ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9.01
В. В. ШАРАПОВ
Самарский государственный педагогический университет, кафедра общей и пркладной психологии E-mail: [email protected]
Проблема исследования структуры и функций этнического самосознания
В статье анализируются научно-исследовательские подходы отечественных учёных к изучению актуальных аспектов этнического самосознания; с академических позиций определяются основные составляющие структуры и функций вышеобозначенного феномена.
Ключевые слова: этнос, этничность, этническое самосознание, этническая общность, этническая культура, этническая психология, межэтническое общение, межэтнические установки, национальная идентификация, автостереотипы, гетеростереотипы, аттитюды, этноинтегрирующие и этнодифференцирующие компоненты.
V.V. SHARAPOV The Problem of Exploration of Structure and Functions of Ethnic Self-Identity
The article analyses and describes scientific approaches to the notion of self-identity contained in works of Russian reserchers. The paper academically defines main components of structure and functio.
Key words: ethnos, ethnical, ethnical self-consciousness, ethnical community, ethnical culture, ethnical psychology, communication, aims, national identification, attitudes, stereotypes, components, exploration.
В современном полиэтническом и поликультурном социуме определение и исследование основных составляющих структуры и функций этнического самосознания является более чем актуальной задачей. Существуют различные точки зрения по этому вопросу. В этнологической науке, начиная с 1950-х гг., прочно утвердилось определение этнического самосознания прежде всего как осознания людьми своей принадлежности к определённой этнической общности1. По мнению В.Ф. Генинга2, следует разделять необходимые условия возникновения и развития этнической общности на факторы, формирующие этнос, и этнические признаки, отражающие те существенные различия
между этносами, которые позволяют отличать их друг от друга. Следовательно, если язык, территория, религия являются признаками этноса, несущими в себе конкретное содержание, то общность, унитарность перечисленных признаков представлены в качестве основных факторов образования этноса, способствующих формированию, конститу-ированию и изменению последнего. С точки зрения Н.Н. Чебоксарова3, взаимодействие этих признаков, их суммарное влияние на образование и сохранение этнической общности выражается в виде вторичного фактора - этнического самосознания, которое, в конечном счёте, является решающим для определения принадлежности к той или иной
© В.В. Шарапов, 2009
этнической общности. Тем самым этническое самосознание представляет собой своего рода результат действий всех основных признаков, формирующих этническую общность. Ю.В. Бромлей4 расширил концепт термина, утверждая, что нет оснований сводить этническое самосознание лишь к осознанию своей этнической принадлежности, так как самосознание есть осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения и т. д. Определения понятия «этническое самосознание» базируются прежде всего на его содержательной наполненности. Ю.В. Бромлей выделяет такие составляющие компоненты этнического самосознания, как национальная идентификация; представления о типичных чертах своей общности, её свойствах как целого (автостереотипы); представления об общности («родной земле»), о государственной общности - при определённых конкретно-исторических условиях. Самостоятельным элементом в структуре этнического самосознания является осознанное отношение к материальным и духовным ценностям нации, её достижениям, ориентация на них. А.Х. Гаджиев, раскрывая сущность этнического самосознания, показывает его конкретное выражение в многообразных формах: познавательной, эмоциональной и волевой. Познавательная сторона этнического самосознания включает в себя, во-первых, осознание человеком своей этнической принадлежности; во-вторых, своего социального положения; в-третьих, осознание санкционированных этнической общностью традиций, норм (моделей) поведения и жизненных интересов и насущных потребностей. Эмоциональная сторона этнического самосознания включает в себя чувства собственного достоинства и национальной гордости за вклад в приумножение богатства своей страны. К основной функции самосознания А.Х. Гаджиев относит регулятивную, поскольку она имеет волевую форму своего проявления. Благодаря ей этническое самосознание регулирует и направляет все проявления этнической психологии, обеспечивает самоконтроль во всех сферах общественной жизни5.
