Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
135
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНОСТЬ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / МОРАЛЬ / ОБРЯД / СЕМАНТИКА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кобзарева Инна Ивановна, Гончаров Артем Сергеевич

Настоящая статья посвящена проблеме изучения ментального комплекса цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро в рамках исторической науки и аналитической психологии. Научная новизна исследования определена авторским взглядом на методологию школы Анналов и цивилизационного подхода в отношении ментального комплекса хараппов в 2600-1900 гг. до н. э. Актуальность темы исследования заключается в необходимости более детального изучения философской стороны истории Хараппской цивилизации. С точки зрения философии истории, такой анализ может быть предпринят с опорой на исторические источники и философскую литературу. Практическая значимость и новизна данного исследования обусловлена возможностью использования его результатов в высшем учебном заведении, на занятиях по психологическим и историческим дисциплинам. В ходе исследования мы используем комплекс философских, специально-исторических, психологических и психоаналитических методов. Специально-исторические методы: историко-сравнительный метод, проблемно-хронологический метод, нарративный метод, идеографический метод, историко-генетический метод, историко-системный метод, историко-типологический метод, метод исторического моделирования, реконструктивный метод, структурный метод, функциональный метод, метод диахронического анализа, метод актуализации исторического знания. Психологические методы: моделирование, сравнительно-генетический метод, циклический метод. Результатом исследования стало установление некоторых особенностей преобладающей функции психики жителей Хараппы и Мохенджо-Даро. В частности, нам удалось установить, что коллективное бессознательное жителей Мохенджо-Даро, носителей культурных кодов, шло вразрез с чувственным познанием их соседей. Такой характер был свойственен для прагматиков, которые, можно сказать, противопоставляли себя романтикам из Хараппы. Данная позиция позволяет говорить о принципиально разных культурных кодах двух очагов цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кобзарева Инна Ивановна, Гончаров Артем Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF STUDYING THE MENTALITY OF THE HARAPPAN CIVILIZATION IN HISTORICAL SCIENCE AND ANALYTICAL PSYCHOLOGY

This article is devoted to the problem of studying the mental complex of the civilization of Harappan and Mohenjo-Daro within the framework of historical science and analytical psychology. The scientific novelty of the study is determined by the author's view on the methodology of the Annals school and the civilizational approach in relation to the mental complex of the Harappans in 2600-1900. BC e. The relevance of the research topic lies in the need for a more detailed study of the philosophical side of the history of the Harappan civilization. From the point of view of the philosophy of history, such an analysis can be undertaken based on historical sources and philosophical literature. The practical significance and novelty of this study is due to the possibility of using its results in a higher educational institution, in the classroom in psychological and historical disciplines. In the course of the research, we use a complex of philosophical, special-historical, psychological and psychoanalytic methods. Special historical methods: historical-comparative method, problem-chronological method, narrative method, ideographic method, historical-genetic method, historical-systemic method, historical-typological method, method of historical modeling, reconstructive method, structural method, functional method, method diachronic analysis, a method of updating historical knowledge. Psychological methods: modeling, comparative genetic method, cyclic method. The result of the study was the establishment of some features of the predominant function of the psyche of the inhabitants of Harappan and Mohenjo-Daro. In particular, we were able to establish that the collective unconscious of the inhabitants of Mohenjo-Daro, the bearers of cultural codes, ran counter to the sensory knowledge of their neighbors. Such a character was characteristic of pragmatists, who, one might say, opposed themselves to the romantics from Harappan. This position allows us to talk about fundamentally different cultural codes of the two centers of civilization.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022

Научная статья

Original article

УДК 94(34) : 159.955

DOI 10.55186/26584964_2022_5_3_1

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ

ПСИХОЛОГИИ

THE PROBLEM OF STUDYING THE MENTALITY OF THE HARAPPAN CIVILIZATION IN HISTORICAL SCIENCE AND ANALYTICAL

PSYCHOLOGY

Кобзарева Инна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры Общей и практической психологии и социальной работы, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», (355029 Россия, г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 А), тел. 8(903) 409-12-71, ninia@mail.ru Гончаров Артем Сергеевич, бакалавр, лаборант-исследователь, кафедра Теории и методики истории и обществознания, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (355029 Россия, г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 А), тел. 8(918) 758-72-06, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3244-8155, raven-moon-34999@mail.ru

