Научная статья на тему 'Проблема классификации модальных глаголов в современном немецком языке'

Проблема классификации модальных глаголов в современном немецком языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
744
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДАЛЬНОСТЬ / МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ / ГЛАГОЛЫ МОДАЛЬНОСТИ / МОДАЛЬНЫЙ ФОРМАНТ СКАЗУЕМОГО / ZU-ИНФИНИТИВ / АСПЕКТУАЛЬНОСТЬ / ФАЗОВЫЕ ГЛАГОЛЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мерзлякова Наталья Павловна

Рассматривается изменение взглядов германистов на вопрос о том, какие глаголы, кроме претерито-презентных, могут считаться модальными или близкими к ним. Сделан вывод, что многие из глаголов, сочетающихся с zu-инфинитивом, являются глаголами модальности, так как обладают модальной семантикой и выполняют ту же синтаксическую функцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the modal verbs classification in modern German

Not only classical modal verbs are able to be modal operators of the predicate. There are so-called verbs of modality in Modern German. The difference is that they are always used with zu-infinitive. The group is small and there is no strict opinion about which verbs belong to this group. It is shown that the verbs which take an infinitive with zu, can be considered as verbs of modality because of their semantic meaning and syntactic function.

Текст научной работы на тему «Проблема классификации модальных глаголов в современном немецком языке»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

123

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 2007. №5 (2)

УДК 811.112.2'36(045)

Н.П. Мерзлякова

ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ МОДАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Рассматривается проблема модальных глаголов в современном немецком языке. Изучается, как с течением времени менялись взгляды германистов на вопрос о том, какие глаголы, кроме претерито-презентных, могут считаться модальными или близкими к ним. Сделан вывод, что многие из глаголов, сочетающихся с zw-инфинитивом, являются глаголами модальности, так как обладают модальной семантикой и выполняют ту же синтаксическую функцию.

Ключевые слова: модальность, модальные глаголы, глаголы модальности, модальный формант сказуемого, zu-инфинитив, аспектуальность, фазовые глаголы.

Говоря о модальных глаголах в немецком языке, мы, не задумываясь, называем традиционные, широко всеми употребляемые глаголы dürfen, können, sollen, müssen, wollen, mögen. Однако исследователи всё чаще обращают внимание и на другие глаголы, также выражающие внутрисинтаксическую модальность. Уже в 1938 г. Л.Р. Зиндер и Т.В. Сокольская выделяли глаголы sein, haben, scheinen, brauchen как «другие глаголы в функции наклонений» (наряду с модальными глаголами) [3. C. 120-123]. В 1950 г. М.В. Андреевская называет следующие глаголы и конструкции, выполняющие функцию модальных глаголов: sein, haben, scheinen, brauchen, vermögen, imstande sein, Möglichkeit haben, möglich sein, wünschen, Lust haben, begehren [1. C.176-190]. В 1964 г. Л. Ф. Куманичкина называет глаголы haben, sein, brauchen, scheinen, glauben глаголами, примыкающими к модальным [4. C.94]. Е. И. Шендельс [9. C.291,292] приводит большой ряд синонимов модальных глаголов: wünschen (sich), begehren, den Wunsch haben, Lust haben, brauchen (nicht), vermögen, (es) nötig haben, die Möglichkeit haben, imstande sein, außerstande sein, wissen, verstehen, fähig sein, bemüht sein, gezwungen sein, willig sein, идиоматические конструкции с sein и haben. Среди современных германистов Г. Хельбиг и Й. Буша выделяют глаголы, близкие к модальным: bleiben, brauchen, scheinen, kommen, pflegen, wissen, bekommen, belieben, drohen, gedenken, suchen, verstehen, haben, sein [12. C. 50,51]. Х. Вайнрих в своей грамматике 1993 г. отмечает, что в семантическом поле модальных глаголов существует ряд глаголов, которые также часто употребляются с инфинитивом (с частицей zu) [19. C.315]. Данные глаголы лингвист называет квазимо-дальными и выстраивает их в синонимические ряды, соответствующие «классическим» модальным глаголам:

kann: vermag, weiß, verstehe, bin imstande; muß: habe, bin gehalten, bin verpflichtet, bin gezwungen; darf: wage, erlaube mir, gestatte mir, genehmige mir; will: gedenke, plane, beabsichtige, nehme mir vor, sinne darauf, verspreche;

soll: bin veranlaßt, bin gehalten;

mag (nicht): wünsche, hoffe, neige dazu, zögere, bin besorgt, fürchte, habe Angst, schrecke davor zurück.

