Научная статья на тему 'Проблема комплаентности ортодонтических пациентов в Волгоградской области'

Проблема комплаентности ортодонтических пациентов в Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
200
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ОРТОДОНТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ / КОМПЛАЕНТНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / MOTIVATION / ORTHODONTIC TREATMENT / COMPLIANCE / ADAPTATION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Боловина Я.П., Вологина М.В., Фиталь Э.А., Боловина А.Д.

Высокая распространенность ортодонтической патологии и низкий процент излечиваемости ставит вопрос о комплаентности пациентов с зубочелюстными аномалиями и деформациями, их психологическом сопровождении на этапах ортодонтического лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Боловина Я.П., Вологина М.В., Фиталь Э.А., Боловина А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF COMPLIANCE OF ORTHODONTIC PATIENTS IN THE VOLGOGRAD REGION

The high prevalence of orthodontic pathology and the low percentage of curability raise the question of the compliance of patients with dental-maxillary anomalies and deformities, and their psychological support during the stages of orthodontic treatment.

Текст научной работы на тему «Проблема комплаентности ортодонтических пациентов в Волгоградской области»

УДК 616.31+617.52-089

ПРОБЛЕМА КОМПЛАЕНТНОСТИ ОРТОДОНТИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ

В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Я.П. Боловина1, М.В. Вологина1, Э.А. Фиталь2, А.Д. Боловина1

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра ортодонтии; 2ГАУЗ «Детская клиническая стоматологическая поликлиника № 2»

Высокая распространенность ортодонтической патологии и низкий процент излечиваемости ставит вопрос о комплаентности пациентов с зубочелюстными аномалиями и деформациями, их психологическом сопровождении на этапах ортодонтического лечения.

Ключевые слова: мотивация, ортодонтическое лечение, комплаентность, адаптация, психологическое сопровождение.

DOI 10.19163/1994-9480-2019-2(70)-51-54

THE PROBLEM OF COMPLIANCE OF ORTHODONTIC PATIENTS IN THE VOLGOGRAD REGION

Ya.P. Bolovina1, M.V. Vologina1, E.A. Fital'2, A.D. Bolovina1

FSBEI HE «Volgograd State Medical University» of Public Health Ministry of the Russian Federation,

Department of Orthodontics; 2SAHI «Children's Clinical Dental Clinic № 2»

The high prevalence of orthodontic pathology and the low percentage of curability raise the question of the compliance of patients with dental-maxillary anomalies and deformities, and their psychological support during the stages of orthodontic treatment.

Key words: motivation, orthodontic treatment, compliance, adaptation, psychological support.

Проблема излечиваемости ортодонтических пациентов остро стоит не только в Волгоградской области, но и на всей территории России.

Несмотря на высокую распространенность аномалий и деформаций зубочелюстной системы среди населения, а, по данным литературы, в различных регионах она составляет от 31,9 до 86,1 % у детей, 30 % у взрослых [8, 10], высокую нуждаемость в оказании высококвалифицированной ортодонтической помощи, высока частота прерывания ортодонтического лечения.

Так, чаще всего не завершают лечение у ортодонта 64,86 % детей в возрасте от 3 до 6 лет, 44,4-50,5 % детей в сменном прикусе [1]. Детям младше 14 лет свойственна низкая мотивация к ортодонтическому лечению [7].

Отмечается достаточно низкий уровень мотивации не только самих детей, но и их родителей. Только 41,9-49,25 % родителей пациентов с ортодонтической патологией признают проблему с состоянием зубочелюстной системы у их детей [2].

Основной причиной обращения к ортодонту и начала лечения является недовольство эстетикой положения зубов (71 % пациентов), проблему с эстетикой лица отмечают 60 % детей и 70 % взрослых, функциональные нарушения становятся причиной обращения у 30 % детей и 55 % взрослых [6].

