда. Указанный суд устанавливал законность совершённых захватов и стоимость призов, изымал определённый процент с добычи в пользу государства и давал разрешение на продажу захваченных судов и их грузов на аукционе4.

Приобретая каперские поручения, флибустьеры Тортуги, Гаити и Ямайки получали возможность доставлять в дружественные гавани захваченную добычу, сбывать её, а также отдыхать, развлекаться, ремонтировать и снаряжать суда, приобретать провизию, оружие и боеприпасы. Об этом, в частности, сообщает непосредственный участник флибустьерских походов врач А. О. Эксквемелин5. С другой стороны, присутствие в английских, французских и голландских колониях флибустьерских сил было выгодно и местным колониальным администрациям, и правительствам в метрополиях: узаконенные «вольные добытчики» не только доставляли в места базирования деньги, сокровища и товары, сбывавшиеся там за бесценок, но и снабжали власти информацией о степени защищённости вражеских колоний, их экономическом и военном потенциале, людских ресурсах и т. д.6 Кроме того, время от времени, когда из-за военных действий в Европе правительства метрополий не имели возможности выделить для защиты своих колоний ни одного военного корабля, эту функцию брали на себя местные флибустьеры.

4 Более детально о каперах и призовом судопроизводстве см.: Каченовский Д. И. О каперах и призовом судопроизводстве, в отношении к нейтральной торговле. М., 1855; Marsden R. G. Early Prize Jurisdiction and Prize Law in England. Part II // The English Historical Review. Vol. XXV. April 1910; Marsden R. G. Early Prize Jurisdiction and Prize Law in England. Part III / / The English Historical Review. Vol. XXVI. Jan. 1911; Azcarraga y de Bustamante J. L. de. El corso maritimo. Madrid, 1950.

5 Эксквемелин А. О. Пираты Америки. С. 61, 73 — 74, 76, 78, 81, 85—86, 95—97, 110, 119, 132 — 133, 159—160.

6 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 5: 1661 — 1668. L., 1880. № 1138.

В истории легализации флибустьерского промысла в Вест-Индии можно выделить ряд периодов. Первый из них датируется временем с 1631 по 1640 г., когда остров Тортуга — самое крупное убежище флибустьеров — находился во владении английской Компании острова Провиденс (КОП). Из протоколов КОП видно, что в июне 1631 г. её директора откликнулись на просьбу авантюристов Тортуги «взять их под своё покровительство и позаботиться об их укреплении за вознаграждение из двадцатой части продуктов, производимых там ежегод-но»7. Губернаторы Тортуги — Э. Хилтон, К. Уормли, Н. Рескеймер и др. — оказывали неизменное покровительство как флибустьерам, базировавшимся на острове, так и голландским каперам, регулярно посещавшим её гавань в период испано-голландской войны 1621 —1648 гг.8 После испанских нападений на Тортугу и Провиденс (1635) компания заявила, что отныне одной из главных её задач будет «досаждение испанцу [испанскому королю. — В. Г.] и перехват его сокровищ, с помощью которых он беспокоит и подвергает опасности многие христианские страны и разжигает войны против последователей реформаторской религии»9. Основная часть капитала КОП пошла на снаряжение трёх приватирских кораблей. Было заключено соглашение с государственным секретарём Англии Э. Конвеем, который передал компании право на репрессии против испанцев, полученное им от принца Оранского. За это КОП обязалась отдавать ему 1/5 часть добычи, захваченной в силу данной репрессальной грамоты10 11.

В 1640 г. Тортуга была захвачена французами11. Поскольку Франция с 1635 по 1659 г. воевала против Испании, флибустьеры получили возможность прикрывать свои антииспанские экспедиции французскими корсарскими патентами. В период с 1640 по 1652 г. Тортугой управлял губернатор-гугенот Ф. Ле-вассёр, а с 1652 по 1654 г. — рыцарь Мальтий-

7 Haring C. H. The Buccaneers ... P. 59; Barbour V. Privateers and Pirates of the West Indies / / The American Historical Review. April 1911. Vol. XVI. № 3. P. 538.

8 Подробнее об этом см.: Губарев В. К. Пираты острова Тортуга.; Pena Batlle M. A. La isla de la Tortuga. Madrid, 1977; Camus M. C. L'lle de la Tortue au coeur de la Flibuste caraibe. P., 1997.

