Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА «КООРДИНИРУЮЩЕГО ГОСУДАРСТВА» В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДКБ'

ПРОБЛЕМА «КООРДИНИРУЮЩЕГО ГОСУДАРСТВА» В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДКБ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА / КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ООН / КОЛЛЕКТИВНЫЕ МИРОТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ / МИРОТВОРЧЕСТВО / МИРОТВОРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ / КООРДИНИРУЮЩЕЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каширина Татьяна Владиславовна, Епифанова Татьяна Валерьевна

Ельности Организации договора коллективной безопасности. С опорой на нормативные акты даны определения миротворческой деятельности как совокупности мер, направленных на разрешение споров; миротворческой операции как совокупности действий, направленных на разрешение конфликта; миротворческим контингентам и миротворческим силам как специально подготовленному персоналу. Авторами подчеркивается, что мандат Совета коллективной безопасности ОДКБ и Совета Безопасности ООН являются юридической основой для размещения КМС в зоне конфликта и исходным документом для разработки плана миротворческой операции. Миротворческие операции КМС ОДКБ могли проводить по решению СКБ на территории стран-участниц Организации, либо на территории не членов ОДКБ по Мандату Совбеза ООН. В обоих случаях ОДКБ была обязана информировать СБ ООН о начале проведения миротворческой операции. Авторами рассмотрен процесс становления Коллективных миротворческих сил. Миротворческая деятельность ОДКБ неоднократно подвергалась критике в экспертных кругах. В 2010 г. ОДКБ не ввела миротворческие силы в условиях Ошских событий 2010 г. в Киргизии, в 2016 г. в ходе обострения армяно-азербайджанского конфликта. В каждом случае были свои причины не вводить миротворцев. Но, с другой стороны, в общественном поле это воспринималось как неспособность ОДКБ выполнить свои союзнические обязательства и обеспечить коллективную безопасность. Особое внимание уделено первой миротворческой операции ОДКБ в Казахстане в январе 2022 г. и роли России в ее проведении. В контексте расширения миротворческих функций ОДКБ и стремления развития отношений с ООН в указанной сфере исследована проблема введения статуса «координирующего государства» при осуществлении миротворчества под эгидой СБ ООН. Сделан вывод о конструктивном значении подобного изменения в миротворчестве ОДКБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE «COORDINATING STATE» IN THE PEACEKEEPING ACTIVITIES OF THE CSTO

The article analyzes the peacekeeping activities of the Collective Security Treaty Organization. Based on normative acts, definitions of peacekeeping activities are given as a set of measures aimed at resolving disputes; peacekeeping operations as a set of actions aimed at resolving a conflict; peacekeeping contingents and peacekeeping forces as specially trained personnel. The authors emphasize that the mandate of the Collective Security Council of the CSTO and the UN Security Council are the legal basis for the deployment of the Collective peacekeeping forces (CPF) in the conflict zone and the initial document for the development of a peacekeeping operation plan. Peacekeeping operations of the CSTO Naval Forces could be carried out by the decision of the Security Council on the territory of the member countries of the Organization, or on the territory of non-CSTO members under the Mandate of the UN Security Council. In both cases, the CSTO was obliged to inform the UN Security Council about the beginning of a peacekeeping operation. The authors consider the process of formation of Collective peacekeeping forces. The CSTO peacekeeping activities have been repeatedly criticized in expert circles. In 2010, the CSTO did not introduce peacekeeping forces in the context of the Osh events of 2010 in Kyrgyzstan, in 2016 during the escalation of the Armenian-Azerbaijani conlict. In each case, there were reasons not to introduce peacekeepers. But, on the other hand, in the public ield it was perceived as the inability of the CSTO to fulill its allied obligations and ensure collective security. Special attention is paid to the irst CSTO peacekeeping operation in Kazakhstan in January 2022 and the role of Russia in its conduct. In the context of expanding the peacekeeping functions of the CSTO and the desire to develop relations with the UN in this area, the problem of introducing the status of a "coordinating state" in the implementation of peacekeeping under the auspices of the UN Security Council is investigated. The conclusion is made about the constructive signiicance of such a change in the CSTO peacekeeping.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА «КООРДИНИРУЮЩЕГО ГОСУДАРСТВА» В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДКБ»