С учетом того что ортодонтическое лечение не является необходимым по жизненным показаниям и проводится с добровольного согласия детей и их представителей, возникает вопрос о причинах его прерывания [8]. Исследования показали, что только % пациентов стоматологического профиля соблюдают регламент лечения и рекомендации врача [11].

Несоблюдение правил гигиены полости рта и ухода за ортодонтическими конструкциями, несоблюдение режима пользования аппаратами, небрежное обращение с ними, нарушение сроков повторных посещений ортодонта, необоснованное прекращение лечения без ведома врача - все это звенья одной цепи [10].

Зубочелюстные аномалии в детском возрасте приводят не только к морфофункциональным нарушениям, но и воздействуют на формирование психики ребенка. Такие дети становятся закомплексованными, робкими, им сложно наладить контакт со сверстниками. Как дети, так и взрослые с зубочелюстными аномалиями нередко эмоционально неуравновешенны, имеют склонность к ин-троверсии, тревожности, испытывают трудности в со ц иальном общении, избегают лидерства [6, 8].

У пациентов различного возраста возникают трудности с применением ортодонтических аппаратов, причинами которых являются нарушение функции дыхания, смыкания полости рта, речи,

социально-психологическая дизадаптпция в семье и школе, неудобство пользования аппаратом, необходимость снимать его во время приема пищи и общения [7, 1, 2].

Адаптация пациента к несъемной ортодонтиче-ской технике, продолжительность и результат лечения связаны с тяжестью патологии челюстно-лицевой области, типом личности и наличием психологического сопровождения на всех этапах оказания ортодонтической помощи. Психологическая коррекция формирует позитивное отношение к стоматологическому лечению. Сокращаются сроки лечения в среднем на 3-6 месяцев [4, 5].

Психологическое сопровождение ортодонти-ческих пациентов организуется с учетом типа их личности.

В зависимости от поведения на приеме у ортодонта выделяют четыре типа пациентов.

Хорошо приспособляющийся - самостоятельный тип легко адаптируется и пользуется ортодонтическими аппаратами любой конструкции круглосуточно. Надзор родителей, в случае лечения детей, минимален.

От неприспособляющегося - несамостоятельного типа пациентов не следует ожидать самостоятельного пользования съемными аппаратами. Строгий надзор родителей также бесполезен. Возможно использование несъемных конструкций.

Хорошо приспособляющийся - несамостоятельный тип очень послушен, легко адаптируется, но требуется контроль старших.

Неприспособляющемуся - самостоятельному типу пациентов особо требуется психологическое сопровождение, хороший контакт с врачом [9].

Однако нельзя исключать и ятрогенные причины прерывания ортодонтического лечения. Неполноценность и непоследовательность в работе врача в 10,6 % случаев приводит к осложнениям, которые приводят к незавершенности лечения [3].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Установление причин прерывания ортодонтиче-ского лечения пациентами в Волгоградской области.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведен ретроспективный анализ формы № 30 федерального статистического наблюдения «Сведения о медицинской организации» за 2017 г. по Волгоградской области, проведено анкетирование 60 респондентов от 5 до 14 лет, прервавших ортодонтическое лечение.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В 2017 г. число пациентов, взятых на ортодонти-ческое лечение в Волгоградской области, составило 6601 человек, из них 5006 - дети до 14 лет, 720 -дети 15-17 лет, взрослые - 875 человек (рис. 1).

Рис. 1. Распределение по возрасту пациентов, взятых на ортодонтическое лечение в Волгоградской области

Всего в Волгоградской области в 2017 г. завершено ортодонтическое лечение 2839 пациентов, чт о составляет только 43 % от числа лиц, взятых на лечение. Из них 1038 человек проходили лечение в Волгограде, 1801 человек - в области. Причем всего посещений к ортодонту за год в Волгограде составило 40392, в области - 14752. То есть отмечается обратная зависимость между числом посещений ортодонта и числом закончивших лечение между учреждениями области и областного центра.