9 Newton A. P. The Colonising Activities of the English Puritans. The last phase of the Elizabethan Struggle with Spain. N.-Y., 1966. P. 248.

10 Губарев В. К. Компания острова Провиденс и англоиспанское соперничество в Вест-Индии в 1630 — 1644 гг. // Науковi пращ Донецького нацюнального техтчного утверситету. Серiя «Гуматтарт науки». Вип. 86. Донецьк, 2005. С. 73—80.

11 Du Tertre J.-B. Histoire generale des Antilles habitees par les Frangois. Tome I. P., 1667. P. 170 — 171; Camus M. C. L'lle de la Tortue ... P. 37 — 38, 103 — 106.

86

ского ордена шевалье де Фонтенэ12. По испанским данным, только в одном 1653 г. Тортугу покинули в общей сложности 23 пиратских судна, отправившихся на промысел к берегам Эспаньолы, Кубы, Ямайки, Новой Испании, Панамы и Новой Гранады13. Десятая часть стоимости добычи, которую они доставляли на остров, традиционно отчислялась в пользу французских властей.

Флибустьерская база процветала на Тортуге и при последующих губернаторах — Э. Уоттсе, Ж. Дешане дю Россе, Ф. Дешане де ла Пласе и Б. д'Ожероне. По данным миссионера Ж. Б. дю Тертра, в 1659 г. губернатор Э. Уоттс выдал каперское поручение флибустьерам, совершившим набег на испанский город Сантьяго-де-лос-Кабальерос14.

В 1665 г. Ж. Дешан дю Россе продал Тортугу Французской Вест-Индской компании (ФВИК), которая назначила губернатором острова Б. д'Ожерона. Последний попытался принудить флибустьеров отчитываться перед ним о захватываемых в море призах, чтобы можно было оценивать их стоимость и узаконивать в судебном порядке, но пираты взбунтовались против этого «начала рабства». Губератору пришлось пойти пиратам на уступки. Чтобы использовать их деятельность в интересах Франции, он отказался брать с них пошлины за паспорта и разрешение свободно покидать гавань Тортуги. Продолжая практику своих предшественников, он стал выдавать капитанам пиратских кораблей каперские свидетельства против испанцев, но денег за это не требовал; впрочем, благодарные капитаны регулярно преподносили ему вместо денег «подарки». В то время как на Ямайке приватиры должны были отдавать в пользу английского короля и лорда-адмирала 1/15 и 1/10 части добычи, что составляло 17% стоимости призов, губернатор Тортуги, по свидетельству Ж.-Б. дю Тертра, «не брал более десяти процентов и, из чистого великодушия, оставлял половину капитану для раздела... между солдатами, которые справлялись с делом лучше других, способствуя этим повы-

12 Их деятельность проанализирована нами в двух

статьях: Губарев В. К. Левассёр — первый французский губернатор Тортуги (1640 — 1652 гг.) / / Вкник Харювського нацюнального утверситету iменi

B. Н. Каразша. Сер.: Iсторiя. 2012. № 1005, вип. 45.

C. 65-73; Губарев В. К. Деятельность шевалье де Фонтенэ в контексте франко-испанской колониальной борьбы за Америку (50-е годы XVII в.) / / Науковi пращ Донецького нащонального техтчного утверситету. Серiя: Гуматтарт науки. 2006. Вип. 4/115. С. 66 — 73.

13 Pena Batlle M. A. La isla de la Tortuga ... P. 165, 204.

14 Du Tertre J.-B. Histoire generale des Antilles habitees

par les Frangois. Tome III. P., 1671. P. 131.

шению авторитета капитана, удержанию солдат в повиновении и поощрению их храбро-сти»15.

В мирное время губернатор снабжал флибустьеров португальскими каперскими свидетельствами (поскольку Португалия воевала против Испании с 1640 по 1668 г., пираты разных национальностей охотно покупали португальские лицензии для легализации своих антииспанских экспедиций). Известно, что в начале 1666 г. объединённый англофранцузский отряд флибустьеров Ямайки и Тортуги, возглавляемый голландцем Э. Мансфелтом и французом П. Леграном, совершил набег на кубинский город Санкти-Спиритус и полностью его разграбил; при этом свои действия флибустьеры прикрывали португальским каперским свидетельством, приобретённым у губернатора Б. д'Ожерона16. Под таким же прикрытием в 1666 г. был совершён разбойничий поход «генерала пиратов Тортуги» Ф. Олоне на города Маракайбо и Гибралтар, расположенные в Венесуэле.

