дает ясного ответа на вопрос, как формируется и поддерживается та или иная зависимость, что порождает их взаимосвязь. Невыявленными остаются также вопросы о стадийности и последовательности психотерапевтических мероприятий, а также проблема выделения критериев психологического выздоровления аддиктов.
М.И. Мельникова
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Известно, что культурно-исторический подход в отечественную психологию ввел Л.С. Выготский. Он исходил из необходимости признания социальной и исторической преемственности в развитии структур сознания человека, влияния на его психику предметно-практической деятельности. К сожалению, Л.С. Выготский не успел распространить свою теорию на процесс профессионального и духовнонравственного развития взрослого человека.
Логическая незавершенность культурно-исторического подхода привела к тому, что теорию и практику управления персоналом, психологии труда монополизировали бихевиористские технологии. В популярных сейчас тренингах личностного и профессионального роста, продаж, переговоров, - нет и намека на культурноисторические традиции. Считается, что у человека можно сформировать любой навык в течение двух-трех дней. Личность рассматривается как белый лист, на котором умелый мастер пишет свои программы, а процесс обучения каждый раз начинается с нулевой отметки (в лучшем случае признается влияние прошлого опыта). В этой связи попытки найти научные аргументы в пользу культурно-исторического подхода в профессиональной и трудовой деятельности современных россиян приобретают особое теоретическое и практическое значение. Одним из интереснейших культурно-исторических явлений, нуждающихся в осмыслении психологической наукой, является феномен крестьянской ментальности.
Крестьянская ментальность - это своеобразный психологический феномен, интегративная характеристика архетипических форм коллективного сознания: коллективные представления, ценности и нормы, система базовых установок крестьян по отношению к значимым сторонам жизнедеятельности. Эти формы психической деятельности человека усваиваются им в период освоения родного языка, идентификации со своим социальным окружением, сельскохозяйственным образом жизни и освоением различных видов труда.
Именно крестьяне, вплоть до 60-х годов ХХ века, составляли основную часть населения России. Долгий опыт хозяйствования на земле большей части россиян способствовал формированию национально-специфических черт русского народа, лежащих в основании российской ментальности. К изучению специфических психологических черт русского крестьянства обращались многие отечественные философы, историки, филологи, политические и общественные деятели.
Интерес к крестьянской теме был достаточно выражен в 60-80-е годы ХХ века. В тот период он активизировался и направлялся во многом партийными запросами, а также низкой продуктивностью сельскохозяйственного производства. Партийные и государственные ведомства ставили перед учеными-социологами, политологами, философами, психологами - задачу по изучению различных факторов, влияющих на производительность труда, на выбор сельскохозяйственных профессий молодежью, на отношение к различным формам собственности, на особенности протекания бытовых условий в сельских семьях.
Проведенные в 60-90-е годы ХХ века социологические и социально-психологические исследования, посвященные изучению ценностных и мировоззренческих аспектов деятельности субъекта сельскохозяйственного труда, свидетельствуют, что психологическая проблематика, раскрывающая сущность, содержание и динамику крестьянской ментальности в культурно-исторической перспективе у субъекта сельскохозяйственного труда практически не рассматривалась. Существует теоретический и практический интерес к выявлению и описанию психических структур, лежащих в основании крестьянской ментальности. Эти структуры можно рассматривать как систему устойчивых во времени социальных установок и норм деятельности, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности. Благодаря ментальным структурам реакция человека на текущие внешние воздействия не носит стимул реактивный характер, а отражение внешнего мира опосредуется не только собственным индивидуальным опытом, но и опытом прошлых поколений.
Анализ существующей литературы показал, что в психологии отсутствует как общая программа исследования идентичности к исторически и культурно зрелым формам жизнеотношений в рамках профессионального сознания и самосознания, так и конкретные методические приемы и технологии ее диагностики. Можно предложить следующую исходную теоретическую модель для изучения содержания и динамики культурно-исторической идентичности на примере сущности крестьянской ментальности.
В структуре крестьянской ментальности могут быть выделены ее основные компоненты (блоки ценностных представлений коллективного опыта, организованных по иерархическому принципу). Эти коллективные представления фиксируют наиболее значимые отношения крестьянства России к базовым сторонам их жизнедеятельности: к труду, к природе, к другим людям, к самому себе. Идентификация каждого нового поколения сельских тружеников с крестьянской ментальностью может происходить двумя путями. Во-первых, в самом начале онтогенеза, в процессе освоения родного языка и освоения сельского образа жизни и, во-вторых, в процессе профессионализации, как результат рефлексии и осознанной интеграции индивидуальных представлений о мире с культурно-историческими константами народного опыта. Став достоянием индивидуального сознания, коллективные представления обретают психологические характеристики и включают в себя: когнитивный компонент (закрепившиеся в культурно-историческом опыте народа знания, ценности и нормы жизнедеятельности), конативный компонент (установки, намерения, предпочтения) и эмотивный компонент (эмоционально-чувственная окрашенность коллективных представлений). Осознание себя в качестве субъекта собственной жизнедеятельности посредством идентификации с культурно-историческим опытом народа (крестьянской ментальностью) становится важнейшим компонентом социальной идентичности у современных работников сельскохозяйственных видов труда.