Не завершают ортодонтическое лечение 57 % пациентов.

Чтобы выявить причины, вызвавшие прерывание ортодонтического лечения, провели анонимное анкетирование в ГАУЗ «Детская клиническая стоматологическая поликлиника № 2». В исследовании приняло участие 60 человек (детей) в возрасте от 5 до 14 лет, прервавших терапию. Ответы заносились в бланк родителями. 30 % прервали ранее начатое лечение, обратились повторно. 70 % в настоящее время находятся на этапе лечения, но отмечается длительный перерыв.

Чтобы выявить самый сложный для адаптации пациента ортодонтический аппарат, в анкету включили вопрос о конструкции аппарата. Наиболее популярными оказались съемные одночелюстные пластиночные аппараты - 75 %, брекет-система -10 %, трейнеры - 5 %, каркасные и блоковые аппараты - 10 %.

Основными причинами отказа от продолжения лечения у 40 % интервьюированных (24 человека) были проблемы общения со сверстниками. Респонденты отмечали, что им было «стыдно», их «дразнят». Пятеро из них отметили в анкете проблемы с дикцией, еще трое - проблему со сном. Неудобство, дискомфорт от применения аппаратов назвали 9 человек (15 %), у них же возникали трудности с гигиеной.

В трех анкетах (5 %) причиной прерывания лечения стала плохая фиксация аппаратуры, у одного респондента родители сами рекомендовали ребенку «не носить пластинку в школе».

[©sc^ïjTJiiQJlte [©coxnrrtTD^Cr^l

Поломка аппаратуры, частая отклейка бреке-тов - эти причины стали основными у четырех опрошенных (7 %). Двое категорически отказывались от продолжения ортодонтического лечения без объяснения причины (3 %).

Остальные 30 % указали иные причины, часто сочетанные с дискомфортом и болевыми ощущениями (отъезд, перерыв в лечении на каникулах, «надоело», «долго», отговаривали родственники и др.).

При анализе анкет выявилась следующая закономерность. 40 % детей, которым начали орто-донтическое лечение в период с сентября по май (период школьного обучения), имели психологический дискомфорт (стеснялись носить аппарат).

Первые 1-2 месяца лечения режим ношения аппаратов соблюдался у 55 % детей. Далее в течение 6 месяцев показатель снизился до 30 %. Особые трудности с адаптацией, режимом ношения возникли у всех испытуемых в период первых двух недель.

Справиться с дискомфортом своим детям помогали 55 % родителей. Наиболее популярными методами оказались: беседа, уговоры и подарки. 25 % родителей не принимали участие в поддержке своих детей. 20 % - не сталкивались с такой проблемой.

О важности ортодонтического лечения разговаривали с детьми:

• 90 % родителей;

• 5 % никогда не говорили об этом с ребенком;

• 5 % не видели необходимости в этом (лечащий врач поясняет на приеме).

При мотивации детей, родители использовали следующие методы:

• 70 % проводили беседу о положительном влиянии ортодонтического лечения на внешний вид, правильный прикус (ровные и красивые зубы);

• 20 % обещают какой-либо подарок, в случае успешного результата;

• 5 % рассказывают о собственном примере;

• 5 % прибегают к наказанию за несоблюдение предписаний стоматолога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в Волгоградской области 57 % пациентов прерывают ортодонтическое лечение.

Основная причина отказа от продолжения ор-тодонтического лечения у 40 % интервьюированных - проблемы общения со сверстниками. Дискомфорт от применения аппаратов стал причиной отказа у 15 % детей. К прерыванию терапии также приводят сочетание проблем с дикцией, сном, трудности с гигиеной, плохая фиксация, поломка аппаратуры, частая отклейка брекетов, отъезд, перерыв в лечении на каникулах, влияние родственников, длительные, по мнению пациента, сроки лечения.