Х. Вайнрих, однако, не учитывает, что «классические» модальные глаголы употребляются ещё и в эпистемической функции, и в данной функции к ним можно подобрать и другие синонимы. В одном ряду с глаголами können, dürfen, müssen, mögen во вторичной функции стоит глагол scheinen, а глаголам sollen, wollen, передающим во вторичной функции значения чужого высказывания, синонимичны глаголы речи behaupten, versichern, beteuern, vorgeben и т. п.: Sie will alles selbst gemacht haben = Sie behauptet alles selbst gemacht zu haben [7].

Таким образом, мы видим, что лингвисты всё более пристальное внимание обращают на глаголы, способные выполнять те же функции, что и «классические» модальные. Список данных глаголов со временем пополняется. При этом разные лингвисты делают акцент на разных сторонах сходства данных глаголов с традиционными модальными: семантике, синтаксической функции, сочетаемости с инфинитивом. Следует отметить также, что в числе «новых» модальных глаголов рассматриваются и сочетания sein +Adjektiv/Partizip + zu + Inf, а также сочетания с существительными, выполняющие те же функции.

В новейшей германистике ведущую роль при выделении «новых» модальных глаголов играет характер дистрибуции глаголов. Лингвисты выделяют глаголы, сочетающиеся с инфинитивом с помощью частицы zu, в особый подкласс глаголов, именуемых полумодальными (Halbmodalverben) [16. C.20] или глаголами модальности (Modalitäts-verben) [14. C.11]. Разные исследователи относят к данной группе глаголы anfangen, aufhören, beginnen, bekommen, belieben, drohen, gedenken, haben, pflegen, scheinen, sein, suchen, sich unterstehen, versprechen, verstehen, versuchen, wissen. Особенностью данных глаголов является то, что большинство из них могут употребляться и как самостоятельные, однако своё модальное значение проявляют лишь в сочетании с инфинитивом. В классификации глаголов У. Энгель глаголы модальности, как и модальные глаголы, относятся к одной группе второстепенных глаголов, сочетающихся с инфинитивом [10. C. 105,106]:

Достоинством данной классификации является то, что она построена на характере сочетаемости глаголов. Так, второстепенные глаголы отличаются от основных тем, что они на основе своей валентности управляют другими глаголами (в форме инфинитива или причастия). Среди всех глаголов, сочетающихся с инфинитивом, У. Энгель выделяет модальные глаголы, глаголы модальности и так называемые прочие глаголы [10. C.105].

Проблема классификации модальных глаголов... 125

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 2007. №5 (2)

Классификация глаголов У. Энгель

Глаголы

основные глаголы (Hauptverben)

treten

beißen

второстепенные глаголы (Nebenverben)

функциональные глаголы (Funktionsverben)

setzen (in Bewegung setzen) bringen (in Schwung bringen)

глаголы, требующие инфинитива (Infinitivverben)

V<i>

глаголы, требующие причастия (Partizipverben)

V<p>

модальные глаголы глаголы с модальным (Modalverben) значением Vm

dürfen können mögen müssen sollen wollen werden

(Modalitätsverben)

Vn

belieben

gedenken

pflegen

scheinen

verstehen

прочие

Vi

bedeuten heißen lassen

вспомогательные

глаголы

(Auxiliarverben)

Va

haben

sein

werden

(bekommen)

(gehören)

прочие

Vp

kommen

stehen

К модальным глаголам относятся «классические» шесть модальных глаголов, управляющие инфинитивом без zu; глагол brauchen, в устной речи чаще употребляемый без zu, в письменной речи с zu. Неоднозначен, и это отмечает сам лингвист, статус глагола werden (при образовании футурума: sie wird kommen), который некоторые грамматисты причисляют к модальным глаголам. Очевидно, это происходит под влиянием логики и философии, «где модальные значения возможности и необходимости нередко определяются через временные категории. Так называемая статистическая парадигма модальности определяет нечто возможное как то, что рано или поздно осуществляется, а современная временная логика считается частью модальной логики» [2]. Кроме того, временная составляющая присутствует также в семантике других глаголов, употребляющихся с zu-инфинитивом: planen,

beabsichtigen, gedenken, vorhaben и т. п. Неоспоримо модальное употребление глагола werden в эпистемической функции, особенно в сочетании с инфини-

тивом вторым: Er wird gekommen sein, не употребляющимся самостоятельно в качестве временной формы. Но всё же для большинства лингвистов данный глагол остаётся вспомогательным.