Kobzaryova I. Inna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the department of General and Practical Psychology and Social Work, Stavropol State Pedagogical Institute, (417 A Lenina st., Stavropol, 355029 Russia), tel. 8(903) 409-12-71, ninia@mail.ru

1623

Artyom S. Goncharov, bachelor, laboratory researcher, department of theory and methods of history and social science, Stavropol State Pedagogical Institute (417 A Lenina st., Stavropol, 355029 Russia), tel. 8(918) 758-72-06, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3244-8155, raven-moon-34999@mail.ru

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме изучения ментального комплекса цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро в рамках исторической науки и аналитической психологии. Научная новизна исследования определена авторским взглядом на методологию школы Анналов и цивилизационного подхода в отношении ментального комплекса хараппов в 2600-1900 гг. до н. э. Актуальность темы исследования заключается в необходимости более детального изучения философской стороны истории Хараппской цивилизации. С точки зрения философии истории, такой анализ может быть предпринят с опорой на исторические источники и философскую литературу. Практическая значимость и новизна данного исследования обусловлена возможностью использования его результатов в высшем учебном заведении, на занятиях по психологическим и историческим дисциплинам. В ходе исследования мы используем комплекс философских, специально-исторических, психологических и психоаналитических методов. Специально-исторические методы: историко-сравнительный метод, проблемно-хронологический метод, нарративный метод, идеографический метод, историко-генетический метод, историко-системный метод, историко-типологический метод, метод исторического моделирования, реконструктивный метод, структурный метод, функциональный метод, метод диахронического анализа, метод актуализации исторического знания. Психологические методы: моделирование, сравнительно-генетический метод, циклический метод. Результатом исследования стало установление некоторых особенностей преобладающей функции психики жителей Хараппы и Мохенджо-Даро. В частности, нам удалось установить, что коллективное бессознательное жителей Мохенджо-Даро, носителей культурных кодов, шло

1624

вразрез с чувственным познанием их соседей. Такой характер был свойственен для прагматиков, которые, можно сказать, противопоставляли себя романтикам из Хараппы. Данная позиция позволяет говорить о принципиально разных культурных кодах двух очагов цивилизации. Abstract. This article is devoted to the problem of studying the mental complex of the civilization of Harappan and Mohenjo-Daro within the framework of historical science and analytical psychology. The scientific novelty of the study is determined by the author's view on the methodology of the Annals school and the civilizational approach in relation to the mental complex of the Harappans in 2600-1900. BC e. The relevance of the research topic lies in the need for a more detailed study of the philosophical side of the history of the Harappan civilization. From the point of view of the philosophy of history, such an analysis can be undertaken based on historical sources and philosophical literature. The practical significance and novelty of this study is due to the possibility of using its results in a higher educational institution, in the classroom in psychological and historical disciplines. In the course of the research, we use a complex of philosophical, special-historical, psychological and psychoanalytic methods. Special historical methods: historical-comparative method, problem-chronological method, narrative method, ideographic method, historical-genetic method, historical-systemic method, historical-typological method, method of historical modeling, reconstructive method, structural method, functional method, method diachronic analysis, a method of updating historical knowledge. Psychological methods: modeling, comparative genetic method, cyclic method. The result of the study was the establishment of some features of the predominant function of the psyche of the inhabitants of Harappan and Mohenjo-Daro. In particular, we were able to establish that the collective unconscious of the inhabitants of Mohenjo-Daro, the bearers of cultural codes, ran counter to the sensory knowledge of their neighbors. Such a character was characteristic of pragmatists, who, one might say, opposed themselves to the romantics from Harappan. This position allows us to talk about fundamentally different cultural codes of the two centers of civilization.

1625

Ключевые слова: ментальность, цивилизация, культура, мораль, обряд, семантика, развитие.

Keywords: mentality, civilization, culture, morality, ritual, semantics, development.

Введение. Проблемой менталитета древних цивилизаций занимались представители двух исторических подходов - школы Анналов и цивилизационного подхода, среди которых особенно следует выделить статьи К. Гинзбурга [17], впервые задавшегося вопросом о возможности изучения менталитета исторического общества через призму микроистории.