Г.В. Старовойтова вычленяет такие важнейшие эмпирические индикаторы этнического самосознания, как этническая самоидентификация, представление об этноконсолидирующих и этнодифферен-цирующих признаках, представление о так называемом «национальном характере», об
общности черт внешнего облика этнофоров. К косвенным эмпирическим индикаторам этнического самосознания она относит некоторые элементы традиционной культуры (национальные праздники, обычаи, обряды), язык, особенности ориентации в межэтническом общении6.
По мнению B.C. Мухиной, структура самосознания строится во временном и социальном пространстве. Первично закладываются те составляющие самосознания, которые обеспечивают эмоционально положительное отношение индивида к самому себе (оно формируется людьми, особенно близкими, на ранних этапах онтогенеза). Это изначальные звенья структуры самосознания, которые можно определить как притязание на: 1) признание своего «Я» как своего имени, своих внешних физических данных и своей внутренней психической сущности; 2) социальное признание; 3) признание своей сущности как представителя пола, то есть половая идентификация. Это сфера изначальных основ самосознания7.
Позднее в онтогенезе личности формируются ещё два звена структуры самосознания: временные образования самосознания -прошлое, настоящее и будущее личности; наконец, в структуре самосознания личности развивается сфера её социального пространства, которая определяет путь развития нравственного долга человека в психологическом времени (речь идёт о формировании чувства долга перед людьми и самим собой, а также о формировании прав личности, в том числе на долг и самоуважение).
Структура самосознания при наличии одних и тех же звеньев имеет различное их наполнение в зависимости от культуры, традиций, ценностных ориентаций8.
Экспериментально выявленная ГУ. Сол-датовой когнитивная структура этноинтегри-рующих и этнодифференцирующих компонентов этнического самосознания включает следующие основные группы признаков: «этнокультурные особенности», «черты характера», «отношение к людям», «оценка поведения и динамических характеристик»9. При этом атрибутивные симптомокомплексы таких групп признаков, как «черты характера», «отношение к людям», «оценка поведения и динамических характеристик» не представляют устойчивых и оригинальных комбинаций признаков, а включают общечеловеческие качества, присущие представителям всех эт-
нических групп. Образование атрибутивных симптомокомплексов в этническом самосознании происходит на основе этнокультурного компонента его когнитивной структуры.
Ю.В. Арутюнян выделяет четыре «этнических источника», питающих этническое самосознание: «родовой», «психологический», «культурный» и «социальный»10. При органической взаимосвязи этих источников выявляется их известная автономия. «Родовой» источник, питаемый сознанием общности происхождения и исторических судеб народа, есть продукт социально-биологической природы, объединяющий «своих по роду и племени» в своей или иноэтнической среде. К «психологическому» источнику относятся накопленные народом духовные идеалы, от религиозных до социальных. «Этнокультурные» стимуляторы этнического самосознания диктуются реальными культурными интересами, приобщённостью людей к своей национальной культуре - нормам поведения, языку, социально-нравственным представлениям, обычаям, обрядам и другим атрибутам повседневного образа жизни, имеющим национальные оттенки. «Социальный» источник представлен социальной позицией и социальными интересами этноса.
Таким образом, исследователи близки в толковании этнического самосознания, но сущность явления рассматривают с разных позиций. Основной причиной этого является отсутствие надёжной отечественной этнопсихологической теории и методологии, имеющей высокий объяснительный потенциал11. С учётом теоретических и методологических оснований психологии этнического самосознания можно принять следующее определение: «Этническое самосознание есть относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегри-рующих компонентов жизнедеятельности этноса. В итоге формирования данной системы человек осознаёт себя в качестве представителя этнической общности»12.
Предлагаемая структура этнического самосознания основывается на методологических принципах системного подхода к проблеме психологии самосознания13. Она представлена осознанием:
- особенностей этнической культуры своей этнической общности;
- психологических особенностей своей этнической общности;
- тождественности со своей этнической общностью;
- собственных этнопсихологических особенностей;
- себя субъектом своей этнической общности;
- наличием социально-нравственной самооценки этничности.