Пациенты, использующие съемные пластиночные аппараты (75 %), прекращали ортодонти-ческое лечение чаще, чем те, кто лечился с применением брекет-систем, трейнеров, каркасных и блоковых аппаратов.

Также была установлена связь с началом лечения в период школьного обучения. Прерывали ношение аппарата реже те пациенты, кто начинал в летний период.

Справиться с дискомфортом своим детям помогали 55 % родителей.

Проблема комплаентности пациентов приводит к низкой излечиваемости ортодонтической патологии. Помимо приверженности к лечению самого пациента важна поддержка родителей, окружения и психологическое сопровождение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохина А.В., Газизулина О.Р. Приверженность ортодонтическому лечению на различных этапах развития зубочелюстной системы // Ортодонтия. - 2007. -№ 2. - С. 7-10.

2. Восканян А.Р., Алексеенко С.Н., Аюпова Ф.С. Проблемы и перспективы оказания помощи детям с зу-бочелюстными аномалиями // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2016. - Т. 11, № 3. - С. 452-456.

3. Гуненкова И.В., Нарыкова А.Ю., Михайлова И.Ю. Ошибки и осложнения на этапах ортодонтического лечения // Клиническая стоматология. - 2012. - № 1. - С. 62-63.

4. Дегтярёва И.Н. Совершенствование процесса адаптации пациента к ортодонтическому лечению // Автореферат. - 2008. - 22 с.

5. Залазаева Е.А. Формирование позитивного отношения к стоматологическому лечению путём коррекции психоэмоционального состояния у детей с церебральным параличом // Стоматология детского возраста и профилактика: ООО «Поли Медиа Пресс». - 2017. -С. 41-44.

6. Коваленко А.В. Оценка восприятия лица пациентами с гнатическими формами аномалий окклюзии до и после комбинированного лечения: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2011.

7. Лосева Т.В. Адаптация к ортодонтическому лечению детей с дистальной окклюзией // Материалы X юбилейной международной научно-практической конференции молодых ученых-медиков. - 2016. -С. 437-438.

8. Митин Н.Е., Тихонов В.Э., Абдиркин М.Д., Андрейцева Е.И. Влияние аномалий и деформаций зубочелюстной системы на психоэмоциональное состояние человека // The Journal of scientific articles «Health and Education Millennium». - 2017. - Vol. 19, № 10. - С. 237-238.

9. Постников М.А., Трунин Д.А., Ишмуратова А.Ф., Фишер И.И. Междисциплинарная психологическая подготовка пациентов к ортодонтическому лечению // Стоматология детского возраста и профилактика. -2014. - С. 43-46.

10. Трезубов В.Н., Спицына О.Б., Трезубов В.В. Экспертная оценка качества ортодонтического лечения пациентов с зубочелюстными аномалиями (обзор литературы) // Институт стоматологии. - 2015. - № 3. -С. 62-64.

11. Фирсова И.В., Михальченко В.Ф., Македоно-ва Ю.А. Комплаентность как результат компетентного подхода к лечению в стоматологической практике // Российская стоматология. - 2015. - № 1, Т. 7. -С. 46-48.

REFERENCES

1. Anohina A.V., Gazizulina O.R. Priverzhennost' ortodonticheskomu lecheniyu na razlichnyh etapah razvitiya zubochelyustnoj sistemy [Adherence to orthodontic treatment at various stages of the dental-maxillary system development]. Ortodontiya [Orthodontics], 2007, no. 2, pp. 7-10. (In Russ.; abstr. in Engl.).

2. Voskanyan A.R., Alekseenko S.N., Ayupova F.S. Problemy i perspektivy okazaniya pomoshchi detyam s zubochelyustnymi anomaliyami [Problems and prospects of assistance to children with dentition anomalies]. Medicinskij vestnik Severnogo Kavkaza [Medical Bulletin of the North Caucasus], 2016, Vol. 11, no. 3, pp. 452-456. (In Russ.; abstr. in Engl.).

