Научная статья на тему 'Проблема коррупции в современной России: положение и перспективы решения'

Проблема коррупции в современной России: положение и перспективы решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1029
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / НАУКА КОРРУМЕТРИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION / SCIENCE OF CORRUMETRY / INDEXES OF CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левин В. И.

Рассмотрены характерные черты коррупции в современной России. Приведены соответствующие количественные данные. Изложены основы корруметрии – науки, занимающейся измерением уровня коррупции и ее выявлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Corruption in Modern Russia: Current Situation and Prospects of Solution

Typical features of corruption in modern Russia are considered. The corresponding quantitative data are given. The foundations of corrumetry – the science concentration on measuring the level of corruption and its revealing are stated.

Текст научной работы на тему «Проблема коррупции в современной России: положение и перспективы решения»

Экономические и гуманитарные науки

УДК 336.645

ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ В.И. Левин

Пензенская государственная технологическая академия Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: коррупция; наука корруметрия; показатели коррупции.

Аннотация: Рассмотрены характерные черты коррупции в современной России. Приведены соответствующие количественные данные. Изложены основы корруметрии - науки, занимающейся измерением уровня коррупции и ее выявлением.

1 Введение

Проблема коррупции для России не новость. Достаточно вспомнить многочисленные русские пословицы на эту тему, хотя бы такую: «Не подмажешь - не поедешь!». Однако именно в наше время эта проблема приобрела особенно большой размах и остроту. По мнению многих специалистов, она является одной из главных проблем, которые должны быть решены государством. Однако, на наш взгляд, это не только главная, но и первоочередная проблема современной России, с решения которой следует начинать. Без этого любые реформы и проекты правительства обречены на неудачу, поскольку требующиеся на них вложения новых сил и средств на деле приводят лишь к дальнейшему расширению «коррупционного поля». Положение очень серьезно, так как нарастающая волна коррупции в стране может привести, в конце концов, к большой нестабильности, а затем и к разрушению российского государства. Высшее руководство страны, по-видимому, начинает понимать опасность создавшегося положения. Так, в октябре 2003 года, в период подготовки к парламентским выборам, Президент РФ подписал указ о создании Совета по коррупции. Однако это единичное мероприятие вряд ли поможет делу, тем более, что вновь созданный Совет состоит только из чиновников, представителей наиболее коррумпированной части современного российского общества, и вдобавок носит чисто совещательный характер и не имеет права принимать какие-либо решения. Для того, чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки, необходимо подключить к ее решению, наряду с компетентными представителями власти, общественные организации и широкие слои граждан, которые в наибольшей степени страдают от разгула коррупции в стране.

2 Что такое коррупция

Имеется много различных определений коррупции. Согласно [1], коррупция -это подкуп взятками, продажность должностных лиц и политических деятелей в буржуазных странах, а согласно [2] это подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц в капиталистическом обществе. Эти определения близки между собой, они грешат произвольными ограничениями области явления (на самом деле, коррупция существует в капиталистическом, социалистическом и любом другом обществе), его действующих лиц (взятки берут не только должностные лица, политические и общественные деятели, но и рядовые граждане), характера их действий (действие, аналогичное совершенному за взятку, лицо может совершить и по собственной инициативе). Более удовлетворительное определение дано в [3]: коррупция - это просто подкуп, продажность, взяточничество. Однако и здесь налицо третье из перечисленных ограничений. Наиболее емкое и точное из существующих определений дано, на наш взгляд, в [4]. Согласно ему, коррупция - это аморальные, развращенные, нечестные действия любых лиц, выражающиеся, в первую очередь, в предложении и получении взяток. Несколько иначе понимают коррупцию в нормативных документах различных стран и международных организаций [5]. Так, в документах ООН по борьбе с коррупциейпоследняя трактуется как злоупотребление государственной властью для получения личной выгоды, а в документах группы по коррупции Совета Европы - как любое поведение лиц (в т.ч. взяточничество), которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, ведущее к нарушению этих обязанностей. В России коррупцией считается преступная деятельность в политике или государственном управлении -использование должностными лицами своих властных полномочий для личного обогащения.