Этнокультурная среда включает в себя множество модификаций окружающей реальности, аккумулированных членами этнической общности в ходе её исторического развития. Она представляет собой способ организации и развития жизнедеятельности этнических субъектов, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе общественных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, к собственной этнической общности, а значит, в совокупности качественного своеобразия отношений этнических субъектов к параметрам этногенеза своей общности (климатогеографическому, расово-биологическому, социокультурному) в соотношении с другими. Эти образования находятся рядом с нами в виде «артефактов», преобразованных в ходе их включения в разнообразные формы целесообразной человеческой деятельности14. Субъективная сторона всякой реально существующей общности людей конституируется путём двуединого, или двустороннего, психологического явления, обозначенного выражением «"мы" и "они"», путём отличия одной общнос-
- 15
ти от другой , то есть через представление об этнодифференцирующих признаках этноса - отличительных особенностях этнической культуры. К ним относятся этническая самоидентификация, происхождение и историческое прошлое членов этноса, этническая территория, язык, религия, культура, экономика, представляющие элементы различных подсистем или сфер этнической культуры16.
Из всей совокупности особенностей психики, характеризующих этнос, наибольшей статичностью обладает так называемый «психический склад». Учитывая различное отношение к данному психологическому образованию, допускаем, что понятие «психический склад» может включать в себя такие составляющие, как национальный темперамент, этносоциальная направленность (моральные убеждения, ценностные ориентации, взгляды, идеалы и т. п.), специфические для этноса способности. Динамическую
сторону этнопсихологических особенностей раскрывают национальные настроения, чувства, интересы, аттитюды, межэтнические установки, автостереотипы и гетеростереоти-пы17. Понятие «национальный характер» как психологическая категория представляет собой специфическое сочетание и проявление психологических свойств, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных исторических и культурных условиях её развития.
Этносоциальная направленность характеризуется системой ведущих мотивов, определяющих внутреннюю позицию субъекта, его отношение к этносоциальному взаимодействию с позиций этнических ценностей, представляющих ядро этнического мировоз-зрения18. Обусловленное конкретными историческими условиями развития этнической общности, понятие «мировоззрение» включает в себя также систему убеждений, жизненных позиций, взглядов, идеалов, норм нравственности и т.п.
Понятие «национальный темперамент» имеет несколько иное толкование, нежели «темперамент» в общей психологии. Своеобразие национального темперамента объясняется и влиянием климатической среды, и образом жизни, родом занятий этнических субъектов, спецификой этнической культуры.
Допуская различия между этносами в отношении способностей, необходимо подчеркнуть, что речь идет о специфических способностях, прижизненно приобретённых, при равной биологической их обусловленности (задатках). Примером специальных способностей могут служить музыкальные: в различные времена разным нациям приписывались особые музыкальные таланты - большие, чем у других. Во времена В.-А. Моцарта это были итальянцы, в XIX в. - немцы. Общеизвестно, что выходцы из Восточной Европы, особенно евреи, обладают особым талантом игры на
19
струнных инструментах19.
Национальные чувства выражают, прежде всего, эмоциональное отношение к собственной этнической реальности. К ним причисляются чувства, выражающие гордость за свой народ, приверженность национальным ценностям, достояниям.
Национальное настроение выполняет функцию, регулирующую психическую активность людей, установку воспринимать и
действовать определённым образом, то есть «выражает общее самочувствие, общее отношение <...> ко всей окружающей действительности». Настроение нации детерминировано историческими событиями жизни своего этноса, судеб его членов, политическими, экономическими условиями его функционирования, служит реакцией на определённые достижения, успехи, подъёмы, спады в этих областях20.
Динамичность национальных чувств и настроений, «сдвиг во мнениях, эмоциях и поведении» нации в силу тех или иных общественно-экономических изменений предполагает и позитивную, и негативную окраску их проявления. Подлинное чувство национальной гордости и достоинства, прогрессивное настроение нации противоположны гипертрофированному чувству превосходства и исключительности, регрессивно-агрессивному
настроению, проявляющихся в этнофанатиз-
21
ме, национализме21.
Таким образом, рассматривая факторы, формирующие этническую общность, и признаки, определяющие её на различных этапах онтогенеза, необходимо отметить, что меняются не только их соотношение и вес, но и сущность, и содержание, и как следствие -степень воздействия на личность в процессе этнизации.