Понятие глаголы модальности (Modalitätsverben) возникло для обозначения глаголов типа: belieben, gedenken, pflegen, scheinen, verstehen, которые постоянно употребляются с zu-инфинитивом: Er versteht den Leuten die Wahrheit auf angenehme Art zu sagen. Особенностью глаголов с модальным значением (как и «классических» модальных) является то, что субъекты обоих глаголов, образующих сказуемое, идентичны. Этим данные глаголы отличаются от прочих глаголов, сочетающихся с инфинитивом, таких как bedeuten, heißen, lassen: Sie bedeutete ihm mit einem kurzen Blick, das Tuch zusammenzulegen. К сожалению, среди приводимых автором примеров нет таких глаголов, как anfangen, aufhören, beginnen, также образующих сказуемое в сочетании с инфинитивом основного глагола. Не ясно, к какой группе инфинитивных глаголов они относятся. Однако, принимая во внимание мнение других современных лингвистов [14. C.11] и тот факт, что субъекты двух глаголов, образующих сказуемое, и в этом случае идентичны, можно предположить, что названные глаголы в данной классификации относятся к глаголам модальности.

Как известно, в немецком языке отсутствует грамматическая категория вида. Однако аспектуальность как понятийная категория присутствует, как и в других языках. Под аспектуальностью понимают характер протекания того или иного события.

В немецкой грамматике выделяются четыре вида аспектуальных значений: 1) фазы протекания процесса (начальная, средняя, конечная фаза); 2) достижение (или недостижение) некоторого внутреннего предела действия; 3) однократность или многократность действия; 4) интенсивность процесса [9. C. 120]. Таким образом, глаголы, обозначающие начало, продолжение или окончание действия, являются лексическими средствами выражения категории аспектуальности. Г. Хельбиг и Й. Буша выделяют данные глаголы как фазовые (Phasenverben) [12. C. 50-51]. Е. И. Шендельс относит к таковым и глаголы pflegen и sich gewöhnen как выражающие значение многократности действия: Er pflegte bei offenem Fenster zu schlafen. Er gewöhnte sich daran, bei offenem Fenster zu schlafen [9. C. 124]. В то же время Г. Хельбиг и Й. Буша считают данное значение не аспектуальным, а модальным [12. C. 50-51].

Тесное взаимодействие категорий модальности и темпоральности (вида-времени) создаёт для исследователей немало трудностей, и действительно, обе категории определённым образом характеризуют протекание действия. Что касается глаголов, то мы склонны выделить отдельную группу фазовых глаголов, как и в других языках, например в английском [5. C.84]. Значение же привычности действия мы считаем модальным, соответственно глаголы с данным значением - глаголами модальности.

Классификация У. Энгель видится нам наиболее удачной ещё и потому, что она позволяет уйти от определения модальных глаголов как вспомогательных (Hilfsverben), что мы наблюдаем во многих немецких грамматиках

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 2007. №5 (2)

[18. C.194; 13. C.189; 12. C. 50,51; 11. C.92]. «Классические» модальные глаголы являются полувспомогательными, так как сохраняют своё лексическое значение (или его оттенки) даже во вторичной эпистемической функции, не говоря уже о глаголах модальности, модальное значение которых заключено в их собственной семантике. К выводу о том, что модальные глаголы не являются вспомогательными, приходит и М. Райс [17].

Большое количество глаголов, сочетающихся с zu-инфинитивом и передающих значения решимости (sich trauen, wagen), нерешимости (sich fürchten, sich scheuen, zögern), намерения (beschließen, planen, vorhaben, sich vornehmen), попытки (sich bemühen, sich anstrengen, trachten), эмоциональной оценки (sich freuen, sich ärgern), ожидания (erwarten, hoffen), а также косвенную речь (behaupten, beteuern, versichern, vorgeben), и др., принято считать полнозначными глаголами с инфинитивом в функции дополнения.

