О.А. Логунова, канд. филос. наук, доцент, Е.Г. Логунова, канд. филос. наук, доцент, кафедра социологии, психологии и культурологии, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, г. Ижевск, Россия,
[email protected], [email protected]
ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
В статье рассматриваются причины коррупции в системе образования, определяется место коррупции в сфере образования, а также предлагаются меры для снижения уровня коррупции. Авторы считают, что реальный ущерб обществу наносится, когда целые поколения молодежи верят, что личный успех достигается не благодаря собственным заслугам и тяжелой работе, а через фаворитизм, взяточничество и мошенничество. В статье приведены данные социологического исследования, проведенного в феврале 2016 года в Ижевском государственном техническом университете имени М. Т. Калашникова на тему «Коррупция в сфере высшего образования». Актуальность темы исследования обусловлена социально-экономическим состоянием современного российского общества, уровнем коррупциогенности отдельных сфер, а также необходимостью законодательного усиления мер противодействия коррупции. Кроме того, в исследовании подчеркивается влияние гендера на участие в коррупционных сделках. Результаты социологического исследования свидетельствуют о том, что юноши чаще девушек дают взятки. Указываются основные причины гендерных различий в этом вопросе: склонность юношей идти на риск; склонность девушек к просоциальному и помогающему поведению; склонность девушек-студенток более основательно подходить к сдаче экзамена/зачета. Авторы предлагают способы снижения уровня коррупции за счет большей прозрачности и более эффективного использования общественных организаций.
Ключевые слова: сфера образования, коррупция, взяточничество, хищение, мошенничество, социологический опрос, гендер, антикоррупционные практики.
Коррупция является одной из основных причин социально-экономической нестабильности в современной России. Можно вспомнить несколько нашумевших кор-рупционных скандалов последних лет: дело «Оборонсервиса» с масштабными хищениями в Министерстве обороны РФ1, коррупционные сделки в Министерстве культуры РФ2, арест Главы Коми В. Гайзера по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере, мошенничество в особо крупном размере в ВАК3, коррупционный скандал в Дальневосточном университете4. Президент России В.В. Путин подписал Указ «О национальном
плане противодействия коррупции на 20162017 годы» № 147, в соответствии с которым пройдут тотальные проверки руководителей всех уровней5.
Коррупция может принимать разнообразные формы, в частности, может носить побочный (взятки государственных служащих), систематический (влияет на различные сферы жизнедеятельности общества) или системный (влияет на развитие государства) характер. Коррупция нарушает основные права человека на справедливое рассмотрение, непредвзятое отношение; в условиях коррупции невозможно обеспечить соблю-
дение гражданских и политических прав. По мнению Х. Арендт, коррупция возникает тогда, когда частные интересы вторгаются в сферу публичной жизни6. Существует множество определений коррупции. В данной статье мы определяем ее как акт злоупотребления своим служебным положением для получения прибыли.
Коррупция в различных секторах государства может являться важнейшим препятствием на пути становления гражданского общества. Коррупция связана со следующими проблемами: моральными качествами человека; экономической и политической либерализацией, которая не способна полностью искоренить коррупцию; бедностью как одной из основных движущих сил взяточничества7. Способы искоренения коррупции: становление гражданского общества; ужесточение антикоррупционного законодательства; повышение прозрачности государственных структур. Все эти меры должны привести к более эффективному использованию денежной помощи и к расширению прав и возможностей местного населения8.
Сложно определить значение термина «коррупционная сделка», потому что это очень специфический вид кражи, включающий в себя:
1) злоупотребление служебным положением;
2) наличие пострадавшей третьей стороны (широкие слои общественности, которые страдают от коррупционной сделки);
3) попытку скрыть совершение сделки от общественного внимания (не сделать ее общественным достоянием).
Целые поколения молодежи считают, что личный успех приходит не через заслуги и упорный труд, а через фаворитизм, взяточничество и мошенничество. Широко распространенная мелкая коррупция разрушает связь между личными усилиями и вознаграждением. Это, в свою очередь, ограничивает экономическое и социальное развитие общества.
Как проявляется коррупция в секторе образования? По данным исследования ВЦИОМ, проведенного в 2015 году, лишь 9% респондентов считают, что сфера образования поражена корруп-
цией9.
Следует обратить внимание на особенности коррупционного поведения.
Во-первых, откровенно незаконные акты подкупа или мошенничества. Например, ситуация с введенной системой ЕГЭ, которая превратилась в один из главных коррупционных механизмов в образовании10.