В 1668 г. Б. д'Ожерон, оставив своим заместителем Ж. Н. де Пуансэ, отправился во Францию. Там губернатор имел встречи с Кольбером и вице-адмиралом графом д'Эстре. Граф интересовался антииспанскими акциями флибустьеров и размерами захватываемой ими добычи. Король, узнав о теме их бесед, 13 июня 1669 г. направил графу письмо. «Я не одобряю то, что вы защищаете французских корсаров, которые, вооружённые каперскими поручениями господина

д'Ожерона, губернатора Тортуги, продолжают свои набеги, — говорилось в этом письме. — Но хорошо то, что вы советовались с господином д'Ожероном на сей счёт. После того как вы убедились, что испанцы не выполняют тот пункт договоров, который предоставляет моим подданным полную свободу торговли во всех подвластных им странах... и не позволяют никому из моих подданных заходить в любые из их портов, я, в свою очередь, так же не буду считать себя обязанным соблюдать мир. и поэтому, если то, что вы рассматривали, полезно для моей службы и выгодно моим подданным, которые там обосновались, следует разрешить букань-

15 Ibid. P. 150.

16 См.: Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 5. № 1142; Interesting tracts, relating to the Island of Jamaica, consisting of curious state-papers, councils of war, letters, petitions, narratives etc. which throw great light on the history of that Island, from its conquest, down to the year 1702. Santiago de la Vega, Jamaica, 1800. P. 286.

87

ерам и флибустьерам продолжать вести войну»17.

Таким образом, король дал понять, что заинтересован в использовании пиратов Тортуги в борьбе с испанской монополией. О том, как выглядело типичное каперское свидетельство флибустьера Тортуги, можно судить по поручению, выданному 28 июля 1669 г. капитану Ф. Требютору:

«Мы, губернатор короля на острове Тортуга и побережье Сен-Доменг, находящихся под властью господ Вест-Индской компании, даём разрешение на выход [в море] и каперское поручение господину Франсуа Требютору, капитану фрегата, вооружённого для войны, осуществлять военные действия против испанцев, объявленных врагами Его Величества, при условии, что вместе с каждым призом будут доставляться [в порт приписки] два старших офицера для наблюдения за продажей с торгов упомянутого приза. Предписываем всем, на кого распространяется наша власть, оказывать капитану Требютору и его экипажу всевозможную помощь, если он в этом будет нуждаться. Просим и молим генералов, генерал-лейтенантов, капитанов поступать аналогичным образом, предлагая и ему в подобных случаях делать то же самое для них»18.

Тортуга оставалась флибустьерской базой до конца губернаторства Б. д'Ожерона, т. е. до 1675 г. После указанной даты штаб-квартира французских флибустьеров переместилась на побережье Гаити, в гавань Пти-Гоав.

Помимо Тортуги и Пти-Гоава, крупной флибустьерской базой с 1655 по 1671 г. был город Порт-Ройял на острове Ямайка. Славу «пиратского Вавилона» он приобрёл после того, как англичане в рамках «Западного проекта» Кромвеля захватили Ямайку у испанцев (1655). Англо-испанская война 1655 — 1660 гг., безусловно, способствовала тому, что многие пираты Карибского моря перебрались на Ямайку, где можно было получить английские каперские свидетельства и стать легальными приватирами. В 1657 г. генерал-лейтенант у. Брейн писал госсекретарю Дж. Тэрло о необходимости скорейшего учреждения на острове призового суда, который мог бы заниматься легализацией добычи

17 Lettres, instructions et memoires de Colbert / Par P. Clement. P., 1864 — 1865. T. III. P. 456.

18 Commission du gouverneur Ogeron au capitaine Trebutor, juillet 1669. URL:

http://www.geocities.com/ trebutor/ ADF2005/1660/16 690728ogeron.html (дата обращения: 20.10.2014)

флибустьеров19. В том же году такой суд был учреждён. Рассмотрение дел по призам было несложным и быстрым. Когда очередной испанский приз приводили в гавань, он переходил под контроль призового офицера. Затем комиссионеры, назначенные губернатором, собирали свидетельские показания. После объявления судна законным призом его публично продавали с торгов. К концу 50-х гг. XVII в. на Ямайке базировалось уже не меньше дюжины флибустьерских судов; часть из них принадлежала французским пиратам с Тортуги20.

