Научная статья на тему 'Проблема коммуникации сквозь призму философии образования'

Проблема коммуникации сквозь призму философии образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЫСЛИТЕЛЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / EDUCATION / UPBRINGING / PHILOSOPHY / PHILOSOPHY OF EDUCATION / THINKER / OUTLOOK

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нежива Ольга Николаевна

В этой статье автор анализирует проблему коммуникации сквозь призму философии образования и показывает, что это является фундаментальной проблемой философии образования. Также автор освещает важность решения данной проблемы для современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF COMMUNICATION THROUGH THE PRISM OF PHILOSOPHY OF EDUCATION

In this article the author analyzes communications problem through a prism of philosophy of education and shows that it is a fundamental problem of philosophy of education. Also the author covers importance of the decision of the given problem for a modern society.

Текст научной работы на тему «Проблема коммуникации сквозь призму философии образования»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRЮRL CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU № 2 2014

УДК 141:37.013

ПРОБЛЕМА КОММУНИКАЦИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ

ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Нежива Ольга Николаевна

канд. филос. наук

Киевский университет туризма, экономики и права, Киев (Украина)

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. В этой статье автор анализирует проблему коммуникации сквозь призму философии образования и показывает, что это является фундаментальной проблемой философии образования. Также автор освещает важность решения данной проблемы для современного общества.

Ключевые слова: образование; воспитание; философия; философия образования; мыслитель; мировоззрение.

PROBLEM OF COMMUNICATION THROUGH THE PRISM OF PHILOSOPHY OF EDUCATION Nezhyva Olga Nikolaevna

candidate of philosophy Kiev University of Tourism, Economics and Law, Kiev (Ukraine)

Abstract. In this article the author analyzes communications problem through a prism of philosophy of education and shows that it is a fundamental problem of philosophy of education. Also the author covers importance of the decision of the given problem for a modern society.

Key words: education; upbringing; philosophy; philosophy of education; thinker; outlook.

Человек создал невероятное количество современных компьютерных технологий, что намного облегчило его жизнь. Всё большее распространение получили материальные и технические ценности, а такие явления как: мораль, вера, любовь и мир отошли на задний план. Человек XXI века - это угрожающий лозунг, который уничтожает своё существование и ассоциируется с массовой компьютеризацией, вооружением, клонированием, развитием терроризма, материальным обогащением, жаждой власти и войны, а самое страшное - потерей чувства границы бытия. В конце концов, человек уничтожит себя и всё живое на планете.

Человеческие чувства и эмоции в современном мире заменены компьютером и Интернетом. Именно там происходит искусственное общение, деградация культурно-духовного развития, полное слияние с техногенной сферой, человек попадает в другую, более совершенную реальность.

Учёные зафиксировали в XX веке «антропологический поворот» в философии. Это случилось не из-за того, что накопилось много знаний о человеке, которые нужно было бы обобщить и систематизировать, но из-за того, что возникла ситуация «человеческого кризиса», было чётко осознано, что человек не является хозяином во Вселенной, что он не венец эволюции.

В современную эпоху вырвались наружу такие демонические силы злости и ненависти, которые всегда скрытно пребывают в подсознании человека, которые могут сразу покончить с человеком и со всем живым на Земле.

В связи с этим, пишет В. Д. Губин [3], перед человеком остро встала проблема его конца. Речь идёт о конце не только отдельного индивидуума, но и человечества в общем. Поэтому осознание собственного конца породило чувство случайности (излишеств) существования и непредсказуемости судьбы, а это, в свою очередь - антропологический поворот в философии в целом как попытка найти путь к спасению челове-

ка в самом человеке, в тайнах её тела, души, ума. Каждый шаг на пути научного и материально-технического прогресса, является шагом, который приближает к катастрофе.

Всё это приводит к тому, что идея общения стала важной проблемой социальной жизни и культуры.

Эти противоречия приобрели глобальный характер. Для нашего времени уже обычными стали такие определения современности, как: конец истории, эра научно-технической революции, постевропейское время, атомная эпоха. Каждая из этих характеристик безоговорочно накладывается на нынешнее состояние цивилизации, которая переживает техногенный этап своего развития. Множественность определений эпохи выражает не только особенный динамизм и драматизм цивилизационных процессов, но и осознание мировым сообществом того, что наш мир пребывает на распутье - в ситуации кризиса. Много признаков этого кризиса по своей сути не новы: глобализация только придала им планетарный и гранично-обостренный характер.

