Научная статья на тему 'Проблема «Кризиса-2012» в зеркале Интернет-социологии'

Проблема «Кризиса-2012» в зеркале Интернет-социологии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
60
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никулин С. С., Генкин А. С.

СтоитлиРоссияна порогеэкономическогокризиса,икакимон будет?Интернет-статистикавнастоящее время является вполне репрезентативным источником, показывающим реальную степень интереса общества к этой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Whether Russia is going to facean economic crisis and what it will be? The Internet statistics is now quite representative source showing real degree of interestof societyto this subject.

Текст научной работы на тему «Проблема «Кризиса-2012» в зеркале Интернет-социологии»

ПРОБЛЕМА «КРИЗИСА-2012» В ЗЕРКАЛЕ ИНТЕРНЕТ-СОЦИОЛОГИИ

Стоит ли Россия на пороге экономического кризиса, и каким он будет? Интернет-статистика в настоящее время является вполне репрезентативным источником, показывающим реальную степень интереса общества к этой теме.

Whether Russia is going to face an economic crisis and what it will be? The Internet statistics is now quite representative source showing real degree of interest of society to this subject.

С.С Никулин,

управляющий партнер

«Группа 808. Информационный аудит» А. С. Генкин,

д-р экон. наук, профессор

Существует ли сегодня кризис? Вступила ли в него наша страна? Какой он по счету: можно ли вести речь о второй кризисной волне, о перманентном кризисном состоянии или о чем-то ином? В чем количественно и качественно он измеряется? Какие сферы, области человеческой жизнедеятельности стали в России его ареной? Экономика, политика, социальная сфера — или все сразу?

Мы постарались ответить на эти и другие вопросы в нашем исследовании, проведенном в рамках совместного проекта компаний «ИНВЕСТ-ФОРСАЙТ» и «ГРУППА 808». При этом мы опирались на меди-астатистику, построенную на основе публикаций, посвященных тематике кризиса, в 200 ведущих российских СМИ,1 а также на данные Интернет-социологии. Получившаяся картина хороша пестротой взглядов, неангажированностью усредненного экспертного мнения, насколько это возможно при крайне высокой значимости самого предмета обсуждения, а стало быть, есть надежда с холодной беспристрастностью и объективностью исследовать то явление, осознание и преодоление которого является сегодня единственным шансом на доброкачественное долгосрочное развитие отечественной экономики и не только ее

Выбор методологии исследования и Интернет-социология

Еще недавно как аксиома принималось утверждение о том, что доступ к телевидению предопределяет фор-

1 Дополнительно использовались следующие источники: minfin . ru, cbr. ru, economy, gov. ru .

мирование «повестки дня» . Однако последние события, как в нашей стране, так и в мире, показывают, что Интернет стал его достойным конкурентом.

Более того, оказалось, что Интернет-статистика в настоящее время является вполне репрезентативным источником, показывающим реальную степень интереса общества к ключевым темам, событиям, явлениям и персонам

Согласно последним данным, Россия стала лидером Европы по числу подключенных ко Всемирной сети. Раньше первое место занимала Германия, но мы потеснили ее на вторую позицию . Сегодня у нас около 60 млн пользователей Интернета. Всероссийский опрос, проведённый ВЦИОМ весной 2012 г. , показал, что Интернетом пользуется 58 % россиян (в сентябре 2011 г. их было 49 %), причем 38 % — ежедневно (было 30 %) . Как сообщил на Российском Интернет-Форуме «РИФ+КИБ 2012» директор РАЭК С. Плуготаренко, Россия в настоящее время занимает шестую позицию по количеству Интернет-пользователей в мире. По данным НГГМЕТЕР (июль 2012 г. ), Россия дает 73 % посетителей русскоязычных сайтов, причем из общего количества россиян доля москвичей составляет 22 %, жителей Санкт-Петербурга — 5% .

По данным исследования компании TNS, среднестатистический пользователь Рунета ежесуточно проводит в социальных сетях 51 минуту, на порталах поисковых систем — 26 минут, на сайтах знакомств — 15 минут, за онлайн-играми — 10 минут, смотрит видео 9 минут, работает в Сети 7 минут и 5 минут занимается образованием

Десятки миллионов россиян ежедневно пользуются Интернетом, причем для поиска информации многие ежедневно используют поисковую систему «Яндекс» (веб-поиском Яндекса пользуются ежедневно более 19 миллионов людей — в мае 2012 г. этот Интернет-сайт впервые перегнал по посещаемости Первый канал) . В «Яндексе», как и в других поисковых системах, существует сервис, позволяющий

Таблица 1

Рейтинг центральных печатных СМИ по освещению экономического кризиса

(август 2011 — август 2012 гг.)