Когда монархия в Англии была восстановлена, и король Карл II объявил о прекращении войны с Испанией (1660), ситуация на Ямайке не изменилась. В Мадриде о прекращении войны с Англией было объявлено 10 сентября. Полковник Э. Дойли, военный губернатор Ямайки, узнал об этом лишь 4 февраля 1661 г., поэтому до указанной даты продолжал выдавать каперские и репрессальные грамоты флибустьерам. Например, 27 октября 1660 г. он выдал каперскую грамоту капитану Ризби, командиру фрегата «Бетти», уполномочив его «сражаться, убивать и захватывать как на море, так и на суше кого бы то ни было из подданных короля Испании, захватывать их корабли и товары и присваивать всё это в свою пользу и пользу команды, передав мне в этом городе [Порт-Ройяле] десятую часть такого приза или призов [трофеев], которые вы сможете таким образом захватить, в пользу Его Величества»21.

4 февраля 1661 г. Дойли узнал о мире с Испанией из письма губернатора Сантьяго-де-Кубы и на следующий день вынужден был издать прокламацию о мире и об отмене каперских грамот. Однако данная прокламация была встречена в штыки местными пиратами. Последние могли теперь уйти в голландские или французские колонии, лишив Ямайку надёжной защиты с моря (последний военный фрегат ушёл с острова в середине 1660 г.). Поэтому Дойли и созванный им Военный Совет в марте 1661 г. решили, что прокламация о мире «не касается территорий за демаркационными линиями, и вряд ли его возобновление возможно»; соответственно «решили оставить всё как было, имея уже после объявления о прекращении войны достаточно сильное возмущение жителей, которые живут лишь с

19 A collection of the state papers of John Thurloe: In seven volumes. L., 1742. Vol. VI. P. 391.

20 Pawson M., Buisseret D. Port Royal, Jamaica. Oxford, 1975. Appendix 1.

21 Documents relating to law and custom of the sea... Vol. II. P. 39.

88

добычи и грабежей и которых никакой закон или суровый судья не в состоянии удержать в повиновении»22.

2 августа 1661 г. новым губернатором Ямайки был назначен лорд Виндзор. Данные ему инструкции красноречиво

свидетельствовали о том, что Англия не собиралась отказываться от ведения военных действий против испанских подданных в Америке. Виндзор должен был «попытаться установить и сохранять добрые отношения и свободную торговлю с плантациями, принадлежащими королю Испании, но, если губернаторы названного короля ответят отказом, попытаться установить такую торговлю насильно и совершать такие действия, какие Совет [Ямайки] сочтёт наиболее приемлемыми, чтобы заставить испанцев допустить их [англичан] к свободной торговле»23. Как и следовало ожидать, губернаторы испанских колоний отказались нарушить монополию севильской Торговой палаты, и 20 августа 1662 г. Совет Ямайки принял решение «в соответствии с инструкциями Его Величества, лорду Виндзору попытаться торговать

насильно...»24. 12 сентября Совет Ямайки издал постановление, «чтобы люди поступали на службу для морского предприятия с [фрегатом] «Центурион» и другими судами»25. Экспедицию, состоявшую из 11 кораблей с 1300 флибустьерами на борту, возглавил К. Мингс. 20 сентября лорд Виндзор подписал инструкции,

уполномочивавшие его «отплыть с находящимися под вашим началом фрегатом. и иными частными военными фрегатами к соседнему побережью владений короля Испании; и там вы должны брать, овладевать и неожиданно захватывать или как-то иначе силой уничтожать все или любые корабли и суда короля Испании или его подданных, или любые другие, торгующие с ним.»26. Кроме того, Мингсу разрешалось нападать на испанские крепости и города, «брать и уничтожать их силой или каким-то иным способом, в результате чего, возможно, другие места во владениях короля Испании можно будет скорее склонить к тому, чтобы добиться урегулирования торговли для подданных Его Величества»27.