Эта проблема также поразила философию образования. Ведь известно, что в начале XXI века идея общения стала важной проблемой социальной жизни и культуры.

Среди философов, которые сделали свой первый взнос в решение проблемы общения, следует назвать М. Хайдеггера (1889-1996 гг.), К. Ясперса (1883-1969 гг.), М. Бубера (1878-1996 гг.). Проблемы понимания, открытости, диалога культур становятся жизненно необходимыми в работах К. Ясперса. Наиболее детально проблема общения рассматривается в трудах М. Бубера, одного из крупнейших сторонников «диалогового принципа». М. Бубер опирается на положение Л. Фейербаха о том что, человеческая сущность проявляется только в общении, в единстве, которое опирается на реальные отличия между «Я» и «Ты».

Именно философия общения выступает наиболее эффективным теоретическим обоснованием и процесса профессионального обучения.

В результате общения происходит не просто обмен идеями, мыслями, но и превращение состояния каждого участника в их общее приобретение, общее достижение - опыт. Общение выступает в двух взаимосвязанных формах: в форме сообщения/передачи информации, а также в форме приобщения к сотрудничеству в общей деятельности. Благодаря общей деятельности появляется возможность усваивать содержание опыта, который не присутствует в знании одной из сторон. Разработка концепции профессионального обучения в контексте категорий общения поможет разработать более эффективные подходы к его организации, учитывая индивидуальный подход.

В частности, в контексте понятия общения процесс профессионального обучения как передачи практических навыков требует непосредственного показа того, как необходимо действовать при определённых обстоятельствах. Следует иметь в виду, что этот процесс (передачи практических навыков) апеллирует не только к осознанию, но и к подражанию. А это означает то, что эффективное профессиональное обучение требует межличностного контакта учителя и ученика, который должен основываться также на отношении равноправных субъектов. Учитель должен брать во внимание личностные черты, установки, структуру способностей и наклонностей, характер, свободу, активность ученика. В таких условиях учителя нельзя заменить никаким техническим устройством.

Процесс воспитания, который осуществляется в контексте педагогики общения, связывается с процессом духовного обогащения. При этих условиях воспитание является инструментом культуры, способствующей формированию ценностного сознания индивидуума, его мировосприятия и мировоззрения, отношения к другим и самому себе. В таком процессе воспитания происходит формирование личностной системы ценностей, которая не может быть сформирована ни передачей информации, ни прямым материальным взаимодействием: систему ценностей можно

сформировать на основе переживаний, выработать самостоятельно, а не воспринимать готовыми.

Общение выступает стержневой, системообразующей категорией коммуникативной педагогики. В коммуникативной педагогике преимущество отдаётся активным методам обучения: дискуссии, драматизации, обсуждению школьных проблем, проблем среды и общества, вопросам морали и этики. Основной методический принцип для коммуникации -это поиск эффективных методов в системе неформального общения. Весомое значение в коммуникации придаётся разработке подходов к культурному климату образовательно-воспитательных заведений. Начиная с 70-х годов, предыдущая культура образовательно-воспитательных заведений постепенно начала уступать место новой культуре, связанной, прежде всего с новым стилем коммуникации, который определяется не приказами, а преимущественно аргументацией, договорённостью, критичными замечаниями. Смена культурного климата образовательновоспитательного заведения рассматривается немецкими философами как последствие общей смены общественных ценностей.

Ми пришли к выводу, что появление информационного общества существенно приблизило границы между духовным, экзистенциальным, внутренним миром человека и внешними силами самоуничтожения, которые создал человек в XXI веке.