Источник Количество документов

Российская газета (Москва) 668

Ведомости (Москва) 398

РБК daily (Москва) 385

Коммерсантъ (Москва) 383

Независимая газета (Москва) 355

Московские новости (Москва) 297

Комсомольская правда (Москва) 249

Московский комсомолец (Москва) 212

Известия (московский выпуск) (Москва) 205

Эксперт (Москва) 198

ознакомиться с подробной статистикой запросов, с различными фразами, содержащими анализируемое слово, а также со списком похожих слов. Анализируя эту статистику, можно определить степень интереса Интернет-аудитории к тем или иным событиям, явлениям или персонам (следует особенно подчеркнуть, что речь идет именно об интересе, а не о предпочтениях. )

При дефиците достоверной информации значительное число лиц пытается найти информацию в Интернете. К ним можно отнести московских и региональных чиновников различного уровня, экспертов, аналитиков, политологов, журналистов и др. Причем для чиновников, а также для экспертов и аналитиков деловых, экономических и финансовых структур и журналистов эта информация позволяет строить прогнозы, впрочем, как и для различных аналитических служб . Количество тех, кто профессионально интересуется прогнозами, по различным оценкам, составляет нескольких тысяч человек, в любом случае — это значительное количество «интересантов». Поэтому их интерес к тем или иным макроэкономическим и политическим проблемам служит своеобразным индикатором. В то же время периодически в СМИ и Интернет просачивается информация «из достоверных источников», всевозможные прогнозы и версии, которые анализируются заинтересованными сторонами. Нередко эта информация обсуждается в социальных сетях теми же чиновниками, причем зачастую совсем невысокого ранга, но владеющими

иногда достаточно достоверной информацией. Этот интерес выражается во всевозможных запросах в Интернете, которые можно отследить и проанализировать с помощью статистики

Используя описанный механизм, мы решили определить, каков на данный момент уровень интереса пользователей к проблеме «КРИЗИС-2012».

Первые замеченные тенденции -первые неожиданности

Ситуация с восприятием кризиса россиянами кажется на первый взгляд весьма благостной (См. Диагр . 1). Если обратиться к медиа-статистике, то динамика публикаций о кризисе в центральных печатных СМИ (как посвященных кризису в целом, так и упоминающих это понятие в исключительно российском контексте) демонстрирует устойчивый понижательный тренд, начиная с декабря прошлого года Последний небольшой всплеск количества посвященных кризису публикаций в начале лета этого года сменился продолжающимся и по сей день падением

Однако и здесь находятся поводы если не для беспокойства, то, по крайней мере, пристального внимания Если задаться вопросом, какие именно СМИ наиболее часто и пристально рассматривали тематику экономического кризиса (см. Табл. 1), то нас ждет весьма неожиданный ответ Абсолютным чемпионом по этому критерию оказался официальный орган Правительства Российской Федерации — «Российская газета», обогнавшая по количеству «кризисных»

ш

^^ Мир новой экономики

Диаграмма 1

Динамика публикаций о кризисе в центральных печатных СМИ

- <ч

<ч о о о о

<ч <ч <ч <ч

Б .0

а а а

ю ю го

< к £ О к I

ф О л ф к

Упоминание экономического / финансового кризиса в контексте России в контексте ряда терминов

цены на нефть зарплаты еврозона ВВП инфляция безработица, увольнения девальвация, обвал рубля фондовый рынок госдолг ипотека дефлолт ликвидность

июл-авг 2008 июл-авг 2012

50 100 150 200 250 300

Диаграмма 2

800

600

400

200

0

0

статей ближайшего конкурента более чем на 60 %! Поневоле вспоминаются застойные времена, когда не только официальная газета «Правда», но и региональные «Правды», и центральное телевидение если и бичевали «негативные явления», то только « у них» . С другой стороны, прагматизм нынешних государственных менеджеров и опосредующих результаты их работы медийных источников вряд ли имеет самоцелью замалчивание проблем, особенно очевидных каждому обывателю и тем более частично индуцированных извне «большим» или «мировым» кризисом

В общем-то, справедливое восприятие российскими властями кризиса как управленческого вызова позволяет государственным масс-медиа оставаться в пелетоне при его обсуждении.

Почти на поверхности лежит и еще одно наблюдение, вытекающее из медийного анализа В нашем восприятии нынешний кризис и прошлый (2008 г. ) очень и очень разнятся. Кризис сегодня происходит не там и сказывается на состоянии не тех сфер, что в уже далеком 2008-м, а в значительной степени — совсем иных. (См. Диагр . 2) .