22 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 5. № 61. P. 21.

23 Ibid. № 278. P. 85.

24 Ibid. № 355. P. 106.

25 Ibid. № 364. P. 109.

26 Documents relating to law and custom of the sea. Vol. II. P. 42.

27 Ibid.

Объектом для нападения был выбран город Сантьяго-де-Куба. Вечером 5 октября флибустьеры высадили на кубинский берег десант, на следующий день разгромили испанский отряд и, овладев городскими укреплениями, занялись грабежом. 19 октября они разрушили фортификации Сантьяго, погрузили на суда трофейные пушки, серебро, бочонки с вином и сахаром и, прихватив негров-рабов и семь трофейных судов, вышли в море. 22 октября экспедиция вернулась на Ямайку, а лорд Виндзор, получив свою долю добычи, вскоре отбыл в Англию28.

Аналогичную политику в отношении испанцев проводил и преемник лорда Виндзора вице-губернатор Ч. Литтлтон. С его «благословения» ямайские флибустьеры в 1663 г. захватили и ограбили город Кампече на Юкатане29.

Ч. Литтлтон отплыл в Англию в начале мая 1664 г., оставив управление Ямайкой Совету. В Лондоне, отвечая на жалобы испанского посла, он заявил, что не несёт ответственности за антииспанские действия флибустьеров. По его словам, он не получал от правительства ясных указаний о прекращении военных действий против испанцев и о роспуске приватиров. Убеждённый в том, что «испанец более сговорчив, когда его хорошенько поколотить», Литтлтон в августе 1664 г. представил лорду-канцлеру свои

соображения о необходимости поощрения приватиров на Ямайке. Его аргументы сводились к следующему: 1) приватирство кормит большое количество моряков, от которых остров получает защиту без участия военно-морских сил королевства; 2) если король запретит приватирство, он потеряет много людей, которые в случае войны в Вест-Индии могут быть с успехом использованы на службе, ибо хорошо знают местные берега, течения, ветры и т. д.; 3) без приватиров жители Ямайки не будут иметь оперативных сведений о замыслах испанцев, о величине и состоянии их флотов и ресурсов; 4) если призовые товары не будут поступать в Порт-Ройял, многие негоцианты покинут Ямайку и произойдёт резкое повышение цен;

28 Firth C. H. The capture of Santiago, in Cuba, by Captain Myngs, 1662 / / The English Historical Review. 1899. Vol. XIV (Number LV). P. 536-540.

29 Губарев В. К. Рейдерские операции К. Мингса в Вест-Индии в конце 50-х — начале 60-х годов XVII в. // 1сторичний в^ник. Зб. наук. праць. Вип. 1. Донецьк, 2010. С. 95 — 97; Губарев В. К. Флибустьеры Ямайки... С. 37—40.

89

5) уменьшение числа приватиров потребует увеличения числа военных фрегатов и связанных с этим больших расходов казны;

6) если приватирам запретить базироваться в портах Ямайки, они не вернутся к мирной жизни, а уйдут на другие острова и начнут разорять английскую коммерцию30.

Доводы Литтлтона выглядели

убедительно, однако назревала война с Голландией, и правительство не хотело чрезмерно обострять отношения с Испанией. В инструкциях, выданных новому губернатору Ямайки Т. Модифорду,

предписывалось не только запретить выдачу каперских свидетельств и организацию

антииспанских экспедиций, но и сохранять добрые отношения с испанскими владениями, подвергнув наказанию

нарушителей31. Прибыв в начале июня 1664 г. на Ямайку, Модифорд действительно издал прокламацию, запрещавшую антииспанские рейды. Однако его намерения сразу же натолкнулись на противодействие

флибустьеров. Председатель Совета Ямайки Т. Линч ещё в конце мая писал госсекретарю Г. Беннету: «Здесь может быть около 1500 из них на примерно 12 судах, и, если они будут испытывать недостаток в английских каперских грамотах, они достанут французские и португальские документы, и, если с ними они захватят какой-либо груз, они наверняка будут хорошо приняты в Новых Нидерландах и на Тортуге»32. Новому главе ямайской администрации предстояло решить весьма непростую задачу, а именно: выполнить волю короля, не настроив при этом флибустьерскую вольницу против подданных британской короны. В конце концов, Модифорд пошёл по пути своих предшественников. Свою поддержку флибустьеров он мотивировал