3 Виды коррупции

Коррупцию в России целесообразно классифицировать по двум признакам: 1) по ведомственной, профессиональной или общественной принадлежности дающего взятку; 2) по аналогичной принадлежности берущего взятку. При классификации по первому признаку выделяются следующие виды коррупции: деловая коррупция; бытовая коррупция.

Деловая представляет собой дачу взяток лицами, ведущими различную профессиональную деятельность (бизнесмены, юристы, врачи и т.д.), государственным служащим, общественным и политическим деятелям за услуги по обеспечению успеха этой деятельности; бытовая представляет собой дачу взяток гражданами государственным служащим за услуги по обеспечению своего быта (проводка телефона, ремонт квартиры и т.д.).

При классификации по второму признаку выделяются следующие виды коррупции:

1) коррупция в исполнительной власти (правительство РФ, правительства субъектов федерации, мэрии городов и других населенных пунктов);

2) коррупция в законодательной власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов федерации и городов);

3) коррупция в правоохранительных органах (суды, прокуратура и милиция всех уровней);

4) коррупция в силовых органах (учреждения министерства обороны, включая военкоматы, и министерства внутренних дел);

5) коррупция в сфере науки и образования (учреждения министерства образования, министерства науки и технической политики);

6) коррупция в сфере здравоохранения (лечебные, оздоровительные и научные учреждения министерства здравоохранения).

Коррупция в исполнительной власти проявляется в получении чиновниками различных уровней взяток за оформление гражданам различных документов либо просто за подпись на этих документах, что по закону должно делаться бесплатно. Коррупция в законодательной власти носит характер лоббирования за взятку депутатами различных уровней обсуждаемых в законодательных органах законов, в интересах отдельных территорий, организаций или лиц. Коррупция в правоохранительных органах заключается в предоставлении за взятку широкого спектра услуг, например, прекращение дела на виновного, открытие дела на невиновного, досрочное освобождение отбывающего наказание, необоснованный арест и т. д. Коррупция в силовых органах выражается в торговле воинским имуществом, включая оружие, в предоставлении за взятку отсрочки от призыва в армию и т. д. Коррупция в сфере науки и образования проявляется в поступлении за взятку в вуз, в поборах со школьников на различные «нужды» школы, в предоставлении за взятку грантов на научные исследования и т.д. Коррупция в сфере здравоохранения заключается в торговле имуществом медицинских учреждений, получении вознаграждения за оказание официально бесплатных медицинских услуг, за предоставление фиктивных медицинских справок о состоянии здоровья пациентов, листков нетрудоспособности и т. д.

4 Размах коррупции в России

Размах коррупции в России характеризуется тремя основными группами показателей:

1) годовым объемом взяток в различных сферах жизнедеятельности и соответствующим суммарным объемом;

2) долей граждан, участвующих в коррупционной деятельности;

3) частотой участия граждан в указанной деятельности.

Приведем некоторые количественные данные по каждой из трех названных групп показателей [6].

Годовые объемы взяток в стране характеризуются такими цифрами. Взятки предпринимателей чиновникам - 33,5 млрд долл., взятки за поступление в вуз -1,0 млрд. долл., взятки родителей учителям в школах - 1,5 млрд долл., взятки водителей инспекторам ГАИ - 1,0 млрд долл. и т.д. При этом каждый гражданин России тратит на взятки в среднем 20 % своего заработка, т.е. столько же, сколько на жилищно-коммунальные услуги. Приведенные цифры не учитывают коррупцию в законодательных, правоохранительных и силовых органах, а также в сфере науки и здравоохранения. Кроме того, эти цифры не полны и в отношении учтенных видов коррупции (например, они не учитывают предоставление за взятку грантов на научные исследования в учреждениях высшей школы). С учетом же сказанного, годовой объем взяток в России составляет около 75 - 80 млрд долл. Эта сумма равна годовому бюджету государства!

Впечатляют и данные о доле граждан, участвующих в коррупционной деятельности. Эта доля в среднем по стране составляет 55 % и, в зависимости от региона, колеблется в пределах от 30 до 80 %. Верхняя граница достигнута регио-ном-«рекордсменом» - Ставропольским краем, нижняя - «отстающим» регионом -Ярославской областью.

Дополняют и завершают картину данные о частоте участия граждан в коррупционной деятельности. Согласно [6], каждый гражданин России в среднем 1,5 раза в год дает или получает взятку.

