процессе создаются условия для формирования и развития мотивации студентов к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью, повышения мыслительной активности студентов и приобретения навыков логического, алгоритмического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, совершенствования коммуникативной компетенции, развития индивидуальных особенностей студентов, их самостоятельности, потребности в получении новых знаний.
Иначе говоря, при проектной технологии студенты - не пассивными слушатели, а активные участниками процесса познания. Преподаватель в этом случае является наставником, консультантом.
Таким образом, применение компетентностного подхода в обучении имеет ряд достоинств, т.к. в конечном итоге у студентов происходит рост самосознания, накопление опыта разработки программных комплексов и систем, а, значит, происходит приобретение определенного уровня предметной компетенции.
Список литературы:
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Для центров повышения квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических вузов. - М., 2003. - С. 22.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
3. Щербо И. Бросок вперед, или Второе пришествие метода проектов. // «Директор школы» - 2003. - № 7.
ПРОБЛЕМА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
© Мациева Ф.Х.*
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
Формирование компетенций учащихся является одной из наиболее актуальных проблем образования, так как компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации в образовании, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению.
Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования для отечественной школы и образования не является совер-
* Старший преподаватель кафедры Педагогических технологий.
238
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
шенно новым. Данная проблема освещалась в работах таких отечественных педагогов, как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедро-вицкий, В.В. Давыдов и их последователей. Компетентностный подход также отражен в трудах отечественных психологов П.Я. Гальперина, В.Д. Шад-рикова, И.С. Якиманской и др.
Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, причем в их качестве рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Перемены, происходящие в системе начального и среднего профессионального образования, актуализируют вопрос повышения уровня профессиональной компетентности, что отмечено в Концепции модернизации российского образования и в президентской инициативе «Наша новая школа». Концепцией модернизации российского образования одним из путей повышения качества и обновления содержания образования провозглашается компетентностной подход, сущность которого заключается в осуществлении попытки внести личностный смысл в образовательный процесс [5].
В связи с этим введены Государственные образовательные стандарты всех уровней профессионального образования, активно реализуются инновационные процессы в содержании и технологиях обучения, которые ориентированы на повышение качества подготовки специалистов.
Соответственно повышение качества профессионального образования связано с проблемой профессиональной компетентности педагогов. Обеспечение заявленных в нормативных документах: качественного образования, воспитания, профессионального мышления, высокую мобильность и компетентность должны педагоги, обладающие в свою очередь высоким уровнем профессиональной компетентности, владеющие глубокими педагогическими, психологическими, методическими знаниями и умениями, проявляющие креативное начало в решении педагогических ситуаций.
Термины «компетенция», «компетентность» уже достаточно часто используются в педагогической литературе особенно в связи с необходимостью модернизации (обновления) содержания образования. B.C. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения» [1].
Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. под профессиональной компетенцией подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [2].
Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. и Шепель В.М. считают, что профессиональная компетентность - одна из составляющих профессионализма, в структуре которого выделяются: профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех [3].
Демин В.А. дает свое определение компетентности: «компетентность - это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях». Автор выделяет особо общекультурную компетентность как основу профессиональной компетентности, считая, что основными направлениями общекультурной компетентности обучающегося при личностно-ориентированном подходе являются личностные потенциалы [4].
Сущность этих понятий обсуждается и носит дискуссионный характер, однако дискуссии часто сводятся к обсуждению правильности и полноты самой формулировки этих понятий, а их связь с жизнью часто отходит на второй план. Итак, каким образом можно истолковывать понятия «компетенция», «компетентность» и каковы перспективы их использования в целях совершенствования содержания обучения в среднем профессиональном образовании.
Словарные толкования дефиниции «компетентность» подразумевают под ней обладание знаниями, позволяющими высказывать авторитетное мнение. Содержательное наполнение понятия ассоциируется с такими показателями, как «грамотность», «образованность», «профессиональная компетенция». Следует учесть, что сущность понятия подразумевает как личностный аспект, так и аспект профессиональной готовности к надлежащему исполнению своих обязанностей. Также необходимо иметь ввиду, что спектр использования данных понятий не идентичен терминам «грамотность» и «образованность». Полагаем, что профессиональная компетентность подразумевает выполнение своих профессиональных обязанностей на следующих уровнях: владение теоретическими знаниями, методические умения их передачи, навыки воспроизведения в практике преподавания.
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе в рамках своей специальности и конкурентоспособного на рынке образовательных услуг. В связи с этим, качество подготовки выпускника педколледжа необходимо рассматривать в контексте социального заказа на образование.
Уточним, компетенция - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач, а компетентность - совокупность компетенций.
Ученые отмечают, что компетентность следует отличать от компетенции - определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать. Иногда можно услышать: это в области моей компетентности (я умею, могу это решить), но не в моей компетенции (меня не уполномочили это решать); или, что реже: это в моей компетенции (я имею право это решать), но я чувствую, что у меня недостает компетентности для этого.
240
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Существует условная классификация, согласно которой все компетенции специалиста можно разделить на профессиональные и личностные.
Профессиональные компетенции - это совокупность знаний, умений и навыков, которые непосредственно характеризуют специалиста в профессиональной области (для научной сферы и сферы высшего образования это могут быть также характеристики научной составляющей подготовки);
Личностные компетенции - это качества, которые характеризуют специалиста как личность (личностно-психологические характеристики -моральные, деловые и психологические качества, которые необходимы для занятия определенным видом деятельности; характеристики здоровья и физической подготовки; характеристики культурного развития).
Таким образом, подготовка будущего учителя в педколледже должна быть ориентирована на формирование не только знаниевой основы, но и методической базы будущего специалиста, которая позволит квалифицированно управлять учебно-воспитательным процессом.
Список литературы:
1. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического. - Екатеринбург: Алтернативная педагогика, 1996. - 94 с.
2. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса. - 2000. - № 4. - С. 35.
3. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии процесса развития специалиста: научн.-методич. пособие. - Екатеринбург, 1999. - 245 с.
4. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н., Шепель. Человековедческие компетенции менеджера. Управленческая антропология. - М.: Народное образование, 1999.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М: АПКиПРО, 2002. - 24 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА В СТРУКТУРЕ КЛЮЧЕВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
© Михайлова Н.С.*
Российский государственный университет им. И. Канта, г. Калининград
В статье обосновывается необходимость и целесообразность формирования профессиональной картины мира у современного специалиста; раскрывается ее место и функции в общей структуре ключевой квалификации.
* Старший преподаватель кафедры Иностранного языка для профессиональных целей.