Предложенное теоретическое понимание процесса культурно-исторической идентификации личности рассматривается нами как концептуальное основание разработанной программы эмпирического исследования феномена крестьянской ментальности, как психологического образования. С целью эмпирического обоснования изложенных теоретических представлений о феномене крестьянской ментальности было проведено специальное исследование субъектных детерминант культурно-исторической идентичности у современных работников сельскохозяйственных видов труда.
Исследование, проводившееся около 17 лет с 1986 по 2003 гг., имело целью изучение крестьянской ментальности у субъектов сельскохозяйственного труда в изменяющихся условиях жизни, что потребовало изучения сущности крестьянской ментальности, описания ее структурных компонентов на основе комплекса теоретических методов, доказательства факта идентичности с крестьянской ментальностью
у современных работников сельскохозяйственных видов труда, выявления относительно неизменных и изменяющихся структурных компонентов крестьянской ментальности под влиянием меняющихся политических и экономических условий жизнедеятельности сельских тружеников.
Мы исследовали представителей различных видов сельскохозяйственного труда Ставропольского края: агрономы, механизаторы, ветеринары, зоотехники, сельхозрабочие, экономисты, бухгалтера. Было опрошено 100 человек в возрасте от 22 до 55 лет. Также изучались материалы исследований крестьянской ментальности, представленные в работах отечественных философов, историков, филологов, этнографов, писателей и политических деятелей конца XIX - начала ХХ вв.
Мы считаем, что ценностно-смысловая направленность сельскохозяйственного труда будет той исторической осью, которая связывает представителей различных поколений крестьянского сообщества и обеспечивает воспроизводство самой крестьянской ментальности в ее содержательных аспектах.
В результате теоретико-концептуального анализа были выделены и описаны основные (сущностные) характеристики крестьянской ментальности в историческом прошлом. Материалом для изучения крестьянской ментальности послужили научные труды отечественных ученых XIX-ХХ вв. На основе анализа указанной литературы были выделены следующие специфические характеристики крестьянской ментальности: природоцентрированный характер сознания; значимость сельскохозяйственного труда, как системообразующего фактора всей жизнедеятельности крестьян; социально-ориентированный смысл существования; специфическая коммуникация с другими людьми. Она основана на принципе антиномии: с одной стороны - коллективизм (соборность, общинность) русского крестьянства, с другой
- индивидуализм, свободолюбие, независимость от других, противопоставление себя власти (крестьянская асоциальность).
Выделенные и описанные психологические характеристики крестьянской ментальности можно интерпретировать как базовые установки по отношению к значимым сторонам образа жизни крестьян России прошлого. Но чтобы доказать преемственность ментальных структур коллективного опыта крестьян прошлого, нужно было найти подтверждение их присутствия у современных работников сельскохозяйственного труда.
Для изучения ментальности субъектов сельскохозяйственного труда в 3080-е годы минувшего века мы обратились к материалам своего диссертационного исследования [1]. В результате опросов сельских тружеников были выделены 168 оригинальных суждения, составивших семантическое поле коллективных представлений периода колхозно-совхозной формы собственности. Суждения отражали ценностно-смысловую направленность людей по отношению к различным сторонам их образа жизни: труду, другим людям, сельскому образу жизни, выбору профессии, нравственному долгу, деньгам и т.д. Опираясь на научно-исследовательский материал исследуемого периода в целях подтверждения факта преемственности культурно-исторических форм сознания, была применена методика контент-анализа. Она позволила квантифицировать все суждения по категориям и подкатегориям. В результате анализа было выделено 6 базовых категорий и 41 подкатегория. К базовым отнесены: I - сельскохозяйственный труд; II - природоцентрированное сознание; III - ценностно-нормативные детерминанты жизнедеятельности; IV - другие люди; V - выделение себя из «Мы»; VI - деньги. Выделенные на первом этапе контент-анализа базовые категории и подкатегории далее были занесены в кодировоч-ный лист экспертной оценки.
Были отобраны 12 экспертов, профессиональные интересы которых связаны с анализом речи (устной и письменной), а также со спецификой сельскохозяйст-
венного производства. В итоге в экспертную комиссию вошли: логопеды, преподаватели русского языка, работающие в вузе, психологи, методисты-организаторы учебного процесса Института подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства. Эксперты независимо друг от друга производили квантификацию каждого суждения с точки зрения отнесения его к той или иной базовой категории и подкатегории. После чего индивидуальные результаты каждого эксперта заносились в обобщенную таблицу данных, и производился частотный анализ по категориям.