Субъективная, социально-психологическая зависимость личности от факторов, обусловливающих функционирование этноса (эт-ноинтегрирующих признаков), осознанное к ним отношение определяют степень этнической однородности общности. Субъективное, личностное отношение к условиям этнического бытия кристаллизуется в явлении этнической идентичности. Необходимо отметить, что ее ядром является этническая самоидентификация, формирование которой зависит от степени выраженности и интенсивности воздействия на личность реальных компонентов этнического мира в ходе этнизации.
Осознание собственных этнопсихологических особенностей есть, прежде всего, процесс опосредованного познания самого себя через познание этнического мира, людей, пребывающих в нём, взаимоотношений с ними22. Процесс самопознания начинается с соотнесения себя с другими людьми в сравнительном контексте («Я и другие»). Образ других включает в себя представление и об их некоторых этнопсихологических особенностях (национальном характере, темпе-
раменте, способностях, мотивах и т. д.). Перенос фиксированных этнопсихологических свойств непосредственно на себя приводит к осознанию степени присутствия, выраженности проявления и развития их у самого человека.
расширяя сферу переносимых на себя этнических свойств и особенностей других, человек представляет её как систему сущностных свойств и поведения применительно к себе и к другим, составляющим некоторую этническую общность. результатом этого переноса является ощущение себя, представление о себе как об индивиде, похожем на окружающих других. Таким образом, у человека складывается образ самого себя и своего поведения, привязанный к условиям бытия конкретной этносоциальной общности, в которую он себя включает.
Далее процесс самопознания переходит в систему познания самого себя («Я и Я»), где происходит проекция фиксированных свойств на качество своего «Я». Анализируя и осмысляя себя (свое «Я»), собственное поведение, человек соотносит его с детерминирующей мотивацией, обусловленной возлагаемыми на него требованиями этносоциальной общности. В результате данного соотношения происходит осознание себя субъектом своей этнической общности, наделенным этнической индивидуальностью (своеобразным, специфическим сочетанием психологических свойств), детерминированной внешними и внутренними условиями, актуализированной в таких же, похожих на него, других.
Самопознание в системе соотнесения себя с другими и в системе соотнесения себя с самим собой реализуется непосредственно при взаимоотношениях человека с другими людьми в процессе общения и деятельности, являющихся условиями самого процесса самопознания. Только через деятельность и общение, в которые люди вступают для достижения общих целей, каждый из них познаёт самого себя.
Формой выражения осознания себя субъектом этнической общности является этническая определённость личности. Она представлена в неразрывном единстве двух её сторон: объективной и субъективной23. Первая рассматривается как комплекс связей, выражающих объективную социальную зависимость личности от общества, закрепляющуюся в процессе этнизации, через включённость личности в социальную, эко-
номическую, политическую и другие сферы функционирования этноса.
Этническая определённость не может не быть осознанной - это органический сплав объективно существующих связей личности с данной общностью и субъективного, личностного к ним отношения; отражение в сознании (самосознании) компонентов этнической культуры и реальных взаимосвязей с ними. Осознание себя частью своей этнической общности включено в самосознание в качестве специфически ориентированного осознания этнического мира, избирательного отношения к его составляющим. Условием формирования этнической определённости считается овладение человеком системой ценностей этнической культуры своей общности, активная его самодеятельность в сфере жизнедеятельности.
Социально-нравственная самооценка собственных этнических качеств есть своего рода самоотношение на основе переживаний, возникающих в ходе генезиса этнического самосознания на различных этапах его становления. Формирование отношения личности к себе представляет собой процесс двойного опосредования. Отношение человека к себе изначально формируется через отношение его к другому при сопоставлении себя с другим. Этот тип отношений возникает в ходе отождествления себя с другими представителями своей этнической общности, в процессе этнической самоидентификации («Я такой же, как они»), в результате чего формируются, например, автостереотипы (представления, поступки, эмоциональные проявления в отношении своей этнической общности), проявления подражания, внушения, группового мнения, массового вкуса, моды и т. п.
