СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ
УДК 1(091):316.77
ПРОБЛЕМА КОММУНИКАЦИИ В НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА (Ю. ХАБЕРМАС, Н. ЛУМАН, К. АПЕЛЬ)
© 2010 г. Е.П. Савруцкая
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
Поступила в редакцию 10.03.2010
Анализируются наиболее актуальные проблемы философии коммуникации, ведущие тенденции развития информационного общества и их влияние на изменения культурно-коммуникативного пространства современной цивилизации.
Ключевые слова: коммуникация, глобализация, коммуникативное действие, языковая игра, дискурс.
Социальные процессы второй половины ХХ века, связанные с новыми тенденциями цивилизационного развития (интеграция, глобализация, с одной стороны, а с другой - индивидуализация и атомизация личности и т.д.), усилили внимание к различным проблемам общения. Быстротечность и разнообразие как один из ведущих признаков нового формирующегося общества, образа жизни, порождаемого условиями переходного периода к постиндустриальной цивилизации, фрагментарность современного жизненного мира человека, который в своем поведении все меньше ориентируется на традицию, порождает новый тип коммуникативного поведения.
Особенности постиндустриальной цивилизации (информационного общества) с присущим для нее увеличением роли средств массовой информации, развитием в невиданных масштабах коммуникативных посредников (прежде всего ТУ и компьютерных систем), общей доступностью информации самым широким слоям населения, появлением разнообразия метаязыков культуры выдвигают необходимость разработки новых подходов к проблемам коммуникативного поведения, языка коммуникации, ее роли в общественном развитии, в воспитании человека.
Отечественная философия по вкладу в разработку общей теории коммуникации делает только первые шаги, хотя в работах еще П. Флоренского, Г. Шпета, А. Потебни были обозначены интересные направления исследования этой проблемы (Флоренский - о вербаль-
ной и визуальной культуре католиков и протестантов; Шпет - об особенностях этнопсихоло-гиии и этнокоммуникации (герменевтическая модель коммуникации); Потебня - о лингвистических проблемах коммуникации. В советский период проблемы коммуникации рассматривались М. Бахтиным (культурологическая модель), Ю. Лотманом (семиотическая модель), П. Ершовым (театральная модель), А. Пятигорским (текстовая модель коммуникации). Прорыв в исследовании коммуникативной сферы социальной реальности был осуществлен в США и европейских странах.
Значительный вклад в разработку общей теории коммуникации внесли У. Липпман, Ч. Мэртон, Г. Маклуэн и др. (проблема массовой коммуникации), а также Ю. Хабермас (теория коммуникативного действия), К.О. Апель и Н. Луман.
Согласно концепции Ю. Хабермаса, все социальные действия существуют в двух видах -как инструментальное действие и как коммуникативное. Инструментальное действие актуализируется в сфере любого вида трудовой деятельности. Критерием эффективности инструментального действия является мера успешного овладения деятельностью и контроля за целями и результатами приложения сил человеком в этой сфере. В своем известном труде «Моральное сознание и коммуникативное действие» Ю. Хабермас отмечает, что в действии, мотивом которого является достижение успеха, акторы ориентируются на последствия своей деятельности, «поскольку они стараются достичь
своих целей, оказывая внешнее влияние на понимание ситуации их соперником, на его решения и мотивы...» [1, с. 199]. И в этом случае «координация действий субъектов. зависит от того, насколько эгоцентрический подсчет собственной выгоды уравновешивается подсчетом выгоды с противной стороны». Очевидно, что взаимодействие людей в акте инструментального действия, согласно Ю. Хабермасу, определяется утилитарными интересами субъектов интеракции.
Что касается коммуникативного действия, то Хабермасом подчеркивается внутренняя согласованность относительно действий взаимодействующих субъектов «при условии согласия (относительно данной ситуации и ожидаемых последствий». Хабермас последовательно доказывает, что «действия, ориентированные на достижение взаимопонимания, должны определить. условия для достигаемого в процессе коммуникации согласия, при которых Другой может соединить свои действия с действиями Я» [1, с. 200]. Очевидно, что при рассмотрении природы взаимопонимания как направленной на согласие коммуникации, Хабермас во главу угла ставит духовно-нравственную направленность коммуникативного действия, справедливо считая, что коммуникация между людьми должна быть ориентирована на диалог, на достижение консенсуса. Однако при всей привлекательности подобного подхода к сущности коммуникативного действия налицо определенная идеализация рассматриваемого феномена. И здесь нельзя не согласиться с мнением Н. Лумана, который, критикуя концепцию коммуникативного действия Хабермаса, говорит о том, что коммуникацию следует рассматривать как «бифуркацию восприятия и отклонения», что предусматривает не только положительный эффект коммуникативного действия, но все то многообразие проявлений и форм коммуникативных ситуаций и эффектов, которые возникают в реальной жизни людей.