Одним из главных критериев дифференциации полнозначных глаголов является возможность преобразования инфинитивной конструкции в придаточное предложение, вводимое союзом dass: Ich freue mich, dich zu sehen. = Ich freue mich, dass ich dich sehe. С нашей точки зрения, возможность такой трансформации говорит лишь о том, что данный глагол может выражать модальность эксплицитно, то есть выполнять функцию модусного глагола. В сочетании же с инфинитивом данные глаголы выражают модальность имплицитно, включая её в диктум предложения, как и «классические» модальные глаголы. В предложении рассматриваемые глаголы выполняют ту же синтаксическую функцию, что и «классические» модальные глаголы и глаголы модальности: они являются модальными операторами сказуемого. Более того, ту же функцию выполняют сочетания глагола sein с прилагательными и причастиями с последующей инфинитивной группой, названные Х. Вайнри-хом в числе квазимодальных глаголов [19. C.315].

Предлагая расширить группу глаголов модальности, мы, безусловно, понимаем, что в таком случае группа получится очень разнородной. Однако однородностью не отличается и та небольшая группа глаголов модальности, которую выделяют современные германисты. Проблема заключается в различной степени грамматизации сочетаний с данными глаголами. Этим вопросом подробно занималась О.И. Москальская [8]. Все рассматриваемые сочетания можно расположить следующим образом в порядке убывания степени их грамматизации:

- сочетания с «классическими» модальными глаголами во вторичной функции;

- сочетания с глаголом scheinen;

- сочетания с «классическими» модальными глаголами в первичной функции, сочетания с глаголом brauchen;

- сочетания с глаголами модальности, требующими только инфинитива (в том числе haben + zu +Inf sein + zu + Inf);

- сочетания с глаголами, способными выступать в одном и том же значении в роли как модальных, так и модусных;

- сочетания типа sein + Adjektiv (Partizip) + zu + Inf.

Разная степень грамматизации обусловливает различные характерные черты названных подгрупп. Так, например, глаголы с высокой степенью грамматизации морфологически «дефектны»: они не имеют инфинитива (в эпистемическом значении). Это показывают аграмматичные примеры: *Die Deregulierung des Fernmeldewesens wird den Boom auszulösen versprechen. *Neue Mythen werden morgen wichtige gesellschaftspolitische Fragen der Diskussion zu entziehen drohen [15. C. 5]. Однако исследователи отмечают, что «поведение» глаголов модальности во многом «загадочно» и не поддаётся классификации [15. C.6]. Поэтому мы считаем возможным расширить данную группу глаголов ещё более разнородными глаголами, сохраняя при этом общие главные признаки: характер сочетаемости и семантику модальности.

Желание расширить класс модальных глаголов продиктовано в том числе и примером других языков. В английском языке Ю.А. Левицкий [5. C.85] наряду с «классическими» модальными глаголами выделяет достаточно большое количество глаголов с модальным значением:

желания: wish, want, desire, long; надежды: hope, expect; стремления: seek, struggle, strive, tend; намерения: intend, mean, decide, resolve, plan; попытки: try, attempt, endeavour; готовности: venture, determine, hesitate;

неожиданности, случайности: chance, happen, prove, turn out; кажимости, видимости: seem, appear, look, sound.

Помимо выделенных отдельных глаголов с модальным значением в английском языке в качестве модальных формантов сказуемого (как и в немецком языке) активно используются сочетания глагола be с некоторыми прилагательными и причастиями, которые Ю.А. Левицкий рассматривает как эквиваленты модальных глаголов [5. C.85].

В русском языке модальное значение выражается в специализированных формах составного глагольного сказуемого большой группой спрягаемых глаголов. Данные глаголы не выделяются в особый морфологический класс как в немецком и английском языках. Не происходит в русском языке и разделения модальных глаголов на глаголы, сочетающиеся с инфинитивом напрямую, и глаголы, сочетающиеся с инфинитивом посредством инфинитивной частицы, поскольку таковая в русском языке отсутствует. «Лексическое значение этих глаголов весьма разнообразно, поэтому попытка сгруппировать их вряд ли может привести к бесспорным результатам. Такому намерению «мешает» многозначность глаголов, неопределённость значения некоторых из них, отсутствие четких оснований группировки и наличие переходных случаев» [6. C.71].

П.А. Лекант предлагает выделять наиболее типичные модальные значения, выражаемые спрягаемым компонентом составного глагольного сказуемого. Таковыми, по его мнению, являются модальные значения долженство-

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 2007. №5 (2)

вания, возможности, волеизъявления, субъективно-эмоциональной оценки, оценки обычности действия [6. C.72]. Средствами выражения данных значений являются не только спрягаемые глаголы, но и краткие прилагательные и причастия.