Для изучения степени согласованности мнений экспертов был использован коэффициент корреляции Пирсона с применением пакета анализа электронных таблиц Microsoft Excel. Степень согласованности экспертов в квантификации суждений по категориям варьировала от 0,58 до 0,81.
Итоговой оценкой экспертов по всем категориям выступало среднее значение. Полученные коэффициенты корреляции являлись значимыми с вероятностью допустимой ошибки 0,05 и свидетельствовали о достаточно высоком уровне совпадении мнений экспертов при оценке системы коллективных представлений у субъектов сельскохозяйственного труда периода коммунистического правления.
Все категории были проранжированы в зависимости от значений степени согласованности в экспертных оценках. Числовое выражение степени согласованности мнений экспертов рассматривалось как значимость каждой категории, ее вес на уровне коллективных представлений сельских тружеников периода колхозносовхозной формы собственности.
Значимые категории: осознание жить и работать в сотрудничестве с другими людьми, удовлетворенность или неудовлетворенность самореализацией, управляемость, планируемость в организации труда, конкретный смысл труда.
Выделенные категории для работников сельскохозяйственного труда на пике коммунистической, колхозно-совхозной практики управления можно также рассматривать как своеобразные маркеры их ценностно-смысловой сферы.
Наибольшую ценность у сельских тружеников советского периода, как показали результаты проведенного исследования, имела возможность жить и работать в сотрудничестве с другими людьми. Можно предположить, что указанная ценность имеет исторические истоки и тесно связана с долгим опытом общинного землепользования российского крестьянства. Об общине долгое время говорили как о своеобразном российском явлении, определившем формирование таких черт россиян, как чувство социального родства, сострадание, гуманизм, уравнительное равенство, справедливость. Чувство солидарности и коллективизма, рожденные уравнительнопередельной системой землевладения в общине помогало русскому народу (и крестьянству, как наиболее многочисленному слою) преодолевать многие трудности, особенно возникающее извне. Но община способствовала не только закреплению коллективизма российского крестьянства. Наряду с уравниванием ее членов в общине происходило и имущественное расслоение, сопровождавшееся выделением более и менее зажиточных крестьян. Имущественное расслоение уже влекло за собой формирование индивидуализма, проявление личностного начала. В отношениях собственности осуществляется самореализация личности, в них выражается воля человека: она проявляется в деятельности как по отношению к объекту собственности, так и к другим людям. Не случайно, что в нашем исследовании на втором месте у сельских тружеников оказалась именно ценность самореализации. Можно констатировать, что у крестьян советского периода обнаружила себя парадоксальная установка, сочетающая в себе ориентацию на коллективизм и ориентацию на индивидуализм. Эта черта неоднократно рассматривалась в трудах многих отечественных мыслителей, как одна из важнейших при характеристике российского крестьянства. Полученные результаты свидетельствуют, что ментальные черты крестьянской кар-
тины мира сохраняют свои существенные особенности и транслируются из поколения в поколение. Об этом же говорит и тот факт, что на четвертой позиции в иерархии ведущих ценностей выступила ценностная ориентация на сельскохозяйственный труд в его конкретном значении. Конкретика определяется результатами труда, имеющими, прежде всего, количественное выражение. Это то, что позволяло и позволяет людям удовлетворять свои базовые физиологические потребности, среди которых одной из основных является потребность в питании. В этом смысле мы можем говорить об экзистенциальном характере сельскохозяйственного труда, который предполагает единство существования и сущности.
Тот факт, что третье место заняла ценность «управляемости, планируемо-сти сельскохозяйственного труда» может свидетельствовать как в пользу сохранения сущностных характеристик крестьянской ментальности, так и о влиянии конкретных экономических условий хозяйственной деятельности в период коммунистического правления. Историчность указанной ценности можно обосновать влиянием погодного фактора, который всегда вносил в результаты труда российского крестьянства непредвиденные форс-мажорные обстоятельства, нарушая все планы крестьянина на будущий урожай. Но высокая значимость ценности управляемости и планируемости также может свидетельствовать о прямом воздействии экономических и политических факторов в эпоху коммунистического правления. В тот период, с одной стороны, ценности плановой экономики активно декларировались, с другой, - нарушались из-за многочисленных бюрократических проволочек плановоэкономической системы советского образца, что опять таки не могло не привести людей к желанию управляемости и планируемости ситуации в сельском хозяйстве.