Вместе с тем в концепции коммуникативного действия Ю. Хабермаса следует выделить два наиважнейших в социокультурном плане момента. Во-первых, человек, т.е. субъект коммуникативного действия, является одновременно инициатором коммуникации и «продуктом традиции». Как субъект определенной социальной общности, он с очевидностью является результатом процессов социализации, определяющих его становление как личности. Социокультурные условия как фрагмент жизненного мира человека есть не что иное, как контекст коммуникативных процессов, благодаря которому достигается взаи-
мопонимание. На основании этих условий формируется база ресурсов для действий, «ориентированных на достижение взаимопонимания».
Во-вторых, достижение консенсуса, «снятие» конфликтов, по Ю. Хабермасу, определяется степенью устойчивости социальных (нравственных) норм в качестве регуляторов поведения людей. Любые социальные роли, выполняемые человеком, находятся в зоне легитимности норм, регламентирующих действия людей. Если человек оказывается вне зоны этих норм, он «выпадает» из системы отношений, обеспечивающих его существование. Коммуникативное поведение и программа выполняемых им социальных ролей осуществляется человеком в пределах определенной нормативной системы, благодаря чему «конституируется мир легитимно упорядоченных межличностных отношений.» [1, с. 235].
Нравственная нормативность, по мнению Ю. Хабермаса, исторически формировалась как условие социальности, как фактор культуры, как фрагмент жизненного мира человека, регламентируя отношения между людьми. Изначально, пишет Хабермас, «интегрированная в нормах структура общественных отношений. имеет нравственный характер» [1, с. 247]. Однако обязательная к исполнению нравственная норма нередко нарушается, люди пренебрегают в своем поведении установками норм морали, что ведет к конфликтам и различного рода формам девиантного поведения.
Таким образом, актуализация коммуникативного действия осуществляется, согласно Хабермасу, в сфере отношений между людьми. Критерием же эффективности коммуникативного действия является достигнутый уровень согласия и взаимопонимания между взаимодействующими субъектами коммуникативного процесса.
Степень эффективности последнего заложена в «этических императивах», способствующих предотвращению каких-либо конфликтов, возникающих в результате рассогласованности прав и обязанностей [1, с. 251], возникающих в различных жизненных ситуациях.
С точки зрения системно-функционального подхода к феномену коммуникации особый интерес представляет концепция Н. Лумана. Рассматривая общество как социальную систему, он подчеркивает факт того, что эта системность раскрывается лишь в коммуникации, посредством которой возможно самовоспроиз-водство (аутопойесис) элементов этой системы. Справедливо критикуя некоторые положения теории коммуникативного действия Хабермаса, о чем мы уже говорили выше, Луман,
вместе с тем, далек от мысли рассматривать коммуникацию как процесс обмена информацией. По его мнению, «комбинация системной теории и теории коммуникации требует понятия коммуникации, позволяющего сказать, что все коммуникации производятся только коммуникацией...» [2, с. 32].
Рассматривая коммуникацию как синтез таких ведущих признаков процесса связи между людьми, как информация, сообщение и понимание, Луман выстраивает свою концепцию на необходимости «различения» информации и сообщения. Информация выступает в форме сообщения лишь в том случае, когда есть высказывание, приуроченное к определенному времени («здесь и теперь») и контексту. Только в этом случае смысл сообщения становится понятным и может быть соизмерим с целями и задачами коммуникационного процесса.