Приведенные данные показывают, что современная Россия является коррумпированным не только государством, но и обществом. Сложившееся фантастическое и одновременно абсурдное положение хорошо характеризует такой анекдот [7]: «Ученые Института российской экономики близки к разгадке явления коррупции в России. Для завершения научных исследований требуется срочное финансирование. Минфин согласился предоставить необходимые средства. Составлен план. Уже известна сумма взятки соответствующему чиновнику».

5 Национальные особенности российской коррупции

При изучении коррупции в России и выработке политики по отношению к ней важно учитывать национальные особенности этого явления. Такой учет позволяет трезво и обоснованно подходить к использованию накопленного в мире опыта в данной области.

Особенности российской коррупции состоят в следующем.

1. Огромный размах коррупции в стране, проявляющийся в астрономических суммах выплачиваемых взяток и вовлеченностью в нее большой части государственных служащих, законодателей, сотрудников правоохранительных органов, кадровых военных, преподавателей, работников здравоохранения.

2. Не сопоставимые с другими странами масштабы бытовой коррупции, что проявляется в массовой вовлеченности в нее рядовых граждан, выступающих как частные лица, не связанные ни с государственной службой, ни с частными фирмами.

3. Переход широкого размаха коррупции в новое качество, при котором иерархия ценностей российских государственных служащих такова: 1) воля начальника; 2) должностная инструкция; 3) конституция и законы. К сожалению, сходна и иерархия ценностей значительной части рядовых российских граждан. В связи с этим на Западе современная Россия считается коррумпированным гражданским обществом, не вызывающим доверия.

4. Значительное сращивание капитала и власти. Благодаря этому руководители, используя власть, наращивают капитал, а владельцы капитала получают власть, покупая избирателей или посты в правительстве.

5. Правоохранительные органы выявляют лишь ничтожную часть (не более 1-2 %) всех коррупционных деяний, что является прямым следствием коррумпированности самой правоохранительной системы. По данным [6], в 2002 году прокуратура возбудила 4000 уголовных дел по коррупции, однако в тюрьму было посажено всего 400 человек.

6. В отличие от большинства развитых стран, где децентрализация власти является одним из наиболее действенных инструментов борьбы с коррупцией, в России такая перестройка власти приводит к усилению коррупционных процессов.

7. Российская коррупция, как и коррупция в других странах, ведет к усилению авторитарных тенденций в стране. Это связано со стремлением исполнительной власти использовать существование коррупции для оправдания силовых методов управления страной.

8. Практически не ведется систематическая и масштабная война с коррупцией. Вместо этого часто слышатся разговоры о специфике России, которая-де не Запад, об объективных причинах существования коррупции и т. д. Между тем, в большинстве развитых стран, страдающих от коррупции, преобладает точка зре-

ния, что у этого явления нет и не может быть оправдания, что его причиной является существование людей, которые занимаются этим, и с такими людьми необходимо решительно бороться.

6 Чем опасна коррупция для России

Прежде всего, коррупция в стране, имеющая такой масштаб (см. п. 4), приводит к нарушению многих прав граждан, гарантированных им Конституцией РФ, таких как право на бесплатное обслуживание в государственных учреждениях, право на бесплатное среднее и высшее образование, право на бесплатное лечение и др. Граждане, очевидно, не будут мириться с таким положением, а все больше будут бороться за свои права. Однако в этот процесс могут оказаться вовлеченными широкие массы людей, что может создать реальную угрозу стабильности и безопасности государства. Еще большую угрозу безопасности российского государства создает тот факт, что из-за коррупции в России власти не контролируют большую часть (до 80 %) финансовых потоков страны, т.е. большую часть ее экономики. Действительно, (см. п. 4), 80 млрд долл., расходуемых за год на взятки российскими гражданами, составляют 20 % их заработка, следовательно, сам заработок составляет 400 млрд долл., т. е. 5 годовых бюджетов России; эти деньги (точнее, более 90 % от них) не фигурируют в бюджете, т.е. не контролируются правительством. А тот, кто не контролирует экономику страны, не может контролировать и ее политику. Серьезную опасность для России представляет также возможность прихода к власти политиков фашистского толка, ибо бездействие сегодняшних властей в борьбе с коррупцией создает для некоторых политиков соблазн решить проблему силовым способом - «сразу и сейчас». Вспомним, что Гитлер в 1933 году пришел к власти в Германии под флагом борьбы с коррупцией в Веймарской республике, а Франко в 1936 году поднял мятеж в Испании против коррумпированного республиканского правительства! И, наконец, необходимо учитывать опасность того, что в один прекрасный день зарубежные бизнесмены полностью откажутся от экономического сотрудничества с Россией -кому охота вместо любимого дела - бизнеса тратить дорогое время на разговоры с коррумпированными чиновниками без всякой гарантии успеха.