Стоит выделить монографии М.Ф. Альбедиль [1] и Г.М. Бонгард-Левина [5], в которых давалось подробное описание развития эмоциональных и культурных особенностей хараппов в 2600-1900 гг. до н. э. Помимо того, данную проблему рассматривали такие психоаналитики, как Д. Сэджвик [12], М.-Л. фон Франц [13], Н. Шварц-Салант [14] и К.Г. Юнг [15].

В своей работе Психология сказки Мария-Луиза фон Франц определила менталитет исторического общества как склад ума, отражающий эмоциональные, интеллектуальные и ценностные ориентации людей, принадлежащих к одной этнокультурной общности [13].

Ментальность хараппов, цивилизации долины Инд, сформировалась в период расцвета искусства и ремесла в период 2600-1900 гг. до н. э. В это время развивались такие культурные центры, как Хараппа, Ракхигархи, Дхолавира и Мохенджо-Даро. Их населяло в общей сложности около пяти миллионов эламитов-дравидов, которым были свойственны мифопоэтическая и религиозная картины мира.

Методы и методология проведения исследования. Данное исследование основано на аналитическом подходе, позволяющем соединить методы психоанализа и исторической науки. За основу были взяты методология истории К. Гинзбурга и методология психоанализа К.Г. Юнга

1626

В методологический аппарат вошли следующие психологические методы: моделирование, сравнительно-генетический метод, циклический метод.

В рамках изучения исторических и культурных типов и наиболее устойчивых форм коллективного бессознательного использовались следующие специально-исторические методы: историко-сравнительный метод, проблемно-хронологический метод, нарративный метод, идеографический метод, историко-генетический метод, историко-системный метод, историко-типологический метод, метод исторического моделирования, реконструктивный метод, структурный метод, функциональный метод, метод диахронического анализа, метод актуализации исторического знания.

Экспериментальная база. В рамках аналитического эксперимента к ментальности стран Востока обратились представители поздней школы Анналов, среди которых следует особенно выделить итальянского историка Карло Гинзбурга [17]. Не менее значимыми являются работы Карла Густава Юнга, который занимался изучением менталитета как формы коллективного бессознательного в его историческом развитии [15].

В данном исследовании через синтез подходов К. Гинзбурга и К.Г. Юнга мы сравним ментальные комплексы (совокупность отличительных черт менталитета) двух очагов Хараппской цивилизации - Хараппы и Мохенджо-Даро.

Коллективное бессознательное Хараппы характеризовалось бессознательным априорным синтезом - познанием через чувственный опыт. На примере чтения религиозных текстов у жителей Хараппы часто происходили инсайты интуиции - так в подсознание входила эксплицитная память, а имеющийся опыт актуализировался вполне сознательно.

Тем не менее, Хараппе были свойственны вытеснения и трансферы, происходившие за счет тесной связи интуитивного (религиозного) познания и сензитивности, как уникального и относительно постоянного состояния этой этнической общности в период этногенеза.

1627

Данные позиции исследователей, подкрепленные историческими и семиотическими источниками, составили основу нашего исследования.

Ход исследования. Существование Хараппской цивилизации было основано на вере в сверхъестественное, варны и джати (т.н. «касты») [11] отличали это сообщество от всех прочих восточных цивилизаций и характеризовались эндогамией [12], строгой систематизацией моральных норм [14], обрядов и ритуалов [15], описанных во множестве священных текстов, позже оформившихся в Веды, Упанишады и индийский эпос -Бхагавад-гиту [7].

Так, анализ текстов Атхарваведы позволяет говорить о таких индикаторах моральных ценностей, как: дескрептивная мораль, антиреализм, традиционализм, дихотомия свой-чужой, дихотомия добро-зло и принцип справедливости [2; 3; 4].

Каждый индикатор формировал отношение человека к миру на основе почитания ригведийских божеств, участия в обрядовой части культов земли и предков [8; 9; 10].

Ранняя форма индуизма в своем комплексе народных представлений о судьбе, долге, взаимосвязи жизни и смерти прошла через ряд религиозно-философских этапов, когда интерес хараппов сменялся от одного божества к другому [1; 12].

Культы земли и предков набирали популярность в период сельскохозяйственных, экономических и духовных кризисов. Начало формирования ментальной модели Хараппской цивилизации связано с представлением о перерождении и своеобразным аналогом принципа индивидуального спасения [14; 16].