необходимостью защиты Ямайки от возможного испанского вторжения и недружественными акциями испанцев в отношении английских моряков и негоциантов. Надёжным деловым партнёром продажного губернатора стал «генерал пиратов Ямайки» Г. Морган, совершивший в 1668 — 1671 гг. нападения на испанские города Пуэрто-Принсипе (совр. Камагуэй), Портобело, Маракайбо, Гибралтар и Панаму33.

30 Haring C. H. The Buccaneers ... P. 112.

31 Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies... Vol. 5. № 664. P. 187; № 746. P. 213; № 753. P. 215.

32 Ibid. № 744. P. 211.

33 Подробнее см.: Earle P. The sack of Panama: Captain

Morgan and the battle for the Caribbean. N.-Y., 2007;

Лишь после того, как Испания официально признала Ямайку британским владением (по Мадридскому миру 1670 г.), Лондон предпринял реальные усилия по сворачиванию флибустьерского промысла в Вест-Индии. Модифорд был отозван в Англию и посажен в королевскую тюрьму Тауэр; Моргана тоже задержали и отправили в метрополию. Впрочем, король и правительство отнеслись к ним благосклонно и не стали наказывать за антииспанские акции в Вест-Индии34.

Лишившись удобной базы на Ямайке, английские и голландские флибустьеры в 1671 — 1672 гг. перебрались во французские колонии — на Тортугу и в Пти-Гоав на Гаити, где получили французские корсарские грамоты. Тортуга оставалась их убежищем до 1675 г., а Пти-Гоав — до окончания войны за Пфальцское наследство (1689 — 1697). Особенностью этого периода было то, что флибустьеры активно использовались французскими властями как для действий против испанцев, так и для разорения английских и голландских колоний.

К концу XVII в., когда Англия, Нидерланды и Франция отказались от поддержки флибустьеров, последние утратили статус легальных корсаров и превратились в обычных морских разбойников.

Источники

A collection of the state papers of John Thurloe: In seven volumes. Vol. VI. L., 1742. Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Vol. 5: 1661 — 1668. L., 1880.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Commission du gouverneur Ogeron au capitaine Trebutor, juillet 1669. URL:

http:// www.geocities.com/ trebutor/ADF 2005/1660/16690728ogeron.html (дата

обращения: 20.10.2014)

Du Tertre J.-B. Histoire generale des Antilles habitees par les Francois. Tome I. P., 1667. Du Tertre J.-B. Histoire generale des Antilles habitees par les Francois. Tome III. P., 1671. Interesting tracts, relating to the Island of Jamaica, consisting of curious state-papers, councils of war, letters, petitions, narratives etc. which throw great light on the history of that Island, from its conquest, down to the year 1702. Santiago de la Vega, Jamaica, 1800.

Cruikshank E. A. The Life of Sir Henry Morgan. With an account of the English settlement of the island of Jamaica (1655—1688). Toronto, 1935; Губарев В. К. Генри Морган. М., 2014; Эксквемелин А. О. Пираты Америки ... С. 109—213.

34 Marley D. F. Pirates of the Americas. Vol. 1— 2. Vol. 1: 1650 — 1685. Santa Barbara, Calif., 2010. P. 247, 264.

90

Lettres, instructions et memoires de Colbert / Par P. Clement. P., 1864-1865. T. III.

Эксквемелин А. О. Пираты Америки. М., 1968.

Литература

Губарев В. К. Генри Морган. М., 2014.

Губарев В. К. Деятельность шевалье де Фонтенэ в контексте франко-испанской колониальной борьбы за Америку (50-е годы XVII в.) / / ^y^Bi пращ Донецького нащонального техшчного ушверситету. Серш: Гуматтарт науки. 2006. Вип. 4/115.

Губарев В. К. Компания острова Провиденс и англо-испанское соперничество в Вест-Индии в 1630-1644 гг. // Наyковi пратл Донецького нащонального техшчного ушверситету. Серы «Гуматтарт науки». Вип. 86. Донецьк, 2005.