1©_Ф

УДК 327

http://doi.Org/10.37493/2409-1030.2022.3.3

Т. В. Каширина Т. В. Епифанова

ПРОБЛЕМА «КООРДИНИРУЮЩЕГО ГОСУДАРСТВА» В МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДКБ

В статье представлен анализ миротворческой деятельности Организации договора коллективной безопасности. С опорой на нормативные акты даны определения миротворческой деятельности как совокупности мер, направленных на разрешение споров; миротворческой операции как совокупности действий, направленных на разрешение конфликта; миротворческим контингентом и миротворческим силам как специально подготовленному персоналу. Авторами подчеркивается, что мандат Совета коллективной безопасности ОДКБ и Совета Безопасности ООН являются юридической основой для размещения КМС в зоне конфликта и исходным документом для разработки плана миротворческой операции. Миротворческие операции КМС ОдКб могли проводить по решению СКБ на территории стран-участниц Организации, либо на территории не членов ОДКБ по Мандату Совбеза ООН. В обоих случаях ОДКБ была обязана информировать СБ ООН о начале проведения миротворческой операции. Авторами рассмотрен процесс становления Коллективных миротворческих сил. Миротворческая деятельность ОДКБ неоднократно подвергалась критике в экспертных кругах. В 2010 г. ОДКБ не ввела миротворческие силы в условиях Ошских событий 2010 г. в Киргизии, в 2016 г в ходе обострения армяно-азербайджанского конфликта.

В каждом случае были свои причины не вводить миротворцев. Но, с другой стороны, в общественном поле это воспринималось как неспособность ОДКБ выполнить свои союзнические обязательства и обеспечить коллективную безопасность. Особое внимание уделено первой миротворческой операции ОДКБ в Казахстане в январе 2022 г. и роли России в ее проведении. В контексте расширения миротворческих функций ОДКБ и стремления развития отношений с ООН в указанной сфере исследована проблема введения статуса «координирующего государства» при осуществлении миротворчества под эгидой СБ ООН. Сделан вывод о конструктивном значении подобного изменения в миротворчестве ОДКБ.

Ключевые слова: международные отношения, Организация договора, коллективной безопасности, ООН, Коллективные миротворческие силы, миротворчество, миротворческая операция в Казахстане, координирующее государство.

Для цитирования: Каширина Т. В., Епифанова Т. В. Проблема «координирующего государства» в миротворческой деятельности ОДКБ // Гуманитарные и юридические исследования. 2022. Т. 9 (3). С. 384-388. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.3.3

Tatyana V. Kashirina Tatyana V. Epiphanova

THE PROBLEM OF THE «COORDINATING STATE» IN THE PEACEKEEPING ACTIVITIES OF THE CSTO

The article analyzes the peacekeeping activities of the Collective Security Treaty Organization. Based on normative acts, definitions of peacekeeping activities are given as a set of measures aimed at resolving disputes; peacekeeping operations as a set of actions aimed at resolving a conflict; peacekeeping contingents and peacekeeping forces as specially trained personnel. The authors emphasize that the mandate of the Collective Security Council of the CSTO and the UN Security Council are the legal basis for the deployment of the Collective peacekeeping forces (CPF) in the conflict zone and the initial document for the development of a peacekeeping operation plan. Peacekeeping operations of the CSTO Naval Forces could be carried out by the decision of the Security Council on the territory of the member countries of the Organization, or on the territory of non-CSTO members under the Mandate of the UN Security Council. In both cases, the CSTO was obliged to inform the UN Security Council about the beginning of a peacekeeping operation. The authors consider the process of formation of Collective peacekeeping forces. The CSTO peacekeeping activities have been repeatedly criticized in expert circles. In 2010, the CSTO did not introduce peacekeeping forces in the context of the Osh events of 2010 in Kyrgyzstan, in 2016 during

the escalation of the Armenian-Azerbaijani conflict. In each case, there were reasons not to introduce peacekeepers. But, on the other hand, in the public field it was perceived as the inability of the CSTO to fulfill its allied obligations and ensure collective security. Special attention is paid to the first CSTO peacekeeping operation in Kazakhstan in January 2022 and the role of Russia in its conduct. In the context of expanding the peacekeeping functions of the CSTO and the desire to develop relations with the UN in this area, the problem of introducing the status of a "coordinating state" in the implementation of peacekeeping under the auspices of the UN Security Council is investigated. The conclusion is made about the constructive significance of such a change in the CSTO peacekeeping.