На ранних этапах зарождения нравственности как религиозной категории хараппы опирались на добродетели и пороки, описанные в индийском эпосе. Дошедший до нас текст Бхагавад-гиты [7] позволяет утверждать о формировании принципа всеобщности: каждый человек рассматривался как носитель «священной воли», он был в ответе не только за

1628

свои деяния, но и за «долги» предков, тогда как доля «других» его не касалась. Схожее мы видим и в содержании молитв и гимнов «Белой Самаведы» [16] и «Упанишад» [6].

Анатомически детализированные фигурки из золота, терракота и камня, представленная в виде девушек в танцевальных позах [1], по мнению Г.М. Бонгард-Левина и М.-Л. фон Франц, могут указывать на перенесение сакральной семантики архетипов животных (лошади и быка) на людей, в их естественной форме, при выделении таких качеств, как жизненная сила, здоровье и трудолюбие. Данное явление, в действительности, уникально для столь ранней восточной цивилизации [7; 13].

Результаты и обсуждение. Начало формирования ментальной модели индуизма относится к середине 2 тыс. до н. э., в это время происходит синтез ведической религии и брахманизма. Затем - более точечное слияние народных верований. Поиски духовного начала привели к формированию доктрины о реинкарнации, которая позже получит свой развернутый вид в буддизме (учение о Сансаре).

На ранних этапах зарождения нравственности в индуизме происходит радикальное отделение добра от зла, дурного от добродетельного. Человек в индуизме стремится к духовному очищению и индивидуальному спасению. В этом отношении ментальная модель индуизма очень схожа с моделью греческой космологии.

Так, например, из текста «Ригведы» мы узнаем о множестве ритуальных гимнов, молитв и воздаяний, предназначенных как для религиозной службы, так и для домашних алтарей.

Суть этих гимнов сводится к принципу «всеобщности», при том, что каждый человек рассматривается как носитель собственной священной воли -он в ответе только за свои деяния и за «долги» предков, тогда как доля «других» его не должна касаться. Эта идея, получившая распространение в протестантизме (в виде концепции об индивидуальном спасении), отражает также содержание текстов «Упанишад» и «Самаведы».

1629

Область применения результатов. Таким образом, на сегодняшний ментальная модель индуизма наиболее ценна для определения генезиса восточных верований в принципе. Индуизм в своем комплексе народных представлений о судьбе, долге, взаимосвязи жизни и смерти прошел через ряд религиозно-философских этапов, когда интерес индусов сменялся от одного божества к другому. Культы Брахмы, Пашупати-Рудры-Шивы и Вишну набирали популярность в период сельскохозяйственных, экономических и духовных кризисов.

Выводы. Таким образом, архетипы в unus mundus Хараппы характеризовали этот очаг цивилизации как «сосуд» комплексов и нереализованных потребностей. На более высокий уровень организации бытия не позволяли перейти предрассудки и национальные стереотипы. То же касалось и устойчивости мифопоэтической картины мира, чего нельзя сказать о Мохенджо-Даро. Философия по Платону - это умение удивляться простому. Жители Хараппы не умели искать сакральную сущность вещей в простом, полагаясь целиком на религиозные тексты. Поэтому их миропонимание ограничилось мифом и тотемом.

Литература

1. Альбедиль, М. Ф. Протоиндийская цивилизация : очерки культуры / М. Ф. Альбедиль. - Москва, 1994. - 272 с. - ISBN 5-02-017246-4.

2. Атхарваведа (Шаунака) : в 3 т. / Пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т.Я.Елизаренковой ; Ин-т востоковедения. - М.: Вост. лит., 2005- . -(Памятники письменности Востока. CXXXV / Редкол.: Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.). - ISBN 5-02-018480-2. T.I: кн. I-VII. - 2005. - 573 с. - ISBN 5-02-018479-9 (в пер.)

3. Атхарваведа (Шаунака) : в 3 т. / пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т.Я. Елизаренковой ; Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2005-. -(Памятники письменности Востока. CXXXV / редкол.: Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.). - ISBN 5-02-018480-2 Т. 2 : кн. VIII-XII - 2007. - 293 с. - ISBN 978-5-02-018560-9 (в пер.)