Губарев В. К. Левассёр — первый французский губернатор Тортуги (1640 — 1652 гг.) // ВИник Харювського нащонального

ушверситету 1меш В. Н. Каразша. Сер.: 1стор1я. 2012. № 1005, вип. 45.

Губарев В. К. Пираты острова Тортуга. М., 2011.

Губарев В. К. Рейдерские операции К. Мингса в Вест-Индии в конце 50-х — начале 60-х годов XVII в. // 1сторичний вИник. Зб. наук. праць. Вип. 1. Донецьк, 2010.

Губарев В. К. Флибустьеры Ямайки: эпоха «великих походов». М., 2011.

Губарев В. К. Флибустьерский кодекс: образ жизни и обычаи пиратов Карибского моря (60 — 90-е годы XVII в.) / / Наука. Релтя. Сусшльство. Донецк, 2005. № 3.

Каченовский Д. И. О каперах и призовом судопроизводстве, в отношении к нейтральной торговле. М., 1855.

Свет Я. М. Предисловие / / Эксквемелин А. О. Пираты Америки. М., 1968.

Azcarraga y de Bustamante J. L. de El corso maritimo. Madrid, 1950.

Barbour V. Privateers and Pirates of the West Indies / / The American Historical Review. April 1911. Vol. XVI. N 3.

Burney J. The History of the Buccaneers of America. L., 1949.

Camus M. C. L'rle de la Tortue au coeur de la Flibuste cararbe. P., 1997.

Cruikshank E. A. The Life of Sir Henry Morgan. With an account of the English settlement of the island of Jamaica (1655 — 1688). Toronto, 1935.

Earle P. The sack of Panama: Captain Morgan and the battle for the Caribbean. N.-Y.,

2007.

Firth C. H. The capture of Santiago, in Cuba, by Captain Myngs, 1662 / / The English Historical Review. 1899. Vol. XIV (Number LV).

Goslinga C. Ch. The Dutch in the Caribbean and on the Wild Coast, 1580 — 1680. Gainesville, 1971.

Haring C. H. The Buccaneers in the West Indies in the XVII Century. Hamden, Conn., 1966.

Marcel G. Les corsaires frangais au XVI siecle dans les Antilles. P., 1902.

Marley D. F. Pirates of the Americas. Vol. 1: 1650—1685. Santa Barbara, Calif., 2010.

Marsden R. G. Early Prize Jurisdiction and Prize Law in England. Part II // The English Historical Review. Vol. XXV. April 1910.

Marsden R. G. Early Prize Jurisdiction and Prize Law in England. Part III / / The English Historical Review. Vol. XXVI. Jan. 1911.

Newton A. P. The European nations in the West Indies, 1493—1688. L., 1933.

Newton A. P. The Colonising Activities of the English Puritans. The last phase of the Elizabethan Struggle with Spain. N.-Y., 1966.

Parry J. H. The Spanish Seaborne Empire. Berkeley; Los Angeles, 1990.

Pawson M., Buisseret D. Port Royal, Jamaica. Oxford, 1975. Appendix 1.

Pena Battle M. A. La isla de la Tortuga. Madrid, 1977.

Quinn D. B., Ryan A. N. England's sea empire, 1550—1642. L.; Boston; Sydney, 1983.

Губарев Виктор Кимович, доцент кафедры истории и права, кандидат исторических наук, доцент (Донецкий национальный технический университет, г. Донецк, Украина); e-mail: [email protected].

Problem of Legalization of Buccaneering in the West Indies during the Colonial Wars in the XVII Century

The problem of legalization of buccaneering in the West Indies in the XVII century is investigated in the article. The French and English colonial authorities granted letters of marquee and letters reprisal to buccaneers of Tortuga, Haiti and Jamaica to use their activity in the struggle against the Spanish seaborne empire. Thus pirates became privateers. Key words: buccaneering, piracy, privateering, letters of marque, Tortuga, Haiti, Jamaica.

Viktor K. Gubarev, Associate Professor of the Department of History and Low, Candidate of Historical Sciences, Docent (Donetsk National Technical University, Donetsk, Ukraine); e-mail: [email protected].

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.