Key words: international relations, Treaty Organization, collective security, UN, Collective peacekeeping forces, peacemaking, peacekeeping operation in Kazakhstan, coordinating state.

For citation: Kashirina T. V., Epiphanova T. V. The problem of the «coordinating state» in the peacekeeping activities of the CSTO // Humanities and law research. 2022. V. 9 (3). P. 384-388. DOI: 10.37493/2409-1030.2022.3.3

fri

СКШУ

Основу миротворчества Организации договора коллективной безопасности составляют Коллективные миротворческие силы, процесс создания которых происходил с 2004 г, когда на саммите государств-членов Организации была принята Концепция формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности ОДКБ [2], по 2007 г., когда было подписано Соглашение о Коллективных миротворческих силах [6]. С 2012 г. начали проводиться военные учения кМс.

Согласно Соглашению о Коллективных миротворческих силах, «миротворческая деятельность ОДКБ» - совокупность мер, включающих мирные средства и действия, направленные на разрешение споров (в соответствии с Уставом ООН), а также коллективные действия, предпринимаемые государствами - членами с использованием военного, милицейского (полицейского) и гражданского персонала, направленные на предотвращение, сдерживание и прекращение военных действий между государствами или в пределах государства посредством вмешательства третьей стороны и способствующие поддержанию мира и безопасности». КМС наделялись правом проводить операции по поддержанию мира, т. е. миротворческие операции» [6].

Согласно Соглашению, «операция ОДКБ по поддержанию мира» (далее - миротворческая операция) - совокупность взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий беспристрастного военного, милицейского (полицейского) и гражданского персонала, предпринимаемых для стабилизации обстановки в районах потенциальных или существующих конфликтов, осуществляемых в соответствии с мандатом на проведение миротворческих операций и направленных на создание условий, способствующих разрешению конфликта, и поддержание или восстановление мира и безопасности». Для этих целей создавались, согласно документу, «миротворческие контингенты государств-членов ОДКБ» (далее - миротворческие контингенты) -специально подготовленный военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал, а также силы и средства, предоставляемые государствами - членами в состав миротворческих сил ОДКБ; «миротворческие силы ОДКБ» (далее - Миротворческие силы) - совокупность миротворческих контингентов, предназначенных для участия в миротворческих операциях ОДКБ; «коллективные миротворческие силы ОДКБ» (далее - КМС) - части (подразделения) из состава миротворческих контингентов, выделяемые государствами-членами на период проведения миротворческой операции».

Для проведения миротворческой операции КМС ОДКБ должны были получить Мандат. Согласно Соглашению, «мандат на проведение миротворческой операции» (далее - Мандат) - решение Совета коллективной безопасности ОДКБ

(далее - СКБ) или, в случае проведения миротворческой операции за пределами территории государств - членов, решение Совета Безопасности ООН, в котором определяются цели и задачи, временные и пространственные пределы, другие детали конкретной миротворческой операции, а также полномочия миротворцев. Мандат является юридической основой для размещения КМС в зоне конфликта и исходным документом для разработки плана миротворческой операции. Решение о проведении миротворческой операции на территории государств-членов принимается СКБ с учетом национального законодательства государств-членов на основании официального обращения государства - члена о проведении на его территории миротворческой операции или решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории государства, не входящего в ОДКБ. СКБ незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН о своем решении провести миротворческую операцию на территории государства - члена. Исходя из обстановки, масштабов конфликта и его возможного воздействия на ситуацию в регионе, СКБ может запрашивать полномочия (Мандат) у Совета Безопасности ООН на проведение миротворческой операции или устанавливать процедуру периодического информирования Совета Безопасности ООН о ходе миротворческой операции. В случае принятия решения о проведении миротворческой операции за пределами территории государств-членов СКБ обращается к Совету Безопасности ООН с запросом на предоставление соответствующего Мандата на проведение миротворческой операции. После получения Мандата СКБ назначает Главу миротворческой миссии [6].