Во-вторых, коррупция - это способ увеличения дохода. Ситуация, когда преподаватели требуют от студентов плату за частные уроки, чтобы пройти курс, рассматривается в большинстве развитых стран как коррупция. Однако зачастую такое поведение оценивается менее жестко в условиях, когда зарплата учителей крайне низка или задерживается в течение нескольких месяцев. В подобных условиях у человека практически не остается выбора. Данная практика негласного попустительства приводит к ухудшению качества образования.
В-третьих, влияние культурных различий (например, процесс дарения). В то время как подарки невысокой стоимости часто удовлетворяют культурные ожидания, данная практика иногда перерастает в мелкое вымогательство. Порой небольшой презент является обычным делом. Например, коробка кон -фет, букет цветов или бутылка коньяка в знак уважения или как благодарность за помощь. По данным исследования ВЦИОМ, 61% респондентов полагает, что с подарков и небольших денежных сумм в конвертах в России и начинается коррупция11.
Прямые последствия коррупции в сфере образования заключаются в следующем:
1. Отсутствие доступного образования (если нет взятки).
2. Продвижение на основе подкупа, а не личных заслуг.
Целые поколения молодежи считают, что личный успех приходит не через заслуги и упорный труд, а через фаворитизм, взяточничество и мошенничество. Широко распространенная мелкая коррупция разрушает связь между личными усилиями и вознаграждением. Это, в свою очередь,
ограничивает экономическое и социальное развитие общества.
3. Превращение коррупции в социальную норму, когда большая часть населения начинает верить, что личные усилия и заслуги ничего не значат по сравнению со взяточничеством.
Факты коррупции могут случиться в любой момент в системе, где принимаются решения, значимые для отдельных лиц. В секторе образования взяточничество губительно на всех уровнях - от центрального министерства до школы и конкретного класса.
Коррупция оказывает разрушительное воздействие на социально-экономическое развитие страны. Оценки распространенности коррупции в секторе высшего образования неоднозначны. Именно поэтому в феврале 2016 года нами было проведено социологическое исследование. Было опрошено 300 студентов Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова (ИжГТУ). Из них 185 человек женского и 115 мужского пола. 68,33% респондентов относятся к возрастной группе 17-20 лет. Также отметим следующее. 93,33% опрошенных являлись студентами очного отделения. 63,0% обучались по внебюджетной форме. 84,33% являлись студентами 3-го курса.
Большинство студентов (87,67%) определили коррупцию как денежное вознаграждение за оказание незаконной услуги.
Многие респонденты считают, что в современной России большинство случаев коррупции происходит в правоохранительных органах (75,0%), вторым по популярно-
сти ответом было «образование» (13,33%), а третьим - «медицина» (5,67%).
Несмотря на то, что часть респондентов указали образование в качестве одной из коррумпированных сфер, полученные данные говорят о том, что в сфере высшего образования не все так плохо. В частности, на вопрос «Вымогал ли у вас когда-либо взятку преподаватель?» абсолютное большинство респондентов (91,0%) ответили отрицательно. Еще одна позитивная тенденция: 91,0% респондентов отметили, что никогда не давали взятку.
Те респонденты, которые давали взятку, ответили на вопрос о том, почему они это сделали (рис. 1).
Наличие самой возможности, не готовясь к экзамену, сдать предмет за определенную плату является фактором, провоцирующим студентов занять свое время другими, более интересными для них, занятиями (веселые компании и т.п.). Именно поэтому в качестве основных причин дачи взятки студенты указали лень (40,74%), отсутствие возможности подготовиться по объективным причинам (37,04%), нежелание изучать предмет (18,52%).
В процессе исследования выявлено, что юноши и девушки по-разному воспринимают проблему коррупции в образовании, называют разные причины взяток, а также по-разному реагируют на случаи коррупции. Этот факт заслуживает особого внимания. Большая часть юношей, которые давали взятку, сделали это по причине лени (7,8%),
■
Нет возможности готовиться по объективным причинам {здоровье, семейные обстоятельства) ■ Нежелание изучать предмет ■ Лень За компанию
Рис. 1. Причины дачи взятки
Рис. 2. Распределение причин дачи взятки по полу, %
а девушки - из-за невозможности подготовиться к сдаче экзамена по объективным причинам (3,24%) (рис. 2).
Возможно, девушки-студентки более тщательно и ответственно подходят к сдаче экзамена или зачета. Только наличие объективной причины (здоровье, семейные обстоятельства) могут помешать студенткам подготовиться к сдаче предмета. Юноши-студенты более склонны идти на риск, поэтому они чаще девушек идут на дачу взятки, даже если могут сами подготовиться и сдать экзамен.