Статистики ключевых слов "КРИЗИС-2012 В РОССИИ"

Диаграмма 3. Статистика ключевых слов «КРИЗИС-2012 В РОССИИ»

Что еще искали со словами «КРИЗИС-2012 В РОССИИ»: экономический кризис в России; кризис 2012 в России — прогноз; финансовый кризис в России; кризис в России осенью 2012; новый кризис в Россию-политический кризис в России; банковский кризис в России, и др. Всего показов за период — 112 676.

Статистики ключевых слов "ДЕФОЛТ-2012"

Диаграмма 4. Статистика ключевых слов «ДЕФОЛТ-2012»

Что еще искали со словами «ДЕФОЛТ-2012»: Дефолт-2012 в России; дефолт рубля 2012; прогноз дефолта в России 2012; грозит ли России дефолт-2012 и др. Всего показов за период — 139 539.

Диаграмма 5. Статистика ключевых слов «ДЕВАЛЬВАЦИЯ РУБЛЯ»

Что еще искали со словами «ДЕВАЛЬВАЦИЯ РУБЛЯ»: девальвация рубля в 2012; прогноз девальвации рубля; причины девальвации рубля; новости девальвации рубля и др. Всего показов за период — 113 825.

Статистика ключевых слов "ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН/ТАРИФОВ"

Диаграмма 6. Статистика ключевых слов «ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН/ТАРИФОВ»

Что еще искали со словами «ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН / ТАРИФОВ»: Повышение цен /тарифов в 2012 / 1213 годах. Повышение цен на алкоголь, сигареты, автомобили, услуги, проезд, ЖКХ, электроэнергию, газ, воду, продукты, товары, услуги, бензин, образование, медицину, недвижимость, квартиры и проч. Повышение тарифов на ЖКХ, электроэнергию, газ, воду, тепло, содержание жилья, услуги, проезд, транспорт, связь, Интернет, ОСАГО и др. Всего показов за период — 493 603.

Четыре года назад россиян в связи с кризисом волновали, в первую очередь, такие явления, как инфляция, проблемы с ипотечными кредитами, динамика цен на нефтепродукты и состояние фондового рынка Сегодня приоритеты изменились: цены на нефть стали основным поводом для беспокойства, но к ним добавились тревоги по поводу поведения зарплат, отечественного товарного производства и сложностей, испытываемых странами еврозоны . Россиянин сейчас, как и 4 года назад, в осмыслении новой кризисной реальности посматривает за границу. Но, если в 2008-м, образно говоря, он смотрел в сторону североамериканского континента и искал при конструировании модели отечественного кризиса прямых аналогий с бедами американской социально-экономической системы, то нынче взгляд российского обывателя сфокусирован на специфических отечественных проблемах и он лишь чуть-чуть подглядывает за Западом, причем за более близким нам Евросоюзом, а не за США.

При более глубоком изучении вопроса выявляется еще одна любопытная и при этом крайне тревожная тенденция. Благостность, которая проявляется во всеснижающемся освещении кризисных тем отечественными СМИ и свидетельствует о том, что вроде бы «инцидент исчерпан» и социально-экономический механизм страны снова приступил к работе в нормальном штатном режиме, улетучивается, когда мы обнаруживаем, что в то же самое время тревожный

интерес обывателя к кризисным темам начинает возрастать почти сразу после президентских выборов и далее растет практически по экспоненте! (См. Диагр. 3).

При этом ожидания, связанные с дефолтным сценарием развития событий, растут весь последний год, совершив очередной скачок также после выборов, но, правда, показав небольшую коррекцию в первые летние месяцы этого года (см. Диагр . 4) .

А вот ожидания девальвации национальной валюты, а также повышения цен и тарифов, увы, никакой коррекции не показали и продолжают стабильно нарастать в унисон с ростом общих кризисных тревог и озабоченности у населения . (См. Диагр. 5, 6).

Интерес Интернет-аудитории к повышению цен на образование и медицину во много раз больше. Это логично. 6 %-ное повышение стоимости услуг ЖКХ с 1 июля дополнится аналогичным ростом с 1 сентября. Притом квартплата уже возросла по стране в среднем почти на четверть, газ — на 15% . Предстоит системная коммерциализация образования.

Кому выгоден кризис и кто нагнетает тревожность в обществе, связанную с ним? Как кризис повлияет на поведение экономических субъектов, пейзаж политического ландшафта и социальные аспекты поведения различных общественных групп? На эти вопросы мы готовим ответ в новом медиаисследовании Интернет-социологии .

ш

^^ Мир новой экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.