3. Gunenkova I.V., Narykova A.YU., Mihajlova I.YU. Oshibki i oslozhneniya na etapah ortodonticheskogo lech-eniya [Errors and complications at the stages of orthodontic treatment]. Klinicheskaya stomatologiya [Clinical dentistry], 2012, no. 1, pp. 62-63. (In Russ.; abstr. in Engl.).

4. Degtyaryova I.N. Sovershenstvovanie processa adaptacii pacienta k ortodonticheskomu lecheniyu [Improving the process of patient adaptation to orthodontic treatment]. Avtoreferat, 2008. 22 p.

5. Zalazaeva E.A. Formirovanie pozitivnogo otnoshe-niya k stomatologicheskomu lecheniyu putyom korrekcii psihoemocional'nogo sostoyaniya u detej s cerebral'nym paralichom [Formation of a positive attitude to dental treatment by correcting the psycho-emotional state in children with cerebral palsy]. Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika: oOo «Poli Media Press» [Pediatric dentistry and prevention: Poly Media Press LLC], 2017, pp. 41-44. (In Russ.; abstr. in Engl.).

6. Kovalenko A.V. Ocenka vospriyatiya lica pacientami s gnaticheskimi formami anomalij okklyuzii do i posle kom-binirovannogo lecheniya. Avtoref. dis. kand. med. nauk

[Evaluation of the perception of the face by patients with gnathic forms of occlusion abnormalities before and after the combined treatment. Ph. D. (Medicine) Thesis]. Moscow, 2011.

7. Loseva T.V. Adaptaciya k ortodonticheskomu lecheniyu detej s distal'noj okklyuziej [Adaptation to orthodontic treatment of children with distal occlusion]. In materi-aly X yubilejnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchyonyh-medikov [Proceedings of the X anniversary international scientific and practical conference of young medical scientists]. 2016. P. 437-438.

8. Mitin N.E., Tihonov V.E., Abdirkin M.D., Andrejceva E.I. Vliyanie anomalij i deformacij zubochelyustnoj sistemy na psihoemocional'noe sostoyanie cheloveka [Effect of anomalies and deformations of the dental-maxillary system on the psycho-emotional state of a person]. The Journal of scientific articles «Health and Education Millennium» [The Journal of Scientific Articles «Health and Education Millennium»], 2017, Vol. 19, no. 10, pp. 237-238. (In Russ.; abstr. in Engl.).

9. Postnikov M.A., Trunin D.A., Ishmuratova A.F., Fisher I.I. Mezhdisciplinarnaya psihologicheskaya pod-gotovka pacientov k ortodonticheskomu lecheniyu [Inter disciplinary psychological preparation of patients for orthodontic treatment]. Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika [Pediatric dentistry and prevention], 2014, pp. 43-46. (In Russ.; abstr. in Engl.).

10. Trezubov V.N., Spicyna O.B., Trezubov V.V. Ekspertnaya ocenka kachestva ortodonticheskogo lecheniya pacientov s zubochelyustnymi anomaliyami (obzor literatury) [Expert assessment of the quality of orthodontic treatment of patients with dental-anomalies (literature review)]. Institut stomatologii, 2015, no. 3, pp. 62-64.

11. Firsova I.V., Mihal'chenko V.F., Makedono-va YU.A. Komplaentnost' kak rezul'tat kompetentnogo podhoda k lecheniyu v stomatologicheskoj praktike [Compliance as a result of a competent approach to treatment in dental practice]. Rossijskaya stomatologiya [Russian dentistry], 2015, no. 1, Vol. 7, pp. 46-48. (In Russ.; abstr. in Engl.).

Контактная информация Вологина Мария Викторовна - к. м. н., доцент, зав. кафедрой ортодонтии, Волгоградский государственный медицинский университет, e-mail: vologina_mariya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.