Второй тип самоотношения, обусловленный отношением к человеку другого и проявляющийся через уподобление другого ему («Другой такой же, как и я»), определяется понятием «этнопроекция». Данный тип отношений выражается в процессе социальной стереотипизации межэтничесокого восприятия в форме гетеростереотипов («легкомысленный француз», «педантичный немец», «чопорный англичанин» и др.), межэтнических установок и т. д.
По сравнению с автостереотипами, эмоциональная окраска набора оценочных высказываний в адрес аутгруппы представляет более тёмные тона. Помимо этого к
факторам, оказывающим большое значение в формировании этнических авто-, гетерос-тереотипов и установок, относится сфера привитых воспитанием, приобретённых, внушаемых в данной этнической среде взглядов, суждений, представлений, норм поведения, привычек, бытование которых может как контролироваться этническими субъектами, так и совсем не осознаваться.
Оценка самого себя, переживания в связи с осознанием своей этнической индивидуальности опосредуются реальным бытием личности в процессе постоянного соотношения своих жизненных позиций, установок, ценностей с требованиями и нормами своей этнической общности. Одним из важнейших условий формирования самооценки является осознанность критериев нравственной оценки. Содержание нравственных критериев самооценки определяется направленностью личности24. В соответствии с тем, как человек нравственно оценивает свои собственные свойства, формируется и его оценка нравственных свойств окружающих людей. Самооценка на каждом конкретном этапе формирования этнического самосознания отражает уровень развития социально-нравственного отношения к себе, к своей этносоциальной группе и к иноэтническим образованиям.
По своей направленности и назначению этническое самосознание (осознание представителями этнической группы самих себя) выполняет ряд функций: консолидирующую, регулятивную, познавательную, эмоционально-оценочную, ценностную, социально-психологическую.
Консолидирующая функция подчёркивает факт объединения, который происходит на основе освоения собственно этнических интересов, выступающих важнейшим элементом этнического самосознания.
Суть регулятивной функции проявляется в определении и достижении этносом конкретных целей. Среди целей такого плана -стремление к суверенитету, социальному и экономическому прогрессу, сохранение духовных и материальных ценностей.
Познавательная функция этнического самосознания выступает, по сути, в форме самопознания. Основная суть познавательной функции заключается в осознании своего «мы» и своего отличия от других подобных общностей.
Эмоционально-оценочная функция отражает степень и уровень межэтнического взаимодействия (отношение к собственной группе и другим иноэтничным группам), исходя из принципа «мы - они». Данная функция служит своего рода регулятором межэтнических отношений. На основе эмоционально-оценочной функции осуществляется содержательное наполнение образов «мы» и «они». Более полно она раскрывается через духовный феномен - самооценку. В какой-то мере это обстоятельство связывает эмоционально-оценочную функцию с ценностной.
Ценностная функция определяет совокупность идейных установок, взглядов, убеждений, формирует идеалы, принципы, которые признаются стоящими над всем остальным и к которым стремятся представители этнической общности. Эта функция составляет сущность и условие полноценного бытия этноса.
Социально-психологическая функция подчёркивает взаимосвязь и взаимообусловленность общественно-психологических особенностей этнического самосознания, проявляющихся в поведении, темпераменте, манере общения и психике. Функциональные особенности этнического самосознания непосредственно связаны с практической деятельностью представителей этнической общности25.
Итак, этническое самосознание - это осознание этносом своего этнического единства, совокупность идей, взглядов и чувств, связанных с самоопределением этнической общности, осознанием своего места среди других общностей подобного типа; это комплекс представлений этнической группы о самой себе, её этнически осознанных интересов, ценностных ориентаций, этнической идентификации и установок по отношению к представителям других этносов.
Примечания
1 См.: АгаевА.Г. Нация, её сущность и самосознание // Вопр. истории. 1967. № 1; Козлов В.И. Некоторые проблемы истории нации // Вопр. истории. 1967. № 1.
2 См.: ГенингВ.Ф. Этнический процесс в первобытности: Опыт исследования закономерности зарождения и раннего развития этноса. Свердловск, 1970.
3 См.: ЧебоксаровН.Н. Проблемы происхождения древних и современных народов: Вступительное слово на симпозиуме // Труды Междунар. конф. по антропологии и этнологии. М., 1970. Т. 5.