В состав КМС вошли национальные миротворческие контингенты стран-участниц. Самый большой контингент предоставила Россия.

Таким образом, миротворческие операции КМС ОДКБ могли проводить по решению СКБ на территории стран-участниц Организации, либо на территории не членов ОДКБ по Мандату Сов-беза ООН. В обоих случаях ОДКБ была обязана информировать СБ ООН о начале проведения миротворческой операции.

Миротворческая деятельность ОДКБ неоднократно подвергалась критике в экспертных кругах. В 2010 г. ОДКБ не ввела миротворческие силы в условиях Ошских событий 2010 г. в Киргизии, в 2016 г. в ходе обострения армяно-азербайджанского конфликта. В каждом случае были свои причины не вводить миротворцев, хотя в случае узбекско-киргизских столкновений в г. Ош был официальный запрос от тогдашней главы государства Р. Отунбаевой. Но, с другой стороны, в общественном поле это воспринималось как неспособность ОДКБ выполнить свои союзнические обязательства и обеспечить коллективную безопасность.

Наиболее четко и филигранно миротворцы ОДКБ сработали в ходе беспорядков в Казахстане в январе 2022 г. По запросу президента Казахстана К.-Ж Токаева, по решению Совета коллективной безопасности Организации КМС провели миротворческую операцию [8].

Значительную роль сыграла Россия. Именно Москва направила наибольшее количество миротворцев в зону конфликта - подразделения 45-й отдельной бригады ВДВ, 31 отдельной бригады ВДВ, 98 воздушно-десантной дивизии [2]. Переброска белорусских, таджикских и киргизских миротворцев осуществлялась также российской авиацией. Ввод КМС на казахстанскую территорию создал благоприятные условия для местных правоохранительных органов, которые провели мероприятия по задержанию инициаторов беспорядков.

Первая миротворческая операция в Казахстане значительно укрепила значимость Организации, повысила рейтинг и создала благоприятный имидж ОДКБ.

В связи с активизацией миротворчества ОДКБ возникла необходимость адаптации политико-правовой базы и институализации Организации под новые задачи на евразийском пространстве. 16 сентября 2021 г. в Душанбе Совет коллективной безопасности подписал Протокол к Соглашению о миротворческой деятельности 2007 г. [6], который в России был ратифицирован Государственной думой 5 апреля 2022 г. [10]

Согласно Протоколу, в статью Соглашения о КМС включили понятие «координирующее государство» - одно из государств-членов, определяемое СКБ для решения организационных вопросов и вопросов всестороннего обеспечения применения КМС в операциях ООН по поддержанию мира». Статью 8 изложили в следующей редакции: «Миротворческие силы могут применяться в операциях ООН по поддержанию мира. Для применения в операции ООН по поддержанию мира КМС создаются под эгидой координирующего государства. Условия участия КМС в операции ООН по поддержанию мира определяются в соглашении, заключаемом координирующим государством с уполномоченным подразделением ООН. Отдельные вопросы, связанные с включением миротворческих контингентов в КМС, предназначенных к применению в операциях ООН по поддержанию мира, регламентируются двух- и многосторонними соглашениями между координирующим государством и другими государства-ми-членами.Каждое государство-член вправе направлять свои миротворческие контингенты, зарегистрированные в Системе обеспечения готовности миротворческого потенциала ООН, для участия в миротворческих операциях по мандату ООН, информируя о своем участии СКБ» [6].

По мнению депутата Госдумы, председателя Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи ОДКБ по вопросам обороны и безопасности

А. Выборного, «внесенные изменения значительно расширяют сферу действия миротворческих сил ОДКБ при выполнении возложенных на них задач по поддержанию международного мира и локальной безопасности, а также поспособствует укреплению имиджа и авторитета ОДКБ на международной арене» [6].

Член Комитета СФ по обороне и безопасности С. Колбин отметил, что «ратификация Протокола отвечает интересам Российской Федерации, так как будет способствовать обеспечению эффективного участия ОДКБ и ее государств-членов в усилиях мирового сообщества по поддержанию международного мира и безопасности, а также укреплению сотрудничества в рамках Организации [9].