Что касается консенсуса как тенденции коммуникативного действия, то, по мнению Лума-на, «каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему» [2, с. 33]. Отсюда и ход истории зависит от множества обстоятельств, определяемых «бифуркацией восприятия и отклонения». Действительно, в процессах коммуникации всегда присутствует мнение «Другого», его возможное несогласие, неприятие моего «Я». И консенсус следует рассматривать как тенденцию коммуникационных процессов, иначе люди просто уничтожат друг друга, если в самой природе общественного развития не заложена необходимость выбора такой линии поведения людей, которая способна обеспечить взаимопонимание. Именно поэтому и системы образования и воспитания, и социокультурные механизмы закрепления и трансляции коллективного коммуникативного опыта поколений были направлены на поддержание стабильного существования и развития общества как системы.
Глубокий смысл имеет и идея Лумана о единстве изменения и сохранения в процессе «самовоспроизводящихся коммуникаций», как, впрочем, и всех элементов общественных систем. «За каждой коммуникацией, - замечает автор, - в системе следует неидентичная коммуникация, но она соответствует общему коммуникативному коду системы, его смыслу, и всегда предопределена ранее происходящими коммуникациями» [3]. И здесь вырисовывается актуальнейшая мысль о том, что преемственность культурно-коммуникативного развития человеческой истории осуществляется выработанными в процессе общественного развития традициями, этикетами, нормами, стереотипами, обычаями, языком и т.д.
Благодаря коду системы сохраняется культурно-исторический опыт народа, уникальные черты его этнокультурной идентичности и, что самое главное, возможен аутопойесис (самовос-производство) общества как системы. Код системы является контекстом историко-культурного и ситуационного плана, обеспечивающим понимание через «различение» информации и сообщения, конкретизированного и выраженного в высказывании, т.е. в речи.
В философском плане понимание природы коммуникации у К.О. Апеля ориентируется прежде всего на контекст новых цивилизационных условий современного коммуникативного сообщества и поиска возможностей сохранения устойчивых форм внутренней регуляции поведения человека, т.е. морали. К.О. Апель отмечает, что научно-техническая цивилизация «поставила все народы, расы и культуры. перед лицом общей этической проблематики. брать на себя солидарную ответственность за последствия своих действий в планетарном масштабе» [4, с. 265].
Условия развития современной цивилизации таковы, по мнению Апеля, что существует глубокое противоречие, диспропорция между нарастающими тенденциями свободы, обеспечиваемой достижениями науки и техники, с одной стороны, а с другой - необходимостью нормативного регулирования поведения людей, благодаря чему возможно достижение взаимопонимания и консенсуса между людьми. По этому поводу Апель пишет: «.Не существует более типичного примера неравномерности развития секторов человеческой культуры, нежели диспропорция между экспансией научно-технических возможностей и тенденций к торможению, характерной для морали ...» [4, с. 264].
Проблемы собственно коммуникации Апелем рассматриваются в ракурсе, достаточно близком к идеям Хабермаса о консенсусе и понимании. Однако трактовка коммуникации в контексте согласованного понимания смыслов позволяет говорить о влиянии герменевтической традиции на философские взгляды Апеля. Анализируя роль языка в контексте субъект-субъектных отношений («интерсубъективной коммуникации»), Апель считает, что рассматриваемый феномен является не только механизмом передачи информации, но и средством достижения понимания. Отсюда, интерсубъективная коммуникация, по Апелю, не может быть сведена к «языковой передаче информации», а должна рассматриваться «одновременно процессом достижения согласия». То есть коммуникация определяется Апелем как языковая коммуникация в контексте его трактовки «язы-
ковых практик в качестве языковых игр» [5]. Иными словами, понимание в качестве условия своей возможности предполагает ситуацию языковой игры, выступающей в качестве упорядочения коммуникации.
Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что в философских воззрениях Апеля на природу коммуникации особый интерес представляет его этика коммуникации. В частности, ложь, отказ от «критического взаимопонимания» делают, согласно Апелю, невозможным диалог между людьми. Философ считает, что «все существа, способные к языковой коммуникации, должны быть признаны личностями.» [4, с. 302].
Стратегия выживания человеческого рода, считает К. Апель, основывается на двух основополагающих регулятивных принципах поведения каждого человека. Эти основополагающие принципы являются следствием философской аргументации противоречия, по словам Апеля, в духе «диалектики между Гегелем и Марксом» о «реализации идеального коммуникативного сообщества в реальном». Суть этих принципов Апель усматривает в следующем: 1) во всем поведении человека речь должна идти о том, «чтобы обеспечить выживание рода человеческого как реального коммуникативного сообщества»; 2) необходимо «воплотить в реальном коммуникативном сообществе идеальное» [4,
с. 331]. Первый принцип - это условие для второго, а второй - придает первому смысл.