М. Кравець отмечает, исследуя проблемы информационного общества, что: «сегодня, когда мир отказался от тоталитарных социалистических образований, и строит информационное общество, в котором дискомфорт одной личности может повлиять на десятки, а то и сотни тысяч индивидуумов нужно искать властную культуру в новых измерениях постиндустриального общества. По этому поводу в развитых странах мира проводят сотни конференций, предлагают десятки новых концепций. Однако до сих пор не удалось сформировать единственной концепции, которая удовлетворила бы все стороны властного процесса, рабочей ги-

потезы, от которой можно начать научно-поисковый отсчёт». Он считает, что сегодня мы имеем возможность наблюдать «социальных философов, которые настаивают на формировании такой социальнополитической и культурной метрики, которая приведёт к изменению самого человека, его внутренней сущности, и её исследователей, связывающих решение проблемы с изменениями в самой структуре информационного общества как глобального явления XXI века».

Список использованных источников

1. Gefert Christian, Steenblock Volker Bildungsziele, Kompetenzen und Anforderungen. Perspektiven für die Entwicklung von Bildungsstandards in philosophischen Bildungsprozessen, in Philosophie und Bildung. Beiträge zur Philosophiedidaktik. Münster: LIT, 2005. 250 S.

2. Friedrich F., Mandl H. Analyse und Förderung selbstgesteuerten Lernens.

In: Weinert, F.E. & Mandl, H. (Hrsg.): Enzyklopädie der Psychologie, Pädagogische Psychologie: Psychologie der Erwachsenenbildung.

Göttingen, Bern, Toronto, Seattle: Hogrefe, 1997. S. 32.

3. Johannes Rohbeck, Volker Steenblock Überarbeitete Fassung meines Beitrags in Jahrbuch für Didaktik der Philosophie und Ethik. Dresden: Thelem, 2006. Bd. VII. 142 S.

4. Jörg Ruhloff Humanismus, humanistische Bildung, in Historisches Wörterbuch der Pädagogik, hg. von Dietrich Benner et al. Weinheim, Basel: Beltz, 2004. S. 443-454.

5. Jürgen Rekus Nationale Bildungsstandards. Grundlage von Schulqualität?, in Bildungsstandards, Kerncurricula und die Aufgabe der Schule. Münstersche Gespräche zur Pädagogik, hg. von dems. Münster: Aschendorff, 2005. Bd. XXI. S. 77-90.

6. Keller A. J., Novak F. Kleines pädagogisches Wörterbuch. Grundbegriffe-Praxisorientierungen-Reformideen. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 1993. 400 S.

7. Luvlie L., Mortensen, K.P. & Nordenbo, S.E. Educating humanity: Bildung in postmodernity // Journal of Philosophy of Education. 36(3), Special Issue, 2002. 405 s.

8. Monika Sänger Die neuen Bildungsstandards Baden-Württemberg, Gymnasium Ethik, in Zeitschrift für Didaktik der Philosophie und Ethik 26 (2004) S. 253-262; dies.: Die Lust am eigenen Denken, in Kreativität. XX. Deutscher Kongress für Philosophie. Sektionsbeiträge, hg. von Günter Abel. Berlin: Universitätsverlag der TU, 2005. Bd. II. 789 S.

9. Richard Shusterman Philosophie als Lebenspraxis. Wege in den Pragmatismus. Berlin: Akademie-Verlag, 2001. S. 3.

10. Schmid Peter «Der Weg war kurvenreich und dornenvoll...» Memoiren zum Thema, in Vom Seminar zur HPSABB. Ein Wandel in Etappen // Mathilde Gyger, Heinz Hersberger. Liestal: Verlag Hochschule für Pädagogik und Soziale Arbeit beider Basel, 2004. S. 43.

11. Stangel-Meseke M. Schlüsselqualifikation in der betrieblichen Praxis: Ein Ansatz in der Psychologie. Wiesbaden: Deutscher Universitäts-Verlag, 1994. 189 S.

12. Überarbeitete Fassung meines Beitrags in Jahrbuch für Didaktik der Philosophie und Ethik /Johannes Rohbeck, Volker Steenblock. Dresden: Thelem, 2006. Bd. VII. 142 S.

13. Wahrig G. Deutsches Wörterbuch. Mit einem «Lexikon der deutschen Sprachlehre». Guterslon; Munchen: Bertelsmann Lexikon Verlag, 2001. 1451 S.

14. Wild K.P. Lernstrategien im Studium. Strukturen und Bedingungen. Münster / New York / München / Berlin: Waxmann, 2000. 278 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.