Таким образом, если выделять модальные глаголы согласно их семантике и характеру сочетаемости, то можно добиться некоторого единообразия в описании данного класса глаголов в немецком, английском и русском языках. Конечно, при этом не следует забывать и о специфике каждого языка. Так, для немецкого языка было бы нецелесообразно объединять все глаголы с модальным значением в один класс модальных глаголов (Modalverben), поскольку традиционно такие глаголы отличаются от остальных более тесной связью с инфинитивом, высокой степенью грамматизации и являются самыми универсальными средствами выражения внутрисинтаксической модальности. Подводя итоги, мы считаем необходимым расширить класс глаголов с модальным значением в немецком языке, существенно дополнив подкласс глаголов модальности (Modalitätsverben), в который войдут все глаголы с модальной семантикой, сочетающиеся с zu-инфинитивом, а также эквивалентные сочетания глагола sein с прилагательными и причастиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреевская М.В. Вопросы синтаксиса немецкого языка. Л. : Учпедгиз, 1950. 200 с.

2. Зеленщиков А.В. Взаимодействие категорий: модальность и время //

www.phil.pu.ru/depts/02/anglistikaXXI 02/36.htm

3. Зиндер Л.Р., Сокольская Т.В. Научная грамматика немецкого языка. Л.: Учпедгиз, 1938. 320 с.

4. Куманичкина Л.Ф. Взаимосвязь категории отрицания с модальностью предложения // Вопросы синтаксиса и лексикологии немецкого языка. М., 1964.

5. Левицкий Ю.А. Теоретическая грамматика современного английского языка. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2004. 156 с.

6. Лекант П. А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. М.: Высш. шк., 1976. - 144 с.

7. Мерзлякова Н.П. Глаголы речи как модальные операторы сказуемого (на материале немецкого, английского и русского языков) // Языки и межкультурная коммуникация в современном мире: Материалы первой междунар. науч.-практ. конф. (Новомосковск, 15-16 декабря 2006г.): Т.1. Новомосковск, НФ УРАО, 2006.

8. Москальская О.И. Устойчивые словосочетания с грамматической направленностью // Вопр. языкознания. М.: Изд-во АН СССР, 1961. №5.

9. Шендельс Е.И. Практическая грамматика немецкого языка. М.: Высш. шк., 1988. 416 с.

10. Engel U. Syntax der deutschen Gegenwartssprache //www.fb10.uni-bremen.de/ linguistik/khwagner/tempus/pdf/Engel.pdf

11. Genzmer H. Deutsche Grammatik. Frankfurt am Main; Leipzig: Insel Verlag, 1995. 384 S.

12. Helbig G. Buscha J. Deutsche Grammatik. Leipzig; Berlin, München: Langenscheidt Verlag Enzyklopädie, 1991. 736 S.

13. Jung W. Grammatik der deutschen Sprache. Leipzig VEB Bibliographisches Institut, 1968. 518 S.

14. Kessel K. Reimann S. Basiswissen Deutsche Gegenwartssprache. Tübingen; Basel: A. Francke Verlag, 2005. 276 S.

15. Kiss T. Subjektselektion bei Infinitiven //www. linguistics.ruhr-uni-bochum. de/~Kiss/ publikations/Kiss_Grenoble.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Pittner K., Berman J. Deutsche Syntax. Tübingen: Gunter Narr Verlag, 2004. 200 S.

17. Reis M. Bilden Modalverben im Deutschen eine syntaktische Klasse? // Modalität und Modalverben im Deutschen. Hamburg: Buske, 2001.

18. Schmidt W. Grundfragen der deutschen Grammatik. Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1966. 323 S.

19. Weinrich H. Textgrammatik der deutschen Sprache. Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich: Dudenverlag, 1993. 1111 S.

Поступила в редакцию 10.03.07

N.P.Merzlyakova

The problem of the modal verbs classification in modern German

Not only “classical” modal verbs are able to be modal operators of the predicate. There are so-called verbs of modality in Modern German. The difference is that they are always used with zM-infinitive. The group is small and there is no strict opinion about which verbs belong to this group. It is shown that the verbs which take an infinitive with zu, can be considered as verbs of modality because of their semantic meaning and syntactic function.

Мерзлякова Наталья Павловна

ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г.Ижевск, ул. Университетская 1 (корп. 2.)

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.