Абсолютное большинство респондентов считают, что взятку чаще всего дают во время сессии (60,33%), вторым по популярности ответом был «за поступление в вуз», третьим - «за защиту диплома».
Следует отметить, что 56% респондентов считают, что самый коррумпированный вуз Ижевска - Удмуртский государственный университет. Далее идут Международный Восточно-Европейский университет (12,0%), Ижевская государственная медицинская академия (11,33%), Ижевский государственный технический университет (7,33%), Камский институт гуманитарных и инженерных технологий (6,33%), Ижевская государственная сельскохозяйственная академия (4,33%) и Российский университет кооперации (0,33%).
Очень важным является вопрос об отношении к коррупции, потому что он вскрывает социальные процессы, происходящие в обществе, касается нравственной состав-
ляющей рассматриваемой проблемы. Абсолютное большинство респондентов (75%) проявили высокую степень морального самосознания, отметив, что «коррупции следует избегать, потому что она деморализует общественные и властные структуры».
Отвечая на вопрос о предложениях по борьбе с коррупцией, 57,0% респондентов сказали о необходимости ужесточить меру наказания, 21,0% предложили внедрить в эту систему осведомителей, 17,33% полагают, что помочь может повышение процента раскрываемости преступлений. Те респонденты, которые выбрали пункт «иное», отметили в качестве способов борьбы с коррупцией установку видеокамер, введение смертной казни за взяточничество.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что уровень корруп-циогенности в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова низкий. На это оказывают влияние процессы реформирования, проходящие в сфере образования, и развертывающаяся в Удмуртской Республике и в государстве в целом антикоррупционная деятельность. Однако респонденты отмечали, что уровень коррумпированности сохраняется на достаточно высоком уровне в правоохранительных органах.
Следует обратить внимание на способы минимизации коррупции.
Первым и ключевым фактором наличия или отсутствия коррупционной составляющей является качество высшего руководства. Приверженность высшего руководства
к честной работе в системе образования остается центральным компонентом системы минимизации коррупции.
В качестве второго фактора, могущего способствовать минимизации коррупции, отметим наличие четкого кодекса поведения должностных лиц. Педагоги должны знать, какие действия могут быть истолкованы как коррупционные. Кодекс поведения уточняет правомерность и устанавливает лимиты на принятие подарков должностными лицами.
Третьим фактором является создание антикоррупционных практик как части образовательных программ в средних и высших учебных заведениях. Основная тактика по искоренению коррупции заключается во внедрении антикоррупционного образования, основанного на прозрачности процесса обучения, изучении юридических и этических аспектов коррупции, исследовании известных случаев взяточничества и их последствий. Подобные практики уже были созданы в Литве, Польше и Австрии12.
Снижению уровню коррупции может способствовать свободная пресса, которая должна разоблачать сомнительные практики и привлекать внимание граждан, готовых добиваться честности в системе образования.
В свою очередь, образовательные организации должны четко сформулировать прозрачные правила и процедуры, связанные с управлением образовательным процессом, обеспечить функционирование механизма выявления фактов и последствий коррупции.
Литература
1. Веселов А. Дело «Оборонсервиса» может пополниться новыми эпизодами // Русский репортер. 2012. № 45 (274).
2. Ремонт с признаками коррупции // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ (дата обращения: 02.04.2016).
3. Торгашев А. ВАК - скандалист // Русский репортер. 2013. № 6 (284).
4. Экс-замминистра Ливанова обвинили в воровстве [Электронный ресурс]. URL: http://rusplt. ru/society/ekszamministra-livanova-okazalsya-vo-rom-22464.html (дата обращения: 02.04.2016).
5. Рогожников М. Руководителей проверят всех без исключения // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ (дата обращения: 02.04.2016).
6. Арендт Х. О революции. М.: Европа, 2011. С. 351.
7. Логунова О.А. Бедность и феномен потребления // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: сб. науч. тр. V Междунар. науч.-практ. конф. Курск, 2016. С. 142-145.
8. Логунова Е.Г. Социально-философский аспект природы милосердия // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: сб. науч. тр. V Междунар. науч.-практ. конф. Курск, 2016. С. 133-135.
9. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. URL: http://wciom. ru/ (дата обращения: 03.04.2016).
10. Лабыкин А. ЕГЭ по доброй воле // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ (дата обращения: 02.04.2016).
11. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. URL: http:// wciom.ru/ (дата обращения: 03.04.2016).