7 Что делать?

Из изложенного должно быть ясно, что у России нет выбора, так как только решительная, жесткая и беспощадная борьба с коррупцией даст возможность провести в стране необходимые экономические и политические реформы, которые позволят ей вступить в клуб развитых стран в качестве полноправного члена. Эта борьба очень трудна, и в одиночку ее не одолеет ни президент, ни правоохранительные органы, ни законодательная и исполнительная власть. Только общими их усилиями, с привлечением широких общественных кругов, можно добиться успеха. На наш взгляд, необходимо сделать следующее:

1) руководство страны, на самом высоком уровне, должно проявить ясно и недвусмысленно политическую волю к искоренению коррупции, высказавшись по этому вопросу определенно и конкретно (этапы, сроки, ответственные лица и т.д.);

2) ученые должны разработать эффективные методы обнаружения и измерения уровня коррупции, основанные на новейших математических методах и компьютерных технологиях и пригодные для практического использования;

3) правоохранительные органы должны создать действенную систему мер по борьбе с коррупцией, основанную на непрерывной работе и использующую но-

вейшие достижения науки в данной области (п. 2);

4) общественные и политические организации должны провести постоянную агитационно-воспитательную кампанию с целью объяснения гражданам отрицательных последствий коррупции и того, что без ее ликвидации у них нет будущего;

5) граждане, совместно с указанными организациями, должны начать оказывать необходимое постоянное давление на все уровни власти с целью побудить их реально бороться с коррупцией. Они должны и сами посильно участвовать в этой борьбе.

8 Корруметрия - наука о количественном изучении коррупции

Мероприятия, предусмотренные пп. 1, 3 - 5 предыдущего раздела, находятся в компетенции социологов, юристов и политологов. Мы же поговорим о мероприятиях, предусмотренных п. 2.

Разработка эффективных, научно обоснованных количественных методов обнаружения и измерения уровня коррупции является одним из важных необходимых условий успеха в борьбе с коррупцией в стране. Такой разработкой должна заниматься специальная наука, идейно примыкающая к математической экономике [8], но создающая свои собственные модели и методы исследования, базирующиеся на идеологии прикладной математики [9]. Такая наука еще не создана. Мы предлагаем назвать ее корруметрией.

Трудность построения науки корруметрии заключается в следующем. Участники коррупционной сделки - взяткополучатель и взяткодатель - по понятным причинам заинтересованы в неразглашении как самого факта, так и конкретного содержания совершенной сделки. Поэтому объективную информацию о конкретных фактах коррупции нельзя получить путем традиционных социологических опросов граждан - предполагаемых участников этих фактов. (Сказанное не означает, что социологические опросы не нужны - по их результатам можно определить целый ряд интересных показателей коррупции как в целом по России, так и по ее отдельным регионам - см. п. 4. Однако все эти показатели носят характер средних величин по стране или региону и потому они не дают возможности обнаруживать конкретные факты коррупции или измерять ее локальный уровень, подобно тому, как средняя температура больных по палате не дает возможности лечить больных или определять температуру каждого из них.) Таким образом, остаются лишь две возможности получения объективной информации о конкретных фактах коррупции: 1) нетрадиционные социологические опросы, которые носят локальный характер и в которых необходимая информация добывается на основании ответов респондентов на косвенные (замаскированные) вопросы, содержание которых прямо не относится к обследуемым фактам коррупции; 2) разработка косвенных методов количественного изучения коррупционных процессов, не требующих проведения каких-либо социологических опросов и опирающихся на открытые данные о работе подозреваемых учреждений или лиц, в которых предположительно содержится в скрытом виде информация об указанных процессах.