Философское видение проблем коммуникации, характерное для Апеля, представляет интерес в методологическом плане в силу двух причин: во-первых, своей социально-нрав-
ственной направленностью, а во-вторых, философско-лингвистическим подходом, позволяющим подчеркнуть регулятивную роль языка в процессе коммуникации.
Еще одной особенностью современного информационного общества является повышенное внимание к проблемам языка в связи с тем, что основная нагрузка информационно-коммуникативного плана падает на язык. Анализ работ Ю. Хабермаса и К. Апеля показывает, что в центре внимания их философских исследований стоят проблемы понимания, диалога культур, дискурса и т.д. Причинами повышенного интереса к указанным выше явлениям, на наш взгляд, служат следующие.
Во-первых, в условиях, когда традиционные формы коллективности и культурно-нравственного регулирования, объединяющие людей, разрушаются, язык становится одним из важнейших средств этнической идентификации.
Во-вторых, пути сохранения культурной, этнической или политической индивидуальности все более замыкаются на семье, религии, этносах, групповых отношениях, общение в которых ориентируется на понимание, диалог, культурные факторы. В этих социокультурных условиях важнейшим фактором обеспечения стабильности коммуникации является язык.
В-третьих, диалогическое общение, исследование которого становится одной из центральных проблем философско-лингвистического анализа коммуникативных процессов со второй половины ХХ века, рассматривается как непосредственное эмоционально-одухотворенное общение «Я» и «Другого», как актуальное событие. Язык в данном контексте является единственным опосредствующим звеном. Слово выступает жизненным проявлением, высвечиванием сути говорящего, пытающегося в слове выразить свой внутренний мир. В русле герменевтической традиции рассмотрение языка как «дома бытия» подводит к постижению смысла в акте говорения, вступления в дискурс.
В-четвертых, как форма выражения интерсубъективного опыта, языковая реальность все более вторгается в жизненный мир человека, порождая новый тип коммуникативного поведения - языковое взаимодействие, новые формы координации поведения человека, новые механизмы управления: с одной стороны -деньги и власть, а с другой - язык.
В-пятых, исследование структуры и коммуникационных процессов все более ориентируется на исследование языковой коммуникации и структур языка. Во многих работах последних лет сущность человека связывается с вопросом о языке, т.к. нет более эффективного средства формирования человека, как через язык. Возможность ликвидировать отчуждение в сфере межличностного общения, воспитать из современного человека любящее, открытое к общению существо можно только на основе эмоционального и речевого взаимопонимания.
Эти и многие другие особенности новых цивилизационных отношений, прямо или косвенно оказывающих влияние на современные коммуникативные процессы, обозначили проблему необходимости всестороннего исследования феномена коммуникации в контексте тенденций развития социальной реальности нашего времени. Трудности адаптации человека к современным условиям его бытия настоятельно требуют разработки новых социальных механизмов стабилизации культурно-коммуникативных процессов, поиска новых социальных форм упорядочения
коммуникативного пространства современной цивилизации, способных противостоять деструктивному влиянию быстротечности и фрагментарности жизненного мира субъектов новых цивилизационных отношений.
Список литературы
1. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.
2. Луман Н. Понятие общества // Проблемы тео-
ретической социологии / Под ред. А.О. Бороноева. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.
3. История философии: Запад - Россия - Восток (книга четвертая: Философия XX в.). М.: «Греколатинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999. С. 293.
4. Апель К.О. Априори коммуникативного сообщества // Трансформация философии. М.: Логос, 2001.
5. Цит. по: История философии: Энциклопедия / Сост. и гл. научн. ред. А.А. Грицанов. Минск: Ин-терпрессервис, Книжный дом, 2002. С. 52.
THE PROBLEM OF COMMUNICATION IN 20TH-CENTURY GERMAN PHILOSOPHY (J. HABERMAS, N. LUHMANN, K. APEL)
E.P. Savrutskaya
The article provides an analysis of a number of the most acute problems in communication philosophy. Modem trends in the development of information society and their influence on the changes in the cultural and communicative space of the modern civilization are considered.
Keywords: communication, globalization, communicative action, language game, discourse.