12. Центр антикоррупционных исследований и инициатив [Электронный ресурс]. URL: http:// transparency.org.ru/ (дата обращения: 03.04.2016).
CORRUPTION PROBLEM IN EDUCATIONAL SPHERE: THE EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS
O.A. Logunova, Candidate of Philosophy, Docent, E.G. Logunova, Candidate of Philosophy, Docent, The department of sociology, psychology and cultural studies, Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Izhevsk, Russia, [email protected], [email protected]
This article discusses the causes of corruption in the education system, defines a place of corruption in education, and suggests measures to reduce the level of corruption. The authors believe that the actual
damage is applied to society when whole generations of young people believe that personal success doesn t come through hard work and merit, but through favoritism, bribery and fraud. The article presents the findings of a sociological survey conducted in Kalashnikov Izhevsk State Technical University on the topic «Corruption in Higher education». The relevance of the research topic is the socio-economic state of modern Russian society, the corruption level of the individual spheres of life, as well as strengthening the legislative measures against corruption. The study highlights the impact of gender on participation in corrupt dealings. The results of sociological studies show that male respondents give bribes more often then female respondents. The article also indicates the main reasons for gender differences (often young men take risks; the tendency of girls to pro-social and helping behavior, especially female students approach more thoroughly for exams). The authors suggest ways to reduce the level of corruption through the introduction of more objective measures aimed at greater transparency and efficient use of public organizations.
Key words: education, corruption, bribery, embezzlement, fraud, social research, gender, anti-corruption practices.
References
1. Veselov A. Delo «Oboronservisa» mozhet popolnit'sia novymi epizodami [Case "Oboronservis" can replenish with new episodes]. Russkii reporter -Russian reporter, 2012, no. 45 (274).
2. Remont s priznakami korruptsii [Repair with signs of corruption]. Ekspert - Expert. Available at: http:// expert.ru/ (accessed 02.04.2016).
3. Torgashev A. VAK - skandalist [The higher attestation Commission - brawler]. Russkii reporter -Russian reporter, 2013, no. 6 (284).
4. Eks-zamministra Livanova obvinili v vorovstve. [Former Deputy Minister Livanov were accused of theft]. Available at: http://rusplt.ru/society/ekszam-ministra-livanova-okazalsya-vorom-22464.html (accessed 02.04.2016).
5. Rogozhnikov M. Rukovoditelei proveriat vsekh bez iskliucheniia [Leaders will check all without exception]. Ekspert - Expert. Available at: http://expert. ru/ (accessed 02.04.2016).
6. Arendt Kh. O revoliutsii [About revolution]. Moscow, Evropa Publ., 2011. 464 p.
7. Logunova O.A. Bednost' i fenomen potreble-niia [Poverty and the phenomenon of consumption].
Sovremennye podkhody k transformatsii kontsept-sii gosudarstvennogo regulirovaniia i upravleniia v sotsial'no-ekonomicheskikh sistemakh: sb. nauch. tr. V Mezhdunar. nauch.--prakt. konf. [Modern approaches to the transformation of concepts of state
regulation and management in socio-economic systems: collection of scientific works. Tr. V Inter. sci.-pract. conf.]. Kursk, 2016, pp. 142-145.
8. Logunova E.G. Sotsial'no-filosofskii aspekt priro-dy miloserdiia [Socio-philosophical aspect of the nature of mercy]. Sovremennye podkhody k transformatsii kontseptsii gosudarstvennogo regulirovaniia i upravleniia v sotsial'no-ekonomicheskikh sistemakh: sb. nauch. tr. V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Modern approaches to the transformation of concepts of state regulation and management in socioeconomic systems: collection of scientific works. Tr. V Inter. sci.-pract. conf.]. Kursk, 2016, pp. 133-135.
9. Vserossiiskii tsentr izucheniia obshchestvennogo mneniia [All-Russia centre of studying of public opinion]. Available at: http://wciom.ru/ (accessed 03.04.2016).
10. Labykin A. EGE po dobroi vole [Unified state examination in good faith]. Ekspert - Expert. Available at: http://expert.ru/ (accessed 02.04.2016).
11. Vserossiiskii tsentr izucheniia obshchestvennogo mneniia [All-Russia centre of studying of public opinion]. Available at: http://wciom.ru/ (accessed 03.04.2016).
12. Tsentr antikorruptsionnykh issledovanii i initsiativ [The center for anti-corruption research and initiatives]. Available at: http://transparency.org. ru/ (accessed 03.04.2016).