Итак, о сохранении существенных характеристик крестьянской ментальности свидетельствуют: двойственность в отношении ценности «индивидуализм -коллективизм», высокая значимость сельскохозяйственного труда в его конкретном значении, как способа жизнеосуществления, а также ценностно -нормативный характер жизнедеятельности в целом. О значимости природы и ее дифференцированном восприятии сельскими тружениками советского времени свидетельствуют 6 и 9 ранговые места категорий, раскрывающих ценность природных объектов. Интересно отметить, что большую значимость в сознании сельских тружеников доперестроечного периода занимали «деньги». Они воспринимались людьми, прежде всего, по оценкам экспертов, как фактор справедливой или несправедливой оценки труда. Выделенное экспертами смысловое значение фактора денег может свидетельствовать не только об ориентации сельских тружеников на материально обеспеченную жизнь, но и подтверждать факт выраженности ценностно-нормативных аспектов их жизнедеятельности (культурно-исторический пласт сознания).
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- основные черты крестьянской ментальности сохраняются в образе мира современных тружеников сельского хозяйства;
- их сохранение обусловлено воспроизводством сельскохозяйственного образа жизни в его важнейших характеристиках: близость к природе, сохранность основных циклов сельскохозяйственного труда; конкретный смысл сельскохозяйственного труда, как вида деятельности, связанной с жизнеобеспечением; специфические формы коммуникации с другими людьми, при которых одинаково равноправными являются ориентации на себя (индивидуализм сельских тружеников, поддерживаемый личным подсобным хозяйством и правом собственности на производимую сельхозпродукцию) и ориентацией на других (коллективизм, основанный на необходимости кооперирования в силу непредсказуемого действия погодного фактора и связанных с ним рисками деятельности в одиночку);
- сохранение существенных характеристик крестьянской ментальности сви-
детельствует о факте культурно-исторической идентичности с исторически зрелыми формами жизнедеятельности у современных субъектов сельскохозяйственного труда.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Мельникова М.И. Психологическое содержание ценностных ориентаций работников разных видов сельскохозяйственного труда: Дисс. ... канд. психол. наук.
- М., 1994. - 147с.
Н.Б. Шевкиева
ПРОФИЛАКТИКА КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ НА ЭТАПЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Социально-экономическая нестабильность современной России предъявляет повышенные требования к человеку. Чтобы органично «влиться» в разворачивающиеся социальные процессы, ему необходимо быть более открытым происходящим изменениям, быть более динамичным и адекватным в своих реакциях на возникающие жизненные реалии, быть более способным к самостоятельному определению своего места в мире. Уметь самостоятельно делать важные жизненные выборы в различных аспектах пространства общественных отношений и брать за них ответственность на себя - характеристики сформировавшейся личности, способной к эффективному самоопределению.
Способность к личностному самоопределению - это качество, которое присутствует далеко не у всякого взрослого индивида. Она базируется на сформированной жизненной позиции, включающей гармонично развитое мировоззрение, стройно выстроенную систему ценностных ориентаций, непротиворечивый концепт жизненных идеалов. Вместе с тем, современная действительность поставляет весьма неоднозначный по своему ценностно-смысловому наполнению материал, не позволяющий формирующейся личности выработать в своем сознании непротиворечивую картину мира, способную выступить основой его дальнейшего самоопределения. Зачастую, человек теряется в декларируемом и реализуемом, желаемым и возможным, очевидном и предполагаемом.
Осознание значимости научной рефлексии психологических аспектов феномена самоопределения для решения комплекса практико-ориентированных вопросов оказания помощи развивающейся личности обусловило появление достаточно широкого спектра исследований по данной проблематике как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Подобные исследования реализовывались в рамках теории социального научения (A. Bandura, D. Krumboltz, C.V. Nichols, L.D. Mitchell) и построения человеком «образа-Я» (К. Роджерс), изучения ценностного самоопределения личности (В. Брожик, Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, Г.М. Мкртчян, С.Б. Тайсаева) и ее отношения к будущему (Е.И. Головаха, А. Печчеи), становления жизненных целей и планов (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, И.С. Кон, Н.А. Логинова), мотивации деятельности (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, А.К. Осницкий, С.Л. Рубинштейн) и т.д. Вопросы самоопределения увязывались с возрастными особенностями человека (И.В. Бесстужев-Лада, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, И.С. Кон, З.И. Палиева, М.И. Сергеев, Д.И. Фельдштейн, Ф.Р. Филиппов, Д.Б. Эльконин и др.) и его социальным статусом (Н.С. Андреева, Т.М. Буякас, М.Р. Гинзбург, Г.Г. Горелова, О.С. Забабурина, Е.А. Латуха и др.).
Значительное внимание в отечественной психологии отводится вопросам профессионального самоопределения человека. Это связано с тем, что профессио-