1630

4. Атхарваведа (Шаунака) : в 3 т. / пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т.Я. Елизаренковой ; Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2005-. -(Памятники письменности Востока. CXXXV / редкол.: А.Б. Куделин (пред.) и др.). - ISBN 5-02-018480-2. Т. 3 : кн. XIII-XIX - 2010. - 231 с. -ISBN 978-5-02-036440-0 (в пер.)

5. Бонгард-Левин Г.М., Бухарин М.Д., Вигасин А.А. Индия и античный мир / Г. М. Бонгард-Левин, М. Д. Бухарин, А. А. Вигасин. - М.: Вост. лит., 2002. - 359 с.: ил. - ISBN 5-02-018254-0.

6. Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Упанишады. Практика постижения истинной реальности / Бхагаван Шри Сатья Саи Баба [пер. с англ. О. Кирпичниковой]. - 5-е изд. - М.: Свет, 2018. - 112 с.

7. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А. Ч. Бхагавад-гита как она есть / А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ; пер. с англ. - изд. 4-е. - М.: The Bhakti-vedanta Book Trust, 2015. - 976 с.

8. Ригведа. Т. 1. Мандалы I-IV. / Пер. Т. Я. Елизаренковой. (Серия «Литературные памятники»). - 2-е изд., испр. - М.: Наука, 1989. - 768 с.

9. Ригведа. Т. 2. Мандалы V-VIII. / Пер. Т. Я. Елизаренковой. (Серия «Литературные памятники»). - 2-е изд., испр. - М.: Наука, 1999. - 752 с.

10. Ригведа. Т. 3. Мандалы IX-X. / Пер. Т. Я. Елизаренковой. (Серия «Литературные памятники»). - М.: Наука, 1999. - 560 с.

11. Самаведа / пер. и ком. С. А. Матвеева. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2005. -463 с.

12. Сэджвик, Д. Раненый целитель. Контрперенос в практике юнгианского анализа. - М.: КДУ; Добросвет, 2007. - 232 с. - ISBN 978-5-98227-354-3.

13. Франц, М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок / Пер. с нем. Березовская Р. А., Бутырин К. М. - М.: Б.С.К. Серия: «Библиотека аналитической психологии», 2004. - 360 с. - ISBN: 5-88925045-0.

14. Шварц-Салант, Н. Черная ночная рубашка. Комплекс слияния и непрожитая жизнь / Пер. с англ. К. Мелик-Ахназаровой, под ред. В.

1631

Калиненко. - М.: Институт консультирования и систем-ных решений, 2008. - 237 с. - ISBN 978-5-91160-014-3.

15. Юнг, К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное. - М.: АСТ, 2019. -552 с.

16. The Texts of the White Yajurveda. Translated by Ralph T.H. Griffith / Sacred-texts: https://www.sacred-texts.com/hin/wyv/index.htm (date of application: 06.02.2022).

17. Uno storico, un mugnaio, un libro : Carlo Ginzburg, Il formaggio e i vermi, 1976- 2002 / a cura di Aldo Colonnello, Andrea Del Col ; con la collaborazione di Piero Lucchi, Rosanna Paroni Bertoja. - Nuova ed.. - Trieste : : Univ. di Trieste, 2003. - 199 p. - (Inquisizione e societa. Studi / Univ. degli studi di Trieste, Centro di ricerca sull'inquisizione). - ISBN 88-8303-113-X.

References

1. Al'bedil', M. F. Protoindijskaya civilizaciya : ocherki kul'tury / M. F. Al'bedil'. - Moskva, 1994. - 272 s. - ISBN 5-02-017246-4.

2. Atharvaveda (Shaunaka) : v 3 t. / Per. s ved., vstup. st., komment. i pril. T.Ya.Elizarenkovoj ; In-t vostokovedeniya. - M.: Vost. lit., 2005- . -(Pamyatniki pis'mennosti Vostoka. CXXXV / Redkol.: G.M. Bongard-Levin (pred.) i dr.). - ISBN 5-02-018480-2. T.I: kn. I-VII. - 2005. - 573 s. - ISBN 502-018479-9 (v per.)

3. Atharvaveda (Shaunaka) : v 3 t. / per. s ved., vstup. st., komment. i pril. T.Ya. Elizarenkovoj ; In-t vostokovedeniya RAN. - M.: Vost. lit., 2005-. -(Pamyatniki pis'mennosti Vostoka. CXXXV / redkol.: G.M. Bongard-Levin (pred.) i dr.). - ISBN 5-02-018480-2 T. 2 : kn. VIII-XII - 2007. - 293 s. - ISBN 978-5-02-018560-9 (v per.)