Кандидат социологических наук, полковник запаса, профессор Академии военных наук России А. Тиханский подчеркнул, что ратификация Протокола о координирующем государстве проходит одновременно в парламенте Белоруссии и инициатором этого является президент А. Лукашенко. А. Тиханский подчеркнул, что «соответственно на сегодняшний день, если мы не будем вместе, значит мы порознь. А порознь никто не решает никаких вопросов. Мы просто увидим действенность ОДКБ, действенность ШОС, ЕАЭС в том числе, поскольку против нас, то есть против России и Беларуси введены экономические санкции». Также он сказал, что принятие статуса «координирующего государства» повлияет на скорость реагирования миротворческого контингента ОДКБ. По его словам, «принятие некоторых решений в ОДКБ длится по 3-4 месяца. Если значительно увеличится скорость принятия решений, то это в значительной степени повлияет и изменит военно-политическую обстановку» [3].

Политолог В. Киреев обращает внимание, что «буквально за последние месяцы произошли фундаментальные изменения как в конструкции международной безопасности, так и в общей конструкции политических отношений. Среди них -повысившийся уровень конфликтности, образование военно-политических союзов, таких как AUKUS и активизация деятельности ОДКБ, что явно проявилось впервые в операции в Казахстане в начале этого года. Ещё одним фактором стал рост международной напряжённости вокруг ситуации на Украине, в которой де-факто и де-юре принимает участие Россия и признанные ей силы Донецкой и Луганской народных республик». «Все это предполагает создание нового юридического аппарата как в одностороннем порядке Россией за пределами своих границ, так и в совместных операциях, таких как ОДКБ и других военно-политических объединениях, в том числе и в рамках Организации объединённых наций. Это связано с необходимостью юридического определения внешнеполитических приоритетов, должно быть задекларировано в документах, чтобы стать

fri

СКШУ

основанием для стратегий, программ, концепций, которыми руководствуется Россия в своей внешней политике. На основании этих внутренних юридических документов будут созданы международные правила использования вооружённых сил как в военных, так и в гуманитарных миссиях, во внешнем управлении территориями, которые приобретают спорный характер, и в совместном использовании военных и политических инструментов со своими союзниками», — отмечает эксперт [5].

Но не всеми представителями экспертного сообщества данное нововведение оценивается положительно. Так, по мнению казахстанского юриста С.Беркамалова, понятие «координирующее государство» в ОДКБ противоречит самому смыслу организации как военной договоренности». «По логике вещей, координирующее государство -это страна, которая будет иметь руководящую роль в объединении, и, соответственно, координировать действия других стран. Это противоречит ОДКБ, так как эта организация изначально задумывалась как равноправное объединение всех ее членов. Думаю, что не стоит соглашаться на принятие таких поправок. Кроме того, наверняка подразумевается, что координирующим государством будет Россия как наиболее сильное государство в экономическом и военном плане. Кроме того, такие решения не стоит обсуждать в то время, как одна из стран-участниц ОДКБ находится в состоянии войны», - говорит он. По мнению эксперта, «особенно тщательно к принятию этих поправок следует подходить странам с меньшим политическим весом на мировой арене - ведь от этих поправок зависит и дальнейшее их позиционирование в мировом сообществе» [11].

Основная новелла касается введения статуса «координирующего государства», который принимает на себя обязанности координации проведения миротворческих операций под эгидой Совета безопасности ООН.

Введение института «координирующего государства» значительно ускорит подготовку к миротворческой операции и улучшит коммунициро-вание между ОДКБ и Секретариатом и Советом безопасности ООН. Функции координирующего

государства, по сути, закроют процедуру отправки запросов стран-членов ОДКБ об участии в миротворческой операции.

Подобную функцию выполняла Россия. Теперь такой статус по решению СКБ может даваться любой из стран-участниц ОДКБ. Приобретение статуса «координирующего государства» дает правообладателю мандат предоставлять ОДКБ в ООН. Это, с одной стороны, является определенным шагом в укреплении международных позиций Организации; с другой стороны, значительно ускоряет подготовку миротворческих операций. В-третьих, укрепляет право проводить миротворческие операции под эгидой ООН за пределами территорий государств-членов ОДКБ.