При построении науки корруметрии необходимо учитывать следующее. Во-первых, различные виды коррупции могут иметь различную природу, так что для них придется разрабатывать различные математические модели. Во-вторых, важное значение имеет размах коррупции: когда ею поражены многие области жизнедеятельности, целесообразна предварительная классификация этих областей по принципу общности природы коррупции и лишь после этого - построение мате-

матических моделей коррупции сразу для целых классов сходных областей. В-третьих, существенное значение для построения теории корруметрии имеет предварительное знание прикидочных значений величины коррупции; это знание может помочь в создании упрощенных методов обнаружения коррупции и измерения ее уровня. Например, в случаях низкого или, наоборот, высокого уровня коррупции могут быть успешно применены асимптотические методы.

Основными задачами науки корруметрии должны стать: 1) разработка математических моделей и методов обнаружения конкретных фактов коррупции;

2) разработка математических моделей и методов количественной оценки (измерения) локального уровня коррупции; 3) подготовка математических методов определения вида коррупции; 4) создание методов количественной оценки критического уровня коррупции, превышение которого делает невозможными, в рамках данного общества, любые антикоррупционные мероприятия; 5) разработка методики непрерывного мониторинга уровня коррупции в обществе, с фиксацией моментов превышения ее критического уровня; 6) создание общих рекомендаций по организации общества и отдельных его институтов, обеспечивающих снижение уровня коррупции.

9 Основные принципы корруметрии

В основу построения науки корруметрии целесообразно положить создание косвенных методов количественного изучения коррупции, не требующих проведения социологических опросов и опирающихся на открытые данные о работе подозреваемых учреждений или лиц, в которых может содержаться информация

об их коррумпированности (см. п. 8). Основные принципы, на которых можно разработать реалистичные методы этого класса, следующие.

1. В качестве математической основы метода берутся хорошо известные из теории вероятностей принцип выделения маловероятного события и принцип признания такого события практически невозможным [10].

2. В методе используется любая открытая информация о работе подозреваемого учреждения или лица в конкретном подозреваемом случае, предположительно содержащая скрытую информацию о факте коррупции в этом случае.

3. В используемой открытой информации выделяем группу значимых событий, явившихся результатом работы изучаемого учреждения (лица) в данном случае.

4. Строим вероятностную математическую модель работы учреждения (лица), исходя из предположения о независимости этой работы от какого-либо внешнего или внутреннего влияния, т.е. ее выполнения строго по закону (должностной инструкции), что исключает возможность коррупции.

5. В процессе построения указанной модели могут приниматься и другие предположения о работе изучаемого учреждения (лица), не связанные с коррупцией и в нормальных условиях выполняемые, например, предположения о компетентности и добросовестности исполнителей.

6. По построенной математической модели вычисляем вероятность Р наступления группы выделенных значимых событий; при этом используем известные из теории вероятностей методы вычисления вероятности сложного события, полученного с помощью теоретико-множественных операций (объединение, пересечение и т.д.) над простыми событиями с известными вероятностями наступления.

7. Используя вычисленное значение Р, проводим анализ практической возможности или невозможности группы значимых событий. Здесь возможны три случая: а) если Р <а, где а - заранее заданная близкая к нулю вероятность, то, в соответствии с принципом практической невозможности маловероятного собы-

тия, выделенная группа значимых событий объявляется практически невозможным событием; б) если P > 1 - а, с тем же а, то, в соответствии с тем же принципом, указанная группа событий объявляется практически достоверным событием; в) если а < P < 1 - а , с тем же а, то нашу группу событий нельзя отнести ни к невозможному, ни к достоверному событиям (это лишь вероятное событие).

8. Используя результаты анализа п. 7, принимаем решение о наличии либо отсутствии коррумпированных действий в данном конкретном случае работы подозреваемого учреждения или лица. Здесь возможны три случая, соответствующие трем случаям п. 7: а) так как выделенная группа значимых событий, которая для данного случая по результатам модельных расчетов признана практически невозможной, на самом деле произошла, мы должны отказаться от предположения, положенного в основу модели (см. п. 4), и признать наличие коррупции в работе обследуемого учреждения (лица); б) поскольку та же группа значимых событий, которая для данного случая по результатам модельных расчетов признана практически достоверной, на самом деле произошла, противоречия между модельными расчетами и реальностью нет, и потому предположения, положенные в основу модели, признаются верными, т.е. считаем, что коррупция в работе обследуемого учреждения (лица) отсутствует; в) так как в данном случае по результатам модельных расчетов выделенная группа значимых событий не является ни невозможным, ни достоверным событием, то нет и противоречия либо согласия между результатом модельных расчетов и реальным наступлением указанной группы событий; поэтому опровергнуть или подтвердить положенные в основу модели предположения об отсутствии коррупции здесь нельзя - в силу недостаточности имеющейся информации.