4. Atharvaveda (Shaunaka) : v 3 t. / per. s ved., vstup. st., komment. i pril. T.Ya. Elizarenkovoj ; In-t vostokovedeniya RAN. - M.: Vost. lit., 2005-. -(Pamyatniki pis'mennosti Vostoka. CXXXV / redkol.: A.B. Kudelin (pred.) i dr.). - ISBN 5-02-018480-2. T. 3 : kn. XIII-XIX - 2010. - 231 s. - ISBN 9785-02-036440-0 (v per.)

1632

5. Bongard-Levin G.M., Buharin M.D., Vigasin A.A. Indiya i antichnyj mir / G. M. Bongard-Levin, M. D. Buharin, A. A. Vigasin. - M.: Vost. lit., 2002. - 359 s.: il. - ISBN 5-02-018254-0.

6. Bhagavan Shri Sat'ya Sai Baba. Upanishady. Praktika postizheniya istinnoj real'nosti / Bhagavan Shri Sat'ya Sai Baba [per. s angl. O. Kirpichnikovoj]. -5-e izd. - M.: Svet, 2018. - 112 s.

7. Bhaktivedanta Svami Prabhupada, A. Ch. Bhagavad-gita kak ona est' / A. Ch. Bhaktivedanta Svami Prabhupada ; per. s angl. - izd. 4-e. - M.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2015. - 976 s.

8. Rigveda. T. 1. Mandaly I-IV. / Per. T. Ya. Elizarenkovoj. (Seriya «Literaturnye pamyatniki»). - 2-e izd., ispr. - M.: Nauka, 1989. - 768 s.

9. Rigveda. T. 2. Mandaly V-VIII. / Per. T. Ya. Elizarenkovoj. (Seriya «Literaturnye pamyatniki»). - 2-e izd., ispr. - M.: Nauka, 1999. - 752 s.

10. Rigveda. T. 3. Mandaly IX-X. / Per. T. Ya. Elizarenkovoj. (Seriya «Literaturnye pamyatniki»). - M.: Nauka, 1999. - 560 s.

11. Samaveda / per. i kom. S. A. Matveeva. - M.: AST: Vostok-Zapad, 2005. - 463 s.

12. Sedzhvik, D. Ranenyj celitel'. Kontrperenos v praktike yungianskogo analiza.

- M.: KDU; Dobrosvet, 2007. - 232 s. - ISBN 978-5-98227-354-3.

13. Franc, M.-L. fon. Psihologiya skazki. Tolkovanie volshebnyh skazok / Per. s nem. Berezovskaya R. A., Butyrin K. M. - M.: B.S.K. Seriya: «Biblioteka analiticheskoj psihologii», 2004. - 360 s. - ISBN: 5-88925-045-0.

14. Shvarc-Salant, N. Chernaya nochnaya rubashka. Kompleks sliyaniya i neprozhitaya zhizn' / Per. s angl. K. Melik-Ahnazarovoj, pod red. V. Kalinenko.

- M.: Institut konsul'tirovaniya i sistem-nyh reshenij, 2008. - 237 s. - ISBN 978-5-91160-014-3.

15. Yung, K. G. Arhetipy i kollektivnoe bessoznatel'noe. - M.: AST, 2019. - 552 s.

1633

16. The Texts of the White Yajurveda. Translated by Ralph T.H. Griffith / Sacred-texts: https://www.sacred-texts.com/hin/wyv/index.htm (date of application: 06.02.2022).

17. Uno storico, un mugnaio, un libro : Carlo Ginzburg, Il formaggio e i vermi, 1976- 2002 / a cura di Aldo Colonnello, Andrea Del Col ; con la collaborazione di Piero Lucchi, Rosanna Paroni Bertoja. - Nuova ed.. - Trieste : : Univ. di Trieste, 2003. - 199 p. - (Inquisizione e societa. Studi / Univ. degli studi di Trieste, Centro di ricerca sull'inquisizione). - ISBN 88-8303-113-X.

© Кобзарева И.И., Гончаров А.С., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022.

Для цитирования: Кобзарева И.И., Гончаров АС. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022.

1634

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.