4 См.: Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
5 См.: ГаджиевА.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов н/Д, 1982.
6 См.: Старовойтова Г.В. К исследованию этнопсихологии городских жителей: По материалам опроса трёх городов Татарской АССР // Советская этнография. 1976. № 3.
7 См.: Мухина В.С. Современное самосознание народностей Севера // Психол. журн. 1988. Т. 9. № 4. С. 44-53.
8 См.: Мухина В.С. Указ. соч.
9 Солдатова Г.У. Межэтническое общение: Когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М., 1988. С. 111-125.
10 Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социс. 1990. № 7. С. 42-49.
11 См.: Дробижева Л.М., Кузнецов И.И. и др. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований // Психол. журн. 1988. Т. 9. № 3. С. 26-34.
12 Хотинец В.Ю. Этническое самосознание в структуре интегральной индивидуальности: Дис. ... канд. психол. наук. Ижевск, 1995.
13 См.: Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учеб. пособие. Пермь, 1990.
14 См.: Коул М. Культурные механизмы развития // Вопр. психол. 1995. № 3.
15 См.: Подойницына И.И. Этнокультурные стереотипы производственного поведения в трудовых коллективах: Дис. ... канд психол. наук. СПб., 1993.
16 См.: Мкртумян Ю.И. Основные компоненты культурного этноса // Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978.
17 См.: Хотинец В.Ю. Указ. соч.
18 См.: Пименов В.В. Системный подход к этносу // Расы и народы. М., 1986.
19 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.
20 Хотинец В.Ю. Указ. соч.
21 См.: Подойницына И.И. Указ. соч.
22 См.: Хотинец В.Ю. Указ соч.
23 См.: ДашдамировА.Ф. Нация и личность. Баку, 1976.
24 См.: Макарова Н.Ф. Структура автостереотипов болгар в условиях османского владычества (XV-XVI вв.) // Славяне и их соседи: Этнопсихологические стереотипы в средние века. М., 1990.
25 См.: Хотинец В.Ю. Указ соч.
УДК 316.37
М.В. ГРИГОРЬЕВА
Педагогический институт Саратовского государственного университета, кафедра психологии образования E-mail: [email protected]
Значение понятия «Россия» у молодежи в зависимости от условий социализации
В статье обосновано, что одним из важнейших понятий, значение которых в значительной степени определяет сознание современной молодежи, является понятие «Россия». Автором представлены материалы экспериментального исследования по выявлению и описанию значения понятия «Россия» у молодежи. Определена специфика данного значения у старшеклассников и студентов в зависимости от условий социализации: содержания и объема осваиваемых знаний, особенностей субкультуры, сфер взаимодействия представителей групп с другими людьми, межличностных взаимоотношений внутри группы и т.д. Методологической основой анализа явилось положение культурно-исторической психологии о неразрывной связи активных действий и внутренних психических явлений.
Ключевые слова: социализация, значение, культурно-историческая модель мира, понятия «Россия», представления, содержательные и эмоционально-оценочные характеристики представления.
M.V. GRIGORYEVA Meaning of incept «Russia» at Youth Depending on Socialisation Conditions
In article it is proved, that by one of the major concepts which value substantially defines consciousness of modern youth, the concept «Russia» is. The author presents experimental research materials on revealing and the description of value of concept «Russia» at youth. Specificity of the given value at senior pupils and students depending on socialisation conditions is defined: the maintenance and volume of mastered knowledge, features of subculture, spheres of interaction of representatives of groups with other people, interpersonal mutual relations in group etc. the Methodological basis of the analysis was position of cultural-historical psychology about indissoluble communication of active actions and the internal mental phenomena.
Key words: socialisation, meaning, cultural-historical model of the world, concept "Russia", representations, substantial and emotionally-estimated characteristics of representation.
Особенности процесса организованного обучения и воспитания в учреждениях образования, основывающиеся на неразрыв-
ной связи активных действий и внутренних психических явлений, в рамках культурно-исторической психологии позволяют рассмат-
© М.В. Григорьева, 2009