10 Заключение

Изложенный в статье новый подход к проблеме коррупции в обществе создает реальную основу для разработки разнообразных математических моделей и методов обнаружения конкретных фактов коррупции, количественной оценки ее локального уровня, а также для решения других задач, связанных с данной проблемой. Полученные на этом пути научные результаты помогут созданию новой науки - корруметрии. Использование результатов этой науки позволит организовать борьбу с коррупцией на новой, строго научной основе - разумеется, если властные структуры пожелают этого. Однако, независимо от практически складывающейся ситуации, предложенный подход является первым подлинно реалистическим подходом, в котором математические методы применяются не для измерения средних показателей коррупции по стране (региону), а для локализации этого явления и борьбы с ним. Первые публикации по этому подходу см. в также [11, 12].

Список литературы

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык. -

1984.

2. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык. - 1989.

3. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов / С.М. Локшина. - М.: Русский язык. - 1977.

4. Homby A.S. Oxford Advances Learner’s Dictionary of Current English. -Oxford. - 1988.

5. Калинин Б.Ю. Политолого-методологические аспекты проблем коррупции в современной России / Б.Ю. Калинин, С.В. Калинина, Э.В. Сумачев // Сб. «Социология социальных трансформаций». - Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2003.

6. Панина Т. Взятка города берет // Российская газета. 16. 08. 2003. № 162 (3276).

7. Шендерович В. Программа «Бесплатный сыр» // Телеканал ТВС. -М. 03. 05. 2003.

8. Иозайтис В.С. Экономико-математическое моделирование / В.С. Иозай-тис, Ю.А. Львов. - М.: Высшая школа. - 1994.

9. Блехман И.И. Прикладная математика: логика, методология, основы подхода / И.И. Блехман, А.Д. Мышкис, М.А. Пановко. - Киев: Наукова Думка. -1975.

10. Вентцель Е.С. Теория вероятностей / Е.С. Вентцель. - М.: Наука. - 1980.

11. Левин В.И. Проблема коррупции в современной России; Корруметрия -наука о количественном изучении коррупции; Методы обнаружения коррупции / В.И. Левин // Сб. «XI Международная научно-техническая конференция «Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании». Сборник статей». - Пенза, 2003.

12. Левин В.И. Этика предпринимательства; Коррупция в современной России; Национальные особенности российской коррупции; Наука о количественном изучении коррупции / В.И. Левин // Сб. «XII Международная научно-техническая конференция «Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании». Сборник статей». - Пенза, 2003.

Problem of Corruption in Modern Russia:

Current Situation and Prospects of Solution

V.I. Levin

Penza State Technological Academy

Key words and phrases: corruption; science of corrumetry; indexes of corruption.

Abstract: Typical features of corruption in modern Russia are considered. The corresponding quantitative data are given. The foundations of corrumetry - the science concentration on measuring the level of corruption and its revealing are stated.

Korruptionsprobleme in heutigen Russland:

Situation und Entscheidungsperspektive

Zusammenfassung: Es sind die Charakterzuge der Korruption im heutigen Russland betrachtet. Es sind die entsprechenden Quantitativangaben angefuhrt. Es sind die Grundlagen der Korrumetrie - der Wissenschaft, die sich mit der Messung des Kor-ruptionsniveaus und mit ihrer Feststellung beschaftigt.

Probleme de la corruption en Russie contemporaine: situation et perspectives de la resolution

Resume: Sont envisages les traits caracteristiques de la corruption en Russie contemporaine. Sont citees les donnees quantitatives correspondantes. Sont exposees les bases de la «corrumetrie», science qui traite les mesures du niveau de la corruption et la connaissance de celle-ci.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.