Безусловно, обращает на себя внимание период, когда вводятся нововведения в миротворческую деятельность ОДКБ по линии взаимоотношений с ООН. Значительно изменился характер международных отношений, которые проистекают в условиях глубокого противостояния России и коллективного Запада, России и США. Основу миротворческого контингента ООН составляют американские военнослужащие. На уровне Совета безопасности ООН углубились противоречия между Россией и США, между США и Китаем. В феврале 2022 г. началась спецоперация России на Украине по ее денацификации и демилитаризации. В связи с этим возникает вопрос - вовремя ли эти изменения?

На наш взгляд, да, вовремя. Миротворческая операция в Казахстане продемонстрировала эффективность такого механизма. Статус «координирующего государства» позволяет расширить географию проведения миротворческих операций по решению Совбеза ООН. Также миротворческие операции могут проводиться и в соответствии со ст.4 о коллективной обороне Ташкентского договора 1992 г. (ДКБ). Ко всему прочему, это дает возможность ОДКБ формировать миротворческие силы не только в лице регионального государства (члена ОДКБ), но и от имени ООН. Это может значительно снизить западное влияние при проведении миротворческих операций, учитывая, что Запад неоднократно выступал от лица «всего мирового сообщества», особенно в так называемых «гуманитарных операциях».

Источники и литература

1. Анатолий Выборный: Координирующее государство в рамках ОДКБ займется формированием миротворческих сил под эгидой ООН. URL: https://moscow.er.ru/activity/news/anatoNj-vybornyj-koordiniruyushee-gosudarstvo-v-ramkah-odkb-zajmetsya-formirovaniem-mirotvorcheskih-sil-pod-egidoj-oon (Дата обращения: 28.08.2022).

2. В Минобороны рассказали о составе миротворческих сил России в Казахстане. URL: https://ria.ru/20220107/ mirotvortsy-1766837944.html (Дата обращения: 28.08.2022).

3. Военный эксперт: введение координирующего государства ускорит работу ОДКБ. URL: https://e-cis.info/ news/568/98847/ (Дата обращения: 28.08.2022).

4. Концепция формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности. URL: https://lawrussia. ru/texts/legal_339/doc339a379x562.htm (Дата обращения: 28.08.2022).

5. Мелехов Ф. «Координирующее государство»: зачем в разгар спецоперации потребовалась реформа ОДКБ? URL: https://www.nakanune.ru/articles/118479/ (Дата обращения: 28.08.2022).

6. Протокол о внесении изменений в Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности от 6 октября 2007 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/573600140 (Дата обращения: 28.08.2022).

7. Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности. URL: https:// odkb-csto.org/documents/documents/soglashenie_o_mirotvorcheskoy_deyatelnosti_organizatsii_dogovora_o_ kollektivnoy_bezopasnosti/#loaded (Дата обращения: 28.08.2022).

8. Токаев обратился к ОДКБ за помощью в борьбе с террористами. URL: https://ria.ru/20220105/obraschenie-1766673066. html (Дата обращения: 28.08.2022).

9. Уточнен порядок использования коллективных миротворческих сил ОДКБ в операциях ООН по поддержанию мира URL: http://council.gov.ru/events/news/134974/ (Дата обращения: 28.08.2022).

10. Федеральный закон от 16.04.2022 г. № 94-ФЗ О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности от 6 октября 2007 года URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47760 (Дата обращения: 28.08.2022).

11. Эксперт: Понятие «координирующее государство» противоречит смыслу ОДКБ URL:http://ibirzha.kz/ekspert-ponyatie-koordiniruyushhee-gosudarstvo-protivorechit-smyslu-odkb/ (Дата обращения: 28.08.2022).

References

1. 1. Anatolij Vybornyj: Koordiniruyushchee gosudarstvo v ramkah ODKB zajmetsya formirovaniem mirotvorcheskih sil pod egidoj OON (Anatoly Vyborny: The coordinating state within the framework of the CSTO will be engaged in the formation of peacekeeping forces under the auspices of the UN) URL: https://moscow.er.ru/activity/news/anatolij-vybornyj-koordiniruyushee-gosudarstvo-v-ramkah-odkb-zajmetsya-formirovaniem-mirotvorcheskih-sil-pod-egidoj-oon (Accessed: 28.08.2022) (In Russian).

2. V Minoborony rasskazali o sostave mirotvorcheskih sil Rossii v Kazahstane (The Defense Ministry told about the composition of the Russian peacekeeping forces in Kazakhstan) URL: https://ria.ru/20220107/mirotvortsy-1766837944. html (In Russian).

3. Voennyj ekspert: vvedenie koordiniruyushchego gosudarstva uskorit rabotu ODKB. URL: https://e-cis.info/news/568/98847/ (Military expert: the introduction of a coordinating state will speed up the work of the CSTO) (Accessed: 28.08.2022) (In Russian).

4. Koncepciya formirovaniya i funkcionirovaniya mekhanizma mirotvorcheskoj deyatel'nosti (The concept of the formation and functioning of the peacekeeping mechanism) URL: https://lawrussia.ru/texts/legal_339/doc339a379x562.htm (Accessed: 28.08.2022) (In Russian).

5. Melekhov F. «Koordiniruyushchee gosudarstvo»: zachem v razgar specoperacii potrebovalas' reforma ODKB? ("Coordinating state": why was the CSTO reform required at the height of the special operation?) URL: https://www. nakanune.ru/articles/118479/ (Accessed: 28.08.2022) (In Russian).

6. Protokol o vnesenii izmenenij v Soglashenie o mirotvorcheskoj deyatel'nosti Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti ot 6 oktyabrya 2007 g. (Protocol amending the Peacekeeping Agreement of the Collective Security Treaty Organization of October 6, 2007) URL: https://docs.cntd.ru/document/573600140 (Accessed: 28.08.2022) (In Russian).

7. Soglashenie o mirotvorcheskoj deyatel'nosti Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti (Agreement on peacekeeping activities of the Collective Security Treaty Organization) URL: https://odkb-csto.org/documents/documents/ soglashenie_o_mirotvorcheskoy_deyatelnosti_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_bezopasnosti/#loaded (Accessed: 28.08.2022) (In Russian).

8. Tokaev obratilsya k ODKB za pomoshch'yu v bor'be s terroristami (Tokayev turned to the CSTO for help in the fight against terrorists) URL: https://ria.ru/20220105/obraschenie-1766673066.html (Accessed: 28.08.2022) (In Russian).

9. Utochnen poryadok ispol'zovaniya kollektivnyh mirotvorcheskih sil ODKB v operaciyah OON po podderzhaniyu mira (The procedure for using the CSTO collective peacekeeping forces in UN peacekeeping operations has been clarified) URL: http://council.gov.ru/events/news/134974/ (Accessed: 28.08.2022) (In Russian).

10. Federal'nyj zakon ot 16.04.2022 g. № 94-FZ O ratifikacii Protokola o vnesenii izmenenij v Soglashenie o mirotvorcheskoj deyatel'nosti Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti ot 6 oktyabrya 2007 goda (Federal Law No. 94-FZ of April 16, 2022 On Ratification of the Protocol on Amendments to the Agreement on Peacekeeping Activities of the Collective Security Treaty Organization of October 6, 2007) URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47760 (Accessed: 28.08.2022) (In Russian).

11. Ekspert: Ponyatie «koordiniruyushchee gosudarstvo» protivorechit smyslu ODKB (Expert: The concept of «coordinating state» is contrary to the meaning of the CSTO) URL:http://ibirzha.kz/ekspert-ponyatie-koordiniruyushhee-gosudarstvo-protivorechit-smyslu-odkb/ (Accessed: 28.08.2022) (In Russian).

Сведения об авторах

Татьяна Владиславовна Каширина - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой международных отношений и внешней политики России Московского государственного лингвистического университета / [email protected]

Адрес: 119034, д. 38, ул. Остоженка, Москва, Российская Федерация.

Татьяна Валерьевна Епифанова - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России / [email protected]

Адрес: 119021, 53/2, стр. 1, Остоженка, Москва, Российская Федерация.

Information about the authors

Kashirina Tatyana V. - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Chair of International Relations and Foreign Policy of Russia, Moscow State Linguistic University / [email protected]

The address: 119034, bld. 38, Ostozhenka st, Moscow, Russian Federation.

Epiphanova Tatyana V. - PhD in History, Associate Professor, Chair of International Relations, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia / [email protected]

The address: 119021, 53/2, bld.1, Ostozhenka st., Moscow, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.